Что, думаете отпустил меня сад японский? И я так думал, пока не полез разбирать фотки дальше и не увидел следующую партию. У меня ведь с этим делом как: есть дорожный дневник с общим планом пройденного, из которого уже дома вырастет целая портянка для публикации. Отдельным строем маршируют фоточки, которые следует разобрать и присовокупить к написанному. И очень часто фотки подсказывают темы, о которых следовало бы написать, но беспамятная башка о том вовремя не подумала. И теперь придется исправляться.
Покидая Японский сад, что в парке Галицкого, я заглянул в павильон, оставленный там мною напоследок. В направлении выхода (вход почти там же) из сада-парка есть добротная постройка в стиле минка, именуемая дом Коминка. В таких домах японцы принимали важных гостей, а их интерьер для услады глаз наполнялся утонченными образцами живописи, керамики и скульптуры. В переводе на наш современный это выставочный зал национальных культурных и исторических артефактов.
В просторном и ярко освещенном помещении выставлены предметы искусства, от которых трудно оторвать глаз. Тогда думал на бегу полюбоваться и на том успокоиться, но всё же не удержался кое-что щелкнуть себе на память. Эх, надо было не скромничать. В каждой вещи – душа мастера.
Для начала немножечко погружения в тему, чтобы расставить всё по своим местам (я про голову – руками ничего не трогаем). Себя буду считать слегка уже погруженным (по щиколотки). Речь пойдет о традиционной японской скульптуре. Сам до сих пор слышал лишь о фигурках нэцке. Думал, что именно они украшают мои домашние полочки. Оказалось, нет…
На самом деле, у этих миниатюрных резных скульптур было довольно утилитарное назначение. В традиционной японской одежде не было карманов и всю необходимую мелочь приходилось таскать в лаковых коробочках, подвешенных с помощью шнурка на поясе. Для противовеса использовались миниатюрные фигурки-брелки «нэ-цуке» (в написании это два иероглифа «корень» и «прикреплять»). Отсюда важная примета: должно быть двойное отверстие для продевания шнура. Иначе перед вами вовсе не нэцке, а другой предмет японской миниатюрной скульптуры.
Окимоно (в переводе «поставленная вещь») – это уже самостоятельное произведение, лишенное всякой утилитарности, пусть в скромных размерах, но удивительное в своем филигранном исполнении. Чаще всего их изготавливали из слоновой кости, дерева или драгоценных металлов, светлый материал тонировали чаем, для украшения могли использовать перламутр, коралл и эмали. Именно окимноно и стоят на моих книжных полочках. В домах у японцев для них предусмотрено специальное место – токонома.
Окимоно «Семь богов»
По древней японской легенде, «семь несчастий немедленно исчезнут, а семь благ тут же явятся». Отсюда пошло представление о семи богах счастья и постепенно сложился пантеон божеств, отвечающих за те или иные важные для человечества блага. А от себя добавлю параллель с дверьми: когда перед носом захлопнется одна дверь, рядышком обязательно приоткроется другая – не прозевай шанс! Считается, что статуэтки божеств приносят в дом удачу и достаток и по сложившейся традиции их принято дарить самым дорогим и близким людям.
Эбису покровительствует торговцам и рыбакам, отвечает за удачу, счастье и благосостояние
Дайкоку – хранитель домашнего очага, бог богатства и процветания
Бисямон-тен помогает воинам, священникам и врачам, приносит справедливость и удачу
Бендзайтен отвечает за плодородие, долголетие и искусства, единственная богиня в списке
Хотей за веселье и благополучие
Дзюродзин несет мудрость и долголетие, защитник путешествующих
Фукурокудзю покровительствует ученым
Окимоно «Семь богов счастья и корабль сокровищ»
Такарабунэ (дословно «корабль сокровищ») приплыл в страну восходящего солнца и привез на своем борту Ситифукудзин («семь богов счастья»). У корабля нос в виде мифической птицы счастья Хо-оу, трюмы доверху набиты мешками с рисом и золотом. Традиция дарить этот водоплавающий рог изобилия появилась в XVII в., набор божеств, присутствующих на корабле, неоднократно менялся и окончательно сложился к середине XVIII в. В новогоднюю ночь этот сувенир кладут под подушку вместе с открыткой Лодки счастья и ждут вещих снов. Приснившаяся священная гора Фудзи, божественный парусник, орел (посланник богов) и баклажаны (символ плодородия и мужской силы) обещают счастливый год. Если сон оказался не в руку, то листок с изображением корабля сокровищ от греха подальше отправляется в ручей или реку.
Считается, что божественную семерку с их мешком даров можно повстречать на улице, но мальчик я уже большой и не настолько доверчивый. История не только красивая, но и очень предметная. Творения японских мастеров можно разглядывать часами – настолько изысканная и кропотливая работа! Сколько подмеченных у жизни и воплощенных в материале тонких деталей и нюансов: в точной позе, в пойманном настроении, в тончайшем декоре!
Из простых бытовых сценок умелые японские резчики творят произведения искусства. Оцените:
На этом с Японским садом и уголком Страны восходящего солнца в Краснодаре точно всё. Надеюсь, он вам тоже понравился. Едем дальше.
Еду на Кавказ > Гуляю Краснодар: 1 > 2 > 3 > 4 > 5 > 6 > 7 > 8 > 9 + видео > Адыгея походная: 1 > 2 + видео > 3 > 4 > 5 > 6 + видео > 7 + видео > 8 > 9 > 10 + видео > 11 > 12 > 13 > 14 > 15 + видео > 16 > 17 > 18 > Краснодарский берег: 1 > 2 > 3 + видео > 4 > 5 > 6 > 7 > 8 > 9 > 10 > 11 > 12 > 13 > 14 > 15 > 16 > 17 > 18 > 19 > 20
>> Читать продолжение этой статьи <<
#путешествие #краснодар #паркгалицкого #японскийсад