Найти тему

Чехи - славяне, которые чуть было не стали немцами: субэтносы и этнографические группы чешского народа.

В двух предыдущих статьях на нашем канале мы рассказали о субэтносах и этнографических группах в составе польского народа:

В настоящей же статье мы хотим познакомить наших читателей с юго-западными соседями поляков - чехами, и с субэтносами и этнографическими группами в их составе.

Итак, кто же такие - чехи? Чехи - это один из славянских народов; говорят на чешском языке, входящем в состав славянской группы западнославянской подгруппы чешско-словацкой субподгруппы языков, входящих в индоевропейскую языковую семью. Началом этногенеза чехов можно считать переселение ряда славянских племён - дудлебов, чёрных хорватов, гбанов, чехов, зличан, лемузов, седличан, домажличей, лучан, дечан, мораван, и др. - в середине VI в. из межисточья рек Южного Буга, Днестра и Припяти на территорию нынешней Чехии, где они вступили в разнообразные контакты с местным населением этих мест - кельтскими и германскими племенами, частично вытеснив, а частично ассимилировав их. Дальнейшая консолидация племён привела к созданию в начале VII в. первого государства западных славян - государства Само. В VIII в. возникло княжество Великая Моравия, а в IX в. было образовано герцогство Богемия (с середины XII в. - королевство-курфюршество в составе Священной Римской империи), первым правителем которого был Борживой I - основатель династии чешских королей Пржемысловичей, которая правила Богемским королевством до начала XIV в., когда началось массовое переселение немцев на чешские земли (немцы переселялись на чешские земли и раньше - начиная с XII в. - однако их переселение до XIV в. не носило такого массового характера), которое не прекращалось до конца XVII века, что привело к тотальной германизации Чехии, особенно её западной части - исторической области Богемия, и городов. Это выразилось в том, что чешский язык был вытеснен из официального функционирования, оставаясь только средством общения неграмотных крестьян, а его место в качестве языка государственного и муниципального управления, языка образования, науки, литературы, культуры и средства коммуникации в общественном пространстве Чехии занял немецкий язык, а немецкая материально-бытовая и духовная культура стала оказывать всё более сильное влияние на народную культуру чехов. И только с конца XVIII в., после начала т.н. Чешского национального возрождения, чешский язык и чешская культура начали возвращать свои позиции в чешском обществе.

Однако нас в контексте тематики данной статьи больше интересует не история чешского государства и населявших его людей, а их этнография. А потому именно к ней мы и обратимся.

В процессе исторического развития населённых чехами земель сформировалось две зоны субэтнической консолидации чехов, а именно: западная в исторической области Богемия с центром в Праге, и восточная - в исторической области Моравия с центром в Брно. Поэтому чешский народ отчётливо подразделяется на два довольно сильно отличающихся друг от друга субэтноса - I. Богемцев и II. Мораван. Отличия между ними затрагивали практически все аспекты как материально-бытовой, так и нематериальной культуры и прослеживались в сельской народной архитектуре, в комплексе традиционного народного костюма, в традиционной кухне, в народной музыке, песнях и танцах, а также в языке (богемцы говорили на собственно чешских диалектах чешского языка - северо-восточном, центральном, юго-западном и юго-восточном (чешско-моравском/горацком - переходном между собственно чешскими и моравскими диалектами чешского языка), тогда как мораване пользовались моравскими диалектами чешского языка - центральным (ганацким), восточным (моравско-словацким), и северо-восточным (силезским)). Культурно-языковые отличия между двумя чешскими субэтносами находили своё выражение и в их самоидентификации - они проводили чёткую границу между собой, и если в самосознании богемцев их субэтническая принадлежность часто сливалась с общечешской ("мы - это и есть чехи"), то для мораван по большей части было характерно преобладание регионально-субэтнической самоидентификации ("прежде всего мы мораване, а потом уже чехи").

Отличие между богемцами и мораванами проявлялось также и в большей консолидации первых по сравнению со вторыми: так, в составе богемского субэтноса чехов сформировались только три чётко очерченных
этнографических группы, представлявшие собой достаточно небольшие как по занимаемой территории, так и по численности этно-территориальные сообщества, тогда как все
мораване входили в состав той или иной локально-этнографической группы - этно-группальные земли моравских локально-этнографических групп тесно соседствовали друг с другом, покрывая всю территорию Моравии, кроме территорий на юго-западе и на севере, с XII в. заселённых немецкими переселенцами. Что же собой представляли локально-этнографические группы в составе чешских субэтносов? Об этом мы и расскажем ниже.

Так  выглядит  усреднённый  вариант  традиционной  народной  одежды  богемских  чехов
Так выглядит усреднённый вариант традиционной народной одежды богемских чехов

А начнём мы с богемцев. Как уже отмечалось выше, в их составе сформировались только 3 (три) небольших по численности и по занимаемой ими территории локально-этнографические группы, а именно:

1. Ходы - сословно-этнографическая группа в составе богемского субэтноса чехов; проживали в горном массиве Чешский лес, несли службу по охране и патрулированию границы между Богемским королевством и Баварским герцогством; центром территории их проживания был г. Домажлице (больше узнать о ходах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Ходы  в  традиционной  одежде; у  одного  из  них  в  руке  традиционный  топор-трость - чакан
Ходы в традиционной одежде; у одного из них в руке традиционный топор-трость - чакан
Женский  ходский  традиционный  народный  костюм
Женский ходский традиционный народный костюм

2. Доудлебы - этно-территориальная этнографическая группа в составе богемского субэтноса чехов; сформировались на основе древнечешского племени дудлебов, сохранив племенное самоназвание в качестве эндоэтнонима этнографической группы. Проживают на крайнем юге Чехии, на территории нынешнего Южночешского края, внутри ромба, образованного условными линиями, соединяющими города - Каплице - Чески-Крумлов - Ческе-Будеёвице - Тргове-Свини - Каплице. Говорят на доудлебском говоре юго-западного диалекта чешского языка. Доудлебы имели отличную от окружающего их большинства населения группальную самоидентификацию, которая обусловливалась особенностями их материально-бытовой и нематериальной культуры (например, для их традиций празднования Рождества и Масленицы был характерен такой интересный обычай, как швертанц - круговой танец колядующих парней с саблями; основным доудлебским музыкальным инструментом была волынка, на которой играли в сопровождении народного оркестра, состоящего из скрипки, баса и малых (носимых на ремне) цимбал; на Масленицу пекли оригинальный пирог ушак, неизвестный в других частях Чехии; и т.д.); доудлебский комплекс народного костюма отличался от традиционной одежды окружающего большинства лишь некоторыми деталями - например, широким кожаным поясом, передняя часть которого украшалась сложной вышивкой из перьевых стержней и бисера). Доудлебы сохранили некоторые свои обычаи до настоящего времени.

Доудлебская  пара  в  традиционной  праздничной  народной  одежде
Доудлебская пара в традиционной праздничной народной одежде
Доудлебы  в  традиционной  повседневной  народной  одежде
Доудлебы в традиционной повседневной народной одежде
Группа  доудлебов  в  народных  костюмах
Группа доудлебов в народных костюмах
Доудлебская  пара  в  повседневных  традиционных  народных  костюмах
Доудлебская пара в повседневных традиционных народных костюмах
Мужчина  в  доудлебском  народном  костюме
Мужчина в доудлебском народном костюме
Старинная  крестьянская  усадьба  в  Добчице, Доудлебско
Старинная крестьянская усадьба в Добчице, Доудлебско

3. Блатяци - этно-территориальная этнографическая группа в составе богемского субэтноса чехов; сформировались к концу XIV в. в Блатском регионе - болотистой местности вдоль поймы реки Лужнице на юге Чехии, между городом Тршебонь и городом Собеслав. Вся эта местность просто усыпана искусственными прудами, которые начали здесь копать ещё в начале XV в. с целью осушения болот, и в которых тогда же и начали разводить карпов; уже много сот лет регион Блата является центром искусственного разведения карпов тршебоньской породы; также этот регион знаменит своей сельской народной архитектурой - т.н. "сельским барокко"; блатские традиционные народные костюмы в разной степени отличаются от народных костюмов окружающего большинства населения: мужской традиционный костюм имеет мало отличий от общебогемского, отличаясь от него только богатой вышивкой рубашек по вороту, груди, плечам и манжетам рукавов, тогда как женский традиционный народный костюм отличает от других вариантов чешской народной женской одежды прежде всего головной убор типа платка, полностью закрывающий волосы, шею и плечи, и налобная повязка из вышитой ткани, полностью закрывающая лоб почти до бровей. Самым известным домашним ремеслом блатяцев была уникальная художественная вышивка с использованием выбеленной крупной чешуи тршебоньских карпов - местные вышивальщицы расшивали ею женские платья, корсеты, юбки, фартуки и налобные повязки. Блатяци сохраняют в некоторой степени свою этно-группальную самобытность и в настоящее время.

Женщина  в  традиционной  народной  одежде  из  Блацко
Женщина в традиционной народной одежде из Блацко
Пара  из  Блацко  в  традиционных  народных  костюмах
Пара из Блацко в традиционных народных костюмах
Женщина  в  традиционной  одежде  Блатского  региона
Женщина в традиционной одежде Блатского региона
Мужской  традиционный  народный  костюм  Блатского  региона
Мужской традиционный народный костюм Блатского региона
Мужская  традиционная  народная  одежда  из  Блацко
Мужская традиционная народная одежда из Блацко
Традиционная  женская  одежда  Блатского  края
Традиционная женская одежда Блатского края
Пара  в  традиционной  одежде  из  северной  части  Блатского  региона
Пара в традиционной одежде из северной части Блатского региона
"Сельское  барокко"  Блатского  края
"Сельское барокко" Блатского края
Сельская  усадьба  в  Блацко
Сельская усадьба в Блацко

Не считая трёх вышеперечисленных локально-этнографических групп, богемский субэтнос чешского народа остался практически монолитным, демонстрируя единое чешское самосознание и высокую степень близости материально-бытовой и нематериальной культуры на всех территориях своего проживания. Региональные отличия имели место, однако они были довольно незначительны. Основной причиной такого положения вещей предположительно является то массированное и всеобъемлющее воздействие на богемских чехов немецкой культуры и немецкого языка, которому они подвергались в течение более чем 500 лет. Именно о немецком влиянии свидетельствует практически всё в Богемии - её архитектура, традиционная кухня, народная одежда, народные музыка, песни и танцы, а также множество немецких по происхождению фамилий, которые носят богемские чехи. Как говорится - так сложилось исторически...

Но так было не везде. К востоку от Богемии находится историческая область Моравия, развитие которой во многом происходило независимо от Богемии (например, с конца XII в. и до начала XVI в. Моравия представляла собой отдельное государственное образование в составе Священной Римской империи - Моравское маркграфство, де-юре являвшееся леном короля Богемии, но де-факто бывшее независимым от чешской короны). С 1526 г. Моравия вместе с Богемией вошла в состав Австрийской империи Габсбургов, где и пребывала до 1918 г..

Как и Богемия, Моравия уже с XII в. также становится объектом переселенческой активности немцев, в результате чего обширные территории на юге и северо-западе Моравии полностью лишаются славяноязычного населения и переходят в разряд немецкоязычных. Однако на большей части моравских земель славяне продолжали составлять абсолютное большинство населения, взаимодействие которого с немцами не имело такого тотального характера, как в Богемии. Жизнь мораван происходила под воздействием многих локальных действующих факторов - географических, климатических, политико-экономических, культурно-исторических, лингвистических, этнографических и др., влияние которых в конечном итоге и привело к дифференциации моравского субэтноса чехов на заметно отличающиеся друг от друга локально-этнографические группы, с которыми мы и познакомимся ниже. Их насчитывается всего 6 (шесть), и они подразделяются на два кластера - А) локально-этнографические группы западной и центральной Моравии, и В) локально-этнографические группы восточной и юго-восточной Моравии - которые довольно существенно различаются между собой на основании некоторых присущих им важных этно-культурных особенностей, а именно: ~ на локально-этнографические группы, входящие в кластер А), в процессе их формирования значительное этно-культурное влияние оказали прежде всего немцы; ~ локально-этнографические группы, входящие в кластер В), в процессе своего формирования подвергались этно-культурному воздействию не только и не столько со стороны немцев, сколько со стороны некоторых других этнических групп - например, польских силезцев (моравские ляхи), романоязычных полукочевых валахов (моравские ляхи, моравские валахи, северо-восточная часть моравских словаков), словаков, венгров (моравские словаки). При этом местный моравский субэтнический компонент был безусловно преобладающим при формировании всех без исключения моравских локально-этнографических групп. Они таковы:

Карта  Моравии  с  отмеченными  на  ней  этно-историческими  областями: 1а) тёмно-розовый цвет - Горацко; 1б) светло-розовый  цвет - Подгорацко; 2а) голубой  цвет - Гана; 2б) синий  цвет - Мала Гана; 3) светло-жёлтый  цвет - Гостыньске Загоржи; 4) оранжевый  цвет - Лашско; 5) тёмно-сиреневый  цвет - Валашско; 6) все  оттенки  зелёного  цвета, алый  цвет  и  тёмно-красный  цвет - микроэтнорегионы  в  составе  этно-исторической  области  Моравске  Словацко; светло-сиреневым  цветом  обозначен  г. Брно  и  его  окрестности, тёмно-жёлтым - этно-историческая  область  Краваржско - эти  регионы  не  рассматриваются  в  нашей  статье, т.к.  до  1945 г. там  проживали  этнические  немцы  чересполосно  с  местным  чешским  населением, из-за  чего  традиционную  культуру  этих  регионов  затруднительно  классифицировать  как  чешскую; белым  цветом  отмечены  территории  Моравии, на  которых  до  1945 г. проживали  немцы, а  в  Тешинской  Силезии - поляки.
Карта Моравии с отмеченными на ней этно-историческими областями: 1а) тёмно-розовый цвет - Горацко; 1б) светло-розовый цвет - Подгорацко; 2а) голубой цвет - Гана; 2б) синий цвет - Мала Гана; 3) светло-жёлтый цвет - Гостыньске Загоржи; 4) оранжевый цвет - Лашско; 5) тёмно-сиреневый цвет - Валашско; 6) все оттенки зелёного цвета, алый цвет и тёмно-красный цвет - микроэтнорегионы в составе этно-исторической области Моравске Словацко; светло-сиреневым цветом обозначен г. Брно и его окрестности, тёмно-жёлтым - этно-историческая область Краваржско - эти регионы не рассматриваются в нашей статье, т.к. до 1945 г. там проживали этнические немцы чересполосно с местным чешским населением, из-за чего традиционную культуру этих регионов затруднительно классифицировать как чешскую; белым цветом отмечены территории Моравии, на которых до 1945 г. проживали немцы, а в Тешинской Силезии - поляки.

А)1. Гораки - локально-этнографическая группа в составе моравского субэтноса чехов; проживают на Чешско-Моравской возвышенности - низкогорном массиве, располагающемся на стыке двух исторических областей Чехии - Богемии и Моравии; около 1/3 части этно-исторической области Горацко находится за пределами исторических границ собственно Моравии, заходя на территорию Богемии; на севере, западе и юге земли гораков соседствуют с территориями, населёнными богемцами; на востоке соприкасаются с регионом Подгорацко, население которого представляет собой этнографическую субгруппу в составе гораков; Подгорацко на северо-востоке граничит с землями, населёнными ганаками - другой локально-этнографической группой в составе мораван, на востоке к Подгорацко примыкают пригородные территории города Брно, а на юго-востоке - земли, до 1945 г. населённые немцами. Гораки говорят на юго-восточном (чешско-моравском переходном) диалекте чешского языка, верующие - в основном католики. Эта локально-этнографическая группа мораван подверглась наиболее сильному немецкому воздействию, из-за чего обнаруживает высокую степень сходства своей материально-бытовой культуры, а также своих музыки, песен и танцев - с культурой соседствующих с ними на юге, западе и севере групп богемских чехов. Основными занятиями гораков являлись пашенное земледелие (в том числе выращивание льна) и пастушеское скотоводство (в том числе разведение лошадей), а также огородничество (на всю страну известна выращиваемая в Горацко спаржа), садоводство и пчеловодство. Развиты были также разнообразные домашние ремёсла - плотничество, гончарство, кузнечество, ткачество и др.. Гораки отличались трудолюбием, предприимчивостью, настойчивостью и последовательностью во всех видах своей деятельности.

Пара  западных (богемских) гораков  в  традиционной  народной  одежде
Пара западных (богемских) гораков в традиционной народной одежде

Группа  молодёжи  в  традиционных  горацких  народных  костюмах
Группа молодёжи в традиционных горацких народных костюмах
Горацкая  пара  в  традиционной  одежде
Горацкая пара в традиционной одежде
Молодая  пара  в  народных  костюмах
Молодая пара в народных костюмах
Гораки  в  народной  одежде
Гораки в народной одежде
Горацкая  пара  в  народных  костюмах
Горацкая пара в народных костюмах
Традиционная  горацкая  сельская  усадьба
Традиционная горацкая сельская усадьба
Горацкий  сельский  дом
Горацкий сельский дом
Панорама  села  где-то  в  Горацко
Панорама села где-то в Горацко

А)2. Ганаки - локально-этнографическая группа в составе моравского субэтноса чехов; земли, населённые ганаками - Гана - занимают центральную равнинную часть Моравии и являются её культурно-историческим ядром; на крайнем северо-западе они граничат с Богемией, южнее непосредственно соприкасаются с территорией, занимаемой гораками; далее к югу ганацкие земли граничат с пригородной территорией г. Брно, а на юге и юго-востоке соприкасаются с землями моравских словаков; на востоке территория Ганы граничит с Гостыньским Загорьем, а на северо-востоке и севере соседствует с территориями, которые до 1945 г. были населены немцами. На крайнем северо-западе расположена территория т.н. Малой Ганы, население которой образует этнографическую субгруппу в составе ганаков, по культурным характеристикам представляя собой переходную группу между гораками и ганаками . Говорят на центральноморавском диалекте чешского языка, верующие - в основном католики. Земли, населённые ганаками, отличаются равнинным рельефом и дренируются крупной рекой - Моравой, а также её притоками - Ганой, Бечвой и Блатой; характеризуются высокой степенью почвенного плодородия, поэтому практически полностью распаханы и дают очень высокие урожаи всех выращиваемых на них культур - зерновых, сахарной свёклы, рапса, подсолнечника, хмеля; Гана знаменита своими яблоневыми, грушевыми и сливовыми садами и изготавливаемой из местных слив сливовицей; также известны на всю страну т.н. оломоуцке твароужки - сырки из обезжиренного молока, которые производятся в Гане с начала XV в.. Благодаря сочетанию благоприятного климата, плодородных почв и упорного и методичного ганацкого характера уровень жизни ганаков в старой Чехии был очень высоким, а слово "ганак" стало синонимом понятия "очень зажиточный хозяин". Ганацкие сёла отличались богатством и ухоженностью; традиционные ганацкие народные костюмы также отличались богатством отделки и были очень красивы. Ганацкая традиционная народная музыка и танцы имеют уже ярко выраженный моравский характер (в отличие от музыки и танцев гораков, в которых явственно прослеживается сильное немецко-богемское влияние), а традиционный набор музыкальных инструментов ганацкого народного оркестра включает в себя скрипку, бас, цимбалы, кларнет и флейту; это сочетание инструментов придаёт ганацкой народной музыке яркую неповторимость и узнаваемость.

Ганацкая  пара  в  традиционной  одежде
Ганацкая пара в традиционной одежде
Ганаки  в  традиционных  народных  костюмах
Ганаки в традиционных народных костюмах
Ганаки
Ганаки
Ганацкая  пара  в  народных  костюмах
Ганацкая пара в народных костюмах
Группа  ганаков  в  традиционной  одежде
Группа ганаков в традиционной одежде

А)3. Гостыньские загоржаки - локально-этнографическая группа в составе моравского субэтноса чехов; проживают в 30 сёлах на территории, расположенной внутри условной линии, соединяющей города Границе - Валашске Мезиржичи - Бистржице-под-Гостынем - Гулин - Пршеров - Липник-над-Бечвоу - Границе; на востоке земли гостыньских загоржаков граничат с территорией проживания моравских валахов, на северо-востоке соприкасаются с землями, до 1945 г. населёнными немцами, а с севера, запада и юга окружены территориями, которые занимают ганаки. Будучи небольшой по численности и занимаемой территории локально-этнографической группой, которая вплотную соседствует с двумя крупными локально-этнографическими группами, довольно сильно отличающимися друг от друга по многим особенностям традиционной хозяйственной деятельности, материально-бытовой и нематериальной культуры, гостыньские загоржаки испытывали культурное влияние как со стороны моравских валахов, так и со стороны ганаков, что не могло не сказаться на их народной архитектуре, традиционной одежде и кухне. Основным их
занятием было растениеводство, животноводство играло вспомогательную роль. Верующие в основном католики.

Гостыньские  загоржаки  танцуют  в  традиционных  народных  костюмах
Гостыньские загоржаки танцуют в традиционных народных костюмах
Традиционная  народная  одежда  гостыньских  загоржаков
Традиционная народная одежда гостыньских загоржаков

Традиционная  сельская  усадьба  в  Загоржи
Традиционная сельская усадьба в Загоржи
Плантация  хмеля  в  Загоржи
Плантация хмеля в Загоржи

В)4. Моравские ляхи - локально-этнографическая группа в составе моравского субэтноса чехов; проживают в предгорных и частично равнинных землях на северо-востоке Моравии; на востоке их соседями являются чадецкие гурали, силезские валахи и силезские ляхи, говорящие на говорах силезского диалекта польского языка; на севере, северо-западе и западе земли моравских ляхов примыкают к территориям, на которых до 1945 г. проживали немцы; на юге с моравскими ляхами соседствуют моравские валахи. Моравские ляхи говорят на северо-восточно-моравском (силезском) диалекте чешского языка, исповедуют католицизм. Традиционная культура моравских ляхов формировалась под воздействием как немецкой культуры, так и культуры романоязычных валахов, а в более поздний период (с XVII века) - также и культуры соседних польскоязычных силезских этнографических групп. Для неё характерны сочетание земледелия с отгонно-пастбищным животноводством (в основном - овцеводством), покрой традиционной народной одежды, близкий к таковому у польскоязычных ляхов силезских, проживающих в Тешинской Силезии, широкое использование дерева в народной сельской архитектуре для строительства как жилых и хозяйственных построек, так и сельских костёлов и часовен, и ведущая роль цимбал в народных оркестрах, исполняющих традиционную народную музыку; широко известны как в Чехии, так и за её пределами т.н. штрамберске уши - кондитерские изделия из теста, мёда, сливочного масла и смеси пряностей, которые традиционно выпекали на праздник Вознесения (в настоящее время их изготовляют промышленным способом на кондитерских предприятиях г. Штрамберк в Лашско).

Пара  моравских  ляхов  в  народной  одежде
Пара моравских ляхов в народной одежде
Участники  фольклорного  коллектива  моравских  ляхов  исполняют  народный  танец
Участники фольклорного коллектива моравских ляхов исполняют народный танец
Традиционный  оркестр  народной  музыки  моравских  ляхов
Традиционный оркестр народной музыки моравских ляхов
Фольклорный  ансамбль  из  Лашско
Фольклорный ансамбль из Лашско
Моравские  ляхи  в  традиционных  народных  костюмах
Моравские ляхи в традиционных народных костюмах

В)5. Моравские валахи - локально-этнографическая группа в составе моравского субэтноса чехов; проживают в горных и предгорных районах Белых Карпат - самой западной части Западных Карпат - на востоке Моравии; на севере их соседями являются моравские ляхи, на северо-западе земли моравских валахов граничат с территориями, на которых до 1945 г. проживали немцы, на западе моравские валахи соседствуют с гостыньскими загоржаками, на юго-западе - с ганаками, а на юге - с моравскими словаками; на востоке соседями моравских валахов являются словаки, проживающие в Словацкой Республике. Говорят на восточноморавском диалекте чешского языка, исповедуют католицизм. По своему происхождению моравские валахи являются смешанной группой, в формировании которой наряду с моравскими чехами приняли участие также словаки и полукочевые романоязычные валахи, которые в период с XIII в. по XVII в. продвигались по горной цепи Карпат с территории нынешней Румынии на север и запад через территории нынешних Украины, Венгрии, Словакии, Польши, вплоть до Белых Карпат в восточной Моравии, где они оказались к концу XVI в.. Валахи вели полукочевой образ жизни, перемещаясь за своими стадами овец и коз - в конце весны в горы, а в начале осени - на равнину. Король Людовик Ягеллон поддерживал переселение валахов на неосвоенные в хозяйственном отношении горные территории Белых Карпат в Моравии и оседание их на землю, с каковой целью освободил их от уплаты земельного налога и вывел земли валашских поселений из-под юрисдикции местных феодальных владетелей; жизнь валашских сельских общин регулировалась нормами т.н. "валашского права" - свода норм и обычаев, приспособленных для устроения жизни и хозяйственной деятельности именно скотоводческих сельских общин. Валахи уплачивали в казну десятину со своей животноводческой продукции - шерсти, сыра и мяса, а также несли повинность по охране горных перевалов. Они активно смешивались с мораванами и словаками, что в условиях численного преобладания первых закономерно привело к тому, что уже в конце XVII в. всё население Моравской Валахии представляло собой практически однородную общность людей, говоривших на восточноморавском диалекте чешского языка и считавших себя особой группой в составе мораван. Основным занятием моравских валахов продолжало оставаться отгонно-пастбищное скотоводство (разводили овец и коз), земледелие имело подсобное значение. Развиты были различные домашние ремёсла - ткачество из шерсти, сыроварение, обработка кожи и пошив из неё одежды, кузнечество, рубка дров на продажу, плотничество, и т.д.. Моравские валахи отличались целым рядом свойственных им особенностей традиционной культуры - например, валашские музыканты были известны своим виртуозным владением игрой на цимбалах, а танец одземек (с топориками на длинной рукоятке) танцевали только в Моравской Валахии; широко известно в Чехии такое блюдо традиционной кухни моравских валахов, как сладкий пирог фргал из очень тонкого теста с начинкой из повидла, сваренного из засушенных груш, с добавлением сливовицы и с большим количеством сливочного масла; и др..

Моравские  валахи  в  традиционных  народных  костюмах
Моравские валахи в традиционных народных костюмах
Моравские  валахи  в  традиционной  одежде
Моравские валахи в традиционной одежде
Танцы  моравских  валахов
Танцы моравских валахов
Традиционные  костюмы  моравских  валахов
Традиционные костюмы моравских валахов
Выступление  фольклорного  коллектива  моравских  валахов
Выступление фольклорного коллектива моравских валахов
Традиционный  оркестр
Традиционный оркестр
Сельский  традиционный  деревянный   дом  в  Валашско
Сельский традиционный деревянный дом в Валашско
Пастух  со  стадом  овец  где-то  в  Валашско
Пастух со стадом овец где-то в Валашско

В)6. Моравские словаки - локально-этнографическая группа в составе моравского субэтноса чехов; проживают на юго-востоке Моравии, в этно-исторической области Моравская Словакия (на чешском языке - Slovácko; для сравнения: Словакия (государство) по-чешски - это Slovensko); на северо-востоке их соседями являются моравские валахи, на севере и северо-западе земли моравских словаков граничат с землями ганаков, на крайнем северо-западе - соприкасаются с пригородными территориями г. Брно, на западе - с землями, на которых до 1945 г. жили немцы, а на востоке по государственной границе между Чехией и Словакией граничат с землями, населёнными словаками. Говорят на восточноморавском диалекте чешского языка, исповедуют католицизм. Моравские словаки не являются монолитной этнографической группой и подразделяются на несколько этнографических субгрупп, каждая из которых проживает в своём этнографическом субрегионе и существенно отличается от других субгрупп особенностями своей материально-бытовой и нематериальной культуры - сельской архитектурой, комплексом традиционного народного костюма, песнями и танцами, и т.д.; эти субрегионы таковы: ~ Дольняцко - "главный" субрегион Моравской Словакии, который подразделяется ещё на 4 (четыре) микрорегиона; ~ Горняцко; ~ Моравске Копанице (этно-культурный регион, переходный между Моравской Словакией (Словацко) и соседним государством Словакией (Словенско)); ~ Подлужи; ~ Ганацке Словацко (переходный между Словацко и Ганой этно-культурный регион); ~ Лугачовске Залеси (переходный между Словацко и Валашско этно-культурный регион); ~ Харватско/Микуловско (до 1945 г. был населён моравскими хорватами - этнографической группой в составе хорватского народа, которые поселились на этих землях в первой половине
XVI в., спасаясь от военной экспансии Османской империи на Балканах, и за
500 лет проживания в тесном контакте с местным моравским населением приобрели многие черты материально-бытовой и нематериальной культуры, характерные для моравских словаков); больше узнать о
моравских хорватах и других этнографических группах в составе хорватского народа можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:

В формировании локально-этнографической группы моравских словаков приняли участие, кроме моравских чехов, также романоязычные валахи, словаки, венгры и немцы. При этом в разных частях Моравской Словакии интенсивность влияния того или иного этноса на процесс формирования локально-этнографической группы моравских словаков была различной - от слабой и эпизодической до интенсивной и постоянной; именно этим и объясняется неоднородность моравских словаков в культурно-бытовом плане и подразделение их на этнографические субгруппы, явственно отличающиеся между собой. Основными занятиями моравских словаков были пашенное земледелие, огородничество, садоводство (одно из ведущих направлений садоводства Моравской Словакии - это выращивание слив и абрикосов для изготовления из них бренди - сливовицы и меруньковицы соответственно) и виноградарство (Моравская Словакия является главным виноградарским и винодельческим регионом Чехии), а также пастушеское скотоводство и пчеловодство. Были развиты различные традиционные домашние ремёсла. Также Моравская Словакия выделялась среди всех других историко-этнографических областей Моравии разнообразием покроя и богатым убранством традиционных народных костюмов, имевших очень много локальных вариантов. Как и везде в Моравии, в Моравской Словакии для музыкального сопровождения песен и танцев используется традиционный набор музыкальных инструментов, состоящий из скрипки, альта, баса, цимбал и кларнета, под аккомпанемент которых исполняются традиционные танцы, сделавшие Моравскую Словакию известной - это мужские сольные танцы вербуньк и хошие, парные танцы - заводка, седлцка, вртена и чардаш. Также очень много народных обычаев и традиций в Моравской Словакии связано с выращиванием и сбором винограда и изготовлением из него вина, без которого невозможно себе представить этот солнечный край.

На иллюстрациях ниже представлены варианты традиционных праздничных народных костюмов из разных мест Моравской Словакии:

-51

-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
Исполнение  мужского  сольного  танца  вербуньк
Исполнение мужского сольного танца вербуньк
Винные  погреба  в  Моравской  Словакии
Винные погреба в Моравской Словакии
Традиционный  глинобитный  дом  на  юге  Моравской  Словакии
Традиционный глинобитный дом на юге Моравской Словакии

Таким образом, сделанный нами обзор позволяет увидеть, как в рамках одной языковой общности сосуществуют традиционные народные культуры, относящиеся к разным этно-культурным областям - в рассматриваемом случае это культура богемских чехов, которая является неотъемлемой частью одной из западноевропейских этно-культурно-исторических областей, а именно - Неальпийской Германии, и культура моравских чехов, которая является частью одной из этно-культурно-исторических областей Центральной Европы - Карпато-Паннонии; переходный характер между культурой богемских и моравских чехов имеет культура локально-этнографической группы гораков, в которой имеет место смешение особенностей, характерных для богемской и моравской культур.

В следующей статье мы начнём знакомиться с этно-культурно-историческими областями Европы и мира и рассмотрим Карпато-Паннонскую этно-культурно-историческую область. Не пропустите!

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Читайте также:

и другие статьи на нашем канале.

Желаем вам приятного и познавательного чтения!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!