В конце жизни князя Владимира все крупные феодальные владения Руси и все высшие ступени феодальной иерархии оказались в руках одного княжеского рода Владимировичей. Родовое право наследования по старшинству между братьями, вступило в противоречие с феодальным правом наследованием по линии сыновей. «Русь объединял политически только княжеский род, помимо которого между ними не было другой политической связи. Но и единство княжеского рода было не государственным установлением, а бытовым обычаем, в основе княжеского совместного владения лежал факт происхождения, момент генеалогический, из которого выходили постоянно изменявшиеся личные соглашения. Этот факт навязывал князьям солидарность действий, не давая им постоянных норм, не указывая определённого порядка отношений. Русская земля представляла собою не союз князей или областей, а союз областей через князей. Это была федерация не политическая, а генеалогическая, федерация, построенная на факте родства правителей, союз невольный по происхождению, и ни к чему не обязывавший по своему действию». [1]
Княжеский род Владимира, как следствие его «блудливой» репродуктивности, был явлением совершенно разнородным. Советский историк Г.М. Филист пишет по этому поводу: «На основе данных всех источников была создана громоздкая таблица противоречивых сведений как о количестве жен князя Владимира (от четырех до восьми, причем большинство источников не знает их имен, а называют чешкой, болгаркой, гречанкой), так и о количестве сыновей (от трех до четырнадцати)… Титмар Мерзебургский пишет о трех сыновьях Владимира, но имен их не знает. В скандинавских сагах разных времен указываются Виссавальд, Харальд, Ярислейф, Бурислейф. Составители саги «Пряди об Эймунде Хрингссоне» ошибочно считают сыном Владимира его внука Брячислава (Вартилафа). Никифоровская летопись, В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин называют 10; С. М. Соловьев, Новгородский и Киевский своды – 12; родословие Екатерины II включает 13 сыновей: Вышеслава, Изяслава, Всеволода, Вячеслава, Мстислава, Станислава, Бориса, Глеба, Судислава, Позвизда, Святополка, Ярослава и Святослава; а в Ипатьевской летописи упоминается еще и Олег. Есть предположения, что некоторые имена повторены дважды, так как сыновья могли иметь по два имени, полученные при рождении и при крещении». [2]
Крещение сыновей Владимира, как и его самого, мало что изменило. Возникшая ситуация религиозного двоеверия, язычества в сочетании с христианством, устраивало княжеский род, сообщество членов которого поступало так, как им было удобнее и выгоднее при складывающихся обстоятельствах.
По летописцу, Владимир «поял» своих, "официальных (в династическом и политическом смысле) жен", имея от них 12 сыновей и 10 дочерей. К "официальным женам" Владимира относят: ладожанку Аллогию, полоцкую Рогнеду, «чехиню», «болгарыню», «грекиню» Ярополка, греческую царевну Анну и неизвестную нам «мачеху Ярослава».[3]
Существенный политический статус жен Владимира вполне очевиден, и, как не хотелось бы христиански настроенным летописцам и историкам, но православная греческая царевна Анна не стала единственной супругой в сонме жен окружающих князя.
Однако, несмотря на историческую реальность событий, российский историк Д.М. Володихин "сообщает": «Владимир получил Анну в жены. Остальным женам Владимира придется его покинуть. Некоторые из них выйдут замуж вновь за представителей киевской знати, другие примут монашеский постриг».[4] По мнению А.Ю. Карпова: «Теперь Владимир отказывается от своих прежних жен, оставляя единственную законную – Анну. И его «водимые» жены, и его наложницы должны были покинуть князя. Владимир дозволил им сочетаться браком со своими «передними мужами» - боярами и дружинниками».[5]
Спрашивается о каких женах Владимира идет речь? По источникам только о Рогнеде. Тверской летописец XVI в. сообщает красочную легенду о Рогнеде, которая не пожелала идти в жены к «передним мужам» Владимира и решила идти в монастырь. [6] Согласно белорусскому преданию, записанному уже в XIX веке, Рогнеда приняла пострижение в Изяславле, в основанном ею монастыре.[7]
Небылица о монашеском постриге женщин в начале XI века явно нелепа, ведь монастырей на Руси в то время не было. Первый русский мужской монастырь был основан монахом Антонием в пещере киевского холма на Днепре в середине XI века. Антоний своими руками обустроил скит в пещере и жил там отшельником. Первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 г. В этом году, для своей дочери Анны (Янки) и внучки Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич основал Андреевский монастырь, в котором была создана первая известная нам в истории школа для девочек.
Совершенно несуразно утверждение и о том, что бывшие жены князя Владимира были отданы его «передним мужам». Владимир брал жен лишь знатного династического статуса, по их именам можно судить о росте могущества князя и приращении его владений. К таким женам относятся: княжна ладожанка Аллогия, полоцкая княжна Рогнеда, неизвестные нам по именам «чехиня» и «болгарыня», наконец, византийская царевна Анна.
За женами Владимира стояла определенная система международного права, в котором жило и развивалось древнерусское государство. Отдать знатных жен Владимира малородным боярам и дружинникам, по сути означало обрушить систему внешне политических связей Древней Руси.
Разве можно представить себе ситуацию, когда сыновья князя Владимира - Ярослав новгородский, Борис ростовский, Глеб муромский, Святослав древлянский и другие, вдруг, по причине введенного христианского закона моногамного брака, обзавелись отчимами из числа варяжского сброда типа княжеского любимца Владимира Блуда?
Известно, что не смотря на крещение, сын Владимира Ярослав имел двух жен. 500 лет спустя Иван Грозный, отличный православным фанатизмом, имел столько жен,[8] сколько считал нужным, и ему в этом никто не мог перечить и указывать, даже патриарх. С недовольными лично разбирался Малюта Скуратов.
После брака с Владимиром, летописец о последующей жизни Анны практически ничего не сообщает, кроме того, что она умерла в 1011 году.
Для наведения должного порядка в обширном древнерусском государстве Владимир в ряде княжеств, где был силен местной сепаратизм родовой знати, превращает их в посадничества во главе с сыновьями, которые ставятся в наиболее значимые земли. Русь делится между сыновьями и отцом. Эту традицию заложил еще Святослав, когда уходил в поход на Болгарию в 970 году.
Список сыновей князя Владимира, составленный по русским источникам в порядке старшинства, выглядит так: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Мстислав, Всеволод, Святослав, Борис, Глеб. По летописям, по мере взросления сыновей, Владимир делил Русь дважды, в начале между старшими сыновьями, а после гибели новгородского Вышеслава (около 1010 года), и между остальными.
Не всем сыновьям Владимира достались княжения, удельных княжений тогда на Руси было меньше. Так, Станиславу, Позвизду и Вячеславу ничего не досталось, кроме их имен. Это князья-изгои, не имеющие своих уделов-кормлений, милостники, живущие при дворах своих более удачливых братьев. По мнению историка Г.М. Филиста, они были не сыновьями Владимира, но его племянниками, сыновьями Ярополка и Олега.[9]
То, что не всем сыновьям князя Владимира достались уделы явно свидетельствует, что уделов на Руси, способных прокормить князей с дружиной, челядью и попами, было совсем немного. Это опровергает скандинавскую мифологию о Гардарики - русской земли как страны множества городов.
Политический центр событий в семье князя Владимира разворачивался главным образом вокруг полоцкой Рогнеды и киевской грекини Ярополка. Обе они были намеренно публично и нагло изнасилованы Владимиром, вдобавок, грекиня при этом была беременна от Ярополка.
[1] Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция XII. - Пг.,1918, с. 243.
[2] Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. - Минск, 1990, с. 19-20.
[3] О мачехе Ярослава известно только со слов Титмара Мерзебургского. (Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. IV - М.: 2010, с. 81).
[4] Володихин Д.М. Святой Владимир. - М., 2015, с. 43.
[5] Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. - М. 2001, с. 26.
[6] Летописный сборник, именуемый Тверской летописью. ПСРЛ, т. 15 - СПб, 1863, с. Стб. 112.
[7] Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том 9 - СПб, 1905, с. 516-518.
[8] Жен у Грозного юридически было пять – Анастасия, Мария Темрюковна, Марфа, Анна Колтовская, Мария Нагая.
[9] Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. - Минск, 1990, с. 23.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.