Как и было обещано в предыдущей статье на нашем канале:
мы продолжаем рассказывать о таком социально-экономико-культурном феномене человеческого социума, как касты. Напомню, что каста - это замкнутая социальная группа, которая характеризуется такими определяющими её признаками, как эндогамность, принадлежность к касте по рождению, наследственная закреплённость за членами касты определённой профессии/профессий/рода занятий и невозможность её/их сменить, невозможность для урождённого члена касты перестать быть её членом, невозможность стать членом касты для людей извне, наличие закреплённого за каждой кастой определённого ритуально-статусно-иерархического социального уровня, и т.д.. В предыдущей статье мы рассмотрели кастовую структуру социума, которая сложилась на территории исторического Индостана. В настоящей статье мы рассмотрим касты, существующие (или существовавшие ещё в сравнительно недавнее время) во всех остальных местах нашей планеты - в Европе, в Африке, в различных странах Азии и в Океании. Итак, продолжаем наш обзор.
Как я уже упоминал в предыдущей статье - полностью кастовая структура общества кроме исторического Индостана была характерна ещё только для этноконфессиональной группы езидов в составе курдского народа, (о езидах и кастовой структуре их сообщества можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):
а также для населения о. Бали, для населения исторической области африканского Межозёрья (это территории нынешних государств Бурунди, Руанды, Уганды к югу от реки Виктория-Нил и от озера Кьога, и провинции Танзании - Кагера), и для берберского народа туарегов, живущего в пустыне Сахара и в северной части природной зоны опустыненных саванн - Сахеля, на сопредельных территориях нынешних государств - Алжира, Ливии, Нигера, Нигерии, Буркина-Фасо, Мали, Мавритании. Для всех остальных стран и народов мира была характерна сословная структура общества, с наличием некоторого количества собственно каст (хотя следует также отметить, что у множества разных народов, живущих в разных странах на всех континентах - касты как явление вообще отсутствовали), связанных с определёнными профессиями, считавшимися презираемыми/нечистыми/низкими/бесчестными/физически и/или ритуально оскверняющими тех, кто в силу рождения в касте и унаследованной от родителей кастовой профессии вынужден был заниматься этими видами деятельности.
Наш обзор я начну с Африки, а конкретно - с кастовой структуры традиционного общества народа туарегов. Она чем-то отдалённо напоминает кастовую структуру традиционного общества исторического Индостана, но - только отдалённо, на самом деле значительно от неё отличаясь. Весь туарегский традиционный социум подразделялся на племена, состоящие из кланов, а каждый клан состоял из людей, относящихся к разным кастам; туарегские касты подразделялись на 3 (три) сословные группы, а именно: 1. Свободные благородные, которые состояли из трёх каст: а) имохар (высшая каста благородных кочевников-верблюдоводов и воинов, имевшая право на ношение оружия; все остальные касты туарегов считались вассалами и данниками имохаров); б) имхад (следующая после имохаров каста - кочевники, разводившие ослов, коз, овец и коров; не имели права владеть верблюдами, но могли брать их в аренду у имохаров; имели право на ношение оружия); в) инеслемен (каста мусульманских служителей культа; инеслемены были имамами, а также судьями шариатского суда - кади; не могли носить оружие);
2. Свободные неблагородные, которые состояли из двух каст: г) изеггаган (каста земледельцев, оседло живущих в оазисах и выращивающих сорго и финиковую пальму; считались арендаторами земли, которая принадлежит имохарам; за аренду земли отдавали в пользу имохаров 40% урожая; ещё 20% урожая отдавали имохарам в качестве вассальной дани; а ещё 20% урожая отдавали имхадам за защиту и снабжение их орудиями труда и материалами для изготовления одежды; себе оставляли только 20% всего урожая; не имели права на ношение оружия); д) инадан (группа неприкасаемых/презираемых ремесленных каст - кузнецы, ювелиры, кожевенники, столяры, а также каста аггута - сказители и певцы; ремесленники жили отдельно от всех других членов туарегского социума и не имели права на ношение оружия);
3. Несвободные - это е) иклан (рабы; занимались пастьбой скота, сбором топлива для очагов и другой домашней работой в кочевьях и селениях туарегов; это были люди негроидной расы, которых туареги захватывали в ходе своих набегов, или приобретали на невольничьих рынках); ж) иревелен (потомки рабов и вольноотпущенники; занимались тем же, что и икланы; в отличие от икланов, могли менять место жительства и хозяина); в традиционном туарегском социуме доля рабов и их потомков была очень высока - они составляли от 50% до 70% численности любого туарегского племени.
Для народов исторического Судана (это часть Африки южнее Сахары, включающая территории/части территорий таких нынешних государств, как Мавритания (южная её часть), восточная половина Сенегала, часть Гамбии, восточная часть Гвинеи, Буркина-Фасо, большая часть Мали, Нигера, Чада, северные части Кот-д'Ивуара, Ганы, Того, Бенина, Нигерии, Камеруна, ЦАР, юго-западная часть Судана; основные этносы (с запада на восток) - это волоф, тукулер, мандинго, сусу, сонинке, сенуфо, киси, баланте, моси, груси, гурма, сонгаи, фульбе, хауса, котоко, мандара, канури, тубу, багирми, загава, маба, фур, и др.), а также для народов Африканского Рога (это территории Сомали, Эритреи, Эфиопии, северо-востока Кении и северо-востока Судана; основные народы - тигре, тыграи, амхара, харэри, аргобба, гураге, агау, афар, гимирра, сидамо, сомалийцы, оромо, беджа, камбата, консо, омето, сурма, мурле, берта, кунама, и др.) - было характерно общественное устройство, очень напоминающее описанное выше общественное устройство туарегов. Главным различием являлось то, что, в отличие от туарегского социума, социумы вышеперечисленных народов имели сословную структуру (как правило, они подразделялись на три сословия - благородных (знать - правители, землевладельцы, воины), неблагородных (свободные общинники - земледельцы, скотоводы, рыбаки, торговцы, священнослужители), несвободных (рабов и/или бывших рабов, в той или иной степени сохранявших зависимость от людей свободных сословий - слуги, наёмные сельскохозяйственные работники, погонщики ослов и верблюдов, и т.д.; для традиционной социальной структуры описываемых народов и для регионов их проживания в целом был характерен большой удельный вес рабов и бывших рабов - их доля составляла до 40%-60% от общей численности многих из них - например, таких, как фульбе, тукулер, сонгаи, и др.).
Обособленную группу в этих социумах составляли люди, принадлежавшие к "нечистым" ремесленным кастам - таким, как кузнецы, плотники, столяры, резчики по дереву, ткачи, кожевенники, красильщики, гончары, ювелиры, резчики по слоновой кости, плетельщики корзин и циновок, портные, цирюльники, охотники, знахари, сказители, певцы и музыканты; каждая каста имела своё название на каждом из местных языков; все ремесленные касты были строго эндогамны и подвергались стигматизации и повседневной бытовой дискриминации со стороны внекастовых членов социума.
Интересная система социальной стратификации сложилась в африканском Межозёрье (на территории нынешних государств - Бурунди, Руанды, Уганды к югу от р. Виктория-Нил и оз. Кьога, а также танзанийской провинции Кагера): она представляла собой трёхсоставную кастовую иерархическую структуру, которая охватывала всё население Межозёрья и включала в себя следующие касты:
1. Тутси/хима (высшую касту правителей, военачальников, жрецов, полуоседлых скотоводов - собственников многочисленных стад крупного рогатого скота; ~ составляли около 18% населения; ~ жили в основном на низменных равнинных территориях; ~ в расовом отношении являлись представителями нилотской малой расы в составе негроидной большой расы);
2. Хуту/нкоре/ганда (среднюю касту земледельцев и пастухов - арендаторов стад крупного рогатого скота (владеть скотом могли только представители высшей касты); ~ составляли примерно 78% населения; ~ жили в основном в холмистой местности и в предгорьях; ~ в расовом отношении являлись представителями бантоидной малой расы в составе негроидной большой расы);
3. Тва (низшую касту охотников, собирателей, рыболовов, гончаров, танцоров, слуг; ~ составляли около 4% населения; ~ жили в основном в горной лесистой местности; ~ в расовом отношении являлись представителями негрилльской (пигмеоидной) малой расы в составе негроидной большой расы).
То есть, в данном случае мы видим ситуацию, когда кастовое деление коррелирует с расовыми различиями на уровне малых рас в рамках одной большой негроидной расы; при этом все три расово-кастовых группы говорили на одном языке и имели одинаковую материальную и духовную культуру. Все три касты были эндогамными, однако бытовало также такое явление, как гипергамия (это когда для женщины из более низкой касты при определённых обстоятельствах допускается выйти замуж за мужчину из более высокой касты; для мужчин же из более низкой касты женитьба на женщине из более высокой касты не представляется возможной ни при каких условиях), когда некоторые мужчины из средней касты женились на женщинах из низшей касты, а мужчины из высшей касты могли взять в жёны женщину из средней касты; однако такое случалось сравнительно нечасто.
В других частях Африки следует отметить существование таких каст, как ~ имрагены (рыболовы), и ~ немади (охотники с собаками) - это
низкие/презираемые касты у арабов Мавритании; ~ осу - каста у народа игбо в Нигерии (люди, принадлежащие к этой касте, считаются собственностью божеств-алуси традиционной местной языческой религии; вследствие этого они де-факто являются людьми второго сорта и подвергаются социальной сегрегации и остракизму). Для остальных народов Африканского континента наличие каст не было зафиксировано.
Из Африки перенесёмся теперь в Азию, где в традиционных обществах местных государств на протяжении многих столетий существовали замкнутые эндогамные социальные группы низкого статуса, связанные с определённой профессиональной деятельностью, то есть - касты. Давайте узнаем о них больше.
Начнём мы со Страны восходящего солнца ~ Японии. В старой Японии до начала периода Реставрации Мэйдзи (1868-1889 гг.) существовало две низкостатусных "нечистых" касты - хинин и эта; первая каста - хинин - подразделялась на две неравные подкасты: а) риоши - в неё входили рыбаки, в том числе такие их специфические группы, как усё (рыбаки с обученными бакланами), итомены (рыбаки-ныряльщики, непосредственно управляющие сетями, находясь под водой), ама/кайто/уминтю (ныряльщицы за жемчугом и другими "дарами моря");
б) какаэ-хинин - в неё входили люди таких профессий, как артисты передвижных театров, носильщики паланкинов, звонари, гончары, винокуры (изготовители сакэ), ниндзя, палачи, тюремщики, похоронщики, мусорщики, нищие; риоши имели более высокий социальный статус, чем какаэ-хинин; ко второй касте - эта/буракуминам - относились люди таких профессий, как мясники, кожевенники, скорняки, коновалы; статус эта был более низким по сравнению с хинин; эта жили в отдельных изолированных посёлках - бураку, тогда как хинин жили в городах и посёлках совместно с некастовым большинством населения всех сословий, но на своих улицах/в своих кварталах.
~ Корея. В этой стране, так же как и в соседней Японии, имелось две низкостатусных "нечистых" касты - сэнмин и пэкчонг; к первой из них относились люди таких профессий, как кузнецы, корзинщики, артисты, шаманы, колдуны, гадатели, проститутки; ко второй - палачи, тюремщики, ловцы бродячих животных, мясники, кожевенники, сапожники; каста сэнмин занимала более высокое статусно-иерархическое положение в традиционном корейском обществе по сравнению с кастой пэкчонг.
~ Китай. Тут, так же как и в двух вышеупомянутых странах, имелись
низкостатусные презираемые "нечистые" касты: на всей территории Китая существовала группа городских каст - цзяньмин, в состав которой входили следующие касты: лизу (тюремщики, носильщики паланкинов, ударники в гонг, привратники, ночные сторожа, фонарщики, посыльные); чанъю (актёры, певцы/певицы, проститутки); нюпу (домашние слуги и служанки); в Южном Китае (в Шанхае и далее к югу от него) имелись ещё две "нечистых" касты - банданг (слуги, живодёры (забойщики и свежеватели скота), кожевенники, похоронщики, мусорщики, ассенизаторы, повитухи, нищие), и танка ("живущие в лодках"; членам этой касты запрещалось иметь жилища на суше, поэтому они жили либо в лодках, либо в свайных домах, построенных в воде на мелководье) - рыбаки, ныряльщики за жемчугом, моряки на каботажных судах, портовые грузчики, портовые проститутки; группа каст цзяньмин занимала более высокое место в иерархии "нечистых" каст Китая по сравнению с кастами банданг и танка, из которых последняя находилась на самой нижней ступени социальной лестницы.
~ Остров Бали. Ввиду того, что балийцы являются индуистами по вероисповеданию, на о. Бали издавна бытует система стратификации общества, сходная с классической системой варн исторического Индостана, но без деления варн на профессиональные касты/джати; также на Бали нет и никогда не было "нечистых"/неприкасаемых каст; кастовая структура балийского общества такова: высшей кастой являются брахманы (священнослужители); следующей в иерархии кастой являются сатри (правители, воины, знать); ещё ниже находится каста весья (торговцы, чиновники и администраторы); на нижней ступени кастовой иерархии находится каста соэдра (крестьяне, которые составляют примерно 93% населения Бали); касты эндогамны; изредка допускается гипергамия; дискриминации по признаку принадлежности к той или иной касте не отмечено.
~ Мьянма/Бирма. Здесь имелось три "нечистых" касты: пара-гьоон (рабы буддийских пагод/храмов); пах-гвет (тюремщики, стражники); та-доунг-са (палачи, похоронщики).
~ Тибетское культурное пространство (Бутан, северный Непал, союзная территория Индии - Ладакх, большая часть индийского штата Аруначал-Прадеш, север индийского штата Сикким; Тибетский автономный район Китая, китайская провинция Цинхай, северо-западные части провинций Китая - Юньнань и Сычуань, крайний юго-запад китайской провинции Ганьсу) - здесь представлена неприкасаемая каста рагьябпа (артисты, рыбаки, охотники, мясники, живодёры, кожевенники, кузнецы, ювелиры, палачи, тюремщики, ассенизаторы).
~ Афганистан. Здесь в г. Герат и других близлежащих населённых пунктах проживают представители низкой касты далак (цирюльники, суннатчи (делатели обрезания), исполнители музыки на свадьбах).
~ Иран. У проживающих в этой стране зороастрийцев-гебров (а также у зороастрийцев-парсов, которые в VIII веке переселились из Персии на территорию Индостана и в настоящее время проживают в основном в индийском г. Мумбаи) имеется эндогамная ритуально "нечистая" каста насассаларов - мойщиков трупов и похоронщиков, которые производят все необходимые действия по подготовке и размещению на дахмах ("башнях молчания") тел умерших людей и трупов собак; о зороастризме и зороастрийцах можно прочесть в тематической статье, размещённой ранее на нашем канале:
~ Машрик (арабский Ближний Восток - территория Ирака, Кувейта, Катара, Бахрейна, ОАЭ, Омана, Йемена, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Ливана, Палестины, Египта). Здесь мы находим несколько низкостатусных эндогамных каст, распространённых в разных локациях на этой территории, а именно: а) бербера - низкостатусное племя-каста в составе ма'данов (болотных арабов), проживающее в Эль-Ахвар (Месопотамских болотах); рыбаки; используют сети для лова рыбы, что среди болотных арабов считается бесчестным; подвергаются остракизму со стороны других племён ма'данов; б) хутейми - рыбаки, ловцы жемчуга, охотники, кузнецы; дисперсно проживают среди основного внекастового населения на морском побережье в Кувейте, Катаре, КСА, ОАЭ, Иордании, Египте; в) сулайб - плотники, кожевенники, ветеринары, знахари, предсказатели, поэты, музыканты; дисперсно проживают на территории Ирака, Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, Омана, Йемена, КСА, Иордании, Сирии, Египта; только в Йемене представлены такие касты, как: г) аль-ахдам - кузнецы, гончары, ткачи, портные, прачки, забойщики скота, дубильщики кож, уборщики; д) мазайн - мясники, цирюльники, банщики; е) шафеди - фокусники, певцы, музыканты; ж) шумр - мусорщики, ассенизаторы; все йеменские "нечистые" касты подвергаются притеснениям и нападкам вплоть до физического воздействия со стороны внекастового населения, их жизнь опутывает множество запретов и ограничений (например, людям из каст шумр и шафеди запрещается заходить в мечеть под страхом физической расправы; и т.д.); по количеству "нечистых" каст Йемен стоит несколько особняком в ряду всех других арабских стран и в этом отношении больше напоминает Эритрею, Сомали и другие государства Африканского Рога (что неудивительно, т.к. на протяжении веков между Йеменом и странами Африканского Рога имели место самые тесные и разнообразные связи, вплоть до нахождения в составе одного государства).
А теперь обратим наше внимание на Европу, которая, несмотря на её просвещённость и перманентное стремление к демократии, также не избежала такого, мягко говоря, неоднозначного социального явления, как существование презираемых и дискриминируемых обществом
"низких" каст. И хотя в настоящее время этого явления уже нет, я решил включить его в настоящий обзор по причине того, что оно имело место по историческим меркам ещё совсем недавно - 100-200 лет назад.
Начнём мы с Северной Европы, а именно ~ со стран Скандинавского п-ва и Дании; здесь вплоть до второй половины XVIII в. существовали презираемые "бесчестные" городские касты: раккере/натмандсфольк (в Дании), скёйере/фантер (в Норвегии), кяльтрингар (в Швеции и Финляндии), члены которых были заняты такой деятельностью, как уборка и вывоз мусора, чистка уборных, утилизация трупов павших животных, первичная обработка шкур, кастрация лошадей, работа ночными сторожами, трубочистами, помощниками палачей;
~ Германия: здесь, так же как и в скандинавских странах, существовала "низкая" каста т.н. "унэрлихе лёйте" - "бесчестных людей", которые были заняты в "унэрлихер беруфе" - "бесчестных профессиях", таких, как ткачи льна, цирюльники, банщики, перегонщики скота, углежоги, рыночные зазывалы, жонглёры, шарманщики, кастраторы животных, ловцы бродячих собак, живодёры, мусорщики, ассенизаторы, могильщики, проститутки, палачи, судебные и муниципальные приставы, сборщики податей; "бесчестные люди" могли вступать в брак только в своём кругу; они подвергались целому ряду ограничений и запретов, и были поражены во многих правах (например, они не имели права владеть землёй, носить оружие, они не могли быть опекунами и душеприказчиками, они не могли быть свидетелями в суде или при заключении сделок купли-продажи, им запрещалось принимать участие в публичных застольях (таких, как Октоберфест), они могли находиться в трактирах только в тех случаях, когда против этого не возражал ни один из других посетителей; физического контакта с ними все обычные люди всячески избегали); наибольшее распространение это явление имело на территории южных земель нынешней Германии, а также в Австрии и в германоязычных кантонах Швейцарии;
~ Уэльс и пограничные с ним территории Англии: здесь существовала ритуально "нечистая" каста bwytawyr pechod/sin eaters - "поедатели грехов", профессиональные функции которых заключались в том, что на похоронах они съедали хлеб и соль и выпивали бокал вина/кружку эля с тела покойника/покойницы, ритуально-символически "съедая"(беря на себя) его/её грехи, за что получали ритуальное вознаграждение в виде серебряных монет; подвергались сегрегации и гонениям как носители ритуальной нечистоты и скверны;
~ Франция (исторические провинции Лангедок, Гасконь, Беарн, Гиень, Вандея, Пуату, Анжу, Бретань): здесь была представлена каста каготов, разрешёнными профессиями для которых были - каменотёс, дровосек, плотник, бондарь, изготовитель верёвок, плетельщик корзин, живодёр, кожевенник, палач, гробовщик, могильщик, акушерка; каготы подвергались стигматизации и множеству запретов и ограничений (например, они должны были носить на своей одежде утиную лапку как знак своей принадлежности к "нечистой" касте; каготы не могли брать воду из общих колодцев или источников, не могли заходить на мельницы, не могли браться руками за перила лестниц и мостов; они не могли продавать еду и напитки, им запрещалось ходить босиком по дорогам общего пользования, мыться в общих банях с некаготами; в церквях для каготов имелся специальный отдельный очень низкий вход; во время мессы они стояли отдельно от других прихожан, в специально предназначенном для них огороженном месте в задней левой части церкви; причастие (облатки) получали на конце специальной длинной палки; были строго эндогамны; их хоронили только на отдельных кладбищах для каготов);
~ Испания (северная часть страны - исторические провинции Галисия, Астурия, Леон, Кантабрия, Страна Басков, Наварра, Арагон): здесь были распространены такие касты, как: а) аготес (полный аналог французских каготов, соответствовали им по всем значимым признакам; жили в Астурии, Кантабрии, Стране Басков, Наварре и Арагоне); б) солиньос (жили в районе г. Понтеведра в Галисии; занимались рыболовством, выпариванием морской соли, знахарством; подвергались стигматизации из-за своего происхождения (считалось, что они происходят от связей местных женщин-ведьм с язычниками-викингами, совершавшими постоянные пиратские рейды на прибрежные города и посёлки); также подвергались бытовой сегрегации - местное население сторонилось их, однако пользовалось их услугами как знахарей-врачевателей; солиньос соблюдали эндогамию); в) вакейрос-де-альсада (жили в горах Астурии, основным занятием их было полукочевое скотоводство (разводили коров, в небольшом количестве - лошадей для использования в качестве транспортного средства), продукцию которого они обменивали у оседлых жителей долин на продукты земледелия; занимались также мелкой торговлей и контрабандой некоторых товаров из портов северного побережья через Кантабрийские горы во внутренние области страны; со стороны оседлых жителей подвергались разнообразным видам дискриминации и притеснений - их не допускали внутрь церкви на мессу (они стояли снаружи, и причастие им преподавали в дверях церкви), они не могли участвовать в религиозных процессиях, в тавернах им не наливали вино в общие стаканы, их хоронили на обособленном участке кладбища); придерживались эндогамии;
г) пасьегос (жили в долинах рек Пас, Мьера и Писуэнья в Кантабрии; основным занятием их, как и у вакейрос-де-альсада, было полукочевое скотоводство (коровы; лошади как транспорт); занимались также контрабандой тканей из северных портов через горы во внутренние части Испании; придерживались эндогамии; жили изолированно от оседлого населения, ввиду чего гораздо меньше страдали от дискриминации с его стороны);
д) монтаньесес (жили на севере Кантабрии в средневысоких горах (монтанье), занимая более низкие высоты по сравнению с жившими выше пасьегос; как и последние, монтаньесес занимались полукочевым скотоводством (разводили коров, овец, лошадей); следовали эндогамии; подвергались дискриминации (в церкви занимали особое выделенное место, причащались после всех, детям монтаньесес было запрещено посещать школу, и т.д.); е) марагатос (жили в провинции Леон, в т.н. Марагатерии (земле марагатов), центром которой был г. Асторга; традиционной профессией марагатос было оказание транспортно-экспедиторских услуг (они перевозили крупные партии разных товаров из портов в любую точку страны, используя в качестве вьючных животных мулов, разведением которых они также занимались; из мулов формировались большие караваны, которые вели, сопровождали и охраняли погонщики-марагатос; они очень хорошо владели разнообразным оружием, что сводило к минимуму нападения разбойников на караваны, которые вели марагатос; стоимость услуг марагатос была высокой по сравнению с
другими перевозчиками грузов, однако при этом караванщики-марагатос брали в полном объёме на себя риск утраты или повреждения груза, что обеспечивало им доминирующее положение на рынке транспортных услуг Испании на протяжении веков), а также разъездная торговля; марагатос вели специфический образ жизни - практически все взрослые мужчины постоянно находились в разъездах по стране, отсутствуя дома большую часть года, тогда как женщины, дети и старики жили в Марагатерии, занимаясь земледелием, разведением мулов (мулы из Марагатерии высоко ценились по всей Испании), торговлей, изготовлением тканых одеял для погонщиков-марагатос и на продажу, и т.д.; марагатос не подвергались дискриминации и стигматизации, наоборот - они считали себя сообществом более высокого статуса по сравнению с окружающим большинством населения, жили в массе своей более зажиточно в сравнении с окружающим населением, и традиционно давали своим детям хорошее образование; соблюдали строгую эндогамию и сепарацию от окружающего большинства);
~ Португалия (историческая область Дору-Литорал): здесь в нескольких прибрежных селениях, расположенных вокруг городка Повуа-ди-Варзин в районе г. Порту, проживали члены замкнутого эндогамного сообщества повейруш, основным занятием которых было рыболовство - прибрежное (на расстоянии менее 20 км от берега), морское (на расстоянии от 20 до 50 км от берега), и океанское (свыше 50 км от берега; рыболовецкие суда повейруш вели промысел даже возле о. Ньюфаундленд), которым занималось всё мужское население; женщины, дети и старики занимались ловлей осьминогов и сбором съедобных моллюсков и ракообразных с лодок на прибрежном мелководье, сбором и сушкой водорослей, обрабатывали и продавали улов на рынках, плели сети, возделывали небольшие огороды, и т.д.; повейруш соблюдали строгую эндогамию (об этом свидетельствует и явственное отличие физического типа повейруш от фенотипа окружающего большинства местного населения); местное крестьянское земледельческое и городское ремесленное и торговое население, хотя и не подвергало повейруш остракизму и стигматизации, тем не менее воспринимало их как маргинальное сообщество и последовательно сепарировалось и дистанцировалось от них.
~ Греция и сопредельные территории Албании, Северной Македонии и Болгарии: здесь в горных районах исторических областей Эпир, Фессалия, Македония проживало замкнутое эндогамное грекоязычное сообщество - саракацаны, традиционным занятием которого было горное полукочевое скотоводство (разводили овец, коз, в транспортных целях - лошадей), а также кражи скота, контрабанда, торговля продуктами животноводства с оседлым населением, и др.; в глазах оседлого земледельческого населения имели низкий социально-статусный уровень и время от времени подвергались гонениям с его стороны.
Из Европы мы теперь мысленно перенесёмся в Океанию, а конкретно - на Гавайские о-ва, где до начала XIX в. в традиционном гавайском обществе существовала каста неприкасаемых - кауа'а; люди этой касты считались собственностью али'и нуи - верховного вождя того или иного острова; они жили в специальных поселениях отдельно от остальных гавайцев и могли вступать в брак только с людьми из своей касты; возделывали поля верховного вождя, использовались в качестве универсальных слуг верховного вождя и членов его семьи; однако главным предназначением людей касты кауа'а являлось быть принесёнными в жертву богам в луакини по'оканака хейау - главном святилище острова, в котором человеческие жертвы приносились от имени и от лица али'и нуи - верховного вождя этого острова; контакты с кауа'а были табуированы для всех, кроме верховного вождя, членов его семьи и его приближённых.
Завершая настоящий обзор, следует отметить, что существование каст как значимого фактора функционирования того или иного социума всё в большей степени сходит на нет. Например, касты полностью исчезли в странах Европы, в Южной и Северной Корее, в Китае, на Гавайях; они практически исчезли в Японии, в арабских государствах Персидского залива и Леванта, в Египте; с их существованием активно борются в странах Африки, Южной Азии, на о. Бали; однако есть и такие страны, в которых в этом плане практически ничего не меняется - это Афганистан, Йемен, Эритрея, Сомали, Судан, Чад, Нигер, Мали, Мавритания, и др.. В этих государствах люди, принадлежащие к "низким"/"нечистым"/"бесчестным" кастовым сообществам, продолжают страдать от притеснений и дискриминации со стороны внекастового большинства, и это положение невозможно изменить без концептуальной ломки всех социальных институций в этих государствах. И положительный опыт стран, которым удалось избавиться от каст в своих социумах, внушает оптимизм.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - поставьте лайк, выскажите своё мнение в комментариях и подпишитесь на канал - будет интересно!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!