Найти в Дзене

Житие князя Владимира. Происхождение.

Влади́мир Святосла́вич (др.- рус. Володимѣръ Свѧтославичь, род. ок. 960 - †15 июля 1015). Сын киевского князя Святослава Игоревича. В корневом смысле слова имя «Владимир» означает владеющий миром, обширной землей. Именно это имеет в виду средневековый хронист Титмар Мерзебургский, толкуя об имени князя Владимира. На протяжении долгого времени имя Владимир использовалось исключительно среди князей Рюриковичей. Изначально «Владимир» («Володимер») было славянским языческим именем. Год рождения Владимира в точности неизвестен. По летописцу, Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Но это старшинство имело условный вид, не сколько по возрасту, но по кровному родству. По польскому историку Яну Длугошу Владимир был старшим по рождению. У сыновей язычника-многоженца князя Святослава Игоревича были разные матери. Ярополк и Олег были Владимиру не родными, а единокровными братьями, что в последующем роковым образом сказалось на их “братских” отношени
Княгиня-Ольга и Святослав Игоревич.
Княгиня-Ольга и Святослав Игоревич.

Влади́мир Святосла́вич (др.- рус. Володимѣръ Свѧтославичь, род. ок. 960 - †15 июля 1015). Сын киевского князя Святослава Игоревича.

В корневом смысле слова имя «Владимир» означает владеющий миром, обширной землей. Именно это имеет в виду средневековый хронист Титмар Мерзебургский, толкуя об имени князя Владимира. На протяжении долгого времени имя Владимир использовалось исключительно среди князей Рюриковичей. Изначально «Владимир» («Володимер») было славянским языческим именем.

Год рождения Владимира в точности неизвестен. По летописцу, Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Но это старшинство имело условный вид, не сколько по возрасту, но по кровному родству. По польскому историку Яну Длугошу Владимир был старшим по рождению.

У сыновей язычника-многоженца князя Святослава Игоревича были разные матери. Ярополк и Олег были Владимиру не родными, а единокровными братьями, что в последующем роковым образом сказалось на их “братских” отношениях. Имя матери Ярополка и Олега история не сохранила, но они были кровными варяжскими норманнами, по рождению и старшинству. Владимир был младшим среди них, лишь в кровно социальном отношении, хотя, например, по возрасту, он мог быть погодком Ярополку или Олегу, или даже старше их.

Матерью Владимира принято считать Малушу. О ее происхождении есть ряд предположений. По летописцу, Малуша родилась в Любече, ее отцом был Малк Любечанин, а братом новгородский посадник Добрыня. Таким образом, имя Малуша означает дочь Малка.

По другой версии, Добрыня был сыном последнего родового князя древлян Мала. После разгрома древлян Малушу забрала себе ключницей-служанкой княгиня Ольга. Статус ключницы в то время был весьма высоким. Ключница, т.е. имеющая ключи, хранила княжеское добро. Но есть мнение, что Малушу княгиня Ольга взяла к себе как рабыню-служанку, т.е., сделала малою, малушей. По классовой организации низы древнерусского общества именовались как меньшие, мизинные людие, выше их располагались лучшие, прожиточные, значные мужи.

Есть версия, что Малуша была милостницей княгини Ольги. По мнению Д.И. Прозоровского, будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», что вызвало гнев Ольги. Версия Д.И. Прозоровского опирается на характер безусловной христианской набожности княгини Ольги. В действительности, по обстоятельствам крещения Ольги в православии в 959 году, религиозные мотивы были отнюдь не самыми главными. Н. М. Карамзин считал факты летописного описания крещения княгини Ольги: «древними баснями, типа народных сказок не согласных ни с вероятностями рассудка, ни с важностью истории».

Известно, что приняв крещение от константинопольского патриарха Полиевкта (†970), Ольга вернулась в Киев в сопровождении лишь простого духовника пресвитера Григория. Таким образом, Ольга не пошла на установление Русской православной епископии. После своего крещения Ольга никаких связей с Византией не поддерживала. С религиозной точки зрения, крещение Ольги в православии не имело особого значения, как для знати местных славянских племен, так и для варяжских норманнов.

Судя по всему, летописный гнев княгини Ольги на Малушу был вызван не религиозными причинами, но обстоятельствами более серьезными. В этом плане следует отметить, что из известных версий происхождения Малуши следует, что она была славянка, древлянского рода-племени или новгородского.

Частичная ассимиляция варяжских норманнов с местным славянским населением со временем привела к появлению новой этнической общности славянских варяго-россов. В кровном отношении, к ним относился и князь Владимир, отец которого был варягом, а мать славянкой.

Для варяжской норманнской знати, в том числе и для княгини Ольги, славяне были рабами, говорящим скотом. Можно себе представить с каким содроганием Ольга выслушивала брачные предложения к себе древлян-ского князя Мала. Под внешней маской вынужденной любезности княгини Ольги, змеиным клубком ненависти зрели ее замыслы о лютой расправе над древлянами, что вскоре и произошло. Их заживо закапывали в землю, убивали и жгли.

В кровном плане, гнев Ольги понятен, ведь ее единственный сын Святослав сошелся с рабыней-славянкой Малушей, следствием чего, стало явление на свет, одного из возможных наследников варяжской династии Рюриковичей – полуславянина Владимира.

Клеймо робичич (сын рабыни) сопровождало Владимира всю жизнь. Не случайно полоцкая княжна варяжской норманнской крови, гордая красавица Рогнеда, по летописцу, сказала о Владимире: «Не хочю розути робичича». В истории известно о существовании обряда розутия жениха невестою у русских крестьян.

То, что Святослав взял в жены славянку Малушу, отнюдь не его любовный каприз. Святослав, как великий полководец, хорошо понимал, что его сила не только в опоре на сравнительно небольшую прослойку варяжской дружины. Святославу было важно и нужно опереться на обширный слой местного славянского воинства. Ведь Святослав в это время формировал дружинное войско для похода в Приволжье. Взяв в жены Малушу, Святослав тем самым дал понять, что отныне он породнился со славянами, стал им своим князем, приняв славянское имя Святослав.

Брату Малуши – новгородскому посаднику Добрыне, исходя из статусных соображений, также было нужно и лестно породниться с киевским князем Святославом, равным образом, как и Святославу, заручиться поддержкой новгородцев.

Как сообщают сравнительно поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине «въ Будутинѣ вѣси», куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу: «и рожение быстъ Владимеру в Будотине селе, ту бо бе посла Олга Малку во гневе». У историков по вопросу о географической локализации местопо-ложения веси Будотино (Будутино) есть ряд мнений. Наиболее принятой считается версия, согласно которой Владимир Святославович родился под Псковом (деревня Будник). Имеются также гипотезы, что село, где он родился, находится под Гомелем (село Будатин) или Владимиром-Волынским (село Будятичи).

По обычаям княжеской среды тех времен, ребенок до трех лет воспитывался матерью и находился рядом с ней. О дальнейшей судьбе Малуши летописи ничего не сообщают и, судя по всему после трех лет, малолетний Владимир жил под присмотром своей бабки княгини Ольги. В этой связи возникает немаловажный вопрос, где находились Ольга с Владимиром в это время?

По Нестору, по смерти Игоря в 945 году Ольга «же бяше в Киевѣ съ сыномъ съ дѣтьскомъ Святославомъ». Затем летописец приводит ряд названий местности гор киевских и местоположение огражденного княжеского дворца: «дворъ княжъ бяше в городъ… двор теремный». К настоящему времени, хотя археологические раскопки в Киеве идут более 150 лет, ни малейших следов княжеского «стоящего надъ горою дворъ теремный» не обнаружено.

Летосписатели XIV–XV вв. по Нестору, со времен Аскольда и Дира, сажали на княжение в Киеве варяжских Рюриковичей. Однако, судя по данным археологии, речь идет не о княжении варяжских норманнов в Киеве, а о нахождении на его территории военного гарнизона варягов. В середине X века, во время событий древлянского похода Ольги, император Византии Константин Багрянородный написал военный историко-географический трактат «Об управлении империей» (лат. De Admin-istrando Imperio). В отличие от летописца, Константин, как современник, по сути, сообщает уникальные сведения, в том числе и по городам древней Руси, стоящих по Днепру. Константин не выделяет в числе их Киев, как главный, говоря о нем как о крепости Киоава, но не городе.

Как Нестор, так и император Константин пишут о городе-крепости Вышгород (Вышеград, Вусегард), стоящем в 16 верстах от Киева. Летописец именует его Вышегородом, расположенным относительно Киева выше по Днепру. По Нестору Вышгород стал княжеской резиденцией - Ольгин-градом: «бѣбо Вышегородъ градъ Вользинъ».

Помимо княжеской резиденции княгини Ольги в Вышгороде, на Псковщине, исходя из «северных» летописных версий, находилась ее родовая резиденция, там, где она родилась. По Житию святой Ольги, ее родиной была «весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда еще не существовавшего».

Вполне возможно, что разгневанная Ольга отослала Малушу из княжеской резиденции в Вышгороде в свою родовую резиденцию в Выбутово. В корневом отношении Выбутово весьма близко по названию с летописным Будутином, местом, где родился Владимир.

Житие князя Владимира. Детство.
Cергей Михайлов31 июля 2022
Житие князя Владимира. Отрочество.
Cергей Михайлов7 августа 2022
Житие князя Владимира. Рогнеда.
Cергей Михайлов14 августа 2022
Житие князя Владимира. Погром Полоцка. Блуд.
Cергей Михайлов21 августа 2022
Житие князя Владимира. Осада Киева и Родни. Убийство Ярополка.
Cергей Михайлов28 августа 2022
Житие князя Владимира. Начало княжения в Киеве.
Cергей Михайлов4 сентября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение язычества.
Cергей Михайлов11 сентября 2022
Житие князя Владимира. Рост могущества Киевской Руси.
Cергей Михайлов18 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть первая).
Cергей Михайлов28 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть вторая).
Cергей Михайлов2 октября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть третья).
Cергей Михайлов9 октября 2022
Житие князя Владимира. Поход на Корсунь.
Cергей Михайлов16 октября 2022
Житие князя Владимира. Взятие Корсуни.
Cергей Михайлов23 октября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть первая).
Cергей Михайлов6 ноября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть вторая).
Cергей Михайлов13 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть первая).
Cергей Михайлов20 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть вторая).
Cергей Михайлов27 ноября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение христинства.
Cергей Михайлов4 декабря 2022
Житие князя Владимира. Крещение новгородцев 990-992 гг.
Cергей Михайлов11 декабря 2022
Житие. Князь Владимир как христианин.
Cергей Михайлов18 декабря 2022
Житие князя Владимира. Печенеги.
Cергей Михайлов3 января 2023
Житие князя Владимира. Война с печенегами.
Cергей Михайлов14 января 2023
О встрече архиепископа Бруно с князем Владимиром в 1008 году
Cергей Михайлов21 января 2023
Былинный эпос о временах князя Владимира.
Cергей Михайлов28 января 2023
Житие князя Владимира. Семья.
Cергей Михайлов3 февраля 2023
Житие князя Владимира. Покушение Рогнеды.
Cергей Михайлов10 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Святополка.
Cергей Михайлов17 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Ярослава.
Cергей Михайлов24 февраля 2023
Житие князя Владимира. Агония.
Cергей Михайлов3 марта 2023
Житие князя Владимира окончилось 15 июля в 1015 году
Cергей Михайлов10 марта 2023

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.