Найти в Дзене

Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть первая).

Легенды об испытании верований существовали у многих народов, в частности, у соседей Древней Руси, хазар и болгар. Под 986 годом летописец, вне всякой связи с предшествующими ему событиями болгарского похода, неожиданно, на два последующих года, начинает пространное изложение сугубо религиозной тематики. Речь идет о том, что вдруг к Владимиру явился проповедник ислама из Приволжской Булгарии, вступивший с князем в беседу об особенностях и преимуществах своей веры. Складывается впечатление, что к тому времени Владимир явно охладел к язычеству и стал размышлять о других верах. Проповедник ислама, возможно, каким-то образом узнавший о перемене религиозных настроений Владимира, или, что более вероятно, как мудрец специально вызванный князем, немедленно явился в Киев, обратившись к нему: «яко ты князь еси мудръ и смысленъ, не вѣсi закона; но вѣруй в закон нашь». Вопрос о том, почему Владимир, до этого выступавший ревностным язычником, так внезапно к нему охладел? - летописец оставляет
Князь Владимир выбирает веру (худ. Иван Эггинк).
Князь Владимир выбирает веру (худ. Иван Эггинк).

Легенды об испытании верований существовали у многих народов, в частности, у соседей Древней Руси, хазар и болгар.

Под 986 годом летописец, вне всякой связи с предшествующими ему событиями болгарского похода, неожиданно, на два последующих года, начинает пространное изложение сугубо религиозной тематики. Речь идет о том, что вдруг к Владимиру явился проповедник ислама из Приволжской Булгарии, вступивший с князем в беседу об особенностях и преимуществах своей веры.

Складывается впечатление, что к тому времени Владимир явно охладел к язычеству и стал размышлять о других верах. Проповедник ислама, возможно, каким-то образом узнавший о перемене религиозных настроений Владимира, или, что более вероятно, как мудрец специально вызванный князем, немедленно явился в Киев, обратившись к нему: «яко ты князь еси мудръ и смысленъ, не вѣсi закона; но вѣруй в закон нашь».

Вопрос о том, почему Владимир, до этого выступавший ревностным язычником, так внезапно к нему охладел? - летописец оставляет в стороне. По мнению С.М. Соловьева, язычество, в силу своей «бедности и бесцветности» было явно ниже других мировых религий, подавляющих примитивное язычество своим величием и пышностью, и это обстоятельство все более ясно стал понимать князь Владимир.

Не менее очевидно и то, что Владимир укрепляя и расширяя свою языческую империю, все более явно осознавал её ущербное одиночество среди окружающих Русь религиозных государств. На западе были католические Польша и Германия, на юге - православная Византия, на востоке - исламские арабы и Булгария, хазарские и палестинские иудеи.

Князь Владимир воочию убеждался, что религиозные государства вокруг него торгуют, развиваются и даже процветают, в то время как его подданные живут отнюдь не богато и не стремятся отказаться от своих многовековых языческих понятий и образа жизни.

Как показали беседы князя Владимира с представителями мировых религий, Владимира интересовали самые разнообразные аспекты и особенности других вер, их преимущества, в сравнении с известным ему язычеством.

Выбор веры князем Владимиром (худ. А. Филатов)
Выбор веры князем Владимиром (худ. А. Филатов)

Так, в беседе с магометанином из Булгарии сластолюбивому Владимиру пришлись по душе восточные гаремы, тем более, что он их уже имел, но не понравились обряд обрезания, запрет на еду свинины и употребление вина, до которого он был великий охотник. Владимир, по летописцу, обронил по этому поводу свою знаменитую сентенцию: «Руси есть веселье питие, не можемъ бес того быти».

Затем к князю Владимиру «придоша Нѣмьци», сообщившие, что они прибыли из Рима с посланием от «папежа». Папа написал Владимиру, что наши земли одинаковы, а веры разные. Вера римско-христианская свет истины суть, а языческая вера Владимира «древо суть». «Володимеръ же рече: кака заповѣдь ваша?». Они же рѣша: «пощенье по силе аще кто пьетъ или ясть, то все въ славу Божью, рече учитель нашь Павелъ». Рече же Володимеръ Нѣмцемъ: «идѣте опять, яко отцi наши сего не прияли суть».

Если появление магометанина в Киеве, можно хоть как-то истолковать, то летописное сообщение о явлении к Владимиру католической депутации с посланием от самого Римского папы выглядит явно неправдоподобным. В европейских католических хрониках по этому поводу нет никаких известий. В то же самое время, например, событие связанное с явлением на Русь в 961 г. католической миссии Адальберта Магдебургского освещено в ряде независимых друг от друга западноевропейских источников.

Летописный текст об обсуждении Владимиром особенностей католической веры с посланниками Рима весьма короток . Специфика обрядности поста, как повод отказа от католицизма, явно неубедительны, тем более, с такой туманной и спорной мотивировкой: «отцi наши сего не прияли суть».

Спрашивается, чего не прияли «отцi наши», католической обрядности поста по учению апостола Павла или христианской католической веры вообще? И кто такие «отцi наши»?

К «отцам» Владимира в прямом смысле относятся Святослав, дед Игорь и прадед Рюрик, которые были язычниками, и по этой причине, к христианству относились отрицательно. С другой стороны, как бабка Владимира княгиня Ольга, так и старший брат Ярополк, к католицизму были настроены благожелательно, т. е. «прияли его суть».

Известно, что в 959 году Ольга отправила посольство к германскому императору Оттону I (†973). Что касается старшего брата Владимира Ярополка, то он был настроен миролюбиво как к язычеству, так и к христианству, будь то православные или католики. При начале княжения Ярополка произошло известное событие - русское посольство прибыло на Пасху 23 марта 973 года к германскому императору Оттону I в город Кведлинбург.

Да и сам князь Владимир, как это следует из длительного нахождения в Киеве в конце 1007 года архиепископа Бруно Кверфуртского, был настроен к католикам дружественно и гостеприимно. Таким образом, летописное утверждение о том, что католицизм «отцi наши сего не прияли суть» - явное измышление.

Вслед за летописным вымыслом о депутации к Владимиру от «Нѣмьци», следует столь же невероятный сюжет о явлении посланников от Жидове Козарьстии, которые, прознав о конкурентах от магометан и христиан, бывших в Киеве, прибыли к князю Владимиру, чтобы изложить ему особенности и преимущества своей веры.

Возможно, Жидове Козарьстии надеялись с помощью князя Владимира оправиться после разгрома Святославом Хазарского Каганата, и вновь наладить свое посредническое доминирование в торговле. Однако, дальновидный Владимир понял умысел иудеев, сказав им: «то како вы инѣхъ учите, а сами отвержении отъ Бога и расточении? Аще бы Богъ любилъ васъ и законъ вашь, то не бысте расточении по чюжимъ землямъ; еда намъ то же мыслите прияти?». Как пишет об этом историк А.Ю. Карпов: «Обветшавшая» религия поверженного Каганата, не могла стать религией победившей Руси».

В.О. Ключевский считал, что Сказание о приходе к князю Владимиру посланников от ислама, иудаизма и христианства отнюдь не сказание Нестора: «он лишен летописных приемов, отличается полемической окраской, желанием охулить все веры, кроме православной. И это сказание, очевидно, не принадлежит начальному летописцу, а вставлено в свод его составителем. В нем уцелел намек на время его составления. Когда к Владимиру пришли евреи с предложением своей веры, князь спросил их: "Где земля ваша?" Миссионеры отвечали: "В Иерусалиме – Полно, так ли?" - переспросил их князь. Тогда миссионеры сказали напрямки: "Разгневался бог на отцов наших и расточил нас по странам грехов ради наших, и предана была земля наша христианам". Если бы повествователь разумел первых, кто покорил землю евреев, он должен был бы назвать язычников римлян; если бы он разумел властителей Иерусалима, современных Владимиру, то он должен был бы назвать магометан; если же он говорит о христианах, ясно, что он писал после завоевания Иерусалима крестоносцами, т. е. в начале XII столетия».

Кроме того, иудаизм относится к внутренней вере "избранного народа", миссионерство ему органический чуждо. К тому же, хазарский Каганат, разгромленный Святославом, в то время уже не существовал, и официального посольства от него не могло быть вообще.

С.М. Соловьев, рассуждая об исторической вероятности летописных посольств иных вер, пишет: «Митрополит Иларион, свидетельство которого, как почти современное, не подлежит никакому сомнению, ни слова не говорит о посольствах для изведования вер».

«В целом историческая информация, содержащаяся в прениях о вере, достаточно достоверно характеризует геополитическую позицию Древней Руси в конце X века, ее положение между Византийской и Германской империями, отношения с Волжской Болгарией и представляемым ею мусульманским Востоком, хазарское наследие и преобладающую ориентацию на Византию. Отношение к различным конфессиям, явленное в летописных речах Владимира, конечно, определялось взглядами летописца и предшествовавших ему русских книжников, основанными на византийских традициях». [1]

[1] Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. - М., 2006, с. 112.

Житие князя Владимира. Происхождение.
Cергей Михайлов24 июля 2022
Житие князя Владимира. Детство.
Cергей Михайлов31 июля 2022
Житие князя Владимира. Отрочество.
Cергей Михайлов7 августа 2022
Житие князя Владимира. Рогнеда.
Cергей Михайлов14 августа 2022
Житие князя Владимира. Погром Полоцка. Блуд.
Cергей Михайлов21 августа 2022
Житие князя Владимира. Осада Киева и Родни. Убийство Ярополка.
Cергей Михайлов28 августа 2022
Житие князя Владимира. Начало княжения в Киеве.
Cергей Михайлов4 сентября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение язычества.
Cергей Михайлов11 сентября 2022
Житие князя Владимира. Рост могущества Киевской Руси.
Cергей Михайлов18 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть вторая).
Cергей Михайлов2 октября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть третья).
Cергей Михайлов9 октября 2022
Житие князя Владимира. Поход на Корсунь.
Cергей Михайлов16 октября 2022
Житие князя Владимира. Взятие Корсуни.
Cергей Михайлов23 октября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть первая).
Cергей Михайлов6 ноября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть вторая).
Cергей Михайлов13 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть первая).
Cергей Михайлов20 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть вторая).
Cергей Михайлов27 ноября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение христинства.
Cергей Михайлов4 декабря 2022
Житие князя Владимира. Крещение новгородцев 990-992 гг.
Cергей Михайлов11 декабря 2022
Житие. Князь Владимир как христианин.
Cергей Михайлов18 декабря 2022
Житие князя Владимира. Печенеги.
Cергей Михайлов3 января 2023
Житие князя Владимира. Война с печенегами.
Cергей Михайлов14 января 2023
О встрече архиепископа Бруно с князем Владимиром в 1008 году
Cергей Михайлов21 января 2023
Былинный эпос о временах князя Владимира.
Cергей Михайлов28 января 2023
Житие князя Владимира. Семья.
Cергей Михайлов3 февраля 2023
Житие князя Владимира. Покушение Рогнеды.
Cергей Михайлов10 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Святополка.
Cергей Михайлов17 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Ярослава.
Cергей Михайлов24 февраля 2023
Житие князя Владимира. Агония.
Cергей Михайлов3 марта 2023
Житие князя Владимира окончилось 15 июля в 1015 году
Cергей Михайлов10 марта 2023

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.