Приморск - малый, но не умирающий город Ленинградской области населением 5,5 тысяч человек, вытянутый вдоль Финского залива на 11 километров. Я тесно связан с этим местом, поэтому для меня это не просто отдалённый населённый пункт одной достопримечательности. До недавнего времени Койвисто был захолустным городом, так как в советское время он был закрыт для свободного посещения, однако сейчас здесь находится крупный нефтеналивной порт, а значит, много рабочих мест. Отдалённость от основных транспортных путей и Санкт-Петербурга (120 километров) позволила местной природе остаться практически нетронутой, так что её в этом посте будет много.
Статьи о других местах Ленинградской области - по ссылкам ниже:
Лисино-Корпус, Тихвин, Вырица, Приозерск(Кексгольм), Стрельна, Шлиссельбург, Рождествено, Суйда, Сестрорецк
1. В Приморск ведёт относительно неплохое шоссе, до посёлка Озерки (Сейвястё) вовсе являющееся скоростной автомагистралью. Впрочем, оно стало таковым лишь в 2011-2013 годах, а до этого времени было совершенно разбитым.
2. После Озерков, где есть маяк, прекрасная церковь и несколько фешенебельных туристических баз, дорога входит в идеальный сосновый лес и кружит по нему 50 километров до Приморска. И тут по пути есть несколько интересных мест. Первое - место смерти просветителя Микаэля Агриколы на территории бывшей волости Куолемаярви (в переводе с финского "озеро смерти"). Микаэль Агрикола совершенно неизвестен в России, но для Финляндии - важнейший деятель. Он жил в 1510-1557 годах и был первым лютеранским епископом Финляндии, которая вслед за Германией (вместе с остальными скандинавскими странами) приняла церковную Реформацию. Но самое главное, что Агрикола перевёл Библию на финский язык, поэтому справедливо считается отцом Финского языка и письменности. В день его смерти 9 апреля в стране отмечается День финского языка. Великий человек! В этом глухом месте он оказался вместе с посольством шведского короля, следовавшего в Москву. В пути Микаэль Агрикола заболел и скоропостижно скончался, а похоронен был в Выборге.
3. Такая природа в этом месте:
4. Далее по пути - линия Маннергейма, и тут нужно остановиться подробнее.
В декабре 1917 года при распаде Российской империи Финляндия получила независимость (и Ленин пошёл на это не из добрых побуждений, а просто сил бороться за эту страну не было), и граница России оказалась в 20 километрах от Петербурга (например, Зеленогорск оказался в Финляндии). Перед Второй мировой войной Сталин, ведший агрессивную внешнюю политику, захотел эту границу из малодушия отодвинуть, и с помощью провокации (см. Майнильский инцидент) развязал позорную Советско-Финскую войну (которую можно рассматривать в составе Второй мировой), длившуюся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940.
Карл Густав Маннергейм, финский фельдмаршал, бывший генералом ещё в Русской императорской армии, справедливо ненавидел большевиков и дальновидно решил готовиться к обороне. Он решил организовать оборону на узком Карельском перешейке, чтобы использовать особенности местности и затруднить логистику противнику в дремучем и необжитом тогда краю, а также развязать партизанскую войну.
Так появилась так называемая Линия Маннергейма, состоявшая из нескольких десятков небольших крепостей (ДОТов), сплошного противотанкового заграждения из валунов, окопов и множества снайперских точек.
Плохо подготовленная советская армия с командирами, рассчитывавшими на "лёгкую прогулку", натолкнулась на ожесточённое сопротивление (ведь финны защищали свою страну) и надолго увязла в боях. В конце концов, Сталин одержал "пиррову победу" ценой огромных потерь (соотношение примерно 1:5) и отнял у финнов Западную Карелию с Сортавалой и
Карельский перешеек с Выборгом (на тот момент вторым городом Финляндии).
Теперь эти земли - дачные посёлки (Карельский перешеек) и умирающая глубинка (Карелия), а Финляндия - одна из самых развитых стран Европы.
5. Ныне на Линии мирно растёт черника..
6. И тянутся вверх сосны.
7. Дальше по дороге - заброшенный (или нет?) секретный завод ракетного топлива "Энергия", из-за которого Приморск и был закрытым городом. Подробный репортаж о нём здесь, а я оставлю фото непонятного боеприпаса, обнаруженного мной однажды на пляже в той местности. Как это возможно вообще?
8. Переходим к Приморску. Как я сказал, он вытянут узкой полосой вдоль залива на 11 километров, так что приходится ехать по набережной Гагарина около 7 минут, прежде чем попадёшь в центр города, раскинувшийся на берегу залива Катерлахти в проливе Бьёркезунд ("берёзовый пролив").
9. Приморск - очень древнее поселение, несмотря на небольшой размер.
Первое упоминание о нём в документах относится к 1323 году, когда по Ореховскому миру местечко Берёзовое отошло к Шведскому королевству и стало называться Бьёркё (дословный перевод). Далее поселение 5 веков принадлежало шведам, которые хотели основать здесь город, но по каким-то причинам этого не произошло.
После Северной войны эта местность отошла к России, и в Бьёркё была организована таможенная застава и лоцманская служба, при этом населённый пункт так и оставался небольшой деревней.
На фото церковь Новомучеников, то есть в честь невинно убитой семьи последнего русского царя Николая II.
10. Посвящение не случайно: в 1905 году здесь встретились для переговоров Николай II и Вильгельм II, немецкий император. Ими был заключён Бьёркский договор, в котором они договорились, если в двух словах, сотрудничать и попытаться присоединить к своему договору Францию. Однако, через 9 лет Германия и Россия стали противниками в Первой мировой войне.
Церковь новодельная, но удачно стилизованная под древнерусский стиль. При ней есть воскресная школа.
11. Храм находится на перекрёстке "оси" города Приморского шоссе (набережной Гагарина, набережной Лебедева) и Вокзальной улицы, так что немного о железной дороге в Приморске.
Здесь проходит железная дорога Зеленогорск-Приморск-Выборг, появившаяся в 1916 году, так называемая "Большая Приморка". Толчком к её появлению стала как раз вышеупомянутая встреча императоров.
Сейчас линия однопутная, неэлектрофицированная, крайне малодеятельная, кажется, что грузового движения здесь нет вовсе. Пассажирское же ограничено двумя парами поездов утром и вечером и дополнительной парой по выходным. К настоящему моменту линию привели в порядок в рамках ребрендинга РЖД в начале 2010-х, установлены таблички и будки, сооружены низкие платформы.
Я помню, как я ездил по этой дороге в конце 2000-х, и она казалась мне совершенной глухоманью, поскольку тогда здесь ходил старый советский сидячий вагон, шпалы пути были деревянными, а скорость состава на некоторых участках составляла 10-15 километров в час. Ныне по линии курсирует дизель-поезд РА2, проезжающий 120 километров за 3 часа, то есть средняя скорость по-прежнему невысока - 40 км/ч.
12. Станция сейчас выглядит так и по сути станцией не является по определению. Здесь есть несколько неиспользуемых боковых путей с ржавыми рельсами и никакой инфраструктуры.
13. Отличный каменный вокзал в стиле северный модерн (похожий на приозерский, только тот деревянный) был повреждён во Вторую мировую войну и не восстанавливался. В таком же стиле выдержана и приморская кирха. Фото отсюда. Множество остановочных пунктов на линии теперь тоже не существуют.
14. Жилой дом рядом со станцией несёт на себе табличку с её названием, а раньше за отсутствием вокзала в нём располагались билетные кассы. Обратите внимание на архитектурный стиль: он тот же, что и у утраченного вокзала.
15. Вид в сторону Петербурга. Хорошо, что хотя бы так дорога существует.
Я не фанат советской эпохи, но вынужден признать: железнодорожное сообщение тогда было налажено намного лучше. В Приморск ходило 6 поездов в день, а теперь всего лишь два (в субботу утром и воскресенье вечером подаётся дополнительный).
16. Между Зеленогорском и Приморском линия проходит по малонаселённой сейчас живописной глухоманной местности, проезжая неплохие дачные посёлки (Местеръярви), отличные чистые озера для походов (Яппиля, Тарасовское), бывший крупный куст деревень Куолемаярви среди различных пейзажей: идеальные сосновые боры, забытые поля, поросшие молодняком холмы.
17.
18. Настоящая жемчужина Приморска/Бьёркё/Койвисто и всей Ленинградской области - гениальная кирха святой Марии Магдалины. Она была построена в 1902-1904 годах по проекту одного из самый замечательных финских архитекторов Йозефа Стенбека (обязательно загуглите его творения!) в стиле "северный модерн" с уклоном в готику.
Николай II, побывав здесь, подарил приходу большую сумму денег (что говорит о веротерпимости в многонациональной Российской империи), на которые был построен чуть ли не лучший орган Финляндии, конечно, безвозвратно утерянный после всех войн.
19. Были у кирхи и очень красивые витражи, как видно, тоже утраченные. В советское время и в 1990-е в здании, по традиции, происходили всякие непотребства: здесь размещалась конюшня, было произведено внутреннее переустройство, проводились дискотеки. Сейчас часть здания занимает краеведческий музей, но целостного интерьера кирхи не сохранилось.
20. На мой взгляд это сооружение, выполненное из грубоотёсанных гранитных блоков, совершенно прекрасно. Кстати, как ни странно в маленьком Приморске представлено 8 различных религиозных конфессий от православия до мало распространённых протестантов.
21. Кирха стоит на берегу пролива Бьёркезунд, а напротив - группа Берёзовых островов (оригинальное название города на всех языках значит "Берёзовое").
22. Из-за того, что Койвисто довольно далеко от Петербурга, Финский залив тут чище и приятнее для купания. Виды такого разного залива без комментариев:
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. В Бьёрке, как и по всей Финляндии, жители селились хуторами и как фермеры занимались сельским хозяйством и животноводством. В России деревня уничтожалась на протяжении всего XX века (продразвёрстка->коллективизация->репрессии->позднесоветские колхозы/совхозы->кризисы 1990-х), так что нам это не близко. Кое-где можно увидеть остатки этого явления.
31.
32.
33.
34.
35. Но есть вечное. Природа такой была, есть и будет, особенно если человек не будет ей мешать. Её северная красота на Карельском перешейке великолепна.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
56. Давайте беречь природу и архитектурные памятники России!