Найти в Дзене

Евреи (часть 3-я обзора статусно-профессиональных этно-кастовых групп Евразии).

Менч трахт - Готеню лахт - "человек предполагает, а Бог располагает" (поговорка евреев-ашкеназов).

Евреев знают все. Практически каждый человек в течение своей жизни в тех или иных обстоятельствах сталкивался с евреями. Для кого-то евреи - это друзья детства или просто хорошие друзья/знакомые/коллеги/соседи, у кого-то отношения с ними не сложились. Но знают, кто такие евреи - практически все. Ну а на самом деле достаточно немного людей знает, кто же всё-таки они такие - эти евреи. Вот об этом мы и расскажем в настоящей статье на нашем канале.

Однако с евреями всё сложно, и давать им этнографическую характеристику, основанную на методологии, используемой при изучении других этносов - это сознательно упрощать реальность. Поэтому сразу хочу обозначить временные рамки нашего обзора, который будет охватывать отрезок времени между подавлением восстания Бар-Кохбы римлянами в 136 г. н.э. и последовавшим за этим событием рассеянием евреев по миру - и завершением процесса эмансипации евреев Европы и началом их массовой репатриации в Палестину примерно в 1910 г.. При этом нужно ясно понимать концептуальные отличия той общности, которая носит название евреи - в разные периоды её существования, а именно:

Израильское  царство  в  период  правления  царя  Соломона
Израильское царство в период правления царя Соломона

А) Евреи в период времени до 136 г. н.э. - это один из семитских этносов Ближнего Востока, компактно проживавший на своей этнической территории и в разное время имевший свои независимые государства (Израильское и Иудейское царства) - с конца XI в. до н.э. и до VIII в. до н.э., затем, после длительного периода существования евреев под властью других государств (Ассирии, Вавилона, персидской державы Ахеменидов, греческой Македонии, эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов) - со 152 г. до н.э. до 63 г. до н.э. - существовало возрождённое независимое Иудейское царство с правящей царской династией Хасмонеев; евреи говорили на древнееврейском языке (позже - на арамейском), исповедовали национальную монотеистическую религию - иудаизм, и относились к хозяйственно-культурному типу пашенных земледельцев засушливой зоны (больше узнать о хозяйственно-культурных типах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Б) Евреи в период галута/рассеяния - с 136 г. н.э. и до завершения процесса эмансипации евреев в большинстве государств Европы и Сев. Америки, который начался в 1783 г. и продолжался до 1890 г., когда евреи, проживавшие в государствах Европы и в их колониальных владениях в разных частях света, в Османской империи, а также в США - получили всю полноту гражданских и политических прав как граждане государств своего проживания - это группа народностей, имеющих общее происхождение и объединённых общим этнонимом и общим конфессионимом;

Расселение  еврейских  территориально-лингвистических  групп  в  период  рассеяния
Расселение еврейских территориально-лингвистических групп в период рассеяния

В) Евреи в период с 1882 г. (от начала т.н. "первой алии" - первого значительного в количественном отношении переселения евреев из государств Европы в Палестину, входившую тогда в состав Османской империи) и по настоящее время - это формирующаяся израильская нация, проживающая на территории Израиля - независимого еврейского национального государства с высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства, имеющая свой национальный государственный язык - иврит, до 1882 года бывший только сакрально-литургическим языком богослужений и священных книг иудаизма и возрождённый к жизни усилиями Элиэзера Бен-Йехуды - "отца современного иврита" (больше
узнать о сакральных языках разных религий мира можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Как я уже писал выше, в настоящей статье мы рассмотрим только второй период истории евреев - период их жизни в галуте/рассеянии, длившийся примерно 1800 лет. Именно в этот период времени и сформировались все известные в этнографии территориально-лингвистические группы евреев, с которыми мы познакомимся ниже.

Современное  государство  Израиль
Современное государство Израиль

Первые, о ком мы расскажем нашим читателям - это:

Еврей-ашкенази
Еврей-ашкенази
Ашкеназская  еврейка
Ашкеназская еврейка
Группа  евреев-ашкеназов
Группа евреев-ашкеназов
Ашкеназы - жители  штетла
Ашкеназы - жители штетла
Группа  евреев-ашкеназов
Группа евреев-ашкеназов
Ашкеназы-хасиды
Ашкеназы-хасиды
Ашкеназ-хасид  в  штреймеле
Ашкеназ-хасид в штреймеле

Ашкеназский  мальчик  в  кипе
Ашкеназский мальчик в кипе
Ашкеназский  мальчик  с  пейсами
Ашкеназский мальчик с пейсами

~ ашкеназы - крупнейшая (составляют более 80% всех евреев мира) территориально-лингвистическая группа евреев, сформировавшаяся в период V в. - VIII в. н.э. на прирейнских территориях, входивших в состав Франкского королевства и населённых франками и другими германоязычными племенами; там же сформировался и язык, на котором говорили ашкеназы - идиш, представляющий собой один из средневерхненемецких диалектов с включением значительного количества слов, заимствованных из древнееврейского и арамейского языков (до 20% словарного состава), а также из славянских языков (от 5% лексики в диалектах западного наречия до 15% в диалектах восточного наречия идиша); письменность - на основе еврейского квадратного письма; изначально ашкеназы населяли прирейнские территории нынешних Франции и Германии, откуда со временем расселились к северу - на земли нынешних Люксембурга и Нидерландов, и к востоку - на земли большей части нынешних Германии (кроме её северо-востока), Польши (кроме её северной приморской части), на территории северной части Швейцарии, на
территории австрийской земли Бургенланд, Чехии, Словакии, большей части Венгрии, большей части Румынии, большей части Украины, территории Молдовы, Беларуси, Литвы, большей части Латвии, крайние западные территории нынешней РФ - части Брянской, Смоленской и Псковской областей; жили обособленно от местного населения - на западных территориях своего проживания - в гетто (
гетто - это часть крупного или среднего по размерам города, обнесённая стеной и отведённая для проживания иудеев, которым запрещалось выходить за стены гетто в ночное время и в дни христианских праздников; на территории проживания ашкеназов гетто существовали в Швейцарии, Франции, Германии, Чехии, Польше, Литве; территория гетто не могла быть расширена
за пределы окружающих его стен; в гетто не должно было быть больше одной синагоги, и т.д.), в восточной части - в штетлах/местечках (
штетл - небольшое поселение полугородского типа со значительным иудейским населением (больше узнать об иудаизме можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

на территории проживания ашкеназов штетлы существовали на землях нынешних Латвии, Литвы, Беларуси, Украины, Молдовы, в восточных частях нынешних Польши, Словакии, Венгрии, в северной части Румынии, в Брянской, Смоленской и Псковской областях нынешней РФ); основными занятиями ашкеназов были: торговля оптовая и/или розничная, ростовщичество, откуп у государства сбора налогов и пошлин и сбора
арендной платы - у крупных частных землевладельцев, содержание ломбардов, корчем/шинков/постоялых дворов, мельниц;
ремесло - были кузнецами, бондарями, сапожниками, кожевенниками, портными, шляпниками, ювелирами, часовщиками, винокурами, пивоварами, музыкантами, и т.д.; в силу некоторых причин (иудейского вероисповедания) ашкеназы не являлись членами ремесленных цехов и торговых гильдий (принадлежность к которым была для любого ремесленника подтверждением его высокого профессионального уровня), в которые были объединены европейские ремесленники и торговцы (потому что членом гильдии или цеха мог стать только христианин), а являлись т.н. "партачами" (от латинского словосочетания parte paternitatis - "вне цеха") - внецеховыми ремесленниками, которые считались второсортными; среди местного коренного населения таких ремесленников также хватало (как правило, эти люди были из бедноты и не могли себе позволить оплату процедуры вступления в цех/гильдию, однако с них в пользу цехов взимался специальный денежный сбор - партачне - после внесения которого в цеховую кассу партач мог заниматься своим ремеслом без угрозы конфискации у него инструментов, оборудования и готовой продукции), однако с ремесленников-ашкеназов цехи и гильдии не взимали партачне ввиду того, что они осуществляли свою деятельность не на территории городов, а в ближайших пригородах, не находившихся под юрисдикцией городов и являвшихся частными владениями тех или иных дворянских фамилий, которым ашкеназы-партачи платили за возможность осуществлять свою ремесленную деятельность на их земле; вследствие чего ремесленники-ашкеназы оказывались как бы вне закона и работали под постоянной угрозой порчи или уничтожения под надуманным предлогом оборудования и инструментов, при этом будучи объектом ненависти как со стороны цеховых ремесленников, так и со стороны партачей-христиан, которые платили партачне; и те, и другие были очень заинтересованы в дискредитации евреев-партачей, чем и занимались весьма активно, на что последние отвечали откровенным ценовым демпингом на свои товары и услуги, что ещё больше подогревало ненависть к ним со стороны местных коллег (всё вышеописанное имело место на территориях Речи Посполитой и Австро-Венгерской империи в XVI - XVIII вв.).

Ашкеназ-сапожник
Ашкеназ-сапожник
Ашкеназ-ювелир
Ашкеназ-ювелир
Ашкеназ-часовщик
Ашкеназ-часовщик

Следующие группы евреев, которые мы рассмотрим - это:

Семья  евреев-сефардов  из  Марокко
Семья евреев-сефардов из Марокко
Сефардская  пара  из  Османской  империи
Сефардская пара из Османской империи
Еврей-сефард
Еврей-сефард
Семья  европейских  евреев-сефардов
Семья европейских евреев-сефардов
Группа  евреев-сефардов  из  Османской  империи
Группа евреев-сефардов из Османской империи
Главный  сефардский  раввин  Израиля
Главный сефардский раввин Израиля

~ сефарды - вторая после ашкеназов по размеру территориально-лингвистическая группа евреев; сформировались на территории Пиренейского п-ва, куда их предки - ближневосточные евреи - начали переселяться ещё во время существования Римской империи; начало их формирования как отдельной территориально-лингвистической группы относится к IV в. н.э. - VI в. н.э., а период наибольшего расцвета сефардов приходится на VII в. - XV в. - время мусульманского правления на Пиренеях. Разговорным языком сефардов был ладино - базирующийся на старокастильском варианте испанского язык с лексическими заимствованиями из древнееврейского языка и с испытавшими значительное влияние арабского языка фонетикой и синтаксисом; письменность на основе полукруглого шрифта еврейского письма (больше узнать о различных системах письменности можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

До 1492 года (год полного завершения христианской Реконкисты территорий, завоёванных мусульманами в VII веке) сефарды жили на Пиренейском п-ве, но после подписанного в этом же году Альгамбрского королевского указа об изгнании евреев из Испании и аналогичного указа короля Португалии от 1496 года они широко расселились как по Средиземноморью, так и по Западной Европе: поселились в североафриканском Магрибе (территории нынешних государств - Марокко, Алжира, Туниса и Ливии), Балканском п-ве (территории нынешних - Греции, Албании, Сев. Македонии, Болгарии, Сербии, Черногории, БиГ, хорватской Далмации, южной части Румынии, европейской части Турции), на
севере Апеннинского п-ва, в южной части Франции, а также на Низких Землях (территории нынешних Нидерландов и Бельгии), в немецких городах на побережье Северного моря, и в столице Британской империи - Лондоне; также сефарды поселились в азиатских и на северо-востоке североафриканских владений Османской империи - в западной части п-ва Малая Азия, в Леванте и в египетской Александрии;
основными занятиями сефардов как на Пиренейском п-ве, так и в странах их последующего расселения были: крупнооптовая (в т.ч. международная) торговля, различные финансовые операции, разнообразная местная мелкооптовая и розничная торговля, различные ремёсла, врачебно-медицинская деятельность, и др.; в странах своего проживания сефарды жили в основном в крупных и среднего размера городах в своих кварталах или на своих улицах;

Сефардские  девушки
Сефардские девушки
Сефардская  супружеская  пара
Сефардская супружеская пара

~ шуады/провансальские евреи/контаденские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев Южной Франции, сформировавшаяся в исторической области Прованс в период II - V вв. н.э. и проживавшая на территории графства Конта-Венессен (на территории департамента Воклюз в нынешней Франции); разговорным и литературным языком провансальских евреев был шуадит - язык, основанный на старопровансальском языке со значительным количеством заимствованных из древнееврейского языка гебраизмов, а также слов из арамейского, греческого и латинского языков; письменность - на основе еврейской графики; жили в еврейских кварталах городов Авиньон, Карпантра, Иль-сюр-Сорг, Кавайон; основными их занятиями были - торговля пшеницей, вином, пряностями, лошадьми, тканями, драгоценными камнями; ростовщичество, денежнообменные и финансовые операции, врачебно-медицинская деятельность;

Итальянские  евреи-ромим
Итальянские евреи-ромим
Группа  евреев-ромим
Группа евреев-ромим
Хупа  во  время  пандемии  ковида  у  евреев-ромим  в  Риме
Хупа во время пандемии ковида у евреев-ромим в Риме

~ ромим/итальянские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев Северной и Центральной Италии, сформировавшаяся в Риме в первых веках н.э.; основными местами проживания ромим были города Рим, Ливорно, Генуя, Феррара, Флоренция и Венеция; разговорным и литературным языком ромим был баджитто - еврейский этноконфессиолект тосканского диалекта итальянского языка, обогащённый заимствованиями из древнееврейского, арамейского, греческого, ладино и идиша; ромим проживали в городских гетто, где пользовались полным самоуправлением; основными их занятиями являлись: международная и местная крупнооптовая торговля железом, тканями, лесом, вином, оливковым маслом; ростовщичество, денежнообменные операции, международные финансовые операции, врачебно-медицинская деятельность;

Пожилая  пара  евреев-романиотов
Пожилая пара евреев-романиотов
Евреи-романиоты  Османской  империи  в  традиционной  одежде
Евреи-романиоты Османской империи в традиционной одежде
Романиотский  раввин
Романиотский раввин

~ романиоты/греческие евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, сформировавшаяся в период между II в. до н.э. и III в. н.э. на территории п-ва Малая Азия (в исторических областях Понт, Каппадокия, Галатия, Ликия, Кария, Лидия, Иония, Мизия, Вифиния) и материковой Греции (Фракия, Македония, Эпир, Беотия, Аттика); после падения Византийской империи основными местами проживания романиотов в
Османской империи стали некоторые города материковой исторической Греции - Константинополь/Стамбул, Салоники (евреи составляли более 50% населения этого города), Янина, Афины, Кастория, Патры, Метони, Арта, Сидирокастрон, и некоторые острова - Корфу, Закинф, Кос и др., где
романиоты жили в своих еврейских кварталах или на еврейских улицах; разговорным и литературным языком романиотов был яваника - еврейский этноконфессиолект греческого языка димотики; основными занятиями романиотов были: шелкопрядение, ткачество, сукноделие, окраска тканей, сыроварение, разнообразная торговля (в т.ч. международная транзитная), ростовщичество, откуп налогов у государства, врачебно-медицинская деятельность;

Семья  евреев-крымчаков
Семья евреев-крымчаков
Семья  крымчакского  хахама (главы  религиозной  общины  крымчаков)
Семья крымчакского хахама (главы религиозной общины крымчаков)
Крымчаки
Крымчаки
Крымчаки  в  традиционной  одежде
Крымчаки в традиционной одежде

~ крымчаки/крымские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, сформировавшаяся в XIII - XV вв. на территории Крымского п-ва, в его восточной части; основой для формирования общины крымчаков послужили византийские евреи-романиоты, к которым в последующем присоединялись также представители других еврейских территориально-лингвистических групп - ромим, сефардов и ашкеназов, в результате смешения которых с романиотами и сформировались крымчаки, самоназванием которых было - Срэль балалары ("дети Израиля"), а крымские татары называли их зулуфли чуфутлар ("евреи с пейсами") - в отличие от караимов, которые носили название зулуфсиз чуфутлар ("евреи без пейсов"); историческими местами проживания крымчаков были такие города Крыма, как Кафа/Феодосия, Солхат/Старый Крым, Карасубазар/Белогорск, а также Мангуп-Кале на юго-западе полуострова; во всех этих местах крымчаки проживали в отдельных еврейских кварталах с частичным самоуправлением и судебной автономией от административно-управленческого аппарата Крымского ханства; разговорным языком крымчаков был этноконфессиолект крымскотатарского языка; из характерных особенностей крымчаков, отличающих их от большей части других территориально-лингвистических групп евреев, следует отметить следующие: ~ вплоть до начала ХХ в. крымчаки практиковали полигинию/многожёнство (что резко отличало их от всех других групп евреев Европы); ~ наряду с ремёслами - выделкой и покраской кож, изготовлением кожаной обуви, выпечкой хлеба и изготовлением сладостей, а также разнообразной торговлей - крымчаки занимались также виноградарством и виноделием (что также резко отличало их от подавляющего большинства других групп диаспоральных евреев, для которых занятие земледелием было нехарактерно);

Берберская  еврейка
Берберская еврейка
Берберская  еврейка
Берберская еврейка
Группа  берберских  евреев
Группа берберских евреев
Пара  берберских  евреев  из  Марокко
Пара берберских евреев из Марокко

~ имазиген удайен/берберские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, сформировавшаяся на территории Магриба - исторической области Северной Африки в период II - VII вв. н.э.; проживали в Атласских горах (горы Антиатласа, Высокого Атласа и Среднего Атласа - в Марокко, горы Телль-Атлас - в Алжире), а также на тунисском о. Джерба в Средиземном море; разговорным языком берберских евреев были этноконфессиолекты различных берберских языков - шильх и тамазигхт в Марокко, кабильского в Алжире, джерби - в Тунисе; в отличие от других территориально-лингвистических групп евреев Северной Африки, берберские евреи жили не в городах, а в горных берберских деревнях, по 3-5 еврейских семей в деревне, где они занимались тем или иным ремеслом - были кузнецами, плотниками, погонщиками мулов, гончарами, ткачами, а также торговлей - мелкой розничной, меновой выездной и мелочной торговлей вразнос;

Семья  иракских  евреев
Семья иракских евреев
Еврей-мизрахи  из  Сирии
Еврей-мизрахи из Сирии
Семья  евреев-мизрахим  из  Ирака
Семья евреев-мизрахим из Ирака
Пара  евреев-мизрахим  из  Багдада
Пара евреев-мизрахим из Багдада
Еврей-мизрахи  из  Египта
Еврей-мизрахи из Египта

~ мизрахим/мустаарабим/арабские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, проживавшая на территории как арабского Машрика - нынешних Ирака, Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Египта, так и арабского Магриба - нынешних Марокко, Алжира, Туниса и Ливии, и использовавшая этноконфессиолекты местных диалектов арабского языка в качестве разговорных языков своих общин; все общины евреев-мизрахим в вышеперечисленных странах имели очень давнее происхождение - евреи поселились в тех местах примерно в VI - IV вв. до н.э.; проживали во всех крупных и средних городах упомянутых регионов - в Басре, Багдаде, Алеппо, Антакье, Латакии, Хомсе, Дамаске, Бейруте, Ирбиде, Хайфе, Наблусе, Александрии, Каире, Бенгази, Триполи, Сфаксе, Махдие, Кайруане, Сусе, Константине, Алжире, Мостаганеме, Оране, Фесе, Тетуане, Танжере, Касабланке и т.д., где жили в особых еврейских кварталах на правах
частичной автономии;
основными занятиями мизрахим были: ремесло - они
были ювелирами, красильщиками, кожевенниками, шорниками, сапожниками, столярами, чеканщиками, кузнецами, портными, часовщиками, стеклодувами, изготовителями музыкальных инструментов; женщины-мизрахим были ткачихами и кружевницами; также в руках
мизрахим находилась разнообразная торговля - от мелкой меновой торговли с кочевыми бедуинами до крупнооптовой международной торговли шерстью, тканями, оливковым маслом, вином, табаком, драгоценными камнями, и т.д.; занимались также денежнообменными операциями, откупом у властей сбора налогов и пошлин, ростовщичеством, организацией перевозок грузов, маклерством, и т.д.;

Женщины-еврейки  из  Курдистана
Женщины-еврейки из Курдистана

Евреи-лахлухи
Евреи-лахлухи
Группа  евреев-лахлухов  в  традиционной  одежде
Группа евреев-лахлухов в традиционной одежде

~ лахлухи/хозайе/курдистанские евреи/ассирийские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, сформировавшаяся примерно в V в. до н.э. на территории нынешнего Курдистана (северо-восток Ирака, юго-восток Турции и северо-запад Ирана) и проживавшая там же - как в городах, таких как Сенендедж, Сулеймания, Секкез, Мехабад, Урмия, Сельмас, Хаккяри, Ширнак, Джизре, Заху, Дахук, Эль-Амадия, Эрбиль, Равандуз, Мосул и др., так и в многочисленных деревнях этого региона; разговорными языками лахлухов были еврейские этноконфессиолекты диалектов новоарамейского языка; основными занятиями этой территориально-лингвистической группы евреев были: ~ в городах - разнообразные ремёсла: были ювелирами, плотниками, сапожниками, дубильщиками кож, красильщиками кож и тканей, лахлухские женщины занимались ковроткачеством и изготовлением тканей из шерсти; также лахлухи в городах занимались розничной торговлей - как стационарной в лавках, так и вразнос от двери к двери; ~ в сельской местности - занимались вывозной меновой торговлей с местным сельским курдским и ассирийским населением (меняли разнообразные товары, закупленные в городе - на различную продукцию сельского хозяйства - зерно, муку, сыр, масло, мёд, воск, шерсть, кожи и т.д., а затем продавали это всё в городе), а также держали лавки в деревнях; кроме того, часть лахлухов занималась полукочевым скотоводством - весной они откочёвывали со своими семьями и стадами на летние пастбища в горы, а осенью возвращались в свои селения в долинах (что резко отличало эту часть лахлухов от всех остальных территориально-лингвистических групп евреев мира);

Семья  йеменских  евреев-тейманим
Семья йеменских евреев-тейманим

Семья  йеменских  евреев-тейманим
Семья йеменских евреев-тейманим
Йеменский  еврей
Йеменский еврей
Группа  еврейских  детей-тейманим
Группа еврейских детей-тейманим
Йеменские  евреи-тейманим
Йеменские евреи-тейманим
Йеменские  евреи
Йеменские евреи

~ тейманим/йеменские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, проживавшая на территории нынешнего Йемена предположительно с V в. до н.э.; проживали как в крупных и среднего размера городах, таких как Саада, Амран, Сана, Манаха, Дамар, Рада, Эль-Байда, Таиз, Аден, так и в деревнях; в городах они жили в еврейских кварталах, отделённых от остальных частей города высокими стенами; разговорным языком йеменских евреев являлся иудео-арабский этноконфессиолект местного варианта арабского языка; следует также отметить такую интересную особенность тейманим, как высокий уровень владения ивритом среди мужского населения и, вследствие этого - поддержание его в "почти живом" состоянии (т.е. младенцы мужского пола не произносили свои первые слова на иврите, а начинали говорить на этнолекте арабского, который они усваивали от матери и который и был для них родным языком; однако мальчики уже с раннего возраста в процессе общения с отцом, дедом и братьями овладевали ивритом в его разговорной форме, а позже, обучаясь в медреше (йеменском аналоге хедера) - изучали и его нормативную письменно-литературную форму; в своём кругу мужчины-тейманим часто предпочитали общаться именно на иврите, переходя на иудео-арабский только при общении с женской частью семьи или с местным арабским населением; даже народное песенное творчество мужчин и женщин было на разных языках - мужские песни пели на иврите, а женские - на иудео-арабском этноконфессиолекте арабского языка); основными занятиями тейманим были: ремесло - они были кузнецами, строителями-каменщиками, гончарами, плотниками, ткачами, обувщиками, портными, ювелирами, солеварами и мыловарами, занимались изготовлением пороха, первичной обработкой, дублением и окрашиванием кож, чисткой резервуаров для накопления воды, а также вывозом нечистот за пределы города; женщины-тейманим занимались плетением корзин и вышивкой на тканях; торговля - занимались оптовой торговлей кофе, финиками и другими сухофруктами, мёдом и воском, пряностями и специями, благовониями, тканями, красителем индиго, мылом, и т.д.;

Грузинские  евреи-торговцы
Грузинские евреи-торговцы

Грузинские  евреи-эбраэлеби
Грузинские евреи-эбраэлеби
Грузинские  евреи-эбраэлеби
Грузинские евреи-эбраэлеби
Группа  грузинских  евреев
Группа грузинских евреев

~ эбраэлеби/грузинские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, проживавшая на территории нынешней Грузии предположительно с VI в. до н.э. (бежали туда из Палестины после захвата вавилонским царём Навуходоносором Иерусалима); проживали на всей территории исторической Грузии - в городах Мцхета, Тбилиси, Цхинвали (евреи составляли более 50% населения города), Атени, Ахалкалаки, Ахалцихе, Кутаиси, Сачхере, Вани, Кулаши, Сенаки, Батуми, Озургети, Они (евреи составляли большинство населения), Гагра, а также во множестве сельских поселений; в городах жили в еврейских кварталах, располагавшихся вокруг синагоги, в сёлах - на своём краю села; разговорным языком грузинских евреев был общеупотребительный грузинский язык, а в среде странствующих торговцев был распространён также киврули - грузино-ивритско-арамейский смешанный язык, использовавшийся ими в основном в качестве криптолекта (больше узнать о смешанных языках и о криптолектах можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

Основными занятиями эбраэлеби являлись: ремесло - были сапожниками, портными, гончарами, кожевенниками, шляпниками, плотниками, чеканщиками, ювелирами; торговля - были странствующими торговцами-коробейниками, держали лавки, духаны, занимались выездной меновой торговлей с грузинским крестьянским населением, и т.д.; уникальной особенностью грузинских евреев, резко отличавшей их от всех других территориально-лингвистических групп евреев в мире, являлось их пребывание в течение почти 500 лет - с начала XV в. по вторую половину XIX в. - в статусе крепостных у грузинских феодалов, которым еврейские крепостные ремесленники и торговцы должны были выплачивать тяжёлый оброк, за
неуплату которого феодал мог просто продать своего должника как вместе со всей его семьёй, так и каждого члена семьи по отдельности разным покупателям; иногда церковь выплачивала долги крепостного еврея (как правило, искусного ремесленника) его владельцу в обмен на обязательство еврея со всей своей семьёй перейти в христианство; грузинские евреи были освобождены от крепостной зависимости только в 1871 году;

Горские  евреи  из  Дагестана
Горские евреи из Дагестана
Семья  горских  евреев  из  Дагестана
Семья горских евреев из Дагестана
Горский  еврей
Горский еврей
Группа  пожилых  горских  евреев
Группа пожилых горских евреев
Горские  евреи  в  Израиле
Горские евреи в Израиле

~ джуhуро/горские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, проживавшая примерно с V в. н.э. на территории восточной части Северного Кавказа - на юге нынешнего Дагестана и на севере нынешнего Азербайджана (существовала полоса горско-еврейских селений между г. Маджалис в нынешнем Кайтагском районе Дагестана и г. Шемахы в Азербайджане; крупные общины горских евреев проживали в Дербенте, Варташене/Огузе, и Губе, где жили в отдельных кварталах/предместьях); после вхождения Кавказа в состав РИ горские евреи поселяются также в Махачкале, Хасавюрте, Эндирее, Грозном, Моздоке, Нальчике, Усть-Джегуте, и т.д.; в качестве разговорного языка горские евреи пользовались джуhури - еврейским этноконфессиолектом татского языка; основными занятиями горских евреев были: ремесло - культивирование марены красильной и изготовление из неё красной краски, первичная обработка, дубление и окраска кож, ковроткачество; торговля тканями, коврами, красной краской; занимались также табаководством, виноградарством и виноделием (что было нехарактерно для большинства территориально-лингвистических групп евреев диаспоры), нанимались для выполнения подённых сельхозработ к местным землевладельцам-мусульманам, и т.д.; для традиционной социальной организации горских евреев было характерно наличие таких особенностей, как: объединённые в тухумы многопоколенные патриархальные семьи, ведшие своё происхождение от одного общего предка; помолвки во младенчестве; уплата калыма за невесту; многожёнство; обычаи куначества, побратимства/посестримства (больше узнать об искусственном родстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести, и т.д.;

Бухарские  евреи
Бухарские евреи
Группа  бухарских  евреев
Группа бухарских евреев
Бухарский  еврей
Бухарский еврей
Семья  бухарских  евреев
Семья бухарских евреев
Семья  персидских  евреев  из  Исфахана
Семья персидских евреев из Исфахана
Пожилая  пара  персидских  евреев  из  Тегерана
Пожилая пара персидских евреев из Тегерана
Семья  персидских  евреев
Семья персидских евреев

~ персидские евреи (в нашем обзоре под этим названием мы рассмотрим как собственно персидских (иранских) евреев, так и афганских и бухарских (среднеазиатских) евреев на основании того, что все три территориальных группы имеют общее происхождение, которое ведут от евреев, уведенных в плен вавилонскими царями в VII в. до н.э., которые со временем расселились на территориях, население которых говорило на
локальных вариантах персидского языка - фарси/дари/точики; до XVII в. представляли собой единое во всех отношениях сообщество, в дальнейшем между ними появились незначительные отличия, обусловленные влиянием местных социально-экономических и политических реалий на жизнь еврейских общин в каждом из этих регионов - поэтому мы и рассматриваем их вместе) -
территориально-лингвистическая группа евреев, состоящая из трёх субгрупп; проживали во многих крупных городах, таких как Хамадан, Нехавенд, Керманшах, Хорремабад, Боруджерд, Эрак, Тегеран, Кашан, Исфахан, Бушир, Шираз, Йезд, Керман, Баболь, Серахс, Мешхед - в Иране; Герат, Газни, Кабул, Балх - в Афганистане; Мары, Чарджоу, Керки - в нынешнем Туркменистане; Хива, Бухара, Каттакурган, Шахрисабз, Самарканд, Коканд, Маргилан - в нынешнем Узбекистане; Курган-Тюбе, Куляб, Худжанд - в нынешнем Таджикистане; жили в отдельных еврейских кварталах (например, Махалля-и Яхудиён в Самарканде, и др.), расположенных отдельно от остальных частей города; разговорными языками были еврейские этноконфессиолекты фарси-дари-таджикского диалектного континуума; основными занятиями персидских евреев являлись: ремесло - были ювелирами и инкрустаторами, торговля - торговали ювелирными изделиями и драгоценными камнями, антиквариатом, коврами, тканями - в Иране; были кожевенниками, сапожниками, портными, медниками - в Афганистане; были кожевенниками, сапожниками, шёлкоткачами, красильщиками, портными, музыкантами, торговали различными товарами - в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах;

Группа  кайфынских  евреев
Группа кайфынских евреев

Группа  кайфынских  евреев=ютайжень
Группа кайфынских евреев=ютайжень
Кайфынские  евреи  молятся
Кайфынские евреи молятся
Группа  кайфынских  евреев
Группа кайфынских евреев

~ ютайжэнь/кайфынские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, проживавших в г. Кайфын (находится в провинции Хэнань нынешней КНР) с XI в. н.э.; вели своё происхождение от бухарской ветви персидских евреев; говорили на северном диалекте китайского языка; община управлялась манла - человеком, совмещавшим обязанности раввина (духовного лидера и наставника общины) и шаца (предстоятеля общины на общей синагогальной молитве); основными занятиями ютайжэнь были: ремесло - были ткачами, красильщиками, набойщиками тканей; занимались разнообразной торговлей; характеризовались высоким уровнем физического смешения с местным ханьским населением, а также высокой степенью адаптации в китайской культуре (например, среди ютайжэнь была распространена практика бинтования ног женщинам); также кайфынские евреи практиковали многожёнство;

Семья  кочинских  евреев
Семья кочинских евреев
Кочинские  евреи
Кочинские евреи
Семья  кочинских  евреев
Семья кочинских евреев
Группа  женщин  и  девочек - кочинских  евреек
Группа женщин и девочек - кочинских евреек

~ кочинские евреи/малабарские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев Южной Индии, сформировавшаяся в южной части т.н. Малабарского берега Индии (юго-западное побережье п-ва Индостан к югу от нынешнего штата Индии - Гоа и до мыса Коморин); местная еврейская община ведёт своё происхождение предположительно от переселенцев из Йемена, в V в. н.э. обосновавшихся на Малабарском берегу; в XVI в. к старой
еврейской общине присоединились переселенцы из Европы, а именно -
сефарды, изгнанные из Португалии; община имела сложную этно-группально-статусную структуру, которая обуславливалась влиянием индийского варново-кастового социума на евреев, на протяжении сотен лет находившихся в тесном контакте с местным индийским населением: большую часть общины составляли т.н. "чёрные евреи" - потомки первых еврейских переселенцев из Йемена; потомки переселенцев из Европы составляли не более 15% от численности общины и подразделялись на две группы: "белых евреев" - пардеси ("чужеземцы") - португальских сефардов, и "коричневых евреев" - мешухрарим ("освобождённые") - потомков освобождённых рабов сефардов-пардеси, имевших смешанное афро-европейское происхождение, которые прошли гиюр (приняли иудаизм) и сопровождали своих бывших хозяев-сефардов при их переселении в Индию; все три группы кочинских евреев были эндогамны и держались обособленно друг от друга - у "чёрных евреев" были свои отдельные синагоги, в которые не допускались евреи из других групп, так же как и "белые евреи" имели свои собственные синагоги, в которых молились также и "коричневые евреи" (которые подвергались там дискриминации - они могли сидеть только сзади евреев-пардеси, их никогда не вызывали к чтению Торы, кроме как во время праздника Симхат-Тора, и т.д.; своя собственная отдельная синагога появилась у "коричневых евреев" только во второй половине XIX века); при этом среди "чёрных евреев" не было потомков коэнских родов, поэтому для совершения церемоний и обрядов, которые могут совершать только коэны, таких, как биркат коханим (священническое благословение) и пидьон хабен (выкуп первенцев) им приходилось приглашать коэнов от "белых евреев"; кроме синагог, у этих трёх групп евреев были также разные кладбища; кочинские евреи проживали в еврейских кварталах города Коччи/Кочин и нескольких населённых пунктов, расположенных неподалёку от него - таких, как Мала, Мадайи, Палур, Гоккамангалам, Алаппужа, Ченнамангалам, Паравур, и др., говорили на жудео-малаялам - иудейском этноконфессиолекте местного дравидского языка малаялам, и пользовались малаяльской системой письменности; основным занятием кочинских евреев была торговля пряностями и специями, благовониями, павлиньими перьями, тиковым, саловым, сандаловым, розовым и махагониевым/красным деревом, драгоценными камнями и золотом;

Группа  бней-исраэль
Группа бней-исраэль

Группа  бней-исраэль
Группа бней-исраэль
Группа  женщин  бней-исраэль
Группа женщин бней-исраэль

~ бней-исраэль/маратхские евреи - территориально-лингвистическая группа евреев, сформировавшаяся в северной части т.н. Конканийского берега (западное побережье п-ва Индостан между устьем реки Тапти на севере и устьем реки Кали на юге) предположительно в промежутке времени между II в. до н.э. и I в. н.э.; до второй половины XVIII в. жили в деревнях, затем подавляющее большинство бней-исраэль переселились в г. Бомбей/Мумбаи; в период до переселения в город бней-исраэль были маслоделами и продавцами масла и на языке маратхи назывались шанивар-тели, т.е. "соблюдающие субботу (т.е. иудеи) маслоделы" (тели - это название шудрской джати/касты изготовителей и продавцов масла - индуистов; мусульманские маслоделы назывались тели-малик) - и относились к джати/касте тели (больше узнать о варнах и джати/кастах Индии можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Бней-исраэль отличались от всех других территориально-лингвистических групп евреев тем, что в процессе исторических перипетий своей общины они утратили иудейское Священное Писание - ТаНаХ (Тора/Хумаш (Пятикнижие Моисеево) + Невиим (Пророки) + Ктувим (Писания), а также Талмуд; на протяжении многих сотен лет они не имели контактов со своими единоверцами, вследствие чего иудейское вероучение сохранялось у них только в устном и весьма урезанном виде; также они соблюдали такие практики иудаизма, как обрезание, кашрут, шаббат, молитва три раза в сутки; синагог у них не было, в шаббат они молились миньяном (кворум из 10-ти мужчин в возрасте старше 13 лет); в каждой деревне был человек, который совмещал обязанности раввина (духовного лидера и руководителя общины), шохета (специалиста ритуального забоя), моэля (человека, делающего обрезание младенцам) и даяна (судьи); такие люди назывались каджи, их статус и обязанности передавались по наследству; положение изменилось во второй половине XVIII в., когда бней-исраэль начали переселяться из деревень в г. Бомбей, где занялись торговлей и вступили в контакт с жившими там кочинскими евреями, которые начали обучать их нормативному иудаизму; первая синагога бней-исраэль была открыта в Бомбее только в 1796 году; разговорным и письменным языком бней-исраэль был иудео-маратхский этноконфессиолект - язык маратхи с некоторым количеством лексики, заимствованной из жудео-малаялам, иврита и арамейского языков; они пользовались маратхской системой письменности;

Далее мы познакомимся с тремя территориально-лингвистическими группами евреев, которые, в отличие от вышеописанных групп, которые придерживались нормативного раббанитского (талмудического) иудаизма, исповедовали различные варианты неталмудического иудаизма, по сути являясь этноконфессиональными группами в составе евреев (больше узнать
об
этноконфессиональных группах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

это такие группы, как:

Фалаша  в  синагоге
Фалаша в синагоге
Фалаша  со  Священным  Писанием
Фалаша со Священным Писанием
Фалаша  на  молитве
Фалаша на молитве
Фалаша  в  синагоге
Фалаша в синагоге
Группа  женщин-фалаша
Группа женщин-фалаша
Фалашский  мальчик
Фалашский мальчик

~ бета-исраэль/фалаша/хайманот/эфиопские евреи - этноконфессиональная группа в составе евреев, сформировавшаяся предположительно в период VI в. н.э. - VIII в. н.э. на северо-западе нынешней Эфиопии, в окрестностях озера Тана из переселенцев из южноаравийского иудейского Химьяритского царства и местных жителей-агау (один из кушитских этносов Эфиопии); сохраняли свою государственность в форме нескольких независимых княжеств до начала XVI в., беспрестанно воюя как со своими северными соседями-мусульманами, так и с христианской Эфиопской империей, которая в конечном итоге и одержала над ними победу; проживая в своих независимых княжествах, бета-исраэль были земледельцами и скотоводами, ведя крестьянское хозяйство на своей земле; однако после поражения в войне с Эфиопской империей перед ними встала дилемма: сохранить иудейскую веру, при этом лишившись своих прав на владение землёй (согласно указу негуса (императора) Эфиопии, все земли, принадлежавшие побеждённым иудеям - подлежали конфискации, т.к. иудеи не имели права владеть землёй на территории Эфиопской империи) - или же сохранить землю в своей собственности, но принять христианство. Большинство бета-исраэль выбрали первый вариант (отсюда и название, которое им дали эфиопские христиане: фалаша, т.е. - "безземельные"). Те, кто остались жить и работать на земле - стали полукрепостными арендаторами земли у эфиопских феодалов-христиан, которые взимали со своих арендаторов-иудеев непомерную арендную плату и при любом удобном случае отказывали им от аренды в пользу арендаторов-христиан. Поэтому основными занятиями бета-исраэль в период XVII - XX вв. стало разнообразное ремесло - они были гончарами, кузнецами, корзинщиками, столярами, плотниками, каменотёсами и строителями (в тогдашней столице Эфиопской империи - городе Гондэр - практически все его каменные здания были построены именно строителями-фалаша); в качестве Священного Писания признают только ТаНаХ, у них отсутствуют некоторые общеиудейские праздники (Пурим и Ханука), и имеются праздники, которых нет у иудеев-раббанитов (например - Сигд); богослужебным языком фалаша был семитский язык геэз (как и у христиан Эфиопии), а разговорными языками - кушитский язык агау и (позднее) - семитский амхарский язык; всей религиозной жизнью каждой отдельной сельской или городской общины бета-исраэль руководил кахен - священнослужитель, совмещавший обязанности коэна (храмовый священник из рода Аарона, имеющий право делать жертвоприношения), раввина (духовный лидер и руководитель общины) и шаца (предстоятель общины на общей молитве в синагоге), моэля и даяна, а его помощником являлся дебтера - человек, совмещавший обязанности софера (писец; переписчик) и меламеда (учитель в иудейской начальной школе для мальчиков); дебтера соблюдали целибат, многие из них вели уединённый или странствующий образ жизни и предавались аскетическим практикам (об аскетизме в разных религиях мира можно больше узнать из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

Группа  караимов  Крыма
Группа караимов Крыма

Караимы  Ближнего  Востока
Караимы Ближнего Востока
Караим
Караим
Группа  крымских  караимов
Группа крымских караимов
Караимская  девушка  из  Крыма  в  традиционной  одежде
Караимская девушка из Крыма в традиционной одежде

~ караимы/бней-микра - этноконфессиональная группа в составе евреев; сформировались как являющаяся продолжением вероучения саддукеев секта иудаизма предположительно в VIII - IX вв. в Багдаде, позднее распространившись в Палестине и в Египте, а ещё позднее - примерно в XII в. - караимские общины обосновались в Константинополе
и других городах Византии, а в XIII в. общины караимов возникли также и в Восточной Европе - в Крыму (территория Крымского ханства) - в городах Чуфут-Кале, Гезлев/Евпатория, Кафа/Феодосия, Судак, Бахчисарай; в г. Луцк, в г. Галич, в г. Тракай и в г. Паневежис (в описываемый период все эти города входили в состав ВКЛ); как и бета-исраэль, караимы в качестве Священного Писания признают только
ТаНаХ, и отвергают Талмуд; самая большая по численности караимская община проживала в Египте; разговорным языком караимов Ближнего Востока был арабский, тогда как караимы Крыма и ВКЛ говорили на этноконфессиолекте крымскотатарского языка со значительным количеством заимствований-гебраизмов, а в литургических и богословских целях все караимские общины использовали иврит; основными занятиями караимов являлись: ремесло и торговля - на Ближнем Востоке, плантационное выращивание табака, оптовая торговля табаком, фруктами, солью - в Крыму, ростовщичество и денежно-обменные операции - в ВКЛ;

Самаритянский  первосвященник
Самаритянский первосвященник

Самаритяне  молятся  на  горе  Гаризим
Самаритяне молятся на горе Гаризим
Самаритяне  на  горе  Гаризим
Самаритяне на горе Гаризим
Самаритяне  со  свитком  Торы
Самаритяне со свитком Торы
Самаритяне  празднуют  Шавуот  на  горе  Гаризим
Самаритяне празднуют Шавуот на горе Гаризим

~ самаритяне/шамрим - этноконфессиональная группа в составе евреев, сформировавшаяся в VII - VI вв. до н.э. в результате смешения евреев Самарии из колена Иосифова с переселенцами из северной Месопотамии, переселённых в Самарию повелением ассирийского царя Асархаддона; самаритяне никогда не жили в рассеянии, т.е. вне Леванта - они с библейских времён всегда проживали в Палестине и её окрестностях - на территории нынешних Сирии, Ливана, Египта - в городах Шхеме/Наблусе, Рамле, Дамаске, Газе, Каире; в отличие от двух вышеупомянутых этноконфессиональных групп, самаритяне не признают не только
Талмуд, но и б
ольшую часть ТаНаХ(а), и Священным Писанием для них являются только Тора/Хумаш (Пятикнижие Моисеево), и Книга Иисуса Навина; разговорным языком самаритян во всех местах их проживания в описываемый период времени был левантийский диалект арабского языка, а самаритянский извод иврита, использующий самаритянское письмо, родственное древнееврейскому квадратному письму - являлся их сакрально-литургическим языком; основными занятиями самаритян были торговля и маклерско-посреднические услуги;

Самаритянские  священники  и  старейшины
Самаритянские священники и старейшины

Все вышеупомянутые территориально-лингвистические группы евреев в описываемый период времени во всех местах своего проживания жили дисперсно среди основного населения той или иной территории/страны, и, за редкими исключениями, не составляли абсолютного большинства ни в одном из населённых пунктов; так же как и описанные в предыдущих статьях на нашем канале цыгане и странствующие цыганообразные группы, (больше узнать о них можно из соответствующих
тематических статей):

евреи во время жизни в рассеянии не относились ни к одному из существовавших в доиндустриальном человеческом обществе хозяйственно-культурных типов потому, что за редкими исключениями, к которым можно отнести те их территориально-лингвистические группы, которые
занимались не только ремеслом и торговлей, но и сельским хозяйством - такие, как
крымчаки, горские евреи, крымские караимы и часть лахлухов - добывали средства для своего жизнеобеспечения не из окружающей природно-материальной среды в результате взаимодействия с ней определённым образом (присваивая её дикие ресурсы с помощью собирательства, рыболовства и охоты, или производя эти ресурсы с помощью ведения скотоводческого и/или земледельческого хозяйства), а получали эти ресурсы от окружающего их местного коренного населения в обмен на предоставляемые этому населению услуги и/или товары - т.е. сами непосредственно не занимались добычей или производством необходимых им продуктов питания.

В местах своего проживания в период рассеяния все территориально-лингвистические группы евреев в разное время в той или иной степени подвергались стигматизации, различным видам дискриминации и поражения в правах, а нередко - и прямому преследованию, выражавшемуся в насильственном обращении в христианство или в ислам, изгнании из города или из государства, конфискации имущества, обвинениях в совершении различных тяжких преступлений, погромах и убийствах. Главной причиной такого отношения к евреям со стороны правителей и населения государств, в которых они проживали, являлось их иудейское вероисповедание, а поводом обычно служили те или иные особенности их жизни и деятельности в той или иной стране (например, в христианских государствах Европы им ставили в вину то, что их предки убили Иисуса Христа; и в христианских, и в мусульманских странах всеобщее неприятие и осуждение вызывала ростовщическая и откупная деятельность евреев; во многих местах, где проживали евреи, местные ремесленники и торговцы видели в них конкурентов и активно боролись с их присутствием на местном рынке товаров и услуг, используя при этом самые разнообразные, зачастую нечистоплотные способы и методы; в странах распространения шиитского ислама (Иране, Йемене, населённых шиитами частях Месопотамии и Леванта) жившие там евреи считались носителями ритуальной нечистоты - наджи, которая могла передаваться мусульманам при любом физическом контакте с носителями наджи, лишая их тахара - ритуальной чистоты, отсутствие которой делает невозможным для мусульманина-шиита участие в совместной молитве в мечети и для восстановления которой необходимо проводить обряд ритуального очищения - вследствие чего евреи в повседневной жизни подвергались целому ряду ограничений и запретов (например, для них был закрыт доступ в общественные бани; им запрещалось выходить на улицу в то время, когда идёт дождь или снег; во время Ашуры (в шиитском исламе это дни скорби и воспоминания мученической смерти имама Хусейна) евреям под страхом смерти запрещалось покидать свой квартал); во многих странах проживания евреев в разные периоды времени местные правители обязывали их носить на одежде специальные отличительные знаки, обозначающие их вероисповедание (это могли быть жёлтые кружки, жёлтые полоски, жёлтые звёзды и т.д., пришиваемые на одежду, или грубая верёвка вместо пояса, которой должны были подпоясываться евреи Средней Азии), и т.д.. Были в жизни еврейских общин в разных странах и периоды процветания и благоденствия, когда местные правители и население относились к ним хорошо, и еврейское население увеличивалось в численности, а благосостояние его росло - так было в раннесредневековом Провансе, в мусульманской Испании, в Османской империи, в Крымском ханстве, в Речи Посполитой, в Австрийской империи Габсбургов, и в некоторых других местах. Однако если рассматривать положение еврейского населения в целом в описываемый период времени, то его можно охарактеризовать примерно так: практически все территориально-лингвистические группы евреев представляли собой дискриминируемое неполноправное меньшинство, с различной периодичностью подвергавшееся разнообразным репрессиям и притеснениям со стороны властей тех государств, на территории которых они проживали. Со стороны местного коренного населения к евреям в разных странах их проживания отношение было разным - от доброжелательного и почти без предубеждений - в Грузии и в Крымском ханстве, и до предвзято-враждебного в отдельные периоды времени - в государствах Западной Европы, в Йемене и в Иране, с различными переходами и вариациями между этими двумя полюсами во всех остальных местах проживания еврейских общин. Несмотря на всё вышеописанное, а также и на достаточно высокую степень самоизоляции еврейских общин от окружающего местного коренного населения, за многие века своего дисперсного проживания среди этого населения евреи так или иначе вступали с ним в отношения различного характера - торговые, производственные, соседские, дружеские, любовные (в подавляющем большинстве случаев - внебрачные, т.к. браки с иноверцами в рассматриваемый период времени были практически невозможны), результатом чего стало усвоение евреями многих особенностей материально-бытовой и нематериальной культуры (типов жилища, покроя одежды, способов приготовления тех или иных блюд, а также разговорных языков и народной музыки) тех этносов, среди которых они жили, а также и частичное смешение с ними (степень его варьировала в разных территориально-лингвистических группах - от практически полного отсутствия такого смешения у самаритян, лахлухов, горских и персидских евреев до средней степени его у тейманим, мизрахим, берберских евреев, крымчаков, караимов, ашкеназов и других групп евреев Европы - и до сильной степени смешения в таких территориально-лингвистических группах, как ютайжэнь, бней-исраэль, кочинские и эфиопские евреи). Сами евреи во всех странах своего проживания также внесли свой весомый вклад во многие аспекты жизни и культуры местного коренного населения, как и в чисто физическом плане влили много своей крови в жилы тех народов, среди которых они жили (это явилось прежде всего результатом многочисленных насильственных обращений евреев в христианство и ислам, вследствие которых довольно значительные группы евреев-конвертитов периодически вливались в состав того или иного христианского или мусульманского этноса, становясь его частью). Так продолжалось до конца XIX века, когда практически во всех европейских государствах того времени завершился процесс эмансипации евреев (который начался ста годами ранее), и они получили всю полноту гражданских и политических прав в странах своего проживания; примерно
тогда же вышел на международную политическую арену и сионизм, который и дал начало процессам возвращения еврейских этнических групп, сформировавшихся за 1 800 лет рассеяния в разных уголках мира - на родину своих предков, и последовавшему за этим созданию государства Израиль. Но это уже другая история...

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Читайте также:

Желаем вам приятного и познавательного чтения!