Как мы знаем из размещённых ранее статей на нашем канале:
биологической основой формирования этнических общностей любого порядка - племён, этносов, субэтносов и т.д. - является раса, а социально-экономической основой возникновения и развития материальной и духовной культуры любой этнической общности является способ производства главных средств жизнеобеспечения этой общности, характеризуемый такой категорией, как хозяйственно-культурный тип.
Человек является существом социальным, и все без исключения человеческие этнические общности социально структурированы на всех уровнях - начиная с семьи и заканчивая государством. А что же является изначально-базовой основой такой структуризации любого человеческого социума? Такой основой является пол, т.е. - деление человечества на два пола - мужской и женский.
Что такое пол? Пол - это совокупность генетически детерминированных гипоталамически-гормональных, анатомически-морфофункциональных, соматических и когнитивно-психологических характеристик человека, отличающих его от представителей противоположного пола и определяющих его роль в процессе оплодотворения при размножении.
Формирование пола эмбриона после оплодотворения яйцеклетки происходит следующим образом: в зиготе, находящейся в репродуктивном тракте женского организма, на основе генетической программы первоначально формируется генетический, или хромосомный пол человека (женский хромосомный набор - ХХ, мужской хромосомный набор - XY), который и обусловливает формирование ядра гипоталамуса по женскому или по мужскому типу, вследствие чего начинается выработка гонадотропных гормонов (пролан А/тилакентрин/фоллитропин; пролан Б/метакентрин; пролактин/маммотропин) передней долей гипофиза, под воздействием которых начинают формироваться мужские (яички/тестикулы/семенники) или женские (яичники) половые железы, т.е. формируется гонадный пол человека; семенники секретируют тестостерон, под действием которого происходит формирование и развитие мужского фенотипического пола, тогда как отсутствие секреции тестостерона приводит к формированию и развитию женского фенотипического пола: внутренних и внешних органов а) мужской (семенные пузырьки, предстательная железа, семявыносящий проток, мошонка, половой член) и б) женской (фаллопиевы трубы, матка, влагалище, клитор, малые и большие половые губы) репродуктивных систем; всё вышеперечисленное носит название первичных половых признаков.
С началом периода полового созревания (с 8-9 и с 10-12 лет у девочек и мальчиков соответственно) в организме увеличивается количество вырабатываемых половых гормонов - тестостерона у мальчиков и эстрадиола - у девочек, под действием которых происходят изменения в организме, которые приводят к формированию определённых особенностей в строении тела, т.е. - к половому диморфизму: а) ~ кости плечевого пояса шире, чем кости таза; ~ низкий уровень содержания жира в организме (5%-20%); ~ жир откладывается преимущественно в области живота и поясницы выше уровня пояса; ~ неразвитые молочные железы; ~ имеется хорошо выраженный кадык (выступ гортани); ~ дыхание брюшного типа; ~ низкий тембр голоса; ~ оволосение тела по мужскому типу; ~ алопеция (облысение) в зрелом возрасте - у мужчин; и б) ~ кости таза шире костей плечевого пояса; ~ более низкий рост по сравнению с мужчинами; ~ меньшая мышечная масса по сравнению с мужчинами; ~ высокий уровень содержания жира в организме (15%-30%); ~ жир откладывается преимущественно на бёдрах, ягодицах, в нижней части живота и спины; ~ развитые молочные железы; ~ наличие менструаций; ~ дыхание грудного типа; ~ высокий тембр голоса; ~ оволосение тела по женскому типу - у женщин; всё вышеперечисленное носит название вторичных половых признаков.
Для представителей каждого из полов характерны также некоторые когнитивно-психологические отличия, а именно: а) ~ хорошее ориентирование в пространстве; ~ быстрое нахождение решений зрительно-пространственных задач; ~ быстрое формирование навыков, связанных с макромоторикой тела; ~ стремление к изучению явлений окружающего мира - для мужчин; б) ~ раннее овладение речью; ~ большой активный словарный запас; ~ беглость и стройность речи; ~ быстрота и лёгкость в освоении другого языка; ~ лёгкое и
быстрое формирование навыков, связанных с микромоторикой рук; ~ способность к выполнению нескольких не связанных между собой задач одновременно; ~ стремление к изучению явлений, происходящих в социуме - для женщин; всё вышеперечисленное носит название третичных половых признаков.
Совокупность первичных, вторичных и третичных половых признаков и является биологическим полом человека.
Разделение человечества на два пола оказывает всеобъемлющее
и самое разнообразное воздействие на все аспекты существования и функционирования любого человеческого социума, а именно: ~ во всех традиционных социумах доиндустриального типа в той или иной степени имеет место сегрегация полов как в общественном пространстве, так и внутри семьи (например, обычаи раздельного приёма пищи мужчин и женщин в семьях басков (традиционно мужчины ели за обеденным столом, а женщины - у очага за маленьким низким столиком), а также многих других народов; раздельное празднование свадеб и других семейных торжеств мужчинами и женщинами у арабов, евреев и многих других этносов мира, и т.д.);
~ имеются различия в социализации представителей обоих полов - это и разные требования социума к социальным ролям и поведению мужчин и женщин, это и традиционное разделение труда между полами во всех человеческих социумах доиндустриального типа; ~ имеются и видимые отличия материальной культуры у людей разного пола (разная одежда и обувь, разные традиционные орнаменты-обереги на них, разные традиционные украшения, и т.д.);
~ имеются также отличия и в нематериальной культуре (присущие только одному или другому полу специфические песни и танцы - например, женские трудовые песни, которые исполнялись женщинами во время выполнения каких-либо коллективных работ - жатвы, вязки снопов, вымачивания и чесания льна и т.д.; девичьи песни на посиделках; женские песни-плачи на похоронах; мужские трудовые песни косарей, бурлаков, моряков на парусных и гребных судах, и т.д.; значительные отличия мужской и женской партий в любом традиционном народном коллективном или парном танце у большинства этносов мира, а также наличие исполняемых только мужчинами или только женщинами танцев у большей части народов мира.
Также разделение на два пола очень отчётливо проявляется во многих языках: ~ в одних языках это проявляется в достаточно лёгком варианте, а именно - в виде наличия гендерных форм местоимений 3-го лица ед. числа (например, в английском: he/she; в африкаанс: hy/sy; в таджикском: у/вай; и т.д.); ~ в других языках, кроме гендерных форм местоимений 3-го лица ед. числа, гендерную форму имеют также глаголы прошедшего времени 1-го лица ед. числа (например, в русском: я ходил/я ходила; и т.д.); ~ в третьих языках могут употребляться разные слова для местоимения "я" в зависимости от пола говорящего, а гендерные формы имеются для местоимений всех лиц и чисел (например, в андийском (один из языков Дагестана): дин - я; мин - ты (если говорит мужчина); ден - я; мен - ты (если говорит женщина), и т.д.); ~ в четвёртых языках имеются формализованные и облигатные к употреблению лексические, фонетические, морфологические и грамматические различия в речи мужчин и женщин (например, в чукотском языке во всех словах, имеющих в своём составе согласный звук "р" - этот звук произносится только мужчинами; если говорит женщина, то она вместо звука "р" произносит звук "ц"; в языке североамериканских индейцев коасати во всех словах, которые в женской фонетической форме произношения заканчиваются на носовой гласный звук - мужская форма произношения этих слов заканчивается на неносовой гласный и следующий сразу после него согласный звук "s"; в японском языке мужчины и женщины используют разные местоимения первого лица единственного числа ("я") - "boku"/"ore" и "atashi" соответственно; такая же ситуация в тайском языке (например, в вежливом разговоре между людьми равного статуса мужчины и женщины будут употреблять разные формы местоимения первого лица единственного числа "я": "phom" - мужчины, и "dichan" - женщины; в дравидском языке курух глаголы в женском роде спрягаются только в тех случаях, когда их произносит женщина в разговоре с женщиной - и больше ни в каких других случаях; и т.д.); ~ при этом существует также немало гендерно-недифференцированных языков, в которых вообще никак не отражается ни пол говорящего, ни пол тех, о ком говорят (то есть, если нет прямого указания на пол того человека, о котором идёт речь - то узнать его пол с некоторой вероятностью можно только из общего контекста, т.к. местоимения в таких языках не имеют гендерных форм, и в этих языках отсутствует согласование частей предложения по грамматическому роду (например, в турецком: о - он/она; в монгольском: тэр - он/она; в эстонском: ta - он/она; и т.д.).
Совокупность социально-культурно-языковых различий между людьми разного пола - носит название социального пола, или гендера человека.
Однако в настоящей статье я хочу заострить внимание читателей на других аспектах влияния фактора пола на развитие человеческого социума, а именно - на межполовых брачно-репродуктивных отношениях и регулируемых как обычным, так и писанным правом системах, эти отношения упорядочивающих. К таким регулирующим системам относятся: А) разные виды и типы брачных отношений; Б) возникающие в результате брачных отношений различные типы семьи; В) базирующиеся на основе семьи различные системы терминологии родства; Г) возникающие на основе систем кровного родства различные виды искусственного родства.
Начнём наше знакомство с этими регулирующими системами с такого социально-экономического феномена, как брак. Брак - это один из старейших общественных институтов человечества, который социально санкционирует, упорядочивает и регулирует межполовые сексуальные, межличностные, родственные, хозяйственно-имущественные и юридически-правовые отношения.
В разных культурах брак может сильно отличаться как по своим внешним формам, так и по своему смысловому наполнению, что мы и рассмотрим ниже.
Все виды брака можно разделить на две сильно отличающиеся друг от друга группы: I. Групповой брак; и II. Индивидуальный брак, которые различаются между собой кардинальным образом, а именно: виды группового брака характерны для живущих родовым строем человеческих общностей, тогда как виды индивидуального брака распространены в классовых обществах разного уровня развития.
Виды группового брака:
I.1.A) Дуально-родовой брак: ~ это система взаимоотношений между двумя экзогамными взаимобрачными родами, которая предполагает абсолютный запрет на межполовые сексуальные отношения между мужчинами и женщинами внутри одного рода; ~ очерчивает для членов рода дозволенный круг лиц, среди которых можно искать половых партнёров; ~ женщины одного рода являются коллективным брачным партнёром для мужчин другого рода, и наоборот - т.е. браком в данном случае является связь между двумя родами, а не между отдельными индивидуумами; ~ каждый человек выбирает для себя конкретного полового партнёра из числа дозволенного круга лиц, руководствуясь лишь симпатией и доброй волей - своей и своего потенциального партнёра; ~ такие отношения не предполагают совместного проживания половых партнёров, каждый из которых продолжает жить в своём роде и принимать участие в общей хозяйственной деятельности рода, который является самостоятельной и самодостаточной хозяйственной единицей; ~ дети, рождённые в результате таких отношений, живут и коллективно
воспитываются в роде, к которому принадлежат их матери;
I.1.B) Дуально-фратриальный брак: ~ это система взаимоотношений между двумя экзогамными взаимобрачными фратриями (фратрия - это совокупность нескольких родов, возникших из одного первоначального рода в результате разрастания его численности и последующего разделения; все члены одной фратрии, так же как и члены экзогамного рода - считались братьями и сёстрами, сексуальные отношения между которыми были строго воспрещены); ~ женщины одной фратрии являются коллективной "женой" для мужчин другой фратрии, а мужчины этой же фратрии являются таким же коллективным "мужем" для женщин другой фратрии; ~ так же как и в случае дуально-родового брака, дуально-фратриальный брак никак не регламентирует сексуальные отношения между индивидуумами, а лишь очерчивает круг лиц - дозволенных потенциальных половых партнёров для мужчин и женщин - членов одной фратрии; ~ сексуальные отношения между индивидуумами - их частота, длительность, и т.д. - зависят только от их взаимных чувств симпатии/антипатии; ~ мужчин и женщин в таких отношениях не связывали никакие хозяйственно-экономические обязательства, т.к. хозяйственной единицей социумов, для которых был характерен описываемый вид брака - являлась т.н. родья - семейно-хозяйственная ячейка, состоящая из нескольких братьев, нескольких сестёр и детей этих сестёр, отцами которых являлись мужчины из другой фратрии; ~ в воспитании детей принимали непосредственное участие как их матери, так и братья их матерей - т.е. их дядья;
I.1.C) Обязательный матрилатеральный кросскузенный брак: ~ это система брачных взаимоотношений между несколькими родами, при которой женщины рода А являлись коллективным брачным партнёром для мужчин рода В, но при этом, в отличие от двух вышеописанных видов брака - мужчины этого рода А не являлись коллективным брачным партнёром для женщин рода В, для которых таким коллективным брачным партнёром выступали мужчины из рода С, тогда как для мужчин из рода А коллективным брачным партнёром выступали женщины из рода D, для мужчин которого коллективным брачным партнёром могли являться женщины из рода С; ~ при такой системе каждый род обычно имел несколько родов - коллективных "мужей" для своих женщин, и несколько родов - коллективных "жён" для своих мужчин; ~ как и в двух вышеописанных видах брака, дети были членами рода матери и воспитывались матерью и её сёстрами и братьями;
I.2.A). Пуналуальный (от гавайского "пуналуа" - дорогой друг) брак: ~ это вид группового брака, при котором несколько братьев разной степени родства (родных, единоутробных, единокровных, кузенов и т.д.) совместно проживают и состоят в сексуальных отношениях с несколькими женщинами; ~ или же несколько сестёр разной степени родства (родных, единоутробных, единокровных, кузин и т.д.), совместно проживают и состоят в сексуальных отношениях с несколькими мужчинами; ~ в пуналуальном браке все состоящие в нём мужчины являются половыми партнёрами всех состоящих в нём женщин, а все женщины, состоящие в таком браке - являются половыми партнёршами всех состоящих в нём мужчин; ~ все дети, рождённые в пуналуальном браке, считаются общими детьми всех состоящих в таком браке взрослых, которых дети называют "мама" и "папа" (у ребёнка может быть, например - 5 (пять) "отцов" и 7 (семь) "матерей"); ~ состоящие в пуналуальном браке люди проживают совместно и ведут общее хозяйство.
Браки видов I.1.A), I.1.B), I.1.C) были распространены среди таких этносов, как ирокезы (Сев. Америка); микронезийцы о-вов Трук (Океания); мосуо (Южный Китай); курнандабури, курнаи, диери (Австралия), и др.. Брак вида I.2.A) - пуналуальный - имел распространение среди гавайцев, маркизцев и части других полинезийских этносов в Океании.
В отличие от вышеописанных видов группового брака, где в браке состоят не отдельные индивиды, а группы индивидов - все виды индивидуального брака характеризуются тем, что в брачные отношения друг с другом вступают именно индивиды. Виды индивидуального брака можно разделить на две группы, а именно: II.1. Парный полигамный брак; и II.2. Моногамный брак.
Парный полигамный брак может быть:
II.1.A) Полиандрический: ~ это вид брака, при котором одна женщина состоит в нескольких браках с несколькими мужчинами одновременно; ~ этот вид брака подразделяется на два подвида: а) фратернальный - в этом случае женщина имеет своими мужьями нескольких мужчин, приходящихся друг другу братьями; и б) нефратернальный - в этом случае мужьями женщины являются мужчины, не состоящие в родстве друг с другом; ~ полиандрические браки до недавнего времени были довольно широко распространены у разных народов мира, вследствие чего их практика имела различные местные особенности, например: у тибетцев, шерпов, бхотия, ладакхцев и других этносов Гималаев и Тибетского нагорья практиковалась фратернальная полиандрия, при которой женщина и все её мужья жили вместе в одном доме и вели общее хозяйство, при этом отцом всех детей в этом случае считался самый старший из братьев, а сами дети всех мужей своей матери называли отцами; а у найаров в Южной Индии женщина, имея несколько мужей, ни с кем из них не жила и не вела совместного хозяйства, а жила в т.н. тараваде - группе, состоявшей из родных братьев и сестёр, детей сестёр и детей дочерей сестёр; все члены таравада жили в одном общем доме, совместно владели имуществом и вели общее совместное хозяйство; каждый мужчина имел несколько жён в других таравадах, поэтому мужчины редко ночевали в доме своего таравада, т.к. посещали своих жён; а к женщинам приходили их мужья из других таравадов и проводили ночь с ними; ночуя у женщины, мужчина оставлял своё оружие (найары - это кшатрийская воинская джати (каста) в составе народа малаяли в нынешнем индийском штате Керала) перед дверями в её комнату как сообщение для других её мужей о том, что этой ночью она занята; дети принадлежали матери и считались членами её таравада; а у народа иригве в Нигерии женщина, имея несколько мужей (от 2-4 до 5-7; в местной традиции их называют "сомужья такой-то"), которые могут жить в разных селениях, находящихся достаточно далеко от постоянного места жительства их жены - переезжает от одного мужа к другому, живя в доме каждого из них некоторое время (от нескольких недель до полугода и более); дети более старшего возраста больше времени живут с отцами, а младшие дети находятся с матерью; и т.п.; ~ полиандрические браки до недавнего времени были распространены (а в некоторых местах эта практика продолжается и в настоящее время) у таких этносов, как тибетцы, ладакхцы, шерпы, бхотия, минаро (Гималаи и Тибетское нагорье), наси (Южный Китай), кхаси (штат Мегхалая в северо-восточной Индии), тода, найары, ежава (Южная Индия), сингалы (Шри-Ланка), ашанти (Гана), иригве (Нигерия), канаки (о. Новая Каледония, Океания), зоэ, бороро (Бразилия), и др..
II.1.B) Полигинный: ~ это вид брака, при котором один мужчина состоит в нескольких браках с несколькими женщинами одновременно; ~ он подразделяется на два подвида: а) сороральный - в этом случае мужчина имеет своими жёнами нескольких женщин, которые приходятся друг другу сёстрами; и б) несороральный - в этом случае жёнами мужчины являются не состоящие между собой в родстве женщины; ~ имея очень широкое распространение среди разных народов мира, проживающих практически на всех континентах, полигинные браки в разных местах своего бытования могли иметь множество местных специфических особенностей, например: у народов, исповедующих ислам, практика полигинных браков регулируется мусульманским писанным правом - шариатом, в котором чётко расписаны права и обязанности состоящих в полигинных браках людей; в соответствии с предписаниями шариата мужчина имеет право (при наличии у него соответствующих возможностей - психо-физиологических и материально-финансовых - состоять в браке с несколькими (но не более чем с 4-мя) женщинами, которых он должен в равной степени обеспечивать материально и уделять каждой из них равное количество времени для сексуального и эмоционального общения); как правило, жёны в мусульманских полигинных браках живут отдельно друг от друга, каждая в своём отдельном жилище (это может быть как отдельностоящий большой дом с прислугой - у богатых, так и простые флигели, расположенные вокруг большого внутреннего двора обычного частного дома - у небогатых оседлых мусульман, или же отдельные юрты/шатры в общем кочевье - у кочевых этносов, исповедующих ислам) вместе с детьми, а муж посещает каждую из своих жён в определённые периоды времени, согласованные с каждой из них, и живёт в жилище каждой из своих жён по несколько дней; все дети, рождённые в полигинном мусульманском браке, принадлежат семье их отца и в случае развода отца с их матерью всегда остаются с ним; в отличие от мусульманских полигинных брачных практик, у мормонов (до 1890 г. - у всех, а после 1890 г., когда В. Вудроф после получения откровения от Бога ввёл запрет многобрачия для мормонов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, полигинные браки практикуют только мормоны-фундаменталисты - Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа Святых последних дней) нет ограничений по количеству жён у мужчины, и оно может варьировать от 2-х до 50-ти и больше (обычно же у мормонов-фундаменталистов в среднем 5-7 жён, редко больше, часто - меньше); муж и все его жёны, а также все их дети совместно проживают в одном большом доме и ведут совместное хозяйство.
Моногамный брак может быть:
II.2.A) Последовательно-моногамный: ~ это вид моногамного брака, при котором мужчина и женщина, которые состоят в таком браке, имеют сексуальные отношения только друг с другом, но при этом планируют состоять в браке лишь какое-то время (например - до совершеннолетия ребёнка/детей), после чего развестись и вступить в новые брачные отношения уже с другим партнёром; при этом между бывшими супругами сохраняются партнёрские (не сексуальные) отношения в части попечения о детях, общения в общем кругу друзей и подруг, и т.д.; ~ этот вид брака был широко распространён на тех островах Вест-Индии, где доминировали различные деноминации протестантского христианства - на Бермудских, Багамских, Виргинских о-вах, на о. Ямайка, на о-вах Кайман, Сент-Кристофер и Невис, Ангилья, Монтсеррат, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос и др., а также на о. Маврикий в Индийском океане и на о. Гренландия.
II.2.B) Постоянно-моногамный: ~ это вид моногамного брака, при котором мужчина и женщина состоят в брачных отношениях друг с другом на протяжении всей их жизни - с момента вступления в брак и до момента фактического прекращения брачных отношений в результате их смерти, или же в результате смерти или пропажи без вести одного из брачных партнёров; ~ этот вид брака подразделяется на два очень сильно отличающихся друг от друга типа, каждый из которых характеризуется следующими особенностями:
а) евразийский, или восточный тип брака: ~ низкий средний возраст вступления в брак (17 лет - для женщин и 21 год - для мужчин); ~ низкий уровень окончательного безбрачия (1% - 3% никогда не вступавших в брак людей); ~ преобладание сложной (составной) семьи, состоящей из людей нескольких поколений, ведущих совместное хозяйство; ~ дети наследуют имущество родителей по завещанию, а не по старшинству; ~ этот тип моногамного брака был распространён к востоку от т.н. "линии Хайнала" - условной линии, соединяющей российский г. Санкт-Петербург и итальянский г. Триест: в юго-восточной Эстонии (и. о. (историческая область) Сетумаа), в юго-восточной Латвии (и.о. Латгалия), в юго-восточной Литве (и.о. Дзукия), в юго-восточной Польше (и.о. Подляшье, Малая Польша, Верхняя Силезия), в восточной Чехии (и.о. Моравия), в Словакии, в юго-восточной Австрии (и.о. Бургенланд и юго-восточная часть и.о. Штирия), в Венгрии, в Словении, в Хорватии, в Боснии и Герцеговине, в Сербии, в Черногории, в Северной Македонии, в Албании, в Греции, в Болгарии, в Румынии, в Молдове, в Украине, в Беларуси, в России, в Грузии, в Армении, на Филиппинах, в Эритрее, в Эфиопии, а также у всех христианских народов Шри-Ланки, Индии, Пакистана, Ирана, Ирака, Турции, Сирии, Ливана, Иордании, Египта, Судана.
б) евроатлантический, или западноевропейский тип брака: ~ высокий средний возраст вступления в брак (26 лет - для женщин и 30 лет - для мужчин); ~ высокий уровень окончательного безбрачия (15% - 18% никогда не вступавших в брак людей); ~ абсолютное преобладание нуклеарной семьи, состоящей из мужа, жены и их детей; ~ традиционно наследование имущества осуществлялось в соответствии с принципом майората, при котором: - только старший сын наследует всё движимое и недвижимое имущество родителей; - только старшая дочь получает приданое; - младшие дети не получают ничего; ~ этот тип моногамного брака был распространён к западу от условной "линии Хайнала", а именно: в Исландии, на Фарерских о-вах, в Норвегии, в Швеции, в Эстонии (кроме и.о. Сетумаа), в Латвии (кроме и.о. Латгалия), в Литве (кроме и.о. Дзукия), в Польше (кроме и.о. Подляшье, Малая Польша, Верхняя Силезия), в Чехии (кроме и.о. Моравия), в Австрии (кроме и.о. Бургенланд и юго-восточной части и.о. Штирия), в Германии, в Швейцарии, в Бельгии, в Нидерландах, в Люксембурге, в Великобритании, во Франции, в Италии (на севере и в центре страны, на о. Сардиния), в Испании (на севере и в центре страны и на Балеарских о-вах), в Португалии (на севере, в центре страны и на островах - Азорских и Мадейра); ~ имеются также страны и/или отдельные части некоторых стран, для которых характерны нетипичные для описываемого типа брака черты - более низкий уровень окончательного безбрачия и/или более низкий средний возраст вступления в брак, хотя по всем остальным параметрам они относятся
именно к описываемому типу брака; это такие страны и части стран, как: Финляндия, Ирландия, северо-западная Шотландия (и.о. Хайленд и Западные Острова), южная Италия (и.о. Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, о. Сицилия), Мальта, южная Испания (и.о. Мурсия, Ла-Манча, Эстремадура к югу от реки Гвадиана, Андалузия, Канарские о-ва), южная Португалия (и.о. Алту-Алентежу, Байшу-Алентежу, Алгарве). Этот же тип брака преобладал также в таких странах, как Канада, США, Аргентина, Уругвай, Чили, Австралия, Новая Зеландия, а также среди народа африканеров на территории нынешних ЮАР, Намибии и Ботсваны.
Все виды брака также характеризует такая черта, как брачная
локальность, т.е. место поселения и последующего проживания
вступивших в брачные отношения людей. Виды брачных локаций следующие: а) дислокальность (брачные партнёры живут каждый в своём родовом поселении, время от времени нанося визиты друг другу (в основном это делают мужчины)); б) матрилокальность (брачные партнёры живут там, где живут родители жены); в) патрилокальность (брачные партнёры живут там, где живут родители мужа); г) неолокальность (брачные партнёры поселяются на новом месте, отдельно от родственников с обеих сторон); ~ для видов группового брака, входящих в группу I, подгруппу 1 - дуально-родового, дуально-фратриального, обязательного матрилатерального кросскузенного - характерна дислокальность, для брака группы I, подгруппы 2 - пуналуального - характерна неолокальность; ~ для полиандрических браков брачная локальность у разных этносов может быть разной - это может быть матрилокальность, патрилокальность, или (редко) - дислокальность; ~ для полигинных браков единственным видом брачной локации является патрилокальность; ~ в то же время для видов моногамного брака имеют распространение все брачные локации, кроме дислокальности.
Обязательным следствием вступления мужчины и женщины в один из видов индивидуального брака - является создание семьи.
Семья - это сообщество людей, основанное на браке супругов - мужчины и женщины, которое, помимо самих супругов, может включать также их престарелых родителей, их детей и внуков, супругов этих детей и внуков, а также других родственников, которые, кроме родства и свойства, связаны также общностью быта, хозяйства, и взаимной моральной ответственностью.
Семья бывает: I. Сложная (составная) - такая семья состоит из мужа, жены, их детей, а также дедушек, бабушек, братьев и их жён и детей, сестёр, их мужей и детей - т.е. из людей нескольких поколений; II. Простая (нуклеарная) семья, которая может быть: 1. Элементарной (муж+жена+ребёнок), которая бывает: а) полной (оба родителя+ребёнок), и б) неполной (один из родителей+ребёнок, или родители без детей) или 2. Расширенной (муж+жена+двое и больше детей), которая может быть: а) малодетной (2-е детей), б) среднедетной (3-4 детей), в) многодетной (более 4-х детей).
Семья является важнейшим социальным институтом, который выработало человечество в ходе своего исторического развития, и базовой ячейкой любого классового человеческого общества (в доклассовых человеческих социумах их базовыми ячейками являются либо экзогамный род, либо родья - семья, которая состоит только из кровных родственников - сестёр, их детей, и братьев этих сестёр; отцы детей - приходящие мужья сестёр - не входят в состав членов родьи). Форма организации семьи является той направляющей основой развития макросоциальных структур и систем, которая и определяет как форму структуризации общества, так и её смысловое наполнение в любом человеческом социуме.
На основе существующих различных видов брака и создающихся вследствие заключения браков разных типов семьи возникают разнообразные родственно-свойственные отношения между людьми - родственниками каждого из супругов. Результатом этого является возникновение и развитие разных типов систем терминологии родства, о которых я расскажу в следующей статье на нашем канале.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!