Найти в Дзене
zoom-spb

Тронгзунд (Уурас, Высоцк)

Тронгзунд - крошечное местечко близ Выборга, можно сказать, его форпост. Это третий с конца город России по населению, меньше только Лихвин на Тульщине и Верхоянск в Якутии. Тем не менее тут есть, что посмотреть: крепость, карельская природа и некоторое количество сохранившихся довоенных финских зданий. Но главное - кайфовая атмосфера дачного посёлка на Карельском перешейке.

Герб Тронгзунда
Герб Тронгзунда

Об окрестностях Петербурга:

ВырицаЛисино-КорпусТихвинПриозерск (Кексгольм)СтрельнаШлиссельбургРождественоСуйдаСестрорецкПриморск (Койвисто)Зеленогорск (Терийоки)ВыборгСосновый Бор и КопорьеПетергофТоксовоГатчинаНовая ЛадогаСтарая ЛадогаПушкин (Царское Село)Южное ПриладожьеНевская Дубровка и Ладожское ОзероОраниенбаум (Ломоносов)ПавловскНарваДудергофЯмбург (Кингисепп)Волосово/ГубаницыИзвараРайвола (Рощино)ЛугаЛахта/ОльгиноСиверскийПетяярвиКронштадт. Часть 1Кронштадт. Часть 2Гдов, Лисий Нос, Песочный

Мои статьи о Петербурге: Дома Петербурга. Часть 1Дома Петербурга. Часть 2Церкви Петербурга. Часть 1,  Церкви Петербурга. Часть 2Петербургский трамвайМузей РЖДПанельки Петербурга

Конструктивизм Петербурга: Часть 1. Выборгская сторонаЧасть 2. Петроградская сторонаЧасть 3. Васильевский островЧасть 4. ЦентрЧасть 5. Нарвская застава, Часть 6. Московская застава, Часть 7. Невский район

1. Итак, Тронгзунд находится в 30 километрах от Выборга, доехать сюда можно на басе, курсирующем приблизительно раз в 2 часа. До начала нулевых здесь ходила электричка с райцентра, но её отменили в связи с открытием автодороги и «низким пассажиропотоком».

Это всем известная схема: РЖД выбирает некий маршрут, который им по каким-то причинам не нужен, устанавливает на нём неудобное расписание (например, отправление в 3:49 утра или несостыковка с другими поездами), пассажиропоток из-за этого действительно уменьшается, маршрут объявляется убыточным - и вуаля! Отмена навсегда.

При этом линия в Тронгзунд остаётся действующей, более того, электрифицированной - она служит для транспортировки грузов местного порта.

-2

2. Город предстаёт аккуратным и ухоженным, я, если честно, ожидал увидеть глухое захолустье. Рядом с автостанцией остановкой - фельдшерский пункт:

-3

3. История этого места, очевидно, не изобилует интересными событиями.

Издавна тут был порт и таможня - Тронгзунд невероятно удачно расположен у входа в мелководный Выборгский залив. По приказу Петра I на островах были заложены укрепления.

Фактически городом посёлок стал при независимой Финляндии (1917-1940), когда порт начал работать в промышленных масштабах и к нему была подведена железная дорога (1926).

На центральной площе неплохое благоустройство:

4. Название Trångsund в переводе с шведского означает "узкий пролив" и обусловлено географией, финны же называли местечко Uuras - "трудолюбивый". Советское название связано с героем СССР Кузьмой Высоцким (1911-1940), украинцем с Киевщины. Он получил тяжёлое ранение в этих местах и скончался позднее в госпитале в Петербурге.

Магазин, судя по всему, построен в финский период:

5. Порт до сих пор успешно функционирует, достигая грузооборота более 15 миллионов тонн в год (правда, в 2022 из-за всего ужаса наметилось естественное падение). Основные грузы - нефть, уголь, древесина.

Пара симпатичных финских домиков:

-6

6.

-7

7. С населением 1100 человек (пик - 1700 в конце нулевых) Тронгзунд действительно третий с конца город России, но этот статус в данном случае логичен: большинство местных жителей, вероятно, заняты не в сельском хозяйстве (работают или в порту, или в Выборге). Тот же Лихвин (935 жителей) хотя бы был уездным городом Калужской губернии и сохранил много дореволюционных каменных зданий, а вот Верхоянск (768 жителей), расположенный близ "полюса холода" - деревня деревней.

Неплохой советский мурал:

-8

8. Бордюры, как и в Выборге, тоже с финской эпохи:

-9

9. Периодически попадаются фундаменты разрушенных финских домов - стандартная история для Карельского перешейка. Вообще финское наследие тут не так многочисленно как немецкое на Кёнигсбергщине как раз из-за того, что многие жилые дома и общественные здания строились из дерева.

10. Местные многоквартирные дома из силикатного кирпича:

-11

11. Есть пара послевоенных "сталинок":

12. Ещё одна "брежневка":

-13

13. На берегу пролива тоже разбит благоустроенный парк:

-14

14. А вот, собственно, пролив Тронгзунд. Что забавно, он сохранил официальное шведское название, и это никого особо не беспокоит. Может, и городам с улицами, наконец, вернуть нормальные исторические названия?

15.

-16

16. Информационный стенд с лёгким юмором. Влюбляться прямо необходимо!

-17

17. У небольшого лодочного причала имеется беседка:

-18

18. Симпатичный новодельный Свято-Троицкий храм:

-19

19. Тронгзунд (город) находится на вытянутом острове, на его северной оконечности немного в стороне от него находится одноимённая фортеция. Рядом с ней - небольшой открытый участок каменистого побережья с маяками:

-20

20. Живописный вид на район шхер с вездесущими чайками. Выборг находится в прямой видимости - до него отсюда около 12 километров по прямой:

-21

21. Беспечные рыбаки собираются на рыбалку:

-22

22. Какие-то береговые сооружения крепости:

-23

23. Строительство укреплений на подступах к Выборгу началось ещё при Петре I (я бы назвал Тронгзунд отдалённым форбургом Выборга), однако с того времени ничего не сохранилось. Те сооружения, что можно наблюдать сегодня, строились в 1864-1867 годах, но приземистая фортеция быстро устарела и использовалась как вспомогательная.

-24

24. Укрепления заросли густым лесом и выглядят вот так:

25. Вероятно, сохранились внутренние ходы:

26. Крепость была дополнительно усилена артиллерийскими батареями на соседних островах (укрепления Равансаари и Ниемеля).

-27

27. Мощная кладка постепенно разрушается:

-28

28. Вероятно, вентиляционная шахта:

-29

29. Суровая нордическая кладка из грубоотёсанных гранитных камней:

30. Самый интересный вид Тронгзунда:

-31

31. Повсюду любимые мной карельские скалы:

32. На одной из скал установлен крест с "очень безопасной" лестницей:

-33

33.

-34

34. Но место кайфовое из-за великолепных видов:

-35

35. Яка же красота! Я не мог не поваляться тут часок на тёплом сонечке:

-36

36. Возвращаюсь на остановку, чтобы на минибасе доехать обратно в Выборг. Южная сторона фортеции:

-37

37. Самое серьёзное финское здание города (думаю, школа):

38. Что-то тоже финское конструктивистское, заделанное в сайдинг:

39. Южнее остановки - небольшой массив аккуратного частного сектора, часть домов явно времён межвоенной Финляндии:

-40

40. Давно закрытый магазин того же периода:

-41

41. Вдалеке - вокзал (возможно, даже 1920-х годов постройки) непассажирской станции Тронгзунд. Её территория огорожена, так что подходить ближе я не стал.

-42

Тронгзунд больше подходит для рекреации, но и мне как любителю архитектуры было интересно тут побывать, тем более я помню это место ещё с детства по картам.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание