В интернете довольно часто можно встретить публикации, в которых их авторы используют такие понятия, как "патриархат" и "матриархат". Причём используют их вне всякой смысловой связи с академическими значениями этих терминов (приведу утрированный пример подобного использования: если условный Вася регулярно гоняет по деревне/по двору/по подъезду условную Машу и ставит ей синяки под глаз - то в этой семье царит патриархат; а если условная Маша по поводу и без повода постоянно орёт на Васю и ругается с ним на людях - то в такой семье безраздельно властвует матриархат). И это конечно же не имеет ни малейшего отношения к тому, что на самом деле означают эти два понятия. Так что же в действительности скрывается за этими словами - "патриархат" и "матриархат"? Вот именно об этом я и собираюсь рассказать в настоящей статье.
Академические словари дают нам следующие определения:
Патриархат - это форма социально-бытовой организации общества, при которой мужчины являются основными носителями власти и морального авторитета, а также занимают ведущее положение в социальной
и хозяйственной сферах, осуществляя контроль над собственностью и распоряжаясь ею, а старшие члены семьи мужского пола играют преобладающую роль во всех сферах семейной жизни.
Патриархат характеризуют следующие общие признаки: ~ патрилинейность (счёт прямого родства и происхождения только по линии отца; принадлежность детей к семье/роду отца; наследование имущества и социального статуса от отца); подробнее о типах систем терминологии родства можно прочесть в тематической статье, размещённой ранее на нашем канале:
~ патрилокальность брачного поселения (проживание мужа, жены и их детей там, где живут родители мужа в жилище, построенном родственниками мужа или им самим; при этом для разных этносов могут быть характерны различные виды патрилокального брака: полигинный (многожёнство); моногамный последовательный; моногамный постоянный брак); ~ развод у многих патриархальных этносов ранее был практически невозможен - например, у народов, исповедующих индуизм, джайнизм, сикхизм, у христиан некоторых деноминаций (католиков, миафизитов, несториан), или же сильно затруднён - у православных, у народов, исповедующих различные деноминации классического протестантизма, у конфуцианцев; у народов, исповедующих иудаизм и ислам, развод был очень лёгок, если происходил по инициативе мужа, и чрезвычайно затруднён, если инициатива исходила от жены; дети после развода всегда оставались с отцом; ~ патронимия (распространение родового/кланового/семейного/личного имени отца на всех членов семьи (например: отчество у восточнославянских народов; ношение фамилии мужа - женой и фамилии отца - детьми - у многих народов мира); ~ бытование т.н. "покупного брака" (выплаты семье невесты материального вознаграждения - брачного выкупа/калыма; т.н. "отработка за жену"(компенсация семье невесты за утрату работницы, заключавшаяся в том, что жених в течение довольно значительного срока (у разных этносов по-разному, но во всех случаях - не менее одного года и не более трёх лет) работал в хозяйстве родителей своей будущей жены после того, как сватовство завершилось положительным ответом с их стороны); ~ единоличное владение старшим мужчиной всей собственностью большой патриархальной семьи, либо же право старшего мужчины распоряжаться общей коллективной собственностью такой семьи.
Традиционные патриархальные социумы можно разделить на 4 (четыре) группы по критерию полноты владения правом собственности женщинами: а) эгалитарно-патриархальные - в обществах этого типа женщины имели одинаковые с мужчинами права на владение движимым и недвижимым имуществом, на его покупку, продажу, наследование, дарение, передачу по завещанию от своего имени, на заверение от своего имени любых правоустанавливающих документов по сделкам как собственным, так и с участием третьих лиц, и т.д.; к этому типу относились традиционные социумы таких этносов, как исландцы, фарерцы, норвежцы, шведы, финны, датчане, шотландцы, фризы, баски, астуро-леонцы, галисийцы, часть народов Океании, и др.;
б) типично-патриархальные - в обществах этого типа женщины имели права на владение любыми видами движимого и недвижимого имущества, но не имели права на оперативное управление им, которое осуществлялось кем-то из мужчин их семьи - отцом, одним из братьев, дядей, мужем, сыном, которые действовали от имени и в интересах женщины при покупке, продаже, получении наследства, и совершении всех других правозначимых действий с её собственностью; к социумам этого типа можно отнести большинство этносов Европы, Кавказа, Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной, Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Тропической Африки, и т.д.;
в) гипер-патриархальные - в обществах этого типа женщины не имели права на владение какой-либо иной собственностью, кроме как личными вещами (одеждой, обувью, украшениями (в т.ч. из драгоценных металлов и камней), домашней хозяйственной утварью и предметами обихода - таким правом обладали только мужчины; к социумам этого типа относились такие этносы, как аромуны, меглениты, саракацаны, греки Эпира и Македонии, албанцы, черногорцы, истрорумыны, многие народы Крайнего Севера, часть этносов Северного Кавказа, большая часть племён аборигенов Австралии, часть папуасских этносов на о. Новая Гвинея, и др.;
г) ультра-патриархальные - в обществах этого типа женщины не только не имели права на владение какой бы то ни было собственностью - но они сами являлись собственностью мужчин своей семьи (при этом имея статус свободнорожденных, т.е. - не являясь рабынями), которые имели право их продать или на что-то обменять, отдать за долги (как финансово-материальные, так и т.н. "долги чести"(например: практика баад (у пуштунов Афганистана и Пакистана), практика вани (у белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана) - это метод компенсации родственникам человека, который был убит, от семьи его убийцы; он заключается в том, что в качестве компенсации и подтверждения гарантий отсутствия кровной мести со стороны родственников убитого семья убийцы отдаёт семье убитого сестру или дочь человека, совершившего убийство - в качестве жены для отца или брата убитого, либо же в качестве рабыни для этой семьи; вне зависимости от того, в каком качестве девушка попадает в семью жертвы убийства - она подвергается там разнообразным и систематическим издевательствам - физическим и моральным), и т.д.; к социумам этого типа относились тасманийцы, часть племён аборигенов Австралии, некоторые папуасские этносы о. Новая Гвинея, а также пуштуны и белуджи.
Подавляющее большинство этносов мира имели именно патриархальное устройство своих социумов в той или иной форме.
В гораздо меньшей степени для различных этносов, живущих в разных частях мира, было характерно матриархальное общественное устройство.
Матриархат - это форма социально-бытовой организации общества, при которой старшие женщины занимают доминирующее положение во всех сферах жизни семьи, а также в хозяйственной и социокультурной областях жизни социума, осуществляют контроль и распоряжаются общей
коллективной собственностью семьи.
Для матриархальных обществ характерны следующие общие признаки: ~ матрилинейность (счёт родства и происхождения только по линии матери; принадлежность детей семье матери; наследование имущества по материнской линии); ~ матрилокальность (проживание семьи там, где живут родители жены - в одном жилище с ними или в собственном, построенном недалеко от их жилища), или дислокальность (муж живёт в семье своей матери и регулярно проводит ночи со своей женой, которая живёт в семье своей матери - соответственно); для матриархальных этносов описаны следующие виды брака: полиандрический (многомужество), моногамный последовательный и моногамный постоянный брак; ~ развод лёгок и может осуществляться по инициативе любой стороны; дети всегда остаются в роде/клане/семье своей матери; ~ матронимия (наименование именем предка женского пола всех членов большой матрилинейной семьи в дополнение к своим личным именам); ~ бытование
у некоторых матриархальных этносов аналога патриархального "покупного брака" (например, у чамов семья девушки сватается к парню, и в случае согласия его семьи на брак выплачивает семье парня выкуп за потерю работника, т.к. после женитьбы муж переселяется в семью своей жены, а со временем строит дом неподалёку от дома своих тестя с тёщей и молодая семья поселяется уже в нём); ~ старшая женщина семьи является собственницей и/или имеет право распоряжения (единолично или совместно с одним из своих братьев - как правило, со старшим братом) общей коллективной собственностью большой матриархальной семьи, которую она возглавляет.
Все матриархальные этносы можно разделить на 3 (три) группы в зависимости от характерного для них структурного типа семьи, а именно: а) материнский экзогамный род (для этого типа характерен групповой дуально-родовой дислокальный брак); бытовал у ирокезов, чероки, чоктавов в Северной Америке, и т.д.;
б) родья (это тип семьи, состоящей только из кровных родственников - сестёр, их детей от приходящих мужей (которые не являются членами родьи и не живут совместно со своими жёнами), и братьев этих сестёр; для этого типа семьи характерен дислокальный (полиандрический или моногамный последовательный) вид брака); характерен для таких этносов, как мосуо (провинция Юньнань в Китае); найары (кшатрийская джати (каста) в составе народа малаяли в штате Керала в Индии); иригве (штат Плато в Нигерии); и др.;
в) семья с совместным проживанием жены и мужа/мужей; для этого типа характерен моногамный последовательный, моногамный постоянный, и полиандрический виды брака; этот тип семьи наблюдался у следующих этносов: минангкабау (провинция Западная Суматра в Индонезии); чамов (Южный Вьетнам и Камбоджа); кхаси (штат Мегхалая в Индии); тода и кота (штат Тамилнаду в Индии), ладакхцев (союзная территория Ладакх в Индии); туарегов (сопредельные территории нынешних государств - Алжира, Ливии, Нигера, Нигерии, Буркина-Фасо, Мали, Мавритании); и др..
Подробнее о видах традиционного брака и типах семьи можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале:
Кроме патриархальных и матриархальных этносов имелись также этносы, социально-бытовую организацию которых можно охарактеризовать таким
термином, как эгалитарность.
Эгалитарность - это такая форма социальной организации общества, при которой никто не занимает доминирующего положения, не осуществляет единоличного контроля над общей коллективной собственностью и не распоряжается ею, а ведущее положение и моральный авторитет в социуме не зависят от пола и/или возраста, от наследуемого от отца или матери социального и/или имущественного статуса, а зависят только и исключительно от личных качеств и личных достижений в той или иной области каждого конкретного человека - члена такого социума.
Эгалитарность не предполагает наличие вождей, глав родов/семей/кланов или других лиц, имеющих закреплённый за ними общественным консенсусом моральный авторитет и власть; в каждой отдельно живущей группе людей имелся один или больше людей (как правило, пожилого возраста) - самых опытных и/или умелых в каком-либо виде полезной деятельности, пользующихся всеобщим уважением и имеющих моральный авторитет в глазах членов такой группы; у таких людей спрашивали совета, как лучше поступить в той или иной ситуации; также такие люди могли давать советы, касающиеся организации текущей и планируемой деятельности группы - однако следовать этим советам было не обязательно, и уважаемые люди не имели реальных рычагов воздействия на своих соплеменников, как не имели и никакой власти над ними. Этносов, живших в эгалитарных социумах, было совсем немного, хотя они встречались во многих местах земного шара; например, эгалитарность была характерна для таких этнических сообществ, как эскимосы Центральной Арктики (арктическое побережье Канады к востоку от р. Маккензи, а также о-ва Канадского арктического архипелага и о. Гренландия); пигмеи Центральной Африки; сандаве и хадза в Восточной Африке; бушмены в полупустыне Калахари и в пустыне Намиб; ведды на о. Шри-Ланка; андаманцы на Андаманских о-вах, шомпены на Никобарских о-вах и аэта на Филиппинских о-вах в Юго-Восточной Азии; и др..
Для всех вышеперечисленных этносов были характерны такие значимые общие признаки, как: ~ билинейный счёт родства (родство и наследование и по линии отца, и по линии матери); ~ неолокальность или билокальность брачного поселения супружеской пары (муж и жена могли поселяться в любом месте; бытовали такие виды неолокального брака, как моногамный последовательный, моногамный постоянный, изредка встречался полигинный брак); ~ отсутствие использования как патронимов, так и матронимов - употреблялось только личное имя каждого человека; ~ брак заключался путём простого сватовства жениха к невесте, с вручением женихом подарков её родителям; ~ развод был возможен по инициативе любой из сторон, дети после развода оставались с матерью; ~ каждый человек в эгалитарном социуме владел и распоряжался только своей личной собственностью (например, у эскимосов Центральной Арктики и о. Гренландия личной собственностью человека считались такие вещи, как охотничье оружие и приспособления, каяк, нарты, одежда - у мужчин; умиак, лампы-жирники, постель из обработанных шкур животных, посуда, инструменты для обработки шкур и для шитья, одежда - у женщин; игрушки, одежда - у детей; общей собственностью семьи считались запасы пищи, а также площадки льда с продушинами для дыхания тюленей - такую площадку каждый охотник помечал своим собственным знаком; собственностью всего стойбища считался дом для проведения общественных праздников, и запруды для ловли рыбы - все решения по этой коллективной собственности принимались только путём достижения консенсуса всеми взрослыми членами группы).
Вопреки расхожим представлениям, гуляющим по интернету, между патриархальными, матриархальными и эгалитарными социумами не наблюдалось практически никакой разницы в плане традиционного поло-возрастного разделения труда: мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, подготовкой земельных участков к вспашке
и самой вспашкой земли, пастьбой скота и его забоем; они строили дома, занимались обработкой дерева, кузнечеством, гончарством, плетением
корзин, циновок, изготовлением транспортных средств (саней, телег, лодок и т.д.), гужевой и верховой сбруи, обуви, ювелирных изделий и т.д.; женщины занимались собирательством, выполняли весь спектр земледельческих работ (кроме обработки земли) от посева до уборки урожая, доили молочный скот, обрабатывали и выделывали шкуры, занимались прядением из различных текстильных волокон (льна, крапивы, рами, джута, новозеландского льна, сизаля, хлопка, шерсти, шёлка, и др.), плетением корзин и циновок, ткачеством, вязанием, валянием войлока, покраской тканей, шитьём одежды, заготовкой продуктов питания, приготовлением пищи, уходом за детьми и стариками, и т.д.. Более подробно ознакомиться с различными типами хозяйственной деятельности и связанными с ними вариантами материальной культуры разных народов мира можно в тематической статье, размещённой ранее на нашем канале:
Старики выполняли более лёгкие виды работ, а также занимались надзором за детьми и их обучением и социализацией. Также охрана и защита рода/племени/клана/стойбища/селения и все действия, связанные с её осуществлением - также были обязанностью мужчин во всех типах социума - как патриархальных, так и матриархальных и эгалитарных. Среди матриархальных этносов встречались как невоинственные и пацифистски настроенные (например - мосуо, кхаси, ладакхцы, кунама и др.), так и очень воинственные и нацеленные на ведение войн и осуществление постоянных набегов на соседние народы и/или государства (например - ирокезы, туареги, найары, гаошань и др.); как и в патриархальных социумах, в матриархальных и эгалитарных сообществах всё, что связано с войной/обороной/набегами - было полем деятельности мужчин; женщины не принимали в этом никакого участия.
В настоящее время традиционные социальные структуры большинства этнических общностей мира быстро разрушаются и трансформируются в социальные структуры, являющиеся частью того или иного варианта
глобального социального проекта.
Спасибо за прочтение и лайки!
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!