Продолжаем знакомство с транспортом Стамбула. В прошлый раз мы вели разговор о современном трамвае. Сегодня пришла роль самого интересного - системы ретро-маршрутов, или как они называются в Турции - "ностальгические" трамваи.
Ностальгические трамваи
В городе работает 2 независимые и не связанные с современным трамваем системы. Одна сеть на европейской части, вторая - на азиатской. Оба маршрута узкой колеи 1000 мм. Сейчас поговорим о каждом маршруте подробнее. Перевозчик единый для трамвая - Istanbul Metro. Оплата проезда так же осуществляется транспортной картой Istambul kart. При входе в трамвай через переднюю дверь свою карту нужно приложить к валидатору на поручне.
Маршрут Т2
Трамвайный маршрут Т2 самый молодой в новой трамвайной системе города. Он был открыт 29 декабря 1990 года. Маршрут проходит по проспекту Истеклял и соединяет площадь Таксим и Туннель. Интересно, что на обоих концах маршрута можно пересесть на линии фуникулера.
В ходе реконструкции проспекта Истеклял в пешеходную улицу было принято решение о строительстве трамвайной линии для туристов с использованием на ней исторического подвижного состава. Ведь здесь до середины1950-х годов работало 8 трамвайных маршрутов схожей трассировки.
Однопутная трамвайная линия проходит по центру проспекта Истеклял. В середине линии имеется разъезд для пропуска встречного вагона. На площади Таксим расположено кольцо, а у Туннеля разворот осуществляется простой сменой кабины. Линия имеет длину 1,5 км. По пути следования имеется 5 остановок. Маршрут обслуживает депо Taksim Deposu, которое по факту представляет из себя тупик для хранения вагонов.
В парке имеется 3 вагона. 2 моторных двухосных вагона Franco-Belge 1914 и 1926 года. Оба вагон двухсторонние - то есть имеют 2 кабины управления. Вагон № 115 1914 года постройки работал в строй системе на европейской стороне. В 1961 году продолжил работу в Азии, а в 1966 году попал в музей, который находился на территории закрытого трамвайного депо Hasanpaşa, с 1981 года вагон был перемещен в вестибюль станции "Каракой" фуникулера F1. В 1990 году восстановлен и начал работу на маршруте.
Второй вагон № 223 построен в 1926 году и работал на азиатской сети. После закрытия трамвайного движения попал в музей, затем, как и вагон № 115 на станцию фуникулера, потом был восстановлен для работы на линии.
В 2010 году был построен прицепной вагон. Он переделан из вагона Reko TZ70 1973 года постройки, который до 2010 года работал на азитаском ретро-маршруте Т3. Прицепной вагон работает только по большим городским праздникам.
Традиционно на маршруте работает 1 вагон в будни, и 2 вагона в выходные. На конечной остановке Таксим вывешено расписание движения. Интервал от 40 минут до 1 часа. Маршрут работает с 7.00 до 21.30.
Нужно отметить, что маршрут Т2 - это чисто туристический аттракцион, им не пользуются местные. а только туристы. Причем, здесь постоянный аншлаг. Люди заранее собираются на конечной и прям "берут штурмом" маленький вагончик. Бедный трамвай набивается как бочка селедкой. Вагон следует по маршруту прям увешанный счастливыми пассажирами, как новогодняя елка.
Безусловно трамвай на проспекте Истеклял - это местная звезда, его все фотографируют, снимают на видео, селфятся на его фоне и т.п.
Но из-за того, что Истеклял - это все-таки главная городская пешеходная улица с большим количеством кафешек, ресторанов, торговых центров и бутиков здесь всегда многолюдно и не протолкнутся. Бедный трамвай медленно проползает через толпу гуляющих, которые так и норовят выползти на трамвайные пути. Трамвайный звонок во время поездки не умолкает, распугивая пешеходов.
Трамвай на Истеклял - удачная туристическая фишка Стамбула. Красный вагончик - узнаваемый образ, который тиражируется на открытках, магнитиках, тетрадях, кружках. В сувенирных лавках продаются всякие сувенирные вариации вагончиков выполненные и в пластике и в железе и т.п.
Безусловно, прокатится на Т2 стоит, но должного удовольствия получить сложно из-за большого количества пассажиров и толп людей на улице. Есть только надежда на то, что и в будние дни будут выпускать по 2 вагона.
Так же предлагаю вашему вниманию видео поездки на трамвае по маршруту Т2:
Маршрут Т3
Другой ретромаршрут Т3 не такой растиражированный, но по своему колоритный. Он находится на азиатской стороне. Маршрут был открыт 1 ноября 2003 года.
Маршрут представляет собой однопутное кольцо вокруг района Мода по улицам Сёгютлючешме, Генерал Асым Гюндюз, Шаир Нефи, Джем, Паша, Мюхюрдар, Дамга, Албай Фаик Сёзденер. По большей части линия находится на совмещенном полотне и идет в общем транспортном потоке с другим транспортом. Единственный участок трамвайно-пешеходный находится на улице Джем. Длина линии 2,6 км. На ней имеется 11 остановок.
Маршрут Т3 работает с 6:00 до 0:00, средний интервал движения - 10 минут.
На маршруте работают 3-4 вагона. Всего в депо Moda Yerleşkesi числятся 6 вагонов. Это 4 трамвая Gotha T57 1957-1959 года и 2 вагона Reko TZ70 1975 года постройки. Готы в 2003 и 2006 годах были переданы из немецкого города Йена. Вагоны Реко переданы из немецкого города Шёнайхе. Все эти вагоны так же двухсторонние с 2 кабинами управления и дверьми по обоим сторонам.
Важно, что поездка на Т3 будет более спокойная и размеренная: здесь нет такого бешенного пассажиропотока, как на Т2 на Истекляле, а так же нет толп туристов. Хотя маршрут и называют "ностальгическим" чаще им пользуются местные жители. Да и подвижной состав, так себе "ретро": немецкие Готы до последних лет активно работали в Евпатории, да и в среднестатистическом российском трамвайном городе таких трамваев "ретро" 60-х годов очень много на простых городских маршрутах, например в Екатеринбурге или Волгограде).
Маршрут Т3 не проходит мимо стамбульских достопримечательностей, но его трасса не менее колоритна: вагон проходит мимо пристани "Кадыкей", вдоль исторической застройки района Мода, проезжает мимо типовой жилой застройки 2-ой половины 20 века, выходит на живописный берег Босфора, проезжает вдоль парка "Мода" и вновь возвращается к пристани.
Прокатится на Т3 стоит не только ради поездки на легендарной немецкой Готе, но в первую очередь побывать в совсем другой атмосфере не туристического, повседневного и спокойного Стамбула.
И напоследок, видео поездки нв трамвае по маршруту Т3
***
Стамбульские ностальгические ретро трамвайные маршруты совсем разные. Т2 на Истеклял чисто туристическая фишка, всегда забитая нардом, а Т3 на азиататской стороне более спокойный городской маршрут. У каждого своя неповторимая атмосфера, и окунутся в нее нужно наверно не только любителю трамваев, но и простому туристу. Оно того стоит, уж поверьте.
На этой ноте мы заканчиваем цикл статей о транспорте Стамбула.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о транспорте Стамбула:
Другие статьи о ретро-транспорте: