Найти тему

Этносы патриархальные, матриархальные, эгалитарные - чем они отличаются?

В интернете довольно часто можно встретить публикации, в которых их авторы используют такие понятия, как "патриархат" и "матриархат". Причём используют их вне всякой смысловой связи с академическими значениями этих терминов (приведу утрированный пример подобного использования: если условный Вася регулярно гоняет по деревне/по двору/по подъезду условную Машу и ставит ей синяки под глаз - то в этой семье царит патриархат; а если условная Маша по поводу и без повода постоянно орёт на Васю и ругается с ним на людях - то в такой семье безраздельно властвует матриархат). И это конечно же не имеет ни малейшего отношения к тому, что на самом деле означают эти два понятия. Так что же в действительности скрывается за этими словами - "патриархат" и "матриархат"? Вот именно об этом я и собираюсь рассказать в настоящей статье.

Саркастическая  инфографика  на  тему
Саркастическая инфографика на тему

Академические словари дают нам следующие определения:

Патриархат - это форма социально-бытовой организации общества, при которой мужчины являются основными носителями власти и морального авторитета, а также занимают ведущее положение в социальной
и хозяйственной сферах, осуществляя контроль над собственностью и распоряжаясь ею, а старшие члены семьи мужского пола играют преобладающую роль во всех сферах семейной жизни.

Патриархат характеризуют следующие общие признаки: ~ патрилинейность (счёт прямого родства и происхождения только по линии отца; принадлежность детей к семье/роду отца; наследование имущества и социального статуса от отца); подробнее о типах систем терминологии родства можно прочесть в тематической статье, размещённой ранее на нашем канале:

~ патрилокальность брачного поселения (проживание мужа, жены и их детей там, где живут родители мужа в жилище, построенном родственниками мужа или им самим; при этом для разных этносов могут быть характерны различные виды патрилокального брака: полигинный (многожёнство); моногамный последовательный; моногамный постоянный брак); ~ развод у многих патриархальных этносов ранее был практически невозможен - например, у народов, исповедующих индуизм, джайнизм, сикхизм, у христиан некоторых деноминаций (католиков, миафизитов, несториан), или же сильно затруднён - у православных, у народов, исповедующих различные деноминации классического протестантизма, у конфуцианцев; у народов, исповедующих иудаизм и ислам, развод был очень лёгок, если происходил по инициативе мужа, и чрезвычайно затруднён, если инициатива исходила от жены; дети после развода всегда оставались с отцом; ~ патронимия (распространение родового/кланового/семейного/личного имени отца на всех членов семьи (например: отчество у восточнославянских народов; ношение фамилии мужа - женой и фамилии отца - детьми - у многих народов мира); ~ бытование т.н. "покупного брака" (выплаты семье невесты материального вознаграждения - брачного выкупа/калыма; т.н. "отработка за жену"(компенсация семье невесты за утрату работницы, заключавшаяся в том, что жених в течение довольно значительного срока (у разных этносов по-разному, но во всех случаях - не менее одного года и не более трёх лет) работал в хозяйстве родителей своей будущей жены после того, как сватовство завершилось положительным ответом с их стороны); ~ единоличное владение старшим мужчиной всей собственностью большой патриархальной семьи, либо же право старшего мужчины распоряжаться общей коллективной собственностью такой семьи.

Русская  патриархальная  семья
Русская патриархальная семья

Традиционные патриархальные социумы можно разделить на 4 (четыре) группы по критерию полноты владения правом собственности женщинами: а) эгалитарно-патриархальные - в обществах этого типа женщины имели одинаковые с мужчинами права на владение движимым и недвижимым имуществом, на его покупку, продажу, наследование, дарение, передачу по завещанию от своего имени, на заверение от своего имени любых правоустанавливающих документов по сделкам как собственным, так и с участием третьих лиц, и т.д.; к этому типу относились традиционные социумы таких этносов, как исландцы, фарерцы, норвежцы, шведы, финны, датчане, шотландцы, фризы, баски, астуро-леонцы, галисийцы, часть народов Океании, и др.;

Пожилая  пара  с  Фарерских  о-вов
Пожилая пара с Фарерских о-вов
Финны
Финны
Норвежцы
Норвежцы

б) типично-патриархальные - в обществах этого типа женщины имели права на владение любыми видами движимого и недвижимого имущества, но не имели права на оперативное управление им, которое осуществлялось кем-то из мужчин их семьи - отцом, одним из братьев, дядей, мужем, сыном, которые действовали от имени и в интересах женщины при покупке, продаже, получении наследства, и совершении всех других правозначимых действий с её собственностью; к социумам этого типа можно отнести большинство этносов Европы, Кавказа, Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной, Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Тропической Африки, и т.д.;

Словацкая  семья
Словацкая семья
Семья  бретонцев
Семья бретонцев
Ассирийцы
Ассирийцы
Курги
Курги
Калмыки
Калмыки

в) гипер-патриархальные - в обществах этого типа женщины не имели права на владение какой-либо иной собственностью, кроме как личными вещами (одеждой, обувью, украшениями (в т.ч. из драгоценных металлов и камней), домашней хозяйственной утварью и предметами обихода - таким правом обладали только мужчины; к социумам этого типа относились такие этносы, как аромуны, меглениты, саракацаны, греки Эпира и Македонии, албанцы, черногорцы, истрорумыны, многие народы Крайнего Севера, часть этносов Северного Кавказа, большая часть племён аборигенов Австралии, часть папуасских этносов на о. Новая Гвинея, и др.;

Семья  аромунов
Семья аромунов
Черногорцы
Черногорцы
Северные  албанцы-геги
Северные албанцы-геги

г) ультра-патриархальные - в обществах этого типа женщины не только не имели права на владение какой бы то ни было собственностью - но они сами являлись собственностью мужчин своей семьи (при этом имея статус свободнорожденных, т.е. - не являясь рабынями), которые имели право их продать или на что-то обменять, отдать за долги (как финансово-материальные, так и т.н. "долги чести"(например: практика баадпуштунов Афганистана и Пакистана), практика ванибелуджей Пакистана, Афганистана и Ирана) - это метод компенсации родственникам человека, который был убит, от семьи его убийцы; он заключается в том, что в качестве компенсации и подтверждения гарантий отсутствия кровной мести со стороны родственников убитого семья убийцы отдаёт семье убитого сестру или дочь человека, совершившего убийство - в качестве жены для отца или брата убитого, либо же в качестве рабыни для этой семьи; вне зависимости от того, в каком качестве девушка попадает в семью жертвы убийства - она подвергается там разнообразным и систематическим издевательствам - физическим и моральным), и т.д.; к социумам этого типа относились тасманийцы, часть племён аборигенов Австралии, некоторые папуасские этносы о. Новая Гвинея, а также пуштуны и белуджи.

Аборигены  Австралии
Аборигены Австралии
Пуштуны  Пакистана
Пуштуны Пакистана
Семья  афганских  пуштунов
Семья афганских пуштунов
Белуджи
Белуджи

Подавляющее большинство этносов мира имели именно патриархальное устройство своих социумов в той или иной форме.

В гораздо меньшей степени для различных этносов, живущих в разных частях мира, было характерно матриархальное общественное устройство.

Матриархат - это форма социально-бытовой организации общества, при которой старшие женщины занимают доминирующее положение во всех сферах жизни семьи, а также в хозяйственной и социокультурной областях жизни социума, осуществляют контроль и распоряжаются общей
коллективной собственностью семьи
.

Для матриархальных обществ характерны следующие общие признаки: ~ матрилинейность (счёт родства и происхождения только по линии матери; принадлежность детей семье матери; наследование имущества по материнской линии); ~ матрилокальность (проживание семьи там, где живут родители жены - в одном жилище с ними или в собственном, построенном недалеко от их жилища), или дислокальность (муж живёт в семье своей матери и регулярно проводит ночи со своей женой, которая живёт в семье своей матери - соответственно); для матриархальных этносов описаны следующие виды брака: полиандрический (многомужество), моногамный последовательный и моногамный постоянный брак; ~ развод лёгок и может осуществляться по инициативе любой стороны; дети всегда остаются в роде/клане/семье своей матери; ~ матронимия (наименование именем предка женского пола всех членов большой матрилинейной семьи в дополнение к своим личным именам); ~ бытование
у некоторых матриархальных этносов аналога патриархального "
покупного брака" (например, у чамов семья девушки сватается к парню, и в случае согласия его семьи на брак выплачивает семье парня выкуп за потерю работника, т.к. после женитьбы муж переселяется в семью своей жены, а со временем строит дом неподалёку от дома своих тестя с тёщей и молодая семья поселяется уже в нём); ~ старшая женщина семьи является собственницей и/или имеет право распоряжения (единолично или совместно с одним из своих братьев - как правило, со старшим братом) общей коллективной собственностью большой матриархальной семьи, которую она возглавляет.

Девушки  минангкабау
Девушки минангкабау

Свадьба  минангкабау
Свадьба минангкабау

Все матриархальные этносы можно разделить на 3 (три) группы в зависимости от характерного для них структурного типа семьи, а именно: а) материнский экзогамный род (для этого типа характерен групповой дуально-родовой дислокальный брак); бытовал у ирокезов, чероки, чоктавов в Северной Америке, и т.д.;

Индейцы  народа  чероки
Индейцы народа чероки
Старик  ирокез
Старик ирокез

б) родья (это тип семьи, состоящей только из кровных родственников - сестёр, их детей от приходящих мужей (которые не являются членами родьи и не живут совместно со своими жёнами), и братьев этих сестёр; для этого типа семьи характерен дислокальный (полиандрический или моногамный последовательный) вид брака); характерен для таких этносов, как мосуо (провинция Юньнань в Китае); найары (кшатрийская джати (каста) в составе народа малаяли в штате Керала в Индии); иригве (штат Плато в Нигерии); и др.;

Родья  народа  мосуо
Родья народа мосуо
Девушка  мосуо
Девушка мосуо
Парни  и  девушки  мосуо
Парни и девушки мосуо

в) семья с совместным проживанием жены и мужа/мужей; для этого типа характерен моногамный последовательный, моногамный постоянный, и полиандрический виды брака; этот тип семьи наблюдался у следующих этносов: минангкабау (провинция Западная Суматра в Индонезии); чамов (Южный Вьетнам и Камбоджа); кхаси (штат Мегхалая в Индии); тода и кота (штат Тамилнаду в Индии), ладакхцев (союзная территория Ладакх в Индии); туарегов (сопредельные территории нынешних государств - Алжира, Ливии, Нигера, Нигерии, Буркина-Фасо, Мали, Мавритании); и др..

Семейная  пара  кхаси
Семейная пара кхаси
Тода  возле  своего  жилища
Тода возле своего жилища
Ладакхские  женщины
Ладакхские женщины
Туареги
Туареги
Туарегская  девушка
Туарегская девушка
Туарегский  мужчина  в  тагельмусте
Туарегский мужчина в тагельмусте

Подробнее о видах традиционного брака и типах семьи можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале:

Кроме патриархальных и матриархальных этносов имелись также этносы, социально-бытовую организацию которых можно охарактеризовать таким
термином, как
эгалитарность.

Эгалитарность - это такая форма социальной организации общества, при которой никто не занимает доминирующего положения, не осуществляет единоличного контроля над общей коллективной собственностью и не распоряжается ею, а ведущее положение и моральный авторитет в социуме не зависят от пола и/или возраста, от наследуемого от отца или матери социального и/или имущественного статуса, а зависят только и исключительно от личных качеств и личных достижений в той или иной области каждого конкретного человека - члена такого социума.

Эгалитарность не предполагает наличие вождей, глав родов/семей/кланов или других лиц, имеющих закреплённый за ними общественным консенсусом моральный авторитет и власть; в каждой отдельно живущей группе людей имелся один или больше людей (как правило, пожилого возраста) - самых опытных и/или умелых в каком-либо виде полезной деятельности, пользующихся всеобщим уважением и имеющих моральный авторитет в глазах членов такой группы; у таких людей спрашивали совета, как лучше поступить в той или иной ситуации; также такие люди могли давать советы, касающиеся организации текущей и планируемой деятельности группы - однако следовать этим советам было не обязательно, и уважаемые люди не имели реальных рычагов воздействия на своих соплеменников, как не имели и никакой власти над ними. Этносов, живших в эгалитарных социумах, было совсем немного, хотя они встречались во многих местах земного шара; например, эгалитарность была характерна для таких этнических сообществ, как эскимосы Центральной Арктики (арктическое побережье Канады к востоку от р. Маккензи, а также о-ва Канадского арктического архипелага и о. Гренландия); пигмеи Центральной Африки; сандаве и хадза в Восточной Африке; бушмены в полупустыне Калахари и в пустыне Намиб; ведды на о. Шри-Ланка; андаманцы на Андаманских о-вах, шомпены на Никобарских о-вах и аэта на Филиппинских о-вах в Юго-Восточной Азии; и др..

Семья  гренландских  эскимосов
Семья гренландских эскимосов
Эскимос  с  собачьей  упряжкой  возле  иглу
Эскимос с собачьей упряжкой возле иглу
Охотник-пигмей
Охотник-пигмей
Пигмейская  девушка
Пигмейская девушка
Мужчины  хадза
Мужчины хадза

Для всех вышеперечисленных этносов были характерны такие значимые общие признаки, как: ~ билинейный счёт родства (родство и наследование и по линии отца, и по линии матери); ~ неолокальность или билокальность брачного поселения супружеской пары (муж и жена могли поселяться в любом месте; бытовали такие виды неолокального брака, как моногамный последовательный, моногамный постоянный, изредка встречался полигинный брак); ~ отсутствие использования как патронимов, так и матронимов - употреблялось только личное имя каждого человека; ~ брак заключался путём простого сватовства жениха к невесте, с вручением женихом подарков её родителям; ~ развод был возможен по инициативе любой из сторон, дети после развода оставались с матерью; ~ каждый человек в эгалитарном социуме владел и распоряжался только своей личной собственностью (например, у эскимосов Центральной Арктики и о. Гренландия личной собственностью человека считались такие вещи, как охотничье оружие и приспособления, каяк, нарты, одежда - у мужчин; умиак, лампы-жирники, постель из обработанных шкур животных, посуда, инструменты для обработки шкур и для шитья, одежда - у женщин; игрушки, одежда - у детей; общей собственностью семьи считались запасы пищи, а также площадки льда с продушинами для дыхания тюленей - такую площадку каждый охотник помечал своим собственным знаком; собственностью всего стойбища считался дом для проведения общественных праздников, и запруды для ловли рыбы - все решения по этой коллективной собственности принимались только путём достижения консенсуса всеми взрослыми членами группы).

Бушменская  молодая  мама
Бушменская молодая мама
Бушменки  собрались  возле  костра
Бушменки собрались возле костра
Группа  шомпенов
Группа шомпенов
Женщины  аэта  с  детьми
Женщины аэта с детьми
Девушка-джарава  с  Андаманских  о-вов
Девушка-джарава с Андаманских о-вов

Вопреки расхожим представлениям, гуляющим по интернету, между патриархальными, матриархальными и эгалитарными социумами не наблюдалось практически никакой разницы в плане традиционного поло-возрастного разделения труда: мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, подготовкой земельных участков к вспашке
и самой вспашкой земли, пастьбой скота и его забоем; они строили дома, занимались обработкой дерева, кузнечеством, гончарством, плетением
корзин, циновок, изготовлением транспортных средств (саней, телег, лодок и т.д.), гужевой и верховой сбруи, обуви, ювелирных изделий и т.д.;
женщины занимались собирательством, выполняли весь спектр земледельческих работ (кроме обработки земли) от посева до уборки урожая, доили молочный скот, обрабатывали и выделывали шкуры, занимались прядением из различных текстильных волокон (льна, крапивы, рами, джута, новозеландского льна, сизаля, хлопка, шерсти, шёлка, и др.), плетением корзин и циновок, ткачеством, вязанием, валянием войлока, покраской тканей, шитьём одежды, заготовкой продуктов питания, приготовлением пищи, уходом за детьми и стариками, и т.д.. Более подробно ознакомиться с различными типами хозяйственной деятельности и связанными с ними вариантами материальной культуры разных народов мира можно в тематической статье, размещённой ранее на нашем канале:

Старики выполняли более лёгкие виды работ, а также занимались надзором за детьми и их обучением и социализацией. Также охрана и защита рода/племени/клана/стойбища/селения и все действия, связанные с её осуществлением - также были обязанностью мужчин во всех типах социума - как патриархальных, так и матриархальных и эгалитарных. Среди матриархальных этносов встречались как невоинственные и пацифистски настроенные (например - мосуо, кхаси, ладакхцы, кунама и др.), так и очень воинственные и нацеленные на ведение войн и осуществление постоянных набегов на соседние народы и/или государства (например - ирокезы, туареги, найары, гаошань и др.); как и в патриархальных социумах, в матриархальных и эгалитарных сообществах всё, что связано с войной/обороной/набегами - было полем деятельности мужчин; женщины не принимали в этом никакого участия.

В настоящее время традиционные социальные структуры большинства этнических общностей мира быстро разрушаются и трансформируются в социальные структуры, являющиеся частью того или иного варианта
глобального социального проекта.

Спасибо за прочтение и лайки!

Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!