Найти в Дзене

Житие князя Владимира. Рост могущества Киевской Руси.

По достоверным археологическим данным, Владимир по существу основал Киев как политический центр древней Руси. Летописные описания проживания в Киеве варягов со времен Аскольда и Дира, Олега-правителя, Игоря и Ольги основаны на преданиях и предположениях Нестора, с материальной стороны ничем не подтвержденных. С начала киевского княжения, Владимир, помятуя свой практически беспрепятственный захват города, прежде всего, озаботился возведением защитных сооружений. Линия укреплений «города Владимира» проходила к югу от древнейшего «городка Кия», вдоль склонов днепровских круч, и спускалась к низинам Подола – уже тогда, по удобству своего положения, бывшего самой оживленной торговой и ремесленной частью Киева. Укрепления охватывали территорию около 10 га. Они являли собой мощные дерево-земляные валы, высота которых достигала шести метров, а ширина – девяти метров, а также глубокий ров перед ними. Наверху, судя по всему, находился деревянный частокол. В самих валах были устроены несколько о
Болгарский поход князя Владимира  в 985 году (миниатюра Радзивиловской летописи).
Болгарский поход князя Владимира в 985 году (миниатюра Радзивиловской летописи).

По достоверным археологическим данным, Владимир по существу основал Киев как политический центр древней Руси. Летописные описания проживания в Киеве варягов со времен Аскольда и Дира, Олега-правителя, Игоря и Ольги основаны на преданиях и предположениях Нестора, с материальной стороны ничем не подтвержденных.

С начала киевского княжения, Владимир, помятуя свой практически беспрепятственный захват города, прежде всего, озаботился возведением защитных сооружений. Линия укреплений «города Владимира» проходила к югу от древнейшего «городка Кия», вдоль склонов днепровских круч, и спускалась к низинам Подола – уже тогда, по удобству своего положения, бывшего самой оживленной торговой и ремесленной частью Киева. Укрепления охватывали территорию около 10 га. Они являли собой мощные дерево-земляные валы, высота которых достигала шести метров, а ширина – девяти метров, а также глубокий ров перед ними. Наверху, судя по всему, находился деревянный частокол. В самих валах были устроены несколько особым образом укрепленных ворот, в дальнейшем получивших названия «Софийских» или «Батыевых».

Основательно укрепив Киев, князь Владимир начал завоевательные походы от центрального Поднепровья по широкой окружности - на запад, против поляков и литовцев, восток - против вятичей и радимичей, юг - против печенегов, болгар и хазар,[1] тем самым, по существу, очертив европейские границы киевской Руси.

Вместо утративших могущество хазар, после разгрома Святославом, на юге Руси доминировали печенеги и греки. Мощной опорой греков в северо-восточном Причерноморье был хорошо укрепленный и процветающий Херсонес.

Вопрос с печенегами, прежде всего, упирался в Варяжко, который после гибели Ярополка бежал к ним, а затем, непрерывно досаждал Владимиру. После длительных и непростых переговоров, Владимир, все-же уговорил Варяжко вернуться в Киев, взаимно простив друг другу обиды. Несмотря на это, печенеги продолжали делать набеги на южные рубежи киевской Руси.

Владимир, как показали события его появления на киевском княжении, был политиком умным, расчетливым и дальновидным, несомненно обладающим стратегическим даром. Для него было ясно, что новое столкновение на юге крепнущей Руси с Византией, было неизбежно. Речь шла не о набеге русских войск на греков, как это было ранее, но об иных порядках на южных границах киевской Руси.

Опасаясь военной мощи Руси, еще в мирном договоре Игоря Рюриковича с Византией от 944 года, греки особо оговорили свои права на Корсунскую землю (Херсонес) в Крыму и земли по устью Днепра, которые Русь была обязана покидать зимой.

Возможно, что именно усыпляя бдительность Греков, князь Владимир в 980 году, решая свои внутри политические проблемы, соблюдая обязательства Руси по военному союзу с Византией, отослал в Царьград часть непокорного ему своевольного варяжского воинства.

В то же время, князь Владимир все более ясно понимал, что обустраивать южные границы киевской Руси, не нарушая союзный договор 971 года с Византией, практически невозможно без нового военного противостояния с ней. В этом плане, весьма важно было обезопасить Киев от греческих соглядатаев, скрытно наблюдавших за обстановкой в городе. Еще поход вековой давности Аскольда и Дир, показал, что "византийские миссионеры, которые были агентами византийского правительства, после похода 860 года, появились и на Руси". [2]

Серьезно усилились позиции христиан в Киеве после крещения Ольги в греческом православии в 955 году. Христиане, через Ольгу, стали пытаться влиять на внешнюю политику Руси. По летописцу, Ольга неоднократно обращалась к Святославу с увещеваниями бросить военные дела и по христиански мирно княжить с ней в Киеве, ни о чем, кроме веры не помышляя.

Грекам в удачных действиям в боях со Святославом в Болгарии существенную помощь оказали христиане, как местные, так и засланные из их числа лазутчики и соглядатаи. Лев Диакон сообщает, что перед началом похода на Святослава в Болгарии, греческий император Цимисхий предписал «посылать по бивуакам и [занятым] врагами областям переодетых в скифское платье, владеющих обоими языками [3] людей, чтобы они узнавали о намерениях неприятеля и сообщали о них затем императору».

После заключения Святославом в 971 году мирного договора с Византией, лживые греки через своего соглядатая местного священника Феофила Евхаитского дали знать печенегам о его возвращении, в результате чего Святослав попал в засаду на днепровских порогах и в бою с печенегами погиб.

Весьма вольготно вели себя христиане в Киеве во времена правления Ярополка, оказывая ему полную поддержку. Официальное введение князем Владимиром культа язычества поставила киевских христиан в сложное положение, вызвав их недовольство и сопротивление.

Обстоятельства религиозного конфликта князя Владимира с киевскими христианами касались и сферы политики. Владимир хорошо понимал, что в случае его столкновения с Греками, им окажут помощь их тайные христианские сторонники. Готовясь к противостоянию с Византией Владимир уделил особое внимание внутренней политической обстановке в Киеве, имея в виду нейтрализацию деятельности тайных греческих сторонников и наймитов, а также всемерное возбуждение массовых антигреческих настроений среди населения.

Возможно, что именно эта скрытая политическая подоплека легла в основу событий 983 года, описанных летописцем как религиозный пример случая языческого жертвоприношения в Киеве.

Не случайно, что киевский варяг христианин в летописном контексте два раза связывается именно с Грецией. Он «пришелъ изъ Грекъ» и был зажиточен живя в Киеве «двором своим». Вступив в религиозную полемику с киевлянами, варяг христианин открыто признал главенство греческого единого Бога: «ему же служатъ Грьци и кланяются». Не случайно и то, что «жребий» пал на сына этого варяга христианина. Или это был донос, или киевские «старцы и боляре» знали, что перед ними несомненно греческие ставленники и их тайные соглядатаи. В этом плане, мнение Н.М. Карамзина, что именно князь Владимир указал на кого кинуть роковой жребий, имело определенный исторический смысл.

По летописцу, «старцы и боляре», молча выслушали гневный отказ отца и прямую брань в адрес кумира Перуна, после чего ушли. Складывается впечатление, что «старцы и боляре» были удовлетворены увиденным и услышанным, их это вполне устроило, ведь именно за этим они и пришли. Варяг-христианин открыто изобличил себя как скрытого врага, ненавистника язычества, поклонника единого греческого Бога, выступив как агент греческого влияния на киевской земле.

Получив прямые доказательства враждебности христиан отца и сына к язычеству, как лиц пришедших из Греции и считающих греческого бога выше всех, которому они призвали кланяться всех киевлян, "старцы градские и боляре" обратились с вестью к народу, возможно, на специально созванном по этому поводу вече. Это вызвало массовые волнения в городе язычников поклонников кумира Перуна, которого христиане уничижительно определили просто «сделанным из дерева».

Когда волнения в городе начались и собралась толпа обозленных киевлян, «старцы градские и боляре» внешне отошли на второй план, предоставив киевлянам самим вершить суд и расправу. Однако, ход событий был не случайным. Так, беснующаяся толпа язычников могла без труда сразу забрать свою жертву, но этого не произошло. Снова старцы градские дали возможность варягу-христианину в еще более яростной форме обличить язычество [4] перед толпой, стоя с сыном на высоких сенях при входе в дом. В это время нашлись некие личности, которые топорами обрушили деревянные опоры дома, под обломками которых были заживо погребены первые жертвы языческих гонений христиан в Киеве. В дальнейшем, они обрели статус первых русских мучеников Федора и Иоанна.

Летописец пишет, что никто не знает, кто их похоронил и где, значит, курган из обломков еще долго не разбирался, своим зловещим видом наводя страх на киевских христиан и греческих сторонников среди них.

После событий в 983 году в Киеве и показательной расправы над христианами, как греческими сторонниками, обеспечив себе тем самым массовую поддержку среди язычников, князь Владимир, решительно раз-вернул свою внешнюю политику по отношению к Византии.

Чтобы создать прецедент для политического пересмотра сложившихся южных границ с Греками, князь Владимир решил нарушить союзный договор 971 года Святослава с Византией, согласно которому Русь «до конце вѣка» отказывалась выступать против Греции и посылать на ее землю своих союзников, а также на земли «подъ властью Гречьскою», на власть Корсуньскую «и елико есть городовъ ихъ, ни на страну Болгарьску». А если кто грекам угрожал, то он становился и врагом Руси, которая «буду противенъ ему и борюся с нимъ».

Под 985 годом летописец сообщает: «Иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею, съ уемъ своимъ, в лодьяхъ, а Торъки берегомъ приведе на конихъ; и побѣди Болгары…. И створи миръ Володимеръ съ Болгары…. И приде Володимеръ Киеву». Весьма показательно совпадение описания болгарского похода Владимира в 985 году с летописным походом Олега-правителя в 907 году: «Иде Олегъ на Грекы, Игоря оставивъ Киевѣ… [И] съ сими со всѣми поиде Олегъ на конехъ и на кораблехъ». По сути, князь Владимир продолжил балканскую политику Святослава.

В то время в слабеющей Болгарии правил царь Самуил. Его отец царь Борис с братом Романом, после ухода Святослава с Балкан, были греками ограблены, увезены в Византию и вскоре бесследно исчезли.

Возможно, что в удачном походе на Болгарию, Владимир опирался на местное население региона Берлади, где проживали варяжские норманны, ветераны-сподвижники похода Святослава.

Летописное «И створи миръ Володимеръ съ Болгары», судя по всему, было подкреплено обычным для того времени образом – династическим браком. Добрыня привез в Киев Владимиру новую «жену-болгарыню», знатную княжну, вероятно, мать его сыновей - Бориса и Глеба.

Удачный болгарский поход фактически дезавуировал союзный договор с Византией от 971 года, восстановив права древнерусского государства на безопасное обустройство своих южных рубежей. Насколько важен был для князя Владимира поход в Болгарию, говорит тот факт, что для участия в походе прибыл из Новгорода его дядя верный Добрыня.

То, что болгарский поход князя Владимира прекратил союзные отношения Руси и Византии, подтверждает арабский хронист конца X – начала XI века Яхья Антиохийский. Он сообщает, что перед христианизацией Руси, в 986-987 гг. русы были врагами византийского императора Василия II. Ясно и то, что заключив мир с болгарами, которые в это время воевали с греками, Владимир тем самым серьезно укрепил свои позиции на Балканах.

В 981-985 гг. при княжении Владимира завершился процесс формирования территории древнерусского государства. Границы Киевской Руси совпадали с этническими границами восточных славян. Летописец сообщает, что Владимир стал жить с приграничными Руси западными славянами «окольним миром»: с Болеславом Лядским, Стефаном Угрским, с Андрихом Чешским - и был мир между ними и «любы».

[1] Сведения о походе князя Владимира на хазар не летописные. Они упоминаются в «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха – Авт.

[2] Лебедевъ А. П. Исторiя разделенiя церквей в IX–XI вв. - М., 1900, с. 77.

[3] Имеется в виду болгарский и греческий язык – Авт.

[4] Летописно перед нами возникает образ христианского фанатика, который не просит пощады, а наоборот, намеренно приносит себя в жертву – Авт.

Житие князя Владимира. Происхождение.
Cергей Михайлов24 июля 2022
Житие князя Владимира. Детство.
Cергей Михайлов31 июля 2022
Житие князя Владимира. Отрочество.
Cергей Михайлов7 августа 2022
Житие князя Владимира. Рогнеда.
Cергей Михайлов14 августа 2022
Житие князя Владимира. Погром Полоцка. Блуд.
Cергей Михайлов21 августа 2022
Житие князя Владимира. Осада Киева и Родни. Убийство Ярополка.
Cергей Михайлов28 августа 2022
Житие князя Владимира. Начало княжения в Киеве.
Cергей Михайлов4 сентября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение язычества.
Cергей Михайлов11 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть первая).
Cергей Михайлов28 сентября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть вторая).
Cергей Михайлов2 октября 2022
Житие князя Владимира. Выбор новой веры (часть третья).
Cергей Михайлов9 октября 2022
Житие князя Владимира. Поход на Корсунь.
Cергей Михайлов16 октября 2022
Житие князя Владимира. Взятие Корсуни.
Cергей Михайлов23 октября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть первая).
Cергей Михайлов6 ноября 2022
Житие. Крещение князя Владимира (часть вторая).
Cергей Михайлов13 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть первая).
Cергей Михайлов20 ноября 2022
Житие князя Владимира. Крещение киевлян (часть вторая).
Cергей Михайлов27 ноября 2022
Житие князя Владимира. Насаждение христинства.
Cергей Михайлов4 декабря 2022
Житие князя Владимира. Крещение новгородцев 990-992 гг.
Cергей Михайлов11 декабря 2022
Житие. Князь Владимир как христианин.
Cергей Михайлов18 декабря 2022
Житие князя Владимира. Печенеги.
Cергей Михайлов3 января 2023
Житие князя Владимира. Война с печенегами.
Cергей Михайлов14 января 2023
О встрече архиепископа Бруно с князем Владимиром в 1008 году
Cергей Михайлов21 января 2023
Былинный эпос о временах князя Владимира.
Cергей Михайлов28 января 2023
Житие князя Владимира. Семья.
Cергей Михайлов3 февраля 2023
Житие князя Владимира. Покушение Рогнеды.
Cергей Михайлов10 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Святополка.
Cергей Михайлов17 февраля 2023
Житие князя Владимира. Мятеж Ярослава.
Cергей Михайлов24 февраля 2023
Житие князя Владимира. Агония.
Cергей Михайлов3 марта 2023
Житие князя Владимира окончилось 15 июля в 1015 году
Cергей Михайлов10 марта 2023

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.