Романы яг сарэнгэ свэтинела - цыганский костёр всем светит (цыганская поговорка).
Как вы уже наверное догадались, в настоящей статье речь пойдёт о цыганах. А что знает о цыганах обычный среднестатистический житель России или любой другой европейской (или неевропейской) страны? Не ошибусь, если предположу, что достаточно немного. Обычно знания таких людей о цыганах ограничиваются неким стандартным набором противоречивых и зачастую искажённых, а то и попросту ложных сведений. Поэтому пришло время больше узнать о цыганах на нашем канале.
Итак, кто же такие эти цыгане?
Цыгане - это межгрупповая этническая общность, т.е. группа народностей, имеющих общее происхождение и объединённых общим экзоэтнонимом.
Все известные на сегодняшний день территориально-лингвистические группы цыган ведут своё происхождение от довольно небольшой группы людей (предположительно - около 1 000 человек), которая примерно в конце VIII века н.э. покинула территорию Индийского субконтинента, где проживала, по всей вероятности, на территории нынешнего индийского штата Раджастхан - и начала своё путешествие на запад, которое происходило достаточно медленно (например, на преодоление расстояния между северо-западной Индией и юго-восточной Европой (до г. Константинополя на европейском берегу пролива Босфор) у них ушло около 300 (трёхсот) лет, и за это время успело смениться 12 (двенадцать) поколений - цыгане уже упоминаются в византийских хрониках второй половины XI века). По пути некоторые части предков цыган оседали в той или иной местности, благоприятной, по их мнению, для дальнейшей жизни (на территориях Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока, п-ва Малая Азия, в Северной Африке); та же их часть, которая дошла до Европы в XI веке - этим по сути и поставила точку в том процессе, который начался в IV веке н.э. с переселения гуннов из глубин восточной Азии в центральную Европу и закончился переселением из северо-западной Индии в юго-восточную Европу цыган, а нам известен как Великое переселение народов. После переселения цыган на протяжении почти шестисот лет никаких других массовых переселений в Европу извне не происходило.
Именно на принадлежавшей Византии территории Балканского п-ва в период XI - XIV вв. и сформировался тот цыганский язык, на диалектах которого и по сей день говорит большая часть территориально-лингвистических групп цыган Европы (именно по этой причине Балканы часто называют "второй родиной" цыган); цыганский язык входит в состав дардско-индоарийской группы индоевропейской языковой семьи и является
единственным языком из этой группы, распространённым в Евразии за пределами исторического Индостана, а также в Северной Африке; по пути из Индии в Европу этот язык вобрал в себя немало лексики, заимствованной из языков тех народов, на чьих землях цыгане жили в то или иное время - персидского, армянского, греческого, а на Балканах под влиянием местных языков он приобрёл особенности, характерные для языков, входящих в состав Балканского языкового союза - такие, как: ~ совпадение форм родительного и дательного падежей (т.е. по сути - исчезновение родительного падежа); ~ утрата инфинитива; ~ использование субъюнктива в предложениях, состоящих только из глагола в сослагательном наклонении, которые могут выражать просьбу, пожелание, намерение или предложение действия (например: "тэ джяс!" - "иди!"); ~ наличие облигатного к употреблению определённого артикля; и т.д., и сам стал частью этого языкового союза (больше узнать о языковых союзах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Миграция цыган с Балканского п-ва в Центральную и Западную Европу, триггером для которой послужило завоевание большей части Балканского п-ва Османской империей, началась в конце XIV в. - начале XV в., а в Новый Свет цыгане начали переселяться с начала XVIII века.
Цыгане традиционно живут практически во всех странах Европы (кроме Исландии и Мальты), в странах Северной Африки от Египта до Марокко, в западной и центральной частях Азии от Турции до Афганистана, а с XVIII в. также и в Новом Свете (в Северной и Южной Америке), с XIX в. - в Австралии и Новой Зеландии.
Всех цыган можно подразделить на несколько основных ветвей на основании их языков, а именно:
1. Парья - это самая восточная из цыганских территориально-лингвистических групп - они проживают на северо-востоке Афганистана, в Гиссарской долине Таджикистана и в Сурхандарьинской области Узбекистана, недалеко от границы с Таджикистаном; говорили на языке парьясази, который занимает промежуточное положение между индоарийскими языками северо-западной подгруппы (панджаби, лахнда, догри, сараики) и собственно цыганскими языками, распространёнными к западу от мест их расселения; вели оседлый образ жизни; их традиционными занятиями являлись - подённый найм на сезонные сельскохозяйственные работы (прополка, уборка урожая, обмолот и провеивание зерна, и т.д.), а также торговля жевательным табаком (нас), и т.д.;
2. Дом - это цыгане Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока и Северной Африки (крайней западной границей их традиционного проживания был Тунис, а южной границей - суданский город Вад-Медани); говорили на языке домари, принадлежащем к подгруппе собственно цыганских языков в составе индоарийской группы языков; язык домари характеризуется наличием в нём большого количества лексики (более 50%), заимствованной из фарси, арабского и других языков местного населения; многие территориальные группы цыган-домели (мн. ч. от слова "дом") полностью утратили индоарийский язык домари и перешли на этнолекты языков окружающего их оседлого населения.
На территории бывшего СССР проживают следующие территориальные группы цыган-домели: ~ люли/мугат - проживают в Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, в Ошской области Кыргызстана, говорят на языке окружающего населения, имеют свой язык "лавзи мугат/арабча", являющийся этнолектом таджикского языка, содержащий некоторое количество лексики и грамматических элементов индоарийского происхождения и используемый люли в качестве криптолекта/тайного языка (больше узнать о криптолектах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Люли в тёплый период года вели странствующий образ жизни, а на зиму останавливались в городах и кишлаках и брали у местных жителей в аренду дома, в которых жили до весны; исповедовали суннитский ислам; традиционными занятиями люли являлись: исполнение песен, музыки и танцев на свадьбах и праздниках, изготовление ювелирных изделий, барышничество ослами и лошадьми, изготовление лотков, сит, бубнов, плетение чачванов из конского волоса, мелкая лоточная торговля вразнос, гадание, попрошайничество, и т.д.; ещё три группы среднеазиатских цыган-домели жили примерно на тех же территориях, что и люли - это ~ кавол, ~ чистони, и ~ согутарош; по общему образу жизни они почти ничем не отличались от люли - говорили на диалектах таджикского языка, имели свои тайные языки/криптолекты, с помощью которых коммуницировали в присутствии чужаков (согутарош использовали в качестве криптолекта практически тот же язык, что и люли - он был очень похож на тайный язык люли "лавзи мугат/арабча", тогда как криптолекты, использовавшиеся чистони и кавол, сильно отличались как друг от друга, так и от "лавзи мугат"); также эти группы различались между собой и своей профессиональной специализацией: согутарош занимались изготовлением и продажей различных изделий из дерева - сундуков, колыбелей, бубнов, решёт, сит, разнообразной деревянной посуды; кавол были мелкими торговцами-коробейниками вразнос от двери к двери, а чистони специализировались на воровстве; все эти группы придерживались суннитского ислама и вели странствующий образ жизни в тёплый период года, зиму же проводили, живя в арендованных у местного оседлого населения домах; все вышеописанные группы были строго эндогамны. В восточном Закавказье и в иранском Азербайджане также проживала группа цыган-домели, которую местные азербайджанцы называли ~ гарачи, а сами себя они называли "дом"; говорили они на азербайджанском языке, а свой индоарийский язык домари использовали в основном в качестве криптолекта; исповедовали шиитский ислам; традиционными занятиями их были: представления с дрессированными медведями и обезьянами, исполнение музыки и танцев (мужчины), знахарство, гадание, попрошайничество (женщины); на территориях Ближнего Востока и Северной Африки от нынешнего Ирака до Туниса и от Сирии до Судана и Йемена проживало несколько территориальных групп цыган-домели: халаби, сузмани, навари, гурбети, масалиби, ханджари, мирджани, матакли, и т.д., которые традиционно занимались следующими видами деятельности: исполняли песни и танцы (в т.ч. "танец живота"), гадали (женщины), выступали с дрессированными животными, были канатоходцами, оказывали ветеринарные услуги, были кузнецами, татуировщиками, знахарями, музыкантами (мужчины); все эти группы говорили на языке домари, а также на местных диалектах арабского, исповедовали суннитский ислам и вели полуоседлый образ жизни; подвергались дискриминации со стороны оседлого населения.
3. Лом - это цыгане, проживавшие на территориях исторической Армении - Восточной (Закавказье), Западной (северо-восток нынешней Турции к северу от оз. Ван), Киликийской (юго-западная часть восточной Анатолии), северного Курдистана и Грузии; их экзоэтнонимы: гнчу/боша - у армян, мыртыв - у курдов, бошеби - у грузин; говорили на армянском, курманджи, и
грузинском языках, а также на смешанном (больше узнать о смешанных языках можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
парацыганском языке ломаврен, словарный запас которого состоит в основном из лексики индоарийского происхождения с большой примесью слов, заимствованных из фарси, армянского и курдского языков, тогда как грамматика этого языка полностью армянская, а фонетика сохраняет характерные для индоарийских языков особенности; язык ломаврен в основном использовался в качестве культурного идентификатора и/или тайного языка/криптолекта в случаях возникновения необходимости скрыть смысл разговора от находящихся рядом чужих; вели полуоседлый образ жизни - зимой жили в арендованных у местного оседлого населения домах, а в тёплое время года странствовали от одного населённого пункта к другому, предлагая свои услуги и торгуя своим товаром; основными источниками средств существования цыган-ломавтик (мн. ч. от слова "лом") являлись: изготовление и продажа сит для просеивания муки, корзин, лотков для провеивания зерна, щёток для чистки лошадей и ослов, и др. (их изготавливали мужчины, а продавали местному населению женщины, обходя
дома от двери к двери и предлагая свой товар); жестяные работы, ветеринарное дело, исполнение музыки и песен на свадьбах и других традиционных праздниках (мужчины); сбор милостыни (женщины и дети); были приверженцами Армянской Апостольской Церкви (армянские и грузинские цыгане-ломавтик) или исповедовали суннитский ислам (курдские цыгане-мыртыбан); в обществе имели низкий социальный статус, были традиционно эндогамны и жили обособленно от местного оседлого и/или кочевого скотоводческого населения; после событий 1915-1923 гг., повлекших за собой разрушение традиционных общественных отношений и взаимосвязей в условиях жизни армян в диаспоре, цыгане-ломавтик начали быстро интегрироваться в армянский социум с одновременной этнической ассимиляцией в армянской среде, в том числе и за счёт смешанных браков, которые хотя и были нежелательны для обеих сторон, но стали уже допустимыми; что касается курдских цыган-мыртыбан, то они к половине ХХ в. также интегрировались в курдский этнос, просто став считаться одним из курдских аширетов (племён), сохраняя при этом низкий социальный статус в курдском обществе;
4. Ром - это самая крупная (как по своей общей численности, так и по количеству входящих в её состав территориально-лингвистических групп) этно-языковая ветвь цыган; цыгане-ромалэ (мн. ч. от слова "ром") наиболее широко расселены по странам мира - они есть практически в любой стране Европы, а также в Сибири, в Центральной и Западной Азии, в Северной Африке, в Северной и Южной Америке, в Австралии и в Новой Зеландии.
Цыгане-ромалэ подразделяются на множество территориально-лингвистических групп, которые можно сгруппировать в три кластера по критерию сохранности у них цыганского языка: А) ^- группы с в разной степени сохранным цыганским языком; Б) *- группы, использующие парацыганские языки (§ от греческого "παρα" - около, возле; мимо; парацыганские языки - представляют собой смешанные языки с преобладанием лингвистических характеристик неиндоарийского характера, но с наличием значительного количества лексики цыганского происхождения, а также некоторых типологических, морфологических и синтаксических особенностей, свойственных цыганскому языку); В) °- группы, полностью утратившие цыганскую речь и перешедшие на языки окружающего оседлого населения. Также все цыгане-ромалэ делятся на группы по критерию места своего изначального формирования на территории Европы, а именно:
а) сформировавшиеся на Балканском п-ве к югу от р. Дунай: ^арлия, ^фечира, ^румелиа, ^джамбаза, *чергарья (все эти группы жили на
территории нынешних - европейской части Турции, северо-восточной
Греции, Северной Македонии, Болгарии, южной части Сербии - и занимались наёмными подёнными сельскохозяйственными работами у местных крестьян, плетением корзин, изготовлением деревянной посуды, кузнечеством, мелкой торговлей, исполнением музыки и танцев; мусульмане-сунниты), *мачвая (живут во многих странах; занимались кузнечеством, лужением, торговлей лошадьми; в настоящее время основной доход приносит торговля автомобилями; христиане), *чурари (жили в Черногории, занимались изготовлением и продажей решёт, сит, лотков и т.д.; православные христиане), *крымы (жили в Крыму и на прилегающих территориях, занимались кузнечеством, ювелирным делом, мелочной торговлей вразнос, торговлей лошадьми, выступали с дрессированными медведями, исполняли музыку на праздниках; исповедовали суннитский ислам; для них были обычны смешанные браки с крымскими татарами), ^заргар (живут на северо-западе Ирана; основное занятие - изготовление и продажа ювелирных изделий; мусульмане-шииты);
б) сформировавшиеся на территории т.н. "дунайских княжеств" - Валахии, Молдовы, Трансильвании (с 1385 г. по 1856 г. в дунайских княжествах все цыгане находились в рабстве у местной аристократии - князей и бояр; рабов можно было продавать и/или менять семьями или поодиночке, можно было наказывать и всячески истязать; рабы делились на ~ дворовых/домашних, оседло живших непосредственно в поместье хозяина и выполнявших различные виды работ (они были слугами/служанками, музыкантами, поварами, кузнецами, ювелирами, столярами, садовниками, уборщиками, и т.д.) - это °ватраши и °баяши; они полностью утратили цыганский язык и перешли на румынский; то же можно сказать и о цыганской традиционной материальной и духовной культуре, которая также была по большей части утрачена в процессе длительного вынужденного взаимодействия их с румынами; ватраши и баяши также сильно смешались с румынами и физически (многие молодые цыганки становились наложницами своих хозяев, а дети, рождавшиеся в результате таких связей, считались цыганами); ~ полуоседлых - в тёплое время года они занимались добычей золота на рудниках и в горных реках, а в холодное время года жили оседло на окраинах деревень и занимались изготовлением ложек, сит, прялок, веретён, корыт и других изделий из дерева, которые затем продавали местному оседлому румынскому населению - это °рудари/лингурари, которые также полностью утратили цыганский язык и перешли на румынский; ~ странствующих - они были отпущены своими хозяевами
на оброк и вели традиционный цыганский образ жизни, однако раз в году - в день святого Василия - должны были приезжать в усадьбу своего господаря и выплачивать причитающийся ему оброк, в случае неуплаты которого должника могли подвергнуть физическому наказанию и сделать сервом (в качестве погашения долга заставить обрабатывать хозяйскую землю, получая за это только еду, одежду и место для ночлега) - это ^урсари (живут в Молдове; раньше выступали с дрессированными медведями), ^кэлдэрари (живут практически повсеместно; занимались кузнечеством, лужением, гаданием, сбором милостыни), °украинские сэрвы и *поволжские сэрвы (происходят от беглых крепостных (сервов) из Валахии и Молдовы, живут на большей части территории Украины (кроме западной) и в российском Поволжье; занимались разнообразной торговлей), ^кишинёвцы (живут в Молдове и на юге России; были сапожниками, корзинщиками, торговцами), ^плащуны (живут на юге России; зарабатывали на жизнь преимущественно попрошайничеством, а также различными криминальными способами); были также группы никогда не бывших в рабстве свободных странствующих цыган - это ^лаеши (живут в Румынии и во многих других местах) и ^влахуря (живут во многих местах России и Европы), занимавшиеся кузнечеством (мужчины) и сбором милостыни (женщины);
Все цыгане этой группы были православными христианами (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
в) сформировавшиеся на территории Карпато-Паннонского региона: ^богемска рома (жили на территории исторической области Богемия в Чехии, занимались торговлей лошадьми, были коробейниками, жестянщиками и музыкантами), ^лаллери (жили в Судетских горах в северо-западной Чехии, были кузнецами и столярами), ^бергитка рома (живут на юге Польши и на севере Словакии, в исторической области Гуральщизна в Карпатских горах; основными занятиями являлись кузнечество и исполнение музыки на свадьбах и других праздниках местного оседлого населения); ^ловари (живут во многих странах; основными занятиями являются: ранее - торговля лошадьми, в настоящее время - торговля автомобилями, антиквариатом, ювелирными изделиями); все цыгане этой группы исповедовали христианство в форме католицизма;
г) сформировавшиеся на территории Западной Европы: ^синти, ^мануш (синти жили в германоязычных странах, в Италии, на севере Балкан - в Словении и Хорватии; мануш - во Франции, Бельгии, Нидерландах; обе
группы занимались исполнением музыки и танцев, жонглёрством и показом
фокусов, лужением котлов и другой посуды, заточкой инструментов, гаданием и сбором милостыни, а также принимали участие в криминальной деятельности), *эрроминчела (жили в Стране Басков, Наварре и Беарне; были кузнецами, лудильщиками, мелкими торговцами), *иберийские кале (жили на юго-западе Франции, на территории современной Испании - в Каталонии, Валенсии, Мурсии, Кастилии и Ла-Манче, Эстремадуре, Андалузии, а также в Португалии и в Северной Африке - от Марокко до Туниса, с XVII в. известны в Южной Америке; были кузнецами, корзинщиками, подёнными сельскохозяйственными работниками, подсобными строительными рабочими, официантами, тореадорами, торговали подержанными вещами и антиквариатом, исполняли танцы и музыку фламенко, и т.д.); *валлийские кале (жили на территории Уэльса, были кузнецами, лудильщиками, занимались обработкой меди и олова, разнообразной торговлей, женщины гадали), *финские каале (жили на территории нынешней Финляндии и северо-восточной Швеции, занимались кузнечеством, лужением, торговлей и сбором милостыни), *английские романичел (жили на территории Англии и исторической области Бордерс в Шотландии, занимались обработкой олова и меди, лужением, кузнечеством, торговлей поношенными вещами, барышничеством лошадьми, и т.д.), *скандинавские романисэл (жили в Дании, южной Норвегии и на большей части Швеции, были лудильщиками, занимались кузнечным ремонтом сельхозинвентаря, подковыванием лошадей, нанимались на подённые сельхозработы к местным оседлым фермерам), *эстонские мустласед (жили на территории Эстонии, по образу жизни и занятиям были сходны с романисэл), ^балтийские лотвы (проживали на территории нынешних Латвии и Литвы, основными занятиями были торговля лошадьми, торговля одеждой, обувью и другими вещами, гадание), ^польска рома, ^руска рома (как следует из названия каждой из групп - польска рома жили на территориях, населённых поляками, а руска рома жили на территории Российской империи; занятия обеих групп были схожи - они занимались торговлей лошадьми, гаданием, исполнением музыки и песен); все цыгане этой группы придерживались христианства в той его форме - католицизма, православия или одной из деноминаций протестантизма - которая преобладала у местного оседлого населения на территориях их проживания;
д) группы неопределённого происхождения, не связанные с другими территориально-лингвистическими группами цыган (не считают себя цыганами, сохраняют замкнутость и сепарируются как от местного нецыганского населения, так и от других групп цыган): °йевгьйит ("египтяне"- оседло проживают в некоторых городах Косова и Метохии, Северной Македонии и Албании; полностью утратили цыганский язык, говорят только на албанском; мусульмане-сунниты; ремесленники и музыканты); °ашкали (оседло живут в Косово и Метохии; родной язык - албанский; мусульмане-сунниты; занимаются чеканкой, изготовлением изделий из серебра, другими ремёслами), °ковачи (живут в Черногории; родной язык - сербский; православные христиане; кузнецы), °маджюпы (живут в Косово и Албании; родной язык - сербский; мусульмане-сунниты; кузнецы, лудильщики, мелкие торговцы); °милеты (живут в Косово и Метохии; родной язык - турецкий; мусульмане-сунниты; ремесленники).
Для всех без исключения вышеописанных территориально-лингвистических групп цыган были характерны некоторые общие особенности, свойственные только им и отсутствовавшие у похожих на них образом жизни и некоторыми культурно-бытовыми чертами т.н. странствующих цыганообразных групп нецыганского происхождения, о которых можно узнать больше из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:
Эти особенности таковы:
1. Наличие представления о ритуальной нечистоте/осквернённости женщин фертильного возраста в области ниже пояса; на разных цыганских диалектах называется по-разному: мелалибэ/мэхавибэн/махарипэ/мархимо/магрибэн/магирдо/пэкэлимос и т.д.; заключается в том, что женщина после начала у неё месячных в юности и до наступления менопаузы в зрелом возрасте является носительницей ритуальной скверны, которая может передаваться другим людям при контакте, например - с юбками или обувью женщины (поэтому вещи, носимые ниже пояса, стираются отдельно от вещей, носимых выше пояса, а женские вещи - отдельно от мужских и детских вещей); барьером, нейтрализующим воздействие скверны на окружающее пространство и людей, считается/является такая деталь женской одежды, как фартук (поди), прикосновение к которому не оскверняет и который преграждает путь скверне, исходящей от одежды, поверх которой он надет;
2. Деление всех людей на две категории - цыган и гаджё (всех остальных/ нецыган); правила поведения цыган по отношению к другим цыганам и по отношению к гаджё/нецыганам довольно сильно отличались между собой;
3. Наличие "ветвей власти": ~ главы табора/общины (исполнительная власть) - он назывался пхуро ром/ром баро/баро шэро/вайда, и т.д. - и представлял табор/общину во взаимоотношениях с местной официальной властью, осуществлял текущее руководство повседневной жизнью и деятельностью табора/общины и решал периодически возникающие проблемы различного характера, защищал интересы членов табора/общины от неблагоприятных внешних факторов; ~ цыганского суда (судебная власть) - назывался крис/сэндо/давиа, осуществлялся уважаемыми старейшинами - главами родов и больших семей, хорошо знавшими ~ Романипэ - предписания и запреты, определяющие все аспекты жизни цыган (Романипэ исполнял роль третьей "ветви власти" - законодательной, т.е. сформировавшийся за столетия свод обычаев и правил жизни цыган играл роль неписаного закона, регулирующего жизнь традиционного цыганского социума); все спорные вопросы, возникающие в процессе жизни табора/общины, которые не мог единолично решать ром баро/вайда, решались именно цыганским судом, решения которого были обязательны к исполнению для всех членов табора/общины;
Следует также отметить, что странствующий уклад жизни был характерен далеко не для всех территориально-лингвистических групп цыган (хотя изначально всем цыганам был свойствен именно такой уклад жизни) - например, в Средней Азии, Закавказье, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, на Балканах многие цыганские территориально-лингвистические группы жили оседло в особых цыганских кварталах городов и посёлков; в странах с холодными зимами цыгане странствовали сезонно (в тёплое время года), проводя зиму в арендуемых у местного оседлого населения домах; полностью странствующий образ жизни был характерен только для некоторых территориально-лингвистических групп цыган Западной и Центральной Европы (прежде всего для цыган Великобритании, Франции, северной Италии, Нидерландов, Австрии, Швейцарии, различных немецких государств, располагавшихся на территории нынешней Германии, а также Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии). Однако и для странствующих, и для полуоседлых/сезонно-странствующих, и для полностью оседлых территориально-лингвистических групп цыган общей для них особенностью было то, что все они (за исключением сэрвов в период их проживания в Валахии и Молдове в качестве крепостных, которых их румынские хозяева принуждали к занятию земледелием) не относились ни к одному из существовавших в доиндустриальном человеческом обществе хозяйственно-культурных типов потому, что добывали средства для своего жизнеобеспечения не из окружающей природно-материальной среды в результате взаимодействия с ней определённым образом - присваивая её дикие ресурсы посредством собирательства, охоты и рыболовства или производя эти ресурсы посредством ведения скотоводческого и/или земледельческого хозяйства - а получая эти ресурсы от окружающего местного оседлого земледельческого и/или кочевого скотоводческого населения в обмен на предоставляемые этому населению различные услуги или производимые товары, т.е. самостоятельно не занимались непосредственно добычей/производством необходимых им продуктов питания (больше узнать о хозяйственно-культурных типах и об укладах жизни можно их тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
Во всех местах своего проживания цыгане в разной степени в той или иной форме всегда сталкивались со стигматизацией и дискриминацией со стороны местного оседлого населения, что обусловливалось следующими причинами: ~ внешними отличиями цыган от местного населения, служившими постоянным напоминанием этому населению о чужеродности цыган; ~ непонятностью различных изводов цыганского языка для местных оседлых жителей и проистекающим из этого недоверием к цыганам с их стороны; ~ своеобразным образом жизни цыган, очень отличающимся от образа жизни местного оседлого населения; ~ участием некоторых групп цыган в деятельности, связанной с нарушением закона; ~ этно-группальной замкнутостью цыган и слабой их подконтрольностью официальным властям той или иной страны; и т.д.. При этом так или иначе цыгане за время своего многовекового соседства и взаимодействия с теми народами, среди которых они жили - смешивались и ассимилировались с ними с разной степенью интенсивности в зависимости от конкретных местных условий (например, большая степень физического смешения и культурной ассимиляции отмечается для таких групп цыган, как ломавтик/мартыбан в Армении и Курдистане, как некоторые группы цыган-домели в Северной Африке, как цыгане-крымы в Крыму, как ватраши, баяши, рудари/лингурари в Румынии, как иберийские кале в Испании и Португалии, как английские романичел в Великобритании, как ашкали и милеты в Косово и Метохии, и т.д.; физическое смешение в этих случаях обусловливалось либо допустимостью смешанных браков для обеих сторон, либо же распространённостью внебрачных, часто насильственно-принудительных сожительств (как это имело место в Валахии и Молдове в отношении цыганок-рабынь из групп ватрашей и баяшей со стороны их румынских хозяев); другие группы цыган, в т.ч. и ведшие очень замкнутый странствующий образ жизни - также смешивались с местным населением посредством похищения детей местных жителей и их последующего усыновления/удочерения цыганскими семьями, а также усыновления/удочерения сирот-беспризорников; такие дети говорили
по-цыгански, воспитывались в цыганской культуре и становились полноправными членами цыганского сообщества, считали себя цыганами (хотя физически ими не являлись), а по достижении необходимого возраста вступали в брак с цыганами по рождению, вливая свою кровь в общий поток романо рат - цыганской крови.
Завершая наш обзор, нельзя не отметить тот факт, что цыгане внесли очень
весомый вклад в развитие музыкальной культуры вообще и отдельных
её направлений и жанров - в частности - многих народов Передней Азии, Северной Африки и Европы - армян, турок, арабов Леванта и Египта, крымских татар, русских (вокально-инструментальный жанр "цыганского романса"), словаков, венгров (жанр инструментальной музыки "uj zene"), румын (жанр инструментальной музыки "taraf lautaresc"), сербов, бошняков, греков, испанцев (музыкально-песенно-танцевальный жанр "flamenco"), и др..
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!