Раннее утро на приюте Фишт в Кавказском заповеднике. Залёживаться резона нет: сегодня истекает срок действия пропуска и потому хотелось бы покинуть территорию заповедника до превращения кареты в тыковку. Предстоит самый сложный и длинный переход за время моих скитаний по адыгейским красотам. Судя по табличке-указателю на выходе из лагеря, до следующего приюта Бабук Аул 21 км, а до КПП Белый ручей и того больше. И дорожка не из легких…
Меня можно поздравить: вышел со стоянки в районе 9 часов, что лично для меня довольно рано (почти горжусь). С лагерного ручья тропинка сразу нырнула в прохладный лес. Пока всё нравится. Есть и помехи: иногда приходится обгонять довольно длинные группы походников, что на узкой тропе не так-то просто. Пока справляемся. А потом грустно наблюдаем, как на очередном привале тебя обратно обходят. Ну и ладно. Нестись угорелым – совсем не про меня. Плестись в чьем-то хвосте тоже не станем.
А пока на ясное с утра небо потянулись на прогулку облака. Вот и Белореченский перевал – пересечение Главного Кавказского хребта. Теперь я вроде как по ту сторону гор. Вот и лошадки. Так, кто хочет ко мне кадр? Ну зачем же сразу задницей? Ой, да тут с вами еще мошкариная свита...
Снова утомительный переход. Солнце раскочегарилось по полной – прикрываюсь доступным тряпьем, грежу о скором море. Солнечную панельку прикрутил повыше, авось что насобирает в пути для моего телефона. Идти ой как далеко и долго. Имея свежий опыт перехода с Инструкторской щели до приюта Фишт (что гораздо ближе), на скорую прогулку я точно не рассчитываю.
Облака спустились пониже и пару раз обволакивали меня целиком, наматываясь прохладной сахарной ватой. Так бы и слизнул.
Снова лошадки, а потом и коровки на пути. Наверняка жилье неподалеку. И в самом деле, показались балаганы-летники с сырами на продажу прямо с порога. У меня с молочкой отношения сложные. Играть в адыгейскую рулетку нет ни малейшего желания, да и время не самое удачное. Пошел дальше.
Вот и Черкесский перевал, на очереди спуск в лес. Время расставаться с Фишт-Оштеновским массивом и великолепием настоящих гор. А еще неожиданно прощаюсь с Адыгеей. Уже тот самый приют Фишт находился за пределами республики (там граница идет по речке Белой). И вся дорога дальше – уже Краснодарский край. Только в районе Черкесского перевала я снова вернулся к границам Адыгеи. И вот этот родник, что бьет со склона – прямо у ее границ. Теперь чем ближе будет море, тем дальше от меня горная республика.
Вот так незаметно я вышел за границы республики и цикла, посвященного ее красотам. Пожалуй, этой статейкой придется завершить историю о походной Адыгее и следующей начать цикл о Краснодарском побережье. Но до моря еще топать и топать…
На подступах к уже упомянутому ручью у перевала я упёрся в группу пасущихся коров и телят. Тропинка узкая, склон крутой. Понимаю, что забрели они сюда от балаганов и надо бы им вернуться обратно, а своим приближением я гоню их всё дальше к лесу и никакой возможности обойти. Так до самого леса мы паровозиком и дошли, где сразу стало просторнее и мне удалось занять место локомотива. На прощанье поработал мельницей и погнал стадо в обратном направлении. У ручья осталась забытая кем-то ярко-салатовая фляжка. Я еще замедлил шаг, раздумывая, нужен ли мне этот лишний груз, так удачно совпадающий по цвету с моей палаткой. Но нет, подбирать не стал. И без того от самого Майкопа тащу одну такую потеряшку.
Как спустился под кроны деревьев, стало приятнее. Лес тихий и задумчивый, во влажной туманной дымке. Или это я, набродившись по адыгейским горам, варюсь в мыслях о прекрасном. Эх, субальпийских лугов мне больше не увидеть, теперь полным ходом шуруем по лесенке смены климатических зон вниз, в жаркие субтропики. Делал остановки, пробовал щелкаться. Что-то даже получалось. Будут и отсюда памятные снимки.
Идти по лесу довольно комфортно. Жаль, есть жесткие сроки, и мысль об этом гонит вперед, не давая засиживаться на привалах дольше положенного. А проблем по прохождению никаких. Дождей не было, тропа в отличном состоянии. И даже «Веселый спуск» прошел на «ура». Тут секрет в правильной экипировке: во-первых, со мной хорошие треккинговые палки, с которыми гулять по горам одно удовольствие. Во-вторых, я не поленился достать из аптечки пару эластичных бинтов и обмотать ими колени, которым больше всего «достается» в подобных приключениях.
На финише крутого спуска я отдохнул и наскоро перекусил в деревянной беседке. Вроде самое физически сложное позади. Теперь вместо тропы начинается полноценная грунтовка, хоть идти по ней на своих двоих до цели еще далеко. Потом по правой стороне был кордон Бабук Аул (не путать с приютом). Чересчур извилистый спуск вывел к длинному каменному мосту через речку Шахе. Немного дико увидеть такую бетонную махину в заповедной глуши. Но удобно. Маршируем дальше.
Наконец, отмахав 20 с гаком километров, я добрел до приюта Бабук Аул. Сел на лавочку перед забором и уткнулся в телефон. Как уже упоминал когда-то, у меня всегда с собой распечатки маршрутов, где планирую активно «гулять». И в длительных автономках стараюсь ориентироваться по ним, чтобы не разряжать телефон. В этот раз детализации на бумажках сильно не хватало, а на подготовительную «домашнюю работу» времени не было. Местонахождение Бабук Аула я определил по крошечной проплешине в лесу и заблаговременно всё-таки намалевал на распечатке, а вот где тот самый финишный КПП Белый ручей оставалось загадкой. Пришлось лезть в телефон и искать, всё прибавляя масштаб (и почему я не сделал этого раньше?). Нашел. Оказалось, до него еще 7 км. И вот представьте мое разочарование: выходить на новый марш-бросок, когда усталость подобралась к пояснице и время на исходе.
Можно было бы остаться. Вспомнилась строчка из правил заповедника: «Стоянка в неустановленных местах запрещена». Но тут два момента. Во-первых, завтра всё равно придется идти к КПП и, потупив глазки, мяться перед егерями за уже просроченный пропуск. Во-вторых, на часах 17 часов – дойти засветло еще можно. И не надо будет объясняться и извиняться. И я пошел. Бодро и на втором дыхании.
В этот раз остановок было меньше, хотя и не без этого. Одни локации со свисающими с деревьев мхами-лишайниками чего стоят. Дорога тянулась вдоль реки, разок видел подвесной мост, многажды раз пересекал ручьи-водопады. Прохлада гор сменилась тропической жарой, взмок насквозь.
До КПП Белый ручей добрался за полтора часа. На проходной сидели лесники. Ага, припозднился. На вопрос чего не остался на приюте сами же и ответили: «Что, пропуск заканчивается?» Кивнул. Бумажку доставать не стал, спросил, где здесь рядышком лучше поставить палатку. Они махнули на закуток у дороги, пониже моста через Белый ручей тоже есть удобное место. Пошел с чистой совестью и довольный собой заселяться. Разумеется, дальше не пойду. Думаю, сегодня я отмахал все 30 км – такая вот полновесная всесоюзная Тридцатка. Но, оказавшись за границами заповедника, встану прямо под боком у какого-никакого жилья. Кругом глухой лес, а медведей никто не отменял…
Еду на Кавказ > Гуляю Краснодар: 1 > 2 > 3 > 4 > 5 > 6 > 7 > 8 > 9 + видео > Адыгея походная: 1 > 2 + видео > 3 > 4 > 5 > 6 + видео > 7 + видео > 8 > 9 > 10 + видео > 11 > 12 > 13 > 14 > 15 + видео > 16 > 17 > 18 > Краснодарский берег: 1 > 2 > 3 + видео > 4 > 5 > 6 > 7 > 8 > 9 > 10 > 11 > 12 > 13 > 14 > 15 > 16 > 17 > 18 > 19 > 20
>> Читать продолжение этой статьи <<
#поход #путешествие #кавказ #тридцатка