Найти в Дзене

Житие князя Владимира. Начало княжения в Киеве.

Исторический ход событий приведших Владимира в княжеский Киев шел в русле несторовской концепции становления древнерусской государственности по геополитической парадигме «из Варяг в Греки». Подобно Рюрику, Владимир пришел «из-за моря» от Варяг, и с варягами, шел по тому же пути в Приволховье, от Ладоги до Новгорода. Утвердившись в Новгороде, Владимир двинулся в поход на Полоцк, идя через Псков и Изборск. Затем Владимир, подобно Олегу-правителю, выйдя в Среднее Поднепровье, вероломным убийством Ярополка, захватил киевское княжение. Предшественники Владимира обустраивали в Поднепровье колонизатор- ское государство варяжских норманнов, имея главной целью ограбление греческой Византии. Они действовали именно как норманны, опираясь на cвой сильный флот на Днепре и Черном море. В отличие от них, князь Владимир своей главной целью ставил создание континентального раннефеодального государства с центром в Киеве, не претендуя на грабеж Византии. Для осуществления своих намерений Владимиру не ну
Прием Владимиром послов наемных варягов и раздача им городов в кормление; уход прочих варяжских воинов в Царьград (миниатюра из Радзивиловской летописи).
Прием Владимиром послов наемных варягов и раздача им городов в кормление; уход прочих варяжских воинов в Царьград (миниатюра из Радзивиловской летописи).

Исторический ход событий приведших Владимира в княжеский Киев шел в русле несторовской концепции становления древнерусской государственности по геополитической парадигме «из Варяг в Греки». Подобно Рюрику, Владимир пришел «из-за моря» от Варяг, и с варягами, шел по тому же пути в Приволховье, от Ладоги до Новгорода.

Утвердившись в Новгороде, Владимир двинулся в поход на Полоцк, идя через Псков и Изборск. Затем Владимир, подобно Олегу-правителю, выйдя в Среднее Поднепровье, вероломным убийством Ярополка, захватил киевское княжение.

Предшественники Владимира обустраивали в Поднепровье колонизатор- ское государство варяжских норманнов, имея главной целью ограбление греческой Византии. Они действовали именно как норманны, опираясь на cвой сильный флот на Днепре и Черном море.

В отличие от них, князь Владимир своей главной целью ставил создание континентального раннефеодального государства с центром в Киеве, не претендуя на грабеж Византии. Для осуществления своих намерений Владимиру не нужен был флот, он шел сухопутными путями, твердо и неумолимо присоединяя к себе земли и княжения империи Рюриковичей, разбросанные на огромной территории от Приволховья до Западного Подвинья и Среднего Поднепровья.

Первой и существенной проблемой начала княжения Владимира в Киеве стал вопрос, что делать с толпой варяжских наемников, явившихся вместе с ним для свержения Ярополка? Наемники служили за деньги или за добычу. Денег у Владимира на длительное содержания сотен, а то и тысяч воинов не было, а Киев, ставший Владимиру своим городом, он отдать варягам на грабеж, подобно Полоцку, не хотел.

Вскоре, по летописцу, варяги потребовали от Владимира плату за свои военные услуги по взятию Киева: «се градъ нашь; мы прияхомъ [в него], да хочемъ имати окупъ на нихъ, по 2 гривнѣ отъ человѣка». Если в Киеве тех лет проживало порядка 5 тыс. жителей, то окуп на них был около 10 тыс. гривен, это огромная сумма денег. Для сравнения, по летописцу, Олег наложил дань на новгородцев в 300 гривен за год.

Владимир попросил отсрочки на месяц, пока не соберет дань кунами (мехами). Месяц прошел, но дань не собрали. Жители Поднепровья, присматриваясь к пришлому новгородскому князю, платить дань Владимиру отнюдь не спешили.

По истечению месяца, не дождавшись денег, варяги, назвав князя Владимира обманщиком, который «сольстилъ еси нами», отказались ему служить, и потребовали отправки в Византию, где было принято платить варяжским наемникам золотом, серебром и подарками.

С.М. Соловьев, комментируя ситуацию в Киеве с варягами вопрошает: почему варяги не попробовали силою взять у Владимира деньги? По его мнению, Владимир назначил месячный срок, чтобы предпринять определенные меры для усиления собственного войска. По Н.М. Карамзину, когда Варяги спустя месяц поняли, что Владимир их обманул, они уже были не страшны, поскольку войско российское в Киеве было их сильнее, и они не дерзнули взбунтоваться и смиренно попросились в Грецию: «Владимир с радостию отпустил сих опасных людей, удержал в России достойнейших из них и раздал им многие города в управление».

Спрашивается, о каких деньгах князя Владимира идет речь, которые варяги могли бы отобрать силой? Ведь они претендовали на столь большие деньги, которых у Владимира тогда вообще не было. С.М. Соловьев толкует о собственных войсках Владимира, по Н.М. Карамзину российских (? – Авт.), что совершенно нелепо.

О каких войсках в Киеве в то время можно говорить вообще? Помимо толпы из нескольких сот человек недовольных варягов, в Киеве при князе Владимире была его личная дружина, это около сотни варяжских наемников норманнов Олафа Трюггвасона, им платили отдельно. Еще около сотни человек служили киевскому воеводе Блуду, предавшем Ярополка. Вот и все, никого кроме этих "россиян", в Киеве в то время не было и не могло быть.

Что мог реально предпринять князь Владимир в возникшей ситуации, так это вместо денег отдать во владения некоторым знатным варяжским конунгам удельную земельную собственность в среднем Поднепровье, сделав их своими новоявленными вассалами.

По летописцу, Владимир оставил при себе часть преданной ему варяжской знати, мужей «добры, смысленны и храбры», раздав им земельные уделы с «градами». Реально это означало то, что вместо наместников Ярополка, князь Владимир в Поднепровье поставил своих наместников, как служащих ему толковых людей.

Простых же варяжских воинов князь Владимир отправил «идоша Царюграду въ Греки», послав вперед их гонца с сообщением греческому царю: «се идуть к тебѣ Варязи, не мози ихъ держати въ градеѣ, оли то створять ти зло, яко и сде, но расточи я разно, а сѣмо не пущай ни единого». С политической точки зрения, действия Владимира вполне объяснимы. В то время действовал союзный договор между Русью и Византией, заключенный Святославом в 971 году, в том числе и договор о военном союзе.

В Византии обеспокоились киевскими событиями свержения Ярополка, с которым имели дружественный союз. Грекам Владимир был известен как сын Святослава, поэтому они восприняли события в Киеве как дворцовый переворот, выжидая, что будет дальше. Послав варягов “даром” к Царьграду, Владимир дал понять, что взяв власть в Киеве, он настроен миролюбиво и ищет дружбы с греческим царем.

Выступая с классовой точки зрения, С.М. Соловьев полагал, что князь Владимир «воспользовался сроком, чтобы склонить на свою сторону лучших варягов, предводителей, привязав их к себе и к Руси выгодами; толпа, худшие люди, оставшись без предводителей, не смели предпринять ничего, таким образом, Владимир ослабил варягов, разделивши их».

Мнение С.М. Соловьева спорно, поскольку вступает в противоречие, как с реальной исторической ситуацией, так и с сообщением летописца. Дружинная организация норманнов в то время основывалась на родовых отношениях между предводителями (конунгами) и рядовыми варягами, будучи отлична определенным демократическим равенством, единством дружинного братства: «Конунг, т. е. король, сохранял свое звание при морских походах и сражениях. Во всякое другое время все были равны, все садились за общий стол без соблюдения какого либо старшинства». [1]

По летописцу варяги потребовали за свои услуги от Владимира «окупъ на нихъ, по 2 гривнѣ отъ человѣка», т.е. поровну, как на знатного воина, так и на простого, это обстоятельство прямо олицетворяет собой дружинное равенство среди варяжских норманнов.

С.М. Соловьев по существу придумал разделение варягов на лучшую знать, которую приблизил к себе хитроумный князь Владимир, и толпу простых воинов, «худших» людей, не способных к самостоятельным действиям. Но ведь, по летописцу, князь Владимира послал гонца к царю Византии с сообщением, что варяги, которые остались без своих предводителей, на самом деле, отнюдь не смутились этим обстоятельством, но наоборот, вели себя свободно, стали бесчинствовать в Киеве «створять зло» Владимиру, и буйствовали так, что Владимир, хотя и имел личную дружину, явно не мог справиться с варяжской толпой.

Вполне возможно, что личная дружина князя Владимира, которой руководил Олав Трюггвасон, заняла в киевских распрях с варягами позицию благожелательного к ним нейтралитета, понимая их правоту. Наемникам должно было платить, а не лгать им.

«Худшие», по С.М. Соловьеву, и «испуганные», по Н.М. Карамзину, варяги, отнюдь не смиренно просились в Грецию, а ультимативно потребовали у князя Владимира пропускные бумаги для свободного движения в Византию при полном вооружении. Дело в том, что по союзному договору между Русью и Византией, только Великий киевский князь, в лице Святослава, или его законные наследники сыновья, могли дать разрешение на отправку войск. Во всех других случаях, греки вооруженных людей на своих границах считали врагами империи.

Для князя Владимира ультимативное требование варягов было приемлемым, как в отношении наведения должного порядка в Киеве, так и в плане дружбы с греческим царем, поэтому, как верно отмечает Н.М. Карамзин: «Владимир с радостию отпустил сих опасных людей».

События водворения Владимира на княжение в Киев заставили задуматься предводителя его варяжской дружины Олафа Трюггвасона – что делать дальше? Наступали новые времена и многое, что он видел вокруг себя, Олафу совсем не нравилось. Еще в сражении при Полоцке, когда толпы плебеев-славян, ведомые зловещим Добрыней, крушили и жгли все вокруг себя, Олафу, как норманну королевской крови, было отнюдь не радостно лицезреть резню семейства Рогволода и гнусное публичное насилие Владимира над Рогнедой, на глазах истекающих кровью, умирающих её отца и братьев.

Подлое убийство Ярополка из-за спины, показало Олафу беспредельную низменность и вероломство князя Владимира. Возможно, что именно Олаф спас Варяжко с его людьми, отдав распоряжение своей дружине их не трогать, благодаря чему Варяжко беспрепятственно ушел из Киева к печенегам. Варяжко ведь тоже был норманном.

Быть вассалом Владимира, пресмыкаться перед ним, сидя в назначенном ему «градке», знатный Олаф Трюггвасон отнюдь не желал. Тем более быть в окружении свиты его любимцев - предателя Блуда и “низменного” славянина Добрыни, всегда угодливо готовых на любую подлость. Судя по всему, Блуд с Добрыней ненавидели Олафа Трюггвасона, плетя вокруг него интриги. Так, в сагах об Олаве, в частности, упоминаются зависть людей к нему и попытки настроить против него князя Владимира, что стало причиной его ухода с Гардарики (Руси).

Около 981 года Олаф Трюггвасон оставляет службу у Владимира и с верными ему людьми отправляется вольным викингом в поход по Балтике. В 995 году Олаф Трюггвасон на всенародном тинге (сходе) был провозглашен верховным конунгом (королем) Норвегии.

[1] Боголюбов Н.П. История корабля. Т. I. - М., 1879, с. 94.

Житие князя Владимира. Происхождение.
Cергей Михайлов24 июля 2022
Житие князя Владимира. Детство.
Cергей Михайлов31 июля 2022
Житие князя Владимира. Отрочество.
Cергей Михайлов7 августа 2022
Житие князя Владимира. Рогнеда.
Cергей Михайлов14 августа 2022
Житие князя Владимира. Погром Полоцка. Блуд.
Cергей Михайлов21 августа 2022
Житие князя Владимира. Осада Киева и Родни. Убийство Ярополка.
Cергей Михайлов28 августа 2022
Житие князя Владимира. Насаждение язычества.
Cергей Михайлов11 сентября 2022
Житие князя Владимира. Рост могущества Киевской Руси.
Cергей Михайлов18 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть первая).
Cергей Михайлов28 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть вторая).
Cергей Михайлов2 октября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть третья).
Cергей Михайлов9 октября 2022
Житие князя Владимира. Поход на Корсунь.
Cергей Михайлов16 октября 2022
Житие князя Владимира. Взятие Корсуни.
Cергей Михайлов23 октября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть первая).
Cергей Михайлов6 ноября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть вторая).
Cергей Михайлов13 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть первая).
Cергей Михайлов20 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть вторая).
Cергей Михайлов27 ноября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение христинства.
Cергей Михайлов4 декабря 2022
Житие князя Владимира. Крещение новгородцев 990-992 гг.
Cергей Михайлов11 декабря 2022
Житие. Князь Владимир как христианин.
Cергей Михайлов18 декабря 2022
Житие князя Владимира. Печенеги.
Cергей Михайлов3 января 2023
Житие князя Владимира. Война с печенегами.
Cергей Михайлов14 января 2023
О встрече архиепископа Бруно с князем Владимиром в 1008 году
Cергей Михайлов21 января 2023
Былинный эпос о временах князя Владимира.
Cергей Михайлов28 января 2023
Житие князя Владимира. Семья.
Cергей Михайлов3 февраля 2023
Житие князя Владимира. Покушение Рогнеды.
Cергей Михайлов10 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Святополка.
Cергей Михайлов17 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Ярослава.
Cергей Михайлов24 февраля 2023
Житие князя Владимира. Агония.
Cергей Михайлов3 марта 2023
Житие князя Владимира окончилось 15 июля в 1015 году
Cергей Михайлов10 марта 2023

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.