Найти в Дзене

Транспорт Сараева: обзор

Оглавление

Дорогие читатели, я вернулся из отпуска и готов отправиться в дальнейшее путешествие по транспортной планете.

Новый сезон начнем с обзорной статьи про транспорт Сараева - столицы Боснии и Герцеговины.

Вид на город
Вид на город

Сараево - по российским меркам небольшой город, а для Боснии и Герцеговины - самый крупный. Основан около 1462 года, население города - 343 тыс. чел., площадь 141,5 кв. м.

Город вытянут вдоль реки Миляцки и зажат горами с обоих сторон. Таким образом жилые дома расположены на склонах гор и спускаются в низ к реке. Благодаря этой особенности в городе появились такие интересные виды транспорта, как лифт и канатная дорога.

На юге к городу примыкает город Источно-Сараево - когда-то бывший район Сараева, но теперь это отдельный город Республики Сербской - автономного региона Боснии и Герцеговины. Интересно, что прямого транспорта связывающих эти два города нет.

В Сараево есть свой небольшой аэропорт, в том числе выполняющий междугородние рейсы и малодеятельный железнодорожный вокзал с парой рейсов междугородних поездов и пригородных электричек.

История Сараева драматична: в 1992-1996 годах город был в осаде во время Боснийской войны, из-за чего часть зданий до сих пор имеют отметены на стенах от пуль.

Известно Сараево, так же еще одним драматичным событием, с которого началась Первая мировая война - убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда.

Интересная особенность города в том, что его исторический центр - Башчаршия находиться на восточной окраине города. Сараево застраивалось с востока на запад от хаотичной турецкой застройки на востоке, переходя к четкой планировке улиц с шикарной австро-венгерской архитектурой и заканчивая социалистическим кварталами на западе города.

Общественный транспорт Сараево представлен автобусами, трамваями, троллейбусами, лифтом и канатной дорогой. Перевозки осуществляет государственное предприятие "JKP GRAS Sarajevo"

Автобусы

Автобусное движение в Сараево осуществляется по 31 маршрутам, 2 из которых - сезонные. Основным перевозчиком в городе является государственное предприятие "JKP GRAS Sarajevo". Кроме того перевозки по 7 маршрутам осуществляет "Centrotrans", ранее работавший только на пригородных и междугородних маршрутах. Основа подвижного состава - автобусы MAN, Mercedes, Neoplan, Ikarbus, в том числе имеются и автобусы-гармошки большого класса.

наб. Бана Кулина, автобус MAN Lion's City G
наб. Бана Кулина, автобус MAN Lion's City G

В связи с особенностями расположения Сараева на склонах гор, и как следствие запутанной сеткой из узких улиц в городе активно используется микроавтобусы, которые следуют туда, где большим автобусам не протиснуться. Небольшие автобусы работают на 41 маршруте. В качестве подвижного состава чаще всего можно увидеть автобусы Isuzu.

ул. Бистрик, микроавтобус Isuzu
ул. Бистрик, микроавтобус Isuzu

Трамваи

Трамвайная система Сараева работает с 1895 года. На данный момент большая часть сети не работает в связи с реконструкцией трамвайного пути. Действует только небольшой маршрут на западе города на уже отремонтированном участке от Сенгис вила до Илиджи. На участке от Сенгис вила до Башчаршии работает автобусный маршрут - заменитель трамвая.

Основа подвижного состава - двух секционные трамваи Tatra K2YU и их модификации а так же трех секционные Duewag GT8.

бул. Меше Селимовича, вагон Tatra K2YU
бул. Меше Селимовича, вагон Tatra K2YU

Троллейбусы

Троллейбусное движение в Сараево было открыто в 1984 году в рамках подготовки города к Олимпиаде. Сейчас в городе работает 6 маршрутов. В отличие от трамвая троллейбус сосредоточен в основном на левом берегу Миляцки, кроме линии к олимпийскому стадиону. Подвижной состав - современные сочлененные низкопольные троллейбусы с функцией автономного хода БКМ 43300D "Vitovt Max II". Хотя на маршрутах еще встречаются старые троллейбусы NAW BGT 5-25 и Hess SwissTrolley 2 (BGT-N1).

ул. Хамзе Хуме, троллейбус БКМ 43300D "Vitovt Max II", маршрут № 102
ул. Хамзе Хуме, троллейбус БКМ 43300D "Vitovt Max II", маршрут № 102

Лифт

Не каждый город может похвастаться таким видом городского транспорта, как лифт. Косой лифт построен в районе Чиглан и поднимается вверх на 2 уровня к жилым домам. По факту, это конечно не лифт, а фуникулер, просто с маленькими кабинками. Был открыт в 1990 году.

Косой лифт
Косой лифт

Канатная дорога

Канатная дорога была открыта в 1958 году и соединяет район Башчаршия и гору Требевич - традиционное место для отдыха жителей Сараева. Дорога работала до 1989 года, когда была закрыта из-за плохого технического состояния. Полностью разрушена во время Боснийской войны. Заново открыта была только в 2018 году. Она имеет длину 1700 метров, 33 кабинки.

Канатная дорога
Канатная дорога

***

Вот таким получился обзор транспортной системы Сараева. Маршрутная сеть сформирована неплохо и связывает все части города. Изначально вся основная нагрузка ложилась на трамвай - как единственный скоростной трангспорт проходящий через весь город. Сейчас же на время реконструкции трамвайной сети эту функцию выполняет автобус, причем не плохо.

Кроме традиционной тройки наземного транспорта Сараево обладает уникальными видами транспорта, такими, как лифт и канатная дорога с которых открывается потрясающий вид на город.

Хочется сказать несколько слов о состоянии транспортной инфраструктуры Сараева. Во многих местах остановочные павильоны отсутствуют либо находятся в непотребном виде. На остановках отсутствует какая либо информация о проходящих маршрутах в принципе. Расписание движения транспорта удалось найти только на диспетчерской одной из конечных станций.

Расписание на конечной станции "Отока"
Расписание на конечной станции "Отока"

Так же какая либо информация отсутствует и в салонах транспортных средств. Остановки объявляются только в новых троллейбусах, и то далеко не во всех. Не в одном автобусе и трамвае информатор не работал.

В следующий раз продолжим говорить о транспорте Сараева.

На сегодня все! Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о транспорте городов: