Найти тему

Немного о трамваях Гааги

Оглавление

Сегодня заканчиваем цикл статей о транспорте Нидерландов. Мы познакомились с общественным транспортом и трамвайной системой Амстердама, а так же с амстердамской музейной трамвайной линией. Сегодня поговорим о трамваях Гааги. В Гааге я был проездом, на трамваях не катался, но общее впечатление об этой необычной трамвайной системе все таки сложилось.

Гаага, Hofweg, маршрут 16, вагон BN GTL8-II
Гаага, Hofweg, маршрут 16, вагон BN GTL8-II

Гаага - третий по величине город Нидерландов, расположен на берегу Северного моря. В Гааге находятся резиденция нидерландского короля, а так же международный суд. Город основан в 13 веке, его площадь 98,2 кв. км, а население - 515 тыс. чел.

История

История трамвайного движения в Гааге начинается в 1864 году, когда там открылось движение конки. На период расцвета конки будет работать 8 маршрутов. Но в 1879 году начинает работу паровой трамвай, которой не даст должного развития конки. В городе будет 5 маршрутов паровика, в том числе междугородная линия Гаага - Делфт. В 1890 году была открыта линия аккумуляторного трамвая, впоследствии от этой идеи отказались, решив строить традиционную трамвайную систему с контактной сетью. Что и произошло, в 1904 году, когда была запущена первая линия электрического трамвая. Конка закончит существование в 1907 году, а последняя линия паровика закроется в 1932 году. Кстати, первый участок электрической трамвайной линии 1904 года существует до сих пор, здесь ходят трамваи 9-ого маршрута (Nieuwe Parklaan, Plesmanweg, Raamweg, Koningskade). К 1926 году количество маршрутов достигло 15: электрическим трамваем как правило заменялись старые коночные и паровые линии. К началу Второй мировой войны сеть достигла 21 маршрута, в первую очередь строились новые линии в окраинные районы Гааги.

В начале войны трамвай продолжал работать, но в связи с нехваткой персонала трамваи не справлялись с возросшей нагрузкой. Во время оккупации Германией трамвайные пути и вагоны пришли в негодность, а трамвайная сеть была разделена из-за строительства Атлантического вала (оборонительных сооружений), а нехватка электроэнергии привела к остановке движения с 17 ноября 1944 года. С середины 1945 года трамваи начинают возвращаться на линии. Но часть линий так и не были восстановлены из-за больших разрушений. В 1950-60-е годы трамвайное движение в Гааге сворачивается, трамвайные маршруты заменяются на автобусные. Но, уже в 1970-е годы тенденция меняется и трамвай получает принцип "полуметро" с реконструкцией и отделением трамвайных путей от автомобильного потока. Новые линии строятся районы-новостройки.

Большой вехой в истории гаагского трамвая стало строительство трамвайного туннеля в 2004 году в центре города, что позволило разгрузить улицы и ускорить трамвайное движение. А в 2006 году была открыта междугородняя трамвайная линия в Зоетермеер, построенная по принципам легкорельсового транспорта: у нее отсутствуют пересечения с автодорогами.

Описание

Трамвайная сеть длиной 117 км состоит из 10 традиционных маршрутов и 4 маршрутов, соединяющих Гаагу с другими городами, они по современной классификации называются легкорельсовым транспортом. Маршруты обслуживают 3 трамвайных депо. Колея сети стандартная европейская - 1435 мм. Перевозчик - HTM Personenvervoer NV.

Схема трамвайных маршрутов
Схема трамвайных маршрутов

Трамвайная сеть традиционно разветвленная и охватывает практически все районы Гааги. Маршруты организованы по принципу 1 линия - 1 маршрут. Они организованы по диаметральному принципу: окраина - центр - окраина, из общего принципа разве что выделяются маршруты № 11 и 12, они заканчивающиеся в центре у вокзала Den Gaag HS, а так же маршруты № 15 и 17, заканчивающиеся у Центрального вокзала.

3 маршрута соединяют Гаагу с другими городами и их линии построены по принципу легкорельсового транспорта. Маршруты № 3 и 4 ведут в город Зоетермеер (маршруты расходятся в разные части города). Причем интересно, что они идут практически через всю Гаагу и по территории города выполняют перевозки пассажиров. Так же в Зоетермеер следует трамвайный маршрут № 34, но он работает по будням в утренний пик.

Трамвай № Е связывает Гаагу и Роттердам. В обоих городах движение начинается от Центральных вокзалов.

Так же в соседний город Делфт ведут трамвайные маршруты № 1 и 19, но они построены по принципу простого трамвая.

Гаага, Hofweg, маршрут 1, вагон BN GTL8-II
Гаага, Hofweg, маршрут 1, вагон BN GTL8-II

Все трамваи Гааги работают с 6:00 до 0:00, с интервалом 7-20 минут. Самые часто ходящие маршруты № 9 и 16 - они следуют с интервалом 7-8 минут. Самый редкий - № 3, у него интервал движения - 20 минут.

Оплата проезда

Система оплаты проезда похожа на амстердамскую. Для того, что бы оплатить проезд нужно приобрести билет в специальном автомате, которые находятся практически на всех крупных остановках. Сами гаагцы пользуются картой OV, по которой стоимость поездки составляет 4 евро и можно пересаживаться между маршрутами трамваев и автобусов в течении 35 минут. Сама карта стоит 7,50 евро и пополняется через автомат, такой налог "Тройки" или "Подорожника".

Имеется 2-х часовая карта с неограниченным количеством пересадок в течении этого времени, она стоит 4 евро. Карта на 1 сутки стоит 7,10 евро, на 3 суток - 18 евро. Туристическая карта на 1 сутки стоит 14,50 евро.

Если вы едете на междугородних маршрутах, то стоимость поездки будет высчитываться из длины поездки. Стоимость проезда 1 км составляет 0,99 евро.

При посадке в трамвай нужно не забывать прикалывать свою карту к валидатору и на экране загорится "check in OK", то же самое нужно проделать и на выходе: на экране загорится надпись "check out OK" и оставшаяся сумма на карте.

Подвижной состав

В отличие от Амстердама здесь более разнообразный подвижной состав трамвая, а фирменная окраска иная - в Гааге не бело-синие трамваи, а разные вариации красного. Всего в городе насчитывается 204 различных вагонов трамвая. Больше всего в Гааге трамваев типа Alstom Citadis Regio - 72 штуки. Они построены в 2006 и 2011 годах. Это низкопольные 3-х секционные трамваи. Они работают на скоростных 3, 4 и 34 маршрутах. Кстати у них окраска отличается от остальных вагонов. Альстомы выкрашены в белый цвет с синей полосой верху и серой юбкой.

В городе так же имеется 70 вагонов Siemens Avenio. Они построены в 2014-2016 и 2019-2020 годах. Они так же 3-х секционные и низкопольные, но их место назначения - чисто городские маршруты. Выкрашены в серо-красную окраску.

Гаага, Hofweg, маршрут 15, вагон Siemens Avenio
Гаага, Hofweg, маршрут 15, вагон Siemens Avenio

Стандартными для Гааги являются красные трамваи BN GTL8-II. 46 экземпляров построены в 1992-1993 годах. Вагоны 3-х секционные, высокопольные. Работают на городских маршрутах, а так же на линии в Делфт.

Гаага, Hofweg, маршрут 16, вагон BN GTL8-II
Гаага, Hofweg, маршрут 16, вагон BN GTL8-II

Оставшиеся 16 вагонов выпущены в 1981-1984 годах и сейчас активно выводятся из эксплуатации. Эта модель имеет обозначение BN GTL8-I. Внешне они не отличимые от своих более поздних сородичей BN GTL8-II. Так же работают на городских маршрутах.

На маршруте Е, который связывает Гаагу с Роттердамом ходят 3-х секционные вагоны Bombardier RSG3, сцепленные в 2-х вагонный поезд. Они построены в 2008 году и формально принадлежат не Гааге, а Роттердаму.

***

Трамвайную систему Гааги можно без преувеличения назвать уникальной. Кроме простых городских маршрутов, вагоны трамвая следуют в другие города не только агломерации, но и другого региона. Причем, если линия в Делфт например, не чем не отличается от обычной, то линия ведущая в Зоетермеер является уже скоростной со всей необходимой инфраструктурой: станциями, туннелями, эстакадами. И совсем другой уровень у трамваев маршрута Е, де-юре являющимися частью метро Роттердама.

Трамвайная система Гааги находится в отличном состоянии: идеальное состояние пути, продуманная маршрутная система, развитая сеть, вагоны в хорошем создании. Все вагоны, даже старые BN оборудованы информационными табло и электронными указателями.

Поражает даже сохранившаяся сеть линий в самом центре Гааги. Это позволяет маршруты из любого конца города провести через самый центр, что дает возможность пересесть с одного маршрута на другой и уехать в нужную сторону.

Трамвай прочно вошел в транспортную структуру не только города но и всей округи, позволяя быстро и удобно добираться на рельсовом электротранспорте до места назначения. С уверенностью можно сказать, что гаагский трамвай занял важную нишу магистрального транспорта, на котором заточена работа других видов транспорта города.

Гаага, Hofweg, маршрут 1, вагон BN GTL8-II
Гаага, Hofweg, маршрут 1, вагон BN GTL8-II
Гаага, Hofweg, маршрут 16, вагон BN GTL8-II
Гаага, Hofweg, маршрут 16, вагон BN GTL8-II

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о трамвайных системах: