Найти в Дзене
zoom-spb

Приморск (Бьёркё, Койвисто)

Приморск - малый, но не умирающий город Ленинградской области населением 5,5 тысяч человек, вытянутый вдоль Финского залива на 11 километров. Я тесно связан с этим местом, поэтому для меня это не просто отдалённый населённый пункт одной достопримечательности. До недавнего времени Койвисто был захолустным городом, так как в советское время он был закрыт для свободного посещения, однако сейчас здесь находится крупный нефтеналивной порт, а значит, много рабочих мест. Отдалённость от основных транспортных путей и Санкт-Петербурга (120 километров) позволила местной природе остаться практически нетронутой, так что её в этом посте будет много.

Статьи о других местах Ленинградской области - по ссылкам ниже:

Лисино-Корпус, Тихвин, Вырица, Приозерск(Кексгольм), Стрельна, Шлиссельбург, Рождествено, Суйда, Сестрорецк

1. В Приморск ведёт относительно неплохое шоссе, до посёлка Озерки (Сейвястё) вовсе являющееся скоростной автомагистралью. Впрочем, оно стало таковым лишь в 2011-2013 годах, а до этого времени было совершенно разбитым.

2. После Озерков, где есть маяк, прекрасная церковь и несколько фешенебельных туристических баз, дорога входит в идеальный сосновый лес и кружит по нему 50 километров до Приморска. И тут по пути есть несколько интересных мест. Первое - место смерти просветителя Микаэля Агриколы на территории бывшей волости Куолемаярви (в переводе с финского "озеро смерти"). Микаэль Агрикола совершенно неизвестен в России, но для Финляндии - важнейший деятель. Он жил в 1510-1557 годах и был первым лютеранским епископом Финляндии, которая вслед за Германией (вместе с остальными скандинавскими странами) приняла церковную Реформацию. Но самое главное, что Агрикола перевёл Библию на финский язык, поэтому справедливо считается отцом Финского языка и письменности. В день его смерти 9 апреля в стране отмечается День финского языка. Великий человек! В этом глухом месте он оказался вместе с посольством шведского короля, следовавшего в Москву. В пути Микаэль Агрикола заболел и скоропостижно скончался, а похоронен был в Выборге.

-2

3. Такая природа в этом месте:

-3

4. Далее по пути - линия Маннергейма, и тут нужно остановиться подробнее.
В декабре 1917 года при распаде Российской империи Финляндия получила независимость (и Ленин пошёл на это не из добрых побуждений, а просто сил бороться за эту страну не было), и граница России оказалась в 20 километрах от Петербурга (например, Зеленогорск оказался в Финляндии). Перед Второй мировой войной Сталин, ведший агрессивную внешнюю политику, захотел эту границу из малодушия отодвинуть, и с помощью провокации (см.
Майнильский инцидент) развязал позорную Советско-Финскую войну (которую можно рассматривать в составе Второй мировой), длившуюся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940.
Карл Густав Маннергейм, финский фельдмаршал, бывший генералом ещё в Русской императорской армии, справедливо ненавидел большевиков и дальновидно решил готовиться к обороне. Он решил организовать оборону на узком Карельском перешейке, чтобы использовать особенности местности и затруднить логистику противнику в дремучем и необжитом тогда краю, а также развязать партизанскую войну.
Так появилась так называемая Линия Маннергейма, состоявшая из нескольких десятков небольших крепостей (ДОТов), сплошного противотанкового заграждения из валунов, окопов и множества снайперских точек.
Плохо подготовленная советская армия с командирами, рассчитывавшими на "лёгкую прогулку", натолкнулась на ожесточённое сопротивление (ведь финны защищали свою страну) и надолго увязла в боях. В конце концов, Сталин одержал "пиррову победу" ценой огромных потерь (соотношение примерно 1:5) и отнял у финнов Западную Карелию с Сортавалой и
Карельский перешеек с Выборгом (на тот момент вторым городом Финляндии).
Теперь эти земли - дачные посёлки (Карельский перешеек) и умирающая глубинка (Карелия), а Финляндия - одна из самых развитых стран Европы.

5. Ныне на Линии мирно растёт черника..

6. И тянутся вверх сосны.

-6

7. Дальше по дороге - заброшенный (или нет?) секретный завод ракетного топлива "Энергия", из-за которого Приморск и был закрытым городом. Подробный репортаж о нём здесь, а я оставлю фото непонятного боеприпаса, обнаруженного мной однажды на пляже в той местности. Как это возможно вообще?

-7

8. Переходим к Приморску. Как я сказал, он вытянут узкой полосой вдоль залива на 11 километров, так что приходится ехать по набережной Гагарина около 7 минут, прежде чем попадёшь в центр города, раскинувшийся на берегу залива Катерлахти в проливе Бьёркезунд ("берёзовый пролив").

-8

9. Приморск - очень древнее поселение, несмотря на небольшой размер.
Первое упоминание о нём в документах относится к 1323 году, когда по
Ореховскому миру местечко Берёзовое отошло к Шведскому королевству и стало называться Бьёркё (дословный перевод). Далее поселение 5 веков принадлежало шведам, которые хотели основать здесь город, но по каким-то причинам этого не произошло.
После Северной войны эта местность отошла к России, и в Бьёркё была организована таможенная застава и лоцманская служба, при этом населённый пункт так и оставался небольшой деревней.
На фото церковь Новомучеников, то есть в честь невинно убитой семьи последнего русского царя Николая II.

10. Посвящение не случайно: в 1905 году здесь встретились для переговоров Николай II и Вильгельм II, немецкий император. Ими был заключён Бьёркский договор, в котором они договорились, если в двух словах, сотрудничать и попытаться присоединить к своему договору Францию. Однако, через 9 лет Германия и Россия стали противниками в Первой мировой войне.
Церковь новодельная, но удачно стилизованная под древнерусский стиль. При ней есть воскресная школа.

-10

11. Храм находится на перекрёстке "оси" города Приморского шоссе (набережной Гагарина, набережной Лебедева) и Вокзальной улицы, так что немного о железной дороге в Приморске.
Здесь проходит железная дорога Зеленогорск-Приморск-Выборг, появившаяся в 1916 году, так называемая "Большая Приморка". Толчком к её появлению стала как раз вышеупомянутая встреча императоров.
Сейчас линия однопутная, неэлектрофицированная, крайне малодеятельная, кажется, что грузового движения здесь нет вовсе. Пассажирское же ограничено двумя парами поездов утром и вечером и дополнительной парой по выходным. К настоящему моменту линию привели в порядок в рамках ребрендинга РЖД в начале 2010-х, установлены таблички и будки, сооружены низкие платформы.
Я помню, как я ездил по этой дороге в конце 2000-х, и она казалась мне совершенной глухоманью, поскольку тогда здесь ходил старый советский сидячий вагон, шпалы пути были деревянными, а скорость состава на некоторых участках составляла 10-15 километров в час. Ныне по линии курсирует дизель-поезд РА2, проезжающий 120 километров за 3 часа, то есть средняя скорость по-прежнему невысока - 40 км/ч.

-11

12. Станция сейчас выглядит так и по сути станцией не является по определению. Здесь есть несколько неиспользуемых боковых путей с ржавыми рельсами и никакой инфраструктуры.

-12

13. Отличный каменный вокзал в стиле северный модерн (похожий на приозерский, только тот деревянный) был повреждён во Вторую мировую войну и не восстанавливался. В таком же стиле выдержана и приморская кирха. Фото отсюда. Множество остановочных пунктов на линии теперь тоже не существуют.

-13

14. Жилой дом рядом со станцией несёт на себе табличку с её названием, а раньше за отсутствием вокзала в нём располагались билетные кассы. Обратите внимание на архитектурный стиль: он тот же, что и у утраченного вокзала.

-14

15. Вид в сторону Петербурга. Хорошо, что хотя бы так дорога существует.

Я не фанат советской эпохи, но вынужден признать: железнодорожное сообщение тогда было налажено намного лучше. В Приморск ходило 6 поездов в день, а теперь всего лишь два (в субботу утром и воскресенье вечером подаётся дополнительный).

-15

16. Между Зеленогорском и Приморском линия проходит по малонаселённой сейчас живописной глухоманной местности, проезжая неплохие дачные посёлки (Местеръярви), отличные чистые озера для походов (Яппиля, Тарасовское), бывший крупный куст деревень Куолемаярви среди различных пейзажей: идеальные сосновые боры, забытые поля, поросшие молодняком холмы.

-16

17.

-17

18. Настоящая жемчужина Приморска/Бьёркё/Койвисто и всей Ленинградской области - гениальная кирха святой Марии Магдалины. Она была построена в 1902-1904 годах по проекту одного из самый замечательных финских архитекторов Йозефа Стенбека (обязательно загуглите его творения!) в стиле "северный модерн" с уклоном в готику.
Николай II, побывав здесь, подарил приходу большую сумму денег (что говорит о веротерпимости в многонациональной Российской империи), на которые был построен чуть ли не лучший орган Финляндии, конечно, безвозвратно утерянный после всех войн.

19. Были у кирхи и очень красивые витражи, как видно, тоже утраченные. В советское время и в 1990-е в здании, по традиции,  происходили всякие непотребства: здесь размещалась конюшня, было произведено внутреннее переустройство, проводились дискотеки. Сейчас часть здания занимает краеведческий музей, но целостного интерьера кирхи не сохранилось.

-19

20. На мой взгляд это сооружение, выполненное из грубоотёсанных гранитных блоков, совершенно прекрасно. Кстати, как ни странно в маленьком Приморске представлено 8 различных религиозных конфессий от православия до мало распространённых протестантов.

21. Кирха стоит на берегу пролива Бьёркезунд, а напротив - группа Берёзовых островов (оригинальное название города на всех языках значит "Берёзовое").

-21

22. Из-за того, что Койвисто довольно далеко от Петербурга, Финский залив тут чище и приятнее для купания. Виды такого разного залива без комментариев:

-22

23.

24.

-24

25.

26.

-26

27.

-27

28.

-28

29.

-29

30. В Бьёрке, как и по всей Финляндии, жители селились хуторами и как фермеры занимались сельским хозяйством и животноводством. В России деревня уничтожалась на протяжении всего XX века (продразвёрстка->коллективизация->репрессии->позднесоветские колхозы/совхозы->кризисы 1990-х), так что нам это не близко. Кое-где можно увидеть остатки этого явления.

-30

31.

-31

32.

33.

-33

34.

-34

35. Но есть вечное. Природа такой была, есть и будет, особенно если человек не будет ей мешать. Её северная красота на Карельском перешейке великолепна.

36.

-36

37.

-37

38.

-38

39.

-39

40.

41.

42.

-42

43.

-43

44.

45.

46.

-46

47.

-47

48.

-48

49.

-49

50.

-50

51.

-51

52.

-52

53.

-53

54.

-54

55.

-55

56.

-56

56. Давайте беречь природу и архитектурные памятники России!

-57