Мы продолжаем наш обзор этнографических групп в составе разных этносов (больше узнать об этом можно из тематических статей, размещённых ранее на нашем канале):
В этой статье мы расскажем об этнографических группах, сформировавшихся в результате смешения - физического и хозяйственно-культурного - части основного этноса с другим этносом. Особенно много таких этнографических групп образовалось в составе русского этноса, что обусловлено особенностями исторического развития России, а именно - освоением русскими огромных пространств суши, населённых различными этническими общностями, принадлежащими к разным расам, говорящими на множестве языков, находящимися на разных уровнях социально-экономического и культурного развития, с которыми русские поселенцы вступали в разнообразные отношения, во многих случаях приводившие к образованию особых этнографических групп в составе русского народа. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
Наш обзор мы начнём с территории европейской части России. На рубеже I и II тысячелетий н.э. эти земли были населены славянскими племенами только в своей западной и отчасти - в центральной частях, тогда как на остальной территории проживали различные другие племена, говорившие на балтских, иранских, тюркских, финно-угорских языках.
Большая часть их полностью растворилась в русском этносе, оставив после себя только топонимику на своих языках (особенно гидронимы) в тех местах, где они некогда жили; часть из этих племён сохранилась и развилась в нынешние финно-угорские этносы Беломорско-Балтийского перешейка (финнов, карел, вожан, ижорцев, вепсов), финно-угорские и тюркские этносы Поволжья и Приуралья (коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, эрзя- и мокша-мордву; чувашей, татар, башкир); однако в контексте тематики настоящей статьи нас интересуют не те племена и этносы, которые полностью ассимилировались в составе русских, и не те, которые ассимилировались не до конца, образовав несколько этнографических групп в составе русского народа - (больше об этом узнать можно из предыдущей статьи, размещённой на нашем канале):
- нас интересуют такие этнографические группы, которые образовались не в результате ассимиляции русскими части другого этноса, а в результате смешения части русского этноса с другим этносом (разница между этими двумя видами этнографических групп состоит в том, что в первом случае этнографические группы образуются из части этноса-ассимилянта, которая в процессе ассимиляции постепенно утрачивает сначала свой язык, а затем и этническое самосознание, и начинает уже считать себя особой группой в составе этноса-ассимилятора; тогда как во втором случае этнографические группы образуются в результате разной степени смешения части одного этноса (как правило - пришлого, в рассматриваемых случаях - русских) с некоторой частью другого этноса (как правило - автохтонного, в рассматриваемых случаях - местных угро-финских, самодийских и др. этносов), сопровождающегося заимствованием многих хозяйственных и культурно-бытовых особенностей автохтонного этноса - этносом пришлым; при этом часть пришлого этноса, вступившая в контакты такого рода с частью этноса автохтонного - не утрачивает этнического самосознания своего этноса, продолжая считать себя его неотъемлемой частью, лишь несколько отличающейся от других его частей).
А начнём мы с поморов:
~ поморы - это этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса русского народа (больше узнать об этнических общностях разного порядка можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
изначально сформировались на т.н. Поморском берегу - участке побережья Белого моря между реками Кемь и Онега в результате смешения переселенцев из Новгородской земли с местным аборигенным финно-угорским населением - саамами и карелами; позднее расселились в северном (на территорию т.н. Карельского берега - от устья реки Кемь до Кандалакшской губы) и в северо-восточном (на т.н. Летний берег - от устья реки Онега до устья реки Северная Двина) направлениях, а со временем - и ещё дальше (на т.н. Терский берег - от изголовья Кандалакшской губы до устья реки Поной; на т.н. Зимний берег - от устья реки Северная Двина до устья реки Мезень; на п-ов Канин - северо-восточнее устья реки Мезень); говорили на поморских говорах северного наречия русского языка, имевших много отличий от всех других говоров русского языка в фонетике (например, ярко выраженное "оканье"; смыслоразличение в зависимости от долготы гласных; не различали звуки "ц" и "ч"; там, где в русском языке произносится звукосочетание "чн" - например, "яичница", "молочный", "пшеничный" - в поморском говоре произносилось звукосочетание "сн" - "яиснича", "молосный", "пшенисный"; вместо звукосочетания "бм" произносится "мм", например: вместо "обмен" - "оммен", "обман" - "омман"; и т.д.), морфологии и синтаксисе (распространённость безличных конструкций предложения, например: "Корову напоено"; "Дом построено"; "Помощника к тебе было послано"; "В избе не метено"; "В город уехано"; "Как помытось в избе, так и оставлено"; и т.д.); в поморском говоре имеется также значительный пласт архаической лексики из новгородского диалекта древнерусского языка, а также лексика финно-угорского (саамского, карельского) и норвежского происхождения для обозначения местных реалий - предметов быта, орудий промысла, названий животных и растений, особенностей погоды, морских течений и т.д.; основной хозяйственной деятельностью поморов (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
было озёрное и речное (в реках Мезень, Пинега, Северная Двина, Онега, Кемь, Умба, Поной и др.), морское (в Белом море), и океанское (в Баренцевом море) рыболовство, а также промысел морского зверя, торговля и морские перевозки, и т.д.; земледелием практически не занимались (кроме огородничества), а пастушеское животноводство играло вспомогательную роль в традиционном хозяйстве поморов; распространены были также такие народные промыслы, как судостроение (строили несколько разновидностей традиционных судов - карбасы, лодьи, соймы, раньшины, кочи); мезенская и пермогорская роспись по дереву; холмогорская резьба по кости; выпечка поморских козуль и каргопольских тетёр; изготовление каргопольских глиняных игрушек и "птиц счастья" из дерева; и др.; традиционная одежда, кухня и устное народное творчество поморов - сказки, песни и т.д. - имеют большую степень сходства с таковыми соседних народов - финнов, карелов, вепсов; подавляющее большинство поморов придерживались древлеправославия/старообрядчества, а именно - его беспоповского направления в форме поморского, федосеевского и более мелких согласий, значительно меньшая часть исповедовала поповские
формы древлеправославия, и совсем незначительная часть поморов
придерживалась новообрядческого церковного православия;
~ пустозёры - этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса русского народа; сформировались в XVI - XVII вв. в районе основанного в 1499 г. острога Пустозерска (находился в 25 км от нынешнего г. Нарьян-Мар) - центра Пустозёрской волости; основой для формирования этнографической группы явились московские служилые люди (именно от них пустозёры унаследовали свой "акающий" говор), коми-пермяки, получившие от Ивана III в пожалование рыболовецкие тони (угодья) на реке Печоре за помощь русским рудознатческим экспедициям на Урале, и ссыльные из центральной части России; также у пустозёров прослеживается небольшая ненецкая примесь; основными занятиями пустозёров были рыболовство, охота на морского зверя, охота на тундровую дичь, пастушеское животноводство (КРС, овцы), а позже - и оленеводство, заимствованное пустозёрами у местного автохтонного населения - ненцев; земледелие в виде огородничества имело подсобное значение; пустозёры заимствовали многие компоненты традиционной материальной культуры коренного ненецкого населения - комплекс промысловой одежды и верхней зимней одежды (малица, совик, и т.д.), некоторые блюда ненецкой кухни, навыки жизни в тундре, и т.д.; примерно в начале ХХ века пустозёры перестали существовать в качестве обособленной этнографической группы, полностью слившись с более многочисленным приезжим русским населением;
~ усть-цилёмы - этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса русского народа; начали формироваться во второй половине XVII века, после того как на реке Печоре была основана Усть-Цилемская слободка, население которой составили переселенцы-старообрядцы (больше узнать о старообрядчестве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
основой хозяйственной деятельности усть-цилёмов было рыболовство, на втором месте был охотничий промысел; продукцию охоты и рыболовства обменивали на зерно и муку или продавали; третьим по значимости видом хозяйственной деятельности было молочное животноводство; земледелием занимались мало, из зерновых выращивали только ячмень для варки пива, однако после того, как в Россию был завезён картофель, его начали выращивать и в Усть-Цильме, где он, в отличие от зерновых, давал хорошие урожаи; из отхожих промыслов был распространён зимний извоз; усть-цилёмы заимствовали у соседствующих с ними аборигенных этносов - коми-ижемцев и ненцев - многие элементы их традиционной материальной культуры - промысловую и зимнюю одежду и обувь, некоторые орудия и приспособления для лова рыбы, многие блюда местной кухни, и т.д., однако, в отличие от пустозёров, значительно реже вступали с местным населением в брачные отношения; усть-цилёмы, в отличие от многих других этнографических групп в составе как русского, так и других народов, до настоящего времени сохраняют высокий уровень группального самосознания и воспроизведения своей культуры новыми поколениями, чему в немалой степени способствует их конфессиональная и территориальная обособленность;
Далее мы переместимся в восточную часть Карелии, где кроме поморов, занимавших всё западное побережье Белого моря, имелось ещё несколько этнографических групп в составе местного русского населения, о которых мы и расскажем ниже:
~ заонежане - этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса русского народа, сформировавшаяся в результате смешения русских новгородских и псковских переселенцев XVI - XVII вв. и местного финно-угорского населения - саамов, карелов, вепсов, при численном и культурно-языковом преобладании русского компонента; поселения заонежан располагались на территории Заонежского п-ва и прилегающих к нему островов Онежского озера - Кижских шхер, а также на западном берегу Онежского озера (село Пегрема); заонежан отличал высокий уровень группального самосознания и обособленность от соседних с ними других групп русского населения; говорили заонежане на собственном заонежском диалекте северного наречия русского языка, для которого были характерны такие особенности, как "цоканье" (неразличение звуков "ц" и "ч"), фиксированное ударение на первом слоге, преобладание безличных конструкций предложения, большое количество лексики финно-угорского происхождения, и т.д.; соседние группы русских дали заонежанам такие
прозвища, как - "тестянники", "глупая шуньга", тогда как сами они называли себя "заонежана"; для них было характерно наличие в традиционной
материально-бытовой культуре множества черт и особенностей, свойственных культуре местного автохтонного населения - саамов, карелов и вепсов; к настоящему времени заонежане по большей части растворились в массе пришлого из других мест России населения;
~ водлозёры - этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса русского народа; проживали на берегах и островах Водлозера на юго-востоке нынешней Карелии; сформировались в процессе смешения переселенцев из Новгорода и Ростова Великого с местным вепсским населением в XIV - XV вв.; жили среди труднопроходимых лесов обособленно от соседних групп русского населения, которые дали водлозёрам прозвище - "рябинушки" (в том смысле, что взять с них абсолютно нечего из-за бедности); имели свой особый говор северного наречия русского языка, достаточно сильно отличавшийся от соседнего пудожского говора; основными занятиями их были озёрное рыболовство и охота в окружающих Водлозеро лесах, земледелие играло вспомогательную роль; в настоящее время сохранился единственный водлозёрский населённый пункт - деревня Куганаволок в Пудожском районе Карелии;
~ выгозёры - этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса русского народа; населяли берега Выгозера на востоке Карелии; сформировались в XIX в. в результате смешения русских восточного побережья Выгозера с сильно обрусевшими карелами западного побережья; самоидентифицировались как особая группа в составе русских, при этом поддерживали разнообразные отношения с живущими далее к западу от них карелами (в том числе часто вступали с ними в брак), тогда как от живущих по соседству других групп русских держались достаточно
обособленно; этнографическая группа выгозёров перестала существовать в середине ХХ века, после строительства Беломорско-Балтийского канала
и ряда промышленных предприятий полностью растворившись в большом количестве приехавших из разных частей СССР в эти места людей;
Двигаясь от Карелии к югу, мы обнаружим ещё несколько этнографических групп в составе русского населения; они следующие:
~ кокшары - этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса русского народа; населяли пространство между реками Кокшеньга и Вага с их притоками - Илезой, Кортюгом, Уфтюгой, Велью, Кулоем (это север центральной части нынешней Вологодской области и крайний юг Архангельской области); сформировались в период с XII по XV вв. из переселенцев из Новгорода и Ростова Великого и местного финно-угорского населения - мери и чуди; внешне кокшары отличались от живущих с ними по соседству других групп русских, более походя на коми-зырян; кокшары жили обособленно от других групп русского населения, и выделялись среди окружающего их населения трудолюбием, энергичностью и предприимчивостью; основой их хозяйственной деятельности было земледелие - выращивали рожь, ячмень, в небольших количествах - пшеницу, а также хмель для пивоварения; зерно и муку, хмель, плетёные из лозы лукошки и корзины, а также изделия местных резчиков по дереву сплавляли на баржах и плотах вниз по течению рек Кокшеньги, Ваги и т.д. до Северной Двины, а по ней - до Архангельска, где и продавали; по вероисповеданию кокшары были неоднородны - часть из них были приверженцами новообрядческого церковного православия, тогда как другая часть придерживалась филипповского и федосеевского согласий беспоповского древлеправославия/старообрядчества; наряду с этим среди кокшар были сильны и очень долго сохранялись пережитки язычества - например, культовое почитание "священных" деревьев, сохранение множества архаических ритуалов, речевых формул и песен в свадебных, родильных и похоронных обрядах; говорили кокшары на собственном диалекте северного наречия русского языка со значительным количеством лексики финно-угорского происхождения; в настоящее время практически слились с окружающим русским населением;
~ сицкари - этнографическая группа в составе северновеликорусского субэтноса в составе русского народа; проживали в нижнем течении реки Сить (крайний северо-запад нынешней Ярославской области); сформировались в XII - XIV вв. в процессе смешения русских ростово-суздальских переселенцев с местным финно-угорским мерянским населением; в XVI веке на Сить переселилось значительное количество новгородцев, также принявших участие в формировании сицкарей; отличались от окружающего населения многими характерными особенностями, а именно: - антропологически - более низким ростом, более плотным телосложением, более светлой пигментацией волос и радужки глаз; - лингвистически - "дзеканьем", "цеканьем" и "чоканьем" (например: там где в нормативном русском языке произносится звук "д" - сицкари произносили "дз" - "дзеревня", "дзерево", "дзень", и т.д.; там, где в нормативном русском произносится звук "т" - сицкари произносили "ц" - "цень", "цесный", "цёмный", и т.д.; вместо нормативного звука "ц" произносили "ч" - "курича", "сукровича", "чапля", "челый", "чвет", и т.д.); - хозяйственно-бытовыми особенностями - у сицкарей не было бань; их поселения отличались разбросанной свободной планировкой с ориентацией фасадов домов на юг; дома строили под четырёхскатной крышей, что нехарактерно для северновеликорусского субэтноса русских; основу хозяйственной деятельности наряду с земледелием и пастушеским животноводством составляли разнообразные лесные промыслы - заготовка
дров на продажу, выжигание древесного угля, смолокурение, изготовление дёгтя, рогожи, плетение из лозы, изготовление различных изделий из дерева - от бочек, лопат, вил и деревянной посуды до постройки речных судов (барок и полубарок), домов и церквей; было распространено отходничество
плотницких ватаг сицкарей в города и сёла Верхнего Поволжья; сицкари не знали гончарства и не занимались пчеловодством; от других групп русского населения сицкари держались очень обособленно, для всех несицкарей у них было прозвище - "хамуны", в браки с ними сицкари не вступали; соседи называли сицкарей прозвищем "кокора сицкая"; по вероисповеданию сицкари были старообрядцами-беглопоповцами; в настоящее время практически не отличаются от окружающего русского населения;
~ мещёра/мещеряки - этнографическая группа в составе южновеликорусского субэтноса в составе русского народа; проживали в Мещёрском краю - в бассейне Оки, по её притокам - рекам Гусь, Пра, Унжа, Мокша (с Цной и Вадом), на территории частей нынешних областей России - на крайнем юге Владимирской, на юго-востоке Московской, на севере и востоке Рязанской, на северо-востоке Тамбовской, на северо-западе Пензенской; сформировались в XI - XIII вв. в результате смешения русских поселенцев с местным автохтонным финно-угорским этносом - мещёрой; характеризовались достаточно невысокой степенью группальной обособленности от окружающего русского населения, что обусловливалось, по всей видимости, давностью формирования этой этнографической группы и последующим длительным проживанием в тесном соседстве с другими группами русских; тем не менее для мещеряков было характерно наличие некоторых особенностей, сильно отличавших их от окружающего русского населения, а именно: - лингвистических - они говорили на двух разных мещёрских говорах - на мещёрских среднерусских говорах, относящихся к восточным среднерусским говорам (в северной части своей территории
проживания - частях нынешних Московской, Владимирской и Рязанской
областей), и на мещёрских рязанских говорах, относящихся к южновеликорусскому наречию русского языка (в южной части своей
территории проживания - частях нынешних Рязанской, Тамбовской и Пензенской областей), для которых (и тех, и других) было характерно неразличение в речи звуков "ц" и "ч" (т.н. "твёрдое цоканье"), например: слово "читать" в речи мещеряков звучало как "цытать", "чисто" - "цысто", "часто" - "цасто", "калач" - "калац", "чудо" - "цудо", и т.д.; - культурно-бытовых - в типах хозяйственных построек, в традиционном убранстве жилища, в традиционном сочетании цветов одежды, в орнаменте вышивки на одежде у мещеряков прослеживается сходство с таковыми у соседствующих с ними народов - мордвы, чувашей, татар-мишарей; - в хозяйственной деятельности - основой её было комплексное хозяйство, сочетавшее в себе подсечно-огневое (позже - пашенное) земледелие, пастушеское скотоводство, огородничество, рыболовство, охоту, бортничество и пчеловодство, имевшие примерно сопоставимое по значению в хозяйстве значение; были развиты кузнечество и разнообразные лесные промыслы (углежжение, изготовление дёгтя, рогож, плетение из лозы, и т.д.); уже в начале ХХ века полностью растворились в окружающем их русском населении;
Из европейской части России мы теперь переместимся за Урал - в Сибирь и на Дальний Восток, где в процессе освоения этих огромных территорий русские вступали в разнообразные взаимоотношения с различными местными этносами. В ряде случаев это приводило к образованию интересных этнографических групп в составе русских сибиряков. Ниже мы расскажем о некоторых из них:
~ гураны - этнографическая группа в составе русских сибиряков, образовавшаяся в результате физического и культурно-бытового смешения русских с частью коренного населения Забайкалья - бурятами, эвенками, монголами и даурами; во внешности гуранов имелись отчётливые признаки смешения европеоидной и монголоидной рас (больше узнать о человеческих расах и расообразующих признаках можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
а для их традиционного быта были характерны многие элементы, заимствованные из быта и культуры бурят и эвенков; гураны самоидентифицировались как русские, русский язык был их единственным родным языком, они придерживались православного вероисповедания, однако при этом они также хорошо осознавали и свои отличия от основной массы русского этноса; в настоящее время название "гураны" используется в обиходном языке для обозначения всех местных русских жителей Забайкалья;
~ ленские старожилы - этнографическая группа в составе русских сибиряков, сформировались в первой половине XVIII в. в результате различных контактов (семейно-брачных, культурно-бытовых, торгово-хозяйственных, языковых и др.) между русскими переселенцами и местным якутским населением; русские селились по берегам Лены в её верхнем и среднем течении чересполосно с якутами, основывая т.н. ямщицкие сёла, жители которых обеспечивали движение по Иркутско-Якутскому почтовому тракту, живя в своеобразном симбиозе с якутами из близлежащих сёл, которые заготавливали основную часть сена для ямщицких лошадей, выменивая на него у русских продукцию их земледельческого хозяйства; при этом русские активно заимствовали и усваивали многие элементы якутского традиционного быта, значительно облегчавшие их жизнь в условиях экстремально-континентального климата Якутии; этому очень способствовала широкая распространённость межэтнических браков и высокий уровень владения якутским языком среди русских, большая часть которых были двуязычны; физический облик ленских старожилов имел характерные признаки смешения людей европеоидной и монголоидной рас, в их материальной культуре было много характерных для якутского традиционного быта особенностей, при этом самоидентификация ленских старожилов оставалась русской, а вероисповедание - православным; к настоящему времени ленские старожилы практически растворились среди русских переселенцев более поздних периодов времени;
~ камчадалы - этнографическая группа смешанного происхождения в составе русского народа; сформировались в первой половине XVIII в. на п-ве Камчатка в результате смешения русских первопоселенцев и местных автохтонных жителей - ительменов, в меньшей степени - коряков; характеризовались высокой степенью смешения физических особенностей европеоидной и монголоидной рас; основным видом хозяйственной деятельности был промысел лососёвых видов рыбы, меньшее значение имела сезонная охота на дикого оленя и горного барана, на линных гусей и на пушного зверя; ещё меньшее значение имели молочное животноводство и огородничество; были развиты транспортное упряжное собаководство и каюрный извоз (перевозка грузов и пассажиров на нартах, запряжённых собачьей упряжкой из 12 ездовых собак); жили в срубных избах русского типа, отапливавшихся русской печью; в тёплый период года носили одежду русского покроя, зимняя одежда была заимствована у ительменов и коряков; традиционная кухня представляла собой микс из блюд русской, ительменской и корякской кухонь; говорили на особом камчадальском диалекте русского языка, для которого было характерно наличие большого массива - более 15% - заимствованной из ительменского и корякского языков лексики; религиозные верования камчадалов характеризовались синкретизмом (старообрядческое христианство сочеталось с политеизмом); сюжеты устного народного творчества носили смешанный русско-ительменский характер; камчадалы до настоящего времени в некоторой степени сохранили этно-группальную идентичность и некоторые особенности своей культуры;
К северу от Камчатки на бескрайних просторах северных тундр и лесотундр также имеются очаги проживания этнографических групп русских смешанного происхождения:
~ русскоустьинцы - этнографическая группа смешанного происхождения в составе русских; сформировались и проживали в устье реки Индигирки с начала XVII века; являются одной из старейших групп русского народа на территории Сибири; сформировались на основе двух групп русских переселенцев - поморов и казаков Якутского полка; первые приплыли в устье Индигирки по морю, вторые - спустились вниз по течению Лены и, перейдя по морю в устье Индигирки, там и осели, основав Русское Устье - группу поселений в дельте реки Индигирки (Косухино, Лобазно, Кузьмичёво, Стариково, Осколково, Станчик, и др., а также и собственно посёлок Русское Устье); русские поселенцы активно вступали в браки (больше узнать о видах традиционного брака можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
с женщинами местных коренных народов - юкагиров, якутов, эвенов, что привело к изменению фенотипа их потомков; ввиду абсолютной невозможности заниматься земледелием и традиционным русским животноводством в местном климате основой хозяйства русскоустьинцев стали рыболовство и охота на дикого оленя, на линных гусей и на песца; единственным домашним животным была собака, которая использовалась прежде всего в качестве упряжного животного; дома строили из плавникового леса, они имели плоскую крышу и отапливались заимствованной у якутов печью - осох; комплекс зимней и промысловой одежды также был полностью заимствован от местного аборигенного населения, тогда как домашняя летняя и праздничная одежда сохраняла русский покрой; русскоустьинцы говорили на нижнеиндигирском говоре северного наречия русского языка со значительной долей архаизмов, а также заимствований из языков местных коренных народов - якутов, юкагиров, эвенов; для этого говора была характерна замена звука "с" - на звук "ш", а звука "з" - на звук "ж", например: "старый" - "штарый", "всё" - "вшё", "сосед" - "шушед", "хозяин/хозяйка" - "хожанин/хожайка", и т.д.; в устном народном творчестве русскоустьинцев сохранялось много архаичных как по содержанию, так и по языку форм - былин, песен, сказок, загадок, и т.д.; для духовной жизни русскоустьинцев была характерна своеобразная "двухуровневая" система верований, где верхним уровнем являлось православное христианство, а нижним - немного изменённый шаманизм, заимствованный от местных автохтонных народов; русскоустьинцы как особая этнографическая группа в составе русского этноса сохранились до настоящего времени - они проживают в посёлках Русское Устье и Чокурдах
в дельте реки Индигирки в Якутии;
~ походчане - этнографическая группа смешанного происхождения в составе русских; в целом очень напоминает рассмотренную выше этнографическую группу русскоустьинцев, с которыми походчане на протяжении веков поддерживали разнообразные контакты - торговые, культурные, брачные; так же как и русскоустьинцы, походчане сформировались в первой половине XVII века в низовьях реки Колымы на основе двух групп русских переселенцев, основавших село Походск - поморов и казаков, которые вступали в браки с юкагирскими и в
меньшей степени - с эвенскими женщинами, в результате чего и образовалась этнографическая группа походчан; в отличие от русскоустьинцев, якутское влияние в месте проживания походчан было минимальным, однако здесь имелся такой действующий фактор, как чукчи, которые совершали регулярные нападения на походчан, а также на юкагиров и эвенов вплоть до начала XIX века; говор походчан носил название "сладкоязычие" и достаточно сильно отличался от говора русскоустьинцев; для него была характерна замена звуков "л", "ль", "р", "рь" - звуком "й", например: "голова" - произносилось как "гойова", "золото" - как "зойото", "дорога" - "дойога", "хорошо" - "хойосо", и т.д., а также "соканье" - замена шипящих звуков свистящими, например: "шапка" - произносилось как "сапка", "шуба" - "суба", "живот" - "зивот", "жир" - "зир", и т.д.; хозяйственная деятельность и быт походчан практически не отличались от таковых у русскоустьинцев, тогда как народное творчество несколько отличалось - например, у них был распространён такой его жанр, как андыльщина - любовные песни импровизированного содержания, отсутствовавшие у русскоустьинцев; отличалась и духовная составляющая жизни походчан - их религиозные воззрения и практика демонстрировали абсолютный синкретизм (т.е. смешение и взаимопроникновение), когда православное христианство, пережитки дохристианских языческих верований славян и шаманистские верования местного коренного населения сплелись в тугой клубок и стали неотделимы друг от друга; походчане как этнографическая группа в составе русских частично сохраняются и в настоящее время, хотя давно утратили свой особый говор и другие свои специфические особенности, при этом сохраняя группальную самоидентификацию;
~ марковцы - этнографическая группа смешанного происхождения в составе русских, сформировавшаяся из русских переселенцев нескольких волн - казаков, мещан из некоторых поселений Якутии, крестьян из разных мест - которые обосновались на правом берегу реки Анадырь в её среднем течении, а также из чуванцев, полуоседло живших в этих местах, и юкагиров и эвенов, переселившихся туда из-за богатых промысловых угодий; все эти группы вступали друг с другом в различные - соседские, торгово-обменные, брачно-семейные отношения, в результате чего и образовалась этнографическая группа марковцев; в плане хозяйственной деятельности и материально-бытовой культуры марковцы мало чем отличались от походчан и русскоустьинцев (одним из таких отличий было наличие и постоянное использование стационарных срубных бань), тогда как в духовной жизни марковцев православное христианство (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
доминировало, а шаманистский анимизм занимал гораздо более скромное место по сравнению с русскоустьинцами и особенно с походчанами; говорили на марковском говоре северного наречия русского языка, в котором имелось достаточно много как русских архаизмов, так и лексических заимствований из чуванского, юкагирского и эвенского языков, а также специфическая интонация; марковцы проживают в селе Марково в Анадырском районе ЧАО и частично сохраняют своё этно-группальное самосознание до настоящего времени;
Рассмотренные нами этнографические группы (и особенно - этнографические группы русских Сибири и Дальнего Востока) на первый взгляд могут казаться похожими на многочисленные креольские этносы, возникшие в разных местах нашей планеты в результате колониального освоения новых территорий европейцами, однако это только внешнее сходство; основными критериями различия между ними являются родной язык и самоидентификация: ~ креольские этносы говорят на языках креольского типа (креолях) - сильно упрощённых языках с примитивизированной грамматикой и довольно ограниченным словарным запасом, образовавшихся на основе того или иного европейского языка - португальского, испанского, французского, нидерландского, английского, русского (например - алеутско-медновский креоль) с включением в них лексических, фонетических, грамматических и синтаксических особенностей соответствующих языков местного населения, и самоидентифицируюся как креолы (больше узнать о языках креольского типа можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
~ рассмотренные нами выше этнографические группы в составе русского этноса - говорили на диалектных вариантах русского языка, который являлся для них единственным родным языком, и самоидентифицировались как неотъемлемая часть русского этноса, хотя и несколько отличающаяся от основной его части, демонстрируя то, что можно определить как "единство в многообразии".
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Кроме статей на тему этнографии:
наш канал предлагает вашему вниманию также статьи и на другие интересные темы, а именно:
~ лингвистика:
и др.;
~ религиоведение:
и др.;
~ социология:
и др.;
~ живая и неживая природа:
и др..
Заходите по ссылкам, читайте и комментируйте!
Желаем вам приятного и познавательного чтения!