Найти в Дзене

Морские кочевники (часть 4-я обзора статусно-профессиональных этно-кастовых групп Евразии).

Тана ками адала лаут - "наша земля - это море" (поговорка народа
баджао).

Представление о том, кто такие цыгане, имеют все. Наш канал также внёс свой посильный вклад в ознакомление своих читателей с этой этнической общностью - больше узнать о цыганах можно из соответствующей тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:

А вот о том, кто такие "морские цыгане", многие люди даже не догадываются. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и рассказать нашим читателям о том, кто же это такие - "морские цыгане" и что они из себя представляют.

Карта  расселения  морских  кочевников  Юго-Восточной  Азии
Карта расселения морских кочевников Юго-Восточной Азии

Итак, "морские цыгане"/морские кочевники - это группа народностей, имеющих общее происхождение, говорящих на родственных языках и ведущих кочевой образ жизни на воде, живя и перемещаясь в лодках. Территориями и акваториями традиционного проживания морских кочевников являются побережья и прибрежные воды островов Юго-Восточной Азии - Филиппинских, Больших Зондских, Малых Зондских, Молуккских и т.д., западное побережье Малайского п-ва и рассыпанные вдоль него мелкие острова и омывающие их моря; на другой стороне Индийского океана также есть место, где живут морские кочевники - это юго-западное побережье острова Мадагаскар и омывающие его воды Мозамбикского пролива (их мы также относим к этно-кастовым группам Евразии на основании того, что о. Мадагаскар был заселён выходцами с о. Калимантан в период с 500 г. н.э. по 800 г. н.э., и его население говорит на малагасийском языке, близкородственном языкам группы барито западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийской семьи языков - т.е. имеет азиатское происхождение). Вот об этих этнических группах и об их образе жизни мы и расскажем ниже.

Семья  баджао  в  лодке
Семья баджао в лодке
Ныряльщик-баджао
Ныряльщик-баджао

Лепа - лодка-дом  баджао
Лепа - лодка-дом баджао
Баджао  в  лодке
Баджао в лодке

Наш обзор мы начнём с самой крупной по численности этнической группы морских кочевников - народа баджао/баджо/беджау/веджу (варианты экзоэтнонима на языках народов, в окружении которых живут баджао, самоназванием которых является сама), который традиционно населяет северное и восточное побережья о. Калимантан (принадлежит государствам Брунею, Малайзии и Индонезии), о. Балабак, о. Бугсук, юго-восточное побережье о. Палаван, арх. Сулу, южное побережье о. Минданао (принадлежат Филиппинам), северное, восточное и южное побережье о. Сулавеси, о-ва Сула, южное побережье о. Хальмахера, побережья о-вов Касирута, Бачан и Оби, о. Вайгео, о. Салавати, западное побережье о. Тимор, о. Семау, о. Роти, о-ва Саву, северное побережье о. Сумба, северное побережье о. Ломбок, восточное побережье о. Сумбава, побережья о-вов Флорес, Ломблен, Пантар, Алор, Ветар, а также о-ва Кангеан, Тенга, Сабалана, о. Лаут и о. Себуку (принадлежат Индонезии); говорят на различных локальных диалектах языка сама, относящегося к западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийской семьи языков; также свободно владеют языками тех оседлых народов суши, рядом с которыми живут. По вероисповеданию все баджао примерно с XV века - мусульмане-сунниты, однако на практике их вера до недавнего времени представляла собой исламско-языческий синкретизм - сложное сочетание анимизма, магизма и почитания духов предков (больше узнать о видах местных традиционных верований можно из статьи, ранее размещённой на нашем канале):

с элементами ислама, в котором традиционные народные верования особенным образом взаимодействовали с мусульманским вероучением (пример: кроме Аллаха, которого баджао называли также Туган и считали самым главным богом, и его помощников - наби (пророков), в мире, согласно представлениям баджао, существует множество различных сверхъестественных сущностей - духов, которые по степени и типу влияния на жизнь людей делятся на несколько категорий, а именно: главный дух - Сетан, начальствующий над всеми остальными духами; мбо-мадилао (живущие в море духи предков - опекуны живых людей; эти духи могут влиять на всё, что происходит в море, поэтому их почитание жизненно важно для людей), ганту-багус (добрые духи, которые защищают поселения людей), ганту-бурук (злые духи, которые могут насылать стихийные бедствия, болезни и различные несчастья); Сетану, духам предков-опекунов и добрым духам делались ритуальные подношения в виде кропления куриной кровью, пищи, бетеля, табака, серебряных монет и т.д., а от вредоносного воздействия злых духов защищались при помощи различных оберегов и амулетов; важную роль в обеспечении взаимодействия мира людей с миром духов играли традиционные шаманы баджао - дукуны, которые также были хранителями коллективной памяти народа, лекарями традиционной народной медицины, знатоками обычного права и носителями эзотерических знаний и магической силы - илму; дукуны пользовались большим уважением и авторитетом среди всех групп баджао; при этом баджао отмечали также все исламские праздники - Хари Рая Хаджи (Курбан-Байрам), Хари Рая Пуаса (Ураза-Байрам), Маулид, а также соблюдали пост в месяц Рамадан, в течение которого прекращали кочевать и оставались на одном месте до наступления праздника Хари Рая Пуаса). На протяжении многих веков баджао вели традиционный образ жизни морских кочевников, живущих в лодках; в качестве плавучих домов использовались лодки трёх типов - лепа (лодка без аутригеров, с вынесенными за пределы лодки для увеличения её полезной площади кормовой и носовой палубами), дженгинг (тримаран вышесреднего размера с широкой и длинной съёмной палубой из расщеплённого бамбука), винта (лодка средних размеров с аутригерами и с носовой частью, имеющей специфическую конфигурацию разинутой пасти крокодила); однако уже начиная с первой половины XVII века отдельные группы баджао начали "бросать якорь" - селиться в хижинах на сваях, построенных на прибрежном мелководье, и переходить к полукочевому образу жизни; и уже к началу XIX века численность баджао, которые проживали в свайных поселениях, превысила численность баджао, продолжавших вести исконно-традиционный образ жизни морских кочевников, живущих в лодках - в несколько раз; также
примерно в это же время некоторые группы баджао начали селиться уже
непосредственно на самом берегу, т.е. не на мелководье, а на суше, хотя и очень близко к урезу воды; однако для всех групп народа
баджао - как продолжавших вести кочевую жизнь в лодках, так и сменивших её на полукочевую жизнь в хижинах на сваях или на полуоседлую жизнь в домах на берегу - единственным источником средств к существованию продолжало оставаться море с его разнообразными богатейшими ресурсами; именно по этой причине баджао являются носителями огромного массива информации о море, добытой практическим путём многими поколениями их предков - морских кочевников: они обладают глубокими знаниями о различных береговых, прибрежных и морских экосистемах, о ветрах, течениях, приливах и отливах, о циклах Луны, о времени прихода муссонов, о повадках различных видов рыб, морских
птиц, дюгоней, морских черепах и морских змей, крокодилов и т.д., прекрасно ориентируются по звёздному небу и являются отличными мореходами и навигаторами, пловцами и ныряльщиками (у баджао имеются генетические и физиологические адаптации к глубокому погружению и длительному пребыванию под водой; одинаково хорошо плавают и ныряют
все - дети, старики, мужчины и женщины (в том числе беременные); дети начинают плавать раньше, чем ходить); это позволяло им на протяжении веков успешно следовать кочевому укладу жизни хозяйственно-культурного типа собирателей-рыболовов жаркого пояса (больше узнать о
хозяйственно-культурных типах и об укладах жизни можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

и обеспечивать себя всем необходимым для жизни при минимальном нанесении какого-либо ущерба окружающей среде;

Баджао  с  осьминогом
Баджао с осьминогом
Ныряльщик-баджао  на  коралловом  рифе
Ныряльщик-баджао на коралловом рифе
Свайная  деревня  баджао
Свайная деревня баджао
Женщина-баджао  за  домашними  делами  на  своей  лодке
Женщина-баджао за домашними делами на своей лодке
Свайные  дома  баджао
Свайные дома баджао

Следующая группа морских кочевников, с которой мы познакомимся - это оранг-лаут (малайский экзоэтноним, означающий буквально "люди моря"); населяют южный берег Малайского п-ва (принадлежит Малайзии), северное побережье о. Сингапур (принадлежит Сингапуру), о. Батам, о. Кундур, о-ва восточной части арх. Риау, арх. Линга, о-ва Анамбас, о-ва Бунгуран, о-ва Тамбелан, о-ва Бадас, о. Банка, о. Лепар, о. Белитунг, а также восточное побережье о. Суматра между устьем реки Индрагири на севере и проливом Келаса на юге (принадлежат Индонезии); говорят на различных диалектах малайского языка, относящегося к западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийской семьи языков; по вероисповеданию большая часть оранг-лаутов являются мусульманами-суннитами, часть исповедуют христианство в форме католицизма или одной из протестантских деноминаций, однако значительная часть оранг-лаутов продолжают придерживаться своих традиционных анимистических верований (верят, что всей жизнью в океане управляет верховный бог моря - Раджа Ханту Лаут, которому помогает его жена - "Мать всего, что в море"; у них в подчинении находятся сонмы духов моря (ханту лаут); а духи земли (ханту дарат) им не подчиняются); практики взаимодействия с духами у оранг-лаутов в целом сходны с таковыми у баджао; так же как и у баджао, у оранг-лаутов за общение с миром духов отвечают дукуны (шаманы), обладающие эзотерическим знанием - илму, с помощью которого они поддерживают постоянную тесную связь с духами моря, от которых так зависит повседневная жизнь оранг-лаутов. Все оранг-лауты принадлежат к тому или иному суку - клану, состоящему из множества семей, ведущих своё происхождение от общего предка; каждый суку занимает своё уникальное место в общей клановой иерархии оранг-лаутов, которая сложилась в период существования Малаккского султаната (1400 - 1511 гг.) и действовала также в сменившем его султанате Джохор вплоть до узурпации власти бендахаром (визирем) в 1699 г.; она заключалась в том, что оранг-лауты были особым сословием в султанате, которое было освобождено от всех налогов и податей, служили непосредственно султану и подчинялись только ему; при этом каждый суку имел своё особое задание от султана, степень почётности/непочётности которого и определяла место того или иного суку в общей клановой табели о рангах у оранг-лаутов (например, заданием суку мепар была транспортировка послов иностранных государств ко двору султана, а также доставка дипломатической переписки; заданием суку галанг был пограничный контроль в акватории султаната, а также судостроение; заданием суку темианг была заготовка древесины эбенового и алойного деревьев; заданием суку буту было обеспечение султанской кухни сердцевиной стволов саговой пальмы; заданием суку тамбус был уход за охотничьими собаками султана; и т.д.); после узурпации власти в султанате Джохор бендахаром эта система отношений прекратила своё существование, а оранг-лауты из привилегированного сословия султаната превратились в маргинальное сообщество изгоев; по сравнению с баджао оранг-лауты были меньше связаны с сушей и до самого последнего времени (до 20-х годов ХХ века) не селились на ней, предпочитая жизнь в лодках или в свайных домах над водой, так как суша в представлениях оранг-лаутов считалась "грязным местом", предназначенным для захоронения мертвецов и избавления от скопившегося в лодках бытового мусора, который нельзя выбрасывать в море, т.к. это есть акт его ритуального осквернения; при этом оранг-лауты не совершали таких длительных плаваний на дальние расстояния в открытом море, как баджао, перемещаясь в основном в зоне видимости берегов;

Оранг-лауты  в  лодке
Оранг-лауты в лодке

Поселение  оранг-лаутов  с  высоты  птичьего  полёта
Поселение оранг-лаутов с высоты птичьего полёта
Молодая  пара  оранг-лаутов  в  праздничной  ритуальной  одежде
Молодая пара оранг-лаутов в праздничной ритуальной одежде
Свайное  жилище  оранг-лаутов
Свайное жилище оранг-лаутов
Семья  оранг-лаутов
Семья оранг-лаутов

К северу от оранг-лаутов проживает ещё одна скорее полуоседлая, нежели кочевая этническая общность - оранг-куала (малайский экзоэтноним, буквально означающий "люди устья"); сами себя они называют десин дуано; населяют о-ва западной части арх. Риау, северо-восточное побережье о. Суматра от устья реки Индрагири на юге до устья реки Рокан на севере, о. Мендол, о. Тебингтинги, о. Рангсанг, о. Паданг, о. Бенгкалис, о. Рупат (принадлежат Индонезии), юго-западное побережье Малайского п-ва от устья реки Малакка на севере до мыса Пиай на юге (принадлежит Малайзии); говорят на языке дуано, относящемся к западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийской семьи языков; также хорошо владеют государственным языком страны своего проживания - малайским или индонезийским; официально являются приверженцами суннитского ислама, однако в реальной жизни многие предписания ислама ими не соблюдаются, тогда как традиционные доисламские анимистические верования и практики продолжают иметь место; в отличие от вышеописанных этнических общностей, оранг-куала не являются морскими кочевниками и не живут (и не жили раньше) в лодках; как правило, они населяют топкие берега устьев рек, заросшие мангровым лесом; жилищами им служат деревянные дощатые дома, располагающиеся на деревянных же платформах, опирающихся на сваи; большинство домов в селениях оранг-куала соединены между собой деревянными мостками, обеспечивающими его жителям свободу передвижения от дома к дому во время прилива без использования лодок; все их перемещения с целью добывания пищи в море и на его берегах на протяжении большей части года происходят на довольно ограниченной акватории, примыкающей к поселениям, и лишь один-два раза в году население той или иной деревни может в полном составе отправиться на лодках в отдалённые от их деревни места на какой-нибудь сезонный промысел и жить там в лодках в течение двух-трёх недель; под воздействием различных природных факторов (изменение течений, оскудение прибрежных вод, изменение береговой линии и др.) оранг-куала иногда меняют расположение своих деревень, забрасывая старые и отстраивая новые деревни в более благоприятных для жизни и хозяйственной деятельности местах;

Супруги  оранг-куала
Супруги оранг-куала
Женщины  оранг-куала  во  время  отлива  собирают  двустворчатых  моллюсков  сумбун, выкапывая  их  из  ила  и  используя  для  передвижения  по  топкому  грунту  специальные  доски - палантунгка
Женщины оранг-куала во время отлива собирают двустворчатых моллюсков сумбун, выкапывая их из ила и используя для передвижения по топкому грунту специальные доски - палантунгка
Семья  оранг-куала
Семья оранг-куала

Мысленно двигаясь далее к северу вдоль западного побережья Малайского п-ва, мы вскоре окажемся на территории и в акватории проживания ещё одной этнической общности морских кочевников - урак-лавой (на их языке это означает - "люди моря"; тайцы называют их чао ле - "морской народ"), которые проживают на о. Лангкави (принадлежит Малайзии), о. Тарутао, о-вах Бутанг, о. Булон, о. Липе, о. Мук, о. Либонг, о. Нгай, о. Ланта-Ной, о. Ланта-Яй, о. Джум, о. Яуяй, о. Пхипхи, о. Рачай, о. Сире, о. Пхукет (принадлежат Таиланду); говорят на ураклавойском языке западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийской семьи языков, в котором имеется множество заимствований из тайского языка, которым все урак-лавои также свободно владеют; по вероисповеданию являются анимистами, небольшая их часть - христиане-баптисты; функции посредника между миром духов и миром людей выполняет томо (шаман), который также является и целителем. Урак-лавои вели полукочевой образ жизни, который определялся сезонами года - в сезон дождей - с мая по октябрь - они жили в своих постоянных поселениях на берегах многочисленных островов (в этот период года рыба в больших количествах подходит близко к берегу), а в сухой сезон, который длится в этих местах с ноября по апрель - отправлялись в длительные путешествия - багад - к отдалённым мелким островкам, вдоль которых проходят пути сезонных миграций рыбы, где ловили рыбу и сушили её на солнце, заготавливая впрок; во время таких сезонных путешествий родственные семьи, живущие на отдалённых друг от друга островах, поддерживали родственные связи, встречаясь на местах промысла и проводя время вместе; для передвижения по морю как на близкие, так и на дальние расстояния использовались руагаанг-яу - лодки оригинальной конструкции с длинной хвостовой частью и без аутригера; поселения урак-лавоев располагались на непосредственно примыкающей к морю узкой песчаной полоске суши между урезом воды и прибрежной растительностью, и состояли из небольшого количества лёгких домов на сваях, построенных из дерева и бамбука и крытых пальмовыми листьями; умерших также хоронили в песке как можно ближе к урезу воды - "чтобы они могли слышать голос моря";

Традиционная  лодка  урак-лавоев
Традиционная лодка урак-лавоев

Деревня  урак-лавоев
Деревня урак-лавоев
Урак-лавои
Урак-лавои
Деревня  урак-лавоев
Деревня урак-лавоев
Деревня  урак-лавоев  на  о. Пхукет
Деревня урак-лавоев на о. Пхукет
Татуированный  пожилой  мужчина-урак-лавой
Татуированный пожилой мужчина-урак-лавой

К северу от мест проживания урак-лавоев живут мокены - ещё одна этническая общность с укладом жизни морских кочевников; они населяют о. Пхратхонг, о-ва Сурин, о. Кхангкхао, о. Кам-Яй, о. Кам-Ной, о. Чанг (принадлежат Таиланду), арх. Мьёй/Мергуи (принадлежит Мьянме); говорят на мокенском языке западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийской семьи языков; некоторые мокены владеют также тайским или бирманским языком; в качестве религии у мокенов бытует почитание духов предков, выражающееся в ритуальных подношениях им в виде пищи, бетеля, табака и др.; мокены до недавнего времени были наименее оседлыми из всех морских кочевников Юго-Восточной Азии, они не строили домов ни на суше, ни на мелководье и не жили на одном месте дольше нескольких недель; единственным домом и средством передвижения для мокенов был кабанг - лодка без аутригера с раздвоенными носом и кормой - на ней плавали и жили на воде в сухой сезон года, а в сезон дождей мокены устраивали временные лагеря на берегах островов, используя перевёрнутые лодки в качестве временных жилищ и укрытий от непогоды; по сравнению с вышеописанными группами морских кочевников мокены были в наименьшей степени вовлечены в контакты с оседлыми жителями суши, поддерживая с ними нерегулярные торгово-обменные отношения; у мокенов, как и у баджао, имеются физиологические адаптации к глубокому погружению и длительному пребыванию под водой - такие, как сильно увеличенная селезёнка, повышенная ёмкость лёгких, аккомодация зрительного фокуса, позволяющая сохранять под водой такую же остроту зрения, как и на воздухе, и др..

Мокены  бьют  рыбу  острогой
Мокены бьют рыбу острогой
Мокены  в  своих  лодках - кабангах
Мокены в своих лодках - кабангах
Мокенский  кабанг - лодка-дом
Мокенский кабанг - лодка-дом

Очень похожий на описываемый образ жизни был характерен для членов южнокитайской (жили на побережье от устья реки Янцзы до устья реки Хонгха в Северном Вьетнаме, а также на о. Тайвань и о. Хайнань) неприкасаемой касты танка ("живущие в лодках"), о которой можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале:

А теперь мы мысленно покинем Юго-Восточную Азию и отправимся в Африку, а точнее - на остров Мадагаскар, где на его юго-западном побережье между устьем реки Фихеренана на юге и устьем реки Мурундава на севере проживает этническая общность везо (это название означает - "приморцы" и этимологически родственно названию народа
баджао/баджо/беджау/веджу), до совсем недавнего времени ведшая образ жизни морских полукочевников; говорят на западном диалекте малагасийского языка, относящегося к западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийской семьи языков; придерживаются традиционного анимизма и почитания духов предков - ангатсе, следуют многочисленным фади (табу); посредниками между умершими предками и их живыми потомками являются хазоманга (шаманы), которые также занимаются врачеванием и пользуются большим авторитетом; своих умерших везо хоронят на кладбищах, расположенных достаточно далеко
от берега, могилы украшают специальными погребальными фигурками, вырезанными из дерева; после смерти умершие никуда не исчезают из
общественного пространства деревни везо, т.к. обязанностью главы каждой
семьи является общение с покойными родственниками с целью информирования их о всех важных событиях, происходящих в деревне и вокруг неё - например, о том, что кто-то построил новую хижину и переселился в неё, кто-то изготовил новую лодку и спустил её на воду, у какой-то женщины были тяжёлые роды и кто родился, и т.д., а усопшие общаются со своими живыми потомками, посещая их во сне;
везо живут в деревнях, располагающихся поблизости от берега моря, в деревянных хижинах, стоящих на невысоких - около полуметра высотой - сваях; для рыбной ловли как вблизи от берега, так и в открытом море, а также для дальних путешествий везо используют лакана - узкие лодки-каноэ с аутригером, выдолбленные из одного ствола дерева, с двумя мачтами в виде буквы V, на которые натягивается квадратный парус; в дальних путешествиях две мачты, две реи и парус используются для устройства аалука - временного навеса-укрытия на берегу, в котором рыбаки-везо ночуют и укрываются от солнца или дождя;

Этническая  территория  везо  показана  как  узкая  зелёная  полоса  на  юго-западном  побережье  о. Мадагаскар
Этническая территория везо показана как узкая зелёная полоса на юго-западном побережье о. Мадагаскар

Везо  в  своих  лакана
Везо в своих лакана

Везо  возле  своей  лакана - каноэ  с  аутригером  и  V-образной  мачтой
Везо возле своей лакана - каноэ с аутригером и V-образной мачтой
Везо  в  своей  лакана
Везо в своей лакана
Женщина  везо  с  ребёнком, распутывающая  сети
Женщина везо с ребёнком, распутывающая сети
Женщины  везо  встречают  рыбаков  из  моря
Женщины везо встречают рыбаков из моря
Женщины  и  дети  везо  на  берегу  выгружают  улов
Женщины и дети везо на берегу выгружают улов
Везо  с  уловом  осьминогов
Везо с уловом осьминогов

Все вышеописанные этнические общности характеризуются многими общими чертами материальной и духовной культуры, обусловленными не только и не столько общим происхождением, сколько сходным образом жизни, который являлся следствием того, что основой их жизнеобеспечения была добыча разнообразных ресурсов в море и на его берегах. Баджао, оранг-лауты, оранг-куала, урак-лавои, мокены и везо - занимались рыболовством, сбором моллюсков, ракообразных, трепангов, медуз, морских ежей, съедобных водорослей, яиц морских птиц и морских черепах, охотой на осьминогов, акул, дюгоней, морских черепах, морских змей, морских птиц, крокодилов, добычей жемчуга, сбором "ласточкиных гнёзд", заготовкой мангровой древесины, сбором кокосовых орехов и заготовкой копры, выпариванием морской соли, и т.д., с локальными вариациями наличия или отсутствия того или иного промысла в той или иной группе или степени важности того или иного промысла для каждой конкретной локальной группы (например: для оранг-куала помимо рыболовства очень важное значение имели такие промыслы, как заготовка мангровой древесины, сбор съедобных водорослей и двустворчатых моллюсков сумбун, живущих в иловых грунтах поблизости от мангровых зарослей, которых они во время отлива выкапывали из этого ила, используя для передвижения по нему специальные доски - палантунгка; а для везо помимо рыболовства имела особенно важное (не только хозяйственное, но и ритуальное) значение охота на морских черепах; и т.д.), однако рыболовство являлось главной составляющей системы жизнеобеспечения у всех вышеперечисленных этнических групп; различалось 3 (три) вида рыболовецких практик (на примере народа баджао): ~ палилибу (прибрежный рыболовецкий промысел на расстоянии не более 5 км от берега); ~ понгка (рыбная ловля над коралловыми рифами на значительном расстоянии от берегов); ~ лама (рыбная ловля в промысловых экспедициях в открытом море или возле отдалённых одиночных островов на расстоянии более 50 км от берега); для каждого из этих видов промысла использовались определённые средства, орудия и технологии лова рыбы. Из ремёсел были развиты строительство лодок, плетение сетей, изготовление снастей для рыболовства.

Осьминог
Осьминог

Дюгонь
Дюгонь
Трепанг
Трепанг
Морской  ёж
Морской ёж
Моллюски  сумбун
Моллюски сумбун
Гребнистый, или  морской  крокодил
Гребнистый, или морской крокодил
Морская  черепаха
Морская черепаха
"Ласточкины  гнёзда"
"Ласточкины гнёзда"

Отдельно следует остановиться на взаимоотношениях морских кочевников с их соседями - оседлыми жителями суши. Все морские кочевые этнические группы жили в достаточно тесном симбиозе с населяющими прибрежные районы суши этносами, являясь для них важными поставщиками разнообразной продукции, добываемой в море или на его берегах - такой, как заготовленная впрок рыба (вяленая, сушёная, солёная и т.д.), сушёные осьминоги, трепанги, акульи плавники, жир дюгоня, яйца морских птиц и черепах, панцири морских черепах, раковины разнообразных моллюсков, кожа морских змей, шкуры и зубы крокодилов, "ласточкины гнёзда", жемчуг, кора мангровых деревьев (лучшее сырьё для изготовления средств для дубления кожи), копра, морская соль и многое другое; эту продукцию они обменивали у жителей суши на продукты земледелия и животноводства - рис, ямс, таро, бататы, саго, бананы, папайю, овощи, фрукты, сахарный тростник и сахар, свинину, буйволятину, курятину, чай, ткани и одежду, посуду, изделия из железа, инструменты, оружие и т.д.; эти взаимоотношения между морскими кочевниками и оседлыми жителями суши строились по схеме "патрон - клиент", где в качестве патрона выступало то или иное крупное поселение оседлых земледельцев суши в лице кепала - своего старосты и старейшин - наиболее зажиточных и уважаемых людей селения, а в качестве клиента - группа совместно кочующих по морю семей морских кочевников; обязанностью клиента являлась поставка продукции, добываемой в море - своему патрону (и никому другому), а обязанностью патрона было обеспечение физической безопасности клиента на берегу (т.е. гарантированное предоставление группе кочевых семей удобной и безопасной бухты для устройства временного лагеря, обеспечение чистой пресной водой, недопущение нападений на них во время их нахождения на территории общины-патрона, и т.д.); такой тип взаимоотношений с оседлым населением суши был характерен для большей части баджао и для оранг-лаутов в период времени после 1699 г.; для оранг-куала, для урак-лавоев и везо такие отношения не отмечены - их взаимоотношения с оседлыми жителями суши ограничивались сезонным обменом добываемых ими продуктов моря на продукцию земледелия и животноводства без каких-либо дополнительных внеэкономических особых взаимных обязательств; что касается мокенов, то до конца ХIХ в. они вели практически натуральное хозяйство, и их контакты с оседлым населением суши имели нерегулярный характер.

Раковина  моллюска
Раковина моллюска
Раковины  моллюсков
Раковины моллюсков
Жемчуг
Жемчуг

В общем и целом отношение оседлого населения Юго-Восточной Азии к морским кочевникам и полукочевникам было негативно-пренебрежительным и дискриминационным - их воспринимали прежде всего как язычников, поклоняющихся не единому Богу, как оседлые мусульманские и христианские народы Индонезии и Филиппин, а каким-то своим нечистым "богам", духам природы и духам предков, а тех из них, которые придерживались ислама или христианства - не считали настоящими мусульманами или христианами по причине синкретизма их верований и невозможности соблюдения всех предписаний ислама или христианства при ведении кочевого образа жизни в лодках; оседлое население воспринимало морских кочевников как физически и морально нечистых маргиналов с отсутствием интеллекта и склонностью к участию в криминальной деятельности (это мнение имело под собой некоторые основания, т.к. в период XVIII - XIX вв. баджао, оранг-лауты и оранг-куала принимали самое активное участие в пиратстве, в контрабанде и в рейдах по захвату рабов с целью их продажи на местных невольничьих рынках, совершая нападения на береговые селения жителей суши в акватории, простирающейся от Южного Китая до о. Новая Гвинея), вследствие чего старалось дистанцироваться и сегрегироваться от них; что касается урак-лавоев и везо, то их отношения с оседлым населением были гораздо менее антагонистичными и напряжёнными - скорее нейтрально-отчуждёнными (при этом они характеризовались высокой степенью взаимной зависимости), ну а мокены до начала ХХ в. достаточно нерегулярно контактировали с местным оседлым населением.

Пираты
Пираты

Пираты
Пираты

В настоящее время потомки морских кочевников в разных странах своего проживания сталкиваются с разной реальностью, имеющей для них неодинаковые последствия, например: в Сингапуре, Брунее и Малайзии действуют государственные программы интеграции потомков морских кочевников в современное общество - для них строятся деревни на берегу, в которых есть школы, больницы, мечети/церкви, действуют программы обеспечения занятости взрослого населения, программы содействия малому частному бизнесу, и т.д.; в Таиланде, Индонезии, на Филиппинах и Мадагаскаре ситуация существенно иная - никаких особых программ интеграции там не существует, и морские кочевники предоставлены самим себе и стечению обстоятельств: где-то они пытаются жить в рамках действующих законов - как в Таиланде и на Мадагаскаре, в то время как в Индонезии и на Филиппинах они часто являются нарушителями закона, занимаясь рыбной ловлей с использованием взрывчатки, что ведёт к разрушению коралловых рифов, а также принимают участие в браконьерской и контрабандистской деятельности; при этом и законопослушные, и преступающие закон морские кочевники страдают от хронической бедности, от отсутствия доступа к здравоохранению и образованию, и не имеют иного опыта и навыков зарабатывания себе на жизнь, кроме ловли рыбы в море - однако в этом случае большое отрицательное значение имеет отсутствие у них современного рыболовецкого оснащения, что приводит к низкой конкурентоспособности, к зависимости от ростовщиков-токеев - этнических китайцев, и в конечном итоге и обусловливает их вовлечённость в разнообразную деятельность, связанную с нарушением закона. Что касается мокенов Мьянмы, то они до сих пор ведут жизнь морских кочевников, живущих в лодках и почти не соприкасающихся с оседлым населением суши и с государственными властными структурами.

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!