Какой ассоциативный ряд обычно возникает у большинства людей при слове "Балканы"? Не ошибусь, если предположу, что примерно следующий: "пороховая бочка Европы"; русско-турецкие войны; "братушки"; распад Югославии; межэтнические и межконфессиональные войны; туризм - адриатические и черноморские курорты, исторические памятники, пршут, вино, ракия, чевапчичи; проза Андрича, фильмы Кустурицы, музыка Бреговича; ну и т.д.. И действительно, все эти моменты являются неотъемлемой реальностью Балкан, которая, однако - ими далеко не ограничивается, а включает в себя множество разнообразных составляющих различного характера, совокупность которых и образует то, что в этнографии называется Балканской культурно-исторической областью. Именно о ней мы и расскажем в настоящей статье.
Но сначала мы определимся с предметом нашего рассмотрения. Это нужно сделать потому, что Балканы - достаточно непростой для понимания регион, представляющий собой феномен "три в одном", а именно:
1) Балканы географические - это территория Балканского полуострова, северной границей которого является река Сава от её истока в Юлийских Альпах до её впадения в Дунай, и река Дунай - от места впадения в него Савы до места впадения Георгиевского гирла его дельты в Чёрное море; западной границей Балканского п-ва является река Соча от её истока в Юлийских Альпах до её устья, где она впадает в Триестский залив Адриатического моря; таким образом, на территории Балканского п-ва в его географических границах находятся следующие государства или их части: европейская часть Турции; Греция; Албания; Северная Македония; Болгария; Черногория; Босния и Герцеговина; Сербия южнее рек Дуная и Савы; Хорватия южнее реки Савы; Словения южнее реки Савы и восточнее реки Сочи; историческая область Румынии - Добруджа - к востоку и к югу от нижнего течения Дуная; и маленький кусочек территории Италии вокруг Триестского залива Адриатического моря;
2) Балканы лингвистические - это территория распространения языков, входящих в состав т.н. Балканского языкового/ареального союза, в который входят: македонский, болгарский, албанский, аромунский, мегленитский, истрорумынский, румынский, сербскохорватский, цыганский, гагаузский, словенский языки:
(больше узнать о Балканском языковом союзе
и о других языковых союзах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
3) Балканы этно-культурно-исторические - это территория расселения тех этносов, которые в процессе длительного совместного проживания и исторического взаимодействия сформировали многие общие характерные особенности материально-бытовой и нематериальной культуры, на основании совокупности которых и выделяется та территория диффузии, которая называется Балканской культурно-исторической областью; как понятно из контекста, она не совпадает ни с географическими, ни с лингвистическими границами Балкан, описанными в подпунктах 1) и 2).
Какие же территории входят в состав Балканской культурно-исторической области? Об этом мы и расскажем ниже.
Балканскую культурно-историческую область на основании характерных для неё внутренних различий можно подразделить на три подобласти. Они следующие:
А) Южные Балканы - в эту подобласть входят Греция и европейская часть Турции (историческая область Восточная Фракия);
Б) Восточные Балканы - в состав этой подобласти входят: Болгария; исторические области Румынии - Олтения и Мунтения (географически находятся за пределами Балканского п-ва), Добруджа;
В) Западные Балканы - в состав этой подобласти входят: Северная Македония; Албания; и.о. Косово; Сербия южнее течения рек Дуная и Савы; Черногория; Босния и Герцеговина; Хорватия к юго-западу от реки Сава; исторические области Словении: Бела Крайна; Доленьска юго-западнее реки Крка; Нотраньска; Словенска Истра; южная половина и.о. Горишка;
Население Балканской культурно-исторической области в том виде, в котором оно было описано этнографами во второй половине XIX в. - сформировалось в течение периода времени с XIII в. по XVIII в., когда военная экспансия турок-османов вызвала масштабные перемещения населения как в пределах Балкан, так и за их пределы, а также привнесла новые этнические и религиозные компоненты в состав населения полуострова. В 1923-1924 гг. произошли масштабные обмены населением по этно-религиозному признаку между Грецией и Турцией (на основании конфессиональной принадлежности), Грецией и Болгарией (на основании этнической принадлежности), Болгарией и Турцией (на основании конфессиональной принадлежности), которые значительно повлияли на состав населения вышеуказанных стран. Поэтому ниже я буду описывать этно-конфессиональную структуру населения Балканской культурно-исторической области во временных рамках до 1923 г., а точнее - на конец XVIII в. - начало XIX в..
Итак, что же представляло собой население Балканской культурно-исторической области на рубеже XVIII-XIX вв.? Сразу нужно отметить, что на Балканах чересполосность расселения этнических и/или конфессиональных общностей была гораздо более выражена по сравнению с Карпато-Паннонской культурно-исторической областью (больше узнать о Карпато-Паннонской культурно-исторической области можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
На крайнем юге Балканского п-ва, т.е. в Южнобалканской подобласти Балканской культурно-исторической области - безраздельно господствовали греки, особенно на островах и на п-ве Пелопоннес - кроме них, там практически не было никакого иного населения (на п-ве Пелопоннес, на территории историко-этнографической области Аркадия между подножием горы Парнон и побережьем Эгейского моря жили цакониоты - этнографическая группа в составе греков, ведшие полуоседлый образ жизни, основным занятием которых было горное
отгонно-пастбищное скотоводство; говорили на обособленном цаконском языке, взаимонепонимаемом с греческим койне); исключение составляли историко-этнографические области (далее - и.-э.о.), расположенные в юго-восточной части нынешней Греции - Беотия, Аттика, Коринфия и Арголида, где кроме греков проживало много албанцев-арнаутов, и и.-э.о. Эпир, Фессалия и Македония на севере нынешней Греции, где жили два скотоводческих полукочевых романоязычных этноса - аромуны и меглениты (их общий экзоэтноним, данный им соседствующими с ними народами - влахи; проживали в горных и предгорных районах горной
системы Пинд), а также ведшая такой же полукочевой образ жизни грекоязычная этно-кастовая группа в составе греков - саракацаны;
(больше узнать о кастах можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
на территории между оз. Кастория и рекой Стримон жили македонские славяне/македонцы. К востоку от них, в северо-восточной части нынешней Греции (это и.-э.о. Западная Фракия) - жили, наряду с греками, также турки (в т.ч. их кочевой субэтнос - юрюки) и болгары. Далее к востоку (в и.-э.о. Восточная Фракия) в сельской местности проживали турки, греки и болгары примерно в сопоставимых количествах, тогда как в городах Восточной Фракии - в Эдирне, Люлебургазе, Гелиболу, Текирдаге, Стамбуле - преобладали турки; также на территории Южнобалканской подобласти дисперсно проживали романиоты - территориально-лингвистическая группа евреев, сформировавшаяся в Греции ещё в первых веках н.э. и говорившая на яванике - еврейском этноконфессиолекте греческого языка.
На территории Восточнобалканской подобласти Балканской культурно-исторической области с населением в описываемый период была следующая ситуация: на территории нынешней Болгарии в общем и целом везде численно доминировали болгары, при этом на северо-востоке, на
юго-востоке и на юге описываемой территории имелось также значительное турецкое население, в горных районах юго-запада жили полукочевые аромуны/влахи, а на северо-востоке между г. Варна и г. Мангалия на черноморском побережье жили гагаузы, численно преобладая здесь над болгарами; к северу от территории проживания гагаузов, на землях и.-э.о. Добруджа, население было достаточно пёстрым: кроме численно преобладавших здесь валахов, тут проживали также болгары, гагаузы, турки (в том числе кочевой субэтнос турок - юрюки), русские-липоване (старообрядческая этно-конфессиональная группа в составе русских) - с начала XVIII в.), добруджанские немцы (с первой половины XIX в.), евреи и цыгане. К западу от Добруджи, на левобережье Дуная (т.е. уже за географическими границами Балканского п-ва), на территории двух и.-э.о. - Мунтении и Олтении, лежащей между подножьем Южных Карпат на севере и рекой Дунай - на юге, проживало в основном валашское население; интересной и необычной особенностью структуры местного населения была необычайно высокая численность цыган, которые до 1864 г. находились в рабстве у местных бояр, дворян и монастырей и жили повсеместно - как оседло, так и следуя странствующему укладу жизни
(больше узнать о цыганах и об укладах жизни можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
Западнобалканская подобласть Балканской культурно-исторической области также не отличалась однородностью населения - на юго-востоке подобласти, в границах нынешней Северной Македонии, жили следующие этнические сообщества: македонские славяне (македонцы) - повсеместно, на северо-западе - преобладали албанцы, в центре и на юго-западе имелись поселения турок, на юге в горной местности проживали полукочевые влахи - аромуны и меглениты; на территории нынешней Албании преобладающим по численности этносом были албанцы (они подразделяются на два заметно отличающихся между собой субэтноса - северных горцев гегов и жителей южной части албанских земель - тосков), кроме которых на юге территории нынешней Албании жили также греки и аромуны/влахи; уже начиная с XVI в. албанцы-геги составляли больше половины населения и в и.-э.о. Косово и Метохии, где жили и немного уступавшие им в численности сербы, а также небольшие этнические анклавы турок и хорватов-яневцев,
( больше узнать о яневцах и о других этнографических группах хорватов можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
и несколько местных групп цыган, полностью утративших цыганский язык и перешедших на албанский (йевгьйиты; ашкали), сербский (маджюпы) и турецкий (милеты) языки; к северу и северо-западу от Албании и Косово и к востоку от Косово простирались земли, доминирующим по численности населением которых были славянские этносы - черногорцы, сербы, бошняки и хорваты, говорившие на разных наречиях - торлакском, штокавском, кайкавском и чакавском (перечислены в направлении с юго-востока на северо-запад) - сербскохорватского диалектного континуума; эти этносы абсолютно преобладали на всей территории своего расселения - от г. Вране в юго-восточной Сербии до г. Буе в северо-западной Хорватии; кроме них, там также проживали: ~ на северо-востоке балканской Сербии севернее реки Тимок - т.н. тимокские валахи; ~ на северо-востоке и крайнем юге нынешней Черногории - албанцы; ~ в центральной части нынешней БиГ - турки; ~ на Динарском нагорье между нижним течением реки Неретвы на юге и г. Сень на севере жили полукочевые романоязычные морлахи (они полностью ассимилировались с хорватами только к началу ХХ в.); ~ в ряде прибрежных городов и на некоторых островах и.-э.о. Далмация (г. Каттаро/Котор на территории нынешней Черногории; гг. Рагуза/Дубровник, Сплато/Сплит, Трау/Трогир, Зара/Задар, о-ва Арба/Раб, Викла/Крк, Крепса/Црес - на территории нынешней Хорватии) жили далматинцы - оседлый преимущественно городской восточнороманский этнос, говоривший на далматинском языке (полностью ассимилировались с хорватами только к концу XIX в.); ~ на северо-востоке и севере п-ва Истрия (в Чичарии - горном массиве, простирающемся от г. Опатия на юге до г. Триест на севере - на территории нынешних Хорватии, Словении и Италии) жили истрорумыны/влахи - полукочевой скотоводческий романоязычный народ; ~ на юго-западном побережье п-ва Истрия между г. Пула на юге и г. Ровинь на севере, а также на о-вах Бриони жили истриоты - оседлый западнороманский народ, родственный итальянцам; ~ к юго-западу от реки Крка и к востоку от среднего течения реки Соча (это территории и.-э.о. Словенска Истра, Нотраньска, Бела Крайна, части территорий и.-э.о. Горишка и Доленьска в нынешней Словении) жили словенцы; ~ на юге и.-э.о. Доленьска в г. Готтшее/Кочевье и в 177 деревнях в его окрестностях с первой половины XIV в. жили немцы-кочевары; на всей территории Западнобалканской подобласти также дисперсно и повсеместно проживали цыгане и евреи;
(больше узнать о евреях можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Население рассматриваемой культурно-исторической области в описываемый период говорило на следующих языках: входящих в состав индоевропейской семьи - языках южнославянской подгруппы славянских языков (болгарском, македонском, наречиях сербскохорватского диалектного континуума, словенском); языках греческой группы (греческом и цаконском); албанском языке; языках восточнороманской подгруппы романских языков (валашском/румынском, мегленитском, аромунском, морлахском, истрорумынском; далматинском), и языках западнороманской подгруппы романских языков (истриотском; спаньоле - на этом языке говорили евреи-сефарды, жившие на территории Балканской культурно-исторической области); языках западногерманской подгруппы германских языков - немецком, идише; языке индоарийской группы - цыганском; входящих в состав тюркской группы алтайской семьи языков - турецком и гагаузском языках.
Что касается конфессий, которых придерживалось население Балканской культурно-исторической области, то: а) православия придерживались греки, болгары, македонцы, черногорцы, сербы, аромуны, меглениты, валахи/румыны, большая часть морлахов, большая часть гагаузов, часть албанцев (т.н. арваниты - этно-конфессиональная группа (далее - э.-к.гр.) в составе южных албанцев-тосков, а также албанцы-арнауты, жившие на территории нынешней Греции); б) древлеправославия/старообрядчества придерживались русские-липоване (больше узнать о старообрядчестве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
в) католицизм исповедовали: ~ католицизм западного/римского обряда - хорваты; словенцы; т.н. "островные католики" на о. Керкира и на Кикладских о-вах (э.-к. гр. в составе греков); фанда (э.-к. гр. в составе северных албанцев-гегов); часть морлахов; истрорумыны; истриоты; немцы-кочевары; ~ католицизма восточного/греческого обряда (униатства) придерживались: часть южных албанцев-тосков; часть македонцев; часть хорватов; часть валахов/румын; г) протестантизм в форме лютеранства и евангелизма исповедовали добруджанские немцы (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
д) ислам исповедовали: ~ суннитский - турки; бошняки; большая часть албанцев; валлаади, родосские и критские мусульмане (э.-к. группы в составе греков); помаки (э.-к. гр. в составе болгар); торбеши (э.-к. гр. в составе македонцев); гаджалы (э.-к. гр. в составе гагаузов); караджаовалы (э.-к. гр. в составе мегленитов); потурченцы (э.-к. гр. в составе черногорцев); санджаклии, средчане, подгоряне, горанцы, рафчане (э.-к. группы в составе сербов); ~ шиитский - амуджа (э.-к. гр. в составе гагаузов); большая часть северных (в т.ч. косовских) албанцев-гегов (были последователями бекташизма - крайнешиитской секты, функционировавшей в форме суфийского ордена) - больше узнать об исламе можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:
е) иудаизма придерживались евреи разных территориально-лингвистических групп - романиоты, сефарды, ашкеназы - дисперсно проживавшие на территории Балканской культурно-исторической области (больше узнать об иудаизме можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Как и в Карпато-Паннонской культурно-исторической области, в Балканской культурно-исторической области на протяжении длительного периода времени действовал ряд значимых факторов, сильно повлиявших на процессы хозяйственно-культурного и языкового сближения этносов и этно-конфессиональных групп, населявших эти территории; они следующие:
а) преобладающий на большей части рассматриваемой территории горный рельеф (площадь равнин и низменностей в разы меньше территорий возвышенного рельефа - гор и плоскогорий);
б) широкое расселение по всей территории рассматриваемой культурно-исторической области и практически повсеместное присутствие там - от Центральной Греции до г. Триеста и до дельты Дуная - валахов/влахов - нескольких восточнороманских этнических общностей, занимавшихся скотоводством (разводили овец и коз, а также лошадей для использования в качестве транспортных средств при перекочёвках) и ведших полукочевой образ жизни (исключением были валахи, населявшие и.-э. области Олтения и Мунтения к северу от реки Дунай, подавляющее большинство которых осело на землю уже к XV в., для которых земледелие являлось основным видом хозяйственной деятельности, а скотоводство стало иметь второстепенное значение; лишь несколько небольших этно-территориальных групп в составе этих валахов - поейнари, колибаши, унгурени - продолжали вести полукочевой образ жизни, летом выпасая свой скот на горных пастбищах Южных Карпат, а на зиму перегоняя его на придунайские и задунайские (в Добрудже) равнины); влахи оказали огромное воздействие на все без исключения этносы рассматриваемой культурно-исторической области, с которыми они вступали в разнообразные контакты - торговые, соседские, дружеские, брачные и др., а также и в недружественные противостояния - земельные споры из-за пастбищ и/или возможности доступа на них, повлияв на их способы ведения хозяйства, материально-бытовую и нематериальную культуру (на способы и приёмы животноводства, обработки и переработки молока и заготовки, хранения и использования молочных продуктов, на традиционную сельскую архитектуру, кухню, народную одежду, а также на музыку, песни и танцы); влахи нигде (кроме Олтении и Мунтении) не составляли этнического большинства и сравнительно легко ассимилировались со всеми окружающими их народами (влашские по происхождению крупные этнографические группы имеются в составе практически всех балканских
этносов - греков, албанцев, болгар, македонцев, сербов, бошняков, хорватов (например, такой этнографической группой в составе хорватов являются буньевцы), словенцев), переходя на оседлость и утрачивая свой язык, но сохраняя и распространяя среди ассимилирующего их народа многие элементы своей традиционной культуры, тем самым и создавая тот влашский культурный адстрат, который явственно заметен у всех народов Балкан;
в) длительный период - от 200 лет до 600 лет для разных территорий и проживавших на них этнических общностей - нахождения практически всех (кроме словенцев, немцев-кочеваров, истриотов, истрорумынов, части хорватов и греков (жителей Ионических о-вов)) балканских этносов в составе одного государства - Османской империи, что значимо повлияло на появление у них многих сходных элементов материально-бытовой и нематериальной культуры, заимствованных от турок-османов - это касается всего, начиная от турецких заимствований в языках, рецептов приготовления тех или иных блюд, элементов традиционной народной одежды - и заканчивая особенностями менталитета народов Балкан (например, яркой иллюстрацией турецкого влияния на военно-гражданскую архитектуру Балкан являются оборонительно-сторожевые и жилые дома-башни, способные выдерживать длительные осады и штурмы - т.н. кулы, которые были известны и до османского завоевания Балкан, но имели ограниченное распространение только в некоторых горных районах Албании, а также на п-ве Мани на крайнем юге Пелопоннеса; и только под влиянием османских завоеваний практика возведения и использования этих сооружений широко распространилась на территории Балканской культурно-исторической области - от п-ва Мани на юге Пелопоннеса (здесь они носили название - ксемония), и от населённой
в основном турками Восточной Фракии (куле) - до греческих Эпира, Фессалии и Македонии (куле), Албании и Косово (куллё), Македонии и Болгарии (кули), Сербии, Черногории, Герцеговины и Динарской Хорватии (кула), Боснии (оджак), румынских Олтении и Мунтении (кулэ), и т.д.).
г) частые массовые переселения народов или их крупных составных частей, вызванные военной экспансией Османской империи, что нередко приводило к кардинальным изменениям этнического ландшафта тех или иных территорий: например, в конце XV в. - начале XVI в. много хорватов из Герцеговины, южной части Далмации, из Лики и Велебита переселялось на другие территории, спасаясь от наступавшей Османской империи - в ещё не захваченные ею земли Баната, Бачки, Бараньи, Срема и Славонии (буньевцы, шокцы, и др.), в Бургенланд (градищанские хорваты), в Моравию (моравские хорваты), даже в Италию (молизские хорваты); то же самое делали албанцы-католики в XIV-XVI вв., массово переселяясь со своей родины, завоёванной османскими турками - в Южную Италию; т.н. "Велике сеобе Срба"/"Великое переселение сербов" происходило дважды - в 1690 г. (тогда подходило к концу освобождение Венгрии, Трансильвании и и.-э. областей, населённых хорватами - Баната, Бачки, Срема, Бараньи, Славонии и восточной части Паннонской Хорватии - от власти Османской империи; сербы Южной Сербии подняли восстание, которое турки потопили в крови, после чего большое количество сербов покинули и.-э. области Косово, Метохию, Рашку и Санджак и переселились на территории к северу от Дуная, освободившиеся от османского ига - в Банат, Бачку, Срем, Баранью и Славонию, а также на Военную Границу - цепь укреплённых военно-сторожевых поселений, протянувшихся вдоль австрийско-османской границы от г. Ябланац на побережье Адриатического моря до реки Савы, где образовали этно-сословную группу граничаров (больше узнать о граничарах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
и в 1740 г., когда уже сербы из Центральной и Северной Сербии стали массово переселяться на территорию Австрийской империи Габсбургов, на которой уже 50 лет жили переселенцы из Южной Сербии; на освободившихся землях в Косово и Метохии, Санджаке стали расселяться албанцы, влахи и турки; таким же образом болгары-пальчане в XVII в. оказались в Банате; очень интересна также история формирования белокраинцев (этнографической группы в составе словенцев), тоже непосредственно связанная с противостоянием османскому игу - (о белокраинцах можно больше узнать из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Именно вследствие действия вышеперечисленных факторов Балканская культурно-историческая область характеризуется очень высокой степенью культурной диффузии населяющих её этносов и одновременно с этим - достаточно сильной общинной обособленностью (это талантливо описал в своём романе "Мост на Дрине" писатель Иво Андрич). Также Балканская культурно-историческая область была территорией, на которой ближневосточная мусульманская культура в лице Османской империи встречалась с культурой христианской Европы в лице Австрийской империи Габсбургов и Венецианской республики; это обоюдное влияние наложилось на местные автохтонные культуры, что в итоге дало уникальные результаты в виде вариаций балканской кухни, балканской музыки и танцев, балканской материально-бытовой культуры. С территории Балкан многие культурные особенности распространялись и за их пределы, в основном в северном направлении вместе с их носителями - хорватскими и сербскими ускоками (беженцами) от турецкого ига, которые переселялись на территорию Австрийской империи Габсбургов, где вступали в тесные контакты с местным населением, как впитывая его культурные особенности, так и оказывая на него культурное воздействие со своей стороны. Именно по этой причине между двумя соседними культурно-историческими областями - Балканской и Карпато-Паннонской - нет чёткой культурной границы, а есть достаточно плавный переход, который воспринимается в большей степени как изменение отдельных деталей общей картины, нежели как изменение всей картины в целом.
Балканская культурно-историческая область непосредственно соседствует не только с Карпато-Паннонской культурно-исторической областью, но и с таким интересным во всех отношениях культурно-историческим регионом, как Альпенраум - Альпийское пространство, о котором мы и расскажем в следующей статье на нашем канале. Не пропустите!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!