Сегодня поговорим о трамвайной системе турецкого города Бурсы.
Бурса - крупный город в Турции, основан в 202 г., население 2 994 тыс. чел., площадь - 11 тыс. кв. м.
Транспорт
Кроме трамвая, о котором пойдет речь чуть ниже, в Бурсе имеются автобус, микроавтобусы (долмуши), канатная дорога.
Автобусная система обслуживает порядка 200 городских маршрутов. Работают они традиционно с 6:00 до 23:00 и соединяют между собой разные районы города с центром. Автобус BBBus соединяет аэропорты Стамбула с центром Бурсы.
Маршруты долмуш, как и в Стамбуле проходят по узким улочкам города и соединяют их центром города. Традиционно здесь работают небольшие микроавтобусы. Проезд стоит от 2,5 до 5 лир, оплата осуществляется наличными.
На востоке Бурсы имеется канатная дорога. Она соединяет город с горнолыжным курортом Улудаг. Длина линии - 9 км. Канатка открыта в 1963 году, прошла полную реконструкцию в 2014 году. Время поездки -30 минут. На линии работает 76 кабинок. Имеется 4 станции, при этом станция "Чобанкайя" работает только в летний период. Стоимость проезда - 10 евро. Линия работает с 8:00 до 20:00.
В автобусе и трамвае проезд оплачивается транспортной картой BursaKart. Карты можно приобрести в автоматах на остановках и при входе на станции скоростного трамвая. По BursaKart 1 поездка стоит 2,4 лиры, но при этом нужно доплатить за саму карту 7 лир. Так же в автоматах продаются билеты 1 поездку - 5 лир и на 2 поездки - 8 лир. В автобусах оплата проезда осуществляется при входе через переднюю дверь, в трамвае - при входе в первую и последнюю дверь. Свой билет или BursaKart нужно приложить к валидатору. При входе на станции скоростного трамвая установлены турникеты.
Трамвай
Трамвайная система Бурсы состоит из нескольких несвязанных трамвайных сетей. Объеденных единым названием - Bursaray.
Начнем с скоростного трамвая, или как официально его называют метро. По факту же это не какое не метро - это система скоростного трамвая или ЛРТ. В отличие от метро она проходит на поверхности, на небольшие участки спускаясь под землю. Кроме того, большая часть трассы проложена по центру автомагистрали, отделенная от автотранспорта забором. Так же в качестве токосъема используется контактная сеть, что не привычно для метро. Линии не имеют пересечений с проезжей частью, а остановки организованы в виде полноценных станций. Такой транспорт до боли напоминает линию трамвая Т4 в Стамбуле, даже подвижной состав схожей конструкции.
Первый участок скоростного трамвая открыт в 2002 году. На данный момент в Бурсе 2 подобных линии, при чем в центре города они имеют общий участок. Длина линии - 39 км, имеется 43 станции, из которых 6 расположены под землей, колея - 1435 мм. Скоростной трамвай-метро работает с 6:00 до 0:00 с интервалом 10 минут. При этом стоимость поездки зависит от количества станций: 1-5 станций - 2,3 лиры и более 5 станций - 2,55 лир. Поэтому транспортную карту нужно прикладывать и при выходе станции.
В качестве подвижного состава используются 3-х вагонные поезда из 2-х секционных вагонов Siemens B80, Bombardier Flexity Swift Bursa B2010 и Durmazlar GreenCity. Обе линии обслуживает одно депо.
Система классического трамвая состоит из 3-х линий. В 2011 году была открыта линия "ностальгического трамвая" с колей 1000 мм. Однопутная линия с несколькими разъездами проходит по пешеходной улице в центре Бурсы - улице Тахыличи. Линия длиной 2,5 км имеет 9 остановок. На картах данный маршрут указывается, как Т3. Изначально на линии, как и на стамбульском маршруте Т3 работали маленькие вагоны Gotha T57 1960 года, но в связи с большим пассажиропотоком в 2012-2014 годах из города Бохум в Германии были закуплены двухсекционные трамвайные вагоны Duewag M6C 1981-1982 годов постройки. Таких вагонов в городе 13.
Центр Бурсы огибает кольцевой трамвайный маршрут Т1. Он начал работу в 2013 году. Интересно, трамвайные пути проложены только по внешней стороне кольца, вдоль тротуара. Линия длиной 6,5 км имеет 16 остановок и работает с 7:00 до 23:00 с интервалом 8 минут. Колея линии - 1435 мм. Линию обслуживают 5-и секционные низкjпольные вагоны SilkWorm.
Самый молодой трамвайный маршрут Бурсы - Т2, открыт 2 июля 2022 года. Он проходит по центру автомагистрали на север города. На площади Kent Meydanı имеется возможность пересесть на линию Т1. Линия длиной 9,5 км имеет 11 остановок. В отличии от линии скоростного трамвая имеет прямое пересечение с проезжей частью. Как и на линии Т1 так же работают вагоны SilkWorm. Линии Т1 и Т2 обслуживает общее депо.
Вот такая необычная трамвайная система Бурсы: смесь классического, ностальгического и скоростного метро трамваев.
На сегодня все! Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайных системах: