74,3K подписчиков

Свеча догорела — и мы остались в потемках. Могила Алексея Девотченко в Комаровском некрополе

19K прочитали

Одна из самых сильных ролей актера Алексея Девотченко в театре, по мнению критиков, - роль Шута в "Короле Лире" в постановке Льва Додина в петербургском Малом драматическом театре (МДТ-театр Европы). Но шекспировский шут - это не клоун и не паяц. Это человек, который может сказать королю правду в лицо. И пострадать за это, хотя считается, что шутам дозволено все.

Алексей Девотченко всегда говорил правду. И на сцене, и в жизни. И поступал именно так, как считал честно. Например, будучи в жесткой конфронтации с властью, он решил вернуть этой власти те регалии, которые от нее получил. Правильно это или нет, каждый может решить сам.

Алексей Девотченко. Фото ptj.spb.ru (автор В. Дюжаев)
Алексей Девотченко. Фото ptj.spb.ru (автор В. Дюжаев)

Но для Девотченко это было единственным верным решением - в 2011 году он отказался от звания Заслуженного артиста России, полученного в 2006-м, от двух Государственных премий. А за это получил полную свободу самовыражения, свободу творить и говорить, то что думается. И не задумываться о том, нравится ли это кому бы то ни было.

Алексей Девотченко. Фото kino-teatr.ru
Алексей Девотченко. Фото kino-teatr.ru

Его творческая судьба была очень насыщенной. То, что он будет актером, для него было понятно еще в школе, когда он начал играть в Театре юношеского творчества при Ленинградском дворце пионеров. По окончании обычной школы в Калининском районе Ленинграда он легко поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ)) на курс легендарного режиссера Аркадия Кацмана. В мастерскую Аркадия Иосифовича был огромный конкурс, но Алексей смог его преодолеть. К сожалению, отучиться у Кацмана Девотченко смог только один курс - на следующий год он попал под призыв в армию. Но отслужив, он восстановился в театральном институте, правда на этот раз он попал в мастерскую режиссера Льва Додина, работавшего параллельно в МДТ.

В 1990 году Алексей успешно окончил ЛГИТМиК и был приглашен на работу в Театр юного зрителя имени Брянцева. Это был первый театр в биографии Девотченко, но далеко не последний. По разным причинам он надолго не задерживался ни в одном и успел поиграть в Петербурге чуть ли ни на десятке сцен. Помимо ТЮЗа это был и Детский драматический театр "На Неве", и театр имени Ленсовета, и Театр на Литейном, и Александринка, и БДТ, и уже упоминавшийся МДТ-театр Европы. К сожалению, у Алексея была извечная беда, присущая многим творческим личностям - он любил выпить.

Алексей Девотченко в роли Шута в спектакле "Король Лир". Фото ptj.spb.ru
Алексей Девотченко в роли Шута в спектакле "Король Лир". Фото ptj.spb.ru

И так, не задерживаясь надолго ни в одном театральном коллективе, Девотченко, тем не менее, смог сполна проявить свой талант актера. Спектакли, поставленные режиссером Григорием Козловым в ТЮЗе, производили фурор в театральной среде Петербурга. Моноспектакли "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом" и "Дневник провинциала в Петербурге" по Салтыкову-Щедрину шли с неизменным успехом. "Концерт Саши Черного" был постоянным участником различных театральных фестивалей, а Девотченко за игру в нем в 1995 году получил приз фестиваля "Балтийский дом" за лучшее исполнение мужской роли.

Алексей Девотченко в моноспектакле "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом". Фото vteatrekozlov.net
Алексей Девотченко в моноспектакле "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом". Фото vteatrekozlov.net

В том же 1995-м Алексей Девотченко получил высшую театральную награду Петербурга - "Золотой софит" в номинации "Лучшая мужская роль" за исполнение роли Порфирия Петровича в спектакле "Преступление и наказание" по роману Достоевского, также поставленного Григорием Козловым. К слову, "Золотым софитом" Девотченко награждался еще - в 1999 году в номинации "Лучший актерский ансамбль" (вместе с Александром Баргманом) за спектакли "P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии: Каденции на темы произведений Э.-Т.-А.Гофмана и В.-А.Моцарта" и "Лес". Оба спектакля также были поставлены режиссером Козловым, но уже не в ТЮЗе - "P.S." в Александринке, а "Лес" в Театре на Литейном. Спектакль "Лес" получил еще и Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства за 1999 год. В этом спектакле Девотченко играл Счастливцева. Это была первая госпремия актера, а через четыре года, за исполнение роли Хлестакова в спектакле "Ревизор" по пьесе Гоголя он получил вторую. От обеих он публично отказался в 2011 году.

Алексей Девотченко в роли Хлестакова в спектакле "Ревизор"
Алексей Девотченко в роли Хлестакова в спектакле "Ревизор"

Одновременно с работой на сцене у Алексея началась и кинокарьера. Правда, в официально первых фильмах, в которых он снялся - "Духов день" режиссера Сергея Сельянова и "Меченые" Вячеслава Сорокина его даже нет в титрах, а обнаружить на экране удастся лишь самым зорким зрителям.

Кадр из фильма "Не думай про белых обезьян". Гена - Алексей Девотченко
Кадр из фильма "Не думай про белых обезьян". Гена - Алексей Девотченко

А первой ролью, упоминаемой в титрах, был чекист в сериале Гелия Рябова о колчаковском движении в Сибири "Конь белый", снятом в 1993 году. Но вообще в девяностые годы кинорежиссеры не слишком баловали Девотченко приглашениями в свои картины. А вот с началом нулевых его талант актера стал востребован и на большом экране. За неполные пятнадцать лет Девотченко сыграл под пять десятков ролей в кино, кроме того, были перенесены на экран спектакли, в которых он участвовал - "Ревизор", "Дневник провинциала в Петербурге", "Концерт Саши Чёрного". Наиболее запоминающиеся роли, сыгранные тогда Алексеем Девотченко, это опер Степа Марков в сериале "Бандитский Петербург", капитан Зиггерс в многосерийной драме Александра Котта" "Конвой PQ-17", подпольный миллионер Корейко в "Золотом теленке" Ульяны Шилкиной, художник Гена в комедии Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян".

Кадр из сериала "Бандитский Петербург. Степа - Алексей Девотченко
Кадр из сериала "Бандитский Петербург. Степа - Алексей Девотченко

Еще в 2011 году Алексей Девотченко покинул берега Невы и стал актером Московского ТЮЗа. Там он, правда, тоже долго не проработал и уже на следующий год перешел в труппу к Олегу Табакову в Московский художественный театр имени Чехова (МХТ). Одновременно с работой в МХТ он принимал активное участие в постановках Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре. За два года он сыграл несколько ярких ролей на подмостках обоих театров. Так, в МХТ он запомнился исполнением роли Федора в "Свадьбе Кречинского" по Сухово-Кобылину, Кереи в "Калигуле", Обольянинова в "Зойкиной квартире" по Булгакову, а в Гоголь-центре он играл Полония в "Гамлете", Фетинью и Плюшкина в "Мертвых душах" Гоголя, отца Всеволода в "Мученике" немецкого драматурга Мариуса фон Майенбура.

Вместе с работой в театре и кино Девотченко вел активную общественную жизнь. Как говорил сам Алексей, "артист должен ориентироваться в политическом пространстве". Он был членом Объединенного гражданского фронта в Санкт-Петербурге, постоянным участником "Марше несогласных", весной 2014 года принял участие в митинге "Марш правды", осенью - в "Марше мира".

Алексей Девотченко на митинге. Фото fb.ru
Алексей Девотченко на митинге. Фото fb.ru

У Алексея было множество планов. Например, он собирался поставить в формате моноспектакля "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева. Но, к сожалению, судьба отмерила ему очень мало. Алексей Девотченко был найден мертвым вечером 5 ноября 2014 года в съемной квартире в Москве. Следов насильственной смерти на теле артиста не было. Прощание с актером состоялось в Гоголь-центре 8 ноября. Кирилл Серебренников на панихиде сказал: "Ты хотел уйти, Леша, и ты ушел…" Его прах был захоронен в Комаровском некрополе, неподалеку от его первого театрального учителя - Аркадия Кацмана.

Могила Алексея Девотченко на Комаровском кладбище
Могила Алексея Девотченко на Комаровском кладбище
Он жалкий шут, но он не плут, дурак, а не мошенник!
(Шекспир, "Король Лир")

На кладбищах Петербурга похоронено много выдающихся представителей отечественного искусства. Это актеры, писатели, режиссеры, композиторы...

На Южном кладбище похоронены актеры Алексей Смирнов - механик Макарыч из "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом". На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актеры: Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Петр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композитор Андрей Петров, балерина Алла Шелест. На кладбище в поселке Комарово похоронены актеры Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселева, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курехин, писатель Виктор Голявкин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова. На Смоленском кладбище лежат актриса Анна Самохина, режиссер Алексей Балабанов, эстрадные исполнители Людмила Сенчина и Эдуард Хиль, актер Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий. Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актеров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова. На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус -Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев. А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев". Киновеевское кладбище стало последним домом для Александра Кавалерова. На Богословском лежат актеры Кирилл Лавров, Роман Громадский, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссер Александр Рогожкин. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксенов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижер Евгений Мравинский. На кладбище Памяти жертв 9-го января недавно похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия. На Волковском кладбище нашли свое упокоение режиссер Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков. На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актера Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева. К слову, все имена, выделенные синим цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на такую книгу. Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Если же кто-то считает это не этичным, напишите, пожалуйста - если таковых отзывов будет много, то я завершу этот эксперимент. Буду благодарен за любую обратную связь.