Всем нам с детства в той или иной степени знакомы такие слова и словосочетания, как "альпинизм", "альпийские луга", "альпеншток", "альпийская роза", "альпийская горка", "альпийский стрелок", "альпийские ботинки", "альпийский рожок", "альпийский фён", "альпийский стиль", "альпийский пейзаж", и т.д.. Мы знаем, что все они своей этимологической основой имеют слово Альпы - название расположенной в центре Европы горной системы (больше узнать о горах, горных системах и вулканах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
А вот само название Альпы (Die Alpen на немецком языке) происходит от немецкого слова Alp, которое означает - "летнее горное пастбище". И это не случайно, так как именно отгонно-пастбищное скотоводство являлось основным средством жизнеобеспечения для всех населяющих Альпы народов на протяжении многих веков. Именно об этих народах и об особенностях их хозяйства и культуры мы и расскажем в настоящей статье.
Альпы были заселены и освоены человеком уже в глубокой древности (достаточно сказать, что возраст мумифицированных останков т.н. "ледяного человека", названного Этци, обнаруженных в 1991 г. на высоте 3210 м над у.м., составляет около 5300 лет). В период расцвета и экспансии Римской империи этносы, жившие в то время в Альпах - кельты, реты, венеты - были завоёваны и романизированы римлянами. Великое переселение народов, начавшееся в IV в. н.э., добавило к имеющемуся на тот момент романизированному населению Альп германский и славянский компоненты. Примерно к началу XVI в. этническая карта Альпийского региона в общих чертах приняла вид, близкий к тому, который был зафиксирован на этно-лингвистических картах конца XIX века. Именно с этого момента (с начала XVI в.) можно говорить о возникновении т.н. Альпенраума (нем. Alpenraum - "Альпийское пространство") - Альпийской культурно-исторической области, о которой мы и расскажем ниже.
В состав Альпийской культурно-исторической области/Альпенраума входят следующие территории (с запада на восток): ~ в пределах нынешней Франции - историческая область (далее и.о.): Венессен; северная половина и.о. Прованс; и.о. Дофинэ; и.о. Савойя; ~ в пределах нынешней Швейцарии - кантоны: Санкт-Галлен; Вале; Граубюнден; Швиц; Цуг; Аппенцелль; Гларус; Унтервальден; Ури; Тичино; южная половина кантона Берн; юго-восточная половина кантона Во; южная половина кантона Люцерн; юго-восточная половина кантона Фрибур; крайний юго-восток кантона Цюрих (примерно 20% территории кантона); ~ государство Лихтенштейн; ~ в пределах нынешней Италии - юго-запад области Лигурия (около 25% от общей площади области); область Валле-д'Аоста; север и запад области Пьемонт (около 1/3 части территории области); северная половина области Ломбардия; область Трентино - Альто -Адидже/Зюдтироль; северная и центральная части (2/3 всей территории) области Венето; северная половина области Фриули - Венеция-Джулия; ~ в пределах нынешней Австрии - федеральная земля (далее - ф.з.) Форарльберг; ф.з. Тироль; ф.з. Каринтия; большая часть ф.з. Зальцбург (кроме территории, расположенной севернее г. Зальцбург); большая часть ф.з. Штирия (кроме территории на юго-западе, занимающей примерно 1/4 часть общей территории ф.з.); 1/4 часть территории ф.з. Верхняя Австрия в её южной части; 1/3 часть территории ф.з. Нижняя Австрия в её южной части; ~ в пределах нынешней Германии - крайний юг федеральной земли Бавария вдоль границы с Австрией; ~ в пределах нынешней Словении - историко-этнографическая область (далее - и.-э.о.) Гореньска; северная половина и.-э.о. Горишка; северо-восточная половина и.-э.о. Доленьска; и.-э.о. Корошка; северо-западная половина и.-э.о. Штаерска.
Этнический состав населения Альпенраума во второй половине XIX в. был примерно следующим: на востоке описываемой культурно-исторической области проживали словенцы - их поселения ещё в начале X в. доходили на западе до рек Пьяве и Ливенца и до истока реки Дравы (в более позднее время словенцы на этих территориях были практически полностью ассимилированы местным романским и германским населением); среди словенцев и западнее их отдельными полукочевыми группами жили скотоводы морлахи/влахи, западной границей распространения которых была река Брента, а южной границей - район горы Монте-Граппа (морлахи были полностью ассимилированы местным романским населением уже к началу XVIII века) - больше узнать о словенцах и влахах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:
к северу от словенцев жили австрийские немцы, в этногенезе которых словенцы приняли самое активное участие; к северу от австрийских немцев жили немцы баварские (и те, и другие говорили на баварских диалектах немецкого языка); на северо-востоке нынешней Италии жил один из ретороманских этносов - фриулы; в регионах Венето и Тренто нынешней Италии проживали этно-территориальные группы немцев - цимбры и мокено - чьи цимбрский язык и мокенский говор южнобаварского диалекта взаимонепонимаемы с другими вариантами немецкого языка (больше узнать о цимбрах и мокено можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
в непосредственной близости от цимбров и мокено жили ладины (один из ретороманских этносов); на этой же территории чересполосно с морлахами/влахами, цимбрами, мокено и ладинами жили итальянцы-венецианцы, говорившие на венецианском языке; на западе их соседями были итальянцы-ломбардцы, говорившие на ломбардском диалекте галло-итальянского языка, соседями которых на северо-востоке были ладины и южнотирольские немцы, а на севере и северо-западе - форарльбергские и граубюнденские немцы, говорившие на верхнеаллеманском диалекте немецкого языка (большая их часть) и на вальзерском диалекте немецкого языка (меньшинство), руманши (один из ретороманских этносов), и итальянцы швейцарского кантона Тичино, говорившие на тичинском диалекте галло-итальянского языка; к западу от них располагался регион исконного проживания вальзерских немцев/вальзеров - юго-восточная часть швейцарского кантона Вале, из которого они и осуществляли свои миграции (т.н. вальзервандерунген) в период с середины XII в. по середину XV в. во всех направлениях в пределах Альпенраума, в результате чего поселения вальзеров имеются как в центре Альпенраума - в Тироле, в Верхней Баварии, в Форарльберге, в Лихтенштейне, в швейцарских кантонах Граубюнден, Ури и Берн, так и в западной части Альпенраума - на северо-западе Италии, во французской и.о. Савойя, где поселения вальзеров разбросаны между населёнными пунктами, в которых проживает основное население этих территорий - пьемонтские итальянцы и французские, швейцарские и итальянские арпитанцы; южную оконечность Западных Альп населяют окситанцы и итальянцы-лигурийцы. Также на территории
Альпенраума повсеместно всегда проживало небольшое количество еврейского и цыганского населения.
Языковая картина Альпийской культурно-исторической области была следующей: население говорило только на языках индоевропейской языковой семьи - славянских (словенский язык), германских (диалекты верхненемецкого языка; цимбрский язык; идиш), романских (морлахский; венецианский; ломбардский, тичинский, пьемонтский и лигурийский диалекты галло-итальянского языка; ретороманские: фриульский, ладинский и руманшский языки; арпитанский, окситанский языки); индоарийских (цыганский язык).
Что касается конфессиональной ситуации на территории Альпенраума, то она была такова: на всех территориях Альпенраума доминирующей религиозной конфессией являлся католицизм; исключение составляли некоторые швейцарские кантоны - Во, Берн, Цюрих, Санкт-Галлен, Аппенцелль, Гларус, Граубюнден - в которых преобладающей конфессией населения являлся протестантизм-кальвинизм в его реформатском изводе (хотя и католиков в этих кантонах также было немало), а также северо-западная часть итальянской области Пьемонт, где в нескольких высокогорных долинах жили вальденсы (одно из направлений дореформационного протестантизма). Евреи, как и везде в мире, придерживались иудаизма (больше узнать о христианстве и иудаизме можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
Интересной особенностью традиционных социумов в немецкоязычной и арпитаноязычной частях Альпенраума было наличие там этно-кастовой (статусно-профессиональной) группы - енишей, которые придерживались странствующего уклада жизни, занимаясь мелкой торговлей и
предоставлением различных услуг оседлому населению (больше узнать о енишах и об укладах жизни можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
На всём протяжении Альпенраума населяющие это горное пространство этносы демонстрируют высокую степень культурно-ментальной общности, на что имеются различные причины. Наиболее важными из них являются:
а) горный (высокогорный, среднегорный, низкогорный и предгорно-холмистый) рельеф на всей территории Альпийской культурно-исторической области, который и обусловил возникновение и последующее развитие там хозяйственно-культурного типа ручных земледельцев и пастушеских скотоводов горной зоны (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
что повлекло за собой дальнейшее развитие материально-бытовой и нематериальной культуры всех населявших Альпенраум этно-языковых сообществ в определённом ключе, а именно - в направлении преобладания отгонно-пастбищного животноводства в сочетании с травосеянием на пастбищах и выращиванием зерновых культур на корм скоту как деятельности, определявшей выживание, стабильное существование и возможное процветание осуществлявших её сельских общин. Именно на территории Альпенраума уже в XI-XII вв. сложилась классическая, т.н. альпийская трёхуровневая система хозяйства, которая оставалась практически неизменной вплоть до середины XX в.. Суть её состоит в наиболее эффективном использовании тех возможностей, которые предоставляет высотная зональность животноводству. Упрощённо-схематически эта система выглядит следующим образом:
~ на первом высотном уровне - Нидеральм - на высотах менее 1000 м над у.м. - располагались постоянные поселения с церковью и сельской ратушей, состоявшие из нескольких усадеб, достаточно далеко отстоящих одна от другой; на этом уровне скот зимует в стойлах или на огороженных выгонах, а земли возле усадеб используются для выращивания зерновых культур на силос и на зерно, а также сеяных трав для заготовки сена; на этом уровне скот находился примерно с середины октября до середины мая, когда его перегоняли на второй, более высокий уровень;
~ второй высотный уровень - Миттельальм, или Мойенсесс - располагается на высоте 1000 - 1600 м над у.м.; представляет собой территорию пастбищ с сеянными травами, на которые скот - овец, коз, свиней, коров и лошадей - перегоняли примерно в середине мая и пасли на молодых травах около месяца; в восточных и западных частях Альпенраума на Миттельальм со стадами скота поднимались только пастухи, которые жили в небольших хижинах и занимались дойкой коров, овец и коз и изготовлением сыра, а также заготовкой сена, тогда как в центральной части Альпенраума - в Южном и Западном Тироле, в Форарльберге, в кантонах Граубюнден, Тичино, Вале, во французской Верхней Савойе - всё происходило иначе: там на втором высотном уровне имелись деревни - альмдорф(ы) - имевшие кучевую планировку с беспорядочной свободной застройкой и состоявшие из жилых домов и хозяйственных построек - конюшен, погребов для хранения сыра, сенохранилищ и т.д., а также зачастую имевшие и собственную церковь; в альмдорфы Миттельальма/Мойенсесса вместе со своими стадами переселялись все жители постоянных поселений первого уровня, кроме нескольких стариков, которые оставались внизу следить за посевами; в альмдорфах люди семьями жили в своих домах и всё лето занимались сыроварением, заготовкой сена, стрижкой овец и т.д.; примерно в середине июня весь скот, кроме свиней и части лошадей, занятых на заготовке сена - специальные пастухи перегоняли на третий, ещё более высокий уровень;
~ третий высотный уровень - Хохальм - расположен на высотах 1600 - 2400 м над у.м.; это уровень произрастания альпийских лугов выше верхней границы леса; на этом уровне скот пасётся примерно с конца июня и до начала - середины сентября, а пастухи занимаются заготовкой сена; в середине сентября начинается обратное движение - скот перегоняют снова в Миттельальм, на второй высотный уровень, где он находится ещё на протяжении месяца, после чего начинается т.н. Альмабтриб - перегон скота с горных пастбищ на место зимовки в долины, который обычно сопровождается различными церемониями и обрядами (коров и другой скот украшают живыми цветами, зелёными ветвями хвойных деревьев и разноцветными лентами, небольшими зеркалами и колокольчиками, и т.д.; всё это сопровождается народными музыкой, песнями и танцами). С несущественными локальными вариациями эта система хозяйства действовала на всей территории Альпенраума, в том числе и на окраинных низкогорных территориях на востоке рассматриваемой культурно-исторической области, где третий высотный уровень просто отсутствует по причине недостаточной высоты гор, ввиду чего местные жители осуществляли перегон скота только на второй высотный уровень. Во многих местах земледелие в долинах с благоприятным климатом (в т.ч. садоводство и виноградарство) играло не меньшую, а иногда и большую роль, чем животноводство.
б) широкое расселение славян в восточной части Альпенраума: уже в VIII-IX вв. предки нынешних словенцев заселили большую часть территории нынешней Австрии вплоть до верхнего течения реки Дравы в восточном Тироле, и северную часть нынешней итальянской области Фриули - Венеция-Джулия вплоть до рек Пьяве и Ливенца на западе; примерно с Х в. начался процесс заселения занятых славянами территорий баварскими немцами, которому сопутствовала постепенная как культурно-языковая ассимиляция ими славян, так и физическое смешение славян и немцев в результате многочисленных смешанных браков между ними; этот процесс постепенной ассимиляции продвигался в направлении с северо-запада на юго-восток, и примерно к началу XVI в. этнические территории словенцев и австрийских немцев приобрели близкие к нынешним (в то время северная граница проживания словенцев в Каринтии и южной Штирии проходила значительно севернее) очертания. Что касается населённой одним
из ретороманских этносов - фриулами - итальянской области Фриули - Венеция-Джулия, то там славянское население, а также и гораздо более
малочисленные романоязычные полукочевые морлахи/влахи - были полностью ассимилированы фриулами к началу XVIII в., при этом оказав значительное влияние на культуру фриулов. Славянское влияние явственно прослеживается в материально-бытовой и нематериальной культуре как
населения ф.з. Зальцбурга, Штирии, Каринтии и восточного Тироля, так и населения области Фриули - Венеция-Джулия.
в) широкое расселение вальзерских немцев/вальзеров в западной и центральной частях Альпенраума: начиная с середины XII в. вальзеры начали мигрировать из места своего изначального проживания - долины Верхней Роны в кантоне Вале - в разных направлениях; эти миграции продолжались до середины XV в., в результате чего образовались поселения вальзеров в разных частях Альпенраума - в швейцарских кантонах Берн, Ури, Тичино, Граубюнден, на юго-западе Верхней Баварии, в западной части Тироля, в Форарльберге, в Лихтенштейне, в итальянских областях Пьемонт и Вале-д'Аоста, во французской и.о. Савойя. Во всех этих местах вальзеры основывали свою жизнь и деятельность на т.н. "вальзерском праве" - системе правовых установлений, регулирующих жизнь обособленных животноводческих общин, которая предполагала право вальзеров свободно селиться на любой неиспользуемой земле и вести на ней любую хозяйственную деятельность, передавая эту землю по наследству, а также полную автономность вальзеров во внутриобщинных делах и наличие у них собственных независимых судов в каждой из общин; взамен они должны были платить некоторую сумму за пользование землёй её номинальному владельцу и служить в местном вооружённом ополчении. Вальзеры охотно вступали в разнообразные отношения - торговые, трудовые, соседские, дружеские, брачные - с населением тех мест, в которых они основывали свои поселения, что неизбежно приводило к сближению и диффузии в области как материально-бытовой, так и нематериальной культуры. Кроме того, вальзеры отличались очень высоким уровнем мобильности - молодые и среднего возраста мужчины в зимний период ежегодно отправлялись на поиски сезонной работы в разные места, находящиеся как в пределах описываемой культурно-исторической области, так и за её пределами. Всё это способствовало взаимовлиянию и обогащению культур взаимодействующих этносов. Следует также отметить, что во многих местах своего расселения вальзеры были ассимилированы местным населением, полностью утратив свой вальзерский диалект немецкого языка и перейдя на другие языки (арпитанский, различные диалекты галло-итальянского языка или тот или иной ретороманский язык) или другие диалекты немецкого языка (швабско-аллеманский, баварский).
На протяжении длительных периодов времени территория Альпийской культурно-исторической области была разделена между несколькими государствами, такими, как Савойское герцогство (с 1720 г. - королевство Сардинии и Пьемонта), Швейцарская Конфедерация, Курфюршество (с 1806 г. - королевство) Бавария, Австрийская империя Габсбургов, Венецианская республика, поэтому в данном случае государственная принадлежность тех или иных территорий Альпийской культурно-исторической области для проживавших на этих территориях этносов имела скорее разъединяющий, чем консолидирующий эффект.
Вышеуказанные причины обусловили высокую степень схожести традиционной материально-бытовой и нематериальной культуры всех этносов, населяющих Альпийскую культурно-историческую область. Это проявляется не только в повсеместной распространённости альпийской
трёхуровневой системы хозяйства, но и в том, что многие другие культурно-бытовые особенности в той или иной степени присущи всем населяющим Альпенраум этно-языковым сообществам. Это касается народной архитектуры (т.н. альпийский тип дома), традиционной кухни, основных типов традиционного народного костюма, традиционных музыкальных инструментов (альпхорн, цитра), а также и явлений нематериальной культуры - таких, как специфическая манера пения без слов - йодль, как танец шуплаттлер и его локальные вариации, как искусство
издавать громкие звуки с помощью пастушеского кнута длиной 6 м - гослшнеллер, общие персонажи в мифологии (Крампус, Перхта, Альп, Закериннен, Бадалиск, Татцельвурм/Арассас, и др.), и т.д..
Подытоживая обзоры трёх культурно-исторических областей Центральной Европы - Карпато-Паннонской, Балканской и Альпийской - нельзя не отметить того очевидного факта, что, несмотря на многообразие хозяйственно-культурных форм бытия разных этносов, проживающих в этих культурно-исторических областях, в их культурах имеется множество сближающих их характерных особенностей. Этому можно найти достаточно много объясняющих причин, однако я бы хотел выделить две:
1) многосотлетнее присутствие немцев на территории всех трёх культурно-исторических областей (где-то в качестве доминирующего этнического и языкового компонента в населении к.-и. области - как, например, в Альпийской к.-и. области, а где-то - в качестве незначительного меньшинства, как в Балканской к.-и. области; промежуточное положение между ними занимала Карпато-Паннонская к.-и. область (больше узнать о Карпато-Паннонской культурно-исторической области можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
где немцы присутствовали повсеместно и представляли собой значимое и влиятельное национальное меньшинство); во все места, в которых они селились, немцы приносили с собой передовые для того времени сельскохозяйственные технологии, создавали горнодобывающую промышленность, улучшали торговлю, строили города, развивали науку и образование, внедряли более совершенные модели самоорганизации и самоуправления, и т.д.; всё это способствовало тому, что этносы, в окружении которых жили немцы - чехи, словаки, русины, поляки, венгры, валахи/румыны, сербы, хорваты, словенцы, фриулы, итальянцы, и т.д. - очень многое заимствовали из производственной, материально-бытовой и нематериальной культуры своих соседей-немцев; чересполосное проживание и тесное взаимодействие немцев с другими этносами рассматриваемых к.-и. областей имело своим частым следствием смешанные браки немцев с представителями других этносов, что зачастую приводило к ассимиляции немцев в составе этих этносов, особенно в случаях, когда небольшие территориальные группы немцев жили в окружении более многочисленного инородного населения;
2) широкое и повсеместное распространение на территории всех трёх к.-и. областей на протяжении многих веков такого этнического компонента, как романоязычные полукочевые горные скотоводы-влахи, именно присутствие которых в период между XIII в. и XVI в., когда они активно расселялись из двух мест в разных направлениях (из Южных Карпат - на север и запад в соответствии с общим направлением горных хребтов Восточных и Западных Карпат вплоть до Белых Карпат в восточной Моравии; из горного массива Пинд на севере нынешней Греции - как в восточном направлении (по горным системам Пирин, Рила, Родопы и Стара Планина), так и в северо-западном направлении (по Динарскому нагорью до плоскогорья Карст и далее на северо-запад - в Юлийские и Доломитовые Альпы вплоть до реки Брента в северо-восточной Италии) на этих территориях и определило появление многих сходных культурно-бытовых черт у разных этносов этих культурно-исторических областей, которые были, однако, связаны между собой тем, что в разное время ассимилировали в свой состав различные влашские группы. Влахи легко поддавались ассимиляции, быстро утрачивали свой язык и становились частью ассимилировавших их этносов. При этом они, даже уже влившись в другой этнос, стойко сохраняли приоритет скотоводства над всеми другими видами своей хозяйственной деятельности, а также все элементы традиционной влашской скотоводческой материально-производственной культуры - приёмы ухода за скотом, обработки молока и рецепты приготовления из него молочных продуктов, приёмы обработки шерсти и кожи и пошива традиционной одежды, различные обряды, запреты и предписания, связанные с годовым циклом животноводства, и т.д., и транслировали их своим новым соплеменникам.
В следующей статье мы расскажем об одной из культурно-исторических областей Западной Европы, а именно - о Пиренейской культурно-исторической области. Не пропустите!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!