Найти в Дзене

Житие. Князь Владимир как христианин.

Важнейшим событием в деле становления христианства стало решение князя Владимира о начале строительства в Киеве в 989 году первой каменной церкви на Руси: «Посемь же Володимеръ живяше въ законѣ хрестъянствѣ, помысли создати церковь пресвятыя Богородица, [и] пославь приведе мастеры отъ Грекъ. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами, и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы Корсуньскыя пристави служити в ней, вдавъ ту все, еже бѣ взялъ в Корсуни: иконы, и съсуды, и кресты».[1] По летописцу князь Владимир решил поставить новую каменную церковь на том месте, где в свое время жил варяг-христианин, приняший мученическую смерть вместе с сыном: «и бѣ дворъ его, идеже есть церкви святая Богородица, юже сдѣла Володимеръ».[2] Однако, по данным археологии, это не так. Обнаруженная деревянная постройка в основании Десятинной церкви, являла собой погребальный сруб, до этого стоявший за рвом и валом древнего городища.[3] Почему первый каменный храм на Руси был назван князем Владимиро
Князь Владимир повелевает построить церковь пресвятой Богородицы в Киеве (миниатюра Радзивиловской летописи).
Князь Владимир повелевает построить церковь пресвятой Богородицы в Киеве (миниатюра Радзивиловской летописи).

Важнейшим событием в деле становления христианства стало решение князя Владимира о начале строительства в Киеве в 989 году первой каменной церкви на Руси: «Посемь же Володимеръ живяше въ законѣ хрестъянствѣ, помысли создати церковь пресвятыя Богородица, [и] пославь приведе мастеры отъ Грекъ. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами, и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы Корсуньскыя пристави служити в ней, вдавъ ту все, еже бѣ взялъ в Корсуни: иконы, и съсуды, и кресты».[1]

По летописцу князь Владимир решил поставить новую каменную церковь на том месте, где в свое время жил варяг-христианин, приняший мученическую смерть вместе с сыном: «и бѣ дворъ его, идеже есть церкви святая Богородица, юже сдѣла Володимеръ».[2] Однако, по данным археологии, это не так. Обнаруженная деревянная постройка в основании Десятинной церкви, являла собой погребальный сруб, до этого стоявший за рвом и валом древнего городища.[3]

Почему первый каменный храм на Руси был назван князем Владимиром именем пресвятой Богородицы? Известно, что Византия восприняла всецело почитание Богоматери, установившееся на греческом Востоке, в Сирии, Египте и Малой Азии, еще в древнейший период своей истории в V–VIII столетиях. Понятна символика названия первого киевского храма, как матери всех остальных церквей на Русской земле, подобно самой Богородице, как матери Иисуса Христа.

Исторически вполне обоснованно предположение, что к обстоятельствам появления киевской каменной церкви пресвятой Богородицы имеет отношение православная царевна Анна, молившаяся в Греции в подобных храмах, ведь Анну назвали именем матери Богородицы.

О жизни Анны в Киеве ничего не известно, но очевидно, что появление храма пресвятой Богородицы было для нее подлинной отрадой и утешением жизни в чужой и непонятной для нее стране. Анна могла быть именно тем человеком, который искренне советовал князю Владимиру, каких мастеров нужно звать из Греции, какой должна быть сама церковь и как ее нужно украшать. Анна была погребена в ней в 1011 году.

Строительство церкви пресвятой Богородицы было непростым и весьма дорогим делом. В украшении интерьера обильно использовался вывезенный из Корсуни мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». В частности, в нем был мозаичный мраморный пол. Церковь стала княжеской усыпальницей, здесь была перезахоронена княгиня Ольга, похоронены царевна Анна и князь Владимир. [4]

По летописцу в 996 году, когда каменная церковь пресвятой Богородицы была построена, то князь «створи праздникъ великъ въ тъ день боляромъ и старцемъ градскимъ, и убогимъ раздая имѣнье много». Затем произошло весьма неожиданное для всех событие: «Володимеръ видѣвъ церковь свершену» помолившись Богу изрек: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, - да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину».[5] После этого церковь стала обычно зваться Десятинной.

Десятинная церковь в XI-XIII вв. (реконструкция Н.А. Холостенко)
Десятинная церковь в XI-XIII вв. (реконструкция Н.А. Холостенко)

По сути речь идет о введении князем Владимиром единого обязательного налога-десятины на содержание русской православной церкви, в том же приказном, карательном порядке, как до этого Владимир крестил Русь.

Перед нами зримо возникает смысловая суть христианизации, а значит, и феодализации Руси. Христианство исторически выступило прежде всего как идеология феодализма европейского средневековья. Сама церковь постепенно стала крупнейшим феодальным институтом, в том числе посредством всеобщего налога- десятины.

Если для самого Владимира, в силу его богатства, десятина была не столь обременительной, то иная ситуация была за пределами Киева. Князья-наместники, прежде всего крещеные сыновья Владимира, отнюдь не собирались делиться с церковью своим добром, они попросту увеличили дань с подневольных им людей. Так мнимое «добро» христианского крещения обернулось для славян новым феодальным грабежом. К тому же церковь ввела еще и свои поборы, с характерным названием требы – за крещение, венчание, отпевание и прочее.

Летописец сообщает, что в 996 году, к Владимиру обратились поместные епископы по поводу начавшихся разбоев, с требованием: «почто не казниши разбойници».

Спрашивается, о каких разбоях говорили епископы? Славяне, с незапамятно давних времен, живя общинным миром, «выходя из дому, оставляли дверь, отворенную и пищу готовую для странника».[6] Нестор особо отмечает, что поляне, будучи предками киевлян, имели «нрав кроток и тих».

Если епископы заговорили о разбоях, то судя по всему, речь шла об отношении народа к срубленным церквям с «попами», на содержание которых княжеские дружинники силой отбирали у людей деньги, имущество, а если их не было, то обрекали несчастных в долговое рабство, забирая в залог их малолетних детей. Не все же люди плакали и рыдали при этом, были и такие, кто испытывая злобную ненависть, мстили епископам и грабили церкви.

Услышав требования епископов предать разбойников казни князь Владимир смутился. Он был человеком не только властным, но и весьма тщеславным и честолюбивым, любившим славословия в свой адрес.

Владимир, видимо, понимал причину разбоев, но не хотел вмешиваться в историю, которая могла бы поколебать его авторитет в народе как щедрого и справедливого князя. Совершенно неожиданно для епископов, князь Владимир, вдруг, явил себя как подлинно верующий человек, исповедующий христианскую мораль не убий ближнего своего. Князь сказал епископам: «боюся грѣха».

Изворотливость князя Владимира очевидна. Незадолго до этого, он шел войной на хорватов, сражался с печенегами, ничуть не смущаясь при этом греха смертоубийства.

Настырные епископы, видя что Владимир юлит и не хочет брать ответственность за казни на себя, заявили князю: «ты поставленъ еси отъ Бога на казнь злымъ, а добрымъ на милованье; достоить ти казнити разбойника, но с испытомъ».[7]

Парадоксальность возникшей ситуации несомненна – князь явно не хочет убивать людей, в то время как православные епископы кровожадно требуют от Владимира казней, разрешая при этом князю их предвари-тельно пытать.

Особенность возникшей ситуации заключалась и в том, что «корсуньские попы» настаивали на применении смертной казни к разбойникам по византийскому праву, в то время как князь Владимир был склонен уйти в сторону, отдав дело на рассмотрение местным общинам, откуда были родом преступники.

По славянским родовым обычаям, вместо казни на преступников могла взиматься вира-штраф, которую выплачивали осужденные, или их семьи и родственники, или в целом община-вервь. Взвесив обстоятельства, Владимир благоразумно решил не вступать в конфликт с новоявленными епископами, незадолго до этого им же и посаженными на русскую землю.

Летописец сообщает, что «Володимеръ отвергъ виры, нача казнити разбойникы», как вдруг, «епископи и старци» изменили свою позицию по отношению к вирам. Поняв, что сбор виры весьма выгодное дело, они предложили князю иной "вариант" - бедных разбойников казнить, а с иных, кто способен платить, брать виру, «то на оружьи и на конихъ буди», с чем Владимир охотно согласился.

Казнь разбойника по требованию епископов к князю Владимиру (миниатюра из Радзивиловской летописи)
Казнь разбойника по требованию епископов к князю Владимиру (миниатюра из Радзивиловской летописи)

Православное купечество, прибывая по торговым делам в поместные епископства, вступали под защиту княжеских дружин. Судя по всему, по этой причине, местные епископы для обеспечения большей численности дружин, как для своей защиты, так и купцов от разбоя, решили брать виру деньгами на оружие и коней для дружинников.

Богатство Киева прирастало и данью наложенной киевскими князьями на подвластные им древнерусские города. Помимо дани в натуре – житом, мехами, воском, рыбой, каждая земля была обязана выплачивать ежегодно деньгами в гривнах: Новгород – 2000, Червень и Волынь – 1500, Тмутара-кань, тиверцы и уличи – 1000... Денежными податями облагались каждый дом, место на торгах, переправы и переезды через мосты.

При князе Владимире Киев становится самым многолюдным, богатым и красивым городом Руси, центром ее экономической, политической и культурной жизни. Растущее богатство Киевской Руси князь Владимир использовал весьма толково, в частности, обустраивая сам Киев.

К эпохе князя Владимира относят исторический центр, так называемый «Владимиров город», т.е. город в тех границах, которые при Владимире Святославовиче были ограждены земляными валами с башнями. Доминантой «Владимирова города» стала Десятинная церковь, рядом стояли дворец князя и хоромы знати. В древности на месте «Владимирова города» располагался обширный языческий курганный могильник.[8]

-4

Вокруг Десятинной церкви и княжеского дворца киевское боярство строило свои хоромы в виде многоярусных и многостенных строений. Их шиферные крыши покрывались позолотой, эффектно горевшей на солнце. Дороги и улицы Верхнего города были устланы плинфой и содержались в чистоте, а Боричев взвоз уже тогда был вымощен брусчаткой.

Рядом с Десятинным храмом и княжеским дворцом возникла большая площадь с примыкающей к ней торгом. Площадь, украшенная привезенными из Корсуни античными статуями и бронзовой квадригой, стала местом смотров дружин, центром политической, религиозной и торговой деятельности.

Ниже к Днепру на Подоле селились многочисленные киевские ремесленники. Зажиточные из них ставили дома срубного типа на сваях, стенами друг к другу, в виде сплошных рядов улиц, могущих быть оборонительными заграждениями.

Помимо обустройства Киева и ряда других городов, князь Владимир обратил особое внимание на внутреннюю социальную устойчивость древнерусского общества, на сглаживание резких контрастов богатства и нищеты, что прямо соответствовало раннехристианским идеалам.

Летописец особо отметил деятельность князя в русле евангельского милосердия. Владимир любил книжное чтение, знал Евангельские наставления: "Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут…Продайте именья ваши и раздайте нищим… Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут"; и слова Давида: "Благословен человек, который милует и взаймы дает"; знал он и слова Соломона: "Дающий нищему дает взаймы Богу".

Приняв близко к сердцу библейско-евангельские наставления, князь Владимир повелел «всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое». [9]

Раздача милостыни и пиры в Киеве времен князя Владимира (миниатюры Радзивиловской летописи)
Раздача милостыни и пиры в Киеве времен князя Владимира (миниатюры Радзивиловской летописи)

Церковная, усердно культивируемая легенда о том, что князь Владимир как язычник, приняв крещение, буквально переродился став иным, добрым, щедрым и милосердным «красным солнышком», живя по закону христианскому «прилѣжа собою образЪ благочестiя» - не более как выдумки для детей из церковно-приходских школ.

Факты истории говорят иное. По Иоакову Мниху, будучи уже как три года крещенным, князь Владимир в 989 году берет штурмом православный греческий Херсонес, устраивает там дикий погром, публично насилует дочь правителей города на их глазах, а затем их убивает. В 990 году Владимир начал войну с польским князем Мечиславом «и побѣдилЪ так, что едва не все войско и сЪ Воеводами побилЪ, или вЪ плѣнЪ взялЪ, и самЪ МечиславЪ едва в КраковЪ ушелЪ». В 993 году ходил Владимир в Хорватскую землю «и многи побѣды одержавЪ, и покоривЪ, возвратился с множествомЪ плѣна и богатства, и вошел в КiевЪ со славою великою». В том же году, в противостоянии с печенегами при Трубеже, в итоге «со всѣмЪ войскомЪ напалЪ на нихЪ и побѣдилЪ, и гнавЪ день весь до вечера, много ихЪ побилЪ и плѣнилЪ». В 994 году ходил Владимир «на болгары, и много побѣдивЪ ихЪ, и многи земли раззоря, возвратился вЪ КiевЪ с побѣдою и славою великою».[10]

Итак, картина одна, что до крещения, Владимир как язычник, что после, Владимир как христианин, вокруг себя творит одно и то же, - кровавые войны, сея муки и страдания, гибель и плен, рабское порабощение ни в чем не повинных перед киевским крещеным насильником и грабителем, мирных людей.

В деле насаждения христианства, князь Владимир предпринял конкретные практические действия направленные на рождение национального культа святых, для вытеснения поклонения сугубо греческим божьим угодникам.

Иаков Мних (†1072) в своем сочинении "Похвала княгине Ольге" пишет, что мощи блаженной княгини Ольги, князь Владимир перенес в киевскую Десятинную церковь пресвятой Богородицы: «Бог прослави тело рабы Своей Олены, и есть в гробе тело ее честное, и неразрушимое пребывает и до сих дней». По существу, речь идет о глумливом и неправомерном деле Владимира по отношению к завещанию и праху свой бабки княгини Ольги.

По летописцу, Ольга завещала похоронить себя по христианскому обряду: «не творите трызны над собою». В Степенной книге митрополиты Киприан и Макарий сообщают, что Ольга обратилась с предсмертной просьбой к Святославу прося похоронить ее: «равно со землею. Могилы же надо мною да не дерзнет никто же сыпати [11]…. исполни завѣть мой». Язычник Святослав выполнил предсмертную волю матери.

Внук княгини Ольги князь Владимир повелел вытащить ее гроб из могилы и выставить прах Ольги на всеобщее обозрение в Десятинной церкви: «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено - да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело». Но не всем было явлено чудо нетления мощей: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому - толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб».

Понятно, что мало кто из людей в толпе паломников прильнувших к оконцу в гробе Ольги, признавался, что ничего не видит в темноте гроба. Ослепленные религиозным экстазом люди зрели «светящееся яко солнце» тело блаженной Ольги, а недужные «исцелялись». На радость церковной братии росли толпы страждущих к гробу Ольги, зримо множились вклады и пожертвования в Десятинной церкви.

[8] Каргер М. К. Древний Киев. Том 1. - М.-Л., 1958, с. 103.

[1] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб, 1872, с. 119.

[2] Там же, с. 80.

[3] Каргер М. К. Древний Киев. Том 1. - М.-Л., 1958, с. 173.

[4] При штурме Киева монголо-татарами 6 декабря 1240 года Десятинная церковь была разрушена, на последующие века являя собой величествен-ные руины.

[5] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб, 1872, с. 121-122.

[6] Карамзин Н.М. История государства российского. - М., 2004 т. I, гл. III, с. 31.

[7] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб, 1872, с. 124.

[8] Каргер М. К. Древний Киев. Том 1. - М.-Л., 1958, с. 103.

[9] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПб, 1872, с.123.

[10] Памятники общественной мысли Древней Руси. - М., 2010, том 1.

[11] Могилы надо мной не сыпать - не насыпать над могилой языческий курган.

Житие князя Владимира. Происхождение.
Cергей Михайлов24 июля 2022
Житие князя Владимира. Детство.
Cергей Михайлов31 июля 2022
Житие князя Владимира. Отрочество.
Cергей Михайлов7 августа 2022
Житие князя Владимира. Рогнеда.
Cергей Михайлов14 августа 2022
Житие князя Владимира. Погром Полоцка. Блуд.
Cергей Михайлов21 августа 2022
Житие князя Владимира. Осада Киева и Родни. Убийство Ярополка.
Cергей Михайлов28 августа 2022
Житие князя Владимира. Начало княжения в Киеве.
Cергей Михайлов4 сентября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение язычества.
Cергей Михайлов11 сентября 2022
Житие князя Владимира. Рост могущества Киевской Руси.
Cергей Михайлов18 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть первая).
Cергей Михайлов28 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть вторая).
Cергей Михайлов2 октября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть третья).
Cергей Михайлов9 октября 2022
Житие князя Владимира. Поход на Корсунь.
Cергей Михайлов16 октября 2022
Житие князя Владимира. Взятие Корсуни.
Cергей Михайлов23 октября 2022
Былинные сказания о походе на Корсунь
Cергей Михайлов30 октября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть первая).
Cергей Михайлов6 ноября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть вторая).
Cергей Михайлов13 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть первая).
Cергей Михайлов20 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть вторая).
Cергей Михайлов27 ноября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение христинства.
Cергей Михайлов4 декабря 2022
Житие князя Владимира. Крещение новгородцев 990-992 гг.
Cергей Михайлов11 декабря 2022
Житие князя Владимира. Печенеги.
Cергей Михайлов3 января 2023
Житие князя Владимира. Война с печенегами.
Cергей Михайлов14 января 2023
О встрече архиепископа Бруно с князем Владимиром в 1008 году
Cергей Михайлов21 января 2023
Былинный эпос о временах князя Владимира.
Cергей Михайлов28 января 2023
Житие князя Владимира. Семья.
Cергей Михайлов3 февраля 2023
Житие князя Владимира. Покушение Рогнеды.
Cергей Михайлов10 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Святополка.
Cергей Михайлов17 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Ярослава.
Cергей Михайлов24 февраля 2023
Житие князя Владимира. Агония.
Cергей Михайлов3 марта 2023
Житие князя Владимира окончилось 15 июля в 1015 году
Cергей Михайлов10 марта 2023

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.