Найти тему

Каста - что это? (часть 1 - кастовая структура индийского общества - варны и джати)

Если спросить любого человека, что он себе представляет, услышав слово "каста" - большинство опрашиваемых людей не задумываясь ответят примерно следующее: Индию, в которой общество разделено на множество каст и где именно каста и определяет место в этом
обществе, род деятельности, жизненный путь и судьбу подавляющего большинства населения этой огромной древней страны. И люди, ассоциирующие понятие "
каста" с Индией, совершенно правы. Но - лишь отчасти. Потому что такой социальный феномен, как касты, имеет (точнее же сказать - имел в самом недавнем прошлом) гораздо более широкое распространение и разнообразные формы своего проявления среди многих этносов мира практически на всех континентах Земли, кроме Антарктиды и материковой Австралии. В настоящей статье я постараюсь как можно более полно познакомить наших читателей с этим удивительным и неоднозначным социальным явлением.

Приблизительные  границы  исторического  Индостана
Приблизительные границы исторического Индостана

Итак, что такое каста?

Каста - это замкнутая социальная группа, характеризующаяся такими определяющими признаками, как эндогамность (т.е. члены касты могут вступать в брачные отношения только с людьми своей касты), наследственная закреплённость за членами касты определённой профессии/профессий и невозможность её/их сменить, невозможность для урождённого члена касты перестать быть её членом, наличие закреплённого за каждой кастой определённого ритуально-статусного социального уровня, невозможность стать членом касты для людей извне, не рождённых в семье людей из этой касты, и т.д..

К кастам близко примыкают некоторые другие типы социальных общностей, такие, как: а) статусно-профессиональные этно-кастовые группы (это прежде всего различные территориально-лингвистические группы евреев и цыган, а также странствующие цыганообразные группы нецыганского происхождения - такие, как шадибаз, горбат, джалали, муссали, пикрадж, вангавала, шейх-мохаммади - в Афганистане; ениши; камперс; рейсенде; кеарданнан, пэйви; камминанти; мерчерос - в Западной Европе; также к этно-кастовым группам можно отнести имеющие низкий ритуально-статусный уровень группы традиционных охотников на крупных животных - например, пигмеев - в Центральной Африке; и этносы морских кочевников островной Юго-Восточной Азии и о. Мадагаскар - т.н. "морских цыган"); б) локальные наследственные профессионально-корпоративные группы (бадала; масхарабозы; офени, ропчаки, жгоны, галивонские алеманы, маклаки, орлы, прасолы, гагары, ягуны; баньячки; мештеры; поейнарь, унгурень, мокань, колибашь; фанфэйр тревелерс; трильерос, арсинас, техерос, барралетес; калавайя; хэнё; ханджи; и мн. др.); в) этно-сословные группы (однодворцы; казаки; тептяри; секеи, куны, ясы, эрёк, хайдуки; граничары; ходы; шахсевены; сибо; захчины; и др.), о которых мы писали в прошлых статьях на нашем канале:

Имея достаточно много сближающих их с кастами признаков, эти социальные группы кастами не являются, так как характеризуются некоторыми существенными от них отличиями, а именно: ~ локальные наследственные профессионально-корпоративные группы - возможностью экзогамии; возможностью вхождения в состав группы людей извне; возможностью выхода из состава группы; отсутствием закреплённого за такими группами ритуально-статусного уровня в социальной иерархии общества; ~ этно-сословные группы - возможностью вхождения в состав группы людей извне; возможностью выхода из состава группы; отсутствием закреплённого за такими группами ритуально-статусного уровня в социальной иерархии общества; ~ статусно-профессиональные этно-кастовые группы - наличием функционального (в той или иной степени) собственного языка, отличающегося от языка окружающего населения; возможностью вхождения в состав группы людей извне; возможностью выхода из состава группы; допустимостью в определённых условиях ограниченной экзогамии.

Современные  государства  Южной  Азии (они  же - исторический  Индостан)
Современные государства Южной Азии (они же - исторический Индостан)

Как было сказано выше, касты ещё в сравнительно недавнее по историческим меркам время имели широкое распространение среди многих народов мира. Однако нужно отметить, что полностью кастовая структура социума была нехарактерна для подавляющего большинства народов и стран мира и имела место только на территориях исторического Индостана (это нынешние государства - Пакистан, Индия, Непал, Бангладеш, Шри-Ланка), острова Бали в нынешней Индонезии, африканского Межозёрья (территории нынешних государств - Бурунди, Руанды, Уганды к югу от реки Виктория-Нил и от оз. Кьога, и провинции Танзании - Кагера), а также у берберского народа туарегов в Сахаре (живут на сопредельных территориях нынешних государств - Алжира, Ливии, Нигера, Нигерии, Буркина-Фасо, Мали, Мавритании), и у езидов - этно-конфессиональной группы в составе курдского народа (подробно о кастовой структуре езидского социума можно прочесть в ранее размещённой на нашем канале тематической статье):

Наибольшего развития кастовая структура общества достигла на территории Индийского субконтинента (он же исторический Индостан), населённого множеством этносов, имеющих различную расовую
принадлежность (европеоидную, веддо-австралоидную, монголоидную, а
также относящихся к малым переходным расам - дравидской (переходной между европеоидной и веддо-австралоидной большими
расами) и южноазиатской (переходной между монголоидной и веддо-австралоидной большими расами), и др.), говорящих на многих десятках разных
языков, относящихся к четырём языковым семьям (индоевропейской (ирано-нуристанская и дардско-индоарийская группы), дравидской, австроазиатской, сино-тибето-бирманской), а также на нескольких языках-изолятах; эти народы исповедуют разные религии - индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, зороастризм, а также местные традиционные верования. И объединяла всё это пёстрое расово-этно-конфессионально-языковое сборище в более-менее единый социум именно кастовая структура этого социума, которую мы и рассмотрим ниже более детально.

Этно-лингвистическая  карта  исторического  Индостана
Этно-лингвистическая карта исторического Индостана

Хочу сразу обратить внимание наших читателей на важный момент - я
буду описывать традиционное устройство индийского общества во
временн
ых рамках до 1947 года, т.е. до получения независимости и последующего разделения (с встречным переселением огромных масс людей) бывшей Британской Индии на Индийский Союз и Пакистанский доминион (который позже разделился на два государства - Пакистан и Бангладеш).

Разделение  Британской  Индии
Разделение Британской Индии

Итак, все люди, проживающие на территориях исторического Индостана, от самого социального верха и до самых низов общества
были разделены на огромное количество
каст/джати - более 3,5 тысяч, членами которых они становились с момента своего рождения. Говоря упрощённо, джати = вид деятельности/профессия. Корни такого деления общества на множество джати/каст
нужно искать в индуизме, о котором можно прочесть в ранее размещённой на нашем канале тематической статье:

Все профессии/виды деятельности в традиционном индийском обществе имели тот или иной религиозно-ритуальный статус, который определялся тем, с какой из варн соотносилась та или иная профессия.

Каждой  варне  соответствует  собственный  цветовой  символ
Каждой варне соответствует собственный цветовой символ

Варна - это сословно-профессиональная ритуально-статусная
общность
, объединяющая в своих рамках множество профессиональных джати/каст, имеющих единое концептуально-смысловое наполнение. Варн всего 4 (четыре), и они делятся на две неравные части - а) варны двиджа (дваждырождённых; мужчины этих варн носили ритуальный шнур дваждырождённых - упавиту, и имели право изучать Веды) и б) варну шудр. Варны дваждырождённых - это: ~ брахманы (высшая по сословно-ритуальному статусу варна; традиционные виды деятельности брахманских джати - это священнослужители, учителя, писцы, архивариусы, учёные, судьи, чиновники гражданской администрации, лекари, повара, и др.); ~ кшатрии (вторая по сословно-ритуальному статусу варна после брахманов; виды деятельности - военные, служащие силовых и контролирующих структур (полиции, таможни, пожарно-спасательной, налоговой служб, и т.д.), землевладельцы, управляющие различными производствами, администраторы, и др.); ~ вайшьи (это третья по сословно-ритуальному статусу варна; основные виды деятельности джати/каст этой варны - это земледелие на собственной земле, торговля, ростовщичество, банковское дело, разнообразная предпринимательская деятельность, и т.д.). Шудры не относятся к дваждырождённым, не носят упавиту, и им запрещается изучение Вед; основными видами деятельности шудрских джати/каст являлись: для джати/каст т.н. "чистых шудр" - работа по найму в разнообразном качестве (земледельцы-арендаторы, разнорабочие, служащие низших должностей, садовники, домашние слуги и т.д.), и для джати/каст т.н. "нечистых шудр" - различные виды ритуально неоскверняющего ремесла (ювелиры, гончары, кузнецы, плотники, столяры, ткачи, портные, корзинщики, маслоделы, водоносы, цирюльники, музыканты, и др.).

Брахман  проводит  обряд  упанаяна (надевания  священного  шнура  дваждырождённых - упавиты)
Брахман проводит обряд упанаяна (надевания священного шнура дваждырождённых - упавиты)

Абсолютно все жители исторического Индостана относились к какой-нибудь джати/касте, чего нельзя сказать о принадлежности к варне - многие таковой не имели, будучи вне системы варн и относясь к т.н. ачхутам - неприкасаемым, имеющим самый низкий статус в традиционной религиозно-ритуальной иерархии индийского социума. Традиционными видами деятельности неприкасаемых джати/каст были все ритуально оскверняющие работы, связанные: ~ c соприкосновением с грунтом (каменщики, землекопы, копатели и
чистильщики каналов и прудов, изготовители сырцовых кирпичей из глины, и т.д.),
~ с лишением жизни живых существ (палачи, забойщики
скота, мясники, охотники, рыбаки, и др.),
~ с изготовлением одурманивающих продуктов (изготовители и продавцы пальмового вина (тодди) и крепкого дистиллята из него (аррак)), ~ с контактом с мёртвыми людьми и/или животными (крематоры умерших, уличные утилизаторы трупов павших коров, кожевенники, скорняки, изготовители кожаной одежды и обуви, и т.д.), ~ с соприкосновением с мусором и нечистотами (прачки, сборщики вторсырья, уборщики, мусорщики, ассенизаторы, и т.д.), ~ с нарушением закона (мошенники, воры и грабители, проститутки, хиджры (т.н. "третий пол")), ~ со странствиями и жизнью в дороге (все странствующие ремесленники, бродячие артисты, музыканты, нищие, а также все неоседлые скотоводческие джати); ~ также к ачхутам по умолчанию причислялись все лесные племена коренных жителей, т.н. адиваси, придерживавшиеся не индуизма, а своих местных традиционных верований и ведшие жизнь лесных охотников-собирателей в глухих уголках Индийского субконтинента.

Неприкасаемые  из  джати  дхоби (прачек)
Неприкасаемые из джати дхоби (прачек)
Неприкасаемые  из  джати  чамар (кожевенников)
Неприкасаемые из джати чамар (кожевенников)

Неприкасаемые  из  джати  одде (землекопов  и  каменщиков)
Неприкасаемые из джати одде (землекопов и каменщиков)

Неприкасаемый  из  джати  чурха (мусорщиков)
Неприкасаемый из джати чурха (мусорщиков)

Женщина  из  неприкасаемой  джати  бханги (ассенизаторов)
Женщина из неприкасаемой джати бханги (ассенизаторов)

Профессия, которой занимался человек, автоматически делала его членом соответствующей джати/касты в кастовой системе индийского общества. Для иллюстрации вышенаписанного приведу соответствующие примеры: мусульмане (а также христиане, сикхи, буддисты, джайны и зороастрийцы) не признают деления общества на варны и джати/касты, но, будучи конфессиональными меньшинствами, живя в окружении индуистского большинства и занимаясь разными видами хозяйственной деятельности - они автоматически причисляются окружающим социумом к той или иной джати/касте (например, имеется джати/каста цирюльников - нхави, к которой принадлежат цирюльники-индуисты; и имеется также каста цирюльников-мусульман - хаджджам, к которой причисляют всех мусульман, имеющих профессию цирюльника (при этом в самом мусульманском сообществе деление на касты отсутствует). То же самое относилось и ко всем другим конфессиональным меньшинствам, жившим в традиционном индийском социуме - для этого социума они точно так же делились на множество джати/каст в соответствии с видами своей деятельности, как и составляющие конфессиональное большинство общества приверженцы индуизма. Также в связи с тем, что индуизм очень негативно относится к любым видам ритуального осквернения (носителями которого являются в том числе и люди, занятые выполнением ритуально нечистых видов работ - неприкасаемые/ачхуты) - среди религиозных меньшинств на территории исторического Индостана возникло такое явление, как касты неприкасаемых в местных мусульманских, христианских, сикхских и других сообществах; в их состав входят люди, которые заняты на ритуально оскверняющих с точки зрения индуизма видах деятельности, контакты с которыми могут осквернять других людей - их единоверцев, которые, в свою очередь, будут являться источником ритуального осквернения для индуистов при общении с ними. Поэтому среди мусульман, христиан, сикхов, буддистов и джайнов Индостана издавна существовали касты неприкасаемых (например, группа мусульманских неприкасаемых каст - моти, бханар, мехтар, лальбеги, маугта, халалкхор, и др., объединяемые под общим названием "арзал" ("падшие"); неприкасаемые касты индийских христиан: махара, сахотра, кхохар, бхатти, и др.; и т.д.). Поэтому без преувеличения можно говорить о том, что в традиционном индийском обществе все без исключения люди любой конфессиональной принадлежности принадлежали к какой-нибудь джати/касте.

Уличный  цирюльник-мусульманин  из  касты  хаджджам
Уличный цирюльник-мусульманин из касты хаджджам

Представители всех джати жили в своеобразном симбиозе друг с другом, при котором жёсткая взаимная сегрегация и ритуальная
и бытовая дискриминация низших джати/каст высшими сочеталась с высоким уровнем взаимозависимости (пример: типичная индийская деревня представляла собой сообщество людей, принадлежащих к различным профессиональным джати/кастам, относившимся к разным варнам (а также вневарновых, т.е. неприкасаемых); основное население деревни состояло из
шудр - земледельцев-арендаторов, различных ремесленников (кузнеца, гончара, плотника, корзинщика, портного, цирюльника, и др.); также в деревне проживало некоторое количество семей вайшьев - мелких землевладельцев-арендодателей, торговцев-лавочников; в больших деревнях жили также крупные землевладельцы - помещики-заминдары, а также управляющие поместьями - они принадлежали к кшатрийским джати/кастам; и обязательно в каждой деревне проживало несколько брахманских семей (брахманы совершали яджни (богослужения) в местном индуистском храме, пуджи (требы) в домах верующих, а также были домашними учителями для
детей дваждырождённых жителей деревни - детей заминдара, детей его управляющих, и детей из семей вайшьев; они совершали также все необходимые ритуальные действия при бракосочетании, наречении имени, проводили обряд
упанаяна для сыновей дваждырождённых, и обряд огненного погребения (кремации) усопших; жёны брахманов могли быть нянями-воспитательницами маленьких детей в семьях дваждырождённых, а сами брахманы часто были писцами, учётчиками, землемерами, и т.д. - у местного помещика-заминдара); на окраине деревни, на отшибе - жили местные неприкасаемые-ачхуты - каменщики, землекопы, прачки, крематоры умерших, мусорщики, ассенизаторы. Все эти жители деревни ежедневно делали каждый свою работу, за которую с ними рассчитывался местный выборный орган управления - панчаят, в состав которого могли быть избраны люди из любой джати, кроме неприкасаемых. Денег в деревне у людей не было, поэтому все рассчёты производились в натуральной форме - продукцией сельского хозяйства (с брахманами, с ремесленниками, с управляющими, а также с неприкасаемыми за их услуги - рассчитывались рисом, далом, пшеницей, маслом, и т.д.; за товары в лавке и за аренду земли тоже отдавали не деньги, а сельхозпродукцию).

Деревня  где-то  на  юге  Индии
Деревня где-то на юге Индии

Жизнь людей из неприкасаемых джати/каст была опутана сетью множества разнообразных запретов и ограничений, нарушение которых было чревато физической расправой с нарушителями. Неприкасаемые ~ не могли набирать воду из колодцев общего пользования (они могли только просить кого-то из варновых индусов сделать это для них - но во многих случаях им в этом отказывали и вообще прогоняли от колодца); ~ они не могли заходить в деревенскую лавку и ждали, когда лавочник соизволит выйти к ним и продать то, что им требуется; ~ они не могли заходить в местный индуистский храм в течение всего года, кроме дней праздника Дивали (после чего брахманы проводили длительную службу очищения храма от скверны); ~ они не могли смотреть в глаза людям из джати дваждырождённых (брахманам, кшатриям, вайшьям) и первыми начинать разговор с ними; ~ им запрещалось ездить верхом на лошади, осле или верблюде; ~ они должны были уступать дорогу любому варновому индусу; ~ они не должны были допускать, чтобы тень от них соприкоснулась с тенью брахмана или упала непосредственно на него; и т.д.. За любое из вышеперечисленных нарушений неприкасаемых подвергали жестоким избиениям, часто приводившим к инвалидности или смерти. Жизнь ачхутов ничего не стоила.

Погребальный  костёр  на  берегу  Ганга
Погребальный костёр на берегу Ганга

Для всех джати/каст была характерна жёсткая эндогамия - жениться/выйти замуж можно было только на женщине/за мужчину из своей джати/касты; эндогамия строго соблюдалась всеми - от брахманов до ачхутов; в рамках одной варны иногда (достаточно редко) допускалась гипергамия - когда женщина из одной джати выходила замуж за мужчину из другой джати, занимающей в кастовой иерархии более высокую позицию (обычно это происходило в тех случаях, когда семья жениха была бедна, а семья невесты соглашалась дать за дочерью хорошее приданое); дети от такого брака наследовали кастовую принадлежность отца.

Церемония  бракосочетания
Церемония бракосочетания

Всё вышеописанное с небольшими местными вариациями бытовало на территории исторического Индостана на протяжении многих сотен лет практически в неизменном виде, и только в Новейшее время (исторический период после 1918 г.), принесшее независимость народам исторического Индостана и возникновение на его земле нескольких новых государств - там начались масштабные социально-экономические изменения, которые, возможно, в скором времени смогут кардинально поменять парадигму существования и развития общества на этой земле.

Они  смогут  изменить  будущее
Они смогут изменить будущее

В следующей статье на нашем канале я продолжу свой рассказ о кастах, ещё совсем недавно существовавших в составе многих этносов в различных странах мира.

Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!