В предыдущей статье на нашем канале:
мы познакомились с таким базовым фактором формирования материальной культуры любой этнической общности на нашей планете, как хозяйственно-культурные типы, которые опосредованно (через материальную культуру) влияют также и на формирование духовной культуры любого этноса, а также на его социальный строй. Хозяйственно-культурные типы характеризуют прежде всего способ производства главных средств жизнеобеспечения каждой этнической общности, который и определяет характер взаимодействия людей каждой такой общности с окружающей их природно-материальной средой, что, в свою очередь, влияет на формирование у каждой такой
этнической общности определённого уклада жизни.
Уклад жизни - это исторически сложившийся способ существования той или иной этнической или социальной общности людей, который определяется характером взаимодействия этой общности с окружающей её природно-материальной средой.
Уклады жизни подразделяются на две группы, а именно: І. Кочевые уклады; и ІІ. Оседлые уклады. Рассмотрим каждую из них более детально.
Группа кочевых укладов жизни подразделяется на 4 (четыре) подгруппы, к которым относят этнические общности людей, ведущих кочевой/полукочевой/полуоседлый образ жизни. Главными отличительными особенностями и классификационными критериями
относимых к первой группе укладов жизни этносов являются: а) всеобщая вовлечённость (т.е. в перекочёвках участвуют все совместно
проживающие члены рода/племени, или же все жители стойбища/селения); б) частота (т.е. перекочёвки происходят не реже 2-х раз в рамках календарного года). Давайте же рассмотрим каждую из этих
подгрупп:
1А). Бродячий уклад жизни - характеризуется тем, что частота, дальность и направление перекочёвок каждой отдельной группы людей определяются только и исключительно наличием/отсутствием достаточного для пропитания членов такой группы количества доступных пищевых ресурсов в тот или иной промежуток времени; как правило, придерживающиеся этого уклада жизни группы не задерживаются на одном месте более двух недель, очень редко (при изобилии пищевых ресурсов) - месяца; этот уклад жизни характерен для этнических общностей, относящихся к двум хозяйственно-культурным типам: А) охотникам-собирателям (бродячий уклад жизни присущ этносам, относящимся к двум подтипам этого хозяйственно-культурного типа: а) охотникам-собирателям лесов жаркого пояса (примеры этносов: ведды; юмбри, сенои, семанги; кубу, пунаны, аэта; беоси; пигмеи; сирионо, бороро, гуаяки; и др.);
и б) охотникам-собирателям степей и полупустынь (примеры: аборигены Центральной Австралии; бушмены; винтуны, майду, мивоки, йокутсы; коавильтеки; гуахибо, яруро, чирикоа; ботокуды; она; и др.));
Б) собирателям-рыболовам (присущ этносам, относящимся к следующим двум подтипам этого хозяйственно-культурного типа: а) собирателям-рыболовам жаркого пояса (примеры: мокен, урак-лавой, оранг-куала, оранг-лаут, баджао; южнокитайская каста танка; андаманцы; везо; калуса, текеста, кайо, токобага; каранкава; перику, гуайкура, монки, гуасаве, килива; гуанахатабеи; каманчанго; и др.); и б) собирателям-рыболовам умеренно-тёплого пояса (примеры: чоно, алакалуфы, яганы, хауш, и др.));
1Б). Сезонно-кочевой уклад жизни - характеризуется тем, что перекочёвки обусловлены сезонной сменой источников основных пищевых ресурсов, например - созреванием дикого риса, ходом рыбы на нерест или сезонной миграцией оленей-карибу, и т.д.; как правило, перекочёвки совершаются нечасто - обычно 2-3 раза в год (например: племена тасманийцев половину осени, зиму и начало весны проводили на морском побережье, где их основную пищу составляли ресурсы, добываемые в море и в непосредственной близости от него - двустворчатые и брюхоногие моллюски, ракообразные, морские птицы (в т.ч. пингвины) и их яйца, тюлени, съедобные водоросли; вторую половину весны, лето и первую половину осени тасманийцы проводили во внутренних лесистых районах острова Тасмания, где основным источником пищи для них становились ресурсы леса, добываемые охотой и собирательством). Сезонно-кочевой уклад был характерен для этносов, относящихся к следующим хозяйственно-культурным типам: А) охотникам-собирателям (подтип а) охотников-собирателей лесов, морских и озёрных побережий умеренно-тёплого пояса (примеры этносов: тасманийцы; беотуки, микмаки, пассамакводы, пенобскоты, ниписсинг, миссисауг, оттава, потаватоми, меномини, саук, фокс, виннебаго; и др.));
Б) охотникам (подтип а) охотников тундры и лесотундры (пример: эскимосы-карибу); В) охотникам-рыболовам тайги (примеры: некоторые территориальные группы манси, хантов, селькупов, кетов; удэгейцы; инну, наскапи, тацанотины, этчаотины, тлингчадины, каучодины, кучины, нахани, секани, тахлтаны, цецауты, такулли, танаина, антена, коюконы; и др.); Г) собирателям-охотникам-рыболовам горной зоны (примеры: ну, дулун; уру).
Как мы можем видеть из обзора выше, бродячий и сезонно-кочевой уклады жизни свойственны только относящимся к присваивающим хозяйственно-культурным типам этническим общностям, тогда как следующая подгруппа включает в себя этносы, которые относятся к т.н. сепарированным (или распределённым) производящим хозяйственно-культурным типам, а именно - к хозяйственно-культурному типу скотоводов-кочевников:
1В). Скотоводческо-кочевнический уклад жизни - характеризуется тем, что цели, направления и маршруты перекочёвок скотоводов-кочевников обусловливаются наличием/отсутствием подходящих пастбищ для их стад/табунов; по степени интенсивности кочевания скотоводов-кочевников можно разделить на 3 (три) группы: а) полуоседлых скотоводов, совершавших перекочёвки дважды в течение календарного года - из постоянных зимних поселений в конце весны скотоводы этого типа переселялись в постоянные или в устраиваемые каждый раз на новом месте летние поселения, располагавшиеся сравнительно недалеко от зимников (примеры: якуты; ороки; каракалпаки; цакониоты; истрорумыны; пасьегос, монтаньесес, вакейрос-де-альзада; часть шотландцев-хайлендеров, часть валлийцев в районе горы Сноудон, часть жителей ирландского графства Мейо; часть немецкоязычного, ретороманоязычного, арпитаноязычного населения центральной высокой части Альпенраума/Альпийского пространства; хима, тутси; зулу, сото, коса, нгони; антандруй, махафали, бара; и др.);
б) полукочевых скотоводов, как и скотоводы из предыдущей группы совершавших перекочёвки дважды в году, но в отличие от них - на гораздо большие расстояния (иногда на сотни километров от зимников; например, кашкайцы в Иране, которые зиму проводят на берегах Персидского залива, а лето - в горах Загроса); примеры: южные алтайцы, часть племён пуштунов, часть хазарейцев, часть чараймаков, кашкайцы, бахтиары, луры, часть курдов, часть азербайджанцев; юрюки; саракацаны, меглениты, аромуны; множество скотоводческих джати (каст) на территории исторического Индостана; часть тибетцев, шерпы, бхотия, чангпа, монпа, памирские киргизы; динка, нуэр; тсвана, гереро, дамара, нама; чипайя, хакару, часть кечуа и аймара; айова, понка, пауни, канза, миссури, осэдж, вичита, кайова, ото, омаха, тонкава, иллинойс; абипоны, мокови, тоба, пилага, мбайя, кадувео, матако, маскои; и др.;
в) кочевых скотоводов, которые совершают перекочёвки 4 и более раз в году, перемещаясь со своим скотом по определённой (зачастую весьма обширной) территории и оставаясь на одном месте не более трёх месяцев (обычно же этот срок значительно меньше и составляет от двух-трёх недель до полутора-двух месяцев в зависимости от состояния пастбищ); примеры: монголы, буряты, тувинцы, хакасы, киргизы, казахи, калмыки; часть туркменов, часть курдов; арабы-бедуины, беджа, афары, большая часть сомалийцев, часть тигре, часть оромо, тубу, туареги; часть фульбе; чамба, загава, рендилле, нанди, покот, каримоджонг, ираку, туркана, самбуру, масаи, дасанеч, мурле, зенага; трекбуры; саамы, ненцы, энцы, нганасаны, долганы, юкагиры, чуванцы, кочевые субэтносы коряков, чукчей, эвенов; эвенки, сойоты, тофалары, цаатаны; цатины, сахаптины, внутренние сэлиши, пайюте, баннок, юта, апачи, сарси, ацина, сиксики, ассинибойн, хидатса, мандан, дакота, команчи, арапахо, кутенай, равнинные кри и оджибве; чарруа, минуане, бохан, йаро, керанди, хэт, пуэльче, пеуенче, теушен, техуэльче; и др..
К группе кочевых укладов жизни также относится такой специфический уклад, как: 1Г). Уклад жизни странствующих наследственно-профессиональных (кастовых и этно-кастовых) групп, основной деятельностью которых является предоставление услуг различного характера (таких, как лужение, ковка, заточка инструментов, реставрация старой мебели, ремонт обуви, плетение корзин, сит для муки, веников, сбор вторсырья, торговля мелочным товаром (галантереей, бижутерией), выполнение подённых сельхозработ, барышничество лошадьми, выступления с дрессированными животными, исполнение музыки и танцев, акробатических трюков, фокусов, гадание, а также участие в некоторой незаконной деятельности - в попрошайничестве, мелком воровстве и мошенничестве) оседлому населению, среди которого такие группы проживают; эти группы не относятся ни к одному из хозяйственно-культурных типов по причине того, что добывают средства своего жизнеобеспечения не из окружающей природно-материальной среды в результате непосредственного взаимодействия с ней определённым образом (присваивая её дикие ресурсы посредством собирательства, рыболовства, охоты, или же производя эти ресурсы посредством ведения скотоводческой и/или земледельческой деятельности), а получают их от оседлого населения в обмен на предоставляемые этому населению услуги. К этой подгруппе укладов относятся: а) различные территориально-лингвистические группы цыган;
б) различные цыганообразные группы нецыганского происхождения (горбат, шадибаз, вангавала, джалали, пикрадж, джоги, муссали, шейх-мохаммади (в Афганистане); пэйви, кеарданнан, рейсенде, камперс, ениши, камминанти, мерчерос (в Западной Европе));
в) различные странствующие джати (касты) на территориях исторического Индостана (ахериа, бакха, бангали, банспхор, базигар, базор, бориа, деха, дхаркар, гадия, лохар, хабура, хуркийя, калабаз, кан, канжар, карвал, мираси, нарикурава, памариа, миршикар, сапуриа, кела, и др.). Частота, дальность и маршруты перемещений вышеперечисленных групп зависят от востребованности оказываемых ими услуг местным оседлым населением.
Рассмотрев группу кочевых укладов жизни, перейдём теперь к знакомству с укладами жизни второй группы - оседлыми. Критериями отнесения уклада того или иного этноса к группе оседлых укладов жизни являются следующие признаки: а) непрерывность проживания и
ведения хозяйственной деятельности на одном месте на протяжении не менее чем одного календарного года и двух месяцев; б) отсутствие такого периода времени, когда в стационарном поселении не остаётся никого из жителей (т.е. жители селения никогда не покидают его в полном составе для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности, связанной с необходимостью его покинуть на какой-либо продолжительный срок; например: многие этносы, ведущие оседлый образ жизни в стационарных селениях, занимаются отгонно-пастбищным скотоводством и имеют большие стада крупного и/или мелкого рогатого скота, который нуждается в постоянной смене пастбищ; эти стада, так же как и стада кочевников, должны совершать регулярные миграции; однако в отличие от стад кочевников их миграции не сопровождаются переселением всех членов семьи/рода/племени/селения, владеющих этими стадами, а происходят под присмотром некоторого числа пастухов, тогда как основная часть жителей селения остаётся на месте и занимается другими видами хозяйственной деятельности). Оседлые уклады жизни делятся на 5 (пять) подгрупп, которые мы и рассмотрим ниже.
2А). Уклад оседлых охотников и рыболовов - к этой группе оседлых укладов относятся: А) представители хозяйственно-культурного типа
охотников, подтипа а) охотников арктических морских побережий (примеры: алеуты, эскимосы, береговые субэтносы чукчей, коряков, эвенов);
и Б) представители хозяйственно-культурного типа рыболовов бассейнов больших рек и морских берегов умеренного пояса (примеры: некоторые группы манси, хантов, лесных ненцев, селькупов, кетов, чулымцы; негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи, нивхи; айны; ительмены; чугачигмют, эйяки, тлинкиты, хайда, цимшиан, квакиютль, нутка, пентлач, сквамиш, клаллам, чихаус, маках, чинук, кус, толова, чимарико, карок, юрок, вийот; мориори; и др.).
Обилие объектов промысла - морского зверя и рыбы соответственно - обеспечивало для этих этносов возможность длительного пребывания на одном месте, т.е. оседлость, которая нехарактерна больше ни для каких других присваивающих хозяйственно-культурных типов.
2Б). Уклад подсечно-огневых ("кочевых") ручных земледельцев - его характеризуют следующие отличительные черты: ~ сельскохозяйственные растения выращиваются на участках, освобождённых от лесной древесно-кустарниковой растительности с помощью подсеки (названия в других языках - ляд/ладанг/дусун/тегал/читамене/тамраи/карен/таунья/чена/мильпа и т.д.) - с деревьев сначала сдирают кору, а через год эти высохшие деревья срубают и сжигают; ~ зола служит хорошим удобрением для культурных растений; ~ такой освобождённый от леса участок обрабатывается и засевается в течение 1 - 8 лет в зависимости от типа почвы (песчаные - 1-3 года, латеритные - 3-6 лет, суглинистые - 5-8 лет), в первые два-три года давая очень высокие урожаи, которые начиная уже с четвёртого года использования этого участка значительно снижаются. Поэтому за год до окончания срока использования такого участка земледельцы находили новый подходящий участок в лесу и производили там весь комплекс необходимых подготовительных работ. В следующем году старый участок забрасывался, и всё повторялось на новом месте. Как правило, деревня тоже переносилась на новое место (не во всех случаях, и не у всех народов), ближе к новым полям, и такие переезды совершались каждые 5 - 8 лет. Описываемый уклад был свойствен этносам, относящимся к следующим подтипам в составе: А) хозяйственно-культурного типа ручных (мотыжных) земледельцев: а) ручным (мотыжным) земледельцам жаркого пояса (мяо, яо, шэ, нага, куки-чины, тенггеры, бадуи, никобарцы, даяки, папуасы, меланезийцы, и др.);
б) ручным (мотыжным) земледельцам лесной зоны умеренного пояса (пеннакук, покумтук, массачусет, наусет, вампаноаг, могиканы, делавары, ирокезы, гуроны, венро, эри, повхатан, памлико, ноттовэй, чероки, эно, катавба, тутело, ючи, гуале, тимуква, маскоги, алабама, коасати, чокто, чикасо, билокси, атакапа, натчи, туника, и др.);
в) ручным (мотыжным) земледельцам горной зоны жаркого пояса (часть этносов этого подтипа: гаошань, ли, горные моны, горные кхмеры, горные тямы, тораджи, манобо, субанон, и др.);
а также к обоим подтипам в составе: Б) хозяйственно-культурного типа ручных земледельцев и пастушеских скотоводов: а) ручным земледельцам и пастушеским скотоводам горной зоны (наси, лису, ицзу, раи, лимбу, буриши, кхо, калаши, нуристанцы, памирцы, часть народов Дагестана, чеченцы, осетины, карачаевцы, балкарцы, горные группы грузин, горные субэтносы украинцев, польские гурали, моравские валахи, черногорцы, часть хорватов, часть словенцев, ретороманцы, горные группы немцев, часть швейцарцев, часть горцев-гэлов, часть валлийцев, часть басков, вичолы, часть кечуа и аймара, и др.);
и б) ручным земледельцам и пастушеским скотоводам умеренного и холодного пояса (русские Русского Севера, вепсы, карелы, северные группы финнов, шведов, норвежцев, квены, и др.).
2В). Уклад переложных ("переползающих") ручных и пашенных земледельцев - был распространён в природных зонах лесостепей, степей и саванн. Отличительные особенности этого уклада: ~ выбранный под поле участок лесостепи/степи/саванны очищался от естественной растительности с помощью огня; ~ после очистки его вспахивали и засевали; ~ он использовался в течение 8 - 17 лет, после чего оставлялся и не использовался для земледелия как минимум в течение последующих 20 - 25 лет; ~ подобным образом обрабатывались и следующие участки - сначала в непосредственной близости от первого, затем на всё большем удалении от него; ~ поэтому поселение также регулярно (раз в 13 - 17 лет) переносилось на новое место, как бы "переползая" с одного места на другое. Описываемый уклад был свойствен этносам, относящимся к: А) хозяйственно-культурному типу ручных (мотыжных) земледельцев подтипа а) ручных (мотыжных) земледельцев степей и сухих предгорий (юма, мохаве, явапаи, уалапаи, авасупаи, гуарихио, навахо, и др.);
Б) хозяйственно-культурному типу ручных земледельцев и пастушеских скотоводов подтипа а) ручных земледельцев и пастушеских скотоводов умеренного и холодного пояса (шотландцы островов, фарерцы, исландцы);
В) хозяйственно-культурному типу плужных (пашенных) земледельцев подтипа а) плужных (пашенных) земледельцев засушливой зоны (часть придунайских и добруджанских румын и болгар; часть турок Центральной Анатолии, часть азербайджанцев; гураге, часть амхара, часть оромо, сидамо, а также многие другие народы Африки в зоне саванн);
подтипа б) плужных (пашенных) земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса (часть манчжуров, дауры, часть западносибирских татар, часть башкир, часть татар, часть мордвы, часть русских Черноземья, Нижнего Поволжья и Предкавказья, адыги, часть степных украинцев, население исторической области Банат (сербы, хорваты, венгры, немцы, словаки, румыны, болгары), венгры и немцы нынешнего австрийского Бургенланда, и др.);
2Г). Уклад постояннооседлых ("сидячих") ручных и пашенных земледельцев - был распространён в горной зоне тропиков, в засушливой зоне умеренного, субтропического и тропического климата, в зоне влажного климата тропиков и субтропиков, а также в лесостепях и лесах умеренного пояса. Особенности этого уклада: ~ из года в год на протяжении десятков и сотен лет люди обрабатывают одну и ту же землю; ~ в зоне умеренного климата искусственное
орошение не применяется, тогда как в засушливых зонах тропиков и субтропиков оно используется повсеместно, а в зонах влажного тропического и муссонного субтропического климата используются ирригационные системы для перераспределения того избытка воды, который поступает на поля после выпадения осадков; ~ в зоне умеренного климата практиковалась система т.н. трёхполья, которая предполагает разделение всех пахотных площадей на три примерно равные части и ежегодное чередование посевов (например - пара (земля "отдыхает", на ней ничего не садят), озимых (посев семян производят осенью под зиму) и яровых (посев семян производится весной) различных культур на каждой из этих частей, кроме той, которую оставляют под паром), а также регулярную вспашку полей и периодическое их удобрение навозом; ~ в природных зонах с тёплым и жарким климатом практиковалось непрерывно-круглогодичное использование полей для получения 2 - 3 урожаев разных культур с одного поля (например - яровая пшеница + картофель + капуста; или два урожая риса + дополнительный "урожай" рыбы с залитых водой рисовых полей; и т.д.) с применением искусственного орошения в зонах засушливого климата и с интенсивным использованием различных удобрений (в том числе человеческих фекалий - в странах Восточной и Юго-Восточной Азии); ~ это самый трудозатратный уклад по сравнению со всеми другими земледельческими укладами жизни, для получения хороших урожаев требующий проведения практически круглогодичных регламентных работ на полях. Этот уклад жизни был характерен для этносов, относящихся к: А) хозяйственно-культурному типу ручных (мотыжных) земледельцев подтипа а) ручных (мотыжных) земледельцев горной зоны жаркого пояса (тагбанва, южные мангиан, тагакаоло, мандайя, бонток, букиднон, апайо, иватаны, инибалои, калинга, ифугао, и др.);
подтипа б) ручных (мотыжных) земледельцев степей и сухих предгорий (индейцы пуэбло, пима, папаго, опата, хопи, зуньи, кокопа, марикопа, сума, хумано, кончо, тараумара; атакаменьо, диагиты, и др.);
Б) хозяйственно-культурному типу плужных (пашенных) земледельцев подтипа а) плужных (пашенных) земледельцев засушливой зоны (северные и центральные ханьцы, корейцы, уйгуры, салары, узбеки, таджики, народы Северной и Центральной Индии, часть пуштунов, персы, часть азербайджанцев, армяне, ассирийцы, большая часть арабов, тыграи, часть амхара, часть оромо, берберы Магриба, б.ч. турок, греки, б.ч. албанцев, македонцы, б.ч. болгар, хорваты, итальянцы, мальтийцы, каталонцы, испанцы, португальцы, и др.);
подтипа б) плужных (пашенных) земледельцев влажных тропиков и субтропиков (южные ханьцы, японцы, рюкюсцы, чжуаны, вьеты, лао, чамы, малайцы, яванцы, аче, реджанги, мадурцы, бугисы, макасары, балийцы, сасаки, амбонцы, тагалы, илоки, биколы, кхмеры, тайцы, моны, карены, шаны, бирманцы, кхаси, бенгальцы, ория, тамилы, телугу, сингалы, малаяли, каннада, маратхи, мазендеранцы, гилянцы, талыши, лазы, западные грузины, мегрелы, абхазы, и др.);
подтипа в) плужных (пашенных) земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса (сибо, большая часть татар, часть башкир, б.ч. коми, удмурты, марийцы, чуваши, мордва, б.ч. финнов, эстонцы, латыши, литовцы, б.ч. шведов, часть норвежцев, датчане, белорусы, б.ч. русских, б.ч. украинцев, б.ч. румын, сербы, часть хорватов, часть словенцев, венгры, словаки, чехи, поляки, немцы, фризы, голландцы, англичане, шотландцы-лоулендеры, ирландцы, б.ч. валлийцев, бретонцы, французы, часть басков, испанцы Кантабрии, астурийцы, галисийцы, и др.).
К группе оседлых укладов жизни также можно отнести: 2Д). Уклад жизни оседлых торгово-ремесленных конфессионально-этно-кастовых сообществ, основной деятельностью которых является разнообразная торговля (крупно-, средне- и мелкооптовая, розничная; международная, внутренняя; выездная, развозная, вразнос от двери к двери; меновая и т.д.), различные ремёсла (кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное, сапожное, шорное, сукнодельное, красильное, портновское, ювелирное, бондарное, плотничное и столярное, стекольное, ковроткацкое, шёлкопрядильное, мыловаренное, шляпное, и т.д.), а также некоторые другие виды деятельности (например, такие как содержание мельниц, постоялых дворов, корчем/шинков/духанов, ломбардов, выдача денежных займов под проценты, денежно-обменные и другие финансовые операции, откуп сбора налогов - у государства и арендной платы - у частных собственников, маклерско-посреднические услуги, исполнение музыки, выполнение различных работ по ремонту посуды, одежды, обуви, мебели, часов, и т.д.); так же как и описанные выше (в пункте 1Г) странствующие наследственно-профессиональные (кастовые и этно-кастовые) группы, описываемые сейчас оседлые торгово-ремесленные сообщества проживали дисперсно среди основного населения той или иной территории и не относились ни к одному из хозяйственно-культурных типов из-за того, что добывали средства своего жизнеобеспечения не из окружающей природно-материальной среды в процессе непосредственного с ней взаимодействия определённым образом - присваивая её дикие ресурсы посредством собирательства, охоты и рыболовства, или же производя их посредством ведения земледельческой и/или животноводческой деятельности, а получали их от местного населения, такой деятельностью занимающегося - в обмен на предоставляемые этому населению товары и/или услуги; к этой подгруппе укладов относятся: а) различные территориально-лингвистические группы евреев; б) все этно-лингвистические группы джайнов (больше узнать о джайнах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
В заключение следует отметить, что на рубеже ХІХ - ХХ веков все вышеописанные уклады жизни в чистом виде практически уже не существовали: многие этносы, ведшие кочевой образ жизни и хозяйственную деятельность присваивающего типа, постепенно стали переходить к производящему типу хозяйства и оседать на земле, как и многие этносы скотоводов-кочевников; этносы, занимавшиеся ручным (мотыжным) подсечно-огневым земледелием - овладели навыками и технологией плужного (пашенного) земледелия и оставили подсеку; а само плужное (пашенное) земледелие в своём классическом варианте трёхполья уже в середине ХХ в. в большинстве развитых стран было вытеснено различными аграрно-индустриальными частно-капиталистическими или государственно-колхозно-кооперативными социалистическими системами ведения сельского хозяйства. В настоящее время большинство описанных в настоящей статье укладов жизни существует в микшированном виде (несколько укладов одновременно с преобладанием какого-то одного, как правило более развитого уклада, и ещё один-два - в виде пережитков), хотя в мире остаются также и некоторые локальные сообщества или части тех или иных этносов, продолжающие придерживаться своих традиционных укладов жизни.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - поставьте лайк, выскажите своё мнение в комментариях и подпишитесь на канал - будет интересно!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!