Продолжаем знакомство с транспортом самого большого города Турции - Стамбула. Переходим к "вишенке на торте" - самому интересному - трамвайной системе города. Будет 2 части: сегодня поговорим о современном трамвае, а в следующий раз - о ретро трамваях.
История
История Стамбульского трамвая началась в 1871 году с открытием первой линии конно-железных дорог с колей 1000 мм. С 1914 года конка была переведена на электрическую тягу и трамвай начал свое активное развитие по городу. Досягнув своего максимума к 1956 году, когда в городе было 56 маршрутов, на которых работало 270 вагонов. Но с этого момента сеть начинает сворачиваться. Городские власти считали, что в большом количестве заторов на дорогах виноват трамвай. Кроме того, на линиях работали уже морально устаревшие, маловместительные вагонах 1910-х годов выпуска.
Последним днем работы трамвая на европейской стороне стало 12 августа 1961 года. В тот день последний рейс совершили трамваи маршрута Топкапы-Эминю. С 27 мая 1961 года по этой линии пошли троллейбусы.
А с 3 октября 1966 года трамвай в Стамбуле был окончательно закрыт. В тот день завершил работу последний трамвайный маршрут в азиатской части Стамбула от Кадыкея до Ускюдара.
Кстати и троллейбус в Стамбуле продержался недолго и был закрыт в 1984 году.
На удивление властей города после ликвидации трамвая ситуация с заторами на дорогах не улучшилась, а стала только хуже.
Интересно, что с 1967 по 1981 год в городе существовал музей транспорта и трамваев, куда были переданы ряд образцов трамвайной техники. Но в 1981 году музей был закрыт и большая часть вагонов распилена на металлолом. Часть вагонов стала экспонироваться на нижней стации городского фуникулера.
Так же после закрытия трамвайного движения в 1966 году 125 списанных вагонов стали комнатами для проживания в лагере перевозчика IETT в городе Авджылар. Трамвайные вагоны в качестве комнат использовались вплоть до 1998 года.
Новая история стамбульского трамвая началась в 1990 году после открытия движения трамвая по ретро-линии на улице Истеклял. В ходе реконструкции улицы в пешеходную возникла идея запуска тут исторического трамвая. В качестве вагонов стали использоваться восставленные трамваи, представленные в качестве экспонатов на станции фуникулера.
В 1992 году начинает работу уже полномасштабная пассажирская трамвайная линия построенная по современным стандартам - современный маршрут Т1. Первым был участок между Беязыт и Юсуфпаша. На линии работали 2-х вагонные поезда АВВ, переданные с надземной линии метро М1.
В 2004 году вагоны АВВ вернулись работать на линию метро М1, а на трамвайном маршруте Т1 начали работу новые вагоны Bombardier Flexity Swift.
В 2003 году начинает работу ретро-маршрут на азиатской стороне, в районе Кадыкей. На линии работают вагоны Gotha T57, переданные из германского города Йена.
В 2006 году начала работу линия Т2. На ней работают 2-х вагонные поезда из вагонов Duewag B100S и Duewag B80S, переданные из Кельна.
В 2007 году начала работу линия Т4.
2011 год ознаменовался объединением маршрутов Т1 и Т2 в единую линию и началом работы вагонов Alstom Citadis 304.
В 2021 году начала работу линия Т5, трасса которой проходит вдоль бухты Золотой рог.
Современный трамвай
Трамвайная система Стамбула состоит из 4 не связанных с друг другом сетей. Среди них 2 сети - это линии ретро-трамваев, о которых мы поговорим в следующей статье. А сегодня поговорим о еще 2 трамвайных сетях, которые называют "современными". Сеть современного трамвая Стамбула состоит из 2 несвязанных сетей и 3 маршрутов. Линии обслуживает государственный перевозчик Metro Istanbul. Ширина колеи всех линии - 1435 мм. На всех линиях используются двухсторонние вагоны с дверьми по обоим сторонам и 2 кабинами управления. Поэтому разворот осуществляется в тупиках в конце линии. Все линии поострены по принципам легкорельсового транспорта с выделенными линиями, станциями-платформами, но при этом друг от друга отличаются, поэтому стоит подробнее поговорить о каждом маршруте отдельно.
Маршрут Т1
Главный городской трамвайный маршрут Т1- первая его очередь открыта в 1992 году, закончено сооружения трамвая в 2011 году. Линия длиной 18 км, на ней имеется 32 станции. Маршрут обслуживает 1 депо: Zeytinburnu Yerleşkesi и дополнительная площадка для хранения вагонов: Pazartekke.
На севере линия проходит полностью на обособленно полотне, отгороженная забором. Но при этом имеются пересечения с проезжей частью на одном уровне, кроме того, встречаются перекрестки со светофорами. В центре города трамвай выходит на чисто трамвайную улицу. Здесь всю ширину проезжей части занимают пути, а ездить по ней разрешено только трамваям, экстренным службам и такси. После пересечения бухты Золотой рог по Галатскому мосту трамвайная линия вновь идет по своей обособленной линии.
Разворот вагонов осуществляется в тупиках в конце линии. Все остановки оформлены в виде полноценных станций на высоких платформах в уровень с полом вагонов. Вход на станции осуществляется через турникеты, у которых стоит охранник-контроллер, контролирующий проход пассажиров. Поэтому пройти мимо турникета вряд ли получится.
На станциях имеются остановочные павильоны, а вот табло c указанием времени прибытия ближайшего трамвая нет, так как в этом нет необходимости: трамваи идут друг за другом сплошным потоком. Станция "Топкапы" расположена под одноименной площадью, здесь крупный пересадочный узел: есть пересадка на трамваи Т4 и метробус. Станция "Джевизлибаг" имеет 3 пути, с одного из них осуществляется отправления вагонов по укороченному маршруту.
Маршрут Т1 работает с 6:00 до 0:00 и с пиковым интервалом от 1 минуты.
Маршрут проходит по исторической части европейского Стамбула мимо основных достопримечательностей дворцов Топкапы, Долмабахче, легендарного Софийского собора, Голубой мечети, площади Султанахмет, парка Гюльхане, пристаней Эминой и Каракей, Галатского моста, Гранд-базара. Как следствие вагоны маршрута Т1 всегда переполнены, причем не только местными, но и туристами. Для улучшения провоза пассажиров пользуются укороченные рейсы до Эминой или Дживизлибаг. Разворот вагонов осуществляется на специально построенных съездах между путями разного направления.
На линии работают 2-х вагонные поезда из 3-х секционных низкопольных вагонов Bombardier Flexity Swift 2003 года выпуска и Alstom Citadis 304 2010 года постройки.
Трамваи по маршруту двигаются с большой скоростью. Вагоны аккуратные и чистые, интервалы мизерные, на станциях так же все опрятно.
Единственный минус - плохая система оповещения пассажиров в салоне - нет схемы линии, зачастую информатор и информационное табло не работают.
Маршрут Т1 несет историческую преемственность. В 1950-е годы, здесь мимо площади Султанахмет проходило 8 маршрутов!
Маршрут Т1 - отличный вариант прокатится на современном трамвае и посмотреть на основные достопримечательности Стамбула.
Для более хорошего представления о линии Т1 предлагаю посмотреть видео поездки по маршруту
Маршрут Т4
Маршрут Т4 уходит на север Стамбула от пересадочного узла "Топкапы" до конечной Mescid-i Selam. Длина линии - 14 км, имеется 22 станции. Открыта в 2007 году. Обслуживает депо Habibler Yerleşkesi. Линия имеет служебное соедините с маршрутом Т1, недалеко от Топкапы.
Линия Т4 больше похожа на линию наземного метро: она полностью отгорожена от проезжей части, имеются подземные участки и подвижной состав специфический - больше похож так же на метрошный. И платформы под их стать - длинные и высокие. Да сами вагоны больше похожи на электрички. Как и на Т1 вход на станции организован через турникеты.
Поезда работают с интервалом 10 минут с 6:00 до 0:00.
На линии работают 3-х вагонные поезда из 2-х секционных вагонов Duewag B100S, Duewag B80S. Они поступили из Кельна и изначально работали на маршруте Т1. Эти вагоны 1976-1977 года постройки. На линии также работают 2-х секционные вагоны Hyundai Rotem LRV34, построенные в 2008 году. А в 2015 году начали работу новые вагоны RTE 2014.
Поезда идут мягко и быстро, не смотря на свой возраст. В салоне работает аудиоинформатор. Нельзя сказать что на маршруте маленький пассажиропоток, но в отличие от Т1 здесь нет толкучки и тем более давки.
Маршрут Т4 нечем не примечателен, разве что тем, что можно прокатится на оригинальных вагонах Duewag с их неповторимым интерьером 60-70-х годов с мягкими диванами.
Маршрут Т5
Самый молодой маршрут Стамбула - Т5, открыт в 2021 году. Его трасса проходит по берегу бухты Золотой рог от Cibali до Alibeyköy Cep Otogari. На маршруте всего 12 станций, длина 9 км. Обслуживает маршрут депо Alibeyköy Yerleşkesi. Эта линия не связана с остальными маршрутами Т1 и Т4.
Линия отличается от всех остальных принципом токосъема - здесь вместо привычной контактной сети имеется третий - контактный рельс в междупутье. По этой причине вся линия полностью выделенная и отгороженная - по минимуму пересечений с проезжей частью. Интересно, что платформы на здешних станциях боковые, а не островные, как на Т1 и Т4. На каждой платформе имеется павильон и информационное табло, показывающее время прибытия ближайшего трамвая.
На маршруте работают современные низкопольные 5-и секционные вагоны Durmazlar Panorama.
Трамваи работают с 6:00 до 0:00 с пиковым интервалом 6 минут.
При поездке на маршруте сразу чувствуется, что все новое: и вагоны и платформы и оборудование.
К сожалению, пока линия не пользуется большой популярностью у пассажиров, так как не доезжает до важных точек притяжения. Платформы пустые, вагоны то же. Да и чувствуется, что платформа гораздо длиннее трамвайного вагона.
Но, в скором времени все изменится. Сейчас ведется активное строительство продления линии к центру Стамбула. На маршруте Т5 можно будет доехать до пристани "Эминой", где будет организована пересадка на Т1. Понятно, что после этого, пассажиропоток вырастет в разы и на маршруте начнут работать двухвагонные поезда во всю длину платформы.
На маршруте Т5 конечно нет туристических достопримечательностей, но прокатится на нем стоит, что бы полюбоваться красотами бухты Золотой рог и видами на городской район Галата.
Так же предлагаю посмотреть поездку на трамвае по маршруту Т5:
***
Вот такой получился обзор о современном трамвае Стамбула: разнообразном, скоростном, частями метроподном, но безусловно играющим большую роль в транспортной системе города Стамбула.
И напоследок, просто видео с трамваями Стамбула
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о транспорте Стамбула:
Другие статьи о трамвайных системах: