Дорогие читатели, вот и пришло время последней статьи о транспорте столицы Боснии и Герцеговины. Сегодня мы поговорим о трамвайной системе города Сараево.
Сразу уточню, что информация о трамвайной системе дается на конец сентября-начало октября 2023 года. С 2022 года большая часть трамвайной сети в Сараево закрыта на реконструкцию. Открыть движение по всей сети планируют в октябре 2023 года. Информации о работе всей сети в Интернете не найдено, поэтому будем считать что по прежнему работает только один единственный маршрут на западе городе.
История
История Сараевского трамвая началась 1 января 1885 года, когда было запущено движение конки от площади Trg oslobođenja - Alija Izetbegović (перед Православным собором и Экономическим факультетом университета) до Железнодорожного вокзала по улице Ferhadija, современной улице Маршала Тито, Ulica Zmaja od Bosne до Железнодорожного вокзала (сейчас - район отеля "Бристоль"). Линия имела "боснийскую" колею - 760 мм.
1 мая 1895 года линия конки была электрифицирована и продлена до Латинского моста, участок конки по улице Ferhadija был разобран. Через 2 года 1 декабря 1897 года трамвайную линию продлили до Ратуши. Еще через год трамвай вернулся к Кафедральному собору по современной улице Маршала Тито. В 1923 году была построена соединительная линия по набережной, тем самым трамвай стал огибать Башчаршию. На маршрутах работали вагоны Siemens.
К концу 1950-х году трамвайная сеть была расширена: была построена линия к новому Железнодорожному вокзалу и в Ilidža. В 1958 году сеть трамвая была полностью перестроена. Колею перешили с 760 мм на стандартную европейскую - 1435 мм. А на линию вышли трамваи PCC, ранее работавшие в Вашингтоне. С 1967 года на линию выходят чехославцкие трамваи Tatra T3YU, а с 1973-его 2-х секционные - Tatra K2YU, а в 1989 году - 3-х секционные вагоны Tatra KT8D5.
Жизнь Сараево перевернула осада и Боснийская война. Трамвайное движение из-за обстрелов и повреждения пути остановилось 2 мая 1992 года. Часть вагонов так и остались на городских улицах. Несмотря на то, что осада не кончилось движение трамваев было восстановлено 15 апреля 1994 года.
После распада Югославии в Сараево возникла проблема обновления подвижного состава. В город поступали б/у вагоны из Европы. В 1997, 2002 и 2005 годах пришли вагоны SGP Тype c1 и Lohner Type E из Вены, в 2009 - вагоны LHB 9G и LHB 10G из Амстердама. В 2016 году парк пополнился вагонами Duewag GT8 из турецкой Коньи.
В течении последних нескольких лет идет реконструкция трамвайной сети. В планах строительство новой линии в город Храсница и полное обновление парка современными низкопольными вагонами.
Описание сети
Не смотря на то, что сейчас в городе работает всего один трамвайный маршрут на западе Сараево, а на остальной части сети работает компенсационный автобусный маршрут, сеть для такого небольшого города крупная.
В Сараево 1 трамвайное депо, колея - стандартная европейская 1435 мм.
Сеть представляет из себя одну линию, которая проходит по правому берегу реки Миляцки с востока на запад, в отличии от троллейбуса, который ездит по левому берегу. От основной трамвайной линии отходит небольшой "аппендикс" к Железнодорожному вокзалу.
В западной части города трамвайная линия огибает исторический район Башчаршия. Линия проходит по живописной набережной Бана Кулина, делая крутой поворот у Ратуши выходит на ulica Telalli и далее по ulica Mula Mustafa Bašeskija и улице Маршала Тито. Вместе два однопутных участка встречаются в административном центре Сараево у здания парламента и уже общая линия идет по ulica Zmaja od Bosne. Здесь недалеко у Национального музея имеется отворотка от основной линии к Железнодорожному вокзалу по ulica Halida Kajtaza.
Основная же линия идет дальше вдоль социалистической застройки по ulica Zmaja od Bosne, которая плавно переходит в бульвар Меше Селимовича. Недалеко от моста через реку находится трамвайного депо.
Пройдя под эстакадой улицы Курта Шорка трамвай пересекает административную границу Сараево и попадает в соседний город Илиджа, где и заканчивает свой путь. Интересно, что прямо над трамвайными вагонами взлетают и садятся самолеты, так как в паре километров от трамвайной линии расположен международный аэропорт.
Кроме выше описанных линий есть еще одна короткая линия по Hamze Hume, которая соединяет однопутные линии по набережной и улице Маршала Тито.
Важно отметить что вся трамвайная сеть города расположена на обособленном полотне. Участок линии от Илиджи до здания парламента проходит по центральной выделенной полосе, отделенной от проезжей части газоном и деревьями. Участок, огибающий Башчаршию проложен по левой стороне дороги и отделен от автомобильных полос разметкой. Так же выделены бортовым камнем линии к вокзалу и в Скендерии.
К моменту моего посещения Сараево в городе работал всего один 8-ой маршрут, который проходит по западной части столицы Боснии и Герцеговины. Маршрут соединяет Илиджу и Čengić Vila. Этот участок был отреконструирован в 2022 году. В рамках ремонта в порядок приведены не только трамвайные пути и контактная сеть, но и организованы остановочные комплексы с установкой табло, показывающее время прибытия трамвая. Вход на наиболее загруженные остановки организован через турникет.
По понятным причинам на единственный маршрут № 8 выведено максимальное количество вагонов. Маршрут работает с 5:18 до 23:33, пиковый интервал движения - 3 минуты. По факту же количество вагонов гораздо выше, чем заложено расписанием. На конечные трамваи не влезают и вынуждены ожидать освобождения путей, особенно такая проблема наблюдается в Илидже, туда вагоны приходят прямо друг за другом.
Историческая маршрутная сеть включала в себя 6 маршрутов. По всей линии от Илиджи до Башчаршии проходил маршрут № 3. Все остальные маршруты скорее вспомогательные и разгружающие основную "тройку". Маршрут № 2 проезжал только половину "тройки" от Башчаршии до Čengić Vila, маршрут № 5 шел дальше, и заканчивал свой путь в Nedžarići, на границе двух городов. Маршрут № 6 наоборот проходил от Илиджи до Скендерии, не доезжая до исторической Башчаршии. Маршрут № 1 соединял Башчаршию и Железнодорожный вокзал, а 4-ый маршрут шел от вокзала до Илиджи.
Подвижной состав
Парк вагонов сараевского трамвая представлен 67 вагонами. Основной тип - это чехославацкие двухсекционные вагоны Tatra K2YU. Они построены в 1973-1983 годах. До нашего времени дошло 28 штук.
Еще 16 вагонов - это легендарные немецкие трамваи Duewag GT8 1963-1966 годов выпуска. В 2015-2016 годах они поступили в Сараево из турецкого города Конья. До Коньи они еще 30 лет работали в Кельне. Вагоны имеют 3 секции и оригинальный "деревянный" салон.
В 2010 и 2017 годах были модернизированы трамваи Tatra K2YU с установкой современной электронной системы управления, заменой маски на стеклопластиковую и обновлением салона. Новые вагоны получили индекс Satra II. Всего в городе 15 таких трамваев.
Есть еще 6 вагонов Satra III, но в отличие от Satra II они имеют еще и 3-ю, среднюю, низкопольную секцию. Они так же модернизировались из Tatra K2YU в 2010 и 2017 годах.
В парке так же имеется 4 вагона модели Tatra KT8D5. Они построены в Чехословакии в 1989 году. Имеют 3 высокопольные секции.
Остальные модели мне на линии не встречались. Но в парке они имеются. Это 3 бывших венских вагона Lohner Type E 1962 года постройки, по 1 вагону 3-х секционному вагону LHB 9G и LHB 10G 1980 года постройки из Амстердама. В парке так же числиться 1 вагон Tatra K2 1974 года постройки, подаренный заводом CKD в 1983 году, ранее трудившийся в Братиславе.
К сожалению состояние вагонов, работающих в Сараево оставляет желать лучшего. Большая часть вагонов обклеены рекламой сверху до низу, вместе со стеклами. За которыми не видно дизайна трамвая. Те немногие вагоны, которые не в рекламе выглядят то же не впечатляющие: облупившаяся краска портит внешний вид.
Не лучше и состояние салонов трамваев: спинки сидений и стены исписаны, стекла исцарапаны, краска везде облупилась. Да же немецко-турецкие Дюваги доведены до ужасающего состояния. Получше выглядят относительно свежие модернизанты Satra, но и их судьба уже потрепала. Стены изрисованы, стекла поцарапаны и они так же обклеены рекламой.
Сказать плохо про техническое состояние трамваев не могу, ибо вагоны идут быстро и лишнего шума от их движения не наблюдается.
Оплата проезда
Про то, что во всех видах транспорта в Сараево разная система оплаты проезда не смотря на единого оператора отличается я уже писал. В трамвае так же своя система.
Кроме единого проездного на все виды транспорта, которым пользуются жители города есть и билеты для туристов. Билет разительно отличается от троллейбусного и автобусного и представляет из себя картонную карточку, на подобие тех, что были в московском транспорте лет 10-12 назад. Как в случае с автобусом и троллейбусом билет приобретается у водителя. Далее его нужно вставить в отверстие валидатора, который установлен на поручнях. Похожий валидатор был когда-то в московском транспорте в эпоху турникетов. На билете пропечатается номер терминала, время и дата поездки.
Интересно, что конечной станции "Илиджа" билет приобретается в киоске и выход на посадку осуществляется через турникет, установленный на входе. При этом, в поздневечернее время, когда киоск не работает билет приобретается по старинке у водителя, а турникет при входе на конечную открыт.
Так же с трамвайным билетом можно пересесть на бесплатный автобус - трамваезаменитель на остановке "Čengić Vila". Принцип работает и в обратном направлении - в трамвай можно пересесть с автобусным билетом. Как правило при пересадке билеты никто не спрашивает, ибо проверить их наличие не реально из-за толпы жаждущих пассажиров пересаживающихся с одного вида транспорта на другой.
***
Ну и традиционно переходим к выводам. Безусловно, трамвай - главный вид транспорта Сараево. Он проходит через весь город и берет на себя всю основную нагрузку. Точнее будет брать после открытия всей линии от Башчаршии до Илиджи. Сейчас же благодаря хорошо организованной пересадке с трамвая на компенсационный автобус на Čengić Vila особых проблем и перебоев в работе ремонтируемой трамвайной линии. Трамваи и автобусы ходят очень часто, расписание между транспортными средствами согласовано и пассажиры без задержек пересаживаются. Здесь видна только одна проблема - переполнение автобусов. Даже при большом количестве сочлененных автобусов они не вывозят "трамвайный" пассажиропоток и идут переполненными.
Главный плюс трамвайной системы - это полностью обособленные линии. Трамвай - своего рода скоростной транспорт Сараево, аналог наземного метро. Вагоны ездят очень быстро, в пробках не разу не застревали. Трамваи ходят часто. Большой недостаток - это состояние подвижного состава, о котором я писал выше.
Еще один минус трамвая в Сараево - это плохое оповещение пассажиров. На остановках отсутствуют таблички и любая информация с проходящими маршрутами, я уже молчу про схемы линий. Все вагоны трамвая ездят с табличкой 3-его маршрута, хотя официально работает только 8-ой! На вагонах Satra установлены блинкерные табло, но они то же упорно показывают неверную информацию - 3-ий маршрут и конечная у него на Башчаршии. Так же для сараевских трамваев норма - неработающий аудиоинформатор, а точнее его полное отсутствие. Узнать о том где едет трамвай для не местного жителя очень сложная задача.
Но в скором времени все измениться. Трамвай вернется в Башчаршию по новым путям. В будущем ожидается обновление подвижного состава на новые современные низкопольные трамваи, говорят, что это будут вагоны от Stadler. А в еще более отдаленной перспективе планируется строительство новой линии в город Храсница.
К сожалению, трамвай отсутствует в таком густонаселенном районе, как Добрыня, но я думаю, что со временем трамвай придет и сюда. Ибо за его развитие власти города взялись основательно.
На этой статье я заканчиваю серию статей о транспорте Сараево.
Так же посмотрим еще ряд фотографий с сараевскими трамваями:
И напоследок несколько видеороликов.
Начнем просто с видео с сараевскими трамваями
Поездка на трамвайном маршруте № 8 от Čengić Vila до Ilidža
Поездка на трамвайном маршруте № 8 от Ilidža до Čengić Vila
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Статьи о транспорте Сараево:
Прочитайте другие статьи о трамвайных системах: