Найти тему
zoom-spb

Невская Дубровка и Ладожское Озеро

Многие из нас видели в расписаниях Финляндского вокзала и на картах конечные станции железной дороги, раздваивающейся в восточной части Карельского перешейка - Невскую Дубровку и Ладожское озеро. Дорога проходит через Всеволожск, поэтому пассажиропоток на ней достаточный, но, как мне кажется, мало кто доезжал до конечных станций. Я тоже давно хотел доехать в эти места, однако из-за отсутствия однозначных достопримечательностей всё откладывал этот трип, и вот в ленивые предновогодние выходные 2018 года мне это удалось. Кое-что интересное есть и в Дубровке, и в Ладожском Озере.

Внимание, анонс! После этой статьи я начну длинную (очень длинную!) серию материалов о Беларуси, так что будет интересно, stay tuned.

А пока можно почитать предыдущие статьи об окрестностях Петербурга:

Лисино-Корпус, Тихвин, Вырица, Приозерск(Кексгольм), Стрельна, Рождествено, Суйда, Выборг, Сосновый Бор и Копорье, Сестрорецк, Приморск, Зеленогорск, Токсово, Петергоф, Гатчина, Царское Село, Южное Приладожье

1. Ириновская железная дорога, вдохнувшая жизнь в местность восточнее Петербурга, появилась как узкоколейная линия в 1892 году. Дорога была частной и строилась на средства Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества (акционером общества был в числе прочих Павел Всеволожский, статский советник, предводитель дворянства Шлюссельбургского уезда и основатель Всеволожска).

2. Дорога строилась для обслуживания промышленных предприятий Ириновки (стекольный завод), Щеглово (кирпичный завод) и Шереметьевки (пороховой завод), а позже вдоль неё стали массово появляться дачи горожан и возник целый город Всеволожск. В Петербург поезда прибывали на несуществующий ныне Охтинский вокзал, который располагался на месте дома 36 по проспекту Металлистов, также был подъездной путь к пристани на Неве.

-2

3. До Невской Дубровки дорога была продлена в 1927 году практически одновременно с перешивкой всей линии на широкую колею (1524 мм) и присоединением её к Финляндскому вокзалу. Что касается самой Дубровки, то это довольно крупный посёлок городского типа, честно говоря, не стоящий 1,5 часов пути, но я ничего особенного и не ожидал. Кстати, по пути сюда я проехал станцию Петрокрепость, соответствующую Шлиссельбургу, только лежащую на другом берегу Невы при отсутствии моста.

На фото - монумент, вероятно, по поводу Невского пятачка.

-3

4. Дубровку смело можно было бы наградить городским статусом: здесь более 7 тысяч населения и есть даже несколько сталинских зданий.

-4

5. Перспектива главной Ленинградской улицы замкнута на церковь и достаточно интересна.

-5

6. На прилегающих улицах панельные пятиэтажки соседствуют с домами типа "пленные немцы".

-6

7. Есть тут даже и новостройки:

-7

8. Дубровка - древняя деревня (упоминание в той самой писцовой книге Водской пятины в 1500 году), но в истории она не отметилась...

-8

9. ...кроме печально известного Невского пятачка на противолежащем берегу Невы. Людей при Сталине никто не считал, поэтому число погибших не поддаётся точному определению, но оценивается разными людьми в 50-100 тысяч человек. Храм 2007-2009 годов постройки посвящён погибшим в этом трагическом месте.

10.

-10

11.

-11

12. А вот и Невский пятачок. По сути это был стратегический плацдарм советских войск на занятом немцами берегу Невы, и его было крайне важно удержать для возможности развития наступления для прорыва сухопутного окружения Ленинграда. Бои на "Пятачке" длились с сентября 1941 по февраль 1943.

-12

13. До обратного поезда у меня было 3 часа свободного времени, а весь посёлок я обошёл за час. Пока ждал поезда на платформе, бросил взгляд за железную дорогу, там - частный сектор из разноцветных, но одинаковых деревянных домиков.

-13

14. Более интересным местом мне показалось Ладожское Озеро или Осиновец, верхняя ветвь буквы "Y", которую образует бывшая Ириновская железная дорога. Главная достопримечательность здесь - очень красивый вокзал-мемориал, построенный в 1974 году. Согласитесь, архитектура необычайно интересна для брежневской эпохи.

15. У вокзала стоит паровоз серии Э, подробнее о железнодорожном транспорте - смотрите статью о музее РЖД в Петербурге.

-15

16. Пронзительный памятник:

17. Перед вокзалом образовалась небольшая площадь, совершенно пустынная зимой.

-17

18. На площади - несколько двухэтажных каменных домов. Ладожское Озеро (формально - посёлок при станции), в отличие от Дубровки, совсем небольшой населённый пункт, и в основном здесь обитают дачники.

-18

19. Через Осиновецкую пристань шло снабжение осаждённого Ленинграда, и это был единственный путь на "Большую землю", позже названный Дорогой жизни. К счастью, в 1926 году сюда проложили железную дорогу.

-19

20. В этой связи в посёлке почти всё напоминает о Дороге.

-20

21. Ей посвящён крупный музей с самолётом Ли-2, лицензированной копией американского Douglas DC-3, в качестве экспоната.

-21

22. Но кроме этого есть и колоритное кафе, замершее в ожидании лета на сосновом берегу:

-22

23. Осиновецкий маяк 1910 года, "брат-близнец" стороженского:

-23

24. Шикарные виллы, показывающие, что тут совсем не захолустье:

-24

25. Но как всегда, красивее всего - природа. Пусть даже суровая, бело-серая и северная.

-25

26. Я думаю, летом в Осиновце по кайфу.

-26

27. Друзья, есть ли ещё интересные места в стороне Ладожского Озера или Невской Дубровки? Напишите в комментариях, если знаете.

-27

28. Ладожская ледяная пустыня изобилует оттенками серого и недружелюбно безмолвствует..

-28

Если вам понравилась статья, поставьте лайк, ещё можно подписаться на канал, чтобы читать новые материалы. Мир!