Найти в Дзене

Этнографические группы, возникшие вследствие территориальной изолированности части этноса от основной его части - часть 4-я.

В двух статьях, ранее размещённых на нашем канале:

я уже описывал некоторые этнографические группы в составе венгерского народа, возникшие вследствие сословной обособленности и неполной ассимиляции. В настоящей статье я расскажу ещё об одной этнографической группе венгров, а именно - об этно-территориальной группе чанго, возникшей вследствие действия фактора территориальной обособленности. Итак, кто же такие - чанго?

Чанго - самая  восточная  этно-территориальная  группа  венгерского  народа
Чанго - самая восточная этно-территориальная группа венгерского народа

Чанго - этно-территориальная группа венгров; это единственная группа в их составе, проживающая к востоку от Карпатских гор (они живут на землях исторической области Молдова - в жудецах/уездах Бакэу, Нямц, Яссы нынешней Румынии). Проживают в этих местах предположительно с конца XIII века. Сформировались на венгерской племенной основе с участием отдельных групп тюркского, немецкого, славянского, румынского и цыганского происхождения. Очень рано - со второй половины XIV столетия - чанго перестали быть подданными Венгерского королевства, т.к. населённые ими территории в результате успешного восстания, поднятого вассальным князем Молдовы Богданом I против своего сюзерена - венгерского короля Лайоша I - стали неотъемлемой частью независимого Молдавского княжества. И в течение последующих 700 лет чанго жили в тесном соседстве с окружающим их романоязычным большинством, что не могло не сказаться на особенностях их материально-бытовой и духовной культуры. Чанго говорили на собственном диалекте венгерского языка, отличающемся архаичностью основного массива лексики и своеобразием фонетики, а также многочисленными заимствованиями из румынского языка; диалект чанго использовался только в качестве средства бытового общения сельскими жителями Чангофёльда, в качестве же языка образования, богослужений и взаимодействия с властями чанго пользовались румынским языком; такое положение дел постепенно привело к тому, что большая часть чанго полностью перешла либо на румынский язык, либо же на чанго-румынский суржик (это относится прежде всего к чанго, проживающим в жудецах Яссы и Нямц), и только значительно меньшая их часть (не более 45 тысяч человек), живущая в жудеце Бакэу, в восточных предгорьях Карпат - сохранила диалект чанго в относительной чистоте и продолжает говорить на нём в быту. В отличие от окружающего румынского населения, исповедующего православие или греко-католицизм (католицизм восточного обряда), чанго являются приверженцами католической Церкви западного (римского) обряда (больше узнать о разных направлениях христианства можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

В условиях языковой румынизации и культурной ассимиляции с румынами именно приверженность католической Церкви помогла чанго сохраниться в качестве венгерской этно-территориальной группы в многократно превосходящем их по численности румынском этническом окружении в составе румынского национального государства. Основными занятиями чанго на протяжении веков являлись пашенное земледелие (выращивали кукурузу, картофель, овощи) и отгонно-пастбищное животноводство (разводили коров и овец), пчеловодство, а также различные домашние ремёсла. Традиционная народная одежда чанго, их сельская архитектура, народные музыка, песни и танцы характеризуются заметным румынским влиянием, в то же время сохраняя и узнаваемые венгерские черты.

Двое  мужчин-чанго
Двое мужчин-чанго

Группа  чанго
Группа чанго
Мужчины-чанго  на  лошадях
Мужчины-чанго на лошадях
Чанго
Чанго
Двое  пожилых  мужчин-чанго
Двое пожилых мужчин-чанго
Пожилая  пара  чанго  в  традиционной  одежде
Пожилая пара чанго в традиционной одежде
Девушки-чанго  в  традиционной  народной  одежде
Девушки-чанго в традиционной народной одежде
Парни  и  девушки  чанго  исполняют  народный  танец
Парни и девушки чанго исполняют народный танец

Так же как и в составе венгерского народа, в составе немцев имеются различные этнографические группы, сформировавшиеся под влиянием разнообразных действующих факторов; некоторые из таких этнографических групп были описаны в статьях, ранее размещённых на нашем канале:

В настоящей статье мы продолжим обзор этнографических групп в составе немецкого народа и познакомим наших читателей со следующими немецкими этно-территориальными группами:

Расселение  трансильванских  саксов (показано  тёмно-серым  цветом)
Расселение трансильванских саксов (показано тёмно-серым цветом)

Трансильванские саксы - этно-территориальная группа немцев; проживали на территории исторической области и одноимённого княжества Трансильвания (в состав княжества Трансильвания входили, кроме одноимённой исторической области, ещё две исторических области - Кришана и Марамуреш), начиная с первой половины XII века. Представляли собой немецких колонистов - переселенцев из долины среднего и нижнего Рейна и Мозеля (это территория нынешних Люксембурга и восточной Франции (Эльзас и Лотарингия), из Вестфалии, Тюрингии, Франконии и Баварии, а также из Фландрии, которые были приглашены королём Венгрии Гезой II для заселения Трансильвании с целью развития местного сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, торговли, а также
строительства городов и укреплённых сельских поселений для создания буферной зоны от набегов кочевников с юго-востока.
Трансильванскими саксами были построены и заселены такие большие и малые города Трансильвании, как Клаузенбург (румынское название - Клуж-Напока), Саксиш-Рин/Регин, Бистриц/Бистрица, Броос/Орэштие, Мюльбах/Себеш, Медиаш/Медиаш, Шессбург/Сигишоара, Германштадт/Сибиу, Кронштадт/Брашов, Мариенбург/Фельдиоара, Шварценбург/Кодля, Розенау/Рышнов, Репс/Рупя, Хельтау/Чиснадие, и др., ставшие укреплениями на пути захватчиков, а также центрами развития ремесла и торговли, образования, науки и культуры. Трансильванские саксы говорили на трансильванском диалекте немецкого языка - саксеш, очень близком к средневерхненемецкому мозельско-франкско-люксембургскому диалекту, который отличался архаичностью лексики и фонетики, наличием заимствований из румынского и венгерского языков и был слабо взаимопонимаем со стандартным немецким. Все поселения трансильванских саксов располагались на королевских землях - Кёнигсбоден - и пользовались полной внутренней административной и религиозной автономией, а их экономико-правовой статус регулировался т.н. Золотой хартией, выданной им королём Венгрии Андрашем II; в соответствии с этим документом трансильванские саксы должны были платить ежегодный фиксированный налог в венгерскую королевскую казну, а также вносить военные взносы на королевскую армию в случае внешних нападений на Венгерское королевство. Основными занятиями трансильванских саксов были пашенное земледелие и пастушеское скотоводство, садоводство, виноградарство и пчеловодство, а также добыча полезных ископаемых (добывали золото, серебро и каменную соль), разнообразное ремесло и торговля. Большинство трансильванских саксов жили в сельской местности; их поселения очень часто подвергались набегам - сначала печенегов, затем - половцев, в XIII веке трансильванские саксы пережили огненный смерч монгольского нашествия, а уже начиная с конца XIV века начались регулярные турецкие вторжения в Трансильванию, сопровождавшиеся разрушением городов и сёл, пожарами, грабежами, убийствами и массовым пленением местного саксонского населения с целью последующей продажи в рабство. Эти обстоятельства обусловили формирование специфических архитектурных и структурно-организационных особенностей, характеризующих сельские поселения трансильванских саксов, а именно: ~ дома располагались вдоль главной улицы в два ряда, фронтонной стороной к улице; ~ рядом располагалась высокая каменная или кирпичная, крытая черепицей стена с двустворчатыми деревянными воротами на кованных петлях, с небольшой дверью в одной из створок ворот; ~ к такой стене вплотную примыкал соседний дом, а соседские дворы разделялись невысокими заборами; ~ все хозяйственные постройки располагались за домом, за ними находился сад; ~ фронтоны домов и ворота образовывали сплошную линию плотной застройки; ~ сельские поселения были организованы в виде нахбаршафт'(ов)/кварталов (примерно соответствует такому типу организации поселений, как махалля на Балканах, в Турции, в Закавказье и в Средней Азии), жизнь в которых регулировалась с помощью механизмов выборного самоуправления; ~ сельские рыночные площади были обнесены крепкими стенами и представляли собой места, в которых на некоторое время могло укрываться от нападения турок население села; ~ все церкви в сёлах трансильванских саксов представляли собой т.н. веркирхен - церкви-крепости с толстыми каменными стенами и обширным церковным двором, обнесённым высокими стенами с оборонительными башнями, за которыми укрывались жители села в случае нападения турок; такие церкви-крепости могли выдерживать осаду врагов достаточно продолжительное время; ~ на горных перевалах силами нескольких нахбаршафтов строились т.н. флиебурги - укреплённые сооружения крепостного типа без постоянного населения, но с постоянно находящимися в них караулами, которые контролировали передвижение через перевал и оповещали население о приближающейся опасности, а также служили убежищем тем, кого турецкий набег застиг вдали от своего села или города. С середины XVI века Трансильванское княжество попало в вассальную зависимость от Османской империи и начало выплачивать ей тяжёлую дань, при этом продолжая страдать от регулярных турецких набегов на города и сёла, которые прекратились только в первой половине XVIII столетия. В ходе Реформации большинство трансильванских саксов стали исповедовать лютеранство, меньшинство их осталось в лоне католической Церкви. В связи с мультиэтничностью Трансильвании, в которой кроме трансильванских саксов чересполосно в тесном соседстве жили венгры (в т.ч. такая этно-сословная группа в их составе, как секеи), румыны, евреи и цыгане - материально-бытовая и духовная культура трансильванских саксов испытала на себе значительное влияние со стороны вышеперечисленных этносов. После окончания Второй мировой войны некоторая часть трансильванских саксов эмигрировала в Западную Германию, но большая часть их осталась в Румынии. Однако после свержения режима Н. Чаушеску подавляющее большинство трансильванских саксов покинуло страну и переселилось на историческую Родину - в Германию. В Румынии осталось очень незначительное их количество, и они не составляют большинства ни в одном из населённых пунктов в Трансильвании.

Молодая  пара  трансильванских  саксов
Молодая пара трансильванских саксов

Пара  трансильванских  саксов  в  традиционной  одежде
Пара трансильванских саксов в традиционной одежде
Молодая  семья  трансильванских  саксов
Молодая семья трансильванских саксов
Пара  трансильванских  саксов  в  народной  одежде
Пара трансильванских саксов в народной одежде
Семья  трансильванских  саксов
Семья трансильванских саксов
Трансильванская  саксонка  в  традиционной  народной  одежде
Трансильванская саксонка в традиционной народной одежде
Группа  трансильванских  саксов
Группа трансильванских саксов
Трансильванская  веркирхе - церковь-крепость
Трансильванская веркирхе - церковь-крепость
Церковь-крепость - веркирхе
Церковь-крепость - веркирхе
Церковь-крепость  с  высоты  птичьего  полёта
Церковь-крепость с высоты птичьего полёта

Ципзеры/спишские саксы - этно-территориальная группа немцев; проживали на территории исторической области Спиш (в настоящее время 9/10 её территории находится в границах нынешней Словакии, занимая примерно 1/3 территории Прешовского края в его западной части и примерно 1/4 часть территории Кошицкого края в его северо-западной части, а 1/10 часть расположена в границах нынешней Польши, в треугольнике между городами Буковина - Новы-Тарг - Чорштын); представляли собой колонистов, переселившихся примерно из тех же мест Германии, из которых переселились предки трансильванских саксов. Первые немецкие переселенцы-колонисты появились в Спише во второй половине XIII века, после окончания монгольского нашествия на Центральную Европу, и процесс переселения немцев на эти земли продолжался до начала XV века. Немцы селились там по приглашению королей Венгрии примерно на тех же условиях, что и трансильванские саксы в Трансильвании - т.е. с правами, обязанностями и привилегиями, которые предоставлялись королевской Золотой хартией, выданной спишским саксам венгерским королём Иштваном V в 1271 году. Основными занятиями спишских саксов были добыча полезных ископаемых - серебра, меди, олова, свинца, каменной соли, и др., заготовка леса, производство древесного угля, а также сельское хозяйство (пашенное земледелие и пастушеское скотоводство, огородничество, пчеловодство, рыбоводство в искусственных прудах), ремесло (были каменотёсами и строителями, кузнецами, плотниками, сапожниками, лесорубами) и торговля. Исповедовали католицизм. Говорили на ципзерском диалекте немецкого языка - рейнско-мозельско-франкском в своей основе, но подвергшемся сильному воздействию силезского и баварского диалектов немецкого языка, а также значительному влиянию со стороны венгерского, словацкого языков и гуральских диалектов польского языка (примеры заимствованной лексики: "dzede" - "дед"; "nana" - "бабушка"; "uike" - "дядя"; "katschke" - "утка"; "dschabe" - "лягушка"; "zatslona" - "занавеска"; "pomeelich" - "медленно"; и т.д.). В XVI веке спишские саксы пережили тяжёлый период турецких набегов, в результате которых многие городки и сёла Нижнего Спиша обезлюдели - часть населения была уведена в рабство, остальные бежали на север, в горные поселения Верхнего Спиша. Позже, когда набеги прекратились, население частично возвратилось. Также некоторое количество спишских саксов в конце XVIII века переселилось на территорию и.о. Буковина и и.о. Марамуреш (тогда они входили в состав австрийской империи Габсбургов, в настоящее время входят в состав Румынии и Украины (северная часть Буковины). После окончания Второй мировой войны большинство спишских саксов покинули места своего проживания и переселились на территорию Западной Германии, где их потомки живут и сейчас. Совсем немного спишских саксов остаётся в Словакии и Румынии в настоящее время.

Область  расселения  спишских  саксов
Область расселения спишских саксов
Группа  спишских  саксов
Группа спишских саксов
Группа  спишских  саксов
Группа спишских саксов
Село  спишских  саксов  Кляйнломниц
Село спишских саксов Кляйнломниц
Спишские  саксонки  в  традиционной  народной  одежде
Спишские саксонки в традиционной народной одежде
Типичные  дома  спишских  саксов  в  небольшом  городке
Типичные дома спишских саксов в небольшом городке
Улица  в  городе  Спишске-Подградье  на  фоне  замка  Ципзер  Шлосс/Спишски  Град
Улица в городе Спишске-Подградье на фоне замка Ципзер Шлосс/Спишски Град

Банатские швабы - ещё одна этно-территориальная группа немцев в Центральной Европе; проживали на территории исторической области Банат (располагается между рекой Муреш на севере, рекой Дунай на юге, рекой Тисой на западе и отрогами Карпатских гор - на востоке; в настоящее время 2/3 территории Баната находятся в составе Румынии (жудецы Тимиш и Караш-Северин, также небольшие части жудецов Мехединци и Арад), 1/3 - в составе Сербии (в автономном крае Воеводина), и маленькая часть - в составе Венгрии (в медье Чонград); к банатским швабам часто относят также очень близких к ним по языку и культуре, но живших за пределами исторической области Банат т.н. дунайских швабов, которые проживали в соседствующих с Банатом и. о. Бачка, Баранья, и Срем (больше узнать об этих исторических областях и о проживавших там этно-территориальных группах хорватов можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

История банатских и дунайских швабов начинается с конца XVII века, когда эти исторические области были освобождены от османской оккупации и вошли в состав Австрийской империи; в связи с тем, что за время нахождения под властью Османской империи эти территории сильно обезлюдели, было принято решение способствовать их заселению и последующему экономическому развитию, поэтому уже начиная с 1692 г. на эти земли стали прибывать первые переселенцы-колонисты из Бадена, Люксембурга, Пфальца, Эльзаса и Лотарингии, Франконии, Баварии, Австрии. Это были в основном вторые и третьи сыновья в своих семьях, т.е. не имевшие никакой наследственной собственности и поэтому неженатые (больше узнать о видах традиционного брака и типах семьи можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Для семейных переселенцев привилегии (финансовая поддержка для обустройства на новом месте и долгосрочные налоговые льготы) были в несколько раз большими по сравнению с таковыми для неженатых колонистов. Поселенцы занимались мелиорацией земель и превращением их в высокоурожайные сельскохозяйственные угодья, которые со временем стали житницей Австро-Венгрии, а город Темешбург/Темешвар/Тимишоара стал экономическим, промышленным и культурным центром банатских швабов. Основными занятиями банатских швабов были пашенное земледелие и пастушеское скотоводство, садоводство, виноградарство и пчеловодство, а также ремесленное производство (кузнечество, деревообработка, кожевенное производство, ткачество и т.д.) и торговля. Банатские швабы говорили на нескольких диалектах немецкого языка - рейнско-мозельско-франкском, верхнеаллеманском, восточно-франконском - которые не объединились в локальный наддиалектный вариант немецкого языка из-за малого по историческим меркам срока совместного проживания и взаимодействия носителей этих диалектов; на местные диалекты немецкого языка также оказали влияние венгерский, румынский и сербскохорватский языки. Преобладающей конфессией банатских
и дунайских швабов был католицизм. Материально-бытовая и духовная культура
банатских и дунайских швабов в гораздо меньшей степени подверглась воздействию культуры соседствовавших с ними других местных этносов - венгров, сербов, хорватов, румын - по сравнению с традиционной культурой трансильванских и спишских саксов, что обусловливалось значительно меньшими сроками непосредственного взаимодействия между швабами и другими местными этносами. После окончания Второй мировой войны банатские и дунайские швабы подверглись тяжёлым репрессиям в Венгрии, Югославии и Румынии в рамках концепции коллективной ответственности всех этнических немцев за преступления, совершённые нацистским режимом гитлеровской Германии. Сразу после ослабления репрессивного давления на них банатские и дунайские швабы начали покидать социалистические страны своего проживания, и этот эмиграционный поток достиг своей кульминации в конце 80-х годов прошлого века, когда более 90% швабов Югославии, Румынии и Венгрии выехали в Западную Германию и Австрию.

На  карте  показаны  районы  расселения  трансильванских  саксов  и  банатских  швабов
На карте показаны районы расселения трансильванских саксов и банатских швабов

Банатские  швабы
Банатские швабы
Банатские  швабы
Банатские швабы
Группа  банатских  швабов  в  традиционной  одежде
Группа банатских швабов в традиционной одежде
Дети  и  молодёжь  банатских  швабов  в  традиционной  народной  одежде
Дети и молодёжь банатских швабов в традиционной народной одежде
Праздничное  шествие  банатских  швабов  в  народных  костюмах
Праздничное шествие банатских швабов в народных костюмах

Группа  банатских  швабов
Группа банатских швабов

А сейчас мы мысленно покинем Центрально-Восточную Европу и перенесёмся на северо-восток нынешней Италии, где познакомимся ещё с двумя этно-территориальными группами немцев.

Карта  расселения  цимбров  и  мокено  в  северо-восточной  Италии
Карта расселения цимбров и мокено в северо-восточной Италии

Цимбры и мокено - две очень близкие по происхождению и историческим судьбам этно-территориальные группы немцев; проживают на территории двух регионов северо-восточной Италии: ~ цимбры: в регионе Венето (13 муниципалитетов (в каждый входит от одной до семи и более деревень) - в провинции Верона, 7 муниципалитетов - в провинции Виченца, 2 муниципалитета - в провинции Беллуно, 1 муниципалитет - в провинции Тревизо), и в регионе Трентино-Альто-Адидже (7 муниципалитетов в провинции Тренто); ~ мокено: в регионе Трентино-Альто-Адидже (3 муниципалитета в провинции Тренто). Цимбры ведут своё происхождение от переселенцев из западной Баварии - плотников, столяров и резчиков по дереву (Tzimberer - "плотник" на средневерхненемецком диалекте), несколько больших родов которых в 1050 году бежали из герцогства Бавария от разразившегося там голода и поселились в сеньории Верона по приглашению её правителя, получив от него права автономного самоуправления и культурного суверенитета; в XIII веке часть веронских цимбров переселились дальше к северо-востоку, основав новые поселения. Предки мокено (название происходит от частого употребления ими слова mochen - "делать") поселились в долине Берснтоль/Ферзенталь/Валле-деи-мокени не ранее XIII века и были переселенцами из Северного Тироля. Цимбры говорили на нескольких локальных диалектах древнесредневерхненемецкого баварско-тирольского происхождения, которые с XI века развивались в полной изоляции от всех других разновидностей немецкого языка, что обусловило тотальный архаизм цимбрских диалектов на всех уровнях - фонетическом, просодическом, морфологическом, грамматическом и синтаксическом, следствием чего является полная невозможность понимания цимбрского языка (большинство лингвистов германоязычных стран сходятся во мнении, что цимбрский извод немецкого на основании наличия целого ряда признаков является отдельным, родственным немецкому языком, а не его диалектом) носителями всех других вариантов немецкого языка; также определённое влияние на цимбрские локальные диалекты оказали романские языки их близких соседей - ретороманские (фриульский и ладинский) языки, а также трентинский галло-итальянский диалект итальянского языка. Что касается мокено, то их язык является сильно отличающимся от баварского диалекта немецкого языка одним из его локальных южных говоров, который с ним частично взаимопонимаем; он также, как и язык цимбров, подвергся влиянию соседствующих с ним романских языков - ладинского и галло-итальянского. Основными занятиями цимбров были - заготовка леса, получение древесного угля, изготовление пиломатериалов, деревянных орудий труда и инструментов, мебели, посуды и т.д., и торговля всем этим ассортиментом в основном с Венецией; занятие сельским хозяйством носило подсобный характер; основным занятием мокено, в отличие от цимбров, была добыча полезных ископаемых - золота, серебра и меди - в рудниках, многие мужчины-мокено были крумерами - торговцами вразнос, которые путешествовали со своим товаром на очень значительные расстояния; так же как и у цимбров, у мокено занятие сельским хозяйством имело вспомогательное значение. Традиционная материально-бытовая и духовная культура мокено и цимбров - традиционная сельская архитектура, народная одежда, музыка, песни и танцы, сюжеты и действующие лица эпоса, сказок и басен - имела много общего с культурой других этносов Альпенраума/Альпийского Пространства (это Альпийские горы и их северные и южные предгорья) - северных и западных словенцев, ретороманцев (фриулов, ладинов, руманшей), а также италоязычных, франкоязычных и немецкоязычных локально-территориальных групп. После окончания в 1815 году наполеоновских войн в Европе стали происходить кардинальные изменения в неизменном на протяжении веков социально-экономическом ландшафте, что затронуло и цимбров с мокено - их традиционные занятия стали приходить в упадок, вследствие чего им пришлось вступать в гораздо более тесные взаимоотношения с окружающим их иноязычным населением. Это привело к тому, что в течение ста лет большая часть их утратила свой язык и перешла на местные варианты итальянского, хотя и сохранила свою этническую самоидентификацию. В годы правления Б. Муссолини проводилась жёсткая политика итальянизации всех национальных меньшинств Италии, тогда как для немецкоязычных граждан по договорённости с Германией предусматривалась "репатриация на историческую Родину" - именно ей и подверглись цимбры и мокено в 1942 году, будучи переселены на территорию Германии. Однако в 1945 году, уже после окончания Второй мировой войны, они смогли вернуться в свои дома в оставленных ими деревнях и восстановить своё итальянское гражданство, а также получить компенсации за утраченное имущество.

Цимбрская  пара  в  традиционных  народных  костюмах
Цимбрская пара в традиционных народных костюмах
Группа  мокенских  женщин  в  народной  одежде
Группа мокенских женщин в народной одежде
Цимбры  поют  хором
Цимбры поют хором
Цимбрский  народный  хор  поёт  на  фоне  цимбрского  городка
Цимбрский народный хор поёт на фоне цимбрского городка
Традиционный  цимбрский  сельский  домик
Традиционный цимбрский сельский домик

А теперь мы отправимся на крайний запад Европы - в Испанию, а точнее - в историческую область и автономный регион нынешней Испании - Эстремадуру, в одну из двух входящих в её состав провинций - Касерес, где на самом крайнем севере этой провинции располагается комарка/район Las Hurdes/Лас-Урдес, население которого и составляют урданос.

Комарка  Лас-Урдес  на  карте
Комарка Лас-Урдес на карте

Урданос - этно-территориальная группа в составе испанцев; проживают в комарке Лас-Урдес на крайнем севере провинции Касерес и.о. Эстремадура; по своему происхождению не отличаются от жителей других эстремадурских комарок. Их этно-территориальная обособленность на протяжении веков была обусловлена географической изоляцией их поселений в труднодоступном горном районе Эстремадуры, куда не было нормальных проезжих дорог (первая настоящая дорога, связавшая Лас-Урдес
с внешним миром, была построена только в 1922 году); оторванность от жизни остальной части страны способствовала консервации архаических особенностей быта, культуры и языка
урданос, а также сильно затрудняла развитие торгово-экономических связей Лас-Урдеса с другими регионами. Следствием этого стала хозяйственная и культурно-бытовая отсталость урданос, а также жесточайшая нищета, не имевшая аналогов больше нигде в Испании. Голод был частым гостем в селениях урданос, а недоедание было обычным их состоянием. В результате всего этого многие из урданос страдали такими заболеваниями, как пеллагра (возникает от недостатка в организме ниацина (витамина В3) и триптофана), зоб (возникает при недостатке йода в организме), различные паразитарные инвазии, что влекло за собой общую ослабленность и хилость населения; семьи урданос скученно жили в небольших домах, сложенных из дикого камня и крытых шиферным сланцем, в условиях крайней нищеты и антисанитарии. Из-за чрезвычайной бедности жителей католические священники очень неохотно ехали служить в Лас-Урдес, и обеспеченность местных приходов священнослужителями была весьма слабой - один священник окормлял жителей сразу нескольких приходов; школы полностью отсутствовали, и практически всё население было неграмотно; по этой причине среди урданос сохранялось множество разнообразных древних суеверий и примет дохристианского происхождения, следуя которым, люди надеялись хоть
как-то облегчить свою полную трудностей и невзгод жизнь. Кроме географической, урданос находились также и в социальной изоляции - жители соседствующих с Лас-Урданос комарок Эстремадуры - на юге и западе, и комарок Кастилии и Леона - на севере и востоке считали, что
урданос ведут своё происхождение от крещённых иудеев - марранов, поэтому среди них действовал запрет на браки с урданос, вследствие чего последние были вынужденно эндогамны (т.е. заключали браки только внутри своей этно-территориальной общности). Урданос говорили на эстременью - одном из диалектов языка бабле (астуро-леонского диалектного континуума), довольно сильно отличающегося от эстремадурского диалекта кастильского языка, на котором говорило большинство населения Эстремадуры. Основными занятиями урданос было сельское хозяйство - выращивание картофеля и овощей, яблок, вишни, слив, инжира, оливок, винограда, разведение коз, в небольшом количестве - также коров и свиней, пчеловодство, а также добыча коры пробкового дуба в окружающих их селения лесах. В настоящее время Лас-Урдес стал популярным местом внутреннего испанского туризма из-за его малонаселённости и природной первозданности, а также красоты его горных ландшафтов. Былая этно-группальная обособленность урданос постепенно исчезает, а уровень их жизни благодаря развитию туризма и действующим государственным программам поддержки почти сравнялся со средним уровнем жизни по стране.

Традиционные  каменные  дома  урданос
Традиционные каменные дома урданос
Каменные  дома, крытые  шиферным  сланцем
Каменные дома, крытые шиферным сланцем
Дома  урданос
Дома урданос

Урданос
Урданос
Урданос
Урданос
Король  Испании  Афонсо XIII  в  1922 г. лично  посетил  Лас-Урдес, чтобы  самому  увидеть  жизнь  своих  подданных-урданос
Король Испании Афонсо XIII в 1922 г. лично посетил Лас-Урдес, чтобы самому увидеть жизнь своих подданных-урданос
Урданос  возле  своего  жилища
Урданос возле своего жилища
Женщины-урданос  с  детьми
Женщины-урданос с детьми
Мужчина-урдано
Мужчина-урдано
Современные  урданос-музыканты  в  традиционной  одежде
Современные урданос-музыканты в традиционной одежде
Группа  урданос  в  традиционной  одежде  исполняет  народный  танец
Группа урданос в традиционной одежде исполняет народный танец

Этой статьёй мы временно завершаем наш обзор этно-территориальных групп в составе разных этносов, возникших вследствие действия фактора территориальной обособленности. Предыдущие части этого обзора можно прочесть в размещённых ранее статьях на нашем канале:

Несколько следующих статей на нашем канале будут посвящены естественнонаучной тематике. Не пропустите!

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Читайте также:

И другие статьи на нашем канале.

Желаем вам приятного и познавательного чтения!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!