Найти в Дзене

Мореплаватели облачного заката: индейцы северо-западного побережья, создавшие раннеклассовое общество на базе присваивающего типа хозяйства.

Наверное, многие из нас в разное время читали рассказы такого писателя, как Джек Лондон, в том числе и посвящённые американскому
Северу, в которых он талантливо описал полную опасностей, тяжёлого труда и лишений жизнь золотоискателей, китобоев, погонщиков собачьих упряжек и т.д., а также коренных жителей этих мест - индейцев разных племён - как ведущих жизнь кочевых охотников в бескрайней тайге внутренней Аляски и Северной Канады, так и оседло живущих на тихоокеанском побережье рыболовов. Именно об этих индейцах писал Джек Лондон в таких своих рассказах, как "Великий кудесник", "Нам-Бок - лжец", и др.. И именно о них я и хочу рассказать нашим читателям в настоящей статье.

А начну я свой рассказ с описания природных условий на территориях проживания тех, о ком собираюсь рассказать ниже. С этого нужно начать для того, чтобы понимать, насколько эти условия уникальны и благоприятны для жизни и деятельности человека. Итак, начнём.

Северо-западное  побережье  Северной  Америки - физическая  карта
Северо-западное побережье Северной Америки - физическая карта

Интересующая нас территория располагается на северо-западе континента Северная Америка, на узкой полосе тихоокеанского побережья, протянувшейся от полуострова Кенай на севере до мыса Мендосино на юге. Это побережье изрезано фьордами, заливами, устьями рек в виде риасов и эстуариев, и почти на всём протяжении от крайнего севера описываемой области (п-ова Кенай) до крайней южной её точки (мыса Мендосино) окаймлено многочисленными островами - как одиночно расположенными, так и образующими обширные архипелаги, которые отделены друг от друга и от материкового побережья узкими извилистыми проливами - саундами (больше узнать о разных типах островов и берегов можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

От внутренних частей материка побережье отделено береговыми хребтами Скалистых гор, которые являются климатическим барьером между побережьем и западными склонами гор - с одной стороны, и внутриконтинентальными территориями - с другой, перехватывая насыщенные влагой воздушные массы с Тихого океана, в результате чего на западных склонах береговых хребтов и на прибрежной низменности наблюдается избыточное увлажнение - в разных локациях северо-западного
побережья
К (коэффициент увлажнения) составляет от 1,5 до 1,8. Вдоль всего северо-западного побережья проходит тёплое Аляскинское течение, которое его и обогревает, что обусловливает существующую там широтную температурную аномалию - когда средние годовые температуры на
побережье превышают обычные для соответствующих широт средние годовые температуры на 5°С - 7°С (например, средняя годовая температура (далее - t°ср.год.) в г. Сьюард, расположенном на широте 60°07'28'' с.ш. на п-ве Кенай, составляет +4,7°С (для сравнения: в посёлке Форт-Лиард, расположенном на широте 60°14'21'' с.ш., но далеко к востоку от Скалистых гор на внутриконтинентальной территории, средняя годовая температура составляет -0,6°С; т.е. для г. Сьюард широтная температурная аномалия составляет +5,3°С в сравнении с обычной среднегодовой температурой на этой же широте); в г. Ванкувер, расположенном на широте 49°15'39'' с.ш., t°ср.год. составляет +10,5°С, а в г. Виннипег, расположенном практически на той же широте - 49°53'04'' с.ш., но далеко на восток от Скалистых гор, в канадской провинции Манитоба - t°ср.год. составляет +2,9°С, т.е. для г. Ванкувер широтная температурная аномалия составляет +7,6°С; и т.д.). Северо-западное тихоокеанское побережье на всём своём протяжении
отличается мягким океаническим климатом - прибрежные воды никогда не замерзают, зимы в северной части побережья мягкие, а в южной части тёплые. Следствием всего этого является то, что на побережье и на западных склонах береговых хребтов Скалистых гор от мыса Мендосино и до п-ва Кенай произрастают густые высокоствольные дождевые хвойные леса из ситхинской ели, туи гигантской, пихты Лоуа, дугласии, кедра ладанного, кипарисовика Лавсона и других видов хвойных деревьев, которые зачастую достигают просто огромных размеров. Для этих лесов всегда было характерно большое разнообразие и изобилие фауны, а местные реки - Коппер-Ривер, Насс, Скина, Салмон-Ривер, Фрейзер, Колумбия, Рог-Ривер, Кламат и др. - были чрезвычайно богаты различными видами рыбы, и особенно лососевыми, которые огромными массами поднимались в верховья этих рек на нерест. В прибрежной акватории вдоль всего описываемого побережья произрастали настоящие подводные леса из бурых водорослей-макрофитов, длина талломов/стеблей которых могла достигать 60 м; они были населены разнообразными видами морской фауны - морскими ежами, голотуриями, морскими звёздами, многими видами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков, крабов, креветок, рыб, и т.д.; прибрежные воды изобиловали также морскими млекопитающими - такими, как каланы, сивучи, морские львы, несколько видов дельфинов, косатки, серые и горбатые киты, и т.д.. Это было поистине благодатное место для жизни человека.

Типичный  пейзаж  северо-западного  побережья  Северной  Америки
Типичный пейзаж северо-западного побережья Северной Америки
В высокоствольном  дождевом  хвойном  лесу  северо-западного  побережья
В высокоствольном дождевом хвойном лесу северо-западного побережья
Лес  бурых  водорослей
Лес бурых водорослей
Лосось  идёт  на  нерест
Лосось идёт на нерест
Каланы
Каланы
Сивучи  на  лежбище
Сивучи на лежбище
Горбатые  киты  на  кормёжке
Горбатые киты на кормёжке
Косатки
Косатки

И в этом благодатном месте, в условиях мягкого океанического климата и изобилия разнообразных природных ресурсов проживал целый ряд коренных этнических общностей, говоривших на языках, относившихся к нескольким неродственным друг другу языковым семьям, а также на нескольких языках-изолятах. В силу того, что от остальной части материка северо-западное побережье отделяют цепи Скалистых гор, которые сильно затрудняли сообщение между побережьем и внутренними территориями североамериканского континента, связи между населявшими побережье и внутренние области этносами поддерживались только по рекам - Колумбии, Фрейзеру, Кламату и др., однако они были довольно ограниченными. Связи же между населявшими рассматриваемую территорию - северо-западное тихоокеанское побережье - этносами благодаря наличию удобных водных путей сообщения всегда были достаточно тесными и разнообразными, что обусловило значительное сближение, диффузию и взаимное влияние их материально-хозяйственной, нематериальной и духовной культуры, и позволяет говорить об особой культурно-исторической области - Северо-Западном побережье Северной Америки, о населявших которую этнических общностях мы и расскажем ниже.

Этносы  северной  части  северо-западного  побережья - чугачи, эйяки, тлинкиты, хайда
Этносы северной части северо-западного побережья - чугачи, эйяки, тлинкиты, хайда

Итак, кто же населял северо-западное побережье Северной Америки в середине XVIII в. - времени начала постоянных контактов между местным населением и различными европейцами - испанцами, англичанами, французами и русскими? Это были следующие этнические общности: ~ южную половину п-ва Кенай, о. Монтагью и другие более мелкие острова, а также побережье вплоть до нижнего течения реки Коппер-Ривер населяли чугачи/чугачигмют; ~ их соседями на юго-востоке были эйяки, которые занимали побережье между рекой Коппер-Ривер на севере и северным берегом залива Якутат на юге; ~ к юго-востоку от эйяков между заливом Якутат и Портлендским фьордом на юге жили тлинкиты, которые занимали также все острова архипелага Александра, кроме южной части о. Принца Уэльского; ~ в южной части о. Принца Уэльского, а также на о-вах Королевы Шарлотты жили хайда; ~ южнее Портлендского фьорда и до пролива Милбанк, по берегам рек Насс и Скина жил народ цимшиан; ~ территории южнее пролива Милбанк и до юго-восточной части о. Ванкувер и противолежащей ей части побережья материка занимали родственные друг другу племенные общности - хейлтсук, хайсла, уикинуксв, квакиютль, а западную часть о. Ванкувер населяли племена нитинат и нутка; родственный им народ маках занимал крайний северо-запад территории нынешнего штата США - Вашингтон возле мыса Флаттери; ~ к востоку от макахов вокруг системы длинных и узких фьордов Пьюджет-Саунд проживали береговые сэлиши, относившиеся к разным племенам - бела-кула/нухалк, халкамелем, нуксак, сквамиш, лушуцид, комокс, твана, клаллам, пентлач, чехалис, квинолт, и др.; ~ к югу и юго-востоку от племени маках, в окружении сэлишей жили индейцы чемакум и квилеут; ~ по обоим берегам нижнего течения и эстуария реки Колумбия жили такие индейские этносы, как клацоп, каулиц, чинук; квалиоква, клатсканай; ~ южнее располагались земли тилламуков, а к югу от них - земли народа силетц; ~ ещё южнее жили народы якина и алси; ~ далее к югу проживало племя саюсло; ~ южнее саюсло жили народы ханис и милук; ~ ещё южнее располагались территории племён ампква, рог-ривер, четко и толова; ~ к юго-востоку от толова жили кароки, к югу от которых проживали чимарико; ~ западнее чимарико жили юроки, а южнее юроков - родственные им вийоты; ~ и наконец, самую южную часть описываемой культурно-исторической области в районе мыса Мендосино занимали родственные
друг другу племена
като, маттоле, хупа и вайлаки.

Этносы  центральной  части  северо-западного  побережья  Северной  Америки
Этносы центральной части северо-западного побережья Северной Америки

Все эти этнические сообщества говорили на разных языках, относившихся к целому ряду неродственных между собой языковых семей, а также на нескольких языках-изолятах, а именно: а) на языке эскимосско-алеутской языковой семьи говорили чугачи/чугачигмют; б) на языках семьи на-дене/атапаскской говорили: эйяки, тлинкиты, квалиоква, клатсканай, ампква, рог-ривер, четко, толова, хупа, маттоле, вайлаки, като; в) на языках цимшианской языковой семьи говорили племена смалгах, сгююкс, нисгаа и гитксан; г) языки вакашской языковой семьи использовались этническими сообществами хайсла, хейлтсук, квакиютль, уикинуксв, нутка, нитинат, маках; д) языки сэлишской языковой семьи были распространены среди таких племён, как бела-кула/нухалк, халкамелем, нуксак, сквамиш, лушуцид, твана, клаллам, пентлач, комокс, чехалис, квинолт; тилламук, силетц; е) на языках чимакумской семьи говорили индейские этносы чимакум и квилеут; ж) языки чинукской семьи языков использовались народами клацоп, каулиц и чинук; з) на языках алсейской языковой семьи говорили племена якина и алси; и) языки кусской языковой семьи использовались племенами ханис и милук; к) на языках алгской семьи языков говорили юроки и вийоты; л) также на северо-западном побережье проживали племена, говорившие на языках-изолятах, не имевших языковых родственников; это такие этнические сообщества, как: ~ хайда; ~ саюсло; ~ карок; ~ чимарико.

Этносы  южной  части  северо-западного  побережья  показаны  в  верхней  левой  части  карты
Этносы южной части северо-западного побережья показаны в верхней левой части карты

Следует также отметить такую интересную лингвистическую особенность северо-западного тихоокеанского побережья, как наличие торгового пиджина чинук вава, который возник в середине XVIII в. в низовьях реки Колумбия на базе языка чинук и с включением большого количества лексических заимствований из других индейских языков тихоокеанского Северо-Запада как межплеменной торговый пиджин в условиях интенсивных торгово-обменных отношений между говорившими на разных взаимонепонимаемых языках индейскими племенными этносами, проживавшими в разных частях рассматриваемой культурно-исторической области. С началом регулярных контактов с европейцами с начала XIX в. чинук вава вобрал в себя много лексических заимствований также и из европейских языков - французского, английского, испанского (например, около 15% лексики чинук вава заимствовано из французского языка, и ещё около 10% - из других европейских языков). Торговый пиджин чинук вава был распространён в качестве языка торговли и межплеменных контактов очень широко - от Аляски на севере до Калифорнии на юге, а также и за пределами побережья - на территории нынешних штатов США - Айдахо и Монтаны; он был в употреблении до начала Второй Мировой войны и перестал использоваться только в начале 70-х годов ХХ века.

Рыба-свеча
Рыба-свеча

Главным источником средств к существованию всех этносов тихоокеанского северо-западного побережья было рыболовство, которое являлось основным их занятием. Огромное значение имела ловля рыбы разных видов лососевых, которую добывали и заготавливали впрок - сушили, вялили и коптили - в очень больших количествах; также в больших количествах запасали икру лососёвых рыб, которую сушили с целью длительного хранения. Второе место по хозяйственной значимости для индейцев северо-западного побережья занимала добыча рыбы-свечи (Thaleichthys pacificus) из семейства сиговые, которая в период нереста содержала до 15% жира (её жир вытапливали и запасали в огромных количествах - до 2000 литров на человека ежегодно; он был любимой приправой ко всем блюдам местной кухни, большие его объёмы продавали материковым племенам, жившим к востоку от Скалистых гор, а также северным морским охотникам - эскимосам и алеутам). Ловили также навагу, палтуса, камбалу, треску, сельдь и другие виды рыбы. Рыба была поистине основой жизни всех этносов северо-западного побережья Северной Америки. Важное значение имело также морское прибрежное собирательство различных морепродуктов - ракообразных, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, морской капусты, а также охота на морского зверя - каланов, дельфинов, тюленей, сивучей и морских котиков; охотой на китов занимались не все, а лишь некоторые племена северо-западного побережья - например, такие, как чугачигмют, хайда, квакиютль, нутка, маках, квинолт, квилеут, и др..

Меньшее значение имела охота на сухопутную дичь, а также лесное собирательство. Охотились на лосей, оленей, снежных коз, медведей, волков, бобров, зайцев, а также на пернатую дичь - куропаток, гусей и уток. Объектами лесного собирательства были дикие фрукты и ягоды и различные корни и луковицы.

Снежные  козы
Снежные козы

Большую часть продукции рыболовства, охоты и собирательства заготавливали впрок - рыбу и мясо сушили и вялили на солнце, коптили, а фрукты, ягоды и коренья заливали рыбьим жиром или засушивали в виде прессованных плиток. Умение запасать пищевые продукты впрок и хранить их в течение длительного времени было необходимым условием для осуществления меновой торговли с индейцами внутренних частей североамериканского континента - с охотничьими племенами северной тайги, с племенами Плато и Большого Бассейна, а также с морскими зверобоями островов - эскимосами о. Кадьяк и алеутами Алеутских о-вов.

Традиционный  дом  тлинкитов  с  тотемным  столбом
Традиционный дом тлинкитов с тотемным столбом
Дом  тлинкитов
Дом тлинкитов
Дом  тлинкитов
Дом тлинкитов

Дом  хайда  с  тотемным  столбом
Дом хайда с тотемным столбом
Традиционный  дом  квакиютль  с  тотемными  столбами
Традиционный дом квакиютль с тотемными столбами

Материально-бытовая, нематериальная и духовная культура индейских этносов северо-западного побережья Северной Америки демонстрировала высокую степень схожести, что было обусловлено, с одной стороны - изолированностью побережья от внутриконтинентальных территорий горными хребтами, а с другой стороны - наличием удобных водных путей сообщения, связывавших все части рассматриваемой культурно-исторической области - от самых северных до самых южных - между собой. Эта схожесть проявлялась на всех уровнях - начиная от таких базовых элементов материально-бытовой культуры, как тип традиционного жилища, с небольшими локальными особенностями бытовавший на всей территории рассматриваемой культурно-исторической области (это прямоугольный в плане дом, который мог быть разных размеров - например, в северной части побережья такие дома обычно имели размеры 30 м х 10-15 м, а в южной части они были значительно меньше - обычно 12-15 м х 7-10 м; строились эти дома из кедровых досок, которые соединяли между
собой каркас из четырёх вертикально вкопанных угловых опорных кедровых столбов, между которыми в качестве промежуточных опор вкапывались брёвна меньшей толщины; они служили опорой боковым балкам, а ещё три столба вкапывались в центре дома и посередине каждого из торцов - они служили опорой для коньковой балки, поддерживавшей двускатную дощатую крышу дома; перед домом (у хайда - перед каждым, у других племён - только перед домом вождя, или перед домами вождя и шамана) ставили
тотемный столб, на котором были вырезаны и ярко раскрашены тотемы - животные-покровители и/или легендарные прародители рода - орлы, медведи, лягушки, косатки, вороны, киты, и др.).

Традиционный  дом  чинуков
Традиционный дом чинуков
Ещё  один  чинукский  дом
Ещё один чинукский дом
Традиционный  дом  юроков
Традиционный дом юроков
Традиционный  дом  юроков
Традиционный дом юроков
Традиционный  дом  хупа
Традиционный дом хупа
Традиционный  дом  хупа
Традиционный дом хупа

Другим элементом материальной культуры, общим для всех этносов северо-западного побережья, были лодки, которые подразделялись на несколько конструкционных типов в зависимости от выполняемых на них задач (например, это могли быть лодки, предназначенные для рыбной ловли в реках (это были небольшие лодки, вмещающие 2-3 человека); лодки, предназначенные для рыбной ловли в море недалеко от берега; лодки для охоты на морского зверя и рыбной ловли вдали от берега; лодки для военных экспедиций (могли достигать длины около 15 м и вмещать до 100 человек); лодки для длительных торговых плаваний по морю на большие расстояния (могли достигать в длину до 10 м и брать на борт груз до 2 тонн); и т.д.). Все типы лодок выдалбливались из одного кедрового ствола и отличались лёгкостью и маневренностью; лучшие лодки на северо-западном побережье изготавливались мастерами народа хайда и повсеместно ценились очень высоко, чуть проще были лодки от мастеров нутка и бела-кула, на которые также был высокий спрос на всём побережье.

Традиционная  лодка  народов  северо-западного  побережья  Северной  Америки
Традиционная лодка народов северо-западного побережья Северной Америки

Хайда  в  традиционной  лодке
Хайда в традиционной лодке
Военное  каное  хайда  в  Историческом  музее  в  Оттаве, Канада
Военное каное хайда в Историческом музее в Оттаве, Канада
Квакиютль  плывут  по  морю  в  традиционных  лодках
Квакиютль плывут по морю в традиционных лодках
Индейцы  квакиютль  в  лодках
Индейцы квакиютль в лодках
Хайда  в  лодке
Хайда в лодке

Благодаря изобилию разнообразных пород хвойных деревьев у индейцев северо-западного тихоокеанского побережья была весьма развита резьба по дереву, которая находилась на очень высоком художественном уровне - индейские резчики с помощью инструментов из камня и кости изготавливали множество изделий из дерева, отличавшихся пропорциональностью форм и чистотой линий - тотемные столбы, различную хозяйственную утварь (покрытые резьбой сундуки, посохи вождей, ритуальные маски, погребальные урны, разнообразную деревянную посуду, и т.д.). Индейские женщины достигли высокого уровня мастерства в таких ремёслах, как плетение корзин, шляп, накидок, циновок, и т.д. - из расщепленных корней ситхинской ели, из луба и лыка (особенно ценились плетёные изделия мастериц народа квакиютль). Также было повсеместно распространено ткачество - из шерсти собак особой породы и из шерсти и пуха снежных коз индейские ткачихи изготовляли шерстяные накидки, которые ценились очень высоко и их носили только вожди и просто очень состоятельные люди; особенно высоко ценились накидки, сотканные тлинкитскими и макахскими мастерицами.

Тотемные  столбы (хайда)
Тотемные столбы (хайда)
Резной  сундук  для  хранения  вещей (хайда)
Резной сундук для хранения вещей (хайда)
Вырезанная  из  дерева  шлем-маска  в  форме  головы  тюленя (чугачи)
Вырезанная из дерева шлем-маска в форме головы тюленя (чугачи)
Традиционная  шляпа, сплетёная  из  расщеплённых  корней  ситхинской  ели (чугачи)
Традиционная шляпа, сплетёная из расщеплённых корней ситхинской ели (чугачи)
Корзина, сплетённая  из  расщеплёных  корней  ситхинской  ели (хупа)
Корзина, сплетённая из расщеплёных корней ситхинской ели (хупа)

Вырезанная  из  дерева  ритуальная  шлем-маска  ворона, держащего  в  клюве  Солнце (квакиютль)
Вырезанная из дерева ритуальная шлем-маска ворона, держащего в клюве Солнце (квакиютль)
Родовой  вождь  квакиютль  Вилли  Морская  Водоросль  в  традиционной  ритуальной маске  Ворона  на  фото  30-х  годов  ХХ в..
Родовой вождь квакиютль Вилли Морская Водоросль в традиционной ритуальной маске Ворона на фото 30-х годов ХХ в..

Все этнические сообщества северо-западного побережья использовали для украшения своих изделий из дерева, луба, лыка, шерсти и т.д. легко
узнаваемый характерный т.н. "
глазной" орнамент - многократно повторяемые стилизованные изображения глаза, которые наносили на одежду, утварь, посуду, лодки, тотемные столбы, стены домов, и т.д..

Сундук  для  хранения  вещей, расписанный  традиционным  "глазным  орнаментом" (хайда)
Сундук для хранения вещей, расписанный традиционным "глазным орнаментом" (хайда)
Накидка-чилкат  из  собачьей  шерсти (тлинкиты) с  традиционным  "глазным  орнаментом"
Накидка-чилкат из собачьей шерсти (тлинкиты) с традиционным "глазным орнаментом"
Шаманский  бубен  с  изображением  ворона, выполненным  в  традиционной  "глазной"  манере (хайда)
Шаманский бубен с изображением ворона, выполненным в традиционной "глазной" манере (хайда)
Ритуальное  изображение  ворона (хайда)
Ритуальное изображение ворона (хайда)

Для духовной культуры этнических сообществ рассматриваемой культурно-исторической области было характерно наличие общих для всех них мифологем (например: у всех племён побережья бытовал цикл мифологических сказаний о Вороне - демиурге и культурном герое, который создал мир и всё, что в нём, подарил людям Солнце и Луну, даровал им огонь и главный источник пропитания - лосося, научил многим полезным умениям и необходимым навыкам, и т.д.; однако также имелся целый пласт историй о похождениях и приключениях Ворона-трикстера, который постоянно обманывал людей, ставил их в глупое положение и насмехался над ними), и идеологем (например: у всех этносов северо-западного
побережья повсеместно был распространён такой социально-экономический институт, как
потлач, который являлся тем стержнем, вокруг которого вращалась вся хозяйственно-экономическая и религиозно-обрядовая жизнь местных племён; суть потлача заключалась в том, чтобы преобразовывать материальное богатство в долженствующие сопутствовать ему нематериальные атрибуты - такие, как слава, уважение, высокий статус в обществе, власть и следующие из обладания ею привилегии, в том числе и экономические (например, такие, как право распоряжаться родовыми рыболовными и охотничьими угодьями и передавать их по наследству, право распределения добытых ресурсов среди сородичей, право на получение виры за смерть сородича, право на "первинки" - получение первого улова/добычи/сбора с новых рыболовных/охотничьих/береговых или лесных угодий соответственно, и т.д.); то есть если родовой вождь был богат, но при этом не устраивал потлач - он терял уважение не только членов своего рода и фратрии, но прежде всего - других вождей родов из партнёрской брачной фратрии (из которой мужчины его фратрии и входящих в её состав родов брали себе жён), т.е. своих свояков, хорошие отношения с которыми были очень важны в реалиях постоянных войн и набегов с целью захвата имущества и рабов, процветавших в описываемый период на северо-западном побережье). Поэтому устройство потлача было главной целью жизни и деятельности каждого человека (другое дело, что воплотить в жизнь эту свою цель удавалось достаточно немногим людям), и все стремились к достижению наилучших экономических результатов в любой своей деятельности - будь то рыбная ловля, охота, какое-либо ремесло или же военный набег на каких-нибудь дальних соседей с целью грабежа и захвата рабов - поэтому нужно отметить, что наличие такого явления, как потлач, очень способствовало развитию производительных сил у всех этнических сообществ описываемой к.-и. области. Обычно проведение потлача приурочивалось к какому-либо значимому событию - поминкам, инициации сына или дочери, успешному завершению военного похода, и т.д.. По этому случаю созывались гости - как свои сородичи из собственного рода и фратрии, так и свояки - члены рода или фратрии жены; при этом сородичи устраивающего потлач человека выступали в качестве номинальных соустроителей этого потлача, поэтому подарков не получали. Порядок проведения потлача был таким: все гости в течение нескольких дней ели, пили и всячески развлекались, и уже после всех угощений, танцев и состязаний устроитель потлача и осуществлял то, ради чего всех этих гостей и собрал, а именно - раздавал гостям из рода или фратрии жены всё своё имущество (например, в конце XIX в. один из вождей хайда на потлаче, устроенном по случаю достижения совершеннолетия его сыном, раздал гостям потлача следующее имущество: 3 больших лодки, 2 медвежьих шкуры, 8 бобровых шкур, 20 шкур калана, 15 шкур морского котика, 20 накидок из собачьей шерсти, 5 накидок из пуха снежной козы, 100 накидок из лыка, 10 медных пластинок, 25 раковин Dentalium, 30 шляп и 50 корзин из корней канадской сосны и ещё много чего по мелочи; об этом потлаче рассказывали в течение ещё многих лет по всему северо-западному побережью, и вождь, устроивший этот потлач, покрыл себя неувядающей славой, сопровождавшей его до самой смерти, а также закрепил за своим сыном и другими своими потомками непререкаемо высокое положение в обществе и многие постоянно действующие привилегии, хотя и полностью потерял всё, что нажил за много лет). Т.о., проведение потлача давало его устроителю возможность официально закрепить за собой и своими наследниками те права и привилегии, которыми он пользовался только на основании традиции, предоставлявшей ему эти права как вождю, или вообще только на основании негласного консенсуса с членами рода (в случае, если этот
богатый человек не был вождём высшего уровня) - т.е.
потлач был своеобразным социальным лифтом для людей, сумевших стать богатыми и желающих "официально" закрепить для себя и своих потомков принадлежность к высшей страте местного социума.

Проведение  потлача  у  индейцев  квакиютль
Проведение потлача у индейцев квакиютль
Танцоры  ритуальной  пляски  хаматса  в  тотемных  масках (квакиютль)
Танцоры ритуальной пляски хаматса в тотемных масках (квакиютль)
Женщины - исполнительницы  ритуального  "танца  волка"  в  тотемных  масках (квакиютль)
Женщины - исполнительницы ритуального "танца волка" в тотемных масках (квакиютль)
Проведение  потлача  в  наши  дни
Проведение потлача в наши дни
Потлач  в  наши  дни
Потлач в наши дни

Социальная дифференциация была достаточно сильно развита у всех этнических общностей рассматриваемой культурно-исторической области - все члены рода делились на следующие социальные страты: а) те, что имеют много ("настоящие вожди"); б) те, что имеют меньше ("меньшие вожди"); в) те, что ничего не имеют (рядовые члены рода); г) те, что являются собственностью (рабы; не являлись членами рода). От того, к какой социальной группе принадлежал человек, зависело расположение занимаемого им места во время проведения потлача и ценность получаемых им от устроителя потлача подарков (члены первых двух групп занимали лучшие места на потлаче и получали основную часть подарков от устроителя; рядовые члены рода занимали более худшие места и получали только малоценные подарки; рабы могли участвовать в потлаче только в качестве даримого имущества). Исполнение тотемных плясок на потлаче являлось привилегией людей только из первых двух групп (а у некоторых племён, например - у квакиютлей - оно было доступно только людям из группы "настоящих вождей" - только они были посвящены в тайны исполнения ритуальной тотемной пляски хаматса). Рабство было распространено повсеместно, и рабский труд имел большое экономическое значение, т.к. широко использовался в рыболовстве и на различных тяжёлых работах (валке деревьев, переноске тяжестей, и т.д.); как правило, рабами становились люди, захваченные в ходе военного набега на селение врагов. Рабы были ходовым товаром в межплеменной торговле и использовались в качестве товарного эквивалента наряду с некоторыми другими товарами, такими как шкуры калана, раковины Dentalium, мотки пряжи из козьего пуха, медные пластинки. Главными рабовладельцами и работорговцами северо-западного побережья были индейцы цимшиан - в северной его части, и чинуки - в центральной его части - именно на землях этих народов находились специальные рынки, на которых осуществлялась торговля рабами. Вообще торговля на северо-западном побережье была очень хорошо развита, и можно говорить о том, что там к началу XVIII в. сложился внутренний региональный рынок со специализацией отдельных племён на изготовлении и/или добыче той или иной продукции с последующей её продажей другим племенам (например: тлинкиты поставляли на межплеменной рынок накидки из собачьей шерсти и из козьего пуха, а маках - накидки из лыка; хайда и бела-кула специализировались на изготовлении и продаже лодок различного назначения; квакиютль изготавливали и продавали на межплеменном рынке деревянную посуду и утварь (сундуки, ритуальные маски, погребальные урны, и т.д.), а также плетёные из корней канадской сосны и лыка корзины, циновки, шляпы и т.д., цимшиан и чинук поставляли на межплеменной рынок рабов, а нутка - редкие и дорогие раковины Dentalium; и т.д.). Торговлей занимались в основном вожди, т.к. именно они имели возможность накапливать в своих руках прибавочный продукт, производимый трудом рабов и бедных сородичей. Существовала также прослойка людей - профессиональных торговцев, которые, не будучи вождями, смогли разбогатеть именно на торговле - они вели мобильный образ жизни, постоянно перемещаясь между разными регионами северо-западного побережья и населяющими их разными племенами, скупая тот или иной товар там, где он стоил дешевле, и продавая его там, где он стоил дороже. Также индейцы северо-западного побережья по
морю поддерживали постоянные торговые контакты с морскими зверобоями о. Кадьяк и Алеутских о-вов - эскимосами и алеутами соответственно, а также с охотничьими и охотничье-рыболовческими племенами внутренних частей континента - северных таёжных лесов и внутреннего Плато, с которыми их связывали водные пути сообщения - реки Коппер-Ривер, Насс, Скина, Фрейзер, Колумбия, Рог-Ривер, Кламат, и др., получая от них те недостающие им товары, которые не добывались/не производились на северо-западном побережье.

Они  плывут  по  морю  вдоль  берегов  своей  изобильной  земли
Они плывут по морю вдоль берегов своей изобильной земли

На развитии производительных сил и связанном с ним типе общественного устройства индейских племён северо-западного побережья следует остановиться особо. Как мы знаем ещё со школьной скамьи, присваивающий тип хозяйственной деятельности человека не может обеспечить постоянного образования прибавочного продукта, появления его излишков и их накопления вследствие того, что конечный результат присваивающей хозяйственной деятельности в очень большой степени зависит от воздействия различных природных факторов, которые невозможно предугадать, и последствий воздействия которых нельзя ни избежать, ни исправить. Это утверждение справедливо для всех присваивающих хозяйственно-культурных типов, (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

в том числе и для хозяйственно-культурного типа рыболовов бассейнов больших рек и морских побережий умеренного пояса, к которому и относились рассматриваемые в настоящей статье этнические сообщества северо-западного побережья Северной Америки. Кроме них, к этому хозяйственно-культурному типу принадлежал также и целый ряд других этносов или их частей, проживавших в других регионах нашей планеты, а именно: а) некоторые территориальные группы манси, хантов, нещан/лесных ненцев, кетов, селькупов, чулымцев - в междуречье Оби и Енисея; б) часть этносов Приморья, Приамурья и Сахалина - низовские негидальцы, нанайцы, орочи, ульчи, нивхи; в) айны о. Хоккайдо, о. Сахалин и Курильских о-вов; г) ительмены п-ва Камчатка (они занимали территорию п-ова к югу от условной линии, соединяющей устья рек Ука и Тигиль); д) мориори о-вов Чатем. Все эти этносы из вышеперечисленных регионов характеризовались оседлым укладом жизни, (больше узнать о различных укладах жизни можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

а также тем, что их общественное устройство всегда оставалось в рамках общинно-родового строя. Этому было много причин, о которых я расскажу ниже более подробно. Однако перед этим я должен обратить внимание читателей на один важный момент, а именно: из этой стройной теории о невозможности обеспечения постоянного образования прибавочного продукта и накопления его излишков в рамках осуществления хозяйственной деятельности присваивающего типа - имеется одно очень интересное исключение (которое, впрочем, только подтверждает общее правило, абсолютно верное в отношении всех других этно-территориальных человеческих общностей, ведших хозяйство присваивающего типа) - это совокупность этнических общностей рассматриваемой нами в настоящей статье культурно-исторической области - северо-западного тихоокеанского побережья Северной Америки; именно эти этнические общности к середине XVIII в. смогли на базе хозяйственной деятельности присваивающего типа - морского и речного рыболовства - обеспечить регулярное получение прибавочного продукта, постоянное накопление его излишков и появление на этой основе имущественного расслоения, рабства, частной собственности и социально-экономических привилегий для богатых членов социума - т.е. достичь начальной стадии развития классового общества. Чем же было обусловлено такое отличие этносов северо-западного побережья от всех других этнических общностей одного с ними хозяйственно-культурного типа? Об этом я и расскажу ниже.

Такой исключительно высокий уровень развития производительных сил и обеспечиваемой ими возможности накопления излишков в рассматриваемой культурно-исторической области стали возможны в результате совокупного одновременного влияния нескольких действующих факторов, а именно:

Пальмы  Ванкувера (Канада)
Пальмы Ванкувера (Канада)

1. Благоприятный климат: климат северо-западного побережья Северной Америки даже в таком его крайнем северном регионе, как п-ов Кенай, отличался мягкостью (например, ~ в г. Сьюард, расположенном на 60°07'28'' с.ш., среднегодовая температура составляет +4,7°С, средняя температура самого холодного месяца в году - января - составляет -3,2°С, а абсолютный температурный минимум составляет -26°С; для сравнения: ~ климат в районе г. Хабаровска, расположенного значительно южнее - на 48°29'00'' с.ш. - территории традиционного проживания нанайцев - характеризовался следующими показателями: t°ср.год. - +2,7°C, t°ср. самого холодного месяца в году - -19,2°С, а абсолютный температурный минимум составляет -40°С; ~ в расположенном ещё южнее г. Отару на о. Хоккайдо - на 43°11'00'' с.ш. - территории традиционного проживания айнов - t°ср.год. - +8,8°C, t°ср. самого холодного месяца в году - -3,1°С (практически не отличается от температуры
самого холодного месяца в г. Сьюард), а абсолютный температурный минимум составляет -18°С; и т.д.), а в расположенном почти на широте Хабаровска г.
Сиэтл - в южной части северо-западного побережья Северной Америки на 47°36'14'' с.ш. - климат был уже субтропическим (t°ср.год. - +12,1°С, t°ср. самого холодного месяца - +5,6°С, а абсолютный температурный минимум - -18°С); сопоставимый с климатом Сиэтла климат был ещё только на о-вах Чатем в Южном полушарии - месте традиционного проживания мориори, расположенных на 43°57'05'' ю.ш., однако там отсутствовало много других благоприятных действующих факторов, что нивелировало влияние благоприятного климата на развитие производительных сил народа мориори;

Пальмы  на  набережной  Инглиш-Бэй  в  Ванкувере (Канада)
Пальмы на набережной Инглиш-Бэй в Ванкувере (Канада)

2. Разнообразие объектов промысла: на северо-западном побережье Северной Америки имелось множество видов промысловых рыб - как морских, так и речных, а также множество видов других промысловых животных - беспозвоночных (разнообразные моллюски, ракообразные, иглокожие, голотурии, и т.д.) и позвоночных - морских млекопитающих и птиц; ни в одном другом месте проживания этносов, относившихся к тому же хозяйственно-культурному типу, что и индейцы северо-западного побережья Северной Америки, не наблюдалось такого разнообразного видового состава промысловых объектов; особенно же важное значение для индейцев северо-западного побережья имело наличие такого объекта промысла, как рыба-свеча (Thaleichthys pacificus), у которой в нерестовый период содержание жира составляет около 15% от общей массы тела; этот жир вытапливали из неё в огромных количествах и запасали его впрок не только в качестве продукта питания для собственного потребления, но и в качестве того излишнего прибавочного продукта, который мог долго храниться и который всегда можно было обменять на те или иные ценные вещи - шкуры калана и бобра, медные пластины, обсидиан, накидки из лыка или шерсти, посуду и утварь, лодку или рабов, и т.д.; жир рыбы-свечи также пользовался большим и постоянным спросом у жителей внутренних частей североамериканского континента (его доставляли туда по сети т.н. "жировых
троп" - путей через горы, использовавшихся для этой цели в течение столетий), а также у северных морских зверобоев - алеутов и эскимосов, к которым этот жир доставляли по морю на лодках;

Тлинкиты  в  традиционной  одежде
Тлинкиты в традиционной одежде

3. Наличие естественных рубежей в виде береговых хребтов Скалистых гор, отделяющих рассматриваемую культурно-историческую область от других частей североамериканского материка, и отсутствие сильных и стоящих на более высоком уровне технологического и общественного развития соседей, которые захватывают территории и облагают население данью и/или вовлекают его в неэквивалентные торгово-обменные отношения (для сравнения: ~ такие народы Западной Сибири, как манси, ханты, нещане/лесные ненцы, селькупы, кеты, чулымцы - были включены в состав Русского государства уже в конце XVI в., обложены ясаком и вовлечены в грабительскую торговлю с русскими купцами; ~ ительмены п-ова Камчатка повторили судьбу вышеупомянутых западносибирских этносов во второй половине XVII в.; ~ с конца XV в. все местные оседлые рыболовческие этносы Приморья, Приамурья и Сахалина - нанайцы, орочи, негидальцы, ульчи, нивхи - были включены в китайскую систему сбора дани с покорённых народов - симинь тичжи, и в неэквивалентную торговлю с китайскими и манчжурскими купцами; ~ айны о. Хоккайдо с начала XVI в. находились под постоянным колонизационным прессингом со стороны японцев. Этносы северо-западного побережья также не избежали всего этого, однако столкнулись с экспансией европейских колонизаторов только в конце XVIII в., находясь уже на достаточно высоком уровне социально-экономического развития, и оказали захватчикам ожесточённое и длительное сопротивление (например, русско-тлинкитские войны длились с перерывами с 1802 г. по 1805 г., и возобновлялись в 1813 г., в 1818 г., и в 1850 г.).

А  так  современный  художник-тлинкит  видит  противостояние  своих  предков  и  русских
А так современный художник-тлинкит видит противостояние своих предков и русских

Таким образом, совокупность вышеперечисленных действующих факторов создала уникальные условия для этносов северо-западного побережья Северной Америки, позволивших им на технологической основе присваивающего хозяйственно-культурного типа оседлых рыболовов бассейнов больших рек и морских побережий умеренного пояса достичь начальной стадии развития классового общества, что является первым и единственным случаем в истории развития человеческих социумов на нашей планете.

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Читайте также:

и другие статьи на нашем канале.

Желаем вам приятного и познавательного чтения!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!