В сложное для юного князя Владимира время сбылось пророчество, что вскоре рядом с ним появится молодой и полезный друг. Речь идет о сообщении скандинавских саг, известных в нашей историографии еще с XVIII века во времена М.В. Ломоносова и князя М.М. Щербатова.
Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (князю Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии (Эйстланд). Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Вальдемара, в 972 году случайно встретил 9-летнего Олафа и выкупил его из рабства за большие деньги (9 марок золотом).
Знатный Олаф, будучи младше Владимира на 3 года, жил под его покровительством. Попав на Русь в девятилетнем возрасте Олаф прожил здесь последующие девять лет.
Вопрос проживал ли постоянно тогда в Новгороде князь Владимир не ясен. Новгород как город только зарождался, древнейшая новгородская мостовая датируется 953 годом. В городе вообще не обнаружено никаких следов княжеской резиденции.
Возможно, что князь Владимир проживал в новгородском предместье в Рюриковом городище. Однако, анализ летописных источников и скандинавских саг, позволяет предположить, что юный князь Владимир, судя по всему, проживал на псковской земле в Выбутово-Будутино по месту своего рождения в родовой резиденции княгини Ольги. Не случайно, что наместник Владимира Сигурд собирал налоги на прибалтийских землях Эстонии (Эйстланда), приграничных с псковскими землями.
Хитроумные новгородцы предоставили Владимиру право собирать обильные дани в ареале Чудского озера, оставив за собой право сбора дани на своей земле, в том числе с Ольгиных становищ и ловищ по Луге и Мсте. Взрослее и мужая, юный князь Владимир постепенно входил в гущу внутренних событий жизни непосредственно Новгорода.
Одно из громких дел той поры связано с событиями убийства в Новгороде некоего человека по имени Клеркон. Убийцей был Олаф, живший под покровительством князя Владимира. В «Саге об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда, в частности, сообщается, что случайно, на улице, Олаф в Клерконе опознал своего недруга, того, который убил 6 лет назад его воспитателя у него на глазах, а затем продал его самого в неволю и рабство. Олаф обратился к своему дяде Сигурду и они решили, по родовому обычаю кровной мести, убить Клеркона. У Сигурда под рукой был отряд варяжских норманнов. Поймав Клеркона на новгородском торгу, его вывели за город, где 9-летний Олаф отрубил Клеркону голову большим широким топором.
Опасаясь возмездия за самоуправство, Сигурд и Олаф обратились к князю Владимиру за защитой. В Новгороде в то время по закону убивать следовало всякого, кто убьет не осужденного человека. Новгородцы, прознав о случившемся, бросились за убийцей Олафом, и толпой вломились в княжеский дом. Им навстречу выступили вооруженные люди Сигурда и княжеская дружина Владимира. Обстановка накалилась. Князь Владимир, спасая от расправы Олафа, благоразумно решает выплатить виру (денежный выкуп) родственникам и общине убитого Клеркона. В этом эпизоде Владимир выступает с княжескими полномочиями судебной власти, решив заменить казнь убийце большим денежным штрафом.
Комментируя картину убийства Олафом Клеркона топором, автор «Саги об Олаве Трюггвасоне» монах Одд, одобрительно отметил: «это считается славным ударом для такого юного человека». Судя по всему, также посчитал и князь Владимир, взявший после этого случая Олафа в свою дружину.
Весьма интересно упоминание в «Саге об Олаве Трюггвасоне» о проведении вече (тинга по древнескандинавски) в Хольмгарде (Новгороде). Вече было многолюдным и длилось несколько дней, помимо самих жителей, на нем присутствовал и княжеский двор. Упоминание о новгородском вече времен князя Владимира относится к древнейшей истории города. Характер проведения вече рисует картину управления делами города, где княжеская власть сосуществовала вместе с исконно родовым общественным самоуправлением древних новгородцев.
К новгородскому периоду возмужавшего князя Владимира относятся сведения о начале его семейной жизни. В «Саге об Олаве сыне Трюггви» жену князя Владимира звали Аллогия, она была знатной норвежкой. По В.Н. Татищеву, это была норвежская княжна Олава. Она характеризуется как умнейшая из всех женщин, славная и знаменитая княгиня, умеющая красиво говорить и выступающая в роли прорицательницы, которая знала о многом.
Древнерусским источникам Аллогия неизвестна. От брака князя Владимира с Аллогией был рожден сын Вышеслав. Он умер после 1010 г. в Новгороде. Брак с Аллогией стал началом цепи многочисленных политических браков в жизни князя Владимира. В Древней Руси первым таким браком стал брак Рюрика с Ефандой, дочерью урманского (норвежского) князя из Ингрии. С помощью политических браков князья укрепляли свою власть и приобретали новых союзников.
Супружество князя Владимира с Аллогией был взаимовыгодным. В сагах Аллогия выступает как знатная княгиня, весьма обеспеченная, имеющая свой двор и вооруженную охрану (дружину), не меньшую, чем у мужа. Аллогия убедила князя Владимира созвать новгородское вече, на котором распоряжалась и выступала с определенными намерениями, как ей было нужно.
Имя, фамилия, прозвище могут нести исторические сведения об этнических, географических и личных особенностях их носителей, а также содержать вышедшие из употребления лингвистические анахронизмы. Вполне возможно, что имя Аллогия в символически образной форме говорит о происхождении (роде) княжны и о месте ее рождения.
Большинство историков в толковании имени Аллогии видят прямую связь с именем княжны Ольги, которая, по ряду летописей, была дочерью Олега-правителя. В летописях и древнескандинавских сагах Олег, Ольга и Аллогия характеризуются с единой точки зрения ведовства, знаний и ума. [1] Олег известен как Вещий, Ольга как хитроумная, Аллогия как прорицательная. Из корневого сходства имен Олег-Ольга-Аллогия следует, что судя по всему, Аллогия была из рода Олега.
В имени Аллогии присутствует корневое основание, говорящее о месте ее рождения. Речь идет об одном из древнейших городов северо-запада Руси - Ладоге, название которой в древнескандинавской транскрипции звучит как Aldagenили Aldeigjuborg [2]. В этом плане, имя Аллогия символически образно говорит о ней как о ладожанке знатного рода Олега.
Если это так, то становится понятным политический и династический смысл брака новгородского князя Владимира с Аллогией - знатной норвежкой из Ладоги. Ареал господства и влияния князя Владимира стал весьма обширным, простираясь от ладожского Приволховья до восточных берегов Чудского озера. Опора на норвежскую знать, в лице жены Аллогии и Олафа Трюггвасона, в будущем помогут Владимиру не только уцелеть в княжеском междоусобие, но, в конечном счете, стать князем всей киевской Руси.
Владимир был осведомлен о судьбе сводного брата Олега, павшего в 997 году в княжеском междоусобие с Ярополком. Зная незавидную участь Олега, Владимир, по летописцу, предпочел бежать из Новгорода. Приход наместников Ярополка в Новгород означал, что отныне Владимира, в лучшем случае, ожидала судьба князя-изгоя на чужбине.
Летописец конкретно не знал, куда ушел из Новгорода Владимир, поэтому ограничился неопределенным географическим направлением «за море». Традиционно, в российской историографии под понятием моря, куда «бѣжа» Владимир, принято разуметь Балтийское море, тем самым предполагается, что Владимир бежал в одну из стран Скандинавии. В частности, по мнению Н.И. Костомарова Владимир «убежал в Швецию». Спрашивается, куда именно? Швеция тех времен не обладала единой государственностью, это была эпоха викингов, эпоха кровавых феодальных междоусобиц. Возникновение Швеции как единого феодального государства относится к времени правления короля Олафа Шёткунга (ок. 1000 г.).
Авторы Википедии придерживаются версии бегства Владимира в Норвегию к правящему тогда ярлу Хакону Могучему. Такое предположение не совсем очевидно. Князь Владимир бежал из Новгорода не сам по себе, но с семьей, родственниками и личной дружиной [3]. Предводителем его дружины тогда был Олаф Трюггвасон – прямой династический конкурент ярла Хакона Могучего [4]. И все же, есть косвенные признаки того, что Владимир, действительно, некоторое время был в Норвегии у Хакона Могучего.
Решая вопрос за какое «море» бежал князь Владимир, следует иметь в виду, что Ладожское озеро тогда считалось и называлось морем. Если исходить из версии о том, что жена Владимира Аллогия была знатной ладожанкой, то, судя по всему, Владимир «бѣжа за море» через Ладогу. Отход в низовья Волхова к Ладоге - самое удобное и безопасное направление в случае бегства из Новгорода.
Остался ли Владимир в Ладоге или ушел дальше «за море» однозначно считать сложно. При желании, Владимир мог остаться в Ладоге. Ладога в то время была вольным городом, где мирно уживались славяне, финны и варяжские норманны. Ладога была хорошо укреплена, со времени Олега-правителя обзаведясь каменной крепостной стеной и сторожевой башней. Для сравнения, в те времена Киев и Новгород не имели каменных крепостных сооружений.
По сути, не столь важно, за какое «море» бежал князь Владимир и где он нашел пристанище. Н.М. Карамзин пишет, что Владимир: «бежал за море к варягам… на земли древнего отечества своих предков», не уточняя, где именно он был «в земле варяжской». Владимира не было на Руси два года и, судя по всему, он находился в ареале Ладожского озера и мог быть в Скандинавии.
[1] Корневой основой имен Олег-Ольга-Аллогия являются согласные «л-г», как сокращенный символ понятия «логос» в смысле ума, знаний, предусмотрительности, интеллектуальной исключительности – Авт.
[2] Известно, что Старая Ладога была родовой резиденцией Олега. Он построил первые каменные укрепления города, здесь жила его семья, здесь его видели последний раз живым. Неподалеку от Ладоги, по преданию, прах Олега покоится в недрах величественного кургана - Авт.
[3] По мнению Н.И. Костомарова Владимир бежал со своим дядей Добрыней (Русская история в жизнеописаниях… - М., 2004, с. 7).
[4] Олаф впоследствии свергнет Хакона Могучего, став в 995 году королем Норвегии - Авт.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.