Ещё из школьных уроков географии мы знаем, что на нашей планете существует 6 (шесть) континентов/материков - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида. При этом имеются также части света, конфигурация которых частично не совпадает с конфигурацией материков: это Европа, Азия, Америка (эта часть света включает в себя оба американских континента), Австралия (это материковая часть Австралии и Океании), Океания (островная часть Австралии и Океании); конфигурации частей света и материков совпадают только в случаях Африки и Антарктиды.
В рамках настоящей статьи нас будет интересовать Океания. Не вся Океания, а лишь определённая её часть, а именно - т.н. Ближняя Океания. Но тоже не вся. Тут следует пояснить, что имеется в виду.
Вся островная часть Австралии и Океании, т.е. собственно Океания как часть света, подразделяется на две неравные части, а именно - Ближнюю Океанию и Дальнюю Океанию. В состав Ближней Океании входят следующие островные территории: А) о. Тасмания и острова Бассова пролива - о. Кинг, о-ва Хантер, о-ва Фюрно, и др.; 1Б) северо-западная часть Меланезии: острова Торресова пролива (подразделяются на пять групп: Верхне-Западные о-ва, Ближне-Западные о-ва, Внутренние о-ва, Центральные о-ва, Восточные о-ва); о. Новая Гвинея и прилежащие к ней острова (о. Япен, о. Нум, о. Нумфор, о. Супиори, о. Биак; о. Колепом, о. Комолом, и др.); архипелаг Бисмарка (о-ва Ниниго; о-ва Адмиралтейства; о-ва Сент-Маттайас; о. Новый Ганновер; о. Новая Ирландия; о. Новая Британия; и др.); о-ва Тробриан; о-ва Вудларк/Муруа; о-ва Д'Антркасто; архипелаг Луизиада; Соломоновы о-ва.
Все остальные острова Океании входят в состав Дальней Океании: 2Б) юго-восточная часть Меланезии: о-ва Санта-Крус; о-ва Банкс; о-ва Торрес; о-ва Новые Гебриды; о. Новая Каледония; о-ва Луайоте; о-ва Фиджи; о-ва Лау; о. Ротума; В) все острова Микронезии: о-ва Мапиа; о. Тоби; о-ва Сонсорол; о-ва Палау; Каролинские о-ва; Марианские о-ва; о-ва Кадзан; о-ва Бонин; Маршалловы о-ва; о-ва Гилберта; о. Банаба; о. Науру; атолл Нуи; атолл Уэйк; Г) большая часть островов Полинезии: а) все острова Внутренней Полинезии: о-ва Тонга; о-ва Уоллис и Футуна; о-ва Тувалу; Гавайские о-ва; о-ва Лайн; о-ва Феникс; о-ва Токелау; о-ва Самоа; о. Ниуэ; о-ва Кука; о-ва Общества; о-ва Тубуаи; о. Рапа; о-ва Туамоту; Маркизские о-ва; о-ва Гамбье; о. Питкэрн; о. Пасхи/Рапануи; о-ва Кермадек; о. Норфолк; арх. Новая Зеландия; о-ва Чатем; о-ва Окленд;
б) ~ часть островов Внешней Полинезии: о-ва Дафф; о. Пилени; о. Матема; о. Нупани; о. Нупаки; о. Анута; о. Тикопиа; о. Эмаэ; о. Меле; о. Футуна; о. Анива; о. Увеа; атолл Капингамаранги; атолл Нукуоро; (другая часть островов Внешней Полинезии находится в составе Соломоновых о-вов (о. Реннел, о. Беллона, атолл Сикаиана, атолл Онтонг-Джава, атолл Нукуману, атолл Тауу) и в составе архипелага Бисмарка (атолл Нугуриа) - т.е. относится к Ближней Океании).
Подразделение на Ближнюю и Дальнюю Океанию основывается на учёте некоторых историко-этнографических действующих факторов, а именно: территории, относимые к Ближней Океании, изначально - примерно 40 000 лет назад - заселялись группами людей, относившихся к веддо-австралоидной большой расе и говоривших на языках, которые предположительно были родственны австралийским и папуасским языкам; эти люди были охотниками, рыболовами и собирателями. Примерно 5 500 лет назад на северном побережье Новой Гвинеи появляются новые группы переселенцев - австралоидов в расовом отношении, но говоривших на австронезийских языках, умевших обрабатывать землю и выращивать корнеплоды и плодовые деревья - таро, ямс, бананы, хлебное дерево и кокосовую пальму; также они разводили свиней, кур и собак. Примерно ещё через 1 000 лет австронезийцы с о. Новая Гвинея перебрались на архипелаг Бисмарка и Соломоновы о-ва, где смешались с коренным папуасским населением, а также заселили необитаемые до этого времени о-ва Санта-Крус, Новые Гебриды, о-ва Луайоте, о. Новую Каледонию и о-ва Фиджи. А около 3 500 лет назад предположительно с Филиппин на архипелаг Бисмарка пришла ещё одна волна переселенцев, говоривших на австронезийских языках, а в расовом отношении принадлежавших к монголоидной большой расе, которые были носителями археологической культуры Лапита (люди этой культуры изготавливали керамическую посуду с характерными геометрическими узорами; именно наличие этой керамики, находимой при раскопках, позволяет учёным проследить локализацию её носителей в разные периоды времени, вплоть до её исчезновения в начале н.э., когда на её основе сформировалось несколько локальных культур в Меланезии, а на о-вах Лау и Тонга начала формироваться протополинезийская культура, ставшая в дальнейшем основой для нескольких культур центральной и восточной Океании). Культура Лапита была распространена на территории от архипелага Бисмарка на северо-западе до о-вов Самоа на юго-востоке и просуществовала с 1 600 г. до н.э. до начала н.э.. При этом люди культуры Лапита в Меланезии в расовом отношении растворились среди местного австралоидного населения, зато в Полинезии и в Микронезии они образовали очень своеобразную малую переходную (между монголоидной и веддо-австралоидной большими расами) океанийскую, или полинезийско-микронезийскую расу.
Итак, подводя итог написанному выше, можно сказать, что Ближняя Океания представляет собой территории, которые изначально заселялись австралоидными в расовом отношении человеческими общностями, говорившими на неавстронезийских языках; кроме этих этнических общностей другого населения там либо не было вообще (как на о. Тасмания и на островах Торресова пролива до начала европейской колонизации), либо же оно там имелось, но не доминировало в количественном отношении (как на о. Новая Гвинея и на архипелаге Бисмарка), либо же оно составляло там большинство, тогда как неавстронезийские этно-языковые общности уступали ему в численности (как на Соломоновых островах). А Дальняя Океания была населена народами, говорившими только на языках австронезийской языковой семьи, и носители неавстронезийских языков на островах Дальней Океании в доколониальный период не жили.
Как я уже отмечал выше, в настоящей статье объектом нашего интереса будет не вся Океания, и не какая-то её часть типа Полинезии или Меланезии, и даже не Ближняя Океания в целом. Нет. В этой статье я расскажу об очень интересной культурно-исторической области (далее - к.-и. о.), которая занимает лишь часть Ближней Океании - о Папуа-Соломонской культурно-исторической области. Чем же она интересна?
А интересна она многим. Но сначала мы опишем её местоположение и перечислим относящиеся к ней острова или их части. В её состав входят: острова Торресова пролива; юго-восточное и северо-восточное побережья о. Новая Гвинея; о-ва Адмиралтейства; о-ва Сент-Маттайас; архипелаг Бисмарка; о-ва Тробриан; о-ва Вудларк/Муруа; о-ва Д'Антркасто; архипелаг Луизиада; Соломоновы острова.
Папуа-Соломонскую к.-и. область населяло множество этнических общностей, говоривших на многих языках: на побережье о. Новая Гвинея преобладали этносы, говорившие на разнообразных папуасских языках (§: наименование "папуасские языки" в настоящей статье обозначает языки, не входящие в состав австронезийской языковой семьи и не относящиеся к австралийским языкам). Также носители папуасских языков преобладали на о. Каркар (расположен неподалёку от северного побережья о. Новая Гвинея недалеко от г. Маданг); на о. Умбои, в северной части о. Новая Ирландия, на юго-западе и в северо-восточной половине о. Новая Британия (все эти острова входят в состав архипелага Бисмарка); на о. Россел/Йела в
арх. Луизиада; на о. Бугенвиль, на о. Велья-Лавелья, о. Рендова, о. Тетепаре, в южной части о-ва Нью-Джорджия, о-вах Расселл, о. Саво (все входят в состав Соломоновых о-вов). На островах Торресова пролива на папуасском языке мериам-мир говорили жители Восточных островов, тогда как жители Центральных, Внутренних, Ближне-Западных и Верхне-Западных о-вов говорили на австралийском языке пама-ньюнгской языковой семьи - кала-лагав-я. На языках австронезийской языковой семьи (океанийской её подзоны) говорили во многих локациях на побережье северной (языки североновогвинейской подветви западноокеанийской ветви) и юго-восточной части о. Новая Гвинея (языки крайненовогвинейской подветви западноокеанийской ветви), на о-вах Адмиралтейства (языки адмиралтейской ветви), на о-вах Сент-Маттайас (языки сент-маттайасской ветви), на большей части архипелага Бисмарка, на о-вах Д'Антркасто, о-вах Вудларк/Муруа; о-вах Тробриан, архипелаге Луизиада, на островах северной и центральной части Соломоновых о-вов (языки мезо-меланезийской подветви западноокеанийской ветви), в южной части Соломоновых о-вов (на языках южносоломонской подветви центрально-восточноокеанийской ветви). На о. Реннел, о. Беллона, атолле Сикаиана, атолле Онтонг-Джава, атолле Нукуману, атолле Тауу, атолле Нугуриа - говорили на языках полинезийской группы центральнотихоокеанской подветви центрально-восточноокеанийской ветви океанийской подзоны австронезийских языков.
В расовом отношении населявшие Папуа-Соломонскую к.-и. область этнические общности также были достаточно неоднородны: большая часть населяющих входящие в состав рассматриваемого региона территории о. Новая Гвинея, о-вов Адмиралтейства, о-вов Сент-Маттайас, арх. Бисмарка, о-вов Д'Антркасто, о-вов Тробриан, о-вов Вудларк/Муруа, арх. Луизиада, большей части Соломоновых о-вов, Восточных и части Центральных островов Торресова пролива как папуасских, так и австронезийских по языку этнических общностей принадлежали к папуасско-меланезийской малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы; население большей части островов Торресова пролива относилось к австралийской малой расе в составе большой веддо-австралоидной расы, а население меньшей части Соломоновых о-вов (о. Реннел, о. Беллона, атоллов Сикаиана, Онтонг-Джава, Нукуману, Тауу) и атолла Нугуриа (входит в состав арх. Бисмарка) - относилось к океанийской/полинезийско-микронезийской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной большими расами) малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы.
Основным занятием всех этнических общностей Папуа-Соломонской культурно-исторической области было тропическое земледелие океанийского типа, т.е. все народы описываемой к.-и. области относились
к хозяйственно-культурному типу ручных (мотыжных) земледельцев
жаркого пояса, для которых было характерно выращивание различных клубненосных крахмалосодержащих растений (таро, ямса, батата) в сочетании с различными плодовыми культурами (банан, хлебное дерево, кокосовая пальма, панданус), а также сахарного тростника, саговой пальмы, и др.. Из домашних животных были известны свиньи, куры и собаки. Земледелие было подсечно-огневого типа. Очень важное значение для жизнеобеспечения всех этнических общностей рассматриваемой к.-и. области имело морское рыболовство в сочетании с морским собирательством, объектами которого были различные моллюски и ракообразные; в некоторых местах важное значение имели также охота на дюгоней (на островах Торресова пролива), крокодилов (в прибрежных районах о. Новая Гвинея) и морских черепах (на островах Торресова пролива, на архипелаге Луизиада, на Соломоновых о-вах); охота на суше не имела особого значения нигде, кроме о. Новая Гвинея (здесь водились валлаби, древесные кенгуру, проехидны, а также крупные нелетающие птицы - казуары), и о. Новая Британия (на этом острове также водились казуары, являвшиеся важным объектом наземной охоты местного населения), по причине практического отсутствия объектов для неё (охотились на птиц, крыланов и крупных ящериц там, где они водились в достаточном количестве).
Традиционные типы жилищ - это свайные прямоугольные в плане хижины из бамбука, крытые пальмовыми листьями (были распространены в некоторых прибрежных районах о. Новая Гвинея, о. Новая Британия, и др.); на остальных территориях преобладали лёгкие наземные постройки каркасно-столбового типа, прямоугольные или круглые/овальные в плане, со стенами из циновок или из расщеплённых бамбуковых стволов, с двускатной крышей, крытой пальмовыми листьями.
Традиционная одежда жителей описываемой к.-и. области ограничивалась набедренными повязками у мужчин и короткими юбочками у женщин; в
качестве материала для этих деталей одежды чаще всего использовалась тапа - нетканая материя из луба коры шелковицы бумажной (Broussonetia papyrifera), реже - листья пандануса (хотя на о-вах Сент-Маттайас, атоллах Нугурия, Тауу, Онтонг-Джава, Сикаиана - было также известно и ткачество на горизонтальном ткацком станке); также из тапы изготавливались широкие мужские пояса, которые оборачивались вокруг тела выше пояса, и женские передники, закрывавшие тело от пупка до колен; мужчины также носили очень много разнообразных украшений - гребни из черепахового панциря, ожерелья из зубов акулы или крокодила, браслеты из мелких раковин моллюсков, и т.д.; женщины ограничивались гораздо меньшим количеством украшений.
Всем народам рассматриваемой к.-и. области, кроме населения островов Торресова пролива, в той или иной степени было известно гончарство, которое у некоторых из них достигало высокой степени совершенства. Также практически для всех этносов этой к.-и. области был характерен высокий уровень развития мореплавания на базе использования традиционных для австронезийцев типов лодок, а именно: катамаранов, тримаранов, лодок с односторонним и двусторонним аутригером, на которых использовались паруса типа "крабья клешня", что позволяло совершать плавания в открытом море на большие расстояния. По этой причине в Папуа-Соломонской к.-и. области была хорошо развита торговля между населением разных, часто расположенных далеко друг от друга островов, значение которой для некоторых населяющих её народов было очень велико. Ярким примером успешного использования высокого уровня
развития гончарства, мореплавания и навыков торговли являлся австронезийский по языку народ моту, живший на юго-восточном побережье о. Новая Гвинея в районе нынешнего г. Порт-Морсби, который ежегодно совершал хири - торговые путешествия на западное побережье залива Папуа - с целью обмена сделанных женщинами уро - глиняных горшков - на саго - крахмалистую сердцевину саговой пальмы, которая являлась основной выращиваемой культурой и главным пищевым продуктом для населения южной части о. Новая Гвинея, но плохо росла на
землях, населённых народом моту, из-за недостаточного количества выпадающих там осадков. Путешествие начиналось в конце сентября, когда начинал дуть лаурабада - юго-восточный пассат, который и доставлял гружёные глиняными горшками лакатои (тримараны под парусами типа "крабья клешня") в западную часть залива Папуа, где жители нескольких местных деревень ждали их прибытия. После этого в течение 2-х месяцев моту вели торговлю с местным населением (экипажи некоторых лакатои не ограничивались торговлей с жителями деревень, расположенных на
морском побережье, а перегружали часть горшков на взятые взаймы у местных речные лодки и поднимались вверх по реке Флай, меняя свои глиняные горшки на саго у жителей речных прибрежных деревень). В обратный путь торговцы-моту отправлялись после начала сезона муссонов, когда начинал дуть лахара - северо-западный муссонный ветер, который доставлял гружёные теперь уже грузом саго лакатои к юго-восточному берегу залива Папуа. А глиняные горшки из прибрежных деревень юго-западного побережья залива Папуа продолжали свой путь в качестве товара и дальше, в конечном итоге оказываясь очень далеко от мест первоначального обмена - например, во внутренних областях о. Новая Гвинея - в горах Центрального нагорья у папуасов из высокогорных деревень. Таким же образом посуда, изготовленная женщинами моту, попадала и к аборигенам островов Торресова пролива, а также и в земли, находящиеся восточнее территории, населённой моту - на крайний юго-восток о. Новая Гвинея - на побережье залива Милн-Бэй и на близлежащие острова Д'Антркасто.
С мореплаванием был тесно связан и такой социально-экономический институт, как церемониальный обмен кула, который практиковался жителями побережья залива Милн-Бэй и архипелагов, расположенных к юго-востоку от о. Новая Гвинея - о-вов Тробриан, о-вов Вудларк/Муруа, о-вов Д'Антркасто, арх. Луизиада, принадлежавшими к разным этносам и говорившими на разных языках. Кула представляла собой систему церемониальных обменов ожерелий-соулава, сделанных из раковин моллюсков красного цвета, и браслетов-мвали, изготовленных из раковин моллюсков белого цвета. Ожерелья-соулава везли для обмена по морю в северном направлении, двигаясь по часовой стрелке, а браслеты-мвали - в южном направлении, перемещаясь против часовой стрелки, проплывая огромные расстояния; при этом если некий участвующий в обмене человек получал в качестве первого дара ожерелье-соулава, то последним, завершающим круг дарственных обменов кула даром ему должен был быть браслет-мвали, и наоборот. Участие в процессе церемониальных обменов основной своей целью имело получение, удержание и упрочение социального престижа причастных к этому процессу людей. При этом стать участником церемониального обмена кула было совсем непросто - для того, чтобы побудить владеющего одним или несколькими из участвующих в обмене предметов человека сделать дар конкретному получателю, последний вручал потенциальному дарителю различные подношения и подарки, реакцией на которые рано или поздно становилась передача одного или нескольких предметов кула этому получателю. Предметы кула - т.н. ваигу'а - нельзя было продать или на что-то обменять - их можно было лишь передать получателю в качестве церемониального дара, через какое-то время получив, в свою очередь, эквивалентный по ценности предмет кула от другого участника такого обмена. Предметы кула были принципиально неотчуждаемы, т.к. рано или поздно всегда возвращались к своему первому дарителю - и круг замыкался, а затем возобновлялся снова. Многие предметы кула были весьма знамениты - они имели солидный возраст и представляли собой большую ценность, у них были личные имена и индивидуальные "жизнеописания", истории их странствий по разным островам с описанием их владельцев рассказывались на различных торжественных мероприятиях. Статус дарителя всегда был более высоким по сравнению со статусом получателя и по умолчанию считалось, что дарителю свойственны такие качества, как великодушие, благородство и честь; особенно высоким был статус тех дарителей, которые не хранили долго предметы кула у себя, а быстро передавали их другим людям, и при этом часто получали предметы кула от других дарителей (т.е. чем больше у человека было карайтау - партнёров по церемониальному обмену кула, и чем чаще он являлся дарителем и получателем - тем выше был его социальный статус и общественный престиж в том кругу, в котором осуществлялся этот церемониальный обмен). Все партнёры по церемониальному обмену поддерживали друг с другом особые отношения, заключавшиеся в соблюдении взаимных обязательств гостеприимства, доверия, помощи и защиты, которые в идеале должны были длиться всю жизнь. Чем более высоким статусом обладал тот или иной участник церемониального обмена кула, тем большим доверием он пользовался и в сфере обычных торгово-обменных отношений (обычная меновая торговля - гимвали - всегда сопутствовала церемониальному обмену кула - люди обменивали то, что они привезли с собой со своих островов, на то, чего на их островах не было - например, меняли куски кремня на циновки, глиняные горшки на тапу, и т.д.), которые всегда сопровождали церемониальный обмен кула. То есть участие в церемониальном обмене кула являлось средством повышения и укрепления статуса и авторитета человека посредством постоянной демонстрации окружающим его щедрости, честности и открытости к новым партнёрствам (обмен кула связывал тесными узами людей, которые в обычной жизни просто не могли иметь никаких отношений друг с другом), а высокий статус и авторитет (особенным уважением пользовались люди, которые умели дарить больше, чем брать - их встречные дары превосходили по значимости дары, полученные ими от партнёров) конвертировались в такие сопутствующие им материальные атрибуты, как различные привилегии и материальное благосостояние. Следует отметить, что церемониальный обмен кула очень напоминает имевший широкое распространение среди индейцев северо-западного побережья Северной Америки потлач, только по своему внутреннему смыслу кула - это как бы "потлач наоборот" (больше узнать о потлаче можно из статьи, ранее размещённой на нашем канале):
С церемониальным обменом кула был косвенно связан ещё один интересный феномен рассматриваемой культурно-исторической области, а именно - изготовление и использование местного вида денег, которые представляли собой специальным образом обработанные части раковин нескольких видов (например, в ходу были белые, чёрные и красные "деньги", которые изготавливались из трёх разных видов раковин: белые - из небольших раковин моллюсков, называемых какаду; чёрные - из крупных раковин чёрного цвета, известных под местным названием курила, и красные, которые изготавливались из раковин моллюсков рода Spondylus, известных под местным названием рому (из этих
же раковин изготавливались и ожерелья-соулава для церемониального обмена кула); также были распространены и "деньги" из раковины брюхоногого моллюска денежного каури (Monetaria moneta), которые, имея ограниченное хождение в описываемой к.-и. области, изготавливались вне
её). В пределах Папуа-Соломонской культурно-исторической области "деньги" из раковин моллюсков традиционно изготавливались в трёх местах: ~ в одной из деревень в районе бухты, на берегах которой расположена столица нынешней Папуа-Новой Гвинеи - г. Порт-Морсби; ~ на о. Россел/Йела - самом восточном острове архипелага Луизиада; ~ на о. Ауки - небольшом коралловом островке, расположенном неподалёку от о. Малаита в южной части Соломоновых о-вов. Монеты из раковин представляли собой круглые по форме диски с отверстием посередине, отшлифованные на специальной доске из кораллового известняка - фаолисаве, или же целые мелкие раковины. Денежными единицами являлись не отдельные монетки из раковин, а шнурки с нанизанными на них монетами (например, для "денег" из белых раковин какаду стандартной платёжной единицей являлась галиа - шнурок длиной 90 см с нанизанными на него "монетами" из раковин какаду в количестве 500 штук; четыре галии равнялись одному фуру, а десять фуру образуют исаглиа - самую крупную денежную единицу из белых "денег"; чёрные "деньги" из раковин курила были дешевле белых в 20 раз - двадцать стандартных шнурков "чёрных" денег по стоимости равнялись одной галиа - т.е. одному стандартному шнурку белых "денег"; самыми дорогими были красные "деньги" - они были дороже белых в 10 раз: за один стандартный шнурок красных "денег" - ронго - давали десять галиа - стандартных шнурков белых "денег". Десять ронго составляли фире - самую крупную денежную единицу, имевшую хождение в описываемом регионе; за десять фире можно было купить хороший дом в деревне; и т.д.). "Деньги" из раковин не являлись повседневным средством платежа за продукты питания, ремесленные изделия, ткани и изделия из них, и т.д. - все эти вещи обычно приобретались по бартеру, т.е. одно обменивалось на другое. Тогда как раковинные "деньги" использовались при осуществлении таких платежей, как уплата выкупа за невесту её родителям, как приобретение дома, лодки, большого количества свиней для проведения каких-либо традиционных массовых мероприятий, а также для преподнесения карибуту - т.н. побудительных даров, с помощью которых карайтау - партнёры по церемониальному обмену кула - пытались склонить
владеющего в тот или иной промежуток времени ваигу'а (предметом кула) человека передать его определённому лицу из числа его карайтау (партнёров), и т.д.. Для этих целей раковинные "деньги" копили, складируя их стандартные шнурки 90 см длиной в определённом, предназначенном только для хранения таких "денег" месте в доме. "Деньги" эти не обесценивались, т.к. общее их количество находилось всегда примерно на одном уровне из-за того, что часть их постоянно изымалась из оборота как с целью накопления и хранения дома, так и уходила за пределы рассматриваемого региона, переставая участвовать в местном денежном обороте, а производственные мощности по их изготовлению были ограничены низкой производительностью "монетных дворов" на юго-востоке о. Новая Гвинея, на о. Россел в арх. Луизиада и на о. Ауки на Соломоновых о-вах. Эти раковинные "деньги" использовались наряду с национальными валютами некоторых государств, а именно - американскими и австралийскими долларами, фунтами стерлингов и иенами, новогвинейскими кинами и долларами Соломоновых о-вов - практически до 90-х годов ХХ века, и свободно обменивались на любую из вышеперечисленных валют по тому или иному обменному курсу (например, 1 фунт стерлингов равнялся 1 ронго (стандартному шнурку красных "денег"); 1 австралийский доллар равнялся одному фуру (четырём галиа - стандартным шнуркам белых "денег"); примерно 50 австралийских долларов давали за один фире (это десять ронго - стандартных шнурков красных "денег"); и т.д.). Кое-где в Папуа - Новой Гвинее раковинные "деньги" используются и в настоящее время.
Население Папуа-Соломонской культурно-исторической области демонстрирует высокую степень схожести основных характеристик материально-бытовой, нематериальной и духовной культуры у разных этносов, населяющих разные острова - и это несмотря на то, что зачастую их разделяют сотни километров моря, а также взаимонепонимаемые языки.
Общность материально-бытовой культуры была обусловлена прежде всего, конечно же, сходными условиями жизни и добывания основных средств жизнеобеспечения всех этнических общностей рассматриваемой территории, а именно: все они жили в условиях морского экваториального и субэкваториального жаркого и влажного климата с высокими среднемесячными температурами на протяжении всего года и с большим количеством выпадающих осадков (например, в г. Порт-Морсби (столице
нынешней Папуа-Новой Гвинеи), расположенном на 9°28'44'' ю.ш., среднегодовая температура составляет +26,9°С, средняя температура самого холодного месяца в году - +25,7°С, средняя температура самого тёплого месяца в году - +27,8°С, а среднегодовое количество осадков составляет 899 мм; для г. Рабаул (о. Новая Британия, 4°12'00'' ю.ш.) эти же показатели таковы: +27,0°С/+26,0°С/+27,0°С/2 020 мм; для г. Хониара (Соломоновы о-ва, 9°26'01'' ю.ш.) - +26,5°С/+26,1°С/+26,8°С/2 177 мм;). Такой климат очень благоприятен для сельского хозяйства, которое и являлось главным источником получения средств жизнеобеспечения местными жителями, которые занимались подсечно-огневым земледелием и выращивали на своих огородах такие клубненосные растения, как таро, ямс, батат, а в садах - бананы, хлебное дерево, папайю, панданус, кокосовую пальму, а также сахарный тростник, саговую пальму, и т.д., разводили свиней, собак и кур. Обработка земли, которая была рыхлой и мягкой, велась с помощью т.н. "сажального кола" - основного земледельческого орудия в этой части Океании. В земледелии целиком и полностью преобладал женский труд (мужчины только сводили лес с территории будущих посадок). Также очень важное значение для жителей описываемой к.-и. области имели рыболовство и сбор съедобных морепродуктов - моллюсков и ракообразных, которым занимались мужчины.
Что касается религиозных верований, то для всех этнических общностей рассматриваемой к.-и. области были характерны различные формы местных традиционных верований, а именно: а) среди населения островов Торресова пролива господствовал тотемизм - у каждого рода имелся свой тотем - какое-либо животное, растение или природное явление, с которым люди этого рода были связаны таинственными сверхъестественными узами; в мифологии в качестве культурных героев, научивших людей всем полезным умениям и навыкам, выступали двое братьев - акула-молот и гребнистый крокодил; проводились возрастные инициации юношей; б) среди папуасского и австронезийского (меланезийского) населения юго-восточного и северо-восточного побережья о. Новая Гвинея, а также населения о-вов Тробриан, о-вов Д'Антркасто, о-вов Вудларк/Муруа, арх. Луизиада - преобладал магизм, т.е. вера в то, что с помощью совершения определённых действий и произнесения определённых заклинаний можно воздействовать на явления природы, растения, животных и людей; в) на о-вах Адмиралтейства, архипелаге Бисмарка и Соломоновых островах был распространён анимизм - вера в то, что весь окружающий мир населён разнообразными духами, и явления и объекты природы (горы, водопады, град, ветер, дождь, скалы, ветер, и т.д.), растения и животные обладают душой, а души умерших людей тоже живут по соседству с живыми людьми и могут разнообразно влиять на их жизнь и деятельность; г) среди жителей о-вов Внешней Полинезии - о. Реннел, о. Беллона, атоллов Сикаиана, Онтонг-Джава, Нукуману, Тауу, Нугуриа - был распространён политеизм с обширным пантеоном богов-атуа, каждый из которых олицетворял то или иное природное или социальное явление; по своей структуре полинезийский пантеон богов очень напоминал таковые у индоарийских и ираноарийских народов, у древних греков, кельтов, германцев, балтов и славян; с представлениями о божествах были тесно связаны космогонические мифы полинезийцев - очень обширная и детально разработанная стройная система мифологем о происхождении и устройстве мира, о появлении в нём человека и о взаимоотношениях людей и богов. Повсеместно было распространено почитание предков, а также мана - таинственной безличной сверхъестественной силы, которая может быть присуща как тем или иным людям, так и тем или иным предметам, действиям, духам; внешним проявлением мана может быть успех человека в его делах и начинаниях - например, он всегда получает высокие урожаи таро или батата со своих полей; он всегда удачлив в торговле; он особенно искусен в каком-нибудь ремесле; он достиг высокого положения в иерархии тайного мужского союза; и т.д.. Следствием почитания силы мана был повсеместный культ вождей как "держателей" наибольшего
количества этой силы, что давало вождям очень большие возможности в достижении успеха на различных жизненных поприщах, чему помогало также и активное применение вождями такого инструмента, как табу, которое они могли наложить на всё, что угодно, используя его в целях личной корысти, для охраны своей собственности от посягательств и для борьбы со своими личными противниками и/или врагами.
Тут следует сделать небольшое отступление и немного рассказать о социальном устройстве этносов, проживавших в рассматриваемой к.-и. области, которое было следующим: везде, кроме о-вов Тробриан (где общество было матриархальным), преобладало патриархальное устройство традиционного социума, при этом пережитки материнского рода везде были ещё достаточно сильны. У папуасов и меланезийцев о. Новая Гвинея, о-вов Адмиралтейства, арх. Бисмарка, о-вов Д'Антркасто, Вудларк/Муруа, арх. Луизиада и Соломоновых о-вов в повседневной жизни наблюдалась сегрегация полов - замужние женщины со своими детьми жили в своих хижинах, тогда как их мужья бывали там достаточно нечасто, и при этом не в любое, а только в определённое время в течение каждого месяца; большую часть остального времени они проводили в т.н. мужском доме - большой постройке в центре деревни, где все мужчины этой деревни старше 7 лет спали, ели, занимались ремеслом и хозяйственными работами, проводили собрания и церемонии, инициации, принимали гостей из других селений, совершали различные магические и религиозные
обряды и действия, и т.д.. Там же вёл приём и деревенский знахарь-целитель, он же - шаман. И там же находилась "штаб-квартира" того или иного тайного мужского союза (например, на островах Торресова пролива только среди мужчин-посвящённых был распространён культ Бомаи - духа-патрона инициации юношей в мужчины; на архипелаге Бисмарка на разных островах были распространены такие тайные мужские союзы, как Ингиет (основной упор в его тайных ритуалах делается на вредоносную для чужих и охранительную для своих магию), Дук-Дук (основной его целью являлось держать в страхе женщин и непосвящённых мужчин, которых его члены запугивали посредством пугающих танцев в страшных нарядах и масках, изображающих духов смерти, и вымогали у них различные ценные вещи, в первую очередь - местные "деньги", изготовленные из раковин моллюсков), Сукве (это был открытый (не тайный) мужской союз, основной миссией которого было усиление власти и увеличение и накопление богатства входящими в его состав людьми, которые, согласно представлениям местного населения, обладали особенно мощной сверхъестественной силой - мана), и т.д..
Среди этносов Папуа-Соломонской к.-и. области были широко
распространены мифологические сюжеты о культурных героях, как правило - братьях, которые выступают в качестве антиподов друг друга (один - творец, второй - пытается всё уничтожить или испортить; один преподносит культурные дары людям, другой - пытается этому помешать; и т.д.).
Очень интересно также проследить трансформацию фигуры персонажа мифов многих народов Океании - Тангароа: на северо-западе Меланезии - на о. Новая Ирландия в арх. Бисмарка - это ястреб Тарго, тотем одной из двух экзогамных фратрий, на которые подразделялось местное этническое сообщество; на о. Бугенвиль (Соломоновы о-ва) - это уже культурный герой Тагро; далее к юго-востоку, уже за пределами рассматриваемой нами к.-и. области - на о-вах Новые Гебриды, мы снова встречаем того же персонажа под именами Тагаро (о. Пентекост), Тагар (о. Малекула), Така'а (о. Эспириту-Санто), Тагаруа (о. Танна) также в качестве культурного героя, дарующего различные культурные достижения людям. Ещё дальше к юго-востоку, на о-вах Фиджи и о. Ротума, этот же персонаж становится уже божеством - на о-вах Фиджи это Нгураи - одно из множества местных божеств, а на о. Ротума - это Тагроа, верховное божество местного пантеона. Мысленно покинув Меланезию, мы уже в Полинезии снова встретим этого же персонажа под различными именами - локальными вариациями имени Тангароа (это самый распространённый вариант произношения имени этого божества; другие варианты - это Тангалоа (на о-вах Тонга), Тагалоа (на о-вах Самоа, о. Ниуэ), Таароа (на о-вах Общества), Тагароа (на о-вах Туамоту), Такао'а (на Маркизских о-вах), Такароа (на о-вах Чатем), Каналоа (на Гавайских о-вах), Таналоа (на ат. Нукуману), Тангангоа (на о. Беллона и о. Реннел); в восточной части Микронезии - на о-вах Гилберта - мы вновь встречаем это божество в качестве верховного бога под именем Тунгару. У тонганцев и самоанцев Тангароа - это тоже верховный бог и творец всего сущего, тогда как у большинства полинезийских народов Тангароа является богом морской стихии и всего того, что есть в море, с незначительными локальными вариациями (например, у мориори с о-вов Чатем он считался богом рыб; у маори Новой Зеландии он был богом водной стихии вообще (не только моря, но и озёр, рек, ручьёв и т.д.); у гавайцев он был богом моря, дальних морских путешествий и исцеления от болезней); на некоторых островах его функции как божества сильно отличались от общепринятых - например, на о. Ниуэ он был богом войны, а на атолле Манихики (в составе о-вов Кука) - Тангароа был богом огня; и т.д..
Следует отметить, что высокая степень взаимопроникновения и близости культур населявших Папуа-Соломонскую к.-и. область этнических общностей обусловливалась не только и не столько сходными условиями их жизни, сколько постоянными межэтническими контактами - торговыми, соседскими, враждебно-конфликтными, и т.д.. Это привело к тому, что, кроме взаимопроникновения материально-бытовой и нематериальной культур этносов рассматриваемой к.-и. области, невероятно сблизились также и их языки (это хорошо видно на примере языков, на которых говорило коренное население островов Торресова пролива - папуасского языка мериам-мир и австралийского языка пама-ньюнгской языковой семьи - кала-лагав-я: лексика первого состояла из исконных папуасских слов только на 50%, остальная её часть была представлена австралийской лексикой, заимствованной из языка кала-лагав-я (22%), лексикой, заимствованной из языков австронезийской языковой семьи (12%), и неклассифицированной лексикой неизвестного происхождения (16%); в языке кала-лагав-я исконная австралийская лексика составляла лишь около 22% от общего словарного состава, остальная часть лексики этого языка состояла из слов, заимствованных из папуасского языка мериам-мир (около 40%), а оставшиеся 38% слов были заимствованы из различных языков австронезийской языковой семьи - как западноокеанийских (меланезийских) - большая часть, так и юго-восточноазиатских (бугисо-макассарских) - меньшая часть).
Во всех прибрежных папуасских языках восточной части о. Новая Гвинея, а также во всех папуасских языках всех остальных островов рассматриваемой к.-и. области имелось множество лексических заимствований из языков австронезийской языковой семьи; это были заимствования слов, связанных прежде всего с сельским хозяйством, плавсредствами, названиями предметов и явлений, используемых при навигации по морю (звёзд, морских течений, ветров, свойств и качеств морской воды, названий морских птиц, и т.д.). Что же касается австронезийских языков рассматриваемой к.-и. области, то относящиеся к западноокеанийским (меланезийским) языки характеризовались значительным историческим влиянием папуасских языков, на субстрате которых они развивались, в плане фонетики и частично - грамматики, и в незначительной степени - лексики; тогда как представленные в рассматриваемой к.-и. области восточноокеанийские (полинезийские) языки никаких связей с папуасскими языками не демонстрировали, однако они испытали достаточно сильное воздействие западноокеанийских (меланезийских) языков, что сказалось на их фонологии, типологии, морфологии и грамматике.
Как мы видим из вышеописанного, в Папуа-Соломонской культурно-исторической области, несмотря на мультиэтничность и многоязычие её коренного населения, в культурно-языковом плане полностью доминировали этносы, говорившие на языках австронезийской языковой семьи - именно они являлись носителями передовых хозяйственных и культурных достижений - таких, как умение строить суда, оснащённые парусами особой конструкции (т.н. "крабовая клешня") и пригодные для плаваний в открытом море на большие расстояния (каноэ с аутригерами, катамараны и тримараны); как теоретические знания и практические навыки морской навигации с помощью ориентирования по Солнцу, звёздам, морским течениям, направлению и скорости ветра; как более прогрессивные методы выращивания традиционных сельскохозяйственных культур; и т.д.. Все эти культурные достижения в той или иной степени были заимствованы от австронезийцев народами Папуа-Соломонской к.-и. области, говорившими на папуасских и австралийских языках, вместе с огромным пластом предметной и описательной лексики. Поэтому с полным основанием мы можем отметить, что культура народов Папуа-Соломонской культурно-исторической области в общем и целом носила австронезийский характер.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!