Город Кронштадт на острове Котлин известен, наверно, практически всем в России. Это морской щит Петербурга и почти его ровесник, «колыбель» русского флота и просто прекрасный город, в котором вследствие его критической важности было построено большое количество гражданских, военных и промышленных зданий.
Сразу оговорюсь, что в двух статьях о Кронштадте не будет знаменитого Морского собора, который все видели, и военных кораблей, которые меня не интересуют.
Поехали!
Новогодний трип в Кунгур.
О Петербурге и его окрестностях:
Вырица, Лисино-Корпус, Тихвин, Приозерск (Кексгольм), Стрельна, Шлиссельбург, Рождествено, Суйда, Сестрорецк, Приморск (Койвисто), Зеленогорск (Терийоки), Выборг, Сосновый Бор и Копорье, Петергоф, Токсово, Гатчина, Новая Ладога, Старая Ладога, Пушкин (Царское Село), Южное Приладожье, Невская Дубровка и Ладожское Озеро, Ораниенбаум (Ломоносов), Павловск, Нарва, Дудергоф, Ямбург (Кингисепп), Волосово/Губаницы, Извара, Райвола (Рощино), Луга, Лахта/Ольгино, Сиверский, Петяярви, Кронштадт. Часть 1, Кронштадт. Часть 2, Гдов
Дома Петербурга. Часть 1, Дома Петербурга. Часть 2, Виды Петербурга
Церкви Петербурга. Часть 1, Церкви Петербурга. Часть 2
Музей городского электрического транспорта, Музей РЖД
1. Остров Котлин (Retusaari) до основания на нём морской крепости и впоследствии города был необитаем. Первым сооружением здесь стал форт Кроншлот, отстроенный в 1704 году на отмели южнее Котлина так, чтобы прикрывать корабельный фарватер (Невская губа севернее острова не глубже 3 метров и не пригодна для более-менее крупных судов).
Фортецию возвели по "ряжевой" конструкции: на дно залива опускались массивные деревянные срубы, наполненные камнями (ряжи), а вокруг них уже устраивался искусственный насыпной остров.
В этом же 1704 году и в следующем 1705 новоявленный форт отразил атаки шведского флота. В конце XVIII века его отстроили в камне, а перед печально известной Крымской войной реконструировали. К концу следующего столетия из-за развития артиллерии Кроншлот (с шведского kron - «королевский», schlott - «замок») потерял своё военное значение и статус действующей крепости. С тех пор и до конца большевистского режима там хранили боеприпасы, потом форт забросили, а теперь восстанавливают для организации музея.
Я начинаю свою прогулку с Гражданской (Купеческой) улицы и симпатичного дома конца XIX века:
2. В 1706 году на западной оконечности острова появилось второе укрепление - форт Шанц. Он тоже сначала был дерево-земляным сооружением, а позднее отстроен в камне.
Дореволюционной архитектуры в Кронштадте и правда много - в ином губернском городе столько не сыщешь, именно поэтому рассказ о городе не уместить в одну статью. Местная особенность - чрезвычайная, такая классическая строгость зданий, вызванная, по всей видимости, статусом военно-морского порта.
3. Начиная с 1710-х годов в городе строятся и гражданские здания, пусть и выполняющие смежную второстепенную функцию по отношению к военным объектам: госпитали, дома военных людей, склады. В 1723 году по указу Петра І учреждена морская крепость Кронштадт, объединяющая город и все близлежащие форты и укрепления, впоследствии она разрастётся до действительно потрясающей системы. В то же время это место становится базой Балтийского флота.
Вот одно из военных зданий - 1-я северная оборонительная казарма (1831-1834) на улице Восстания (Северном бульваре):
4. В 1764 году в городе случился пожар, и его восстанавливали по регулярному плану, от которого осталась нынешняя сетка улиц. В это время тут появляется первая серьёзная промышленность: Адмиралтейство (см. ниже) и Чугунолитейный завод.
Пройдя квартал по этой улице, я свернул на проспект Ленина (Николаевский проспект). Здесь мне повстречалась отличная «сталинка»:
5. Осенью 1824 года случилось самое разрушительное наводнение в истории Петербурга и, соответственно, Кронштадта, вода поднялась на 421 сантиметр выше ординара (что описано в поэме "Медный всадник" Пушкина). Всё ещё преимущественно деревянный город был сильно разрушен, и властями было принято решение отстроить его заново.
В период после наводнения до 1917 года и появилось большинство сохранившихся зданий города - в город вкладывали ещё больше сил и средств.
Отель "Лондон" (1901-1916), ныне детский сад на улице Всеволода Вишневского (Высокой):
6. В Крымскую войну (1853-1856) противники Российской империи кроме ведения основных боевых действий в Тавриде атаковали российские порты: Кронштадт, Колу, Петропавловск, Гельсингфорс.
В мае 1855 года англо-французская эскадра вошла в Финский залив, попала под огонь орудий кронштадтских укреплений и повернула назад - это было разумное решение, так как взять хорошо укреплённую морскую крепость с большим количеством кораблей на рейде было почти нереально.
Дом Синебрюхова (того самого, который финский "пивной король") на перекрёстке Большевистской улицы и проспекта Ленина (Николаевского) многократно перестроен и со двора выглядит вовсе как конструктивизм:
7. После поражения в Крымской войне новый император Александр II понимал необходимость масштабных реформ, и в последующие 25 лет были проведены масштабные преобразования во всех сферах жизни, прежде всего отменено крепостное право. Я считаю Александра Николаевича лучшим главой российского государства в истории.
В 1861-1888 годах крепость была реконструирована под руководством великого военного инженера Эдуарда Тотлебена (мне довелось сходить по льду на форт, названный в его честь). К началу ХХ века в Кронштадте и окрестностях насчитывалось три крупных береговых укрепления («Серая лошадь», «Красная горка», «Ино»), почти два десятка фортов (Форты №№1-3, Северные форты №№1-7, Тотлебен, Обручев, Шанц, Константин, Пётр I, Александр I, Князь Меншиков, Кроншлот, Павел I), собственно Кронштадтская фортеция вокруг города, множество причалов, судоремонтный и судостроительный заводы.
Большая часть всего этого хозяйства к настоящему моменту пребывает в неудовлетворительном состоянии.
Перспектива главной улицы:
8. О бурной истории города в ХХ веке поговорим во второй статье о нём, ну а прогулка продолжается. «Центром тяжести» тут является пересечение Гражданской улицы и проспекта Ленина, именно отсюда отправляются басы в Петербург (405 до Чёрной речки, 407 до Просвета, 101 до Старой деревни).
Кроме того, здесь два торговых центра, и если один из них - унылая позднесоветская коробка, то второй - настоящий Гостиный двор! Он сильно напоминает внешне своего старшего собрата из столицы империи, но в отличие от последнего пользуется популярностью у местных жителей.
Годы постройки - 1832-1835, автор проекта - В. Маслов.
9. На Соборной площади стоит воссозданная Тихвинская часовня (2008-2009), относившаяся к снесённому большевиками Андреевскому собору (1805-1817):
10. Неподалёку находится Владимирский собор (1875-1879, Христиан Грейфан). Он построен по типу "полковых" храмов - с вытянутым главным нефом, похожие церкви я наблюдал в Гродно и Бресте. Интересно, что большевики начали его взрывать, но в соседних домах появились трещины - так по счастливой случайности собор и сохранился.
11. Далее сворачиваю на Советскую (Большую Екатерининскую) улицу. Улица идёт вдоль Обводного канала, окружающего Кронштадтское адмиралтейство (1784-1786, Михаил Ветошников) и "самый центр" с Якорной площадью.
Екатерина II планировала перенести Главное Адмиралтейство из Петербурга в Кронштадт, и строилось здесь всё с размахом. Однако, позднее от этой идеи было решено отказаться. Ныне 2/3 его сооружений в руинированном состоянии.
Министерство обороны построило себе за баснословные деньги в Подмосковье храм сомнительного вида, а ценные исторические постройки XVIII века в Кронштадте, Городе воинской славы, продолжают разрушаться. Позор!
12. Вдоль канала - кайфовый парк:
13. Офицерское собрание (1785-1788, Михаил Ветошников), занятое театром Балтийского флота:
14. Офицерские флигели того же периода:
15.
16. Угол улиц Рошаля (Комендантской) и Советской (Большой Екатерининской), что близ входа на Якорную площадь, оформлен неплохой "сталинкой". Я бы добавил к ней какое-нибудь завершение типа шпиля:
17. У дома симпатичный фасад по улице Рошаля неясного возраста:
18. Старинная дверь:
19. Далее по улице - служительские флигели (или попросту казармы), 6 220-метровых зданий, стоящие одно за другим:
20. На перекрёстке с улицей Восстания (Северным бульваром), проходящей через весь город вдоль северного берега, имеется и конструктивистская школа (1935).
21. Возвращаюсь на Большую Екатерининскую и двигаюсь дальше в восточную часть города. Кажется, сюда уже доходят не все туристы, приезжающие в город.
22. Дом купца Семёнова:
23. Вид на канал с Парусного моста:
24. Висячие мосты - некая визитная карточка Кронштадта, я видел их здесь как минимум два. Этот построили в 1902 году.
У меня сразу возникла ассоциация с висячими мостами в Острове Псковской области.
Принцип работы таков: основной несущий элемент - "трос" (в данном случае выполнен, кажется, из парных уголков) - опирается на вертикальные стойки и заделан в фундамент, скрытый под землёй. К "тросу" крепятся вертикальные "подвески", которые "держат" пролётное строение.
25. За мостом - некие уставшие постройки адмиралтейства:
26. В одном из корпусов Адмиралтейства размещается музей:
27. Мне очень повезло с погодой: в начале октября бывает выдаются тёплые солнечные дни как этот.
28. Бронированная наблюдательная башня противовоздушной обороны. Такая стояла на крыше одного из городских зданий во время Второй Мировой.
29. Кажется, в наилучшем состоянии из всех построек Адмиралтейства пребывает изначально 4-я парусная мастерская, а позднее - Артиллерийские классы (1806-1807, Чарльз Кэмерон). Впрочем, это здание тоже никак не используется.
30. Доковый бассейн. Несколько лет назад тут была помойка, теперь прибрали. За ним - Летний сад, но его я оставляю на вторую часть рассказа.
31. Данный конструктивистский дом сам по себе хорош, так ещё и стоит прямо у подножья Морского собора.
32. В настоящее время население Кронштадта составляет 44 тысячи человек. Что забавно, город является единственным населённым пунктом в составе Кронштадтского района Петербурга, более того территория городского муниципального образования полностью совпадает с территорией района. Зачем этот бред? Зачем нужно дублировать чиновников?
Возвращаюсь на Большую Екатерининскую улицу:
33. Дом посла Соединённых Штатов Америки Джорджа Букера (1837-1846):
34. Из Кронштадта отправлялись в путь многие научно-исследовательские экспедиции, этот вклад города в историю нашей страны не менее ценен.
Северо-восточный угол Обводного канала. Справа - Канатный завод, слева - Литейный завод.
35. Симпатичная улица Комсомола (Бочарная):
36. Красивый модерновый дом на углу улиц Аммермана (Песочной) и Интернациональной (Богоявленской), сейчас там хоспис:
37. Дом Ромашева (1827-1828):
38. Так называемая усадьба адмирала Лазарева - безусловно, самое выразительное в архитектурном смысле здание города.
Действительно этот участок когда-то принадлежал Михаилу Лазареву, командующему Черноморским флотом и, самое главное, выдающемуся мореплавателю-исследователю. Он совершил три кругосветных путешествия и совместно с Фаддеем Беллинсгаузеном возглавлял Первую русскую антарктическую экспедицию. Усадебный дом не сохранился.
В 1915 году по проекту Владимира Лопатина на этом месте было построено здание для общины сестёр милосердия Красного Креста, к сожалению, ставших актуальными с началом Первой Мировой войны. При большевиках тут размещался туберкулёзный диспансер, а затем дом 30 лет пустовал. Сейчас это санаторий для пожилых людей.
39. Дом Долодонова (1870-1872, Василий Виндельбандт) на Ленинградской (Петербургской) улице:
40. "Сталинка" с эркерами на улице Аммермана (Песочной). Кстати, Пётр Аммерман - это некий большевик из Кронштадта, погибший при "обороне" Петербурга от "белогвардейцев". Его не знает даже Википедия. А много ли людей вообще в курсе, в честь кого большевики называли некоторые улицы? Зачем нужны топонимы в память о ноунеймах? Почему решили "увековечить" имя конкретно этого человека, ведь в Гражданскую войну погибло много людей с обеих сторон?
41. Сиротский дом (1870-1872) по проекту того же Виндельбандта на той же Петербургской улице:
42. Выходим на финишную прямую этой статьи (напоминаю, что о Кронштадте ещё будет вторая часть), роль которой играет Тулонская аллея (Новый бульвар). Я очень люблю такие зелёные улицы-бульвары.
Название дано в честь города-побратима Тулона на юге Франции.
43. С одной стороны улицы располагается городской стадион, а с другой ранее были заброшенные корпуса Кронштадтского морского завода. Их снесли и построили неплохой жилой комплекс:
44. В конце аллеи - пляж и яхт-клуб.
45. На беспокойной Невской губе виднеется так называемый Пороховой форт (склад для хранения пороха, специально удалённый от берега) 1861 года постройки. В 1904-1918 годах в здании размерами 35х35 метров располагалась тюрьма.
В скором времени продолжим прогулку по Кронштадту.
...
#кронштадт #порт #крепость #форт #история #военно-морской флот #город #архитектура
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!