Найти тему

Житие князя Владимира. Детство.

Добрыня и Владимир.
Добрыня и Владимир.

По сути, в детстве Владимир жил и рос без матери и отца. Разгневанная княгиня Ольга изгнала прочь мать Владимира Малушу. 18-летний отец Владимира Святослав жил в дружинной среде, готовясь к походу в Приволжье. С 964 года Святослав на долгие годы покинул Русь, лишь эпизодически являясь на киевских землях. Владимир находился под присмотром и попечением своей бабки княгини Ольги.

Источником, дающим некоторые сведения об отношениях юного Владимира и Ольги являются скандинавские саги. Владимир выступает в них под именем Вальдемар (Вальдимар, Вальдамар).

«Большая сага», в частности, повествует о престарелой княгине-пророчице, которая каждый вечер перед ужином, когда ее приносили в кресле слуги, сидя перед Вальдамаром, толковала ему об угрозах, немирье, опасностях и покушеньях на дела государства. Как-то вечером книгиня-пророчица предрекла Вальдамару, что уже в этом году рядом с ним появится сын норвежского конунга, который не причинит никакого вреда Руси, напротив, он будет весьма полезен Вальдамару.

В «Большой саге» в образе княгини-пророчицы выступает преклонного возраста мать Вальдамара. Ряд исследователей полагает, что в действи-тельности, речь идет о княгине Ольге.

По летописям, в жизни Ольги большую роль играли пророчества и умыслы. В Типографской летописи (конец XV в.) и Пискаревском лето-писце сообщается, что Ольга была дочерью Вещего-Олега: «Нѣцыи же глаголють, яко Олгова дчи бѣ Олга». Вещий, означает предвидящий будущее, пророчествующий. По церковному преданию, Ольга, подобно киевскому предвидению апостола Андрея, предвестила Пскову славное будущее. Хитроумная Ольга вероломным образом казнила послов древлян, затем, используя птиц, «умыслi» сжечь древлянский град Искоростень. По летописцу в 955 году Ольга, при крещении, «переклюкала» императора Византии Константина, предложившего ей стать его "дополнительной" женой.

Сильнейшим впечатлением 8-летнего Владимира стала осада в 968 году Киева печенегами: «затворися Волга с унуки своими, Ярополкомъ и Ольгомъ и Володимеромъ, въ градѣ Киевѣ. И оступиша [Печенѣзи] градъ в силѣ велицѣ, бещислено множьство около града, и не бѣ льзѣ изъ града вылѣсти, ни вѣсти послати; изнемогаху же людье гладом и водою».

По летописцу, Святослав узнав о бедствиях печенежской осады на киевских землях: «вборзѣ всѣ на конѣ съ дружиною своею, и приде Киеву, цѣлова матерь свою и дѣти своя, с съжалися о бывшемъ отъ Печенѣг; и собра вои, и прогна Печенѣги в поли, и бысть миръ». Это один из немногих летописных эпизодов, когда Святослав выступает в роли отца, нежно любящего своих детей и заботящегося о них.

В 969 году, престарелая и больная княгиня Ольга, по сути, заменившая мать Владимиру, скончалась. Летописец скорбно и проникновенно пишет: «По трехъ днехъ умре Ольга, и плакася по ней сынъ ея, и внуци ея и людье вси плачемъ великомь».

В 970 году Святослав, перед походом в Болгарию, поделил русские земли между сыновьями: Ярополку отошли киевские земли, Олегу - древлянские, Владимиру - новгородские. В 972 году, возвращаясь из болгарского похода, Святослав погиб в бою с печенегами на днепровских порогах.

12-летний ребенок Владимир остался один, без любящих его бабки Ольги, отца и матери, которой он вообще не знал. Сводные по отцу братья Владимира Ярополк и Олег, чурались сына низменной славянки Малуши. Суровый и беспощадный мир окружал юного отрока Владимира.

Единственно, на кого мог положиться Владимир, так это на своего дядю, новгородского посадника Добрыню, имя которого в этом плане весьма красноречиво. Изгнание княгиней Ольгой матери Владимира Малуши, заставило ее брата Добрыню некоторое время быть на втором плане политической жизни Руси.

Ситуация кардинально изменилась со смертью княгини Ольги. Летописец образно сообщает, что прознав о «посажении» Святославом на землях Руси на княжение своих сыновей, в Киев явилась депутация новгородского людье «просяше князя собѣ», угрожавшая Святославу, что в случае чего, они сами найдут князя. М.В. Ломоносов по этому поводу замечает, что новгородцы «били челомЪ, соединивЪ прошенiе сЪ республичною грубостiю». Ярополк и Олег благоразумно отпреться (отказались) от новгородского княжения, не желая менять благодатное Поднепровье на суровый северо-запад.

Странным выглядит этот летописный “отказ” Ярополка и Олега от новгородского княжения, ведь им тогда было около 10 лет. Какое понятие о Новгороде и о княжении в нем они могли иметь, будучи детьми? Да и вообще, как могут дети наравне с взрослыми “делить” Русскую землю между собой, случай для времен язычества совершенно невероятный.

По летописцу именно посадник Добрыня подбивал новгородское «людье» требовать на княжение юного Владимира, с чем Святослав и согласился.

Раздел Русской земли Святославом. Добрыня с князем  Владимиром  отбывает в Новгород. Судя по миниатюре Радзивиловской летописи, Владимир отбывает не в сам Новгород, а в его предместье, в крепость Рюрикова городища.
Раздел Русской земли Святославом. Добрыня с князем Владимиром отбывает в Новгород. Судя по миниатюре Радзивиловской летописи, Владимир отбывает не в сам Новгород, а в его предместье, в крепость Рюрикова городища.

По сути, новгородцы, при посаднике Добрыне, выходя из лона родоплеменных отношений, в князе-ребенке Владимире не нуждались. Исторически, князь для новгородцев, прежде всего, выступал в роли наемного за «корм» умелого руководителя войска, но ни главы города. Таким должностным лицом в Новгороде являлся выборный посадник.

Однако, "посажение" Владимира на новгородское княжение было весьма выгодно Добрыне, который, прикрываясь княжескими полномочиями и авторитетом своего племянника, мог успешнее вершить новгородские городские дела.

Немаловажен вопрос и о том, почему Добрыня, славянин-кривич родом из Любеча, был так любезен новгородцам, что они сделали его своим посадником? Судя по всему, исходя из торгово-экономических соображе-ний. В Любече, известном своими корабельными верфями, новгородские товары перегружались на ладьи и по Днепру шли к Киеву. Для новгородцев нужно было иметь своих людей из Любеча, таким человеком и был Добрыня.

К тому времени, все более явными становились нарастающие экономиче- ские и политические противоречия между Новгородом и централизован- ной Русью. С момента возникновения новгородского государства и до его его трагического конца, Новгород находился под прессом все более нарастающих притязаний со стороны Великих киевских, владимиро-суздальских и московских князей.

Святослав, уходя из Киева на княжение на «середу земли своей» в Переяславль на Дунае назвал основные экономические блага Руси: «скора (меха), воскъ, мёдъ и челядь (рабы)». Именно такими и были товары с новгородской земли.

По летописцу, еще в 882 году Олег-правитель, уходя на киевское княжение, определил новгородцам платить огромную дань в 300 гривен за год. Поскольку по данным археологии Новгорода, во время Олега, как города не было, то под данью в 300 гривен за год можно понимать совокупную дань со всех народов северо-запада (словен, чуди, куршей, эстов и др.) порабощенных тогда пришлыми конунгами варяжских норманнов.

В середине X века отношения между княжеской киевской Русью и новгородцами серьезно обострились. Княгиня Ольга, после погрома древлян, опираясь на дружину варягов, ввела новые порядки (уставы и уроки) по сбору налогов, стала захватывать себе земельную собствен- ность, по летописцу «суть становища еѣ и ловища» (охотничья угодья). В 947 году «иде Вольга Новугороду, и устави по Мьстѣ повосты и дани и по Лузѣ оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли».

Оправдывая хищнические действия княгини Ольги, М. Ломоносов сочинил версию, будто в этих местах «безпорядочные Чудские жители худымЪ домостроительствомЪ бѣдную жизнь препровождали».

Установление Ольгой погостов (мест для сбора даней) на коренных новгородских землях и захват охотничьих угодий по Мсте и Луге ущемляло права земельной собственности новгородской родовой знати, вызывая ее недовольство и сопротивление притязаниям княжеской киевской власти. Возможно, что изгнание княгиней Ольгой Малуши – сестры новгородского посадника Добрыни, стало отзвуком серьезных противоречий между Киевом и Новгородом тех лет.

В такую непростую политическую атмосферу попал юный Владимир, его детство окончилось, наступала пора сурового отрочества.

Житие князя Владимира. Поход на Корсунь.
Cергей Михайлов16 октября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть первая).
Cергей Михайлов6 ноября 2022

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц