Найти тему
zoom-spb

Петербург. Музей городского электрического транспорта

Петербург - наверно, самый популярный город России для внутреннего туризма за исключением Сочи, а его трамвайная система - один из его брендов. При этом, должно быть, не все знают, что у величайшей (в прошлом) трамвайной сети в мире, уже 20 лет варварски уничтожаемой чиновниками, есть собственный музей, Музей городского электрического транспорта.

1. Итак, Музей городского электрического транспорта располагается на Среднем проспекте В.О., 77 на территории бывшего трамвайного парка №2. Это самое старое трамвайное депо Петербурга, и именно отсюда 16 сентября 1907 года вышли на линию первые рейсовые трамваи. Трамвайный парк был построен американской фирмой Westinghouse Electric, а сами машины были произведены английской компанией Brush Electrical Engineering Company. Почти сразу в 1913-1915 годах парк был реконструирован до нынешнего вида. Фото - отсюда.

2. У парка также есть административный корпус советской постройки, на котором висит мемориальная табличка. Во время Блокады петербургский трамвай продолжал работу.

-2

3. Трамвайное движение открылось в Петербурге лишь в 1907 году, позже Киева (1892), Москвы (1899), Витебска (1898) и даже Твери (1901). По какой причине так поздно? Видимо, в городе было сильное "лобби" конно-железной дороги (конки), и появление трамвая было невыгодно многим серьёзным людям.
У входа в трамвайный парк-музей стоит "мемориальный" вагон МС-3 Путиловского завода.

-3

4. При этом, что интересно, в Петербурге в 1895-1910 годах функционировал ледовый трамвай, который пользовался большой популярностью из-за недостаточного количества постоянных мостов через Неву. Шпалы путей вмораживались прямо в лёд. Движение обычно начиналось 20 января, а заканчивалось 20 марта, что красноречиво говорит о суровости тогдашних зим, в наши дни такое невозможно (например, зимой 2019-2020 лёд на Неве вовсе не встал). За всё время эксплуатации не случилось ни одного инцидента с провалом трамвая под лёд.

-4

5. Я с детства очень люблю трамвай и троллейбус и считаю их лучшими видами транспорта, поэтому это "царство" электрического транспорта привело меня в полный восторг! Единственный минус, что в музее очень неудачное освещение для фотографии.

-5

6. Теперь пойдём по экспонатам. Предшественник трамвая - конка - функционировала в Петербурге в 1863-1917 годах, здесь представлен её довольно симпатичный вагон. С открытием трамвайного движения она потеряла своё значение, но продолжала функционировать на окраинах (например, на Выборгской стороне) до 1917 года, когда просто стало нечем кормить лошадей.

-6

7. Это вагон фирмы Brush (по российской номенклатуре МБ), первый трамвай Петербурга.

-7

8.

-8

9. После Первой мировой войны, Революции, Гражданской войны трамвай снова начал развиваться, и стоит отдать должное советской власти: при ней петербургский трамвай стал с огромным отрывом самой большой трамвайной системой мира, а во многих городах появлялись, сохранялись и развивались трамвайные линии. Трамвай был не только в областных центрах. Самые удивительные примеры - метро-трамвай Волгограда, а также совсем маленькие города типа Усолье-Сибирское, Шахты, Комсомольск-на-Амуре, Прокопьевск и т.п.
Трамвай являлся самым дешёвым видом транспорта - 3 копейки против 4 копеек за автобус и 5 копеек за метро - и поэтому был самым популярным. Я слышал, что в трамваях всегда было много людей, и он был без преувеличения главным транспортом Петербурга. Теперь после его уничтожения (о котором ниже) метро не имеет альтернатив.
На фото - мой любимый тип вагона ЛМ-68 "Аквариум". Между прочим, единственный сохранившийся экземпляр.

-9

10. "Аквариумом" его назвали из-за окон в крыше, благодаря которым в салоне было больше света.
Кстати, в подвижном составе петербургского трамвая полностью отсутствуют популярные на постсоветском пространстве чешские вагоны
Tatra KT4 и Tatra T3. Исторически здесь использовались местные трамваи, произведённые на Петербургском трамвайно-механическом заводе, уже, к сожалению, не существующем.

-10

11. Отдельно нужно сказать про грузовой трамвай. Это совершенно уникальная система, осуществлявшая в большом количестве грузовые перевозки для предприятий города при невозможности устройства сети железных дорог (множество рек и плотная застройка). Существовал даже отдельный грузовой трамвайный парк, несколько специальных линий и станций, а в 1990-е это всё, конечно, исчезло. Последним предприятием Петербурга, использовавшим трамвай для перевозок, был Севкабель, сейчас популярное лофт-пространство.

-11

12. Фото отсюда.

-12

13. Хотя недавно я видел грузовой трамвай "в естественной среде" на Среднем проспекте:

-13

14. Музей пытается зарабатывать, и это очень похвально. Есть вагон, который можно арендовать для различных праздников:

-14

15. Есть вагон-бар и экскурсионный ретро-вагон, ходивший в 2016 году по маршруту Трамвайный парк №3 - площадь Репина.
Сейчас маршрут круговой от Музея городского электрического транспорта через Васильевский, Петроградскую, Литейный мост, цирк, Марсово поле, Петроградскую снова к Музею.

-15

16. По пути мы встали в "мёртвую" пробку, и водитель провёл спонтанную экскурсию об устройстве машины.
Кабина машиниста:

-16

17. Интерьер вагона:

-17

18. Мне очень понравилась тёплая деревянная отделка.

-18

19. В экспозиции музея кроме самих машин есть много всяких чертежей, схем и фотографий, а также исторические таблички, которых никогда не было видно, так как они висели на проводах.

-19

20. Троллейбус! Он появился в Петербурге в 1936 году (одновременно с Инстербургом), долгое время уступал трамваю, но теперь чувствует себя даже получше (то есть за 1990-е и 2000-е потерял меньше).
Это первый петербургский троллейбус ЯТБ-1 Ярославского автомобильного завода. Если трамваи поначалу были импортными, то троллейбусы - только отечественными. ЯТБ-1 будто бы говорит тебе протяжное "ю", очень странная форма кузова.

-20

21. Шикарный МТБ-82 завода имени Урицкого (ныне "Тролза") города Энгельс.

-21

22. ЗиУ-5 того же завода. Кстати, 15 маршрут таким и остался.

-22

23. Нельзя не сказать о главном советском троллейбусе ЗиУ-682. Он выставлен музее, но я его почему-то не сфотографировал. Великая, очень популярная и очень надёжная машина, каждый из нас узнает его. В период 1972-2016 выпущено более 42000 экземпляров!! (фото отсюда)

-23

24. Теперь самая грустная часть этого поста - о современном состоянии трамвая и троллейбуса в Петербурге.
В период максимального развития (середина 1990-х) трамвайная сеть Петербурга представляла собой:
-10 парков, 1 грузовой
-68 маршрутов
-2105 машин
-305 километров путей (больше всех в мире!).
В 2000-е городские власти решили уничтожать трамвай. Вся городская транспортная инфраструктура теперь подчинена интересам автомобилистов (и чиновников, тоже передвигающихся на авто), соответственно, и деньги вкладываются практически только туда. А трамвай с троллейбусом (как они думают) можно просто выпилить.
Я не воспринимаю отговорки типа "мешает движению", "занимает половину дороги" и  "в центре в нём нет необходимости".
Трамвай - это важная социальная инфраструктура, символ Петербурга, экологически чистый транспорт. Нельзя так по-варварски его уничтожать, ведь прокладка новых линий очень дорога.
Центр задыхается от машин и пробок, но власть продолжает "задвигать" общественный транспорт и поощрять засилие автомобилей. Метро тоже не может осилить весь пассажиропоток. Но, к несчастью, многие линии безвозвратно утеряны.
Сейчас такая ситуация:
-грузовой трамвай уничтожен
-7 парков
-41 маршрут
-790 машин
-231 километр путей.

-24

25. Основу трамвайного парка сейчас составляют модернизированные ЛМ-68, ЛМ-99 (фото 24), трамваи Усть-Катавского завода 71 серии, трамваи производства ПК Транспортные Системы". Мне больше всех нравится этот ЛМ-68 модели "Ретро".
Ещё особенность петербургского трамвая: каждый маршрут имеет свою особенную идентификационную комбинацию цветных лампочек в верхней части кабины.

-25

26. Троллейбус чувствует себя получше,видимо, потому что "меньше мешает" автомобилям. С 1990-х годов он потерял около четверти подвижного состава и длины линий, которая сейчас составляет 552 километра, что довольно много. Вдобавок троллейбусная инфраструктура легко восстанавливается в отличие от трамвайной. Появляются маршруты с частично бесконтактной трассой, где троллейбус превращается в электробус (например, №18). Короче говоря, московской ситуации с исчезновением троллейбуса пока не предвидится. Однако, троллейбусной столицей мира является Минск.
Основу парка составляют минские АКСМ, уфимские БТЗ, волгоградские ВЗТМ, вологодские ВМЗ, различные ЗиУ и "Тролзы", впрочем, все эти модели очень похожи.

-26

27. В завершение хочется пожелать, чтобы Петербург быстрее и интенсивнее становился городом для людей, а не для автомобилей (чтобы в том числе появлялись велодорожки), а уютные трамваи и троллейбусы продолжали ходить даже в холод и стужу. Они всегда приезжали тогда, когда я их очень ждал. (листай вправо)

28. Схема трамвайных маршрутов Петербурга:

-28

29. Схема троллейбусных:

-29

30.

-30