Легенды об испытании верований существовали у многих народов, в частности, у соседей Древней Руси, хазар и болгар.
Под 986 годом летописец, вне всякой связи с предшествующими ему событиями болгарского похода, неожиданно, на два последующих года, начинает пространное изложение сугубо религиозной тематики. Речь идет о том, что вдруг к Владимиру явился проповедник ислама из Приволжской Булгарии, вступивший с князем в беседу об особенностях и преимуществах своей веры.
Складывается впечатление, что к тому времени Владимир явно охладел к язычеству и стал размышлять о других верах. Проповедник ислама, возможно, каким-то образом узнавший о перемене религиозных настроений Владимира, или, что более вероятно, как мудрец специально вызванный князем, немедленно явился в Киев, обратившись к нему: «яко ты князь еси мудръ и смысленъ, не вѣсi закона; но вѣруй в закон нашь».
Вопрос о том, почему Владимир, до этого выступавший ревностным язычником, так внезапно к нему охладел? - летописец оставляет в стороне. По мнению С.М. Соловьева, язычество, в силу своей «бедности и бесцветности» было явно ниже других мировых религий, подавляющих примитивное язычество своим величием и пышностью, и это обстоятельство все более ясно стал понимать князь Владимир.
Не менее очевидно и то, что Владимир укрепляя и расширяя свою языческую империю, все более явно осознавал её ущербное одиночество среди окружающих Русь религиозных государств. На западе были католические Польша и Германия, на юге - православная Византия, на востоке - исламские арабы и Булгария, хазарские и палестинские иудеи.
Князь Владимир воочию убеждался, что религиозные государства вокруг него торгуют, развиваются и даже процветают, в то время как его подданные живут отнюдь не богато и не стремятся отказаться от своих многовековых языческих понятий и образа жизни.
Как показали беседы князя Владимира с представителями мировых религий, Владимира интересовали самые разнообразные аспекты и особенности других вер, их преимущества, в сравнении с известным ему язычеством.
Так, в беседе с магометанином из Булгарии сластолюбивому Владимиру пришлись по душе восточные гаремы, тем более, что он их уже имел, но не понравились обряд обрезания, запрет на еду свинины и употребление вина, до которого он был великий охотник. Владимир, по летописцу, обронил по этому поводу свою знаменитую сентенцию: «Руси есть веселье питие, не можемъ бес того быти».
Затем к князю Владимиру «придоша Нѣмьци», сообщившие, что они прибыли из Рима с посланием от «папежа». Папа написал Владимиру, что наши земли одинаковы, а веры разные. Вера римско-христианская свет истины суть, а языческая вера Владимира «древо суть». «Володимеръ же рече: кака заповѣдь ваша?». Они же рѣша: «пощенье по силе аще кто пьетъ или ясть, то все въ славу Божью, рече учитель нашь Павелъ». Рече же Володимеръ Нѣмцемъ: «идѣте опять, яко отцi наши сего не прияли суть».
Если появление магометанина в Киеве, можно хоть как-то истолковать, то летописное сообщение о явлении к Владимиру католической депутации с посланием от самого Римского папы выглядит явно неправдоподобным. В европейских католических хрониках по этому поводу нет никаких известий. В то же самое время, например, событие связанное с явлением на Русь в 961 г. католической миссии Адальберта Магдебургского освещено в ряде независимых друг от друга западноевропейских источников.
Летописный текст об обсуждении Владимиром особенностей католической веры с посланниками Рима весьма короток . Специфика обрядности поста, как повод отказа от католицизма, явно неубедительны, тем более, с такой туманной и спорной мотивировкой: «отцi наши сего не прияли суть».
Спрашивается, чего не прияли «отцi наши», католической обрядности поста по учению апостола Павла или христианской католической веры вообще? И кто такие «отцi наши»?
К «отцам» Владимира в прямом смысле относятся Святослав, дед Игорь и прадед Рюрик, которые были язычниками, и по этой причине, к христианству относились отрицательно. С другой стороны, как бабка Владимира княгиня Ольга, так и старший брат Ярополк, к католицизму были настроены благожелательно, т. е. «прияли его суть».
Известно, что в 959 году Ольга отправила посольство к германскому императору Оттону I (†973). Что касается старшего брата Владимира Ярополка, то он был настроен миролюбиво как к язычеству, так и к христианству, будь то православные или католики. При начале княжения Ярополка произошло известное событие - русское посольство прибыло на Пасху 23 марта 973 года к германскому императору Оттону I в город Кведлинбург.
Да и сам князь Владимир, как это следует из длительного нахождения в Киеве в конце 1007 года архиепископа Бруно Кверфуртского, был настроен к католикам дружественно и гостеприимно. Таким образом, летописное утверждение о том, что католицизм «отцi наши сего не прияли суть» - явное измышление.
Вслед за летописным вымыслом о депутации к Владимиру от «Нѣмьци», следует столь же невероятный сюжет о явлении посланников от Жидове Козарьстии, которые, прознав о конкурентах от магометан и христиан, бывших в Киеве, прибыли к князю Владимиру, чтобы изложить ему особенности и преимущества своей веры.
Возможно, Жидове Козарьстии надеялись с помощью князя Владимира оправиться после разгрома Святославом Хазарского Каганата, и вновь наладить свое посредническое доминирование в торговле. Однако, дальновидный Владимир понял умысел иудеев, сказав им: «то како вы инѣхъ учите, а сами отвержении отъ Бога и расточении? Аще бы Богъ любилъ васъ и законъ вашь, то не бысте расточении по чюжимъ землямъ; еда намъ то же мыслите прияти?». Как пишет об этом историк А.Ю. Карпов: «Обветшавшая» религия поверженного Каганата, не могла стать религией победившей Руси».
В.О. Ключевский считал, что Сказание о приходе к князю Владимиру посланников от ислама, иудаизма и христианства отнюдь не сказание Нестора: «он лишен летописных приемов, отличается полемической окраской, желанием охулить все веры, кроме православной. И это сказание, очевидно, не принадлежит начальному летописцу, а вставлено в свод его составителем. В нем уцелел намек на время его составления. Когда к Владимиру пришли евреи с предложением своей веры, князь спросил их: "Где земля ваша?" Миссионеры отвечали: "В Иерусалиме – Полно, так ли?" - переспросил их князь. Тогда миссионеры сказали напрямки: "Разгневался бог на отцов наших и расточил нас по странам грехов ради наших, и предана была земля наша христианам". Если бы повествователь разумел первых, кто покорил землю евреев, он должен был бы назвать язычников римлян; если бы он разумел властителей Иерусалима, современных Владимиру, то он должен был бы назвать магометан; если же он говорит о христианах, ясно, что он писал после завоевания Иерусалима крестоносцами, т. е. в начале XII столетия».
Кроме того, иудаизм относится к внутренней вере "избранного народа", миссионерство ему органический чуждо. К тому же, хазарский Каганат, разгромленный Святославом, в то время уже не существовал, и официального посольства от него не могло быть вообще.
С.М. Соловьев, рассуждая об исторической вероятности летописных посольств иных вер, пишет: «Митрополит Иларион, свидетельство которого, как почти современное, не подлежит никакому сомнению, ни слова не говорит о посольствах для изведования вер».
«В целом историческая информация, содержащаяся в прениях о вере, достаточно достоверно характеризует геополитическую позицию Древней Руси в конце X века, ее положение между Византийской и Германской империями, отношения с Волжской Болгарией и представляемым ею мусульманским Востоком, хазарское наследие и преобладающую ориентацию на Византию. Отношение к различным конфессиям, явленное в летописных речах Владимира, конечно, определялось взглядами летописца и предшествовавших ему русских книжников, основанными на византийских традициях». [1]
[1] Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. - М., 2006, с. 112.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.