Наверное, у каждого из нас в жизни бывали такие моменты, когда, услышав где-то музыку, или увидев, например, по телевизору выступление какого-нибудь фольклорного коллектива - мы на автомате отмечаем - "это что-то балканское", или - "это кавказская музыка", или - "это музыка из Поволжья", и т.д.. При этом определить, какому конкретно балканскому, кавказскому или поволжскому этносу принадлежит услышанная музыка или увиденный танец, могут только специалисты - этнографы и/или музыковеды-фольклористы. А вот идентифицировать региональную принадлежность этой музыки и/или этого танца - может практически любой слушатель/зритель, который хотя бы один раз до этого слышал звучание балканской, кавказской, поволжско-приуральской, карпато-паннонской и др. региональной музыки, и/или видел традиционные народные танцы и народную одежду соответствующих регионов. Почему же так происходит? Об этом мы и расскажем в нашей статье.
Для начала следует отметить, что все населённые людьми территории можно подразделить на 3 (три) категории на основании такого критерия, как степень однородности населения:
1. Территории гомогенности с практически однородным в расовом, этническом, языковом, конфессиональном и др. отношении населением (пример: т.н. Неальпийская Германия, которая до 1945 г. охватывала территорию от Эльзаса, Лотарингии, Люксембурга до Восточной Пруссии, Нижней Силезии, Богемии и восточной части Австрии, и от Гольштейна до Швабии и Баварии; на этой территории жило только этнически немецкое население, и лишь на окраинах проживали сильно онемеченные и немногочисленные в сравнении с немцами другие народы - французы
на западе, фризы на северо-западе, кашубы на северо-востоке, лужичане и богемские чехи - на востоке, евреи и цыгане - дисперсно и повсеместно); как правило, территории гомогенности образуются на обширных, имеющих преобладающий равнинный рельеф и не имеющих чётко выраженных естественных природных рубежей территориях.
2. Территории диффузий с разнородным в расовом, этническом, языковом, конфессиональном, кастовом и др. отношении населением, разные группы которого проживают на этих территориях чересполосно и сильно влияют друг на друга, при этом не смешиваются между собой, а сохраняют свою этно-культурно-конфессионально-языковую обособленность (пример: Поволжско-Приуральский регион в России, где на территории нынешних 6 (шести) национальных республик, 6 (шести) областей и 1 (одного) края на протяжении многих сотен лет чересполосно друг с другом проживают народы: 4 (четыре) финно-угорских, 3 (три) тюркских и 1 (один) славянский, и исповедуются 3 (три) религиозных конфессии - православное христианство, суннитский ислам и традиционные народные верования (их придерживается часть луговых и восточных марийцев); как правило, территории диффузий формируются на территориях, имеющих в своём составе горные массивы и те или иные естественные рубежи, отделяющие (зачастую условно) их от соседних с ними земель.
3. Территории смешения с имеющим самое разнообразное происхождение населением, имеющим разную расовую, этническую, языковую, конфессиональную и др. принадлежность; на этих территориях происходит активное смешивание (физическое и/или культурно-языковое) различных по происхождению групп населения друг с другом (пример: Бразилия - государство в Южной Америке и бывшая колония Португалии, где уже минимум на протяжении 400 (четырёхсот) лет идёт процесс смешения людей европеоидной, негроидной и американоидной рас); как правило, территории смешения образуются на землях нового освоения с небольшим по численности коренным населением, с целью колонизации которых приезжают люди из многих стран разных континентов (примеры: все нынешние государства Северной Америки, Центральной Америки, острова Вест-Индии, большая часть государств Южной Америки; Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, о. Св. Елены, Сейшельские о-ва, Маскаренские о-ва (о. Реюньон, о. Маврикий, о. Родригес) - в Африке; Сибирь, Макао, Гонконг, Сингапур - в Азии; Австралия, Новая Зеландия, Гавайские о-ва (штат США), о. Таити во Французской Полинезии - в Австралии и Океании).
В рамках темы настоящей статьи нас интересует только категория №2 - "Территории диффузий", на которых в процессе длительного совместного проживания и культурно-исторического взаимодействия различных расовых, этнических, языковых, конфессиональных и др. человеческих общностей и формируются мультисоставные культурно-исторические области, о которых мы и расскажем ниже. А начнём мы наше знакомство с территориями диффузий с Карпато-Паннонской культурно-исторической области.
Карпато-Паннонская культурно-историческая область - это исторически сложившаяся совокупность территорий, население которых объединяют многие общие характерные особенности материально-бытовой и нематериальной культуры, а также множество общих черт в используемых населением языках (при этом эти языки могут быть совсем не родственны друг другу, однако их тесное взаимодействие в течение длительного периода времени придаёт им некоторые общие черты в фонетике, морфологии, просодии, семантике, синтаксисе, лексике и т.д.; в случаях особенно длительного взаимодействия разных языков в таких условиях могут формироваться т.н. языковые/ареальные союзы) - больше узнать о языковых союзах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:
В состав Карпато-Паннонской культурно-исторической области включаются две подобласти, в состав которых входят следующие территории:
А) Карпатская подобласть: ~ историко-этнографическая область (далее - и.-э.о.) Бессарабия (на территории нынешней Республики Молдова); ~ и.-э.о. Молдова; и.-э.о. Трансильвания; и.-э.о. Марамуреш; и.-э.о. Южная Буковина (на территории нынешней Румынии); ~ и.-э.о. Северная Буковина; и.-э.о. Покуття; и.-э.о. Пидгиръя; и.-э.о. Гуцульщина; и.-э.о. Бойкивщина (на территории нынешней Украины); ~ и.-э.о. Лэмкивщина (на территории нынешних Украины, Польши и Словакии); ~ и.-э.о. Надсяння (на территории нынешних Украины и Польши); ~ и.-э.о. Погуже; и.-э.о. Лашско (на территории нынешней Польши); ~ и.-э.о. Гуральщизна (на территории нынешних Польши и Словакии); ~ и.-э.о. Цешинская/Тешинская Силезия (на территории нынешних Польши и Чехии); ~ горная часть Словакии (на территории нынешней Словакии); ~ и.-э.о. Моравске Лашско; и.-э.о. Моравске Валашско; и.-э.о. Лугачовске Залеси (на территории нынешней Чехии).
В) Паннонская подобласть: ~ историко-этнографическая область (далее - и.-э.о.) Кришана (на территории нынешней Румынии); ~ и.-э.о. Банат (на территории нынешних Румынии, Сербии и Венгрии); ~ и.-э.о. Бачка (на территории нынешних Сербии и Венгрии); ~ и.-э.о. Срем (на территории нынешних Сербии и Хорватии); ~ и.-э.о. Баранья (на территории нынешних Хорватии и Венгрии); ~ и.-э.о. Славония; и.-э.о. Паннонская Хорватия (к западу от реки Илова и к северу от реки Сава) - на территории нынешней Хорватии; ~ и.-э.о. Прекмурье (к северу от реки Мура на территории нынешних Словении и Венгрии); ~ и.-э.о. Закарпатье (равнинная часть) - на территории нынешней Украины; ~ равнинная часть Словакии; ~ Венгрия; ~ и.-э.о. Варвидек/Бургенланд (на территории нынешней Австрии); ~ и.-э.о. Гостыньске Загоржи; и.-э.о. Гана; и.-э.о. Моравске Словацко; и.-э.о. Моравске Горацко (на территории нынешней Чехии).
Карпато-Паннонская культурно-историческая область в Новое время (период между 1500 г. и 1918 г.) характеризовалась достаточно пёстрым составом населения, а именно: на юго-востоке Карпатской подобласти (в Бессарабии, Молдове, Южной Буковине, Северной Буковине, Марамуреше и Трансильвании) жили романоязычные валахи, часть которых вела полукочевой образ жизни горных скотоводов; по полонинам (высокогорным пастбищам) Карпат они со своими стадами, начиная ещё с XIII в., перемещались в северном и западном направлении, к началу XVI в. дойдя до моравских Белых Карпат - самой западной части Карпатских гор; везде на своём пути они вступали в различные отношения с местным населением, быстро ассимилируясь, утрачивая свой язык и переходя на местные славянские языки и диалекты, при этом оказывая сильное влияние на материально-бытовую и нематериальную культуру народов-ассимиляторов. К
XVI в. валахи в основной своей массе осели на землю и стали в большей степени земледельцами, нежели скотоводами, за исключением некоторых этно-территориальных групп в Трансильвании, продолжавших вести полукочевой образ жизни вместе со своими стадами, которые летом паслись на карпатских полонинах, а на зиму их перегоняли на равнины, часто за пределы Трансильвании и на очень большие расстояния - в Бэрэганскую степь в и.-э.о. Мунтения к югу от Южных Карпат, в и.-э.о. Добрруджа на правобережье Дуная, в Бессарабию и т.д.; это цуцуйени, брецкани и мокани (за пределами Трансильвании всех полукочевых валахов
называли мокани). В Молдове на восточных склонах Карпат жили чанго - этно-территориальная группа в составе венгров (больше узнать о чанго можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
а в Трансильвании жили секеи - этно-сословная группа в составе венгров (больше узнать о секеях можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
В Трансильвании же с начала XII в. жили и т.н. трансильванские саксы - немецкие переселенцы из различных мест Германии, приглашенные венгерским королём Гезой II для заселения этой территории с целью развития торговли, сельского хозяйства и горной промышленности, а также для защиты королевства от набегов кочевников с юго-востока. Далее к северу - в Северной Буковине, в Прикарпатье, Карпатах и горной части Закарпатья - жили горные этнографические группы русинского субэтноса украинцев - буковинцы, гуцулы, пидгоряне, бойки, лемки, долиняне. По ходу простирания основных хребтов Западных Карпат к северо-западу от русинов жили горные и предгорные группы поляков - погужане, малопольские и силезские ляхи и гурали, яблунковские яцки (больше узнать об этнографических группах и субэтносах поляков можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
С юга соседями горных групп поляков были словацкие горали - горцы Словацких Татр, и ципзеры, или спишские саксы - немецкие переселенцы начала XIII века. И самый западный край Карпат занимали уже моравские ляхи и моравские валахи - этнографические группы в составе моравского субэтноса чехов.
Что касается Паннонской подобласти, то в Банате жили валахи, банатские швабы (немецкие переселенцы XVII века из разных мест Германии), сербы, карашевцы - этнографическая группа хорватов, пальчане - этно-конфессиональная группа болгар, и венгры; в Бачке, Баранье и Среме жили дунайские швабы (немецкие переселенцы XVII века), шокцы - этнографическая группа хорватов, сербы и венгры; в Славонии и Паннонской Хорватии проживали в основном хорваты, в небольшом количестве - венгры; в Прекмурье жили словенцы (больше узнать об этнографических группах хорватов и словенцев можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
и в небольшом количестве также венгры; в равнинной части Закарпатья жили долиняне - этнографическая группа русинов, венгры, валахи и словаки; словаки и венгры жили в равнинной части нынешней Словакии, венгры и дунайские швабы (в основном в центральной части, вдоль русла реки Дунай) - на территории нынешней Венгрии, немцы, венгры, хорваты - в Варвидеке/Бургенланде, моравские словаки, гостыньские загоржаки, ганаки, моравские гораки (этнографические группы в составе моравского субэтноса чехов), моравские немцы, моравские хорваты (переселенцы XVI века, бежавшие от военной экспансии Османской империи) - в Моравии (больше узнать об этнографических группах в составе моравских чехов можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Кроме вышеперечисленных народов, на территории Карпато-Паннонской культурно-исторической области проживало много евреев и цыган, которые не жили компактно, а были рассредоточены по всей описываемой территории; евреи оседло жили в городах и местечках (штетлах), а большинство цыган вело странствующий образ жизни (больше узнать о евреях и цыганах можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
Таким образом, население Карпато-Паннонской культурно-исторической области говорило на разных языках, относившихся к разным языковым семьям и их группам: на языках индоевропейской языковой семьи - славянских (восточнославянских (русинском), западнославянских (польском, словацком, чешском), южнославянских (болгарском, сербскохорватском, словенском)); романских (валашском); германских (немецком, идише); индоарийских (цыганском); и на языке уральской языковой семьи - венгерском.
Конфессиональная ситуация в описываемой культурно-исторической области выглядела следующим образом: среди польских ляхов и гуралей, словаков, моравских чехов, спишских саксов, банатских швабов, моравских, бургенландских и венгерских немцев, словенцев, хорватов, венгров - абсолютно преобладали католики латинского (западного) обряда; также римский католицизм исповедовали банатские пальчане - этноконфессиональная группа в составе болгар; греко-католиками (униатами, или католиками восточного обряда) были все этнографические группы в составе русинов; греко-католики имелись также в составе хорватов, валахов, венгров, словаков (т.н. сотаки - этноконфессиональная группа в составе словаков) - как правило, это были полностью ассимилировавшиеся в состав соответствующего этноса потомки русинов (в составе словаков и венгров) и сербов (в составе хорватов), а валахи греко-католического вероисповедания представляли собой этноконфессиональную группу в составе валахов-православных. Кроме валахов, православие исповедовали сербы и часть закарпатских русинов. Часть силезских ляхов и гуралей и словацких горалей были лютеранами; лютеране абсолютно преобладали среди трансильванских саксов; на северо-востоке нынешней Венгрии, в и.-э.о. Хайдушаг - хайдуки (сословно-конфессиональная группа в составе венгров) придерживались реформатского направления кальвинистского протестантизма, а часть венгров Трансильвании были унитарианами/христианами-антитринитариями
(больше узнать о различных направлениях христианства можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Цыгане придерживались той конфессии, которую исповедовало оседлое население территорий, по которым они странствовали. Евреи исповедовали иудаизм (больше узнать об иудаизме можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Факторами культурной консолидации и диффузии разных этносов, этнографических и конфессиональных групп в процессе их исторического развития являлись:
~ в Карпатской подобласти: а) сходство рельефно-ландшафтных и климатических характеристик на большей части рассматриваемых
территорий (преобладающий горный и предгорный рельеф); б) расселение полукочевых валахов на всём протяжении Восточных и Западных Карпат от Молдовы до Моравии; валахи во всех местах своего оседания оказали значительное влияние на хозяйственную деятельность, материально-бытовую культуру (сельскую архитектуру, кухню, способы обработки молока и заготовки молочных продуктов впрок, традиционную одежду), на народную музыку, песни и танцы, на регулирующую повседневную жизнь сельской общины систему обычного права, на лексику, фонетику и ритмомелодику языков ассимилировавшего их местного населения, и т.д.; в) длительное совместное пребывание в составе одного государства - Австрийской империи Габсбургов большей части территории Карпатской подобласти (кроме и.-э. областей - Бессарабии (до 1812 г. входила в состав вассального государства Османской империи - княжества Молдова, после 1812 г. - в составе Российской империи), Молдовы и Южной Буковины, которые в период с 1456 г. по 1829 г. входили в состав Османской империи в качестве вассального княжества Молдова);
~ в Паннонской подобласти: а) сходство рельефно-ландшафтных и климатических характеристик на большей части рассматриваемых территорий (преобладающий равнинный рельеф); б) повсеместное присутствие на всех территориях подобласти венгров и немцев, оказывавших разнообразное влияние как друг на друга, так и на другие соседствующие с ними этносы; в) длительное совместное пребывание в составе двух государств: ~ Османской империи - либо непосредственно в её составе (в период с 1526 г. по 1699 г. большая часть нынешней Венгрии, а также и.-э. области Банат, Бачка, Срем, Баранья, Славония и больше половины территории Паннонской Хорватии - в виде 6-ти эйялетов были частью Османской империи), либо в качестве вассально зависимых от неё государственных образований - таких, как княжество Трансильвания и княжество Верхняя Венгрия (находилось на территории равнинной и предгорной частей нынешней Словакии); и ~ Австрийской империи Габсбургов (после 1699 г. практически все паннонские территории, входившие в состав Османской империи, стали австрийскими, и пребывали в этом качестве вплоть до 1918 г..
Факторами культурного сближения населявших обе подобласти этносов были: ~ совместное проживание в составе Австрийской империи Габсбургов; ~ достаточно частые массовые передвижения населения, вызванные воздействием внешних факторов (примеры: массовое переселение в
конце XVI в. спишских саксов из Нижнего Спиша (предгорной территории на востоке нынешней Словакии) в горы Верхнего Спиша с целью спасения от постоянных турецких набегов; переселение значительного количества венгров с территорий, захваченных Османской империей - на земли Моравии в XVI веке; переселение части хорватов из разных частей нынешней Хорватии, захваченных турками - на территорию южной Моравии и Бургенланда; и т.д.), при которых происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур; ~ наличие в культурно-исторической области нескольких самобытных музыкальных и песенно-танцевальных традиций - валашско-карпатской, моравской, венгерской, южнославянской, немецкой, еврейской, цыганской - каждая из которых развивалась не только в своём собственном русле, но и при активном взаимодействии с другими, обогащая общее музыкальное пространство рассматриваемой культурно-исторической области (примеры: для всех этносов и этнографических групп, живущих в Карпатской подобласти, было характерно исполнение мужского коллективного танца с бартками - топориками на длинной рукоятке; этот танец в разных местах имел различные названия ("бетярский" - у
русинов, "збойницкий" - у словацких горалей и польских гуралей, "одземек" - у моравских валахов, и т.д.); при том, что основная канва этого танца неизменна - каждая этническая группа вносила в его исполнение свои вариации и оттенки; а для этносов Паннонской подобласти наиболее распространённым танцем был чардаш - его танцевали венгры, словаки, цыгане, закарпатские русины, трансильванские валахи, банатские болгары-пальчане, дунайские швабы, прекмурские словенцы, моравские словаки и бургенландские немцы; при этом бургенландский немецкий чардаш мало походил на чардаш в исполнении венгров, цыган или моравских словаков; другими распространёнными танцами в Паннонии были мужской индивидуальный танец-импровизация, сопровождаемый пением танцующего - вербункош/вербунк/вербуньк, и исполняемый одним мужчиной и двумя женщинами танец - тройки; и др.). Также для музыкальной культуры Карпато-Паннонской культурно-исторической области было характерно широкое (но не повсеместное - например, они отсутствовали в оркестрах польских гуралей, бургенландских немцев, дунайских и банатских швабов, хорватов, пальчан, евреев) распространение цимбал в качестве основного инструмента народных оркестров.
Следует также отметить такую интересную особенность, как несоответствие границ территории, относимой к Карпато-Паннонской культурно-исторической области - границам этнических территорий народов, относимых к этой культурно-исторической области, например: по совокупности характерных особенностей материально-бытовой и нематериальной культуры в состав Карпатской подобласти Карпато-Паннонской культурно-исторической области входят лишь небольшие по численности и по занимаемой ими территории на крайнем юге нынешней Польши и на сопредельных небольших территориях Словакии и Чехии этнографические группы поляков - погужане, ляхи и гурали, материально-бытовые и нематериально-культурные особенности которых сильно отличаются от таковых, присущих другим этнографическим группам и субэтносам поляков; по сути, погужан, ляхов и гуралей связывает с остальными группами польского народа только польский язык и совместное нахождение с ними в составе одного государства в определённые периоды времени, тогда как в культурно-историческом и ментально-психологическом плане они гораздо ближе к другим народам или их частям, входящим в состав рассматриваемой культурно-исторической области. То же самое можно сказать и об этнографических группах карпатских украинцев (русинов) - буковинцах, гуцулах, пидгорянах, бойках, лемках, долинянах, материально-бытовая и нематериальная культура которых очень отличается от культуры всех остальных групп украинского народа, но близка к культуре валахов (нынешних румын), словацких горалей, польских гуралей, моравских валахов и т.д..
Примерно аналогичная картина наблюдается и в Паннонской подобласти, где входящие в её состав этнографические группы чехов, словенцев, хорватов, сербов, а также локально-этнографические группы проживавших на этой территории немцев демонстрируют гораздо большую степень хозяйственно-культурной и культурно-ментальной близости к венграм и друг к другу, чем к другим частям своих этносов.
Это особенно хорошо заметно во время поездок - например, когда человек из балканской (засавско-задунайской) Сербии приезжает в Сербию паннонскую - в автономный край Воеводину - и ловит себя на ощущении того, что он уже не на Балканах, а скорее где-то в Центральной Европе; об этом ему сообщает всё вокруг - типы сельских поселений и архитектура городов, внешний вид и манера общения людей, несколько другая музыка, которую слушают люди, и т.д. (это в настоящее время; а сто лет назад эти отличия были выражены гораздо сильнее). Однако это работает и в обратном направлении: если ехать, например, из Вараждина или Бьеловара (паннонская Хорватия) в балканскую Хорватию, или из Сату-Маре или Сучавы (карпатская Румыния) в балканскую Румынию, то в обоих случаях можно заметить, что переход от Центральной Европы к Балканам, если специально не концентрировать своё внимание именно на появляющихся по мере движения в южном направлении отличиях - малозаметен, однако несомненно имеет место (и поэтому путешествующий, приехавший куда-нибудь в Слатину или в Питешти, чувствует себя уже на Балканах, хотя он и не выезжал за пределы Румынии; то же самое ощущение будет и у человека, приехавшего, например - куда-нибудь в Синь или в Бенковац из паннонской Хорватии. А почему это так - мы расскажем в следующей статье на нашем канале, которая будет посвящена Балканской культурно-исторической области. Не пропустите!
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!