Найти тему

Транспорт Стамбула: современный трамвай

Оглавление

Продолжаем знакомство с транспортом самого большого города Турции - Стамбула. Переходим к "вишенке на торте" - самому интересному - трамвайной системе города. Будет 2 части: сегодня поговорим о современном трамвае, а в следующий раз - о ретро трамваях.

трамвай Alstom Citadis 304, маршрут Т1
трамвай Alstom Citadis 304, маршрут Т1

История

История Стамбульского трамвая началась в 1871 году с открытием первой линии конно-железных дорог с колей 1000 мм. С 1914 года конка была переведена на электрическую тягу и трамвай начал свое активное развитие по городу. Досягнув своего максимума к 1956 году, когда в городе было 56 маршрутов, на которых работало 270 вагонов. Но с этого момента сеть начинает сворачиваться. Городские власти считали, что в большом количестве заторов на дорогах виноват трамвай. Кроме того, на линиях работали уже морально устаревшие, маловместительные вагонах 1910-х годов выпуска.

Последним днем работы трамвая на европейской стороне стало 12 августа 1961 года. В тот день последний рейс совершили трамваи маршрута Топкапы-Эминю. С 27 мая 1961 года по этой линии пошли троллейбусы.

А с 3 октября 1966 года трамвай в Стамбуле был окончательно закрыт. В тот день завершил работу последний трамвайный маршрут в азиатской части Стамбула от Кадыкея до Ускюдара.

Кстати и троллейбус в Стамбуле продержался недолго и был закрыт в 1984 году.

На удивление властей города после ликвидации трамвая ситуация с заторами на дорогах не улучшилась, а стала только хуже.

Интересно, что с 1967 по 1981 год в городе существовал музей транспорта и трамваев, куда были переданы ряд образцов трамвайной техники. Но в 1981 году музей был закрыт и большая часть вагонов распилена на металлолом. Часть вагонов стала экспонироваться на нижней стации городского фуникулера.

Так же после закрытия трамвайного движения в 1966 году 125 списанных вагонов стали комнатами для проживания в лагере перевозчика IETT в городе Авджылар. Трамвайные вагоны в качестве комнат использовались вплоть до 1998 года.

Новая история стамбульского трамвая началась в 1990 году после открытия движения трамвая по ретро-линии на улице Истеклял. В ходе реконструкции улицы в пешеходную возникла идея запуска тут исторического трамвая. В качестве вагонов стали использоваться восставленные трамваи, представленные в качестве экспонатов на станции фуникулера.

Ретро-маршрут Т2 на проспекте Истеклял
Ретро-маршрут Т2 на проспекте Истеклял

В 1992 году начинает работу уже полномасштабная пассажирская трамвайная линия построенная по современным стандартам - современный маршрут Т1. Первым был участок между Беязыт и Юсуфпаша. На линии работали 2-х вагонные поезда АВВ, переданные с надземной линии метро М1.

В 2004 году вагоны АВВ вернулись работать на линию метро М1, а на трамвайном маршруте Т1 начали работу новые вагоны Bombardier Flexity Swift.

вагон Bombardier Flexity Swift, маршрут Т1
вагон Bombardier Flexity Swift, маршрут Т1

В 2003 году начинает работу ретро-маршрут на азиатской стороне, в районе Кадыкей. На линии работают вагоны Gotha T57, переданные из германского города Йена.

вагоны Gotha T57, маршрут Т3
вагоны Gotha T57, маршрут Т3

В 2006 году начала работу линия Т2. На ней работают 2-х вагонные поезда из вагонов Duewag B100S и Duewag B80S, переданные из Кельна.

В 2007 году начала работу линия Т4.

вагон Duewag B100S, маршрут Т4
вагон Duewag B100S, маршрут Т4

2011 год ознаменовался объединением маршрутов Т1 и Т2 в единую линию и началом работы вагонов Alstom Citadis 304.

вагон Alstom Citadis 304, маршрут Т1
вагон Alstom Citadis 304, маршрут Т1

В 2021 году начала работу линия Т5, трасса которой проходит вдоль бухты Золотой рог.

Durmazlar Panorama, маршрут Т5
Durmazlar Panorama, маршрут Т5

Современный трамвай

Трамвайная система Стамбула состоит из 4 не связанных с друг другом сетей. Среди них 2 сети - это линии ретро-трамваев, о которых мы поговорим в следующей статье. А сегодня поговорим о еще 2 трамвайных сетях, которые называют "современными". Сеть современного трамвая Стамбула состоит из 2 несвязанных сетей и 3 маршрутов. Линии обслуживает государственный перевозчик Metro Istanbul. Ширина колеи всех линии - 1435 мм. На всех линиях используются двухсторонние вагоны с дверьми по обоим сторонам и 2 кабинами управления. Поэтому разворот осуществляется в тупиках в конце линии. Все линии поострены по принципам легкорельсового транспорта с выделенными линиями, станциями-платформами, но при этом друг от друга отличаются, поэтому стоит подробнее поговорить о каждом маршруте отдельно.

Схема трамвайных линий
Схема трамвайных линий

Маршрут Т1

Главный городской трамвайный маршрут Т1- первая его очередь открыта в 1992 году, закончено сооружения трамвая в 2011 году. Линия длиной 18 км, на ней имеется 32 станции. Маршрут обслуживает 1 депо: Zeytinburnu Yerleşkesi и дополнительная площадка для хранения вагонов: Pazartekke.

На севере линия проходит полностью на обособленно полотне, отгороженная забором. Но при этом имеются пересечения с проезжей частью на одном уровне, кроме того, встречаются перекрестки со светофорами. В центре города трамвай выходит на чисто трамвайную улицу. Здесь всю ширину проезжей части занимают пути, а ездить по ней разрешено только трамваям, экстренным службам и такси. После пересечения бухты Золотой рог по Галатскому мосту трамвайная линия вновь идет по своей обособленной линии.

Трамвай Bombardier Flexity Swift на обособленном участке линии
Трамвай Bombardier Flexity Swift на обособленном участке линии

Трамвай Bombardier Flexity Swift на чисто трамвайной улице
Трамвай Bombardier Flexity Swift на чисто трамвайной улице
Трамвай Bombardier Flexity Swift на Галатском мосту
Трамвай Bombardier Flexity Swift на Галатском мосту

Разворот вагонов осуществляется в тупиках в конце линии. Все остановки оформлены в виде полноценных станций на высоких платформах в уровень с полом вагонов. Вход на станции осуществляется через турникеты, у которых стоит охранник-контроллер, контролирующий проход пассажиров. Поэтому пройти мимо турникета вряд ли получится.

Одна из трамвайных станций
Одна из трамвайных станций
Вход на станцию "Султанахмет"
Вход на станцию "Султанахмет"

На станциях имеются остановочные павильоны, а вот табло c указанием времени прибытия ближайшего трамвая нет, так как в этом нет необходимости: трамваи идут друг за другом сплошным потоком. Станция "Топкапы" расположена под одноименной площадью, здесь крупный пересадочный узел: есть пересадка на трамваи Т4 и метробус. Станция "Джевизлибаг" имеет 3 пути, с одного из них осуществляется отправления вагонов по укороченному маршруту.

Маршрут Т1 работает с 6:00 до 0:00 и с пиковым интервалом от 1 минуты.

Маршрут проходит по исторической части европейского Стамбула мимо основных достопримечательностей дворцов Топкапы, Долмабахче, легендарного Софийского собора, Голубой мечети, площади Султанахмет, парка Гюльхане, пристаней Эминой и Каракей, Галатского моста, Гранд-базара. Как следствие вагоны маршрута Т1 всегда переполнены, причем не только местными, но и туристами. Для улучшения провоза пассажиров пользуются укороченные рейсы до Эминой или Дживизлибаг. Разворот вагонов осуществляется на специально построенных съездах между путями разного направления.

На линии работают 2-х вагонные поезда из 3-х секционных низкопольных вагонов Bombardier Flexity Swift 2003 года выпуска и Alstom Citadis 304 2010 года постройки.

вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
Вагоны  Alstom Citadis 304
Вагоны Alstom Citadis 304
Салон вагона Alstom Citadis 304
Салон вагона Alstom Citadis 304
Салон вагона Bombardier Flexity Swift
Салон вагона Bombardier Flexity Swift

Трамваи по маршруту двигаются с большой скоростью. Вагоны аккуратные и чистые, интервалы мизерные, на станциях так же все опрятно.

Единственный минус - плохая система оповещения пассажиров в салоне - нет схемы линии, зачастую информатор и информационное табло не работают.

Маршрут Т1 несет историческую преемственность. В 1950-е годы, здесь мимо площади Султанахмет проходило 8 маршрутов!

Маршрут Т1 - отличный вариант прокатится на современном трамвае и посмотреть на основные достопримечательности Стамбула.

вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Alstom Citadis 304
вагон Alstom Citadis 304
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift у входа в парк Гюльхане
вагон Bombardier Flexity Swift у входа в парк Гюльхане
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
Вагон Alstom Citadis 304. Улицы европейской части Стамбулы больше похожи на огромный рынок
Вагон Alstom Citadis 304. Улицы европейской части Стамбулы больше похожи на огромный рынок
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
Вагон Alstom Citadis 304
Вагон Alstom Citadis 304
Вагон Alstom Citadis 304
Вагон Alstom Citadis 304
вагон Bombardier Flexity Swift
вагон Bombardier Flexity Swift
Вагон Alstom Citadis 304
Вагон Alstom Citadis 304
Вагон Alstom Citadis 304
Вагон Alstom Citadis 304

Для более хорошего представления о линии Т1 предлагаю посмотреть видео поездки по маршруту

Маршрут Т4

Маршрут Т4 уходит на север Стамбула от пересадочного узла "Топкапы" до конечной Mescid-i Selam. Длина линии - 14 км, имеется 22 станции. Открыта в 2007 году. Обслуживает депо Habibler Yerleşkesi. Линия имеет служебное соедините с маршрутом Т1, недалеко от Топкапы.

вагон Duewag B100S
вагон Duewag B100S

Линия Т4 больше похожа на линию наземного метро: она полностью отгорожена от проезжей части, имеются подземные участки и подвижной состав специфический - больше похож так же на метрошный. И платформы под их стать - длинные и высокие. Да сами вагоны больше похожи на электрички. Как и на Т1 вход на станции организован через турникеты.

Линия
Линия

Поезда работают с интервалом 10 минут с 6:00 до 0:00.

На линии работают 3-х вагонные поезда из 2-х секционных вагонов Duewag B100S, Duewag B80S. Они поступили из Кельна и изначально работали на маршруте Т1. Эти вагоны 1976-1977 года постройки. На линии также работают 2-х секционные вагоны Hyundai Rotem LRV34, построенные в 2008 году. А в 2015 году начали работу новые вагоны RTE 2014.

вагон Duewag B100S
вагон Duewag B100S
салон вагона Duewag B100S
салон вагона Duewag B100S
станция "Топкапы" и вагон Hyundai Rotem LRV34
станция "Топкапы" и вагон Hyundai Rotem LRV34

Поезда идут мягко и быстро, не смотря на свой возраст. В салоне работает аудиоинформатор. Нельзя сказать что на маршруте маленький пассажиропоток, но в отличие от Т1 здесь нет толкучки и тем более давки.

Маршрут Т4 нечем не примечателен, разве что тем, что можно прокатится на оригинальных вагонах Duewag с их неповторимым интерьером 60-70-х годов с мягкими диванами.

Маршрут Т5

Самый молодой маршрут Стамбула - Т5, открыт в 2021 году. Его трасса проходит по берегу бухты Золотой рог от Cibali до Alibeyköy Cep Otogari. На маршруте всего 12 станций, длина 9 км. Обслуживает маршрут депо Alibeyköy Yerleşkesi. Эта линия не связана с остальными маршрутами Т1 и Т4.

вагон Durmazlar Panorama
вагон Durmazlar Panorama

Линия отличается от всех остальных принципом токосъема - здесь вместо привычной контактной сети имеется третий - контактный рельс в междупутье. По этой причине вся линия полностью выделенная и отгороженная - по минимуму пересечений с проезжей частью. Интересно, что платформы на здешних станциях боковые, а не островные, как на Т1 и Т4. На каждой платформе имеется павильон и информационное табло, показывающее время прибытия ближайшего трамвая.

станция "Alibeyköy Cep Otogari", вагон Durmazlar Panorama. В межпутье виднеется третий рельс-токосъем.
станция "Alibeyköy Cep Otogari", вагон Durmazlar Panorama. В межпутье виднеется третий рельс-токосъем.
В отличие от других линий современного трамвая на маршруте Т5 табло, показывающее прибытие ближайщего трамвая роаботает.
В отличие от других линий современного трамвая на маршруте Т5 табло, показывающее прибытие ближайщего трамвая роаботает.

На маршруте работают современные низкопольные 5-и секционные вагоны Durmazlar Panorama.

вагон Durmazlar Panorama
вагон Durmazlar Panorama

Трамваи работают с 6:00 до 0:00 с пиковым интервалом 6 минут.

При поездке на маршруте сразу чувствуется, что все новое: и вагоны и платформы и оборудование.

К сожалению, пока линия не пользуется большой популярностью у пассажиров, так как не доезжает до важных точек притяжения. Платформы пустые, вагоны то же. Да и чувствуется, что платформа гораздо длиннее трамвайного вагона.

Но, в скором времени все изменится. Сейчас ведется активное строительство продления линии к центру Стамбула. На маршруте Т5 можно будет доехать до пристани "Эминой", где будет организована пересадка на Т1. Понятно, что после этого, пассажиропоток вырастет в разы и на маршруте начнут работать двухвагонные поезда во всю длину платформы.

Площадка строительсива продления линии маршрута Т5 отрогорожена забором, на котором вывшен плакат, рассказвающий о продлении маршрута до Эминоя.
Площадка строительсива продления линии маршрута Т5 отрогорожена забором, на котором вывшен плакат, рассказвающий о продлении маршрута до Эминоя.

На маршруте Т5 конечно нет туристических достопримечательностей, но прокатится на нем стоит, что бы полюбоваться красотами бухты Золотой рог и видами на городской район Галата.

Так же предлагаю посмотреть поездку на трамвае по маршруту Т5:

***

Вот такой получился обзор о современном трамвае Стамбула: разнообразном, скоростном, частями метроподном, но безусловно играющим большую роль в транспортной системе города Стамбула.

И напоследок, просто видео с трамваями Стамбула

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о транспорте Стамбула:

Другие статьи о трамвайных системах: