Найти тему

Пол человека - биологический и социальный. Виды традиционного брака и типы семьи.

Как мы знаем из размещённых ранее статей на нашем канале:

биологической основой формирования этнических общностей любого порядка - племён, этносов, субэтносов и т.д. - является раса, а социально-экономической основой возникновения и развития материальной и духовной культуры любой этнической общности является способ производства главных средств жизнеобеспечения этой общности, характеризуемый такой категорией, как хозяйственно-культурный тип.

Человек является существом социальным, и все без исключения человеческие этнические общности социально структурированы на всех уровнях - начиная с семьи и заканчивая государством. А что же является изначально-базовой основой такой структуризации любого человеческого социума? Такой основой является пол, т.е. - деление человечества на два пола - мужской и женский.

Мужчина  и  женщина  в  традиционной  народной  одежде
Мужчина и женщина в традиционной народной одежде

Что такое пол? Пол - это совокупность генетически детерминированных гипоталамически-гормональных, анатомически-морфофункциональных, соматических и когнитивно-психологических характеристик человека, отличающих его от представителей противоположного пола и определяющих его роль в процессе оплодотворения при размножении.

Формирование пола эмбриона после оплодотворения яйцеклетки происходит следующим образом: в зиготе, находящейся в репродуктивном тракте женского организма, на основе генетической программы первоначально формируется генетический, или хромосомный пол человека (женский хромосомный набор - ХХ, мужской хромосомный набор - XY), который и обусловливает формирование ядра гипоталамуса по женскому или по мужскому типу, вследствие чего начинается выработка гонадотропных гормонов (пролан А/тилакентрин/фоллитропин; пролан Б/метакентрин; пролактин/маммотропин) передней долей гипофиза, под воздействием которых начинают формироваться мужские (яички/тестикулы/семенники) или женские (яичники) половые железы, т.е. формируется гонадный пол человека; семенники секретируют тестостерон, под действием которого происходит формирование и развитие мужского фенотипического пола, тогда как отсутствие секреции тестостерона приводит к формированию и развитию женского фенотипического пола: внутренних и внешних органов а) мужской (семенные пузырьки, предстательная железа, семявыносящий проток, мошонка, половой член) и б) женской (фаллопиевы трубы, матка, влагалище, клитор, малые и большие половые губы) репродуктивных систем; всё вышеперечисленное носит название первичных половых признаков.

Строение  мужской  и  женской  репродуктивных  систем
Строение мужской и женской репродуктивных систем

С началом периода полового созревания (с 8-9 и с 10-12 лет у девочек и мальчиков соответственно) в организме увеличивается количество вырабатываемых половых гормонов - тестостерона у мальчиков и эстрадиола - у девочек, под действием которых происходят изменения в организме, которые приводят к формированию определённых особенностей в строении тела, т.е. - к половому диморфизму: а) ~ кости плечевого пояса шире, чем кости таза; ~ низкий уровень содержания жира в организме (5%-20%); ~ жир откладывается преимущественно в области живота и поясницы выше уровня пояса; ~ неразвитые молочные железы; ~ имеется хорошо выраженный кадык (выступ гортани); ~ дыхание брюшного типа; ~ низкий тембр голоса; ~ оволосение тела по мужскому типу; ~ алопеция (облысение) в зрелом возрасте - у мужчин; и б) ~ кости таза шире костей плечевого пояса; ~ более низкий рост по сравнению с мужчинами; ~ меньшая мышечная масса по сравнению с мужчинами; ~ высокий уровень содержания жира в организме (15%-30%); ~ жир откладывается преимущественно на бёдрах, ягодицах, в нижней части живота и спины; ~ развитые молочные железы; ~ наличие менструаций; ~ дыхание грудного типа; ~ высокий тембр голоса; ~ оволосение тела по женскому типу - у женщин; всё вышеперечисленное носит название вторичных половых признаков.

Половой  диморфизм  человека
Половой диморфизм человека

Для представителей каждого из полов характерны также некоторые когнитивно-психологические отличия, а именно: а) ~ хорошее ориентирование в пространстве; ~ быстрое нахождение решений зрительно-пространственных задач; ~ быстрое формирование навыков, связанных с макромоторикой тела; ~ стремление к изучению явлений окружающего мира - для мужчин; б) ~ раннее овладение речью; ~ большой активный словарный запас; ~ беглость и стройность речи; ~ быстрота и лёгкость в освоении другого языка; ~ лёгкое и
быстрое формирование навыков, связанных с микромоторикой рук;
~ способность к выполнению нескольких не связанных между собой задач одновременно; ~ стремление к изучению явлений, происходящих в социуме - для женщин; всё вышеперечисленное носит название третичных половых признаков.

Мужчины  и  женщины  в  шахматах  соревнуются  отдельно
Мужчины и женщины в шахматах соревнуются отдельно

Совокупность первичных, вторичных и третичных половых признаков и является биологическим полом человека.

Разделение человечества на два пола оказывает всеобъемлющее
и самое разнообразное воздействие на все аспекты существования и функционирования любого человеческого социума, а именно:
~ во всех традиционных социумах доиндустриального типа в той или иной степени имеет место сегрегация полов как в общественном пространстве, так и внутри семьи (например, обычаи раздельного приёма пищи мужчин и женщин в семьях басков (традиционно мужчины ели за обеденным столом, а женщины - у очага за маленьким низким столиком), а также многих других народов; раздельное празднование свадеб и других семейных торжеств мужчинами и женщинами у арабов, евреев и многих других этносов мира, и т.д.);

Еврейские  мужчины-хасиды  празднуют  отдельно  от  женщин
Еврейские мужчины-хасиды празднуют отдельно от женщин

~ имеются различия в социализации представителей обоих полов - это и разные требования социума к социальным ролям и поведению мужчин и женщин, это и традиционное разделение труда между полами во всех человеческих социумах доиндустриального типа; ~ имеются и видимые отличия материальной культуры у людей разного пола (разная одежда и обувь, разные традиционные орнаменты-обереги на них, разные традиционные украшения, и т.д.);

Орнамент  на  мужской  вышиванке
Орнамент на мужской вышиванке

~ имеются также отличия и в нематериальной культуре (присущие только одному или другому полу специфические песни и танцы - например, женские трудовые песни, которые исполнялись женщинами во время выполнения каких-либо коллективных работ - жатвы, вязки снопов, вымачивания и чесания льна и т.д.; девичьи песни на посиделках; женские песни-плачи на похоронах; мужские трудовые песни косарей, бурлаков, моряков на парусных и гребных судах, и т.д.; значительные отличия мужской и женской партий в любом традиционном народном коллективном или парном танце у большинства этносов мира, а также наличие исполняемых только мужчинами или только женщинами танцев у большей части народов мира.

В  украинском  танце  гопак  мужская  и  женская  партии  сильно  отличаются
В украинском танце гопак мужская и женская партии сильно отличаются

Также разделение на два пола очень отчётливо проявляется во многих языках: ~ в одних языках это проявляется в достаточно лёгком варианте, а именно - в виде наличия гендерных форм местоимений 3-го лица ед. числа (например, в английском: he/she; в африкаанс: hy/sy; в таджикском: у/вай; и т.д.); ~ в других языках, кроме гендерных форм местоимений 3-го лица ед. числа, гендерную форму имеют также глаголы прошедшего времени 1-го лица ед. числа (например, в русском: я ходил/я ходила; и т.д.); ~ в третьих языках могут употребляться разные слова для местоимения "я" в зависимости от пола говорящего, а гендерные формы имеются для местоимений всех лиц и чисел (например, в андийском (один из языков Дагестана): дин - я; мин - ты (если говорит мужчина); ден - я; мен - ты (если говорит женщина), и т.д.); ~ в четвёртых языках имеются формализованные и облигатные к употреблению лексические, фонетические, морфологические и грамматические различия в речи мужчин и женщин (например, в чукотском языке во всех словах, имеющих в своём составе согласный звук "р" - этот звук произносится только мужчинами; если говорит женщина, то она вместо звука "р" произносит звук "ц"; в языке североамериканских индейцев коасати во всех словах, которые в женской фонетической форме произношения заканчиваются на носовой гласный звук - мужская форма произношения этих слов заканчивается на неносовой гласный и следующий сразу после него согласный звук "s"; в японском языке мужчины и женщины используют разные местоимения первого лица единственного числа ("я") - "boku"/"ore" и "atashi" соответственно; такая же ситуация в тайском языке (например, в вежливом разговоре между людьми равного статуса мужчины и женщины будут употреблять разные формы местоимения первого лица единственного числа "я": "phom" - мужчины, и "dichan" - женщины; в дравидском языке курух глаголы в женском роде спрягаются только в тех случаях, когда их произносит женщина в разговоре с женщиной - и больше ни в каких других случаях; и т.д.); ~ при этом существует также немало гендерно-недифференцированных языков, в которых вообще никак не отражается ни пол говорящего, ни пол тех, о ком говорят (то есть, если нет прямого указания на пол того человека, о котором идёт речь - то узнать его пол с некоторой вероятностью можно только из общего контекста, т.к. местоимения в таких языках не имеют гендерных форм, и в этих языках отсутствует согласование частей предложения по грамматическому роду (например, в турецком: о - он/она; в монгольском: тэр - он/она; в эстонском: ta - он/она; и т.д.).

В  монгольском  языке  "он"  и  "она"  звучат  одинаково - тэр
В монгольском языке "он" и "она" звучат одинаково - тэр

Совокупность социально-культурно-языковых различий между людьми разного пола - носит название социального пола, или гендера человека.

Однако в настоящей статье я хочу заострить внимание читателей на других аспектах влияния фактора пола на развитие человеческого социума, а именно - на межполовых брачно-репродуктивных отношениях и регулируемых как обычным, так и писанным правом системах, эти отношения упорядочивающих. К таким регулирующим системам относятся: А) разные виды и типы брачных отношений; Б) возникающие в результате брачных отношений различные типы семьи; В) базирующиеся на основе семьи различные системы терминологии родства; Г) возникающие на основе систем кровного родства различные виды искусственного родства.

Начнём наше знакомство с этими регулирующими системами с такого социально-экономического феномена, как брак. Брак - это один из старейших общественных институтов человечества, который социально санкционирует, упорядочивает и регулирует межполовые сексуальные, межличностные, родственные, хозяйственно-имущественные и юридически-правовые отношения.

В разных культурах брак может сильно отличаться как по своим внешним формам, так и по своему смысловому наполнению, что мы и рассмотрим ниже.

Обручальные  кольца - один  из  символов  брака  в  европейской  культуре
Обручальные кольца - один из символов брака в европейской культуре

Все виды брака можно разделить на две сильно отличающиеся друг от друга группы: I. Групповой брак; и II. Индивидуальный брак, которые различаются между собой кардинальным образом, а именно: виды группового брака характерны для живущих родовым строем человеческих общностей, тогда как виды индивидуального брака распространены в классовых обществах разного уровня развития.

Виды группового брака:

I.1.A) Дуально-родовой брак: ~ это система взаимоотношений между двумя экзогамными взаимобрачными родами, которая предполагает абсолютный запрет на межполовые сексуальные отношения между мужчинами и женщинами внутри одного рода; ~ очерчивает для членов рода дозволенный круг лиц, среди которых можно искать половых партнёров; ~ женщины одного рода являются коллективным брачным партнёром для мужчин другого рода, и наоборот - т.е. браком в данном случае является связь между двумя родами, а не между отдельными индивидуумами; ~ каждый человек выбирает для себя конкретного полового партнёра из числа дозволенного круга лиц, руководствуясь лишь симпатией и доброй волей - своей и своего потенциального партнёра; ~ такие отношения не предполагают совместного проживания половых партнёров, каждый из которых продолжает жить в своём роде и принимать участие в общей хозяйственной деятельности рода, который является самостоятельной и самодостаточной хозяйственной единицей; ~ дети, рождённые в результате таких отношений, живут и коллективно
воспитываются в роде, к которому принадлежат их матери;

Некоторые  племена  австралийских  аборигенов  практиковали  дуально-родовой  брак
Некоторые племена австралийских аборигенов практиковали дуально-родовой брак

I.1.B) Дуально-фратриальный брак: ~ это система взаимоотношений между двумя экзогамными взаимобрачными фратриями (фратрия - это совокупность нескольких родов, возникших из одного первоначального рода в результате разрастания его численности и последующего разделения; все члены одной фратрии, так же как и члены экзогамного рода - считались братьями и сёстрами, сексуальные отношения между которыми были строго воспрещены); ~ женщины одной фратрии являются коллективной "женой" для мужчин другой фратрии, а мужчины этой же фратрии являются таким же коллективным "мужем" для женщин другой фратрии; ~ так же как и в случае дуально-родового брака, дуально-фратриальный брак никак не регламентирует сексуальные отношения между индивидуумами, а лишь очерчивает круг лиц - дозволенных потенциальных половых партнёров для мужчин и женщин - членов одной фратрии; ~ сексуальные отношения между индивидуумами - их частота, длительность, и т.д. - зависят только от их взаимных чувств симпатии/антипатии; ~ мужчин и женщин в таких отношениях не связывали никакие хозяйственно-экономические обязательства, т.к. хозяйственной единицей социумов, для которых был характерен описываемый вид брака - являлась т.н. родья - семейно-хозяйственная ячейка, состоящая из нескольких братьев, нескольких сестёр и детей этих сестёр, отцами которых являлись мужчины из другой фратрии; ~ в воспитании детей принимали непосредственное участие как их матери, так и братья их матерей - т.е. их дядья;

Ирокез  из  племени  сенека; ирокезы  практиковали  дуально-фратриальный  вид  брака
Ирокез из племени сенека; ирокезы практиковали дуально-фратриальный вид брака

I.1.C) Обязательный матрилатеральный кросскузенный брак: ~ это система брачных взаимоотношений между несколькими родами, при которой женщины рода А являлись коллективным брачным партнёром для мужчин рода В, но при этом, в отличие от двух вышеописанных видов брака - мужчины этого рода А не являлись коллективным брачным партнёром для женщин рода В, для которых таким коллективным брачным партнёром выступали мужчины из рода С, тогда как для мужчин из рода А коллективным брачным партнёром выступали женщины из рода D, для мужчин которого коллективным брачным партнёром могли являться женщины из рода С; ~ при такой системе каждый род обычно имел несколько родов - коллективных "мужей" для своих женщин, и несколько родов - коллективных "жён" для своих мужчин; ~ как и в двух вышеописанных видах брака, дети были членами рода матери и воспитывались матерью и её сёстрами и братьями;

У  народа  мосуо  живы  традиции  обязательного  матрилатерального  кросскузенного  брака
У народа мосуо живы традиции обязательного матрилатерального кросскузенного брака

I.2.A). Пуналуальный (от гавайского "пуналуа" - дорогой друг) брак: ~ это вид группового брака, при котором несколько братьев разной степени родства (родных, единоутробных, единокровных, кузенов и т.д.) совместно проживают и состоят в сексуальных отношениях с несколькими женщинами; ~ или же несколько сестёр разной степени родства (родных, единоутробных, единокровных, кузин и т.д.), совместно проживают и состоят в сексуальных отношениях с несколькими мужчинами; ~ в пуналуальном браке все состоящие в нём мужчины являются половыми партнёрами всех состоящих в нём женщин, а все женщины, состоящие в таком браке - являются половыми партнёршами всех состоящих в нём мужчин; ~ все дети, рождённые в пуналуальном браке, считаются общими детьми всех состоящих в таком браке взрослых, которых дети называют "мама" и "папа" (у ребёнка может быть, например - 5 (пять) "отцов" и 7 (семь) "матерей"); ~ состоящие в пуналуальном браке люди проживают совместно и ведут общее хозяйство.

На  Гавайских  островах  был  распространён  пуналуальный  брак
На Гавайских островах был распространён пуналуальный брак

Браки видов I.1.A), I.1.B), I.1.C) были распространены среди таких этносов, как ирокезы (Сев. Америка); микронезийцы о-вов Трук (Океания); мосуо (Южный Китай); курнандабури, курнаи, диери (Австралия), и др.. Брак вида I.2.A) - пуналуальный - имел распространение среди гавайцев, маркизцев и части других полинезийских этносов в Океании.

В отличие от вышеописанных видов группового брака, где в браке состоят не отдельные индивиды, а группы индивидов - все виды индивидуального брака характеризуются тем, что в брачные отношения друг с другом вступают именно индивиды. Виды индивидуального брака можно разделить на две группы, а именно: II.1. Парный полигамный брак; и II.2. Моногамный брак.

Парный полигамный брак может быть:

II.1.A) Полиандрический: ~ это вид брака, при котором одна женщина состоит в нескольких браках с несколькими мужчинами одновременно; ~ этот вид брака подразделяется на два подвида: а) фратернальный - в этом случае женщина имеет своими мужьями нескольких мужчин, приходящихся друг другу братьями; и б) нефратернальный - в этом случае мужьями женщины являются мужчины, не состоящие в родстве друг с другом; ~ полиандрические браки до недавнего времени были довольно широко распространены у разных народов мира, вследствие чего их практика имела различные местные особенности, например: у тибетцев, шерпов, бхотия, ладакхцев и других этносов Гималаев и Тибетского нагорья практиковалась фратернальная полиандрия, при которой женщина и все её мужья жили вместе в одном доме и вели общее хозяйство, при этом отцом всех детей в этом случае считался самый старший из братьев, а сами дети всех мужей своей матери называли отцами; а у найаров в Южной Индии женщина, имея несколько мужей, ни с кем из них не жила и не вела совместного хозяйства, а жила в т.н. тараваде - группе, состоявшей из родных братьев и сестёр, детей сестёр и детей дочерей сестёр; все члены таравада жили в одном общем доме, совместно владели имуществом и вели общее совместное хозяйство; каждый мужчина имел несколько жён в других таравадах, поэтому мужчины редко ночевали в доме своего таравада, т.к. посещали своих жён; а к женщинам приходили их мужья из других таравадов и проводили ночь с ними; ночуя у женщины, мужчина оставлял своё оружие (найары - это кшатрийская воинская джати (каста) в составе народа малаяли в нынешнем индийском штате Керала) перед дверями в её комнату как сообщение для других её мужей о том, что этой ночью она занята; дети принадлежали матери и считались членами её таравада; а у народа иригве в Нигерии женщина, имея несколько мужей (от 2-4 до 5-7; в местной традиции их называют "сомужья такой-то"), которые могут жить в разных селениях, находящихся достаточно далеко от постоянного места жительства их жены - переезжает от одного мужа к другому, живя в доме каждого из них некоторое время (от нескольких недель до полугода и более); дети более старшего возраста больше времени живут с отцами, а младшие дети находятся с матерью; и т.п.; ~ полиандрические браки до недавнего времени были распространены (а в некоторых местах эта практика продолжается и в настоящее время) у таких этносов, как тибетцы, ладакхцы, шерпы, бхотия, минаро (Гималаи и Тибетское нагорье), наси (Южный Китай), кхаси (штат Мегхалая в северо-восточной Индии), тода, найары, ежава (Южная Индия), сингалы (Шри-Ланка), ашанти (Гана), иригве (Нигерия), канаки (о. Новая Каледония, Океания), зоэ, бороро (Бразилия), и др..

Тибетская  женщина  со  своими  тремя  мужьями  и  дочерью
Тибетская женщина со своими тремя мужьями и дочерью

II.1.B) Полигинный: ~ это вид брака, при котором один мужчина состоит в нескольких браках с несколькими женщинами одновременно; ~ он подразделяется на два подвида: а) сороральный - в этом случае мужчина имеет своими жёнами нескольких женщин, которые приходятся друг другу сёстрами; и б) несороральный - в этом случае жёнами мужчины являются не состоящие между собой в родстве женщины; ~ имея очень широкое распространение среди разных народов мира, проживающих практически на всех континентах, полигинные браки в разных местах своего бытования могли иметь множество местных специфических особенностей, например: у народов, исповедующих ислам, практика полигинных браков регулируется мусульманским писанным правом - шариатом, в котором чётко расписаны права и обязанности состоящих в полигинных браках людей; в соответствии с предписаниями шариата мужчина имеет право (при наличии у него соответствующих возможностей - психо-физиологических и материально-финансовых - состоять в браке с несколькими (но не более чем с 4-мя) женщинами, которых он должен в равной степени обеспечивать материально и уделять каждой из них равное количество времени для сексуального и эмоционального общения); как правило, жёны в мусульманских полигинных браках живут отдельно друг от друга, каждая в своём отдельном жилище (это может быть как отдельностоящий большой дом с прислугой - у богатых, так и простые флигели, расположенные вокруг большого внутреннего двора обычного частного дома - у небогатых оседлых мусульман, или же отдельные юрты/шатры в общем кочевье - у кочевых этносов, исповедующих ислам) вместе с детьми, а муж посещает каждую из своих жён в определённые периоды времени, согласованные с каждой из них, и живёт в жилище каждой из своих жён по несколько дней; все дети, рождённые в полигинном мусульманском браке, принадлежат семье их отца и в случае развода отца с их матерью всегда остаются с ним; в отличие от мусульманских полигинных брачных практик, у мормонов (до 1890 г. - у всех, а после 1890 г., когда В. Вудроф после получения откровения от Бога ввёл запрет многобрачия для мормонов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, полигинные браки практикуют только мормоны-фундаменталисты - Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа Святых последних дней) нет ограничений по количеству жён у мужчины, и оно может варьировать от 2-х до 50-ти и больше (обычно же у мормонов-фундаменталистов в среднем 5-7 жён, редко больше, часто - меньше); муж и все его жёны, а также все их дети совместно проживают в одном большом доме и ведут совместное хозяйство.

Мормон-фундаменталист  со  своими  8-ю  жёнами  и  12-ю  детьми
Мормон-фундаменталист со своими 8-ю жёнами и 12-ю детьми

Моногамный брак может быть:

II.2.A) Последовательно-моногамный: ~ это вид моногамного брака, при котором мужчина и женщина, которые состоят в таком браке, имеют сексуальные отношения только друг с другом, но при этом планируют состоять в браке лишь какое-то время (например - до совершеннолетия ребёнка/детей), после чего развестись и вступить в новые брачные отношения уже с другим партнёром; при этом между бывшими супругами сохраняются партнёрские (не сексуальные) отношения в части попечения о детях, общения в общем кругу друзей и подруг, и т.д.; ~ этот вид брака был широко распространён на тех островах Вест-Индии, где доминировали различные деноминации протестантского христианства - на Бермудских, Багамских, Виргинских о-вах, на о. Ямайка, на о-вах Кайман, Сент-Кристофер и Невис, Ангилья, Монтсеррат, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос и др., а также на о. Маврикий в Индийском океане и на о. Гренландия.

Ямайская  семья
Ямайская семья

II.2.B) Постоянно-моногамный: ~ это вид моногамного брака, при котором мужчина и женщина состоят в брачных отношениях друг с другом на протяжении всей их жизни - с момента вступления в брак и до момента фактического прекращения брачных отношений в результате их смерти, или же в результате смерти или пропажи без вести одного из брачных партнёров; ~ этот вид брака подразделяется на два очень сильно отличающихся друг от друга типа, каждый из которых характеризуется следующими особенностями:

а) евразийский, или восточный тип брака: ~ низкий средний возраст вступления в брак (17 лет - для женщин и 21 год - для мужчин); ~ низкий уровень окончательного безбрачия (1% - 3% никогда не вступавших в брак людей); ~ преобладание сложной (составной) семьи, состоящей из людей нескольких поколений, ведущих совместное хозяйство; ~ дети наследуют имущество родителей по завещанию, а не по старшинству; ~ этот тип моногамного брака был распространён к востоку от т.н. "линии Хайнала" - условной линии, соединяющей российский г. Санкт-Петербург и итальянский г. Триест: в юго-восточной Эстонии (и. о. (историческая область) Сетумаа), в юго-восточной Латвии (и.о. Латгалия), в юго-восточной Литве (и.о. Дзукия), в юго-восточной Польше (и.о. Подляшье, Малая Польша, Верхняя Силезия), в восточной Чехии (и.о. Моравия), в Словакии, в юго-восточной Австрии (и.о. Бургенланд и юго-восточная часть и.о. Штирия), в Венгрии, в Словении, в Хорватии, в Боснии и Герцеговине, в Сербии, в Черногории, в Северной Македонии, в Албании, в Греции, в Болгарии, в Румынии, в Молдове, в Украине, в Беларуси, в России, в Грузии, в Армении, на Филиппинах, в Эритрее, в Эфиопии, а также у всех христианских народов Шри-Ланки, Индии, Пакистана, Ирана, Ирака, Турции, Сирии, Ливана, Иордании, Египта, Судана.

Пара  польских  гуралей-новобрачных  выходит  из  костёла  после  венчания
Пара польских гуралей-новобрачных выходит из костёла после венчания

б) евроатлантический, или западноевропейский тип брака: ~ высокий средний возраст вступления в брак (26 лет - для женщин и 30 лет - для мужчин); ~ высокий уровень окончательного безбрачия (15% - 18% никогда не вступавших в брак людей); ~ абсолютное преобладание нуклеарной семьи, состоящей из мужа, жены и их детей; ~ традиционно наследование имущества осуществлялось в соответствии с принципом майората, при котором: - только старший сын наследует всё движимое и недвижимое имущество родителей; - только старшая дочь получает приданое; - младшие дети не получают ничего; ~ этот тип моногамного брака был распространён к западу от условной "линии Хайнала", а именно: в Исландии, на Фарерских о-вах, в Норвегии, в Швеции, в Эстонии (кроме и.о. Сетумаа), в Латвии (кроме и.о. Латгалия), в Литве (кроме и.о. Дзукия), в Польше (кроме и.о. Подляшье, Малая Польша, Верхняя Силезия), в Чехии (кроме и.о. Моравия), в Австрии (кроме и.о. Бургенланд и юго-восточной части и.о. Штирия), в Германии, в Швейцарии, в Бельгии, в Нидерландах, в Люксембурге, в Великобритании, во Франции, в Италии (на севере и в центре страны, на о. Сардиния), в Испании (на севере и в центре страны и на Балеарских о-вах), в Португалии (на севере, в центре страны и на островах - Азорских и Мадейра); ~ имеются также страны и/или отдельные части некоторых стран, для которых характерны нетипичные для описываемого типа брака черты - более низкий уровень окончательного безбрачия и/или более низкий средний возраст вступления в брак, хотя по всем остальным параметрам они относятся
именно к описываемому типу брака; это такие страны и части стран, как: Финляндия, Ирландия, северо-западная Шотландия (и.о.
Хайленд и Западные Острова), южная Италия (и.о. Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, о. Сицилия), Мальта, южная Испания (и.о. Мурсия, Ла-Манча, Эстремадура к югу от реки Гвадиана, Андалузия, Канарские о-ва), южная Португалия (и.о. Алту-Алентежу, Байшу-Алентежу, Алгарве). Этот же тип брака преобладал также в таких странах, как Канада, США, Аргентина, Уругвай, Чили, Австралия, Новая Зеландия, а также среди народа африканеров на территории нынешних ЮАР, Намибии и Ботсваны.

Шотландские  новобрачные
Шотландские новобрачные

Все виды брака также характеризует такая черта, как брачная
локальность, т.е. место поселения и последующего проживания
вступивших в брачные отношения людей. Виды брачных локаций следующие:
а) дислокальность (брачные партнёры живут каждый в своём родовом поселении, время от времени нанося визиты друг другу (в основном это делают мужчины)); б) матрилокальность (брачные партнёры живут там, где живут родители жены); в) патрилокальность (брачные партнёры живут там, где живут родители мужа); г) неолокальность (брачные партнёры поселяются на новом месте, отдельно от родственников с обеих сторон); ~ для видов группового брака, входящих в группу I, подгруппу 1 - дуально-родового, дуально-фратриального, обязательного матрилатерального кросскузенного - характерна дислокальность, для брака группы I, подгруппы 2 - пуналуального - характерна неолокальность; ~ для полиандрических браков брачная локальность у разных этносов может быть разной - это может быть матрилокальность, патрилокальность, или (редко) - дислокальность; ~ для полигинных браков единственным видом брачной локации является патрилокальность; ~ в то же время для видов моногамного брака имеют распространение все брачные локации, кроме дислокальности.

Обязательным следствием вступления мужчины и женщины в один из видов индивидуального брака - является создание семьи.

Семья - это сообщество людей, основанное на браке супругов - мужчины и женщины, которое, помимо самих супругов, может включать также их престарелых родителей, их детей и внуков, супругов этих детей и внуков, а также других родственников, которые, кроме родства и свойства, связаны также общностью быта, хозяйства, и взаимной моральной ответственностью.

Семья бывает: I. Сложная (составная) - такая семья состоит из мужа, жены, их детей, а также дедушек, бабушек, братьев и их жён и детей, сестёр, их мужей и детей - т.е. из людей нескольких поколений; II. Простая (нуклеарная) семья, которая может быть: 1. Элементарной (муж+жена+ребёнок), которая бывает: а) полной (оба родителя+ребёнок), и б) неполной (один из родителей+ребёнок, или родители без детей) или 2. Расширенной (муж+жена+двое и больше детей), которая может быть: а) малодетной (2-е детей), б) среднедетной (3-4 детей), в) многодетной (более 4-х детей).

Большая  армянская  семья  начала  ХХ  века
Большая армянская семья начала ХХ века

Семья является важнейшим социальным институтом, который выработало человечество в ходе своего исторического развития, и базовой ячейкой любого классового человеческого обществадоклассовых человеческих социумах их базовыми ячейками являются либо экзогамный род, либо родья - семья, которая состоит только из кровных родственников - сестёр, их детей, и братьев этих сестёр; отцы детей - приходящие мужья сестёр - не входят в состав членов родьи). Форма организации семьи является той направляющей основой развития макросоциальных структур и систем, которая и определяет как форму структуризации общества, так и её смысловое наполнение в любом человеческом социуме.

Большая  семья  русских  старообрядцев  из  штата  Орегон, США
Большая семья русских старообрядцев из штата Орегон, США

На основе существующих различных видов брака и создающихся вследствие заключения браков разных типов семьи возникают разнообразные родственно-свойственные отношения между людьми - родственниками каждого из супругов. Результатом этого является возникновение и развитие разных типов систем терминологии родства, о которых я расскажу в следующей статье на нашем канале.

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Самосознание
0