Найти тему

Альпийская культурно-историческая область - территория встречи и взаимопроникновения разных культур.

Всем нам с детства в той или иной степени знакомы такие слова и словосочетания, как "альпинизм", "альпийские луга", "альпеншток", "альпийская роза", "альпийская горка", "альпийский стрелок", "альпийские ботинки", "альпийский рожок", "альпийский фён", "альпийский стиль", "альпийский пейзаж", и т.д.. Мы знаем, что все они своей этимологической основой имеют слово Альпы - название расположенной в центре Европы горной системы (больше узнать о горах, горных системах и вулканах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

А вот само название Альпы (Die Alpen на немецком языке) происходит от немецкого слова Alp, которое означает - "летнее горное пастбище". И это не случайно, так как именно отгонно-пастбищное скотоводство являлось основным средством жизнеобеспечения для всех населяющих Альпы народов на протяжении многих веков. Именно об этих народах и об особенностях их хозяйства и культуры мы и расскажем в настоящей статье.

Альпы  с  запада, с  севера  и  с  востока  широкой  дугой  охватывают  Апеннинский  полуостров
Альпы с запада, с севера и с востока широкой дугой охватывают Апеннинский полуостров

Альпы были заселены и освоены человеком уже в глубокой древности (достаточно сказать, что возраст мумифицированных останков т.н. "ледяного человека", названного Этци, обнаруженных в 1991 г. на высоте 3210 м над у.м., составляет около 5300 лет). В период расцвета и экспансии Римской империи этносы, жившие в то время в Альпах - кельты, реты, венеты - были завоёваны и романизированы римлянами. Великое переселение народов, начавшееся в IV в. н.э., добавило к имеющемуся на тот момент романизированному населению Альп германский и славянский компоненты. Примерно к началу XVI в. этническая карта Альпийского региона в общих чертах приняла вид, близкий к тому, который был зафиксирован на этно-лингвистических картах конца XIX века. Именно с этого момента (с начала XVI в.) можно говорить о возникновении т.н. Альпенраума (нем. Alpenraum - "Альпийское пространство") - Альпийской культурно-исторической области, о которой мы и расскажем ниже.

Альпийская  культурно-историческая  область - Альпенраум
Альпийская культурно-историческая область - Альпенраум

В состав Альпийской культурно-исторической области/Альпенраума входят следующие территории (с запада на восток): ~ в пределах нынешней Франции - историческая область (далее и.о.): Венессен; северная половина и.о. Прованс; и.о. Дофинэ; и.о. Савойя; ~ в пределах нынешней Швейцарии - кантоны: Санкт-Галлен; Вале; Граубюнден; Швиц; Цуг; Аппенцелль; Гларус; Унтервальден; Ури; Тичино; южная половина кантона Берн; юго-восточная половина кантона Во; южная половина кантона Люцерн; юго-восточная половина кантона Фрибур; крайний юго-восток кантона Цюрих (примерно 20% территории кантона); ~ государство Лихтенштейн; ~ в пределах нынешней Италии - юго-запад области Лигурия (около 25% от общей площади области); область Валле-д'Аоста; север и запад области Пьемонт (около 1/3 части территории области); северная половина области Ломбардия; область Трентино - Альто -Адидже/Зюдтироль; северная и центральная части (2/3 всей территории) области Венето; северная половина области Фриули - Венеция-Джулия; ~ в пределах нынешней Австрии - федеральная земля (далее - ф.з.) Форарльберг; ф.з. Тироль; ф.з. Каринтия; большая часть ф.з. Зальцбург (кроме территории, расположенной севернее г. Зальцбург); большая часть ф.з. Штирия (кроме территории на юго-западе, занимающей примерно 1/4 часть общей территории ф.з.); 1/4 часть территории ф.з. Верхняя Австрия в её южной части; 1/3 часть территории ф.з. Нижняя Австрия в её южной части; ~ в пределах нынешней Германии - крайний юг федеральной земли Бавария вдоль границы с Австрией; ~ в пределах нынешней Словении - историко-этнографическая область (далее - и.-э.о.) Гореньска; северная половина и.-э.о. Горишка; северо-восточная половина и.-э.о. Доленьска; и.-э.о. Корошка; северо-западная половина и.-э.о. Штаерска.

Границы  государств  обозначены  на  карте  линией  светло-коричневого  цвета, граница  Альпийской  культурно-исторической  области  обозначена  толстой  линией  синего  цвета
Границы государств обозначены на карте линией светло-коричневого цвета, граница Альпийской культурно-исторической области обозначена толстой линией синего цвета

Этнический состав населения Альпенраума во второй половине XIX в. был примерно следующим: на востоке описываемой культурно-исторической области проживали словенцы - их поселения ещё в начале X в. доходили на западе до рек Пьяве и Ливенца и до истока реки Дравы (в более позднее время словенцы на этих территориях были практически полностью ассимилированы местным романским и германским населением); среди словенцев и западнее их отдельными полукочевыми группами жили скотоводы морлахи/влахи, западной границей распространения которых была река Брента, а южной границей - район горы Монте-Граппа (морлахи были полностью ассимилированы местным романским населением уже к началу XVIII века) - больше узнать о словенцах и влахах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:

Словенская  пара  из  Корошки  в  традиционной  одежде
Словенская пара из Корошки в традиционной одежде
Словенцы  из  Гореньски  в  народных  костюмах
Словенцы из Гореньски в народных костюмах
Словенский  фольклорный  коллектив  из  Штаерски  исполняет  народный  танец
Словенский фольклорный коллектив из Штаерски исполняет народный танец
Словенцы  из  Корошки  в  традиционной  народной  одежде
Словенцы из Корошки в традиционной народной одежде
Словенцы  из  северо-восточной  Доленьски  в  народной  одежде
Словенцы из северо-восточной Доленьски в народной одежде
Словенцы  из  Штаерски  в  народной  одежде
Словенцы из Штаерски в народной одежде

к северу от словенцев жили австрийские немцы, в этногенезе которых словенцы приняли самое активное участие; к северу от австрийских немцев жили немцы баварские (и те, и другие говорили на баварских диалектах немецкого языка); на северо-востоке нынешней Италии жил один из ретороманских этносов - фриулы; в регионах Венето и Тренто нынешней Италии проживали этно-территориальные группы немцев - цимбры и мокено - чьи цимбрский язык и мокенский говор южнобаварского диалекта взаимонепонимаемы с другими вариантами немецкого языка (больше узнать о цимбрах и мокено можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Фриулы  в  традиционной  народной  одежде
Фриулы в традиционной народной одежде
Фриулы - участники  фольклорного  коллектива  в  народных  костюмах
Фриулы - участники фольклорного коллектива в народных костюмах
Ладины  в  традиционных  народных  костюмах
Ладины в традиционных народных костюмах
Группа  ладинов  в  народной  одежде
Группа ладинов в народной одежде
Группа  ладинов  в  традиционных  народных  костюмах
Группа ладинов в традиционных народных костюмах
Цимбры  в  традиционных  народных  костюмах
Цимбры в традиционных народных костюмах

в непосредственной близости от цимбров и мокено жили ладины (один из ретороманских этносов); на этой же территории чересполосно с морлахами/влахами, цимбрами, мокено и ладинами жили итальянцы-венецианцы, говорившие на венецианском языке; на западе их соседями были итальянцы-ломбардцы, говорившие на ломбардском диалекте галло-итальянского языка, соседями которых на северо-востоке были ладины и южнотирольские немцы, а на севере и северо-западе - форарльбергские и граубюнденские немцы, говорившие на верхнеаллеманском диалекте немецкого языка (большая их часть) и на вальзерском диалекте немецкого языка (меньшинство), руманши (один из ретороманских этносов), и итальянцы швейцарского кантона Тичино, говорившие на тичинском диалекте галло-итальянского языка; к западу от них располагался регион исконного проживания вальзерских немцев/вальзеров - юго-восточная часть швейцарского кантона Вале, из которого они и осуществляли свои миграции (т.н. вальзервандерунген) в период с середины XII в. по середину XV в. во всех направлениях в пределах Альпенраума, в результате чего поселения вальзеров имеются как в центре Альпенраума - в Тироле, в Верхней Баварии, в Форарльберге, в Лихтенштейне, в швейцарских кантонах Граубюнден, Ури и Берн, так и в западной части Альпенраума - на северо-западе Италии, во французской и.о. Савойя, где поселения вальзеров разбросаны между населёнными пунктами, в которых проживает основное население этих территорий - пьемонтские итальянцы и французские, швейцарские и итальянские арпитанцы; южную оконечность Западных Альп населяют окситанцы и итальянцы-лигурийцы. Также на территории
Альпенраума повсеместно всегда проживало небольшое количество
еврейского и цыганского населения.

Австрийская  семья  из  Восточного  Тироля  в  традиционной  одежде
Австрийская семья из Восточного Тироля в традиционной одежде

Группа  австрийцев  из  Зальцбурга  в  традиционных  костюмах
Группа австрийцев из Зальцбурга в традиционных костюмах
Австрийская  традиционная  народная  одежда  из  Форарльберга
Австрийская традиционная народная одежда из Форарльберга
Австрийцы  из  Каринтии  в  народных  костюмах
Австрийцы из Каринтии в народных костюмах
Австрийцы  из  Тироля
Австрийцы из Тироля
Австрийцы  из  Тироля
Австрийцы из Тироля
Австрийцы  из  Верхней  Австрии  в  традиционных  народных  костюмах
Австрийцы из Верхней Австрии в традиционных народных костюмах
Группа  австрийцев  из  Штирии  в  традиционных  народных  костюмах
Группа австрийцев из Штирии в традиционных народных костюмах

Языковая картина Альпийской культурно-исторической области была следующей: население говорило только на языках индоевропейской языковой семьи - славянских (словенский язык), германских (диалекты верхненемецкого языка; цимбрский язык; идиш), романских (морлахский; венецианский; ломбардский, тичинский, пьемонтский и лигурийский диалекты галло-итальянского языка; ретороманские: фриульский, ладинский и руманшский языки; арпитанский, окситанский языки); индоарийских (цыганский язык).

Баварцы  в  народной  одежде
Баварцы в народной одежде
Колоритные  баварцы  в  народных  костюмах
Колоритные баварцы в народных костюмах
Баварская  пара  в  традиционной  народной  одежде
Баварская пара в традиционной народной одежде
Группа  баварцев  в  традиционных  костюмах
Группа баварцев в традиционных костюмах
Группа  баварцев  из  Оберстдорфа  в  народных  костюмах
Группа баварцев из Оберстдорфа в народных костюмах
Баварцы  в  народных  костюмах
Баварцы в народных костюмах
Баварская  пара  в  традиционных  народных  костюмах
Баварская пара в традиционных народных костюмах

Что касается конфессиональной ситуации на территории Альпенраума, то она была такова: на всех территориях Альпенраума доминирующей религиозной конфессией являлся католицизм; исключение составляли некоторые швейцарские кантоны - Во, Берн, Цюрих, Санкт-Галлен, Аппенцелль, Гларус, Граубюнден - в которых преобладающей конфессией населения являлся протестантизм-кальвинизм в его реформатском изводе (хотя и католиков в этих кантонах также было немало), а также северо-западная часть итальянской области Пьемонт, где в нескольких высокогорных долинах жили вальденсы (одно из направлений дореформационного протестантизма). Евреи, как и везде в мире, придерживались иудаизма (больше узнать о христианстве и иудаизме можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

Интересной особенностью традиционных социумов в немецкоязычной и арпитаноязычной частях Альпенраума было наличие там этно-кастовой (статусно-профессиональной) группы - енишей, которые придерживались странствующего уклада жизни, занимаясь мелкой торговлей и
предоставлением различных услуг оседлому населению (больше узнать о
енишах и об укладах жизни можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

На всём протяжении Альпенраума населяющие это горное пространство этносы демонстрируют высокую степень культурно-ментальной общности, на что имеются различные причины. Наиболее важными из них являются:

Руманши  в  традиционных  народных  костюмах
Руманши в традиционных народных костюмах
Швейцарцы-пастухи  из  кантона  Фрибур  в  традиционных  костюмах
Швейцарцы-пастухи из кантона Фрибур в традиционных костюмах
Швейцарцы  в  традиционных  костюмах  исполняют  народный  танец
Швейцарцы в традиционных костюмах исполняют народный танец
Швейцарские  пастухи  из  кантона  Аппенцелль  в  традиционной  одежде
Швейцарские пастухи из кантона Аппенцелль в традиционной одежде
Швейцарцы  из  кантона  Аппенцелль  в  народных  костюмах  с  коровой
Швейцарцы из кантона Аппенцелль в народных костюмах с коровой
Швейцарцы  в  народных  костюмах
Швейцарцы в народных костюмах
Зенны - швейцарские  пастухи
Зенны - швейцарские пастухи
Швейцарцы  в  народной  одежде
Швейцарцы в народной одежде
Швейцарская  пара  в  традиционных  народных  костюмах
Швейцарская пара в традиционных народных костюмах
Швейцарцы
Швейцарцы
Швейцарцы  из  кантона  Тичино  в  народной  одежде
Швейцарцы из кантона Тичино в народной одежде
Пастухи  из  кантона  Фрибур
Пастухи из кантона Фрибур

а) горный (высокогорный, среднегорный, низкогорный и предгорно-холмистый) рельеф на всей территории Альпийской культурно-исторической области, который и обусловил возникновение и последующее развитие там хозяйственно-культурного типа ручных земледельцев и пастушеских скотоводов горной зоны (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

что повлекло за собой дальнейшее развитие материально-бытовой и нематериальной культуры всех населявших Альпенраум этно-языковых сообществ в определённом ключе, а именно - в направлении преобладания отгонно-пастбищного животноводства в сочетании с травосеянием на пастбищах и выращиванием зерновых культур на корм скоту как деятельности, определявшей выживание, стабильное существование и возможное процветание осуществлявших её сельских общин. Именно на территории Альпенраума уже в XI-XII вв. сложилась классическая, т.н. альпийская трёхуровневая система хозяйства, которая оставалась практически неизменной вплоть до середины XX в.. Суть её состоит в наиболее эффективном использовании тех возможностей, которые предоставляет высотная зональность животноводству. Упрощённо-схематически эта система выглядит следующим образом:

Итальянский  фольклорный  коллектив  из  Ломбардии  исполняет  народный  танец
Итальянский фольклорный коллектив из Ломбардии исполняет народный танец
Итальянцы  из  Ломбардии  исполняют  народный  танец  в  традиционных  народных  костюмах
Итальянцы из Ломбардии исполняют народный танец в традиционных народных костюмах
Фольклорная  группа  итальянцев  из  Ломбардии  в  традиционной  народной  одежде
Фольклорная группа итальянцев из Ломбардии в традиционной народной одежде
Итальянская  пара  из  северо-восточного  Пьемонта  в  традиционной  одежде
Итальянская пара из северо-восточного Пьемонта в традиционной одежде
Итальянский  фольклорный  коллектив  из  северо-западного  Пьемонта
Итальянский фольклорный коллектив из северо-западного Пьемонта
Итальянская  пара  в  традиционной  одежде  из  Валле-д'Аоста
Итальянская пара в традиционной одежде из Валле-д'Аоста

~ на первом высотном уровне - Нидеральм - на высотах менее 1000 м над у.м. - располагались постоянные поселения с церковью и сельской ратушей, состоявшие из нескольких усадеб, достаточно далеко отстоящих одна от другой; на этом уровне скот зимует в стойлах или на огороженных выгонах, а земли возле усадеб используются для выращивания зерновых культур на силос и на зерно, а также сеяных трав для заготовки сена; на этом уровне скот находился примерно с середины октября до середины мая, когда его перегоняли на второй, более высокий уровень;

Французы-арпитанцы  из  Савойи  в  традиционных  народных  костюмах
Французы-арпитанцы из Савойи в традиционных народных костюмах
Фольклорный  коллектив  из  Савойи  исполняет  традиционную  народную  музыку
Фольклорный коллектив из Савойи исполняет традиционную народную музыку
Савойяры  в  традиционных  народных  костюмах
Савойяры в традиционных народных костюмах
Фольклорный  коллектив  из  Савойи  в  традиционных  костюмах  исполняет  народный  танец
Фольклорный коллектив из Савойи в традиционных костюмах исполняет народный танец
Группа  савойяров  в  традиционной  народной  одежде
Группа савойяров в традиционной народной одежде

~ второй высотный уровень - Миттельальм, или Мойенсесс - располагается на высоте 1000 - 1600 м над у.м.; представляет собой территорию пастбищ с сеянными травами, на которые скот - овец, коз, свиней, коров и лошадей - перегоняли примерно в середине мая и пасли на молодых травах около месяца; в восточных и западных частях Альпенраума на Миттельальм со стадами скота поднимались только пастухи, которые жили в небольших хижинах и занимались дойкой коров, овец и коз и изготовлением сыра, а также заготовкой сена, тогда как в центральной части Альпенраума - в Южном и Западном Тироле, в Форарльберге, в кантонах Граубюнден, Тичино, Вале, во французской Верхней Савойе - всё происходило иначе: там на втором высотном уровне имелись деревни - альмдорф(ы) - имевшие кучевую планировку с беспорядочной свободной застройкой и состоявшие из жилых домов и хозяйственных построек - конюшен, погребов для хранения сыра, сенохранилищ и т.д., а также зачастую имевшие и собственную церковь; в альмдорфы Миттельальма/Мойенсесса вместе со своими стадами переселялись все жители постоянных поселений первого уровня, кроме нескольких стариков, которые оставались внизу следить за посевами; в альмдорфах люди семьями жили в своих домах и всё лето занимались сыроварением, заготовкой сена, стрижкой овец и т.д.; примерно в середине июня весь скот, кроме свиней и части лошадей, занятых на заготовке сена - специальные пастухи перегоняли на третий, ещё более высокий уровень;

Типичный  вальзерский  дом (вальзерхаус)
Типичный вальзерский дом (вальзерхаус)
И  ещё  один  вальзерхаус
И ещё один вальзерхаус
А  это  шале  где-то  в  Савойе  на  горном  пастбище
А это шале где-то в Савойе на горном пастбище
Деревенский  дом  в  горах  Савойи
Деревенский дом в горах Савойи
Савойская  горная  деревня
Савойская горная деревня
Деревенские  дома  из  камня  где-то  в  Пьемонте
Деревенские дома из камня где-то в Пьемонте
Деревенский  дом  где-то  в  Провансальских  Альпах
Деревенский дом где-то в Провансальских Альпах
Каменный  дом  в  Пьемонте
Каменный дом в Пьемонте
Каменный  дом  в  Савойе
Каменный дом в Савойе

~ третий высотный уровень - Хохальм - расположен на высотах 1600 - 2400 м над у.м.; это уровень произрастания альпийских лугов выше верхней границы леса; на этом уровне скот пасётся примерно с конца июня и до начала - середины сентября, а пастухи занимаются заготовкой сена; в середине сентября начинается обратное движение - скот перегоняют снова в Миттельальм, на второй высотный уровень, где он находится ещё на протяжении месяца, после чего начинается т.н. Альмабтриб - перегон скота с горных пастбищ на место зимовки в долины, который обычно сопровождается различными церемониями и обрядами (коров и другой скот украшают живыми цветами, зелёными ветвями хвойных деревьев и разноцветными лентами, небольшими зеркалами и колокольчиками, и т.д.; всё это сопровождается народными музыкой, песнями и танцами). С несущественными локальными вариациями эта система хозяйства действовала на всей территории Альпенраума, в том числе и на окраинных низкогорных территориях на востоке рассматриваемой культурно-исторической области, где третий высотный уровень просто отсутствует по причине недостаточной высоты гор, ввиду чего местные жители осуществляли перегон скота только на второй высотный уровень. Во многих местах земледелие в долинах с благоприятным климатом (в т.ч. садоводство и виноградарство) играло не меньшую, а иногда и большую роль, чем животноводство.

Вальзерхаус  в  Форарльберге
Вальзерхаус в Форарльберге
Каменные  дома  в  кантоне  Тичино
Каменные дома в кантоне Тичино
Дом  в  кантоне  Тичино
Дом в кантоне Тичино
Традиционный  вальзерский  деревенский  дом  в  кантоне  Вале
Традиционный вальзерский деревенский дом в кантоне Вале
Дом  где-то  в  кантоне  Граубюнден  в  Швейцарии
Дом где-то в кантоне Граубюнден в Швейцарии
Сельский  дом  в  Восточном  Тироле
Сельский дом в Восточном Тироле
Дом  в  австрийской  федеральной  земле  Зальцбург
Дом в австрийской федеральной земле Зальцбург
Традиционный  энгадинский  руманшский  дом  в  кантоне  Граубюнден, Швейцария
Традиционный энгадинский руманшский дом в кантоне Граубюнден, Швейцария
Дом  на  миттельальме  где-то  в  Южном  Тироле
Дом на миттельальме где-то в Южном Тироле
Традиционный  сельский  дом  в  Доломитовых  Альпах  Южного  Тироля
Традиционный сельский дом в Доломитовых Альпах Южного Тироля

б) широкое расселение славян в восточной части Альпенраума: уже в VIII-IX вв. предки нынешних словенцев заселили большую часть территории нынешней Австрии вплоть до верхнего течения реки Дравы в восточном Тироле, и северную часть нынешней итальянской области Фриули - Венеция-Джулия вплоть до рек Пьяве и Ливенца на западе; примерно с Х в. начался процесс заселения занятых славянами территорий баварскими немцами, которому сопутствовала постепенная как культурно-языковая ассимиляция ими славян, так и физическое смешение славян и немцев в результате многочисленных смешанных браков между ними; этот процесс постепенной ассимиляции продвигался в направлении с северо-запада на юго-восток, и примерно к началу XVI в. этнические территории словенцев и австрийских немцев приобрели близкие к нынешним (в то время северная граница проживания словенцев в Каринтии и южной Штирии проходила значительно севернее) очертания. Что касается населённой одним
из ретороманских этносов -
фриулами - итальянской области Фриули - Венеция-Джулия, то там славянское население, а также и гораздо более
малочисленные романоязычные полукочевые
морлахи/влахи - были полностью ассимилированы фриулами к началу XVIII в., при этом оказав значительное влияние на культуру фриулов. Славянское влияние явственно прослеживается в материально-бытовой и нематериальной культуре как
населения ф.з. Зальцбурга, Штирии, Каринтии и восточного Тироля, так и населения области Фриули - Венеция-Джулия.

Сельский  дом  в  Верхней  Баварии
Сельский дом в Верхней Баварии
Старый  сельский  дом  в  Баварии
Старый сельский дом в Баварии
Дом  в  Оберстдорфе, Бавария
Дом в Оберстдорфе, Бавария
Дом  в  Обераммергау, Бавария
Дом в Обераммергау, Бавария
Традиционный  дом  в  горах  Словении
Традиционный дом в горах Словении
Сельский  дом  в  Словении
Сельский дом в Словении

в) широкое расселение вальзерских немцев/вальзеров в западной и центральной частях Альпенраума: начиная с середины XII в. вальзеры начали мигрировать из места своего изначального проживания - долины Верхней Роны в кантоне Вале - в разных направлениях; эти миграции продолжались до середины XV в., в результате чего образовались поселения вальзеров в разных частях Альпенраума - в швейцарских кантонах Берн, Ури, Тичино, Граубюнден, на юго-западе Верхней Баварии, в западной части Тироля, в Форарльберге, в Лихтенштейне, в итальянских областях Пьемонт и Вале-д'Аоста, во французской и.о. Савойя. Во всех этих местах вальзеры основывали свою жизнь и деятельность на т.н. "вальзерском праве" - системе правовых установлений, регулирующих жизнь обособленных животноводческих общин, которая предполагала право вальзеров свободно селиться на любой неиспользуемой земле и вести на ней любую хозяйственную деятельность, передавая эту землю по наследству, а также полную автономность вальзеров во внутриобщинных делах и наличие у них собственных независимых судов в каждой из общин; взамен они должны были платить некоторую сумму за пользование землёй её номинальному владельцу и служить в местном вооружённом ополчении. Вальзеры охотно вступали в разнообразные отношения - торговые, трудовые, соседские, дружеские, брачные - с населением тех мест, в которых они основывали свои поселения, что неизбежно приводило к сближению и диффузии в области как материально-бытовой, так и нематериальной культуры. Кроме того, вальзеры отличались очень высоким уровнем мобильности - молодые и среднего возраста мужчины в зимний период ежегодно отправлялись на поиски сезонной работы в разные места, находящиеся как в пределах описываемой культурно-исторической области, так и за её пределами. Всё это способствовало взаимовлиянию и обогащению культур взаимодействующих этносов. Следует также отметить, что во многих местах своего расселения вальзеры были ассимилированы местным населением, полностью утратив свой вальзерский диалект немецкого языка и перейдя на другие языки (арпитанский, различные диалекты галло-итальянского языка или тот или иной ретороманский язык) или другие диалекты немецкого языка (швабско-аллеманский, баварский).

Тирольская  аппликация  на  ткани, в  наглядной  форме  рассказывающая  об  альпийском  животноводческом  хозяйстве  тирольцев
Тирольская аппликация на ткани, в наглядной форме рассказывающая об альпийском животноводческом хозяйстве тирольцев

На протяжении длительных периодов времени территория Альпийской культурно-исторической области была разделена между несколькими государствами, такими, как Савойское герцогство (с 1720 г. - королевство Сардинии и Пьемонта), Швейцарская Конфедерация, Курфюршество (с 1806 г. - королевство) Бавария, Австрийская империя Габсбургов, Венецианская республика, поэтому в данном случае государственная принадлежность тех или иных территорий Альпийской культурно-исторической области для проживавших на этих территориях этносов имела скорее разъединяющий, чем консолидирующий эффект.

Альмабтриб  в  Лихтенштейне
Альмабтриб в Лихтенштейне
Альмабтриб  в  австрийском  Тироле
Альмабтриб в австрийском Тироле
Альмабтриб  в  Баварии: что-то  пошло  не  так...
Альмабтриб в Баварии: что-то пошло не так...
А  это  просто  баварские  пастухи  куда-то  перегоняют  стадо  коров
А это просто баварские пастухи куда-то перегоняют стадо коров

Вышеуказанные причины обусловили высокую степень схожести традиционной материально-бытовой и нематериальной культуры всех этносов, населяющих Альпийскую культурно-историческую область. Это проявляется не только в повсеместной распространённости альпийской
трёхуровневой системы хозяйства, но и в том, что многие другие культурно-бытовые особенности в той или иной степени присущи всем населяющим Альпенраум этно-языковым сообществам. Это касается народной архитектуры (т.н. альпийский тип дома), традиционной кухни, основных типов традиционного народного костюма, традиционных музыкальных инструментов (альпхорн, цитра), а также и явлений нематериальной культуры - таких, как специфическая манера пения без слов - йодль, как танец шуплаттлер и его локальные вариации, как искусство
издавать громкие звуки с помощью пастушеского кнута длиной 6 м -
гослшнеллер, общие персонажи в мифологии (Крампус, Перхта, Альп, Закериннен, Бадалиск, Татцельвурм/Арассас, и др.), и т.д..

Австриец  играет  на  альпенхорне
Австриец играет на альпенхорне

Швейцарцы  с  альпхорнами
Швейцарцы с альпхорнами
Австрийцы  играют  на  альпхорнах
Австрийцы играют на альпхорнах
Соревнования  по  гослшнеллеру  в  Австрии
Соревнования по гослшнеллеру в Австрии
Швейцарец  из  кантона  Аппенцелль  с  цитрой
Швейцарец из кантона Аппенцелль с цитрой
Баварец  в  народном  костюме  танцует  шуплаттлер
Баварец в народном костюме танцует шуплаттлер

Подытоживая обзоры трёх культурно-исторических областей Центральной Европы - Карпато-Паннонской, Балканской и Альпийской - нельзя не отметить того очевидного факта, что, несмотря на многообразие хозяйственно-культурных форм бытия разных этносов, проживающих в этих культурно-исторических областях, в их культурах имеется множество сближающих их характерных особенностей. Этому можно найти достаточно много объясняющих причин, однако я бы хотел выделить две:

Швейцарец  в  традиционном  костюме  за  кого-то  радостно  агитирует, раздавая  листовки
Швейцарец в традиционном костюме за кого-то радостно агитирует, раздавая листовки

1) многосотлетнее присутствие немцев на территории всех трёх культурно-исторических областей (где-то в качестве доминирующего этнического и языкового компонента в населении к.-и. области - как, например, в Альпийской к.-и. области, а где-то - в качестве незначительного меньшинства, как в Балканской к.-и. области; промежуточное положение между ними занимала Карпато-Паннонская к.-и. область (больше узнать о Карпато-Паннонской культурно-исторической области можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

где немцы присутствовали повсеместно и представляли собой значимое и влиятельное национальное меньшинство); во все места, в которых они селились, немцы приносили с собой передовые для того времени сельскохозяйственные технологии, создавали горнодобывающую промышленность, улучшали торговлю, строили города, развивали науку и образование, внедряли более совершенные модели самоорганизации и самоуправления, и т.д.; всё это способствовало тому, что этносы, в окружении которых жили немцы - чехи, словаки, русины, поляки, венгры, валахи/румыны, сербы, хорваты, словенцы, фриулы, итальянцы, и т.д. - очень многое заимствовали из производственной, материально-бытовой и нематериальной культуры своих соседей-немцев; чересполосное проживание и тесное взаимодействие немцев с другими этносами рассматриваемых к.-и. областей имело своим частым следствием смешанные браки немцев с представителями других этносов, что зачастую приводило к ассимиляции немцев в составе этих этносов, особенно в случаях, когда небольшие территориальные группы немцев жили в окружении более многочисленного инородного населения;

Пожилые  зенны  из  кантона  Аппенцелль  в  традиционной  одежде
Пожилые зенны из кантона Аппенцелль в традиционной одежде

2) широкое и повсеместное распространение на территории всех трёх к.-и. областей на протяжении многих веков такого этнического компонента, как романоязычные полукочевые горные скотоводы-влахи, именно присутствие которых в период между XIII в. и XVI в., когда они активно расселялись из двух мест в разных направлениях (из Южных Карпат - на север и запад в соответствии с общим направлением горных хребтов Восточных и Западных Карпат вплоть до Белых Карпат в восточной Моравии; из горного массива Пинд на севере нынешней Греции - как в восточном направлении (по горным системам Пирин, Рила, Родопы и Стара Планина), так и в северо-западном направлении (по Динарскому нагорью до плоскогорья Карст и далее на северо-запад - в Юлийские и Доломитовые Альпы вплоть до реки Брента в северо-восточной Италии) на этих территориях и определило появление многих сходных культурно-бытовых черт у разных этносов этих культурно-исторических областей, которые были, однако, связаны между собой тем, что в разное время ассимилировали в свой состав различные влашские группы. Влахи легко поддавались ассимиляции, быстро утрачивали свой язык и становились частью ассимилировавших их этносов. При этом они, даже уже влившись в другой этнос, стойко сохраняли приоритет скотоводства над всеми другими видами своей хозяйственной деятельности, а также все элементы традиционной влашской скотоводческой материально-производственной культуры - приёмы ухода за скотом, обработки молока и рецепты приготовления из него молочных продуктов, приёмы обработки шерсти и кожи и пошива традиционной одежды, различные обряды, запреты и предписания, связанные с годовым циклом животноводства, и т.д., и транслировали их своим новым соплеменникам.

В следующей статье мы расскажем об одной из культурно-исторических областей Западной Европы, а именно - о Пиренейской культурно-исторической области. Не пропустите!

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Читайте также:

и другие статьи на нашем канале.

Желаем вам приятного и познавательного чтения!