Уютный туристический мирок, притулившийся у основания величественных гор, главный приют Кавказского природного биосферного заповедника – турстоянка Фишт встречает своего очередного постояльца, то бишь меня. Страшно представить, сколько народу здесь перебывало со времён официального открытия, случившегося аж в середине прошлого века. Вот и до меня дошел черёд.
Сразу от моста через Белую начинается добротный дощатый настил, ведущий к главному входу и строениям. Оттуда направо – выбирать свободное местечко на поляне под свой палаточный домик. Это я про себя.
Раз на глаза представителю местной администрации (и егерю в одном лице) не попался, то и отмечаться у него не стал. Не подумайте ничего криминального: с документами у меня полный порядок и до конца завтрашнего дня пребывание в заповедных местах честно, хоть и с ворчанием оплачено. Об этом пока не беспокоюсь (собственно, только за это и платил).
Давайте осмотримся. Попробую провести виртуальную экскурсию для тех, кто здесь еще не был. Ох, боюсь, в этот раз буковок и картинок будет много (я себя знаю). И начнем тогда уж с самого начала, то есть вернемся к речке. А чтобы не зазря ходить, соберу всё грязное шмотьё и устрою там постирушку. Заодно и себе голову помою. Давно пора.
Путник, прибывающий в приют с востока, выходит из леса на широкую поляну, которую пересекает речка Белая. Она берет свое начало неподалеку и потому больше походит на ручей и без труда переходится без всяких мостов, а мост есть и довольно хороший. Чуть ниже по течению теоретически можно целиком окунуться.
По периметру лагеря протянута электроизгородь, в ночное время на нее подается слабый ток (вокруг же медведи!) – табличка с предупреждением висит на заборе. Там же имеется лазейка на территорию, лишь бы быть уверенным, что всё это дело не под напряжением. А так, по дощатому настилу, огибающему лагерь по левой стороне, путник шествует до основного входа, что напротив капитальных зданий (администрация и гостиница).
Вдоль дальнего от реки края по границе с лесом бежит ручей Ярмолинского. На крайней точке справа (выше по течению) тропа через мини-мостик выводит на маршрут в сторону моря. На скале повыше целая галерея из мемориальных досок в память погибших альпинистов.
У мостка набирают воду для питья – затарился питьевой водой. Рядом между столбами протянуты веревки для просушки белья – развесил свою белореченскую постирушку. Сам сушусь на ходу.
На крайнюю точку по левой стороне лагеря (ниже по течению) выведен полноценный водопровод для плескательных процедур, рядом в ручье можно помыть посуду – настоятельно рекомендуют не применять убойную химию. В той же стороне найдется летний душ и баня (парят уже за денежку).
Само пребывание на территории приюта условно бесплатное (если забыть про деньги за пропуск в заповедник). Для любителей путешествовать налегке есть вариант заселиться в домик-гостиницу или в одну из больших предустановленных палаток с двухъярусными кроватями. За такие удобства 500 руб. Заманчиво, на самом деле. Не нужно пыхтеть и тащить на себе лишний груз: пришел, увидел, отдохнул. Главное, сильно заранее озаботиться бронированием. Всё же сам предпочитаю всегда иметь при себе палатку: планы без конца меняются, сроки тоже, а возможность поставить свой походный домик в любом удобном месте дорогого стоит. Так и быть, соглашаюсь пыхтеть дальше.
Деревянные кабинки-туалеты имеются в дальних концах левой (южной) и правой (северной) стороны лагеря. Кстати, про южные окраины. В той стороне есть небольшая горочка-скала с уменьшительно-ласкательным именем Фиштёнок. Тропинка к ней редко когда пустует. А еще на краю поля коновязь с единственным на тот момент почти вороным постояльцем. Попробовал задобрить жеребца листом лопуха, да тот не соблазнился. Видимо, лопухи совсем невкусные.
На волейбольной площадке скачет народ. Ох, уж это неугомонное молодо-зелено. Мне между походными переходами больше поваляться хочется, но никак не скакать козлом. Нет, всё же самое первое желание – сменить раскочегаренные кроссы на воздушные шлёпки. При уставшей спине –полежать. Потом всё остальное. Кстати, на инфостендах по соседству представлены главные скакуны местной фауны: там и туры, и серны, и лисы, и волки. А рядом серия, посвященная 85-летию всесоюзной Тридцатки с любопытными архивными фото.
Основная площадь поляны оставлена под палатки. Есть даже несколько дощатых настилов, но редкая удача застать их в самый сезон свободными. Ну разве что в первой половине дня, когда очередная группа снимается с лагеря. В центре – крытая столовая со столами и лавками, вторая такая же – за зданием администрации. Около столовых организованы полноценные костровые с местами для посиделок.
За хлопотами у лагерного костра повстречал новую знакомую Машу. «Иван да Марья – нас легко запомнить» – так она с мужем мне представилась в Хаджохе. Там я с ребятами познакомился и вместе с ними доехал до КПП Лагонаки. Потом наши дорожки разошлись: они торопились вперед. Неспроста, как теперь выяснилось. Стартовав в обед, они умудрились пройти весь путь аж до озера Псенодах, подняться на перевал и уже на фонарях спуститься к приюту Фишт. Я прикидывал в уме расстояния и затраченные силы Ивана (почти весь груз на нем). Обнять и плакать... А на следующий день (когда я гулял по Оштену) они попытались подняться на Фишт, заплутали, попали на опасный участок и отступили. А ведь в их арсенале имелись кошки… Ваню я так и не увидел: «отсыпается». Даже не удивлен.
На гору Фишт я любовался весь вечер. С адыгейского он неспроста переводится как «Белая голова»: на склонах много снега – как-никак это самая западная вершина Кавказа с постоянными ледниками. Лично я карабкаться на вершину не собираюсь, мне довольно Оштена. В подъеме на Фишт сложностей гораздо больше, а виды примерно те же. По снежочку я уже погулял.
К вечеру народ собирается у костров, делится впечатлениями, поет песни. С удовольствием погрелся у огней, послушал, поделюсь наблюдениями.
За первым костром костяком была группа подростков, которых я бы назвал трудными. По матерым инструкторам, шефствующими над ребятами, по их разнарядкам, воспитательным беседам и разговорам о взрослом будущем ошибиться в контингенте сложно. Но ребятам повезло. Им нравился поход, откликалась атмосфера доверия и взаимопомощи, без пререканий исполнялись поручения. Как важно найти таким в сопровождение взрослых с правильной закалкой и авторитетом, подающих хороший пример и ведущих за собой. Без глупостей, по-взрослому, по-мужски. Одного условно назову спортсменом, на большой земле он наверняка их физрук. Другой реально артист какого-то провинциального театра, читал по памяти (по удивительно хорошей памяти) классические спектакли в ролях, живо и наизусть. В сцены активно подключал ребят, старался их расшевелить и вложить в голову побольше умных и полезных мыслей. Такое цепляет и дает надежду. Все сцены завершались бурными аплодисментами.
А у костра за администрацией бесконечный паровоз знакомых песен под гитару: старые и новые, заводные и грусть-печальные, философские и не очень. Молодые, открытые, сияющие лица, по-настоящему классное живое исполнение – уходить до последнего не хотелось. И уж не присесть, так велико число желающих испить походной романтики до дна. А потом включился автопилот и ножки сами понесли на боковую. Запрокинул голову в звездное небо, а там целый космос водит хороводы ярких созвездий надо мной. Упасть бы навзничь и любоваться всей этой красотой. Но нет, ножки свое дело знают. Вот уже и порог палатки, через минуту я в уютном спальнике и очень скоро уже сам кружусь со звездами в вальсе, который и танцевать-то не умею. Ночь волшебства в заповедной глуши!
Еду на Кавказ > Гуляю Краснодар: 1 > 2 > 3 > 4 > 5 > 6 > 7 > 8 > 9 + видео > Адыгея походная: 1 > 2 + видео > 3 > 4 > 5 > 6 + видео > 7 + видео > 8 > 9 > 10 + видео > 11 > 12 > 13 > 14 > 15 + видео > 16 > 17 > 18 > Краснодарский берег: 1 > 2 > 3 + видео > 4 > 5 > 6 > 7 > 8 > 9 > 10 > 11 > 12 > 13 > 14 > 15 > 16 > 17 > 18 > 19 > 20
>> Читать продолжение этой статьи <<
#поход #путешествие #кавказ #адыгея #приютфишт