Как я и обещал в комментариях под статьёй, ранее размещённой на нашем канале -
- написать об этнографических группах в составе польского народа - так я и поступаю: в настоящей статье я познакомлю наших читателей с поляками во всём многообразии входящих в их состав субэтносов и локально-этнографических групп. Итак, поехали.
Поляки сформировались как этнос на территории, примерно соответствующей той, которую занимает нынешнее государство Польша. Первоначальной основой формирования древнепольской народности были четыре крупных племенных объединения - поляне, слензане (силезцы), висляне и мазовшане, и два мелких - ленчицане и сарадзяне - говорившие на восточнолехитских диалектах западнославянского языка, которые примерно в середине Х в. н.э. были объединены князем Мешко I Пястом в древнепольское раннефеодальное государство, в которое несколько позднее были также включены и земли, населённые западнолехитским племенем поморян.
Каждому из этих племенных объединений были присущи те или иные характерные диалектные особенности языка, а также имели место некоторые отличия в традиционной материальной и духовной культуре. После объединения восточнолехитских племён в едином раннефеодальном государстве и принятия им в 966 году христианства (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
по латинскому обряду внутри этого государства резко усилились процессы консолидации разных племенных групп в единую древнепольскую народность, чему в немалой степени способствовала необходимость сплочения польских земель в борьбе с политикой "Drang nach Osten' - натиска на восток - осуществлявшейся германскими феодалами. Эти процессы в целом завершились к XIV веку, однако до самого недавнего времени (до середины ХХ столетия) польский этнос сохранял отчётливое деление на несколько субэтносов, каждый из которых вёл своё происхождение от того или иного древнепольского племенного объединения и занимал примерно ту же территорию, которую занимало племя-предок каждого из этих субэтносов. Это хорошо видно на карте распространения диалектов польского языка:
Если сравнить карту расселения лехитских племён и карту распространения диалектов польского языка, то можно увидеть соответствие территории распространения великопольского диалекта польского языка - и территории расселения племени полян; силезского диалекта - и территории расселения племени слензан; малопольского диалекта - и территории расселения
племени вислян; мазовецкого диалекта - и территории расселения племени мазовшан; что касается поморского языка в двух его диалектных изводах - кашубского диалекта поморян-католиков и словинского диалекта поморян-лютеран - то в силу длительного нахождения польского Поморья в составе различных германских государственных образований территория его распространения к середине ХХ века сократилась на 3/4 от первоначальной вследствие процессов ассимиляции местного славянского поморского населения - словинцев и кашубов - в составе немцев; такие же ассимиляционные процессы происходили и на территории западной части исторической области Силезия - в Нижней Силезии, население которой к середине ХХ века стало полностью немецкоязычным.
Кроме диалектных отличий в языке, польские субэтносы великополян, малополян, слензан, мазуров, поморян, а также ленчицан и сарадзян (сохранивших свои древние племенные самоназвания малых польских субэтносов) имели достаточно значимые отличия между собой в традиционной народной архитектуре сельских жилых и хозяйственных построек (например, для Мазовии, Великой Польши и Силезии были характерны т.н. подсеневые дома - дома с двускатной крышей, которая продолжается за рамки собственно дома, образуя с одной из узких сторон дома навес, который покоится на деревянных столбах; дома такой конструкции не встречались на территории остальных исторических областей Польши; и т.д.), в одежде, в традиционной кухне, а также в устном народном творчестве, музыке, песнях и танцах, которые сохранялись в той или иной степени практически до середины прошлого столетия.
Со времени объединения лехитских племён в древнепольскую народность
внутри неё происходили процессы как консолидации различных групп населения в единый польский этнос, так и обособления по разным
причинам отдельных локальных общностей в рамках того или иного польского субэтноса и формирования локально-этнографических групп в составе польского народа. Их мы и рассмотрим ниже.
Как мы знаем из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:
этнографические группы в составе того или иного этноса или субэтноса возникают под влиянием целого ряда факторов, которые действуют в течение достаточно длительного периода времени; эти факторы таковы:
а) географическая обособленность части этноса от основной его части;
б) неполная ассимиляция части одного этноса в составе другого этноса;
в) языковая обособленность (наличие специфических особенностей в фонетике, морфологии, синтаксисе, лексике в локальном варианте общеэтнического языка) части этноса от других его частей;
г) смешение части основного этноса с другим этносом;
д) исповедание частью этноса религии, отличной от той, которой придерживается основная часть этого этноса;
е) сословная обособленность части этноса от основной его части;
ж) статусно-профессиональная обособленность части этноса от других его частей;
з) профессионально-корпоративная обособленность тех или иных территориальных групп в составе того или иного этноса.
Особенности исторического развития польского народа обусловили возникновение в его составе в разное время большого количества локально-этнографических групп, многие из которых просуществовали достаточно долгое время и исчезли сравнительно недавно, а именно - в середине прошлого столетия или позже. Некоторые другие исчезли значительно раньше. В нашем обзоре мы расскажем только о тех локально-этнографических группах поляков, существование которых прекратилось не ранее ХХ столетия или же продолжается до сих пор.
Наш обзор мы начнём с локально-этнографических групп, сформировавшихся в составе I. Великопольского субэтноса польского народа. Они таковы:
I.1б). Бамбры/бамбергцы - локально-этнографическая группа в составе великополян; сформировалась в середине XVIII в. в окрестностях г. Познань, куда в период с 1710 г. по 1753 г. несколькими волнами переселились немцы-католики из г. Бамберг в Верхней Франконии; в окрестностях Познани они восстановили и заселили 9 (девять) деревень, разрушенных и обезлюдевших во время т.н. "Шведского потопа" (нашествия шведов в 1655-1660 гг.). В течение жизни двух поколений бамбергцы полностью перешли на польский язык и польскую самоидентификацию, чему в немалой степени способствовала широкая распространённость смешанных браков с местным польским населением и вовлечённость бамбергцев в городскую жизнь Познани, которую они снабжали своей сельскохозяйственной продукцией и каждую неделю торговали на городской рыночной площади. Бамбергцы исповедовали католицизм и говорили на великопольском диалекте польского языка, считали себя поляками, однако при этом сохраняли и свою особую группальную идентичность, отличаясь от окружающего польского населения некоторыми особенностями своей материально-бытовой культуры (например, комплексом традиционного женского народного костюма, который сочетал в себе характерные детали франконского и великопольского комплексов женской народной одежды, но также обладал и собственными уникальными особенностями). В Познани действует Общество познаньских бамбров, Музей познаньских бамбров, а в первую субботу августа проводится ежегодный Бамбергский праздник в память о подписании первого контракта на аренду принадлежащей городу Познань земли между немецкими переселенцами из Бамберга и познаньским магистратом.
I.2е). Бискупяне - локально-этнографическая группа в составе великополян; населяют 12 (двенадцать) сёл т.н. Бискупизны - территории в окрестностях г. Кробия, в котором раньше находилась летняя резиденция епископов Познани, которые номинально были также приходскими священниками в Кробии. Бискупяне были крепостными крестьянами на епископских землях, что ставило их в привилегированное положение по сравнению с крепостными крестьянами магнатских и панских земель (бискупяне были обременены значительно меньшим количеством "панских дней" (барщины) и оброка; они могли выкупиться у землевладельца-епископа и стать арендаторами на щадящих мягких условиях; и т.д.) и способствовало их обособленности от окружающего крестьянского и другого населения, от которого бискупяне отличались мужским и женским народным костюмом и своеобразным набором музыкальных инструментов (использовали только волынку и скрипку в дуэте), музыкой и танцами, а также народными семейными обрядами календарного цикла. Бискупяне также всегда тяготели к использованию передовых методов ведения сельского хозяйства, результатом чего был их очень высокий уровень материального благосостояния в сравнении с окружающим сельским населением. Бискупяне сохранили многие элементы своей народной материальной и духовной культуры и свою этногруппальную самоидентификацию вплоть до настоящего времени.
I.3в). Веленские мазуры - локально-этнографическая группа в составе великополян; проживают в 21 (двадцати одной) деревне в окрестностях г. Велень в междуречье Нотеца и Варты, в области т.н. Нотецкой пущи - обширного лесного массива, растущего на песчаных дюнах. Веленских мазуров отличает от окружающего их населения прежде всего их языковая обособленность, выражающаяся в том, что для их говора характерна такая особенность, как "мазурение" - смешение в одном ряду согласных звуков из двух рядов - свистящих и шипящих. Веленские мазуры отличались высокой степенью развития группальной идентичности, основывавшейся на устных преданиях о заселении Нотецкой пущи их предками - мазурами из Мазовии во второй половине XVII в., когда князь Петр Сапега решил заселить обезлюдевшие в результате эпидемии холеры территории, с каковой целью и оказал всемерное содействие желающим переселиться из Мазовии в Великопольшу, на тогдашнюю польско-немецкую границу (однако современные историки не поддерживают эту версию происхождения веленских мазуров, хотя и не предоставляют заслуживающей доверия альтернативной версии). Кроме сельского хозяйства, веленские мазуры занимались также разнообразными лесными промыслами - углежжением, смолокурением, заготовкой дров, и др.. Отношения с окружающим населением были довольно натянутыми - общественное мнение как бы в шутку представляло веленских мазуров как людей, которые неправильно говорят и вообще всё делают не как все нормальные люди, а наоборот; веленские мазуры на такое отношение реагировали соответствующим образом, результатом чего была их брачная эндогамия (они вступали в брак только внутри своей локально-диалектной группы). В настоящее время веленские мазуры практически утратили диалектные особенности своей речи, однако продолжают сохранять в некоторой степени свою особую группальную самоидентификацию.
I.4е). Дзержаки - локально-этнографическая группа в составе великополян; территория их проживания примыкала к территории проживания бискупян с востока и юго-востока, где располагались населённые дзержаками 3 (три) деревни. Дзержаки представляли собой вольных крестьян-арендаторов, тогда как окружающее их сельское население до начала XIX в. находилось в крепостной зависимости; именно эта сословная обособленность и стала причиной формирования этно-сословной группы дзержаков, которая отличалась от окружающего населения рядом особенностей своей материальной и духовной культуры, например - таких, как комплекс традиционного мужского и женского народного костюма, и т.д.. Локально-этнографическая группа дзержаков не сохранилась до настоящего времени, растворившись в окружающем населении примерно в середине прошлого века.
I.5г). Крайняки - локально-этнографическая группа в составе великополян; проживали на крайнем северо-западе великопольских земель, на территории Крайны - граничного с Померанией региона Великопольши, южной границей которого была река Нотец, а северная часть примыкала непосредственно к померанской Кашубии. Крайняки как локально-этнографическая группа сформировались в течение XVI - XVII вв. в процессе смешения изначально проживавшего там коренного кашубского населения с немецкими переселенцами католического вероисповедания, бежавшими от Реформации в германских государствах, и с переселенцами с основной территории Великопольши; это хорошо прослеживается в крайняцком говоре великопольского диалекта польского языка в виде наличия в нём многих особенностей, свойственных кашубскому языку, а также многочисленных заимствований из нижненемецкого языка. То же можно сказать и об особенностях материальной и нематериальной культуры крайняков, обнаруживающих явственное кашубское и нижненемецкое влияние на фоне преобладания общевеликопольских характерных черт.
I.6в). Куявяне - локально-этнографическая группа в составе великополян; населяют территорию исторической области Куявия в междуречье Вислы и Нотеца. Основным отличием куявян от населения основной части Великопольши является их говор, в котором имеется много общих черт с мазовецким диалектом польского языка, однако характерные особенности великопольского диалекта всё-таки преобладают (это не касается вокализма (вокализм - это система функционирования гласных фонем в том или ином
говоре, диалекте, языке), который в куявском говоре сильно отличается как от великопольской, так и от мазовецкой вокальных систем). На материально-бытовую культуру куявян сильное влияние в разные периоды времени оказали такие народы, как евреи, которые в большом количестве появились в Куявии во второй половине XIV в., и немцы, которые начиная с XVI в. стали массово селиться и вести хозяйство на неосвоенных землях речных пойм и заболоченных лесов, которые требовали особых методов освоения и хозяйствования.
I.7в). Палучане - локально-этнографическая группа в составе великополян; населяют территорию исторической области Палука, расположенную в междуречье правых притоков реки Варты - рек Нотеца и Велны; на севере Палука примыкает к исторической области Куявия, а на востоке - к исторической области Крайна. Как и в случае вышеупомянутых куявян, главной отличительной чертой палучан от окружающего их населения являлся их особый палуцкий говор, а также многие присущие только им элементы материально-бытовой культуры - например, некоторые детали женского народного костюма, и т.д.. Для палучан был характерен высокий уровень группальной самоидентификации и осознания своего отличия от других поляков, в некоторой степени сохраняющийся и в настоящее время.
I.8а). Пожечане - локально-этнографическая группа в составе великополян; населяли левый берег реки Варты в междуустье её притоков - рек Лютыни и Просны. Причиной формирования этой этнографической группы была её географическая обособленность от других групп великополян. В отличие от двух предыдущих этнографических групп, пожечане говорили на общеупотребительном великопольском диалекте польского языка; их материально-бытовая культура характеризовалась рядом особых отличительных черт, отсутствовавших у других групп великополян, а сами они хорошо осознавали свою группальную обособленность от окружающего населения. Пожечане как локально-этнографическая группа прекратили своё существование примерно в середине ХХ века, растворившись в основном массиве польского населения.
I.9а). Познаньцы - локально-этнографическая группа в составе великополян; населяют бассейн реки Варта в её среднем и нижнем течении, где расположен город Познань - один из древнейших польских городов, который известен с конца Х в. и является главным городом исторической области Великая Польша. Однако познаньцы - это не только жители самого города Познань, но и жители всего познаньского историко-культурного региона, который в силу исторических обстоятельств (после шведского вторжения - т.н. "Шведского потопа" в 1655-1660 гг. - и последовавших за ним нескольких вспышек чумы познаньские земли обезлюдели, поэтому в целях их возрождения для поселения на них были приглашены голландские и немецкие колонисты; в 1793 г. историческая территория познаньского региона вошла в состав Королевства Пруссия, где и находилась до 1919 года) длительное время подвергался массированному немецкому культурно-языковому влиянию, в результате чего познаньский говор великопольского диалекта польского языка приобрёл множество особенных отличительных черт, отсутствующих как в общеупотребительном варианте великопольского диалекта, так и в нормативном разговорном варианте польского литературного языка. Этот говор характеризуется: ~ специфической фонетикой, изменившейся под воздействием фонетики нижненемецкого языка; ~ синтаксическими конструкциями немецкого типа, в т.ч. порядком слов в предложении; ~ обилием калек (дословных переводов) немецких слов; ~ прямых лексических заимствований из нижненемецкого языка; и т.д.. Для познаньцев также характерно наличие многих свойственных только им как локально-этнографической группе особенностей материальной и духовной культуры, которые они во многом сохранили до настоящего времени, как и свой специфический познаньский говор, который и сейчас можно услышать как в сельской местности познаньского региона, так и в самом городе Познань.
I.10а). Тостоки - локально-этнографическая группа в составе великополян; населяют 7 (семь) сёл в окрестностях города Нове-Място-над-Варта; все сёла расположены на затапливаемых половодьем пойменных заболоченных землях, до сравнительно недавнего времени остававшихся труднодоступными. Вследствие такого расположения тостокских сёл и обрабатываемых земель вокруг них тостоки жили значительно беднее по сравнению с другими группами великополян. Во многом из-за изолированности и труднодоступности мест своего расселения тостоки до настоящего времени сохранили осознание своей группальной обособленности от других групп поляков и многие особенности своей материальной и нематериальной культуры, например - пошив традиционных женских тостокских головных уборов - вышитых тюлевых чепцов, и т. д..
I.11в). Хазаки/лесняки - локально-этнографическая группа в составе великополян; проживают в южной части Великопольской исторической области, между реками Орла и Домброчна. Населяют 14 (четырнадцать) деревень, которые были основаны их предками - переселенцами из Силезии; они пришли в эти места во второй половине XVI в. и основали Зельону Виесь - первое хазакское поселение на этой земле. Название этнографической группы - "хазаки" - происходит от названия длинной верхней мужской одежды - "хазука", которую носили первые поселенцы. Для общения хазаки использовали свой особый говор великопольского диалекта польского языка, характеризовавшийся наличием многих особенностей, свойственных силезскому диалекту, а также некоторых черт нижнелужицкого языка. Традиционная народная одежда хазаков также обнаруживала большое сходство с силезским народным костюмом, как и некоторые другие особенности их материальной культуры. Соседствующие с хазаками другие группы поляков относились к ним с пренебрежением, следствием чего была эндогамия (хазаки вступали в брак только внутри своей локально-этнографической группы) и высокий уровень группальной самоидентификации хазаков.
I.12д). Хвалимцы - локально-этнографическая группа в составе великополян; проживали в селе Хвалим на крайнем западе польской языковой территории и вплотную соседствовали с массивом немецкоязычного населения. По своему происхождению являлись переселенцами начала XVIII в. из Силезии; говорили на хвалимском говоре великопольского диалекта польского языка, характеризовавшемся многими чертами остаточного характера, свойственными силезскому диалекту. В отличие от соседствующих с ними других групп польского населения, исповедовавших католицизм, хвалимцы по вероисповеданию были протестантами-евангелистами, что являлось основным фактором, обусловливающим их группальную обособленность от соседей.
I.13в). Хелминцы - локально-этнографическая группа в составе великополян; проживали на территории Хелминской земли, естественными границами которой являлись: река Висла на западе и юго-западе, река Дрвенца - на юге, река Оса - на севере; на востоке с Хелминской землёй соседствует историко-этнографическая область Мазуры. Важным фактором, обусловившим своеобразие культурных и языковых особенностей локально-этнографической группы хелминцев, было расположение Хелминской земли на перекрёстке торговых путей по Висле из внутренних частей Польши и всей Центральной Европы к побережью Балтийского моря, и соседство её с Мазовией и Померанией, результатом чего явились мультикультурализм и многоязычие на протяжении длительного периода времени - с начала XIII в. по середину ХХ в.: здесь рядом с поляками чересполосно проживали голландцы, фризы, фламандцы, французы, немцы, евреи, цыгане, которые исповедовали разные конфессии - иудаизм, католицизм, различные деноминации протестантизма - лютеранство, евангелизм, анабаптизм в виде меннонитства, и др.. Всё это оказало сильное влияние на формирование локально-этнографической группы хелминцев и её говора, который базируется на великопольском диалекте в его куявском варианте, однако имеет также немало особенностей, характерных для мазовецкого диалекта польского языка; кроме этого, в хелминском говоре имеется лексический
пласт славянских архаизмов, сохранившихся со времён славянского единства, и большое количество заимствований из латыни, голландского, нижненемецкого, идиша и стандартного немецкого языков - как прямых заимствований лексики, так и калек (буквально переведенных слов), а также грамматических оборотов и синтаксических конструкций; фонетика и ритмомелодика речи хелминского говора также подверглись значительному влиянию вышеперечисленных языков. Материально-бытовая и духовная культура хелминцев отличались значительным своеобразием, а сами хелминцы обладали высоким уровнем этно-группальной самоидентификации, которая частично сохранилась до настоящего времени.
Из Великопольши мы мысленно перенесёмся в восточную часть страны - на территорию расселения II. Мазовецкого субэтноса поляков, и познакомимся с локально-этнографическими группами, имеющимися в составе этого субэтноса; они следующие:
II.1а). Вармяки - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; проживали на территории исторической области Вармия, расположенной на северо-востоке нынешней Польши и большую часть времени входившую в состав различных германских государственных образований - Тевтонского ордена (в период 1243 - 1454 гг.), Королевства Пруссии (в период 1772 - 1918 гг.), Веймарской республики (в период 1918 - 1933 гг.) и Третьего рейха (в период 1933 - 1945 гг.). Южные вармяки говорили на варминском говоре мазовецкого диалекта польского языка и исповедовали католицизм, северные вармяки давно перешли на нижненемецкий язык и говорили только на нём. Интересной местной особенностью была самоидентификация вармяков (как польскоязычных, так и немецкоязычных) - они не считали себя ни частью польского этноса, ни частью немецкого этноса, а самоидентифицировались как "прусаки". При этом, если объективно оценивать степень немецкого влияния на язык и культуру сохранявших польский язык вармяков, нужно отметить, что оно было огромным и всеобъемлющим: варминский говор мазовецкого диалекта польского языка изобиловал разнообразными - лексическими, грамматическими, синтаксическими и др. - заимствованиями из нижненемецкого; материально-бытовая культура вармяков - их народная одежда, музыка и танцы, традиционная кухня - имела больше сходства с немецкой, нежели с польской традиционной культурой. На территории нынешней Польши вармяки как обособленная локально-этнографическая группа не сохранились, т.к. в конце 80-х годов прошлого века, когда в Польше начался подъём забастовочного и антикоммунистического движения - большинство вармяков выехали из страны в ФРГ, где их приняли как потомков лиц, имевших германское гражданство в период до 1945 г..
II.2а). Курпы - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; проживали на северо-востоке территории нынешней Польши в исторической области Курпия/Курпьовщина, расположенной на Курпиевской равнине и представлявшей собой заросшие густыми непроходимыми лесами и сильно заболоченные земли, которые исторически подразделялись на две историко-этнографические области - Белую пущу в южной части Курпии и Зелёную пущу - в северной её части. Первые постоянные жители появились в этих лесах не ранее конца XV в. и представляли собой переселенцев из юго-восточной части Мазовии, бежавших от крепостного права и крымско-татарских набегов. Вплоть до конца XVIII в. - начала XIX в. земледелие в Курпии имело второстепенное подсобное значение, а основными занятиями местного населения были охота, рыболовство и бортничество (сбор мёда диких пчёл), а также разнообразные лесные промыслы - вырубка и сплав леса по рекам, углежжение, смолокурение, плотническое и столярное ремёсла, добыча и обработка янтаря, ткачество из льна, и др.. По мере сведения лесов в обеих пущах земледелие приобретало всё более важное значение в жизни курпов, при этом системы землепользования отличались в каждой из частей Курпии: в Зелёной пуще, где сельскохозяйственная земля принадлежала польской короне - местное население считалось крепостными крестьянами короля и находилось в наиболее лёгкой форме крепостной зависимости (крестьяне обязаны были 6 дней в году отрабатывать во время жатвы на королевских полях и вносить ежегодный оброк в королевскую казну); в Белой пуще, где земля принадлежала плоцким епископам, все местные крестьяне были лично свободными арендаторами, платившими арендную плату епархии за пользование землёй. Экзоэтноним (название, данное соседями) "курпы" (сами они называли себя - "пущаки") происходит от названия местной разновидности плетёной из липового лыка обуви - "kurpsi"; со временем это название стало и самоназванием курпов. Курпы в старой Польше были известны своим совершенным мастерством как стрелки из любого стрелкового оружия. Говорили на курпском говоре мазовецкого диалекта польского языка, исповедовали католицизм и имели много самобытных черт в своей материальной и духовной культуре, отличавших их от соседних групп поляков. Курпы в значительной степени сохраняют свою группальную самоидентификацию и в настоящее время.
II.3е). Ловичские ксенжаки - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; проживали на юго-западе Мазовии, на территории т.н. Ловичского кшиства - землях, принадлежавших архиепископам гнезненским и включавших г. Лович и 116 деревень в его окрестностях. Ловичские ксенжаки как подданные архиепископа пользовались многими правами и
свободами, о которых соседствующие с ними другие группы поляков в то
время не могли и мечтать. Такое положение ловичских ксенжаков обусловливало также и то, что они были гораздо более зажиточны по сравнению с окружающим их населением, что влекло за собой возникновение у них чувства сословно-группальной обособленности, выражавшееся в высоком уровне их группального самосознания, а также в
наличии у них многих специфических особенностей в материальной культуре, свойственных только им (например - ловичский комплекс традиционного народного костюма, шившийся из полосатых тканей ярких цветов - из них шили мужские штаны, женские юбки, передники, накидки и т.д.; ловичские ксенжаки носили народные костюмы в качестве повседневной одежды вплоть до 80-х годов прошлого века). Говорят на ловичском говоре мазовецкого диалекта польского языка.
II.4д). Мазуры - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; проживали в Мазурском Поозёрье - южной части исторической области Восточная Пруссия; представляли собой группу смешанного происхождения - потомков коренного населения этих мест - балтоязычных пруссов, польских переселенцев из Мазовии, переселявшихся на эти земли несколькими
волнами начиная с XIV в., и немецких колонистов из разных германских государств, которые начали там селиться со второй половины XIII столетия. Мазуры говорили на мазурском говоре мазовецкого диалекта польского языка, для которого были характерны такие особенности, как: ~ наличие многочисленных балтизмов (заимствований из прусского языка) даже в базовой лексике; ~ наличие лексических и грамматических заимствований из нижненемецкого языка; ~ наличие такого явления, как мазурение (смешение в одном ряду согласных звуков из двух рядов - свистящих и шипящих); и др.. В отличие от соседствующих с ними других групп поляков, которые были католиками - мазуры исповедовали лютеранство, что являлось главнейшим фактором их группальной обособленности от основной части польского этноса. Материально-бытовая и духовная культура мазуров имела много своеобразных особенностей, отличавших её от культуры других групп польского народа (это касалось сельской народной архитектуры, народных
обрядов годового календарного цикла, свадебной, родильной и похоронной обрядности, народных песен и танцев, и т.д.). В настоящее время в Польше мазуров как обособленной локально-этнографической группы практически не осталось, т.к. часть их ещё в 1945 г. бежала в Западную Германию, а следующая волна эмиграции мазуров прошла в 80-х годах прошлого века, когда более 160 тысяч мазуров покинули бастующую и борющуюся с коммунистической властью Польшу и выехали в ФРГ на правах потомков лиц, имевших германское гражданство в период до 1945 года.
II.5е). Мендзыжецкие бояре - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; населяли 11 деревень, расположенных вокруг города Мендзыжец-Подляски в Люблинском воеводстве. Говорили на мазовецком диалекте польского языка, исповедовали католицизм. По своему происхождению мендзыжецкие бояре представляли собой потомков переселившихся с более западных территорий Мазовии крестьян и мелкой шляхты, которые получили землю от короны в вечное пользование в обмен на обязанность
нести почтовую службу (осуществлять почтовые перевозки), и предоставлять королю экипированных и вооружённых всадников для участия в военных действиях. Они были лично свободны и не платили никаких налогов в королевскую казну, кроме арендной платы за пользование землёй. По сравнению с окружающим сельским населением мендзыжецкие бояре жили гораздо более зажиточно. Всё это в совокупности привело к формированию группальной обособленности мендзыжецких бояр от окружающих их других групп поляков, от которых их также отличал и традиционный комплекс их народного костюма. Мензыжецкие бояре как обособленная локально-этнографическая группа прекратили своё существование в начале ХХ в., растворившись в окружающем польском населении.
II.6е). Побожане - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; населяют северо-восточную часть территории исторической области Завкже на северо-западе Мазовии - этнографический микрорегион Побоже, который заселялся в период XIII - XIV вв. как пограничная территория на мазовецко-прусской и, позднее - мазовецко-тевтонской границе. Именно пограничным положением этих земель и объясняется характер их заселения и последующего освоения, а именно: заселение осуществлялось дворянами, получавшими земли в собственность по рыцарскому праву (т.е. в обмен на военную службу дворянин получал в собственность землю площадью 10 ланов (около 160 га), которую он имел право передавать по наследству как своим прямым наследникам, так и наследникам из боковых линий рода, а также женщинам своей семьи). В результате многочисленных делений земельных наделов между наследниками происходила фрагментация первоначальных земельных угодий, принадлежавших одному роду - на множество небольших земельных участков, способных прокормить только одну небольшую семью. Поэтому в Побоже поселения представляли собой т.н. "околицы шляхецки" - россыпь недалеко отстоящих друг от друга небольших сельских поселений - т.н. "засцянекув шляхецких" с общим главным названием и дополнительным прилагательным словом в названии каждого из них; в каждом засцянеке как правило жили представители одного шляхетского рода, носящие одну фамилию. Как правило, жители таких селений жили очень бедно - у них не было ни крепостных крестьян, ни даже слуг - они сами обрабатывали свою землю и вели жизнь обычных крестьян, однако при этом владели всеми экономическими, судебными и общественно-политическими привилегиями дворянства. Побожане всегда преувеличенно подчёркивали свою принадлежность к дворянству, культивируя в своей среде приверженность к рыцарским традициям и "гонор шляхецки" - дворянскую честь; исповедовали католицизм и были очень религиозны. Обладая очень высоким уровнем группальной идентичности, побожане жили очень обособленно от окружающего населения, по отношению к которому всегда испытывали чувство превосходства и относились к нему пренебрежительно. Были строго эндогамны и вступали в браки только с представителями своей локально-этнографической группы. Побожане сохраняют некоторую обособленность до настоящего времени.
II.7г). Мазурские подляски - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; населяют большую часть исторической области Подлясье от реки Кшна на юге до реки Бебжа на севере и северо-западе. Представляют собой потомков смешения коренного восточнославянского населения этих мест с переселявшимися на эти земли с запада в период XIII - XV вв. поляками-мазовшанами. Исповедуют католицизм, говорят на подляском говоре мазовецкого диалекта польского языка; в этом говоре имеется множество фонетических, просодических, синтаксических и лексических черт, сближающих его с языком соседствующих с мазурскими подлясками на востоке т.н. подляшуков - восточнославянской этнической группы, говорящей на архаическом диалекте белорусского языка, что делает возможным взаимное понимание речи друг друга при общении представителей каждой из этих двух групп на своём родном языке. Материально-бытовая культура мазурских подлясков также имеет некоторые черты сходства с материальной культурой белорусов (например, традиционный женский головной убор мазурских подлясков - это т.н. завуй, полностью идентичный головному убору белорусок - наметке; и т.д.). Группальная обособленность мазурских подлясков в результате происходивших в послевоенной Польше социально-экономических процессов значительно ослабла уже к 70-м годам прошлого столетия.
II.8б). Ужечане - локально-этнографическая группа в составе мазовшан; проживали на юго-востоке Мазовии, в историко-этнографическом микрорегионе Ужече, расположенном по обоим берегам среднего течения реки Вислы, в её долине, между устьями рек Пилицы и Вилги на юге и реки Свидер - на севере, с запада ограниченном т.н. Варшавским откосом, а с востока - дюнами Вислинского откоса. Образование локально-этнографической группы ужечан связано с особенностями расположения и природными условиями в Ужече, а именно: близостью к Варшаве (40 км вниз по течению Вислы) с её рынками, наличием Вислы как главной транспортной артерии Польши, связующей её внутренние регионы с Варшавой и с Гданьским портом на побережье Балтийского моря, и трудностью хозяйственного освоения пойменных земель в Ужече, для чего требовалось владение специальными хозяйственными приёмами и навыками, которыми местное польское население не обладало. Именно эти факторы и обусловили образование локально-этнографической группы ужечан, которая начала формироваться в XVII в. на основе фризских и голландских переселенцев из Нидерландов, которые прекрасно владели приёмами мелиорации и осушения переувлажнённых земель, умели строить дамбы, плотины и отводные каналы, устраивать польдеры для выращивания сельскохозяйственных культур и насыпные холмы-терпы для строительства на них зданий и сооружений, и т.д.; другой составной частью формирующейся этнографической группы ужечан стали поляки-переселенцы из Померании, согнанные со своих земель польско-шведскими войнами; третьей группой населения, оказавшей сильное влияние на формирование ужечан, были флисаки/орыли - люди из гильдии сплавщиков (братства святой Барбары), которые занимались транспортировкой различных грузов (зерна, соли, угля, и т.д.) на специальных баржеобразных судах, и леса, собранного в плоты, по Висле; многие из них оставались в Ужече на постоянное жительство; и четвёртой составной частью формирующейся группы ужечан стали переселенцы из окрестных земель южной Мазовии разного социального происхождения - крестьяне, мелкие торговцы, и т.д.. Всё это разнообразное население на протяжении жизни нескольких поколений смешалось, образовав локально-этнографическую группу ужечан, говоривших
на специфическом местном говоре мазовецкого диалекта польского языка, исповедовавших католицизм и характеризующихся специфическим образом жизни и хозяйственно-экономической деятельности (занимались рыболовством, мелиорацией земель, плотницким ремеслом, изготовлением речных судов для перевозки грузов, плетением из ивовой лозы, сплавом судов с грузами вниз по реке, овощеводством на осушенных землях, торговлей, и т.д.). Ужечане отличались от других групп местного населения не только особенностями своей материально-бытовой культуры (способами возделывания земли, народным костюмом, говором, народными обычаями годового календарного цикла, песнями и танцами, и т.д.), но и физическими характеристиками - их средний рост был значительно выше, а телосложение мощнее, чем у соседствующих с ними других групп поляков (в этом сказалось влияние фризско-голландской составляющей их группогенеза). Ко второй половине ХХ в. ужечане как обособленная локально-этнографическая группа практически перестали существовать, постепенно растворившись в постоянно растущем населении Варшавской городской агломерации.
В следующей статье на нашем канале мы продолжим обзор субэтносов и этнографических групп в составе польского народа и расскажем о малополянах и силезцах. Не пропустите!
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на наш канал - будет интересно!
Читайте также: