Учитывая весьма шаткую религиозную законность сообщения летописца о крещении киевлян «попы царицины и с Корсуньскими», составители Никоновской летописи XVI века, ввели более значимую, по их мнению, фигуру, своеобразный церковный имплант – митрополита Михаила, которого князь Владимир, будучи в Корсуни, вызвал из Греции, как посланника патриарха Фотия,[1] с целью поставить его митрополитом в Киеве и по всей Русской земле. С ним князь вернулся в Киев из похода на Корсунь и именно Михаил, по Никоновской летописи, крестил в водах Днепра киевлян.[2]
В дальнейшем легенда-вымысел Никоновской летописи о митрополите Михаиле обосновалась в канонической церковной литературе, в частности, в Кормчей книге. Опираясь на такого рода "сведения", в середине XIX века известный церковный историк митрополит Макарий сочинил еще одну церковно-историческую легенду. Макарий решил реально обосновать сообщения ряда греческих источников о крещении некоторых варяжских норманнов, якобы устрашившихся Божьего гнева, и возможно, крещения самих Аскольда и Дира. По этому поводу М.М. Щербатов отметил, что эта греческая легенда «не весьма же подлинно есть».[3]
Митрополит Макарий придумал фантастическую картину мифического крещения руссов при Аскольде и Дире и называет имя посланного из Греции епископа - Михаил. «Как только прибыл к руссам епископ для проповедования им Евангелия, царь руссов созвал совет (вече), на котором присутствовали его бояре и бесчисленное множество народа, и долго рассуждали между собой о перемене веры… Аскольд и Дир сами приказали созвать вече, сами присутствовали на нем и, подобно другим, видели чудо не сгоревшего Евангелия… И если бы они не крестились, то, можно сказать, и никто бы в Киеве не крестился».[4]
Если буквально следовать вымыслам составителей Никоновской летописи и измышлениям Макария, то легендарный митрополит Михаил выступает перед нами в роли библейского долгожителя. Он сперва крестил киевлян в середине IX века, а затем, повторно крестил их более чем через 100 лет в 989 году.
Легенде о киевском митрополите Михаиле следовали М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов. С.М. Соловьев считал сказание о Михаиле «известием очень вероятным, потому что константинопольская церковь не могла медлить с присылкою этого лица, столь необходимого для утверждения нового порядка вещей на севере».[5]
Однако, летописец ничего не сообщает о митрополите при князе Владимире, говоря лишь о епископах. В действительности, первый митрополит Феопемпт (ок. 1037-1049) прибыл из Греции в Киев лишь спустя 50 лет.
Наконец, есть еще одна версия о греческом церковном иерархе, явившимся при Владимире крестить Русь. В «Саге об Олаве Трюггвасоне» сообщается, что Олав для этой цели призвал из Греции некоего епископа Павла (Палла).
Народ, вошедший в воды Днепра до этого христиански не был просвещен. Киевляне крестились формально, надеясь, что омовением водой все и окончится. В.Н. Татищев по этому поводу пишет: «Кресты на шею класть нигде у христиан, кроме Руси, не употреблялось, но кто узаконил, нигде не нахожу, думаю, что Владимир во все государство определил, чтоб от крещения никто не отолгался».[6] «Не все принявшие тогда у нас святую Веру, приняли ее по любви, некоторые только по страху к повелевавшему (т.е. к князю Владимиру), как свидетельствует Илларион не все крестились охотно, некоторые – неохотно». [7] Было много людей, которые хотели остаться в стороне от крещения, по разным поводам избегая его: «окаменелые же сердцем, яко аспиды глухие, затыкающие уши свои, уходили в пустыни и леса».[8]
Явно неправедные коллизии крещения киевлян нашли свое выражение в знаменательной христианской летописной легенде о стенаниях дьявола по поводу крещения: «Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой местным, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах».[9]
В стенаниях «нечистого», вынужденного бежать из Киева, как в капле воды, обнаружилась масса летописных христианских исторических несуразностей. Если до крещения на землях киевлян «не было учения апостольского», значит легенда об апостоле Андрее – летописная выдумка и православная фантазия.[10] Если до крещения на землях киевлян «не знали Бога», значит не было никакого крещения при Аскольде и Дире, а крещение княгини Ольги было явлением сугубо незначительным, никак не повлиявшим на массовое поклонение народа языческим богам, что однозначно подтверждается данными археологии.
Показательна характеристика «нечистым» главного источника своих несчастий: «И вот уже побежден я невеждой местным, а не апостолами и не мучениками». Так летописец характеризует тех, кто крестил киевлян. Очевидно, что это, или «попы Корсунские и царицыны», или Владимир.
С точки зрения христианского провиденциализма налицо прямо противоположная картина между знамениями праведно-истинного крещения Иисуса и событием крещения киевлян. Во время крещения, согласно всем трём синоптическим Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Киевляне же, после крещения, сопровождаемые стенаниями «дьяволя», молча «идоша кождо в домы своя».
По летописцу, процедура крещения киевлян проходила в присутствии лично Владимира. По Н.М. Карамзину, князь дал знак начать крещение, после которого обратился с молитвой к Богу, в частности, прося Его: «мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеюсь на тебя и на твою силу». По М.М. Щербатову князь Владимир объявил киевлянам: «кто не придет почтется врагом Господу Иисусу Христу и ему Владимиру, [11] то есть Владимир поставил себя вровень с Христом.
По сути событий князь Владимир действует в византийском императорском стиле, как первичный источник власти, в том числе и церковной. Он велит ставить новые церкви там, где стояли прежние языческие кумиры, в местах знакомых самому Владимиру, где он сам поклонялся идолам, других мест князь, судя по всему, попросту не знал. Сходным образом, по аналогии с церковью святого Василия в Корсуни, где Владимир, по Лаврентьевской летописи, принял крещение, князь повелел поставить церковь также во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна.
Дальнейший ход крещения Руси при князе Владимире обусловлен рядом очевидных факторов, прежде всего малым числом «корсунских попов» во главе с Анастасом, прибывшими вместе с князем Владимиром в Киев. Помимо «корсунских попов» летописец упоминает «царициных попов» из свиты греческой царевны Анны. Исторически, Анна ограничилась тем, что наставляла и поучала князя Владимира, как ему правильней по канонам христианства взять ее в официальное замужество. По прибытии в Киев, царевна Анна исчезла из общественной жизни. Летописец сообщает лишь об ее кончине в 1011 году.
Численность священства вокруг Владимира была вполне достаточна, чтобы выполняя волю князя, провести массовое крещение киевлян и начать богослужение в новых церквях, срубленных по его повелению. Однако, «самовольное» крещение Руси при князе Владимире греки не признали. Ни в Константинополе, ни в Риме акт крещения Руси при Владимире не отмечен. О крещении Руси не упоминает ни один византийский историк X-XI веков.
По существу можно говорить о рождении русской митрополии с центром в Киеве автокефального (самоназначаемого) типа не подчиненной Константинопольскому патриарху. В Царьграде возникшую русскую митрополию не сочли нужным признать, резонно считая ее «карманной» сектой самозванцев при князе Владимире.
Такое положение дел вполне устраивало как самого князя Владимира, так и верного ему Анастаса, который, по существу, стал первым киевским митрополитом. Возникшая самостоятельная русская митрополия, к негодованию патриарха Царьграда, не отдавала никакой части своих доходов на содержание вселенской Константинопольской церкви.
Летописец выдвигает религиозное обоснование не подчинения русской митрополии патриарху Царьграда. Так, новоявленные русские епископы обратились к Владимиру со словами: «ты поставленъ еси отъ Бога». [12] В «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского (1051-1054) князь Владимир восторженно награждается эпитетами: «О, подобный великому Константину, равноумный… во владыках апостол… учитель наш и наставник».[13] С точки зрения вновь возникшей киевской митрополии, патриарх Царьграда являл собой некое лишнее и не нужное звено связи русской земли с Богом.
P.S. К летописным свидетельствам о христианизации Руси при князе Владимире нужно относится весьма осторожно, как к весьма условным, мало приближенным к реальной действительности. Так, русские летописи сообщают о массовом крещении киевлян, однако, по данным археологии: «Никаких признаков христианского обряда в погребениях киевского некрополя IX-X веков обнаружить не удалось. Все основные черты погребального обряда, как в рядовых захоронениях, так и в захоронениях знати, характеризуют киевский некрополь этого времени как языческий».[14]
[1] В действительности, Фотий был патриархом во времена Аскольда и Дира в 858-867 и 877-886 гг.
[2] Лѣтопись Патрiаршая или Никоновская. - СПб, 1862, с. 57.
[3] Щербатовъ М.М. Исторiя россiйская. - СПб, 1770, Том 1, с. 269.
[4] Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994–1996, c. 210–214.
[5] Соловьев С. М. Соч. в 24 тт. - М., 1988–1993, т. I. c. 175.
[6] Татищев В.Н. История Российская. - М., 1768, кн. I, ч. I, гл. 4, пр. 46, с. 50.
[7] Митрополит Макарий. История русской церкви. - С. Петербург, 1857, т. I, отдел I, гл. 1, с. 16.
[8] Татищев В.Н. История Российская. - М., 1773, книга вторая, гл. IV, c. 75.
[9] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб, 1872, с. 115.
[10] Апостол Андрей, как говорит легенда, не мог воздвигнуть в I веке святой крест на Горах киевских, поскольку, исторически, крест стал применяться как символ христианства с IV века.
[11] Щербатовъ М.М. Исторiя россiйская. - СПб, 1770, Том 1, с. 265.
12] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб, 1872, с. 124.
[13] Иларион. Слово о Законе и Благодати. - М., 1994, с. 91, 97, 99.
[14] Каргер М. К. Древний Киев. - М.-Л.: Т.1, 1958, с. 203.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.