В октябре 2016 года в прекрасный солнечный день я отправился в Приозерск - небольшой (около 18 тысяч человек) и очень интересный городок на севере Ленинградской области с великолепной кирхой и просторной площадью.
Статьи о других местах Ленинградской области:
Первое упоминание о городе Корела датировано 1295 годом, хотя это, конечно, неточно. За время своего существования город сменил несколько названий (Кексгольм, Кякисалми, Приозерск) и принадлежал в разное время Швеции, России и Финляндии, много раз переходя из рук в руки. Так сложилось, что в Приозерске не сохранилось цельного ансамбля исторической застройки, но есть несколько крайне интересных объектов.
Приозерск значительно более труднодоступен, чем, например, Выборг, сюда ходит всего около 8-10 пар поездов в день ввиду того, что после Лосево железная дорога имеет только один путь. Город располагается в 145 километрах от Петербурга на перешейке между озером Вуокса и Ладогой.
1. Моя прогулка по Приозерску началась с невероятно красивого железнодорожного вокзала. Деревянный вокзал Кексгольма построен в 1916, и с тех пор он по счастливой случайности полностью сохранился. XX век пощадил очень мало деревянных памятников архитектуры в России. Архитектор - Туре Хеллстрём, уроженец Койвисто (Приморска), специализировавшийся на вокзальных зданиях. Он также много работал совместно с великим Бруно Гранхольмом.
2. Интерьер вокзала не менее прекрасен - ох уж эти окна и крыша. Большое спасибо тем, кто поддерживал здание в хорошем состоянии. Архитектурный стиль можно определить как "национальный романтизм".
3. Портал вокзала вблизи (фото 2019 года).
4. Вид станции. Сейчас здесь, насколько я знаю, только пригородные поезда до Приозерска и Кузнечного, "Ласточка" до Сортавалы и один поезд дальнего следования Санкт-Петербург - Костомукша, проходящий по глухоманной Западной Карелии. Железные дороги Карельского перешейка также имеют интересную историю. Сначала появилась дорога Петербург - Риихимяки (на перешейке ветка Петербург-Выборг) в 1870 году. В 1893 году открылась магистраль Выборг - Йоэнсуу (Выборг - Сортавала). Соединительная ветка Петербург - Хийтола появилась перед самой Революцией в 1917 году и сразу же оказалась разрезана государственной границей. Изначально ей отводилось второстепенное значение, но в наши дни ситуация иная: есть два главных хода Санкт-Петербург - Выборг и Санкт-Петербург - Сортавала, а участок Выборг-Хийтола (в составе бывшей дороги Петербург-Йоэнсуу) оказался второстепенным, хотя и предполагается (теоретически) некоторое её развитие.
5. Вид от вокзала на озеро Вуокса. Пути проходят по самому берегу.
6. Ещё один пейзаж, снятый при подъезде к станции. Это уже река Вуокса.
7. Теперь двинемся в город. Круглая Привокзальная площадь находится на удалении от центра, но зато на ней есть неплохие часы. Приятное впечатление производит отсутствие Ленина и ларьков стихийной торговли.
8. Далее я пошёл по Привокзальной улице, переходящей в Береговую.
9. Люблю такую осень, но такие дни как этот случаются довольно редко. Здесь район двухэтажных "сталинок".
10. Один из домов вблизи. Он в хорошем состоянии, но покрасить можно было бы в другой цвет.
11. А это место вполне напоминает Финляндию.
12. Далее я подошёл к лодочной пристани на озере. В детстве мне довелось несколько раз отправляться отсюда в поход с родителями. Красота.
13. В Приозерске есть несколько проток, несущих свои воды в Ладогу, через них переброшены мосты, вероятно, довоенные. Характерно, что при их строительстве использован подручный материал - гранит - которого в этих местах в избытке. В Кузнечном (Каарлахти), недалеко от Приозерска, находится гранитный карьер и камнеобрабатывающий завод.
14. Ещё один.
15. А этот мост вообще чуть ниже человеческого роста и под ним проходит лишь тропинка. Но мост существует! Может, он для прохода скота?
16. А вот по нему проходит поезд. Уверен, такое могли сделать только аккуратные финны:)
17. Далее - городской парк отдыха на острове Каменистый. Сейчас на нем только городской пляж и лес, а до 1944 года был полноценный курорт, от которого, увы, практически ничего не осталось. Но всё равно здесь очень хорошо.
18. Сосны, камни, озёра - то, за что все так любят Карелию.
19. От роскошного курорта осталась только лестница. Здесь у меня было ощущение запустения и вечной тишины.
20. Уже холодный пляж.
21. И вид на прекрасное и по-северному суровое озеро.
22. Далее я отправился к крепости Корела, главной достопримечательности города. А вот, кстати, его герб. Финское название Käkisalmi (1918-1940) означает "кукушкин пролив", традиционная для финнов привязка к объектам природы. Kexholm значит "кукушкин остров" (видимо, на старошведском) , ну а Корела - по названию народа.
23. Крепость Корела, основанная ещё новгородцами, располагается на острове реки Вуоксы. Только в 1611 году во время Смутного Времени она была захвачена Понтусом Делагарди (заметным его участником), и следующие 110 лет оставалась в составе Швеции. За это время крепость была реконструирована и приобрела более-менее современный вид. В результате Северной войны (1700-1721) Кексгольм оказался в России, а после Русско-Шведской войны 1808-1809 годов потерял оборонное значение (то есть перестал находиться на границе) и стал тюрьмой.
24. Стены крепости не очень высокие из-за древности, у неё всего лишь одна башня, да и размеры в плане миниатюрные: примерно 120х130 метров.
25. Ворота крепости. Также внутри крепости сохранился арсенал и другие фортификационные сооружения, но они не очень примечательные.
26. Памятный камень с сомнительной информацией.
27. Вокруг крепости приятный парк.
28. Существует легенда о безымянном узнике, который был заключён в Корелу при Екатерине II, а освобождён при Александре I. Вроде бы, он был каким-то очередным самозванцем, выдававшим себя то ли за мужа Екатерины, то ли за какого-то её родственника. О Безымянном много писали в финской и русской прессе, но никто так и не знает точно, кто это был.
29. Теперь я отправился в центр города, прямо на площадь Ленина, которая очень напоминает небольшие финские города типа Иматры или Лаппеенранты.
30. Дома в стиле финского межвоенного конструктивизма. На первом этаже левого дома был кинотеатр, а в правом - ресторан.
31. Площадь и все здания на ней образуют отличный цельный ансамбль малого европейского города.
32. Улицы, отходящие от площади в сторону, тоже довольно милы.
33. След от русского периода истории Кексгольма - небольшая, но очень красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1847 года в русско-византийском стиле. Архитектор - Давид Висконти.
34. Но самая заметная достопримечательность Кексгольма находится не на площади - я отправился к городской лютеранской кирхе, а по пути мне встречались уже деревянные дома финской постройки.
35. Наконец, кирха Кякисалми, проект которой разработал архитектор Армас Линдгрен, один из основных представителей "национального романтизма". Кирха была построена на средства горожан в 1930 году и оборудована отоплением, что ещё было редкостью в то время. Невероятно впечатляющее здание.
36. Стены из грубо отёсанных гранитных камней невероятно красивы. Они как бы перекликаются с древними стенами крепости Корела.
37. Когда Кякисалми оказался в составе России, эту кирху, как и почти все другие, постигла печальная участь. В советское время здесь размещались городская партийная ячейка и дом культуры, весь интерьер был уничтожен, а с конца 1980-х здесь был клуб. В 2016 реставрация была уже на завершающей стадии.
38. На самой окраине Приозерска находится подворье Валаамского монастыря, а в нём Всехсвятская церковь в неорусском стиле, построенная по проекту финского архитектора Юхана Аренберга в 1894 году. О его таланте как архитектора говорит то, что он создал проект совершенно чуждого для себя культового сооружения. Аренберг - ещё один представитель "северного модерна" и автор множества зданий по всей Финляндии, в том числе в ныне российских Выборге и Сортавале.
39. Ворота подворья.
40. Целлюлозно-бумажный комбинат Waldhof, сейчас это "Лесплитинвест", типа градообразующее предприятие. Его мощные, но выглядящие мёртвыми сооружения используются дай бог на четверть.
41. 200-метровый деревянный мост через Вуоксу у комбината, связывающий город и его отдалённые заречные районы.
42. Об упадке городской промышленности красноречиво свидетельствует заброшенный подъездной путь. Впрочем, это повсеместное явление на отобранной у Финляндии территории.
43. Центральная улица Приозерска является бульваром, здесь очень приятно прогуляться на обратном пути к вокзалу. Город хоть и небольшой, но довольно ухоженный и аккуратный, а памятники архитектуры находятся в хорошем состоянии. Даже спустя время я котирую Кексгольм очень высоко, самое прекрасное в нём - истинный финский дух и единение с природой.