Многие из нас видели в расписаниях Финляндского вокзала и на картах конечные станции железной дороги, раздваивающейся в восточной части Карельского перешейка - Невскую Дубровку и Ладожское озеро. Дорога проходит через Всеволожск, поэтому пассажиропоток на ней достаточный, но, как мне кажется, мало кто доезжал до конечных станций. Я тоже давно хотел доехать в эти места, однако из-за отсутствия однозначных достопримечательностей всё откладывал этот трип, и вот в ленивые предновогодние выходные 2018 года мне это удалось. Кое-что интересное есть и в Дубровке, и в Ладожском Озере.
Внимание, анонс! После этой статьи я начну длинную (очень длинную!) серию материалов о Беларуси, так что будет интересно, stay tuned.
А пока можно почитать предыдущие статьи об окрестностях Петербурга:
Лисино-Корпус, Тихвин, Вырица, Приозерск(Кексгольм), Стрельна, Рождествено, Суйда, Выборг, Сосновый Бор и Копорье, Сестрорецк, Приморск, Зеленогорск, Токсово, Петергоф, Гатчина, Царское Село, Южное Приладожье
1. Ириновская железная дорога, вдохнувшая жизнь в местность восточнее Петербурга, появилась как узкоколейная линия в 1892 году. Дорога была частной и строилась на средства Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества (акционером общества был в числе прочих Павел Всеволожский, статский советник, предводитель дворянства Шлюссельбургского уезда и основатель Всеволожска).
2. Дорога строилась для обслуживания промышленных предприятий Ириновки (стекольный завод), Щеглово (кирпичный завод) и Шереметьевки (пороховой завод), а позже вдоль неё стали массово появляться дачи горожан и возник целый город Всеволожск. В Петербург поезда прибывали на несуществующий ныне Охтинский вокзал, который располагался на месте дома 36 по проспекту Металлистов, также был подъездной путь к пристани на Неве.
3. До Невской Дубровки дорога была продлена в 1927 году практически одновременно с перешивкой всей линии на широкую колею (1524 мм) и присоединением её к Финляндскому вокзалу. Что касается самой Дубровки, то это довольно крупный посёлок городского типа, честно говоря, не стоящий 1,5 часов пути, но я ничего особенного и не ожидал. Кстати, по пути сюда я проехал станцию Петрокрепость, соответствующую Шлиссельбургу, только лежащую на другом берегу Невы при отсутствии моста.
На фото - монумент, вероятно, по поводу Невского пятачка.
4. Дубровку смело можно было бы наградить городским статусом: здесь более 7 тысяч населения и есть даже несколько сталинских зданий.
5. Перспектива главной Ленинградской улицы замкнута на церковь и достаточно интересна.
6. На прилегающих улицах панельные пятиэтажки соседствуют с домами типа "пленные немцы".
7. Есть тут даже и новостройки:
8. Дубровка - древняя деревня (упоминание в той самой писцовой книге Водской пятины в 1500 году), но в истории она не отметилась...
9. ...кроме печально известного Невского пятачка на противолежащем берегу Невы. Людей при Сталине никто не считал, поэтому число погибших не поддаётся точному определению, но оценивается разными людьми в 50-100 тысяч человек. Храм 2007-2009 годов постройки посвящён погибшим в этом трагическом месте.
10.
11.
12. А вот и Невский пятачок. По сути это был стратегический плацдарм советских войск на занятом немцами берегу Невы, и его было крайне важно удержать для возможности развития наступления для прорыва сухопутного окружения Ленинграда. Бои на "Пятачке" длились с сентября 1941 по февраль 1943.
13. До обратного поезда у меня было 3 часа свободного времени, а весь посёлок я обошёл за час. Пока ждал поезда на платформе, бросил взгляд за железную дорогу, там - частный сектор из разноцветных, но одинаковых деревянных домиков.
14. Более интересным местом мне показалось Ладожское Озеро или Осиновец, верхняя ветвь буквы "Y", которую образует бывшая Ириновская железная дорога. Главная достопримечательность здесь - очень красивый вокзал-мемориал, построенный в 1974 году. Согласитесь, архитектура необычайно интересна для брежневской эпохи.
15. У вокзала стоит паровоз серии Э, подробнее о железнодорожном транспорте - смотрите статью о музее РЖД в Петербурге.
16. Пронзительный памятник:
17. Перед вокзалом образовалась небольшая площадь, совершенно пустынная зимой.
18. На площади - несколько двухэтажных каменных домов. Ладожское Озеро (формально - посёлок при станции), в отличие от Дубровки, совсем небольшой населённый пункт, и в основном здесь обитают дачники.
19. Через Осиновецкую пристань шло снабжение осаждённого Ленинграда, и это был единственный путь на "Большую землю", позже названный Дорогой жизни. К счастью, в 1926 году сюда проложили железную дорогу.
20. В этой связи в посёлке почти всё напоминает о Дороге.
21. Ей посвящён крупный музей с самолётом Ли-2, лицензированной копией американского Douglas DC-3, в качестве экспоната.
22. Но кроме этого есть и колоритное кафе, замершее в ожидании лета на сосновом берегу:
23. Осиновецкий маяк 1910 года, "брат-близнец" стороженского:
24. Шикарные виллы, показывающие, что тут совсем не захолустье:
25. Но как всегда, красивее всего - природа. Пусть даже суровая, бело-серая и северная.
26. Я думаю, летом в Осиновце по кайфу.
27. Друзья, есть ли ещё интересные места в стороне Ладожского Озера или Невской Дубровки? Напишите в комментариях, если знаете.
28. Ладожская ледяная пустыня изобилует оттенками серого и недружелюбно безмолвствует..
Если вам понравилась статья, поставьте лайк, ещё можно подписаться на канал, чтобы читать новые материалы. Мир!