Разные экономические условия жизни Киева (феодальный капитал) и Новгорода (торговый капитал) отразились и в былинном эпосе. В былинах о Киеве звучат мотивы государственного начала - борьбы за «святую Русь, за славный Киев, за церкви божьи, за веру христианскую, за бедных вдов и малых детушек». Былинный центр власти Киева – князь Владимир при котором древняя Русь достигла зримой вершины своего могущества.
Центр власти Новгорода иной – это мужи, горожане, посадские люди, они часто сходятся на совместные пиры-братчины. В новгородских былинах нет темы службе князьям. Налицо индивидуализм главных героев новгородского эпоса Василия Буслаева и Садко: «Разгульная жизнь новгородской вольницы оставила после себя память в народе».[1]
Историческое единство киевского и новгородского эпоса отражало собой единство и могущество русской земли в славные времена Владимира. Былины о князе-солнышке Владимире, устами сказителей, грели сердца благодарных слушателей в длительную темную пору зимней северной стужи.
По своему содержанию, большинство тем русского героического эпоса сложилось в южной, Киевской Руси. Богатыри совершают свои подвиги, как правило, в «чистом поле», простирающемся от Киева к «синему морю», речь идет о причерноморских и прикаспийских степях.
Главные действующие лица киевских былин: Князь-солнышко Владимир и легендарные богатыри Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. На Руси народ особенно любил богатырей, называемых божьими людьми.
Богатырский эпос несомненно носит исторический характер: «Во многих былинах подробно описано, как именно вооружены богатыри князя Владимира… описываются именно те брони, какие были в употреблении в Х веке - кольчатые и дощатые. Ни разу не встречено упоминания о более сложных видах брони, вошедших в употребление позже… Погребение богатыря Михаила Потыка в полном вооружении, с конем в сбруе, под насыпным курганом, - то есть по обряду, сохранившемуся в Древней Руси не позднее X-XI веков… реалия эта доказывает как то, что былины складывались в воинской, дружинной среде (едва ли крестьяне могли столь точно знать обряд воинских похорон), так и то, что их формирование относится ко времени не позднее XI века».[2]
В эпосе упоминается много богатырей времен Владимира: крестный батюшка Ильи Муромца Самсон Самойлович; соратник Ильи Муромца Калика-богатырь, у которого костыль в девяносто пуд; Ян Усмович (кожевник) – победитель печенегов, убивший печенежского богатыря; голь кабацкая Василий Игнатьевич, победивший возле Киева царя Батыгу; Рагдай Удалой – ходивший на триста воинов; богатырь галицкий Михайло Казаринов; Андрих Добренков, отравленный слугами в 1004 году.
Славным богатырям Руси противостоит эпический образ Чурилы Пленковича молодого повесы, «пустохвата боярского», измывающегося над подневольным людом.[3] Излюбленное занятие боярского бездельника Чурилы - созывать богатых гостей на княжеские пиры.
В былинном понимании русские богатыри вершили многие славные дела – это борьба с внешней угрозой (ордынцами царевича Калина); устранение внутренних неурядиц (самоуправство дикого Соловья Разбойника); искоренение язычества, воплощенного в образе «поганого» Идолища.
Былинный эпос также не обошел иудейской темы, явив нам образ Жидовина Проклятого с Хазарской стороны.[4] Известна былина о борьбе Ильи Муромца с Жидовином-богатырем, пришедшим из земли Жидовской (т.е. Хазарии – Авт.) в «степи Цицарские» (Византийское Причерноморье – Авт.), где под «горою Сорочинскою» Жидовин напал и на Добрыню Никитича. Не устоял младой Добрыня, отступил перед нахвальщиком. Пришлось выйти против Жидовина старому Илье Муромцу. Тяжкий это был бой, уже осилил Жидовин Илью, оседлал… распростерся на сырой земле Илья Муромец под Жидовином проклятым… но русская земля придала втрое больше сил Илье… воспрял он могучей русской силой… сбросил с себя Жидовина…
Вскочил Илья на резвы ноги Сел нахвальщине на белы груди ...
По плеч отсек буйну голову...[5]
Влияние иудеев на Киевскую Русь было весьма ощутимым и болезненным для русских людей. Поэтому письменные произведения на Руси ХI - первой половины ХII века, которые в массе своей носили богословский характер, в основном были направлены против иудаизма.
Богатыри-ратники Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович имели свой характер и разное сословное происхождение. Добрыня Никитич - сын киевского боярина, Алеша Попович – сын соборного ростовского священника, Илья Муромец - простого крестьянского рода.
Древнерусские богатыри понимали границы своего социального статуса. Добрыня, после подвига по освобождению племянницы Владимира Забавы от Змея Горыныча, отвечает отказом на предложение взять ее в жены, благоразумно замечая: «Не чета тебе, княжна, боярский сын».[6] Илья Муромец, освободивший Чернигов от осады «черной орды», на предложение стать воеводой, отвечает: «Не дай Господи, с холопа сделать барина».[7]
По былинам в личном плане князь Владимир, в общем, бесцветен, в основном, «он лишь пирует, да похаживает по гриднице светлой, расчесывая кудри черные»,[8] либо отдыхает.
В русских былинах сложно найти эпизоды, где князь Владимир обнаруживает свою храбрость. Обычно, при опасности Владимир явно растерян и просто трусит, плачет, «роняя с ясных очушек слезы горючие», ползает «на карачках возле печки», прячется куда подальше, где бьет поклоны божьим угодникам. Иногда, князь Владимир попросту признается, что не способен защитить веру христианскую, постоять за Киев-град, он не может даже защитить самого себя, взывая к помощи богатырей Руси.
Храбрость Ильи Муромца эпически противопоставляется трусости богомольного князя Владимира. Когда Калин-царь подступил к Киеву с несметной ратью, Владимир, вместо того, чтобы защищать город, заплакал, и в страхе стал бить поклоны и служить молебны, чтобы Господь спас и помиловал. Илья же, перебил «железной шалыгой дорожной» «все войско собаки Калина», но сделал это, «не ради князя Владимира, не ради церквей и монастырей, а ради спасения земли Русской, стольного града-Киева, ради вдов, сирот, бедных детушек».[9]
В лице Ильи Муромца, не князь Владимир обустраивает землю русскую, а сам русский народ. Илья Муромец, идя к Киеву, по пути сворачивает огромные камни, вырывает деревья, чтобы очистить землю под пашню; строит мосты; прокладывает дороги в лесах и болотах, через брянские и смоленские грязи.
Сложная социальная коллизия возникла из-за решения князя Владимира назначить «первым богатырем во Киеве» Илью Муромца. Алеша Попович вознегодовал: «Я из рода старого поповского, Добрыня из боярского», неужели нами будет командовать «деревенщина», невесть откуда взявшаяся.[10] Не желая ссоры, Добрыня сослался на богатыря Микулу Селяниновича, также простого крестьянина, служившего Владимиру. На что, с усмешкой, Алеша Попович возразил – да какой Микула богатырь, ведь он своих мужиков гурчевцев-ореховцев с княжеской дружиной исхлестал плетьми.[11]
Князь Владимир подобен центральному светилу, около которого вращается политическая система древнерусского государства. Владимир-солнышко грел многих людей – по летописцу, в господские праздники князь ставил три тризны: одну – священству, другую – нищим, третью – себе и боярам.[12]
Княжеская гридня-столовая, как римский форум, где собираются сливки общества тех времен – сватаются, интригуют, ссорятся, мирятся, замышляют богатырские наезды против врагов внутренних и внешних, и почивают на лаврах славы после многолетней службы на сторожевых заставах. «Товарищеские пиры-братчины, имели общественное значение; это было средство сближения между собой; это были, так сказать, общественные митинги, где не только пировали и веселились, но и толковали о делах».[13]
Обыкновенно, по содержанию, киевские былины зачинаются пирами Владимира: «В песнях он показывается не просветителем Русской Земли, а идеалом роскошного господина».[14]
Но проблемы были и у князя-солнышка. Вот на пиру-застолье, где одна чаша, как полтора ведра, объявляется Ставр Годинович, молодой торговый гость черниговский, который объявляет, что он так богат, что может продать, а затем выкупить всех бояр, а перед красой его жены князь Владимир с ума сойдет. В наступившей зловещей тишине, разгневанный Владимир велит заточить Ставра во погреба холодные на 6 лет на воду и овес.[15]
В былине «Илья Муромец и Калин-царь» повествуется, как впав в негодование от боярского воронья князя Владимира, богатырский отряд во главе с Самсоном Самойловичем (крестным батюшкой Ильи Муромца), вышел из Киева на восточную сторону. В это время к Киеву подступила несметная поганая татарская рать собаки Калина-царя. Илья Муромец стал уговаривать Самсона Самойловича выступить в поход «за славный стольный Киев-град, за церкви Божие, за князя Владимира и его жену Опраксну-королевичну», на что получил троекратный категорический отказ: «У Владимира есть много князей и бояр, кормит их он, поит и жалует»[16] - вот пусть они его и защищают!
Центральное место по социальному накалу занимает былина «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром». После долгой службы на Западе /литвах/ и Востоке /ордах/ Илья едет в Киев на отдых. Там он застает обычную картину княжеского пира-веселья, и князя Владимира, окруженного новыми «воронятами-боярченками».
Забытого Илью никто не узнал, его посадили с самого края стола, хуже всех. Не стерпел Илья и отодвинул в угол «боярских воронят». Закричал, как «лютый зверь», князь Владимир, велел слугам выкинуть прочь на улицу Илью. Да не тут-то было, двинул могучим плечом Илья - попадали княжеские холуи, «порасползлись», Владимир в страхе «за печь позадвинулся».
Вышел в гневе Илья из княжеских покоев. «Тугой лук натягивал, каленую стрелочку накладывал», посбивал на землю украшения с княжеских кровлей и маковок златоверхих. Отдал это богатство простому люду голям, накормил и напоил их досыта.
Возрадовались киевские «голюшки», говорит им Илья такие слова: «Я завтра буду в Киеве князем княжить, а вы, голи, будете над всеми наибольши».[17] В этом эпизоде ясно видна идея «народного» княжения, с опорой на поддержку богатырей. В другой былинной версии этих событий, князю Владимиру, целовальники кабацкие, потерпевшие убытки, донесли, будто Илья, прилюдно похвалялся: «Да сулит ли мне Бог волочить собаку князя Владимира». [18]
Союз Ильи Муромца с народом устрашил Владимира, он стал искать примирения. Илья выдвинул ультиматум – чтобы Владимир поделился богатствами с простым людом (поил и кормил бы всех 3 дня). « А коли не сделает по моему, то ему Владимиру княжить /и жить/до утра».[19]
Илья предложил Владимиру и его боярам лично обносить яствами и питьем голюшек и весь честной народ. Владимир, затаив злобу, предлагает Илье быть «за хозяина», спуститься в подвалы и вынести все нужное для всенародного пира. Но когда Илья спустился в погреба, Владимир приказал его там живьем замуровать, завалить дубьем-колодьем.
Прознав о вероломстве Владимира, вознегодовали русские богатыри, затаили обиду великую, решили, что не будут отныне служить в Киеве. Не случайно, что в эпическом плане, видны такие черты князя Владимира, как коварство, жестокость, жадность – типичные для княжеской феодальной Руси.
[1] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1988, т. III, гл.1, с. 93.
[2] Липец Р.С., Рабинович М.Г. К вопросу о времени сложения былин. //Советская этнография, 1960, №24, с. 30-43.
[3] Авенариус В.П. Книга былин. - СПб, 1880, с. 184-186.
[4] Нечволодов А. Сказания о русской земле. - СПб, 1913, часть I, с. 238.
[5] Былины. - Л., 1986, с. 122-129.
[6] Авенариус В.П. Книга былин. - СПб, 1880, с. 58.
[7] Там же, с. 98.
[8] Белинский В.Г. Соч. в 13 тт. - М., 1953, т. V, с. 356.
[9] Шахнович М.И. Человек восстает против бога. - М., 1986, с. 62-63.
[10] Там же, с. 112-113.
[11] Там же, с. 123.
[12] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб, 1872, с. 122.
[13] Костомаров Н.И. История Новгорода, Пскова и Вятки во время удельно-вечевого уклада. СПб, 1868, т. 2, с. 157.
[14] Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Том. 1 - СПб, 1863, с. 83.
[15] Авенариус В.П. Книга былин. - СПб, 1880, с. 61.
[16] Былины. Исторические песни. Баллады. - М., ЭКСМО, 2008, с. 75.
[17] Авенариус В.П. Книга былин. - СПб, 1880, с. 154.
[18] Былины. Исторические песни. Баллады. М., ЭКСМО, 2008, с. 68.
[19] Авенариус В.П. Книга былин. - СПб, 1880, с. 157.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.