Тронгзунд - крошечное местечко близ Выборга, можно сказать, его форпост. Это третий с конца город России по населению, меньше только Лихвин на Тульщине и Верхоянск в Якутии. Тем не менее тут есть, что посмотреть: крепость, карельская природа и некоторое количество сохранившихся довоенных финских зданий. Но главное - кайфовая атмосфера дачного посёлка на Карельском перешейке.
Об окрестностях Петербурга:
Вырица, Лисино-Корпус, Тихвин, Приозерск (Кексгольм), Стрельна, Шлиссельбург, Рождествено, Суйда, Сестрорецк, Приморск (Койвисто), Зеленогорск (Терийоки), Выборг, Сосновый Бор и Копорье, Петергоф, Токсово, Гатчина, Новая Ладога, Старая Ладога, Пушкин (Царское Село), Южное Приладожье, Невская Дубровка и Ладожское Озеро, Ораниенбаум (Ломоносов), Павловск, Нарва, Дудергоф, Ямбург (Кингисепп), Волосово/Губаницы, Извара, Райвола (Рощино), Луга, Лахта/Ольгино, Сиверский, Петяярви, Кронштадт. Часть 1, Кронштадт. Часть 2, Гдов, Лисий Нос, Песочный
Мои статьи о Петербурге: Дома Петербурга. Часть 1, Дома Петербурга. Часть 2, Церкви Петербурга. Часть 1, Церкви Петербурга. Часть 2, Петербургский трамвай, Музей РЖД, Панельки Петербурга
Конструктивизм Петербурга: Часть 1. Выборгская сторона, Часть 2. Петроградская сторона, Часть 3. Васильевский остров, Часть 4. Центр, Часть 5. Нарвская застава, Часть 6. Московская застава, Часть 7. Невский район
1. Итак, Тронгзунд находится в 30 километрах от Выборга, доехать сюда можно на басе, курсирующем приблизительно раз в 2 часа. До начала нулевых здесь ходила электричка с райцентра, но её отменили в связи с открытием автодороги и «низким пассажиропотоком».
Это всем известная схема: РЖД выбирает некий маршрут, который им по каким-то причинам не нужен, устанавливает на нём неудобное расписание (например, отправление в 3:49 утра или несостыковка с другими поездами), пассажиропоток из-за этого действительно уменьшается, маршрут объявляется убыточным - и вуаля! Отмена навсегда.
При этом линия в Тронгзунд остаётся действующей, более того, электрифицированной - она служит для транспортировки грузов местного порта.
2. Город предстаёт аккуратным и ухоженным, я, если честно, ожидал увидеть глухое захолустье. Рядом с автостанцией остановкой - фельдшерский пункт:
3. История этого места, очевидно, не изобилует интересными событиями.
Издавна тут был порт и таможня - Тронгзунд невероятно удачно расположен у входа в мелководный Выборгский залив. По приказу Петра I на островах были заложены укрепления.
Фактически городом посёлок стал при независимой Финляндии (1917-1940), когда порт начал работать в промышленных масштабах и к нему была подведена железная дорога (1926).
На центральной площе неплохое благоустройство:
4. Название Trångsund в переводе с шведского означает "узкий пролив" и обусловлено географией, финны же называли местечко Uuras - "трудолюбивый". Советское название связано с героем СССР Кузьмой Высоцким (1911-1940), украинцем с Киевщины. Он получил тяжёлое ранение в этих местах и скончался позднее в госпитале в Петербурге.
Магазин, судя по всему, построен в финский период:
5. Порт до сих пор успешно функционирует, достигая грузооборота более 15 миллионов тонн в год (правда, в 2022 из-за всего ужаса наметилось естественное падение). Основные грузы - нефть, уголь, древесина.
Пара симпатичных финских домиков:
6.
7. С населением 1100 человек (пик - 1700 в конце нулевых) Тронгзунд действительно третий с конца город России, но этот статус в данном случае логичен: большинство местных жителей, вероятно, заняты не в сельском хозяйстве (работают или в порту, или в Выборге). Тот же Лихвин (935 жителей) хотя бы был уездным городом Калужской губернии и сохранил много дореволюционных каменных зданий, а вот Верхоянск (768 жителей), расположенный близ "полюса холода" - деревня деревней.
Неплохой советский мурал:
8. Бордюры, как и в Выборге, тоже с финской эпохи:
9. Периодически попадаются фундаменты разрушенных финских домов - стандартная история для Карельского перешейка. Вообще финское наследие тут не так многочисленно как немецкое на Кёнигсбергщине как раз из-за того, что многие жилые дома и общественные здания строились из дерева.
10. Местные многоквартирные дома из силикатного кирпича:
11. Есть пара послевоенных "сталинок":
12. Ещё одна "брежневка":
13. На берегу пролива тоже разбит благоустроенный парк:
14. А вот, собственно, пролив Тронгзунд. Что забавно, он сохранил официальное шведское название, и это никого особо не беспокоит. Может, и городам с улицами, наконец, вернуть нормальные исторические названия?
15.
16. Информационный стенд с лёгким юмором. Влюбляться прямо необходимо!
17. У небольшого лодочного причала имеется беседка:
18. Симпатичный новодельный Свято-Троицкий храм:
19. Тронгзунд (город) находится на вытянутом острове, на его северной оконечности немного в стороне от него находится одноимённая фортеция. Рядом с ней - небольшой открытый участок каменистого побережья с маяками:
20. Живописный вид на район шхер с вездесущими чайками. Выборг находится в прямой видимости - до него отсюда около 12 километров по прямой:
21. Беспечные рыбаки собираются на рыбалку:
22. Какие-то береговые сооружения крепости:
23. Строительство укреплений на подступах к Выборгу началось ещё при Петре I (я бы назвал Тронгзунд отдалённым форбургом Выборга), однако с того времени ничего не сохранилось. Те сооружения, что можно наблюдать сегодня, строились в 1864-1867 годах, но приземистая фортеция быстро устарела и использовалась как вспомогательная.
24. Укрепления заросли густым лесом и выглядят вот так:
25. Вероятно, сохранились внутренние ходы:
26. Крепость была дополнительно усилена артиллерийскими батареями на соседних островах (укрепления Равансаари и Ниемеля).
27. Мощная кладка постепенно разрушается:
28. Вероятно, вентиляционная шахта:
29. Суровая нордическая кладка из грубоотёсанных гранитных камней:
30. Самый интересный вид Тронгзунда:
31. Повсюду любимые мной карельские скалы:
32. На одной из скал установлен крест с "очень безопасной" лестницей:
33.
34. Но место кайфовое из-за великолепных видов:
35. Яка же красота! Я не мог не поваляться тут часок на тёплом сонечке:
36. Возвращаюсь на остановку, чтобы на минибасе доехать обратно в Выборг. Южная сторона фортеции:
37. Самое серьёзное финское здание города (думаю, школа):
38. Что-то тоже финское конструктивистское, заделанное в сайдинг:
39. Южнее остановки - небольшой массив аккуратного частного сектора, часть домов явно времён межвоенной Финляндии:
40. Давно закрытый магазин того же периода:
41. Вдалеке - вокзал (возможно, даже 1920-х годов постройки) непассажирской станции Тронгзунд. Её территория огорожена, так что подходить ближе я не стал.
Тронгзунд больше подходит для рекреации, но и мне как любителю архитектуры было интересно тут побывать, тем более я помню это место ещё с детства по картам.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание