Найти в Дзене

Этнографические группы, возникшие вследствие территориальной изолированности части этноса от основной его части - часть 2-я.

В этой статье мы продолжим наш обзор этнографических групп, возникших вследствие территориальной изолированности части этноса от основной его части, первую часть которого можно прочесть в предыдущей тематической статье:

Объектом нашего интереса в рамках настоящей статьи будут этнографические группы в составе некоторых народов Европы, образовавшиеся в результате территориальной изолированности. А начнём мы наш обзор с греческого народа, в составе которого было особенно много таких этнографических групп, что объясняется некоторыми
специфическими особенностями исторического развития греческого этноса. Вкратце они таковы: ~ Восточная Римская империя, или Византия, развиваясь на основе всеобъемлющего использования греческого языка как общего и единственного официального языка империи, тем не менее в первой половине первого тысячелетия н.э. этнически не была однородной - на подвластных ей территориях проживали десятки разных народов, говоривших на множестве разнообразных языков; однако внутренняя политика империи была чётко направлена на консолидацию и унификацию населения, что и не замедлило сказаться на этнических процессах - и уже к началу второго тысячелетия н.э. большинство населения п-ва Малая Азия было грекоязычным, хотя и не идентифицировало себя как ελληνες (греки), а самоопределялось как ρωμαιοι (римляне), опираясь при этом на православное христианское вероисповедание как на основу для дальнейшей этнической консолидации в рамках империи; ~ однако далее (в 1071 году) случилась битва при Манцикерте, положившая начало процессу распада Византии и этнической экспансии тюрок-сельджуков на территорию Малой Азии, а позднее - и на Балканы, приведшей к тому, что ранее непрерывный ареал расселения грекоязычного населения начал фрагментироваться, а связи между разными территориями с таким населением - прерываться; ~ вследствие такого положения вещей уже примерно к концу XVI в. на территориях, входивших когда-то в состав Византийской империи, сложились основные этно-территориальные группы греческого народа, некоторыми из которых греческий язык был полностью утрачен, и единственным фактором, определявшим их этническую самоидентификацию как греков, выступало их православное вероисповедание; с некоторыми из этих этно-территориальных групп мы более детально познакомимся ниже.

Самая восточная этно-территориальная группа в составе греческого этноса - это:

~ горские/черкесские греки - этно-территориальная группа греков; проживали на Западном Кавказе, на этнической территории адыгов/черкесов и в тесном соседстве с ними; основное место проживания - селение Бжедугхабль; предположительно, вели своё происхождение от местных черкесов - православных христиан, которые не приняли ислам в период его массового распространения на Западном Кавказе в конце XVI в. - начале XVII в. и в дальнейшем на основании своей христианской православной ("греческой") веры идентифицировали себя как греки, и от ранних греческих колонистов, полностью слившихся с местным черкесским христианским населением; говорили на адыгском/западно-черкесском языке, по основным культурно-бытовым особенностям практически не отличались от окружающего их мусульманского адыгского/черкесского населения; эта этно-территориальная группа фактически прекратила своё существование в описываемом качестве, в первой половине ХХ века растворившись в составе ранее переселившихся в эти места с п-ва Малая Азия греков-понтийцев;

Горские  греки
Горские греки

~ понтийские греки - этно-территориальная группа греков; проживали на территории т.н. области Понта - участка южного побережья Чёрного моря (Северная Анатолия) от мыса Инджебурун на западе до устья реки Чорох на востоке; область Понта состояла из двух неравных по территории и природным условиям частей, а именно - узкой низменной полосы черноморского побережья и склонов Понтийских гор, обращённых к морю, и южных предгорий Понтийских гор и внутренних частей Малоазийского плоскогорья, имеющих практически равнинный рельеф. Греки-понтийцы вели своё происхождение от древнегреческих поселенцев-колонистов, а также и тех народов, с которыми греческие поселенцы на протяжении веков вступали в смешанные браки - таких, как галаты, лазы, армяне, тюрки и др.; говорили на понтийском языке - близкородственном новогреческому/димотике языке греческой группы индоевропейской языковой семьи, который подразделялся на три достаточно сильно отличавшихся между собой диалекта - западнопонтийский (был распространён на участке побережья между городами Синоп и Унье), восточнопонтийский (был распространён на побережье от города Гиресун до г. Батуми), континентальный/халдиотский (был распространён на внутренних территориях в области городов Амасья, Токат, Решадие, Гюмюшхане, Эрзинджан, Байбурт, а также в прибрежном регионе вокруг г. Орду); на побережье в районе г. Бафра местными понтийскими греками понтийский язык достаточно давно был полностью утрачен, и они говорили только на местном диалекте турецкого языка. Понтийский язык в сравнении с нормативным новогреческим языком характеризуется архаичностью лексики и фонетики, которые сохраняют многие особенности классического греческого койне времён поздней античности, и морфологией, близкой к морфологии среднегреческого языка времён ранней Византийской империи; в прибрежных диалектах много лексических заимствований из итальянского, лазского, фарси, турецкого, тогда как в халдиотском диалекте турецкие лексические заимствования преобладают, и влияние турецкого языка хорошо заметно на всех уровнях (вплоть до наличия такой чуждой для индоевропейских языков черты, как сингармонизм гласных). Понтийцы занимались разнообразным земледелием (выращивали зерновые во внутренних районах, занимались овощеводством, садоводством и виноградарством на побережье), повсеместно - отгонно-пастбищным животноводством; также были развиты ремесло и торговля. Традиционная материально-бытовая культура понтийских греков, их народные музыка и танцы, комплекс народной одежды, рецепты традиционной кухни - очень похожи на таковые, бытовавшие у живших с ними чересполосно народов - лазов, армян, турок. Как отдельная этно-территориальная группа греков понтийцы прекратили своё существование после греко-турецкого обмена населением в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 г.;

Понтийские  греки  в  традиционной  одежде
Понтийские греки в традиционной одежде
Понтийские  греки
Понтийские греки
Большая  семья  понтийских  греков
Большая семья понтийских греков
Традиционный  народный  танец  понтийских  греков
Традиционный народный танец понтийских греков
Понтийские  греки  с  иконой
Понтийские греки с иконой
Греко-понтийский  народный  танец  "Серра"
Греко-понтийский народный танец "Серра"
Народный  танец  понтийских  греков
Народный танец понтийских греков

~ каппадокийские греки - этно-территориальная группа греков; проживали на территории исторической области Каппадокия на юго-востоке п-ва Малая Азия (в сельской местности вокруг городов Химметдеде, Бюньян, Девели, Кайсери, Ешильхисар, Ниде, Бор, Карапынар, Аксарай, Невшехир); ведут своё происхождение от греческих колонистов V - VI вв. н.э. - переселенцев из и.о. Иония, и местного коренного населения - исавров, курдов, армян - с которыми греческие поселенцы вступали в смешанные браки. Каппадокийские греки говорили на каппадокийском языке - смешанном/контактном языке греческой группы индоевропейской языковой семьи, возникшем из остаточных диалектов среднегреческого/ранневизантийского языка, подвергшихся сильнейшему воздействию тюркско-огузских диалектов и адстратному влиянию курдского и арабского языков (больше узнать о смешанных языках можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Каппадокийский язык характеризуется следующими особенностями: ~ архаичностью своих исконных греческих элементов, имеющих древнегреческое происхождение - притяжательных местоимений, имперфекта и др.; и возникшими под воздействием турецкого языка чертами: ~ утратой категории грамматического рода у существительных, прилагательных и артиклей; ~ появлением морфологической маркировки категории определённости в винительном падеже существительных; ~ развитием агглютинативной типологии (больше узнать о типологии языков можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

~ фиксированным порядком слов в предложении типично турецкого типа: П(одлежащее) - Д(ополнение) - С(казуемое); ~ утратой некоторых звуков, свойственных греческой фонетике, и восприятием многих фонетических особенностей, свойственных турецкому языку - например, некоторых согласных звуков из турецкого языка; аспирации (придыхания) при произнесении согласных звуков "т", "д", "к"; сингармонизма гласных звуков; ~ наличием огромного количества лексических заимствований из турецкого, фарси и арабского языков. Каппадокийские греки занимались пашенным земледелием и пастушеским скотоводством, ремеслом и оптовой торговлей (как внутренней, так и внешней); каждая деревня в Каппадокии была связана с тем или иным каппадокийским купеческим кланом - выходцами из этой деревни, жившими в Стамбуле, и специализировалась на поставках этому купеческому клану в столицу империи какого-либо товара - сушёной рыбы, икры, мёда, вина, ракы, сухофруктов, и т.д.; среди каппадокийских греков было много успешных торговцев и предпринимателей. Материально-бытовая культура мало отличалась от таковой у соседей - турок и курдов. В 1923-1924 гг. каппадокийские греки в рамках греко-турецкого обмена населением были переселены в Грецию и вскорости перестали существовать в качестве отдельной этно-территориальной группы греческого народа;

Группа  каппадокийских  греков
Группа каппадокийских греков
Семья  каппадокийских  греков
Семья каппадокийских греков
Греки-каппадокийцы  в  традиционной  одежде
Греки-каппадокийцы в традиционной одежде
Фольклорный  ансамбль  каппадокийских  греков
Фольклорный ансамбль каппадокийских греков
Каппадокийская  гречанка  в  традиционном  костюме
Каппадокийская гречанка в традиционном костюме

~ греки-киприоты - этно-территориальная группа греков; греки непрерывно проживали на о. Кипр начиная как минимум со 2-й половины второго тысячелетия до н.э. и всегда составляли там подавляющее большинство населения; до XII в. Кипр входил в состав Византийской империи, но в конце этого века оказался под властью французских графов Лузиньянов, а позднее подпал под власть Венецианской республики и находился в этом состоянии вплоть до 1571 года, когда османское завоевание Кипра сменило венецианское правление; в период господства венецианцев православная Церковь Кипра подвергалась разнообразным гонениям и притеснениям со стороны католического духовенства, окормлявшего венецианцев; с приходом на Кипр Османской империи положение православных верующих и Кипрской православной Церкви значительно улучшилось по сравнению с тем положением, в котором они находились в период правления венецианцев; однако в период османского правления - с 1571 г. по 1878 г. - достаточно немалая часть кипрских греков по тем или иным причинам приняла ислам и перешла на турецкий язык, влившись в состав турецкой общины острова. Греки-киприоты говорили на кипрском диалекте новогреческого языка, который характеризуется следующими особенностями: ~ в лексике кипрского диалекта по сравнению со стандартным новогреческим языком димотика имеется значительно больше архаизмов; ~ имеется также значительное количество заимствований из венецианского диалекта итальянского языка, которые отсутствуют в стандартном греческом; ~ много также лексических заимствований из турецкого и арабского языков; ~ для фонетики кипрского диалекта характерна такая заимствованная из турецкого языка особенность, как аспирация согласных "т", "д", "к" во всех позициях, чего нет в димотике, а также удвоение согласных в начале слова. Традиционная материально-бытовая и духовная культура греков-киприотов также достаточно самобытна, тяготеет к культуре Леванта и отличается от культуры основной части греков, проживающих на Южных Балканах и на прилегающих к материковой части островах Эгейского моря;

Греки-киприоты
Греки-киприоты
Греко-киприотский  традиционный  народный  танец
Греко-киприотский традиционный народный танец
Греки-киприоты  танцуют
Греки-киприоты танцуют
Греки-киприоты  в  традиционной  одежде
Греки-киприоты в традиционной одежде
Греки-киприоты
Греки-киприоты
Греки-киприоты  за  дружеской  беседой
Греки-киприоты за дружеской беседой

~ критяне - этно-территориальная группа греков; проживали на о. Крит как минимум с Х века до н.э.; до 824 г. н.э. Крит был в составе Византийской империи, с 824 г. по 961 г. - находился под арабо-мусульманским правлением (Критский эмират), в период с 961 г. по 1204 г. снова был в составе Византии, а с 1204 г. по 1669 г. входил в состав Венецианской республики, правление которой на Крите ознаменовалось небывалым расцветом критской греческой культуры - архитектуры, литературы, живописи и музыки и одновременно - притеснением православной Церкви со стороны католического духовенства; в 1669 году Крит был завоёван Османской империей, в составе которой и находился до 1898 года; в этот период очень многие из жителей Крита - до 1/3 всего населения - сменили своё православное вероисповедание на ислам (после греко-турецкой войны 1897 г., когда о. Крит получил статус автономии в составе Османской империи, большая часть критских греков-мусульман выехала на другие территории Османской империи - в Левант, Киренаику и т.д.) - больше узнать об исламе можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:

Все эти исторические перипетии сильно повлияли на формирование этно-территориальной группы критян со всеми её характерными особенностями и отличительными чертами, обусловившими её самобытность; критяне занимались сельским хозяйством - выращиванием оливок и производством оливкового масла, виноградарством, виноделием и изготовлением узо, овце- и козоводством и изготовлением сыра, рыболовством и ловлей губок, а также разнообразным ремеслом (Крит славился изготовлением ножей) и торговлей; говорили (и частично говорят и сейчас) на критском диалекте новогреческого языка, который не очень сильно отличается от нормативного новогреческого - отличия наблюдаются в основном в лексике (в критском диалекте много заимствований из венецианского итальянского, гораздо меньше - из арабского и турецкого языков) и в фонетике, что не препятствует пониманию критского диалекта носителями нормативного новогреческого языка, и наоборот;

Девушки  Крита
Девушки Крита

Критяне  в  традиционных  народных  костюмах
Критяне в традиционных народных костюмах
Парни  и  девушки  с  о. Крит  в  традиционных  народных  костюмах
Парни и девушки с о. Крит в традиционных народных костюмах
Чему-то  радующиеся  критяне  и  ослик
Чему-то радующиеся критяне и ослик
Критская  свадьба
Критская свадьба

~ иониоты - этно-территориальная группа греков; проживали на Ионических островах - группе островов, (больше узнать об островах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

расположенных в Ионическом море, к западу и юго-западу от материковой части Греции (крупнейшие из них - это Керкира/Корфу, Пакси/Паксос, Лефкас, Итака, Кефалиния, Закинф, Китира) как минимум с 1200 г. до н.э.; острова входили в состав Византийской империи до 1186 г., после чего они на короткое время вошли в состав королевства Сицилия, а с 1204 года они стали объектами постоянной борьбы между Византией, королевством Сицилия, герцогством Неаполь, Венецианской республикой и Османской империей, которая длилась около 300 лет, в течение которых острова много раз переходили из рук в руки; однако в конечном итоге победу одержали венецианцы, под властью которых оказались все Ионические острова (о. Керкира/Корфу и о. Пакси/Паксос вошли в состав Венецианской республики в 1204 г., о. Китира - в 1238 г., о. Закинф - в 1482 г., о. Итака и о. Кефалиния - в 1483 г., о. Лефкас стал частью Венецианской республики в 1684 году). Важной особенностью, повлиявшей на формирование этно-территориальной группы иониотов, стало то, что Ионические острова никогда не входили в состав Османской империи (кроме о. Лефкас, который находился в её составе с 1479 г. по 1684 г.), а были частью Венецианской республики и находились в политической и территориальной изоляции от основной части греческого этноса; при этом на островах селилось много людей, приезжавших с других территорий, входивших в состав Венецианской республики - из материковой северо-восточной Италии, с п-ва Истрия, с островов Далматинского архипелага, и т.д., которые вступали с местным греческим населением в разнообразные отношения, в т.ч. брачные; основными занятиями иониотов на протяжении веков были выращивание оливок и производство оливкового масла, выращивание винограда и производство вина и коринки, выращивание цитрусовых и других плодовых культур, овцеводство и производство овечьего сыра, а также рыболовство; по уровню благосостояния местные жители всегда значительно превосходили население материковой части Греции и её эгейских островов. Венецианское правление оказало огромное влияние на культуру и обычаи местного населения, на местную архитектуру, на традиционную кухню, одежду, музыку и танцы иониотов; длительное взаимодействие с итало-венецианским языком оставило многочисленные следы в говорах местного населения в виде множества заимствованных слов, отсутствующих в нормативном новогреческом языке.

Ионические  о-ва  на  карте
Ионические о-ва на карте
Вид  на  г. Керкира
Вид на г. Керкира
Улочки  старого  города  Керкира
Улочки старого города Керкира
Греки-иониоты  в  народных  костюмах
Греки-иониоты в народных костюмах
Иониотские  женщины  в  традиционной  праздничной  одежде
Иониотские женщины в традиционной праздничной одежде
Народный  танец  греков  с  о. Керкира/Корфу
Народный танец греков с о. Керкира/Корфу

~ крымские греки - этно-территориальная группа греков; проживали на территории Крымского п-ва предположительно с VII в. до н.э.; в формировании крымских греков приняли участие, помимо потомков античных греческих колонистов, также и части других народов, в разное время живших на территории Крыма - готов, алан, славян, тюрок, исповедовавшие православное христианство; до начала XIII века территории, населённые крымскими греками, находились в составе Византийской империи, а с 1204 года и по 1475 год - входили в состав православного княжества Феодоро, которое было завоёвано совместными усилиями
Крымского ханства, Генуэзской республики и Османской империи; дальнейшее развитие событий привело к тому, что к концу XVI - началу XVII века на территории Крыма окончательно сформировалась
этно-территориальная группа греков, включавшая в себя две этно-лингвистические подгруппы, а именно: А) греков-румеев, говоривших на тавро-румейском диалекте среднегреческого языка (взаимонепонимаем с нормативным новогреческим языком - димотика; содержит много лексических заимствований из крымско-татарского языка); Б) греков-урумов, говоривших на диалектах крымскотатарского языка; при единстве христианского православного вероисповедания и фактической одинаковости материально-бытовой и духовной культуры греки из двух вышеупомянутых подгрупп жили в разных сёлах отдельно друг от друга и не вступали в межгрупповые браки между собой; греки-румеи проживали на Южном берегу Крыма между Ялтой и Судаком, а также в горах над этим участком Южного берега, тогда как греки-урумы жили западнее - от Ласпи до Бельбека, северо-западнее - в районах Керменчика, Бахчисарая, Гёзлева/Евпатории, а также восточнее - в районах Чермалыка, Карасубазара, Солхата/Старого Крыма, Судака и Кафы/Феодосии; традиционные культура и быт обеих подгрупп крымских греков мало отличались от таковых у крымских татар, караимов и крымчаков (больше узнать о крымских иудеях можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Основными занятиями крымских греков были земледелие (в т.ч. овощеводство, садоводство и виноградарство), отгонно-пастбищное животноводство, пчеловодство, на Южном побережье - рыболовство, а также различное ремесло и торговля; в 1778 году по указу Екатерины II греки обеих этно-лингвистических подгрупп были переселены в Приазовье, где основали г. Мариуполис и множество сёл, названных теми же названиями, что и оставленные ими родные сёла в Крыму (например: Камара, Керменчик, Улаклы, Бешев, Мангуш, Биюк Янисала, Карань, Ласпи, Новоласпа, Дорд-Оба, Богатырь, Солхат, Гюрджи, Кизилташ - сёла греков-урумов; Стыла, Ялта, Урзуф, Каракуба, Чердаклы, Сартана, Чермалык, Кучук Янисала, Чембрек, Бугас, Анадоль, Константинополь - сёла греков-румеев); как и в Крыму, урумы и румеи не селились вместе, и единственным местом, где это правило нарушилось, стал город Мариуполь; позже, в 30-е годы ХХ века, большую часть сёл переименовали, дав им русские или украинские названия (например: село Биюк Янисала стало называться Великая Новосёловка, село Керменчик стало называться Старомлынивка, Камара - стало называться Комар, Бешев - Старобешево, Солхат - Старый Крым, Чердаклы - Кременёвка, Карань - Гранитное, Каракуба - Раздольное, Гюрджи - Староигнатьевка, Кизилташ - Андреевка, и т.д.); после распада СССР много греков выехало из уже независимой Украины по программам репатриации соотечественников на ПМЖ в Грецию или на Кипр;

Греко-урумские  музыканты
Греко-урумские музыканты
Крымская  гречанка  в  традиционном  головном  уборе
Крымская гречанка в традиционном головном уборе
Группа  греков-румеев
Группа греков-румеев
Группа  греков-урумов
Группа греков-урумов
Урумские  девушки  в  традиционных  головных  уборах
Урумские девушки в традиционных головных уборах

~ египтиоты - этно-территориальная группа греков; проживали на территории Нижнего Египта с VII в. до н.э.; основными местами проживания египтиотов были города, расположенные в дельте реки Нил - Александрия, Думъят, Мансура, Танта, Загазиг, Каир - и их окрестности; в г. Александрия находится резиденция патриарха Александрийского и всей Африки - предстоятеля одной из пяти древнейших православно-халкидонских поместных автокефальных Церквей - Александрийской православной Церкви, основателем которой является апостол и евангелист Марк (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Египтиоты на протяжении последних 300 лет были двуязычны - их повседневным разговорным языком был местный диалект арабского, тогда как языком богослужений и Священного Писания, образования и культуры был греческий. Основными занятиями египтиотов были - плантационное культивирование хлопчатника, винограда, и табака, производство хлопчатобумажных тканей, вина, коринки, сигарет, торговля этими, а также и другими товарами - мукой, макаронными и кондитерскими изделиями, мылом - со странами Европы; занимались также книгопечатанием, изданием газет и журналов, банковским делом и т.д.; греки-египтиоты дали Египту много успешных промышленников и предпринимателей, медиков, юристов, агрономов, дипломатов, политиков, писателей и художников, спортсменов. После прихода к власти в 1954 г. Гамаля Абдель Насера в Египте начала проводиться политика укрепления идеологии арабского национализма, национализация активов, принадлежавших другим государствам, иностранным гражданам и "чуждым элементам" (под это определение попали египетские евреи, египетские караимы и греки-египтиоты), в результате которой уже к 1964 году из более чем трёхсоттысячной общины греков-египтиотов в Египте осталось не более 15 тысяч, тогда как подавляющее большинство египетских греков вынуждены были уехать в Грецию, в другие страны Европы, в США, Канаду и Австралию;

Греки-египтиоты  в  традиционной  одежде
Греки-египтиоты в традиционной одежде
Группа  греков-египтиотов
Группа греков-египтиотов

Группа  учащихся-египтиотов
Группа учащихся-египтиотов

Группа  александрийских  греков-египтиотов
Группа александрийских греков-египтиотов

~ грико - этно-территориальная группа греков; непрерывно проживают на территории южной части Апеннинского п-ва начиная с VIII в. до н.э.; в период с 536 г. по 1071 г. эта территория находилась в составе Византийской империи, и грекоязычное население здесь преобладало; основные места проживания итальянских греков-грико - это крайний юг провинции Апулия (на карте - это каблук "итальянского сапога", где располагаются около 30 городских и сельских поселений грико), такой же крайний юг провинции Калабрия (на карте это носок "итальянского сапога", где расположены 49 городков и сёл, в которых живут грико), и крайний северо-восток провинции и одноимённого острова Сицилия (здесь грико проживают в г. Мессина). Итальянские греки говорят на диалекте греческого
языка -
греко, развившемся из среднегреческого языка Византии и довольно
существенно отличающемся от нормативного новогреческого языка - димотики (
например: в диалекте греко сохранилось множество архаической лексики, отсутствующей в димотике; греко утратил конечный звук "с" во всех словах, в которых он сохраняется в димотике; в нём утрачено грамматическое выражение категории будущего времени; фонетика диалекта греко полностью утратила свойственные только греческому языку
звуки и ничем не отличается от фонетики местных вариантов итальянского языка; и т.д.). В отличие от подавляющего большинства греков, исповедующих православное христианство,
греки-грико примерно с XIV в. являются католиками латинского обряда. Основными занятиями грико были - земледелие (выращивали пшеницу, овощи, оливки, виноград), пастушеское скотоводство (разводили овец и коз), пчеловодство, производство муки и выпечка хлеба, изготовление макаронных изделий, оливкового масла, вина, овечьего и козьего сыра, производство мёда, а также торговля всем этим. Грико оказали большое влияние на многие аспекты материальной и духовной культуры Южной Италии - на местную кухню (многие традиционные блюда южноитальянской кухни берут своё начало из народной кулинарии грико), музыку и танцы (такой южноитальянский музыкально-танцевальный жанр, как пиццика - ведёт своё происхождение от грико с п-ва Саленто в Апулии), и т.д.; из среды грико вышло много людей искусства - известных в Италии и в Греции певцов, музыкантов, художников, поэтов;

Фольклорная  группа  итальянских  греков-грико
Фольклорная группа итальянских греков-грико
Народный  танец  итальянских  греков-грико
Народный танец итальянских греков-грико
Фольклорный  ансамбль  итальянских  греков-грико
Фольклорный ансамбль итальянских греков-грико

~ маниоты - этно-территориальная группа греков; проживают на территории п-ва Мани (это средний из трёх полуостровов южной части Пелопоннеса); представляют собой прямых потомков населения Спарты, которое в период варварских нашествий в эпоху Великого переселения народов, когда славянские племена вторглись с севера на Пелопоннес - укрылось в труднодоступных горах на п-ве Мани, куда практически невозможно было проникнуть; маниоты ни с кем не смешивались, жили очень обособленно, отличались необыкновенной воинственностью и свирепостью; де-факто территория п-ва Мани никогда не была завоёвана и покорена ни одним из крупных и сильных государств на протяжении веков - как правило, маниоты признавали суверенитет того или иного государства над их землями чисто номинально, и ни одно государство никогда не имело на территории полуострова ни своих органов власти, ни своих военных гарнизонов (например, во время господства Османской
империи п-ов Мани номинально являлся её вассальной территорией, обязанной выплачивать ежегодную дань в пользу империи, и управлялся беем, однако фактически дело обстояло следующим образом: дань практически никогда не выплачивалась, беем всегда был глава одного из сильных и уважаемых маниотских кланов, а маниоты при каждом удобном случае нападали на османов как на море, так и на суше, и всегда готовы были оказать военную поддержку любому государству, которое вступало в войну с Османской империей; при этом османы так никогда и не смогли усмирить маниотов и получить контроль над их полуостровом). Из всех греков маниоты стали христианами наиболее поздно - не ранее XI века н.э., до тех пор сохраняя греческое язычество. Социальная организация маниотов была неизменна на протяжении веков и очень архаична: маниотское общество имело кланово-родовую структуру - состояло из кланов, каждый из которых включал в себя несколько - от двух до десяти и более - родов, состоящих из многих семей; каждый род жил в своём укреплённом родовом селении или в нескольких селениях (если род многочисленный); многие большие семьи строили т.н.
пиргоспита ("дома-башни"), в которых несколько родственных семей укрывались во время нападений врагов; ещё одной характерной особенностью маниотского социума была практика кровной мести, которая отличалась от бытовавших в других местах Европы - у гэлов-хайлендеров в горах Шотландии, на о. Корсика, о. Сардиния, о. Сицилия, в Албании, в Черногории, в греческом Эпире у саракацанов, аромунов и мегленитов, у народов Кавказа, у башкир - подобных практик тем, что не предполагала примирения семей-кровников ни при каких обстоятельствах - вражда могла закончиться только либо после полного уничтожения одной семьи - другой семьёй, либо после бегства одной из семей за пределы Мани (примирения начали ограниченно практиковать только со 2-й половины XIX века); кровная месть могла длиться десятилетиями (в таких случаях обычное право маниотов предусматривало объявленные перемирия между семьями-кровниками - т.н. тревы - для того, чтобы иметь возможность собрать урожай или принять участие в религиозных праздниках; также трева для всех кровников объявлялась всегда, когда над маниотами нависала турецкая угроза; в этих случаях нарушители тревы наказывались смертью). Основными занятиями маниотов были - выращивание оливок и производство оливкового масла, разведение тутового шелкопряда и шелкоткачество, пчеловодство, разведение коз и овец, производство и экспорт скипидара, красителя малинового цвета - принококи, экспорт мачтовых сосен, мёда, шёлка, козьих и овечьих шкур, оливкового масла и т.д.; однако важнейшей частью экономики маниотов на протяжении веков было пиратство, которым они занимались постоянно и повсеместно - грабили суда как турецкие, так и венецианские, а также и любые другие; совершали пиратские нападения как возле самого берега, так и далеко в открытом море; в нападениях принимало участие всё мужское население, могущее держать в руках оружие - в возрасте от 13 до 70 лет и старше; пиратство оставалось основной статьёй дохода для маниотов практически до конца XIX века. Маниоты говорили на маниотском диалекте новогреческого языка, который не очень сильно отличался от димотики и был с ней вполне взаимопонимаем, хотя и демонстрировал некоторую архаичность морфологии и фонетики. Самобытностью отличались традиционная одежда маниотов и их музыкальное и песенно-танцевальное творчество.

Полуостров  Мани
Полуостров Мани
Старая  маниотская  церковь
Старая маниотская церковь
Маниотские  пиргоспита - дома-башни
Маниотские пиргоспита - дома-башни
Маниоты  верхом  во  время  торжественного  шествия, посвящённого  Войне  за  независимость  Греции  1821  г.
Маниоты верхом во время торжественного шествия, посвящённого Войне за независимость Греции 1821 г.
Группа  маниотов  в  традиционной  одежде
Группа маниотов в традиционной одежде
Маниотские  женщины  в  народных  костюмах
Маниотские женщины в народных костюмах
Маниотская  хозяйка  приглашает  к  столу
Маниотская хозяйка приглашает к столу
Группа  парней-маниотов  готовится  принять  участие  в  торжественном  шествии, посвящённом  Войне  за  независимость  Греции  1821 г., которую  и  начали  маниоты
Группа парней-маниотов готовится принять участие в торжественном шествии, посвящённом Войне за независимость Греции 1821 г., которую и начали маниоты

Группа  маниотов  с  маниотским  флагом
Группа маниотов с маниотским флагом

Как можно видеть на примерах этно-территориальных групп греческого народа, рассмотренных выше - понятие территориальной обособленности включает в себя различные оттенки смыслов, а именно: ~ это может быть обособленность некоторой территории, обусловленная действием тех или иных природных факторов - таких, как наличие высоких труднопреодолимых гор, густых непроходимых лесов, топких болот, зыбучих песков, каких-либо водных преград - отделяющих территорию проживания части этноса от территории проживания основной его части (примеры: горские греки; понтийские греки; маниоты); ~ это может быть островная изоляция части этноса от большинства этого этноса, проживающего на материке (примеры: киприоты; критяне); ~ это может быть этно-лингвистическая изоляция части этноса, оказавшейся отделённой от основной части своего этноса поселившимся между ними неким пришлым чужим народом (примеры: каппадокийские греки; крымские греки); ~ это может быть политическая изоляция части этноса в другом государстве от основной части этого этноса, проживающего в собственном этническом или многонациональном государстве (примеры: иониоты; египтиоты; грико); и т.д.; однако действие всех этих факторов в конечном итоге приводит к одному результату - образованию этно-территориальных этнографических групп в составе того или иного этноса.

В следующей статье на нашем канале мы продолжим наш рассказ об этнографических группах в составе некоторых народов Европы, образовавшихся в результате действия фактора территориальной изолированности. Не пропустите!

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!