В двух статьях, ранее размещённых на нашем канале:
я уже описывал некоторые этнографические группы в составе венгерского народа, возникшие вследствие сословной обособленности и неполной ассимиляции. В настоящей статье я расскажу ещё об одной этнографической группе венгров, а именно - об этно-территориальной группе чанго, возникшей вследствие действия фактора территориальной обособленности. Итак, кто же такие - чанго?
Чанго - этно-территориальная группа венгров; это единственная группа в их составе, проживающая к востоку от Карпатских гор (они живут на землях исторической области Молдова - в жудецах/уездах Бакэу, Нямц, Яссы нынешней Румынии). Проживают в этих местах предположительно с конца XIII века. Сформировались на венгерской племенной основе с участием отдельных групп тюркского, немецкого, славянского, румынского и цыганского происхождения. Очень рано - со второй половины XIV столетия - чанго перестали быть подданными Венгерского королевства, т.к. населённые ими территории в результате успешного восстания, поднятого вассальным князем Молдовы Богданом I против своего сюзерена - венгерского короля Лайоша I - стали неотъемлемой частью независимого Молдавского княжества. И в течение последующих 700 лет чанго жили в тесном соседстве с окружающим их романоязычным большинством, что не могло не сказаться на особенностях их материально-бытовой и духовной культуры. Чанго говорили на собственном диалекте венгерского языка, отличающемся архаичностью основного массива лексики и своеобразием фонетики, а также многочисленными заимствованиями из румынского языка; диалект чанго использовался только в качестве средства бытового общения сельскими жителями Чангофёльда, в качестве же языка образования, богослужений и взаимодействия с властями чанго пользовались румынским языком; такое положение дел постепенно привело к тому, что большая часть чанго полностью перешла либо на румынский язык, либо же на чанго-румынский суржик (это относится прежде всего к чанго, проживающим в жудецах Яссы и Нямц), и только значительно меньшая их часть (не более 45 тысяч человек), живущая в жудеце Бакэу, в восточных предгорьях Карпат - сохранила диалект чанго в относительной чистоте и продолжает говорить на нём в быту. В отличие от окружающего румынского населения, исповедующего православие или греко-католицизм (католицизм восточного обряда), чанго являются приверженцами католической Церкви западного (римского) обряда (больше узнать о разных направлениях христианства можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
В условиях языковой румынизации и культурной ассимиляции с румынами именно приверженность католической Церкви помогла чанго сохраниться в качестве венгерской этно-территориальной группы в многократно превосходящем их по численности румынском этническом окружении в составе румынского национального государства. Основными занятиями чанго на протяжении веков являлись пашенное земледелие (выращивали кукурузу, картофель, овощи) и отгонно-пастбищное животноводство (разводили коров и овец), пчеловодство, а также различные домашние ремёсла. Традиционная народная одежда чанго, их сельская архитектура, народные музыка, песни и танцы характеризуются заметным румынским влиянием, в то же время сохраняя и узнаваемые венгерские черты.
Так же как и в составе венгерского народа, в составе немцев имеются различные этнографические группы, сформировавшиеся под влиянием разнообразных действующих факторов; некоторые из таких этнографических групп были описаны в статьях, ранее размещённых на нашем канале:
В настоящей статье мы продолжим обзор этнографических групп в составе немецкого народа и познакомим наших читателей со следующими немецкими этно-территориальными группами:
Трансильванские саксы - этно-территориальная группа немцев; проживали на территории исторической области и одноимённого княжества Трансильвания (в состав княжества Трансильвания входили, кроме одноимённой исторической области, ещё две исторических области - Кришана и Марамуреш), начиная с первой половины XII века. Представляли собой немецких колонистов - переселенцев из долины среднего и нижнего Рейна и Мозеля (это территория нынешних Люксембурга и восточной Франции (Эльзас и Лотарингия), из Вестфалии, Тюрингии, Франконии и Баварии, а также из Фландрии, которые были приглашены королём Венгрии Гезой II для заселения Трансильвании с целью развития местного сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, торговли, а также
строительства городов и укреплённых сельских поселений для создания буферной зоны от набегов кочевников с юго-востока. Трансильванскими саксами были построены и заселены такие большие и малые города Трансильвании, как Клаузенбург (румынское название - Клуж-Напока), Саксиш-Рин/Регин, Бистриц/Бистрица, Броос/Орэштие, Мюльбах/Себеш, Медиаш/Медиаш, Шессбург/Сигишоара, Германштадт/Сибиу, Кронштадт/Брашов, Мариенбург/Фельдиоара, Шварценбург/Кодля, Розенау/Рышнов, Репс/Рупя, Хельтау/Чиснадие, и др., ставшие укреплениями на пути захватчиков, а также центрами развития ремесла и торговли, образования, науки и культуры. Трансильванские саксы говорили на трансильванском диалекте немецкого языка - саксеш, очень близком к средневерхненемецкому мозельско-франкско-люксембургскому диалекту, который отличался архаичностью лексики и фонетики, наличием заимствований из румынского и венгерского языков и был слабо взаимопонимаем со стандартным немецким. Все поселения трансильванских саксов располагались на королевских землях - Кёнигсбоден - и пользовались полной внутренней административной и религиозной автономией, а их экономико-правовой статус регулировался т.н. Золотой хартией, выданной им королём Венгрии Андрашем II; в соответствии с этим документом трансильванские саксы должны были платить ежегодный фиксированный налог в венгерскую королевскую казну, а также вносить военные взносы на королевскую армию в случае внешних нападений на Венгерское королевство. Основными занятиями трансильванских саксов были пашенное земледелие и пастушеское скотоводство, садоводство, виноградарство и пчеловодство, а также добыча полезных ископаемых (добывали золото, серебро и каменную соль), разнообразное ремесло и торговля. Большинство трансильванских саксов жили в сельской местности; их поселения очень часто подвергались набегам - сначала печенегов, затем - половцев, в XIII веке трансильванские саксы пережили огненный смерч монгольского нашествия, а уже начиная с конца XIV века начались регулярные турецкие вторжения в Трансильванию, сопровождавшиеся разрушением городов и сёл, пожарами, грабежами, убийствами и массовым пленением местного саксонского населения с целью последующей продажи в рабство. Эти обстоятельства обусловили формирование специфических архитектурных и структурно-организационных особенностей, характеризующих сельские поселения трансильванских саксов, а именно: ~ дома располагались вдоль главной улицы в два ряда, фронтонной стороной к улице; ~ рядом располагалась высокая каменная или кирпичная, крытая черепицей стена с двустворчатыми деревянными воротами на кованных петлях, с небольшой дверью в одной из створок ворот; ~ к такой стене вплотную примыкал соседний дом, а соседские дворы разделялись невысокими заборами; ~ все хозяйственные постройки располагались за домом, за ними находился сад; ~ фронтоны домов и ворота образовывали сплошную линию плотной застройки; ~ сельские поселения были организованы в виде нахбаршафт'(ов)/кварталов (примерно соответствует такому типу организации поселений, как махалля на Балканах, в Турции, в Закавказье и в Средней Азии), жизнь в которых регулировалась с помощью механизмов выборного самоуправления; ~ сельские рыночные площади были обнесены крепкими стенами и представляли собой места, в которых на некоторое время могло укрываться от нападения турок население села; ~ все церкви в сёлах трансильванских саксов представляли собой т.н. веркирхен - церкви-крепости с толстыми каменными стенами и обширным церковным двором, обнесённым высокими стенами с оборонительными башнями, за которыми укрывались жители села в случае нападения турок; такие церкви-крепости могли выдерживать осаду врагов достаточно продолжительное время; ~ на горных перевалах силами нескольких нахбаршафтов строились т.н. флиебурги - укреплённые сооружения крепостного типа без постоянного населения, но с постоянно находящимися в них караулами, которые контролировали передвижение через перевал и оповещали население о приближающейся опасности, а также служили убежищем тем, кого турецкий набег застиг вдали от своего села или города. С середины XVI века Трансильванское княжество попало в вассальную зависимость от Османской империи и начало выплачивать ей тяжёлую дань, при этом продолжая страдать от регулярных турецких набегов на города и сёла, которые прекратились только в первой половине XVIII столетия. В ходе Реформации большинство трансильванских саксов стали исповедовать лютеранство, меньшинство их осталось в лоне католической Церкви. В связи с мультиэтничностью Трансильвании, в которой кроме трансильванских саксов чересполосно в тесном соседстве жили венгры (в т.ч. такая этно-сословная группа в их составе, как секеи), румыны, евреи и цыгане - материально-бытовая и духовная культура трансильванских саксов испытала на себе значительное влияние со стороны вышеперечисленных этносов. После окончания Второй мировой войны некоторая часть трансильванских саксов эмигрировала в Западную Германию, но большая часть их осталась в Румынии. Однако после свержения режима Н. Чаушеску подавляющее большинство трансильванских саксов покинуло страну и переселилось на историческую Родину - в Германию. В Румынии осталось очень незначительное их количество, и они не составляют большинства ни в одном из населённых пунктов в Трансильвании.
Ципзеры/спишские саксы - этно-территориальная группа немцев; проживали на территории исторической области Спиш (в настоящее время 9/10 её территории находится в границах нынешней Словакии, занимая примерно 1/3 территории Прешовского края в его западной части и примерно 1/4 часть территории Кошицкого края в его северо-западной части, а 1/10 часть расположена в границах нынешней Польши, в треугольнике между городами Буковина - Новы-Тарг - Чорштын); представляли собой колонистов, переселившихся примерно из тех же мест Германии, из которых переселились предки трансильванских саксов. Первые немецкие переселенцы-колонисты появились в Спише во второй половине XIII века, после окончания монгольского нашествия на Центральную Европу, и процесс переселения немцев на эти земли продолжался до начала XV века. Немцы селились там по приглашению королей Венгрии примерно на тех же условиях, что и трансильванские саксы в Трансильвании - т.е. с правами, обязанностями и привилегиями, которые предоставлялись королевской Золотой хартией, выданной спишским саксам венгерским королём Иштваном V в 1271 году. Основными занятиями спишских саксов были добыча полезных ископаемых - серебра, меди, олова, свинца, каменной соли, и др., заготовка леса, производство древесного угля, а также сельское хозяйство (пашенное земледелие и пастушеское скотоводство, огородничество, пчеловодство, рыбоводство в искусственных прудах), ремесло (были каменотёсами и строителями, кузнецами, плотниками, сапожниками, лесорубами) и торговля. Исповедовали католицизм. Говорили на ципзерском диалекте немецкого языка - рейнско-мозельско-франкском в своей основе, но подвергшемся сильному воздействию силезского и баварского диалектов немецкого языка, а также значительному влиянию со стороны венгерского, словацкого языков и гуральских диалектов польского языка (примеры заимствованной лексики: "dzede" - "дед"; "nana" - "бабушка"; "uike" - "дядя"; "katschke" - "утка"; "dschabe" - "лягушка"; "zatslona" - "занавеска"; "pomeelich" - "медленно"; и т.д.). В XVI веке спишские саксы пережили тяжёлый период турецких набегов, в результате которых многие городки и сёла Нижнего Спиша обезлюдели - часть населения была уведена в рабство, остальные бежали на север, в горные поселения Верхнего Спиша. Позже, когда набеги прекратились, население частично возвратилось. Также некоторое количество спишских саксов в конце XVIII века переселилось на территорию и.о. Буковина и и.о. Марамуреш (тогда они входили в состав австрийской империи Габсбургов, в настоящее время входят в состав Румынии и Украины (северная часть Буковины). После окончания Второй мировой войны большинство спишских саксов покинули места своего проживания и переселились на территорию Западной Германии, где их потомки живут и сейчас. Совсем немного спишских саксов остаётся в Словакии и Румынии в настоящее время.
Банатские швабы - ещё одна этно-территориальная группа немцев в Центральной Европе; проживали на территории исторической области Банат (располагается между рекой Муреш на севере, рекой Дунай на юге, рекой Тисой на западе и отрогами Карпатских гор - на востоке; в настоящее время 2/3 территории Баната находятся в составе Румынии (жудецы Тимиш и Караш-Северин, также небольшие части жудецов Мехединци и Арад), 1/3 - в составе Сербии (в автономном крае Воеводина), и маленькая часть - в составе Венгрии (в медье Чонград); к банатским швабам часто относят также очень близких к ним по языку и культуре, но живших за пределами исторической области Банат т.н. дунайских швабов, которые проживали в соседствующих с Банатом и. о. Бачка, Баранья, и Срем (больше узнать об этих исторических областях и о проживавших там этно-территориальных группах хорватов можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
История банатских и дунайских швабов начинается с конца XVII века, когда эти исторические области были освобождены от османской оккупации и вошли в состав Австрийской империи; в связи с тем, что за время нахождения под властью Османской империи эти территории сильно обезлюдели, было принято решение способствовать их заселению и последующему экономическому развитию, поэтому уже начиная с 1692 г. на эти земли стали прибывать первые переселенцы-колонисты из Бадена, Люксембурга, Пфальца, Эльзаса и Лотарингии, Франконии, Баварии, Австрии. Это были в основном вторые и третьи сыновья в своих семьях, т.е. не имевшие никакой наследственной собственности и поэтому неженатые (больше узнать о видах традиционного брака и типах семьи можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Для семейных переселенцев привилегии (финансовая поддержка для обустройства на новом месте и долгосрочные налоговые льготы) были в несколько раз большими по сравнению с таковыми для неженатых колонистов. Поселенцы занимались мелиорацией земель и превращением их в высокоурожайные сельскохозяйственные угодья, которые со временем стали житницей Австро-Венгрии, а город Темешбург/Темешвар/Тимишоара стал экономическим, промышленным и культурным центром банатских швабов. Основными занятиями банатских швабов были пашенное земледелие и пастушеское скотоводство, садоводство, виноградарство и пчеловодство, а также ремесленное производство (кузнечество, деревообработка, кожевенное производство, ткачество и т.д.) и торговля. Банатские швабы говорили на нескольких диалектах немецкого языка - рейнско-мозельско-франкском, верхнеаллеманском, восточно-франконском - которые не объединились в локальный наддиалектный вариант немецкого языка из-за малого по историческим меркам срока совместного проживания и взаимодействия носителей этих диалектов; на местные диалекты немецкого языка также оказали влияние венгерский, румынский и сербскохорватский языки. Преобладающей конфессией банатских
и дунайских швабов был католицизм. Материально-бытовая и духовная культура банатских и дунайских швабов в гораздо меньшей степени подверглась воздействию культуры соседствовавших с ними других местных этносов - венгров, сербов, хорватов, румын - по сравнению с традиционной культурой трансильванских и спишских саксов, что обусловливалось значительно меньшими сроками непосредственного взаимодействия между швабами и другими местными этносами. После окончания Второй мировой войны банатские и дунайские швабы подверглись тяжёлым репрессиям в Венгрии, Югославии и Румынии в рамках концепции коллективной ответственности всех этнических немцев за преступления, совершённые нацистским режимом гитлеровской Германии. Сразу после ослабления репрессивного давления на них банатские и дунайские швабы начали покидать социалистические страны своего проживания, и этот эмиграционный поток достиг своей кульминации в конце 80-х годов прошлого века, когда более 90% швабов Югославии, Румынии и Венгрии выехали в Западную Германию и Австрию.
А сейчас мы мысленно покинем Центрально-Восточную Европу и перенесёмся на северо-восток нынешней Италии, где познакомимся ещё с двумя этно-территориальными группами немцев.
Цимбры и мокено - две очень близкие по происхождению и историческим судьбам этно-территориальные группы немцев; проживают на территории двух регионов северо-восточной Италии: ~ цимбры: в регионе Венето (13 муниципалитетов (в каждый входит от одной до семи и более деревень) - в провинции Верона, 7 муниципалитетов - в провинции Виченца, 2 муниципалитета - в провинции Беллуно, 1 муниципалитет - в провинции Тревизо), и в регионе Трентино-Альто-Адидже (7 муниципалитетов в провинции Тренто); ~ мокено: в регионе Трентино-Альто-Адидже (3 муниципалитета в провинции Тренто). Цимбры ведут своё происхождение от переселенцев из западной Баварии - плотников, столяров и резчиков по дереву (Tzimberer - "плотник" на средневерхненемецком диалекте), несколько больших родов которых в 1050 году бежали из герцогства Бавария от разразившегося там голода и поселились в сеньории Верона по приглашению её правителя, получив от него права автономного самоуправления и культурного суверенитета; в XIII веке часть веронских цимбров переселились дальше к северо-востоку, основав новые поселения. Предки мокено (название происходит от частого употребления ими слова mochen - "делать") поселились в долине Берснтоль/Ферзенталь/Валле-деи-мокени не ранее XIII века и были переселенцами из Северного Тироля. Цимбры говорили на нескольких локальных диалектах древнесредневерхненемецкого баварско-тирольского происхождения, которые с XI века развивались в полной изоляции от всех других разновидностей немецкого языка, что обусловило тотальный архаизм цимбрских диалектов на всех уровнях - фонетическом, просодическом, морфологическом, грамматическом и синтаксическом, следствием чего является полная невозможность понимания цимбрского языка (большинство лингвистов германоязычных стран сходятся во мнении, что цимбрский извод немецкого на основании наличия целого ряда признаков является отдельным, родственным немецкому языком, а не его диалектом) носителями всех других вариантов немецкого языка; также определённое влияние на цимбрские локальные диалекты оказали романские языки их близких соседей - ретороманские (фриульский и ладинский) языки, а также трентинский галло-итальянский диалект итальянского языка. Что касается мокено, то их язык является сильно отличающимся от баварского диалекта немецкого языка одним из его локальных южных говоров, который с ним частично взаимопонимаем; он также, как и язык цимбров, подвергся влиянию соседствующих с ним романских языков - ладинского и галло-итальянского. Основными занятиями цимбров были - заготовка леса, получение древесного угля, изготовление пиломатериалов, деревянных орудий труда и инструментов, мебели, посуды и т.д., и торговля всем этим ассортиментом в основном с Венецией; занятие сельским хозяйством носило подсобный характер; основным занятием мокено, в отличие от цимбров, была добыча полезных ископаемых - золота, серебра и меди - в рудниках, многие мужчины-мокено были крумерами - торговцами вразнос, которые путешествовали со своим товаром на очень значительные расстояния; так же как и у цимбров, у мокено занятие сельским хозяйством имело вспомогательное значение. Традиционная материально-бытовая и духовная культура мокено и цимбров - традиционная сельская архитектура, народная одежда, музыка, песни и танцы, сюжеты и действующие лица эпоса, сказок и басен - имела много общего с культурой других этносов Альпенраума/Альпийского Пространства (это Альпийские горы и их северные и южные предгорья) - северных и западных словенцев, ретороманцев (фриулов, ладинов, руманшей), а также италоязычных, франкоязычных и немецкоязычных локально-территориальных групп. После окончания в 1815 году наполеоновских войн в Европе стали происходить кардинальные изменения в неизменном на протяжении веков социально-экономическом ландшафте, что затронуло и цимбров с мокено - их традиционные занятия стали приходить в упадок, вследствие чего им пришлось вступать в гораздо более тесные взаимоотношения с окружающим их иноязычным населением. Это привело к тому, что в течение ста лет большая часть их утратила свой язык и перешла на местные варианты итальянского, хотя и сохранила свою этническую самоидентификацию. В годы правления Б. Муссолини проводилась жёсткая политика итальянизации всех национальных меньшинств Италии, тогда как для немецкоязычных граждан по договорённости с Германией предусматривалась "репатриация на историческую Родину" - именно ей и подверглись цимбры и мокено в 1942 году, будучи переселены на территорию Германии. Однако в 1945 году, уже после окончания Второй мировой войны, они смогли вернуться в свои дома в оставленных ими деревнях и восстановить своё итальянское гражданство, а также получить компенсации за утраченное имущество.
А теперь мы отправимся на крайний запад Европы - в Испанию, а точнее - в историческую область и автономный регион нынешней Испании - Эстремадуру, в одну из двух входящих в её состав провинций - Касерес, где на самом крайнем севере этой провинции располагается комарка/район Las Hurdes/Лас-Урдес, население которого и составляют урданос.
Урданос - этно-территориальная группа в составе испанцев; проживают в комарке Лас-Урдес на крайнем севере провинции Касерес и.о. Эстремадура; по своему происхождению не отличаются от жителей других эстремадурских комарок. Их этно-территориальная обособленность на протяжении веков была обусловлена географической изоляцией их поселений в труднодоступном горном районе Эстремадуры, куда не было нормальных проезжих дорог (первая настоящая дорога, связавшая Лас-Урдес
с внешним миром, была построена только в 1922 году); оторванность от жизни остальной части страны способствовала консервации архаических особенностей быта, культуры и языка урданос, а также сильно затрудняла развитие торгово-экономических связей Лас-Урдеса с другими регионами. Следствием этого стала хозяйственная и культурно-бытовая отсталость урданос, а также жесточайшая нищета, не имевшая аналогов больше нигде в Испании. Голод был частым гостем в селениях урданос, а недоедание было обычным их состоянием. В результате всего этого многие из урданос страдали такими заболеваниями, как пеллагра (возникает от недостатка в организме ниацина (витамина В3) и триптофана), зоб (возникает при недостатке йода в организме), различные паразитарные инвазии, что влекло за собой общую ослабленность и хилость населения; семьи урданос скученно жили в небольших домах, сложенных из дикого камня и крытых шиферным сланцем, в условиях крайней нищеты и антисанитарии. Из-за чрезвычайной бедности жителей католические священники очень неохотно ехали служить в Лас-Урдес, и обеспеченность местных приходов священнослужителями была весьма слабой - один священник окормлял жителей сразу нескольких приходов; школы полностью отсутствовали, и практически всё население было неграмотно; по этой причине среди урданос сохранялось множество разнообразных древних суеверий и примет дохристианского происхождения, следуя которым, люди надеялись хоть
как-то облегчить свою полную трудностей и невзгод жизнь. Кроме географической, урданос находились также и в социальной изоляции - жители соседствующих с Лас-Урданос комарок Эстремадуры - на юге и западе, и комарок Кастилии и Леона - на севере и востоке считали, что урданос ведут своё происхождение от крещённых иудеев - марранов, поэтому среди них действовал запрет на браки с урданос, вследствие чего последние были вынужденно эндогамны (т.е. заключали браки только внутри своей этно-территориальной общности). Урданос говорили на эстременью - одном из диалектов языка бабле (астуро-леонского диалектного континуума), довольно сильно отличающегося от эстремадурского диалекта кастильского языка, на котором говорило большинство населения Эстремадуры. Основными занятиями урданос было сельское хозяйство - выращивание картофеля и овощей, яблок, вишни, слив, инжира, оливок, винограда, разведение коз, в небольшом количестве - также коров и свиней, пчеловодство, а также добыча коры пробкового дуба в окружающих их селения лесах. В настоящее время Лас-Урдес стал популярным местом внутреннего испанского туризма из-за его малонаселённости и природной первозданности, а также красоты его горных ландшафтов. Былая этно-группальная обособленность урданос постепенно исчезает, а уровень их жизни благодаря развитию туризма и действующим государственным программам поддержки почти сравнялся со средним уровнем жизни по стране.
Этой статьёй мы временно завершаем наш обзор этно-территориальных групп в составе разных этносов, возникших вследствие действия фактора территориальной обособленности. Предыдущие части этого обзора можно прочесть в размещённых ранее статьях на нашем канале:
Несколько следующих статей на нашем канале будут посвящены естественнонаучной тематике. Не пропустите!
Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
И другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!