Не ошибусь, если скажу, что многие слышали о таком человеке, как Тайсон Фьюри - обладателе многих чемпионских поясов в профессиональном боксе по версиям различных боксёрских ассоциаций. Многие из этих людей знают также и то, что Фьюри имеет прозвище Gypsy King (Цыганский Король). Большая часть из этих людей также знает, что Фьюри принадлежит к сообществу т.н. ирландских путешественников, или пэйви (как они сами себя называют), которые не совсем цыгане (а точнее - совсем не цыгане). Но вот достаточно немногие люди знают, почему пэйви - это не цыгане, и чем они отличаются от настоящих цыган - тех, с которыми у нас ассоциируется это название. Об этом и о многом другом я и расскажу в настоящей статье.
В некоторых из статей, ранее размещённых на нашем канале:
мы упоминали такой вид этно-социальных общностей, как этно-кастовые (статусно-профессиональные) группы - этно-социальные общности, образовавшиеся вследствие придания какого-либо статуса - высокого или низкого - каким-либо видам деятельности и/или какому-либо укладу жизни (больше узнать об укладах жизни можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
а также тем частям этноса или тем этносам, которые этими видами деятельности занимаются или этому укладу жизни следуют. Этот тип этно-социальных общностей можно подразделить на 3 (три) подтипа на основании такого критерия, как их происхождение, а именно: а) отдельные самостоятельные этнические общности, встроившиеся в социально-экономическую структуру других этносов и занимающиеся определёнными специфическими видами деятельности - к этому подтипу относятся такие этнические общности, как цыгане; т.н. "морские цыгане" (группа говорящих на австронезийских языках этносов островной Юго-Восточной Азии - баджао, оранг-лаут, оранг-куала, урак-лавой, мокен); также некоторые этносы и/или группы этносов в Африке - везо; пигмеи; б) отдельные этно-конфессиональные общности, встроившиеся в социально-экономическую структуру общества этносов, принадлежащих к другим конфессиям, и осуществляющие некоторые виды деятельности внутри этих иноконфессиональных сообществ - к этому подтипу можно отнести различные территориально-лингвистические группы евреев и джайнов; в) части основного этноса, обособившиеся от него в силу ведения специфического образа жизни и/или занятия определёнными видами деятельности - к нему относятся такие этнографические группы в составе разных этносов, как шадибаз, горбат, джалали, муссали, пикрадж, вангавала, джоги, шейх-мохаммади; рейсенде; кеарданнан, пэйви; камперс; ениши; камминанти; мерчерос. При этом следует отметить, что для всех этнографических групп подтипа в) характерен уклад жизни, идентичный таковому, который отмечается у большинства территориально-лингвистических групп цыган, а именно - странствующий уклад жизни, базирующийся на предоставлении разнообразных услуг оседлому населению, среди которого они проживают; в этнографической науке все эти группы подтипа в) носят название странствующих цыганообразных групп нецыганского происхождения. У любознательного читателя может возникнуть вполне резонный вопрос: "А на каком основании группы людей, ведущие практически одинаковый образ жизни и имеющие сходную материально-бытовую культуру - разделяются по происхождению? Откуда это известно учёным и какова степень корректности сделанных ими выводов?" Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить.
Дело в том, что в процессе своей миграции с Индийского субконтинента на запад предки цыган за период с первой половины IX в. (начало процесса миграции) по конец XI в. (появление цыган на Балканском п-ве), продвигаясь по территориям южной части Средней Азии, Ирана, Закавказья, Ближнего Востока, п-ва Малая Азия - вобрали в свой язык и культуру огромное количество языковых и культурно-бытовых особенностей, заимствованных у народов, с которыми они вступали в разнообразные контакты; и одновременно с процессом такого заимствования шёл и обратный процесс - процесс утраты исконных индийских черт языка и в особенности - материальной и духовной культуры; отдельные группы цыган оставались на тех или иных территориях, другие продолжали двигаться дальше на запад; одни группы практически полностью утрачивали свой язык и переходили на языки окружающего оседлого населения, другие же сохраняли свой язык в той или иной степени относительной чистоты; с течением времени культура и язык разных территориальных групп цыган стали сильно отличаться друг от друга. Что же тогда позволяет нам говорить о том, что цыгане - это группа близкородственных этнических общностей/народностей, имеющих общее происхождение, и отличать их от очень похожих на них по образу жизни и культуре странствующих цыганообразных групп? А делать это нам позволяют две характерные социально-культурные особенности, которые свойственны только цыганам и которые и являются тем маркёром, на основании наличия или отсутствия
которого у той или иной странствующей или оседлой группы можно сделать вывод о её происхождении - цыганском или нецыганском; они следующие:
1. Наличие концепции/представления о ритуальной нечистоте (осквернённости) женщин фертильного возраста в области ниже пояса (на разных цыганских диалектах называется по-разному: мелалибэ/мэхавибэн/махарипэ/мархимо/магрибэн/магирдо/пэкэлимос и т.д.; заключается в том, что женщина после начала месячных в юности и до наступления менопаузы в зрелом возрасте является носительницей ритуальной скверны, которая может передаваться другим людям при контакте, например - с юбками или обувью женщины; нейтрализующей скверну деталью женской одежды является фартук, прикосновение к которому не оскверняет); понятие о ритуальном осквернении характерно для всех территориально-лингвистических групп цыган и отсутствует у цыганообразных этнографических групп нецыганского происхождения;
2. Деление всех людей на две категории - цыган и гаджё (всех остальных/нецыган); такое деление отсутствует у всех цыганообразных групп нецыганского происхождения, и присутствует у всех групп цыган;
Язык не является маркёром происхождения той или иной группы уже очень давно, т.к. многие группы цыган в тот или иной период своего исторического существования перешли на языки окружающего их оседлого населения; понимание этого хорошо отражено в цыганской поговорке: "Ромэстэ шэл чиба, а корнё екх" ("У цыган языков сто, а корень - один").
Поэтому Тайсон Фьюри, хотя и носит прозвище Цыганский Король - на самом деле к настоящим цыганам отношения не имеет.
В настоящей статье мы более подробно остановимся на этно-кастовых группах, входящих в подтип в), и начнём мы наш обзор с цыганообразных групп Афганистана:
~ джалали - этно-кастовая группа северо-восточной части Афганистана, ведшая странствующий образ жизни; говорили на инку - диалекте языка лахнда, распространённого в южной части пакистанской провинции Пенджаб; исповедовали суннитский ислам; основными занятиями были - торговля галантереей и фруктами вразнос (женщины), показ представлений с дрессированными обезьянами, исполнение музыки в людных местах, попрошайничество (мужчины), и т.д.;
~ пикрадж - этно-кастовая группа в северной части Афганистана, ведшая странствующий образ жизни; так же как и джалали, говорили на инку - диалекте индоарийского языка лахнда; исповедовали суннитский ислам; основными занятиями являлись - торговля (барышничество) ослами и лошадьми (мужчины), торговля браслетами (чоривала) вразнос (женщины);
~ шадибаз - этно-кастовая группа в восточной части Афганистана (включая окрестности Кабула), ведшая полуоседлый образ жизни; говорили на инку - диалекте языка лахнда; придерживались суннитского ислама; основными занятиями были - показ представлений с дрессированными медведями и обезьянами, торговля тканями (мужчины), торговля браслетами (чоривала) и галантереей вразнос (женщины);
~ вангавала - этно-кастовая группа в восточной и центральной частях Афганистана, ведшая странствующий образ жизни; так же как и три вышеупомянутые этно-кастовые группы, вангавала говорили на инку - диалекте индоарийского языка лахнда, распространённого в южной части пакистанской провинции Пенджаб; придерживались суннитского
направления ислама; основными их занятиями являлись - заклинание змей, показ фокусов и жонглёрство, продажа снадобий и амулетов (тавих) от укусов ядовитых змей и скорпионов, торговля старой обувью (мужчины), торговля галантереей и браслетами вразнос (женщины);
~ джоги - этно-кастовая группа в северной части Афганистана, ведшая странствующий образ жизни; говорили на языке дари, все знали и
узбекский язык, также у них имелся собственный криптолект (тайный язык) - могатибей (больше узнать о криптолектах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
исповедовали суннизм; основными занятиями джогов являлись: подённая работа на уборке урожая хлопка и зерновых (мужчины), продажа лекарственных растений и снадобий из них, лечение постановкой пиявок (джок задан) и кровопусканием (коон каши), попрошайничество (мужчины и женщины), гадание (фалл бини) - женщины;
~ горбат - этно-кастовая группа, имевшая распространение по всей территории Афганистана; вели странствующий образ жизни, говорили на языке дари, имели также собственный тайный язык (криптолект) - казулаги; придерживались шиитского ислама; основными их занятиями были: торговля тканями и галантереей, изготовление и продажа сит для просеивания муки и круглых уплощённых барабанов (дайера), ремонт обуви, кровопускание (мужчины), торговля браслетами (чоривала) вразнос (женщины);
~ шейх-мохаммади - этно-кастовая группа, имевшая распространение по всей территории Афганистана; вели странствующий образ жизни, говорили на языке дари, имели также свой тайный язык - адургари; придерживались суннитского ислама; основными занятиями шейх-мохаммади были: изготовление и продажа сит для просеивания муки (майдабиз) и лотков для провеивания зерна (чаж), клеток для птиц (кафы), ремонт повреждённой фарфоровой посуды, чесание хлопкового волокна (мужчины), коробейная торговля тканями, галантереей и бижутерией (мужчины и женщины);
~ муссали - этно-кастовая группа в афганской провинции Лагман, ведшая оседлый образ жизни; говорили на языке пушту, исповедовали суннитский ислам; основным занятием их была сезонная подённая работа у местных крестьян на уборке, обмолоте и провеивании урожая зерновых, за которую им платили сельхозпродукцией; в сезон уборки урожая группы муссали из 5 - 10 человек перемещались от одного кишлака к другому, останавливаясь в каждом на несколько дней для подённого найма на выполнение сельскохозяйственных работ в поле;
Все эти этно-кастовые группы были известны в Афганистане под обобщающим уничижительным наименованием джот/зот, считались физически и ритуально нечистыми и в целом испытывали негативное отношение к себе со стороны местного оседлого и кочевого скотоводческого населения; подавляющее большинство сделок по продаже ими товаров и/или предоставлению услуг местному населению были бартерными - оплата производилась в основном теми или иными продуктами питания (зерном, мукой, сухофруктами, орехами, овощами, и т.д.), а также ношенной одеждой и старой обувью; каждая семья джотов/зотов имела свою сеть традиционных клиентов в разных населённых пунктах, которые регулярно посещала в течение года; связи между джотскими семьями и их клиентами из местного оседлого населения были крепкими и традиционными (в течение жизни нескольких поколений), что служило гарантией честного отношения с обеих сторон; также странствующие джоты были важным источником информации о том, что происходит во внешнем мире, для своих оседлых клиентов, постоянно живущих в сельской глубинке. Всё вышеописанное было характерно для Афганистана только до начала масштабных политических и хозяйственно-экономических изменений, начавшихся в этой стране в конце 70-х годов ХХ века, под действием которых всё кардинально поменялось.
Из Афганистана мы переместимся в Европу, где в некоторых странах также имелись статусно-профессиональные этно-кастовые этнографические группы, с которыми мы и познакомимся ниже:
~ рейсенде/омстрейфере - этно-кастовая группа в составе норвежцев, имевшая распространение на крайнем юге и юго-западе Норвегии - в прибрежных районах провинций/фюльке Агдер и Рогаланд; внешне ничем не отличались от оседлых норвежцев; вели странствующий образ жизни, передвигаясь по суше пешком или в повозках, запряжённых лошадьми (достаточно нечасто), а чаще по морю вдоль побережья в лодках под парусом; говорили между собой на родле - жаргонообразном изводе южного диалекта норвежского языка, который отличался от последнего только наличием некоторого количества заимствованных из немецкого жаргона ротвелш и из цыганского языка слов; придерживались лютеранства; жили за счёт мелкой торговли, подённого найма на выполнение различных сельхозработ, скупки и перепродажи старых вещей, и т.д.; подвергались стигматизации и дискриминации как со стороны властей, так и со стороны оседлого населения; в настоящее время рейсенде живут оседло;
~ кеарданнан - этно-кастовая группа в составе горных шотландцев-гэлов, распространённая в горной части Шотландии и на Гебридских островах; вели странствующий образ жизни, передвигаясь по Горной Шотландии на открытых повозках, запряжённых одной или двумя лошадьми, от одной деревни к другой, останавливаясь возле каждой на несколько дней и выполняя различные работы для оседлого населения - лужение посуды, кузнечный ремонт сельхозинвентаря и подковывание лошадей, подённые работы по прополке или уборке урожая, а также исполнение баллад, песен и поэтических произведений на гэльском языке; в периоды обострения межклановой вражды играли важную роль в качестве источников информации как люди, имеющие право беспрепятственно передвигаться по территории всех кланов и со всеми общаться; у кеарданнан имелся свой жаргонообразный диалект гэльского языка - берла-рейгайрд, использовавшийся больше в качестве культурного идентификатора, чем в качестве средства повседневной коммуникации; исповедовали католицизм; дискриминация кеарданнан со стороны оседлого населения практически отсутствовала; в настоящее время лишь очень небольшое количество кеарданнан продолжают вести странствующий образ жизни;
~ пэйви - этно-кастовая группа в составе ирландцев, основным местом расселения которой является о. Ирландия, в меньшей степени - также о. Великобритания (только историческая область Англия; в Уэльсе и Шотландии пэйви отсутствовали); вели странствующий образ жизни, жили в запряжённых лошадьми деревянных фургонах - вардо, представляющих собой комнату на колёсах с небольшими застеклёнными окнами, с металлической варочной печью с дымоходом, с кроватями-полками, с встроенными шкафами и сундуками для вещей внутри, и с объёмными рундуками для вещей - снаружи; фургоны снаружи украшали резьбой и яркой росписью; основными занятиями пэйви являлись: барышничество лошадьми, разведение и продажа щенков ирландского волкодава, лужение посуды и кузнечный ремонт сельхозинвентаря, подковывание лошадей, сбор и продажа вторсырья, подённые сельхозработы, участие в призовых боксёрских поединках на ярмарках, и т.д.; говорили на смешанном языке шелта, в котором лексика была в основном ирландская с некоторым количеством заимствований из цыганского и английского языков, а грамматика - в основном смешанная англо-ирландская; шелта использовался в основном в качестве криптолекта при необходимости коммуникации в присутствии посторонних; пэйви придерживались католицизма, однако из-за дискриминации со стороны оседлого населения редко ходили в церковь к мессе; дискриминация пэйви в Ирландии всегда была системной и ярко выраженной, например - их не пускали в сельские пабы, их не обслуживали в лавках и магазинах, подвергали оскорблениям на улице, и т.д.; в настоящее время часть пэйви продолжает вести традиционный странствующий образ жизни;
~ камперс/воонвагенбевонерс - этно-кастовая группа в составе голландцев и фламандцев, распространённая в бельгийской Фландрии и в южных католических провинциях Нидерландов - Северном Брабанте и Лимбурге, а также на левобережье эстуария Шельды в провинции Зеландия и в восточной части провинции Гелдерланд; вели странствующий образ жизни, предпочитая передвигаться по дорогам в составе длинных караванов, состоящих из запряжённых лошадьми повозок-фургонов (отсюда название "воонвагенбевонерс" - "караванщики; обитатели караванов"); были приверженцами католицизма; их основными занятиями были: лужение, ремонт и реставрация старой мебели и перетяжка матрасов, заточка ножей, топоров, ножниц, плетение и продажа корзин и веников, и т.д.; у камперс имелся свой жаргонообразный социолект нидерландского языка - баргунс, использовавшийся в качестве средства распознавания в системе "свой-чужой" и в качестве криптолекта; камперс подвергались некоторому давлению со стороны властей, но организованной и системной дискриминации по отношению к ним не было ни со стороны государства, ни со стороны местного оседлого населения; в настоящее время большая часть камперс живёт оседло;
~ ениши - этно-кастовая группа в составе немцев; вели странствующий образ жизни; территориями их проживания были: юг и центр современной Германии; восточная и западная части нынешней Австрии; восток и север Швейцарии; Люксембург; Южный Тироль (автономная провинция Трентино-Альто-Адидже в нынешней Италии); франкоязычная часть Бельгии - Валлония; исторические области Эльзас и Лотарингия, территории, располагающиеся вдоль течения рек - Роны южнее г. Валанс, Луары - от истока до устья, Сены от истока до устья, а также территории департаментов Савойя и Верхняя Савойя - в нынешней Франции; основными занятиями енишей были - кузнечество, лужение, жестяные работы, заточка топоров, ножей, ножниц и другого инструмента, сбор металлолома, старой одежды и другого вторсырья, сбор/выкуп и продажа старой мебели, посуды, часов, музыкальных инструментов, и др., мелочная торговля вразнос, игра на шарманке, и т.д.; исповедовали католицизм; ениши имели свой жаргонообразный язык - близкий к швейцарскому диалекту немецкого, со значительным количеством слов и оборотов из ротвелша (сленга маргинальных групп германоязычной части Европы) и заимствований из языка идиш и из цыганского языка синти, использовавшийся в качестве криптолекта; ениши всегда подвергались преследованиям и дискриминации как со стороны властей в той или иной степени (в разных странах своего проживания - по-разному), так и со стороны оседлого населения; в настоящее время ведут оседлый образ жизни;
~ камминанти - этно-кастовая группа в составе сицилийцев, ведшая странствующий образ жизни (с марта по ноябрь - на территории о. Сицилия, а с ноября по март они отправлялись в материковую Италию для
продажи своих товаров и услуг тамошнему оседлому населению); основными видами их деятельности были: мелочная лоточная торговля вразнос от двери к двери, лужение вёдер, котлов, корыт, сковородок, кофейников, чайников и т.д., заточка ножей, топоров, ножниц и др. инструмента, изготовление и продажа зонтиков, воздушных шаров, ремонт примусов и керосиновых ламп, и т.д.; исповедовали католицизм; в качестве культурного идентификатора и криптолекта использовали жаргонообразный язык - баккаджиу, представляющий собой юго-восточный говор сицилийского языка со значительным количеством заимствований из греческого; придерживались строгой эндогамии, большинство браков заключалось между кросс-кузенами (т.е. когда парень женится на дочери своей тёти - сестры своего отца, или девушка выходит замуж за сына своего дяди - брата своей матери), что часто приводило к инвалидизации потомства в таких браках (больше узнать о видах традиционного брака можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Камминанти не подвергались системной дискриминации на Сицилии, однако имели достаточно напряжённые отношения с оседлым населением и полицией в материковой части Италии, где они проводили по 4 - 5 месяцев в году; в настоящее время часть камминанти начала вести оседлый образ жизни, однако большая их часть всё ещё продолжает странствовать;
~ мерчерос/кинкальерос - этно-кастовая группа в составе испанцев; вели полустранствующий образ жизни, имея постоянное место жительства на окраинах городов, расположенных в северной половине Испании (к северу от Мадрида), однако большую часть времени проводя в передвижениях по стране с целью продажи скобяных изделий и своих услуг лудильщиков и жестянщиков; занимались также изготовлением и продажей котлов, сбором металлолома и другого вторсырья, а также нанимались на различные
временные работы; молодые мужчины-мерчерос также на регулярной основе занимались мелким воровством и мошенничеством, что служило основанием для предвзятого отношения к мерчерос со стороны полиции; в качестве криптолекта мерчерос использовали жаргонообразный язык кинкаллеро, представлявший собой архаический вариант кастильского языка с многочисленными заимствованиями из криминального испанского жаргона (т.н. "germania") и из кало - языка испанских цыган; придерживались католицизма; часто вступали в близкородственные орто-кузенные браки; подвергались стигматизации и дискриминации со стороны властей и оседлого населения; в настоящее время ведут оседлый образ жизни;
Таким образом, все вышеописанные этно-кастовые/статусно-профессиональные группы не связаны с цыганами ни своим происхождением (они все, кроме четырёх афганских групп - джалали, пикрадж, шадибаз и вангавала, которые также не относятся к цыганам, но являются переселенцами с территории нынешнего Пакистана - были связаны своим происхождением с местным оседлым населением, среди которого странствовали), ни своими языками, ни своими обычаями, а наоборот - обнаруживают тесную связь с оседлым населением стран своего проживания по всем вышеперечисленным параметрам (не отличаются от него по внешнему виду; их жаргонообразные криптолекты являются социолектами местных языков; и т.д.). Единственным значимым отличием этих этно-кастовых групп от родственных им популяций местных оседлых жителей является их традиционный уклад жизни - уклад странствующих этно-кастовых статусно-профессиональных групп, которым и обусловлены сепарация и отчуждение между генетически, этнически и лингвистически родственными частями того или иного этноса - оседлой и странствующей, следствием чего является отсутствие доверия между ними и дискриминация оседлой частью этноса - его странствующей части. В свою очередь, сходный образ жизни вышеописанных странствующих этно-кастовых групп и цыган привёл к тому, что многие особенности традиционной цыганской материальной культуры были заимствованы у цыган этими этно-кастовыми группами в процессе их длительного и тесного исторического взаимодействия с цыганами. Они, так же как и подавляющее большинство территориально-лингвистических групп цыган - не относились ни к одному из существовавших в доиндустриальном человеческом социуме хозяйственно-культурных типов (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
потому, что добывали средства жизнеобеспечения не из окружающей природно-материальной среды в результате непосредственного взаимодействия с ней определённым образом - присваивая её дикие ресурсы посредством собирательства, рыболовства и охоты, или же производя эти ресурсы посредством ведения скотоводческой и/или земледельческой деятельности - а получали их от оседлого населения в обмен на предоставляемые этому населению различные услуги, т.е. - не присваивали из природы и не производили продукты питания для собственного потребления, что, несомненно, сближает их с цыганами, однако не делает их ими. А рассказ о цыганах будет темой следующей статьи на нашем канале.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!