Наверное, многие из нас в разное время читали рассказы такого писателя, как Джек Лондон, в том числе и посвящённые американскому
Северу, в которых он талантливо описал полную опасностей, тяжёлого труда и лишений жизнь золотоискателей, китобоев, погонщиков собачьих упряжек и т.д., а также коренных жителей этих мест - индейцев разных племён - как ведущих жизнь кочевых охотников в бескрайней тайге внутренней Аляски и Северной Канады, так и оседло живущих на тихоокеанском побережье рыболовов. Именно об этих индейцах писал Джек Лондон в таких своих рассказах, как "Великий кудесник", "Нам-Бок - лжец", и др.. И именно о них я и хочу рассказать нашим читателям в настоящей статье.
А начну я свой рассказ с описания природных условий на территориях проживания тех, о ком собираюсь рассказать ниже. С этого нужно начать для того, чтобы понимать, насколько эти условия уникальны и благоприятны для жизни и деятельности человека. Итак, начнём.
Интересующая нас территория располагается на северо-западе континента Северная Америка, на узкой полосе тихоокеанского побережья, протянувшейся от полуострова Кенай на севере до мыса Мендосино на юге. Это побережье изрезано фьордами, заливами, устьями рек в виде риасов и эстуариев, и почти на всём протяжении от крайнего севера описываемой области (п-ова Кенай) до крайней южной её точки (мыса Мендосино) окаймлено многочисленными островами - как одиночно расположенными, так и образующими обширные архипелаги, которые отделены друг от друга и от материкового побережья узкими извилистыми проливами - саундами (больше узнать о разных типах островов и берегов можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
От внутренних частей материка побережье отделено береговыми хребтами Скалистых гор, которые являются климатическим барьером между побережьем и западными склонами гор - с одной стороны, и внутриконтинентальными территориями - с другой, перехватывая насыщенные влагой воздушные массы с Тихого океана, в результате чего на западных склонах береговых хребтов и на прибрежной низменности наблюдается избыточное увлажнение - в разных локациях северо-западного
побережья К (коэффициент увлажнения) составляет от 1,5 до 1,8. Вдоль всего северо-западного побережья проходит тёплое Аляскинское течение, которое его и обогревает, что обусловливает существующую там широтную температурную аномалию - когда средние годовые температуры на
побережье превышают обычные для соответствующих широт средние годовые температуры на 5°С - 7°С (например, средняя годовая температура (далее - t°ср.год.) в г. Сьюард, расположенном на широте 60°07'28'' с.ш. на п-ве Кенай, составляет +4,7°С (для сравнения: в посёлке Форт-Лиард, расположенном на широте 60°14'21'' с.ш., но далеко к востоку от Скалистых гор на внутриконтинентальной территории, средняя годовая температура составляет -0,6°С; т.е. для г. Сьюард широтная температурная аномалия составляет +5,3°С в сравнении с обычной среднегодовой температурой на этой же широте); в г. Ванкувер, расположенном на широте 49°15'39'' с.ш., t°ср.год. составляет +10,5°С, а в г. Виннипег, расположенном практически на той же широте - 49°53'04'' с.ш., но далеко на восток от Скалистых гор, в канадской провинции Манитоба - t°ср.год. составляет +2,9°С, т.е. для г. Ванкувер широтная температурная аномалия составляет +7,6°С; и т.д.). Северо-западное тихоокеанское побережье на всём своём протяжении
отличается мягким океаническим климатом - прибрежные воды никогда не замерзают, зимы в северной части побережья мягкие, а в южной части тёплые. Следствием всего этого является то, что на побережье и на западных склонах береговых хребтов Скалистых гор от мыса Мендосино и до п-ва Кенай произрастают густые высокоствольные дождевые хвойные леса из ситхинской ели, туи гигантской, пихты Лоуа, дугласии, кедра ладанного, кипарисовика Лавсона и других видов хвойных деревьев, которые зачастую достигают просто огромных размеров. Для этих лесов всегда было характерно большое разнообразие и изобилие фауны, а местные реки - Коппер-Ривер, Насс, Скина, Салмон-Ривер, Фрейзер, Колумбия, Рог-Ривер, Кламат и др. - были чрезвычайно богаты различными видами рыбы, и особенно лососевыми, которые огромными массами поднимались в верховья этих рек на нерест. В прибрежной акватории вдоль всего описываемого побережья произрастали настоящие подводные леса из бурых водорослей-макрофитов, длина талломов/стеблей которых могла достигать 60 м; они были населены разнообразными видами морской фауны - морскими ежами, голотуриями, морскими звёздами, многими видами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков, крабов, креветок, рыб, и т.д.; прибрежные воды изобиловали также морскими млекопитающими - такими, как каланы, сивучи, морские львы, несколько видов дельфинов, косатки, серые и горбатые киты, и т.д.. Это было поистине благодатное место для жизни человека.
И в этом благодатном месте, в условиях мягкого океанического климата и изобилия разнообразных природных ресурсов проживал целый ряд коренных этнических общностей, говоривших на языках, относившихся к нескольким неродственным друг другу языковым семьям, а также на нескольких языках-изолятах. В силу того, что от остальной части материка северо-западное побережье отделяют цепи Скалистых гор, которые сильно затрудняли сообщение между побережьем и внутренними территориями североамериканского континента, связи между населявшими побережье и внутренние области этносами поддерживались только по рекам - Колумбии, Фрейзеру, Кламату и др., однако они были довольно ограниченными. Связи же между населявшими рассматриваемую территорию - северо-западное тихоокеанское побережье - этносами благодаря наличию удобных водных путей сообщения всегда были достаточно тесными и разнообразными, что обусловило значительное сближение, диффузию и взаимное влияние их материально-хозяйственной, нематериальной и духовной культуры, и позволяет говорить об особой культурно-исторической области - Северо-Западном побережье Северной Америки, о населявших которую этнических общностях мы и расскажем ниже.
Итак, кто же населял северо-западное побережье Северной Америки в середине XVIII в. - времени начала постоянных контактов между местным населением и различными европейцами - испанцами, англичанами, французами и русскими? Это были следующие этнические общности: ~ южную половину п-ва Кенай, о. Монтагью и другие более мелкие острова, а также побережье вплоть до нижнего течения реки Коппер-Ривер населяли чугачи/чугачигмют; ~ их соседями на юго-востоке были эйяки, которые занимали побережье между рекой Коппер-Ривер на севере и северным берегом залива Якутат на юге; ~ к юго-востоку от эйяков между заливом Якутат и Портлендским фьордом на юге жили тлинкиты, которые занимали также все острова архипелага Александра, кроме южной части о. Принца Уэльского; ~ в южной части о. Принца Уэльского, а также на о-вах Королевы Шарлотты жили хайда; ~ южнее Портлендского фьорда и до пролива Милбанк, по берегам рек Насс и Скина жил народ цимшиан; ~ территории южнее пролива Милбанк и до юго-восточной части о. Ванкувер и противолежащей ей части побережья материка занимали родственные друг другу племенные общности - хейлтсук, хайсла, уикинуксв, квакиютль, а западную часть о. Ванкувер населяли племена нитинат и нутка; родственный им народ маках занимал крайний северо-запад территории нынешнего штата США - Вашингтон возле мыса Флаттери; ~ к востоку от макахов вокруг системы длинных и узких фьордов Пьюджет-Саунд проживали береговые сэлиши, относившиеся к разным племенам - бела-кула/нухалк, халкамелем, нуксак, сквамиш, лушуцид, комокс, твана, клаллам, пентлач, чехалис, квинолт, и др.; ~ к югу и юго-востоку от племени маках, в окружении сэлишей жили индейцы чемакум и квилеут; ~ по обоим берегам нижнего течения и эстуария реки Колумбия жили такие индейские этносы, как клацоп, каулиц, чинук; квалиоква, клатсканай; ~ южнее располагались земли тилламуков, а к югу от них - земли народа силетц; ~ ещё южнее жили народы якина и алси; ~ далее к югу проживало племя саюсло; ~ южнее саюсло жили народы ханис и милук; ~ ещё южнее располагались территории племён ампква, рог-ривер, четко и толова; ~ к юго-востоку от толова жили кароки, к югу от которых проживали чимарико; ~ западнее чимарико жили юроки, а южнее юроков - родственные им вийоты; ~ и наконец, самую южную часть описываемой культурно-исторической области в районе мыса Мендосино занимали родственные
друг другу племена като, маттоле, хупа и вайлаки.
Все эти этнические сообщества говорили на разных языках, относившихся к целому ряду неродственных между собой языковых семей, а также на нескольких языках-изолятах, а именно: а) на языке эскимосско-алеутской языковой семьи говорили чугачи/чугачигмют; б) на языках семьи на-дене/атапаскской говорили: эйяки, тлинкиты, квалиоква, клатсканай, ампква, рог-ривер, четко, толова, хупа, маттоле, вайлаки, като; в) на языках цимшианской языковой семьи говорили племена смалгах, сгююкс, нисгаа и гитксан; г) языки вакашской языковой семьи использовались этническими сообществами хайсла, хейлтсук, квакиютль, уикинуксв, нутка, нитинат, маках; д) языки сэлишской языковой семьи были распространены среди таких племён, как бела-кула/нухалк, халкамелем, нуксак, сквамиш, лушуцид, твана, клаллам, пентлач, комокс, чехалис, квинолт; тилламук, силетц; е) на языках чимакумской семьи говорили индейские этносы чимакум и квилеут; ж) языки чинукской семьи языков использовались народами клацоп, каулиц и чинук; з) на языках алсейской языковой семьи говорили племена якина и алси; и) языки кусской языковой семьи использовались племенами ханис и милук; к) на языках алгской семьи языков говорили юроки и вийоты; л) также на северо-западном побережье проживали племена, говорившие на языках-изолятах, не имевших языковых родственников; это такие этнические сообщества, как: ~ хайда; ~ саюсло; ~ карок; ~ чимарико.
Следует также отметить такую интересную лингвистическую особенность северо-западного тихоокеанского побережья, как наличие торгового пиджина чинук вава, который возник в середине XVIII в. в низовьях реки Колумбия на базе языка чинук и с включением большого количества лексических заимствований из других индейских языков тихоокеанского Северо-Запада как межплеменной торговый пиджин в условиях интенсивных торгово-обменных отношений между говорившими на разных взаимонепонимаемых языках индейскими племенными этносами, проживавшими в разных частях рассматриваемой культурно-исторической области. С началом регулярных контактов с европейцами с начала XIX в. чинук вава вобрал в себя много лексических заимствований также и из европейских языков - французского, английского, испанского (например, около 15% лексики чинук вава заимствовано из французского языка, и ещё около 10% - из других европейских языков). Торговый пиджин чинук вава был распространён в качестве языка торговли и межплеменных контактов очень широко - от Аляски на севере до Калифорнии на юге, а также и за пределами побережья - на территории нынешних штатов США - Айдахо и Монтаны; он был в употреблении до начала Второй Мировой войны и перестал использоваться только в начале 70-х годов ХХ века.
Главным источником средств к существованию всех этносов тихоокеанского северо-западного побережья было рыболовство, которое являлось основным их занятием. Огромное значение имела ловля рыбы разных видов лососевых, которую добывали и заготавливали впрок - сушили, вялили и коптили - в очень больших количествах; также в больших количествах запасали икру лососёвых рыб, которую сушили с целью длительного хранения. Второе место по хозяйственной значимости для индейцев северо-западного побережья занимала добыча рыбы-свечи (Thaleichthys pacificus) из семейства сиговые, которая в период нереста содержала до 15% жира (её жир вытапливали и запасали в огромных количествах - до 2000 литров на человека ежегодно; он был любимой приправой ко всем блюдам местной кухни, большие его объёмы продавали материковым племенам, жившим к востоку от Скалистых гор, а также северным морским охотникам - эскимосам и алеутам). Ловили также навагу, палтуса, камбалу, треску, сельдь и другие виды рыбы. Рыба была поистине основой жизни всех этносов северо-западного побережья Северной Америки. Важное значение имело также морское прибрежное собирательство различных морепродуктов - ракообразных, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, морской капусты, а также охота на морского зверя - каланов, дельфинов, тюленей, сивучей и морских котиков; охотой на китов занимались не все, а лишь некоторые племена северо-западного побережья - например, такие, как чугачигмют, хайда, квакиютль, нутка, маках, квинолт, квилеут, и др..
Меньшее значение имела охота на сухопутную дичь, а также лесное собирательство. Охотились на лосей, оленей, снежных коз, медведей, волков, бобров, зайцев, а также на пернатую дичь - куропаток, гусей и уток. Объектами лесного собирательства были дикие фрукты и ягоды и различные корни и луковицы.
Большую часть продукции рыболовства, охоты и собирательства заготавливали впрок - рыбу и мясо сушили и вялили на солнце, коптили, а фрукты, ягоды и коренья заливали рыбьим жиром или засушивали в виде прессованных плиток. Умение запасать пищевые продукты впрок и хранить их в течение длительного времени было необходимым условием для осуществления меновой торговли с индейцами внутренних частей североамериканского континента - с охотничьими племенами северной тайги, с племенами Плато и Большого Бассейна, а также с морскими зверобоями островов - эскимосами о. Кадьяк и алеутами Алеутских о-вов.
Материально-бытовая, нематериальная и духовная культура индейских этносов северо-западного побережья Северной Америки демонстрировала высокую степень схожести, что было обусловлено, с одной стороны - изолированностью побережья от внутриконтинентальных территорий горными хребтами, а с другой стороны - наличием удобных водных путей сообщения, связывавших все части рассматриваемой культурно-исторической области - от самых северных до самых южных - между собой. Эта схожесть проявлялась на всех уровнях - начиная от таких базовых элементов материально-бытовой культуры, как тип традиционного жилища, с небольшими локальными особенностями бытовавший на всей территории рассматриваемой культурно-исторической области (это прямоугольный в плане дом, который мог быть разных размеров - например, в северной части побережья такие дома обычно имели размеры 30 м х 10-15 м, а в южной части они были значительно меньше - обычно 12-15 м х 7-10 м; строились эти дома из кедровых досок, которые соединяли между
собой каркас из четырёх вертикально вкопанных угловых опорных кедровых столбов, между которыми в качестве промежуточных опор вкапывались брёвна меньшей толщины; они служили опорой боковым балкам, а ещё три столба вкапывались в центре дома и посередине каждого из торцов - они служили опорой для коньковой балки, поддерживавшей двускатную дощатую крышу дома; перед домом (у хайда - перед каждым, у других племён - только перед домом вождя, или перед домами вождя и шамана) ставили тотемный столб, на котором были вырезаны и ярко раскрашены тотемы - животные-покровители и/или легендарные прародители рода - орлы, медведи, лягушки, косатки, вороны, киты, и др.).
Другим элементом материальной культуры, общим для всех этносов северо-западного побережья, были лодки, которые подразделялись на несколько конструкционных типов в зависимости от выполняемых на них задач (например, это могли быть лодки, предназначенные для рыбной ловли в реках (это были небольшие лодки, вмещающие 2-3 человека); лодки, предназначенные для рыбной ловли в море недалеко от берега; лодки для охоты на морского зверя и рыбной ловли вдали от берега; лодки для военных экспедиций (могли достигать длины около 15 м и вмещать до 100 человек); лодки для длительных торговых плаваний по морю на большие расстояния (могли достигать в длину до 10 м и брать на борт груз до 2 тонн); и т.д.). Все типы лодок выдалбливались из одного кедрового ствола и отличались лёгкостью и маневренностью; лучшие лодки на северо-западном побережье изготавливались мастерами народа хайда и повсеместно ценились очень высоко, чуть проще были лодки от мастеров нутка и бела-кула, на которые также был высокий спрос на всём побережье.
Благодаря изобилию разнообразных пород хвойных деревьев у индейцев северо-западного тихоокеанского побережья была весьма развита резьба по дереву, которая находилась на очень высоком художественном уровне - индейские резчики с помощью инструментов из камня и кости изготавливали множество изделий из дерева, отличавшихся пропорциональностью форм и чистотой линий - тотемные столбы, различную хозяйственную утварь (покрытые резьбой сундуки, посохи вождей, ритуальные маски, погребальные урны, разнообразную деревянную посуду, и т.д.). Индейские женщины достигли высокого уровня мастерства в таких ремёслах, как плетение корзин, шляп, накидок, циновок, и т.д. - из расщепленных корней ситхинской ели, из луба и лыка (особенно ценились плетёные изделия мастериц народа квакиютль). Также было повсеместно распространено ткачество - из шерсти собак особой породы и из шерсти и пуха снежных коз индейские ткачихи изготовляли шерстяные накидки, которые ценились очень высоко и их носили только вожди и просто очень состоятельные люди; особенно высоко ценились накидки, сотканные тлинкитскими и макахскими мастерицами.
Все этнические сообщества северо-западного побережья использовали для украшения своих изделий из дерева, луба, лыка, шерсти и т.д. легко
узнаваемый характерный т.н. "глазной" орнамент - многократно повторяемые стилизованные изображения глаза, которые наносили на одежду, утварь, посуду, лодки, тотемные столбы, стены домов, и т.д..
Для духовной культуры этнических сообществ рассматриваемой культурно-исторической области было характерно наличие общих для всех них мифологем (например: у всех племён побережья бытовал цикл мифологических сказаний о Вороне - демиурге и культурном герое, который создал мир и всё, что в нём, подарил людям Солнце и Луну, даровал им огонь и главный источник пропитания - лосося, научил многим полезным умениям и необходимым навыкам, и т.д.; однако также имелся целый пласт историй о похождениях и приключениях Ворона-трикстера, который постоянно обманывал людей, ставил их в глупое положение и насмехался над ними), и идеологем (например: у всех этносов северо-западного
побережья повсеместно был распространён такой социально-экономический институт, как потлач, который являлся тем стержнем, вокруг которого вращалась вся хозяйственно-экономическая и религиозно-обрядовая жизнь местных племён; суть потлача заключалась в том, чтобы преобразовывать материальное богатство в долженствующие сопутствовать ему нематериальные атрибуты - такие, как слава, уважение, высокий статус в обществе, власть и следующие из обладания ею привилегии, в том числе и экономические (например, такие, как право распоряжаться родовыми рыболовными и охотничьими угодьями и передавать их по наследству, право распределения добытых ресурсов среди сородичей, право на получение виры за смерть сородича, право на "первинки" - получение первого улова/добычи/сбора с новых рыболовных/охотничьих/береговых или лесных угодий соответственно, и т.д.); то есть если родовой вождь был богат, но при этом не устраивал потлач - он терял уважение не только членов своего рода и фратрии, но прежде всего - других вождей родов из партнёрской брачной фратрии (из которой мужчины его фратрии и входящих в её состав родов брали себе жён), т.е. своих свояков, хорошие отношения с которыми были очень важны в реалиях постоянных войн и набегов с целью захвата имущества и рабов, процветавших в описываемый период на северо-западном побережье). Поэтому устройство потлача было главной целью жизни и деятельности каждого человека (другое дело, что воплотить в жизнь эту свою цель удавалось достаточно немногим людям), и все стремились к достижению наилучших экономических результатов в любой своей деятельности - будь то рыбная ловля, охота, какое-либо ремесло или же военный набег на каких-нибудь дальних соседей с целью грабежа и захвата рабов - поэтому нужно отметить, что наличие такого явления, как потлач, очень способствовало развитию производительных сил у всех этнических сообществ описываемой к.-и. области. Обычно проведение потлача приурочивалось к какому-либо значимому событию - поминкам, инициации сына или дочери, успешному завершению военного похода, и т.д.. По этому случаю созывались гости - как свои сородичи из собственного рода и фратрии, так и свояки - члены рода или фратрии жены; при этом сородичи устраивающего потлач человека выступали в качестве номинальных соустроителей этого потлача, поэтому подарков не получали. Порядок проведения потлача был таким: все гости в течение нескольких дней ели, пили и всячески развлекались, и уже после всех угощений, танцев и состязаний устроитель потлача и осуществлял то, ради чего всех этих гостей и собрал, а именно - раздавал гостям из рода или фратрии жены всё своё имущество (например, в конце XIX в. один из вождей хайда на потлаче, устроенном по случаю достижения совершеннолетия его сыном, раздал гостям потлача следующее имущество: 3 больших лодки, 2 медвежьих шкуры, 8 бобровых шкур, 20 шкур калана, 15 шкур морского котика, 20 накидок из собачьей шерсти, 5 накидок из пуха снежной козы, 100 накидок из лыка, 10 медных пластинок, 25 раковин Dentalium, 30 шляп и 50 корзин из корней канадской сосны и ещё много чего по мелочи; об этом потлаче рассказывали в течение ещё многих лет по всему северо-западному побережью, и вождь, устроивший этот потлач, покрыл себя неувядающей славой, сопровождавшей его до самой смерти, а также закрепил за своим сыном и другими своими потомками непререкаемо высокое положение в обществе и многие постоянно действующие привилегии, хотя и полностью потерял всё, что нажил за много лет). Т.о., проведение потлача давало его устроителю возможность официально закрепить за собой и своими наследниками те права и привилегии, которыми он пользовался только на основании традиции, предоставлявшей ему эти права как вождю, или вообще только на основании негласного консенсуса с членами рода (в случае, если этот
богатый человек не был вождём высшего уровня) - т.е. потлач был своеобразным социальным лифтом для людей, сумевших стать богатыми и желающих "официально" закрепить для себя и своих потомков принадлежность к высшей страте местного социума.
Социальная дифференциация была достаточно сильно развита у всех этнических общностей рассматриваемой культурно-исторической области - все члены рода делились на следующие социальные страты: а) те, что имеют много ("настоящие вожди"); б) те, что имеют меньше ("меньшие вожди"); в) те, что ничего не имеют (рядовые члены рода); г) те, что являются собственностью (рабы; не являлись членами рода). От того, к какой социальной группе принадлежал человек, зависело расположение занимаемого им места во время проведения потлача и ценность получаемых им от устроителя потлача подарков (члены первых двух групп занимали лучшие места на потлаче и получали основную часть подарков от устроителя; рядовые члены рода занимали более худшие места и получали только малоценные подарки; рабы могли участвовать в потлаче только в качестве даримого имущества). Исполнение тотемных плясок на потлаче являлось привилегией людей только из первых двух групп (а у некоторых племён, например - у квакиютлей - оно было доступно только людям из группы "настоящих вождей" - только они были посвящены в тайны исполнения ритуальной тотемной пляски хаматса). Рабство было распространено повсеместно, и рабский труд имел большое экономическое значение, т.к. широко использовался в рыболовстве и на различных тяжёлых работах (валке деревьев, переноске тяжестей, и т.д.); как правило, рабами становились люди, захваченные в ходе военного набега на селение врагов. Рабы были ходовым товаром в межплеменной торговле и использовались в качестве товарного эквивалента наряду с некоторыми другими товарами, такими как шкуры калана, раковины Dentalium, мотки пряжи из козьего пуха, медные пластинки. Главными рабовладельцами и работорговцами северо-западного побережья были индейцы цимшиан - в северной его части, и чинуки - в центральной его части - именно на землях этих народов находились специальные рынки, на которых осуществлялась торговля рабами. Вообще торговля на северо-западном побережье была очень хорошо развита, и можно говорить о том, что там к началу XVIII в. сложился внутренний региональный рынок со специализацией отдельных племён на изготовлении и/или добыче той или иной продукции с последующей её продажей другим племенам (например: тлинкиты поставляли на межплеменной рынок накидки из собачьей шерсти и из козьего пуха, а маках - накидки из лыка; хайда и бела-кула специализировались на изготовлении и продаже лодок различного назначения; квакиютль изготавливали и продавали на межплеменном рынке деревянную посуду и утварь (сундуки, ритуальные маски, погребальные урны, и т.д.), а также плетёные из корней канадской сосны и лыка корзины, циновки, шляпы и т.д., цимшиан и чинук поставляли на межплеменной рынок рабов, а нутка - редкие и дорогие раковины Dentalium; и т.д.). Торговлей занимались в основном вожди, т.к. именно они имели возможность накапливать в своих руках прибавочный продукт, производимый трудом рабов и бедных сородичей. Существовала также прослойка людей - профессиональных торговцев, которые, не будучи вождями, смогли разбогатеть именно на торговле - они вели мобильный образ жизни, постоянно перемещаясь между разными регионами северо-западного побережья и населяющими их разными племенами, скупая тот или иной товар там, где он стоил дешевле, и продавая его там, где он стоил дороже. Также индейцы северо-западного побережья по
морю поддерживали постоянные торговые контакты с морскими зверобоями о. Кадьяк и Алеутских о-вов - эскимосами и алеутами соответственно, а также с охотничьими и охотничье-рыболовческими племенами внутренних частей континента - северных таёжных лесов и внутреннего Плато, с которыми их связывали водные пути сообщения - реки Коппер-Ривер, Насс, Скина, Фрейзер, Колумбия, Рог-Ривер, Кламат, и др., получая от них те недостающие им товары, которые не добывались/не производились на северо-западном побережье.
На развитии производительных сил и связанном с ним типе общественного устройства индейских племён северо-западного побережья следует остановиться особо. Как мы знаем ещё со школьной скамьи, присваивающий тип хозяйственной деятельности человека не может обеспечить постоянного образования прибавочного продукта, появления его излишков и их накопления вследствие того, что конечный результат присваивающей хозяйственной деятельности в очень большой степени зависит от воздействия различных природных факторов, которые невозможно предугадать, и последствий воздействия которых нельзя ни избежать, ни исправить. Это утверждение справедливо для всех присваивающих хозяйственно-культурных типов, (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
в том числе и для хозяйственно-культурного типа рыболовов бассейнов больших рек и морских побережий умеренного пояса, к которому и относились рассматриваемые в настоящей статье этнические сообщества северо-западного побережья Северной Америки. Кроме них, к этому хозяйственно-культурному типу принадлежал также и целый ряд других этносов или их частей, проживавших в других регионах нашей планеты, а именно: а) некоторые территориальные группы манси, хантов, нещан/лесных ненцев, кетов, селькупов, чулымцев - в междуречье Оби и Енисея; б) часть этносов Приморья, Приамурья и Сахалина - низовские негидальцы, нанайцы, орочи, ульчи, нивхи; в) айны о. Хоккайдо, о. Сахалин и Курильских о-вов; г) ительмены п-ва Камчатка (они занимали территорию п-ова к югу от условной линии, соединяющей устья рек Ука и Тигиль); д) мориори о-вов Чатем. Все эти этносы из вышеперечисленных регионов характеризовались оседлым укладом жизни, (больше узнать о различных укладах жизни можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
а также тем, что их общественное устройство всегда оставалось в рамках общинно-родового строя. Этому было много причин, о которых я расскажу ниже более подробно. Однако перед этим я должен обратить внимание читателей на один важный момент, а именно: из этой стройной теории о невозможности обеспечения постоянного образования прибавочного продукта и накопления его излишков в рамках осуществления хозяйственной деятельности присваивающего типа - имеется одно очень интересное исключение (которое, впрочем, только подтверждает общее правило, абсолютно верное в отношении всех других этно-территориальных человеческих общностей, ведших хозяйство присваивающего типа) - это совокупность этнических общностей рассматриваемой нами в настоящей статье культурно-исторической области - северо-западного тихоокеанского побережья Северной Америки; именно эти этнические общности к середине XVIII в. смогли на базе хозяйственной деятельности присваивающего типа - морского и речного рыболовства - обеспечить регулярное получение прибавочного продукта, постоянное накопление его излишков и появление на этой основе имущественного расслоения, рабства, частной собственности и социально-экономических привилегий для богатых членов социума - т.е. достичь начальной стадии развития классового общества. Чем же было обусловлено такое отличие этносов северо-западного побережья от всех других этнических общностей одного с ними хозяйственно-культурного типа? Об этом я и расскажу ниже.
Такой исключительно высокий уровень развития производительных сил и обеспечиваемой ими возможности накопления излишков в рассматриваемой культурно-исторической области стали возможны в результате совокупного одновременного влияния нескольких действующих факторов, а именно:
1. Благоприятный климат: климат северо-западного побережья Северной Америки даже в таком его крайнем северном регионе, как п-ов Кенай, отличался мягкостью (например, ~ в г. Сьюард, расположенном на 60°07'28'' с.ш., среднегодовая температура составляет +4,7°С, средняя температура самого холодного месяца в году - января - составляет -3,2°С, а абсолютный температурный минимум составляет -26°С; для сравнения: ~ климат в районе г. Хабаровска, расположенного значительно южнее - на 48°29'00'' с.ш. - территории традиционного проживания нанайцев - характеризовался следующими показателями: t°ср.год. - +2,7°C, t°ср. самого холодного месяца в году - -19,2°С, а абсолютный температурный минимум составляет -40°С; ~ в расположенном ещё южнее г. Отару на о. Хоккайдо - на 43°11'00'' с.ш. - территории традиционного проживания айнов - t°ср.год. - +8,8°C, t°ср. самого холодного месяца в году - -3,1°С (практически не отличается от температуры
самого холодного месяца в г. Сьюард), а абсолютный температурный минимум составляет -18°С; и т.д.), а в расположенном почти на широте Хабаровска г. Сиэтл - в южной части северо-западного побережья Северной Америки на 47°36'14'' с.ш. - климат был уже субтропическим (t°ср.год. - +12,1°С, t°ср. самого холодного месяца - +5,6°С, а абсолютный температурный минимум - -18°С); сопоставимый с климатом Сиэтла климат был ещё только на о-вах Чатем в Южном полушарии - месте традиционного проживания мориори, расположенных на 43°57'05'' ю.ш., однако там отсутствовало много других благоприятных действующих факторов, что нивелировало влияние благоприятного климата на развитие производительных сил народа мориори;
2. Разнообразие объектов промысла: на северо-западном побережье Северной Америки имелось множество видов промысловых рыб - как морских, так и речных, а также множество видов других промысловых животных - беспозвоночных (разнообразные моллюски, ракообразные, иглокожие, голотурии, и т.д.) и позвоночных - морских млекопитающих и птиц; ни в одном другом месте проживания этносов, относившихся к тому же хозяйственно-культурному типу, что и индейцы северо-западного побережья Северной Америки, не наблюдалось такого разнообразного видового состава промысловых объектов; особенно же важное значение для индейцев северо-западного побережья имело наличие такого объекта промысла, как рыба-свеча (Thaleichthys pacificus), у которой в нерестовый период содержание жира составляет около 15% от общей массы тела; этот жир вытапливали из неё в огромных количествах и запасали его впрок не только в качестве продукта питания для собственного потребления, но и в качестве того излишнего прибавочного продукта, который мог долго храниться и который всегда можно было обменять на те или иные ценные вещи - шкуры калана и бобра, медные пластины, обсидиан, накидки из лыка или шерсти, посуду и утварь, лодку или рабов, и т.д.; жир рыбы-свечи также пользовался большим и постоянным спросом у жителей внутренних частей североамериканского континента (его доставляли туда по сети т.н. "жировых
троп" - путей через горы, использовавшихся для этой цели в течение столетий), а также у северных морских зверобоев - алеутов и эскимосов, к которым этот жир доставляли по морю на лодках;
3. Наличие естественных рубежей в виде береговых хребтов Скалистых гор, отделяющих рассматриваемую культурно-историческую область от других частей североамериканского материка, и отсутствие сильных и стоящих на более высоком уровне технологического и общественного развития соседей, которые захватывают территории и облагают население данью и/или вовлекают его в неэквивалентные торгово-обменные отношения (для сравнения: ~ такие народы Западной Сибири, как манси, ханты, нещане/лесные ненцы, селькупы, кеты, чулымцы - были включены в состав Русского государства уже в конце XVI в., обложены ясаком и вовлечены в грабительскую торговлю с русскими купцами; ~ ительмены п-ова Камчатка повторили судьбу вышеупомянутых западносибирских этносов во второй половине XVII в.; ~ с конца XV в. все местные оседлые рыболовческие этносы Приморья, Приамурья и Сахалина - нанайцы, орочи, негидальцы, ульчи, нивхи - были включены в китайскую систему сбора дани с покорённых народов - симинь тичжи, и в неэквивалентную торговлю с китайскими и манчжурскими купцами; ~ айны о. Хоккайдо с начала XVI в. находились под постоянным колонизационным прессингом со стороны японцев. Этносы северо-западного побережья также не избежали всего этого, однако столкнулись с экспансией европейских колонизаторов только в конце XVIII в., находясь уже на достаточно высоком уровне социально-экономического развития, и оказали захватчикам ожесточённое и длительное сопротивление (например, русско-тлинкитские войны длились с перерывами с 1802 г. по 1805 г., и возобновлялись в 1813 г., в 1818 г., и в 1850 г.).
Таким образом, совокупность вышеперечисленных действующих факторов создала уникальные условия для этносов северо-западного побережья Северной Америки, позволивших им на технологической основе присваивающего хозяйственно-культурного типа оседлых рыболовов бассейнов больших рек и морских побережий умеренного пояса достичь начальной стадии развития классового общества, что является первым и единственным случаем в истории развития человеческих социумов на нашей планете.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!