Найти в Дзене
zoom-spb

Белоостров (Валкеасаари)

Белоостров - довольно известный посёлок в Курортном районе Петербурга, располагающийся у бывшей российско-финской границы. Это и предопределило историю местечка в XX веке - из-за нескольких войн ничего исторического тут не осталось. Однако, Валкеасаари всё-таки достоин посещения, как мне кажется.

Об окрестностях Петербурга:

ВырицаЛисино-КорпусТихвинПриозерск (Кексгольм)СтрельнаШлиссельбургРождественоСуйдаСестрорецкПриморск (Койвисто)Зеленогорск (Терийоки)ВыборгСосновый Бор и КопорьеПетергофТоксовоГатчинаНовая ЛадогаСтарая ЛадогаПушкин (Царское Село)Южное ПриладожьеНевская Дубровка и Ладожское ОзероОраниенбаум (Ломоносов)ПавловскНарваДудергофЯмбург (Кингисепп)Волосово/ГубаницыИзвараРайвола (Рощино)ЛугаЛахта/ОльгиноСиверскийПетяярвиКронштадт. Часть 1Кронштадт. Часть 2ГдовЛисий НосПесочныйТронгзунд (Высоцк), Валкъярви (Мичуринское), Кивиниеми (Лосево)

Мои статьи о Петербурге: Дома Петербурга. Часть 1Дома Петербурга. Часть 2Церкви Петербурга. Часть 1,  Церкви Петербурга. Часть 2Петербургский трамвайМузей РЖДПанельки Петербурга

Конструктивизм Петербурга: Часть 1. Выборгская сторонаЧасть 2. Петроградская сторонаЧасть 3. Васильевский островЧасть 4. ЦентрЧасть 5. Нарвская заставаЧасть 6. Московская заставаЧасть 7. Невский район

1. Приход деревни Валкеасаари известен с конца XVII века, причём центр поселения находился несколько севернее нынешнего места. Традиционно здесь проживали финны-ингерманландцы, занимавшиеся сельским хозяйством или работавшие на бумажной или кирпичной фабрике. Во время отвратительных сталинских репрессий их насильственно депортировали в Сибирь и на Кольский полуостров, в общей сложности (только отсюда!) около 200 семей. Деревянная кирха (1889-1892, Оскар Тибо-Бриньоль) просуществовала 1941 года:

С Википедии
С Википедии

2. Нынешний центр - это фактически посёлок при станции, оставшийся на своём прежнем месте, но полностью разрушенный во время советско-финских войн. Вероятно, в 2000-е была обустроена небольшая площа и стела с гербом:

-2

3. Самые примечательные здания - симпатичные послевоенные сталинские коттеджи:

-3

4. Из-за двух подряд неурожайных лет, вызванных летними дождями, поздними весенними и ранними осенними заморозками, в 1867 году в Великом княжестве Финляндском разразился страшный голод - погибло около 15% населения. У этой трагедии было 2 главные причины:

  • Тяжёлые климатические условия, не позволяющие в нужном объёме выращивать пищевые культуры;
  • Плохая транспортная доступность внутренних (не прибрежных) районов страны, то есть трудности с доставкой еды.

Даже странно говорить о голоде в одной из самых комфортных ныне стран мира.

Отчасти из-за этого голода, ставшего последним в Европе, вызванным естественными причинами, началось строительство железной дороги Петербург-Выборг-Рийхимяки (эта малоизвестная в России станция располагалась на уже существовавшей линии Хельсинки-Хямеенлинна).

Послевоенный типовой вокзал Белоострова:

5. Существует странный миф, что типа "Россия построила Финляндии железные дороги". В реальности же дорога стоила 7,5 млн рублей, 5 из них оплатило ВКФ. Кроме того, все сооружения вплоть до Финляндского вокзала в Петербурге принадлежали ВКФ, линию обслуживали преимущественно финские работники, однако самыми частыми пассажирами были петербуржцы, владевшие дачами на Финском заливе и не только.

К 1870-му году магистраль была готова. Первый вокзал Белоострова был деревянным и, соответственно, обречённым на разрушение. Он сгорел в 1919 году:

-5

6. Не совсем очевидно, что между ВКФ и Российской империей существовала вполне осязаемая граница - и именно на станции Белоостров происходил таможенный досмотр. На территории Финляндии последней станцией была Терийоки (Зеленогорск), расположенная от границы довольно далеко. Для удобства пассажиров была открыта станция Раяйоки (raja - «граница», joki - «река», это финское название реки Сестры), ставшая пограничной с финской стороны, для неё в 1914-1917 годах был построен отличный вокзал по проекту Бруно Гранхольма, известного архитектора в духе «северного модерна». Здание было разрушено в ходе Зимней войны (1939-1940) и Войны-продолжения (1941-1944), а после них граница здесь и вовсе исчезла, так что восстанавливать его не стали:

С Википедии
С Википедии

7. Чуть позже большевики построили "симметричный ответ" - монументальный вокзал в духе раннего "сталианса" (1934), но он не простоял и 10 лет.

В настоящее время Белоостров остаётся важной станцией - не пограничной, но узловой. В 1925 году Приморскую железную дорогу (Петербург-Лисий Нос-Сестрорецк) довели до ручки сюда, и теперь Валкеасаари является конечным пунктом электричек на "Малой Приморке".

С сайта Pastvu.com
С сайта Pastvu.com

8. В настоящее время Белоостров известен широкому кругу по экотропе "Сестрорецкое болото". К её началу ведёт не очень хорошая дорога от станции:

-8

9. Сестрорецкое болото - огромный (4х4,3 км) торфяник, прилегающий с севера к мелководному озеру Разлив. В 2019 году по ранее труднодоступной местности проложили туристический маршрут, так что теперь можно можно спокойно прогуляться по топи, не замочив ноги. Обратите внимание на правый нижний угол стенда: экотропа строилась на средства трансграничного сотрудничества с Эстонией и Европейским Союзом.

-9

10. В некоторых местах оборудованы площадки для фоток и отдыха:

-10

11. Меня впечатлили сказочные затопленные поляны трилистника водяного:

12. Это хвощ топяной:

-12

13. Местами настил (опирающийся на винтовые сваи) проходит через заросли:

14. Есть тут также и сосновый бор, мой любимый вид леса:

-14

15. Некоторые сосны скручены прям как на Куршской косе:

-15

16. Пейзажи болота с изгибающейся ниткой настила прекрасны:

17. Самая южная точка маршрута:

-17

18. Вдали виден Сестрорецк, по сути элитный спальный район Петербурга:

19. Особенно понравились мохнатые цветки пушицы, мирно раскачивавшиеся на ветру:

20. Очень милое растение:

21. Прогуливаемся дальше:

-21

22. Тишина.

-22

23. В конце тропы есть несколько небольших озёр:

-23

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание