Сегодня заканчиваем цикл статей о транспорте Нидерландов. Мы познакомились с общественным транспортом и трамвайной системой Амстердама, а так же с амстердамской музейной трамвайной линией. Сегодня поговорим о трамваях Гааги. В Гааге я был проездом, на трамваях не катался, но общее впечатление об этой необычной трамвайной системе все таки сложилось.
Гаага - третий по величине город Нидерландов, расположен на берегу Северного моря. В Гааге находятся резиденция нидерландского короля, а так же международный суд. Город основан в 13 веке, его площадь 98,2 кв. км, а население - 515 тыс. чел.
История
История трамвайного движения в Гааге начинается в 1864 году, когда там открылось движение конки. На период расцвета конки будет работать 8 маршрутов. Но в 1879 году начинает работу паровой трамвай, которой не даст должного развития конки. В городе будет 5 маршрутов паровика, в том числе междугородная линия Гаага - Делфт. В 1890 году была открыта линия аккумуляторного трамвая, впоследствии от этой идеи отказались, решив строить традиционную трамвайную систему с контактной сетью. Что и произошло, в 1904 году, когда была запущена первая линия электрического трамвая. Конка закончит существование в 1907 году, а последняя линия паровика закроется в 1932 году. Кстати, первый участок электрической трамвайной линии 1904 года существует до сих пор, здесь ходят трамваи 9-ого маршрута (Nieuwe Parklaan, Plesmanweg, Raamweg, Koningskade). К 1926 году количество маршрутов достигло 15: электрическим трамваем как правило заменялись старые коночные и паровые линии. К началу Второй мировой войны сеть достигла 21 маршрута, в первую очередь строились новые линии в окраинные районы Гааги.
В начале войны трамвай продолжал работать, но в связи с нехваткой персонала трамваи не справлялись с возросшей нагрузкой. Во время оккупации Германией трамвайные пути и вагоны пришли в негодность, а трамвайная сеть была разделена из-за строительства Атлантического вала (оборонительных сооружений), а нехватка электроэнергии привела к остановке движения с 17 ноября 1944 года. С середины 1945 года трамваи начинают возвращаться на линии. Но часть линий так и не были восстановлены из-за больших разрушений. В 1950-60-е годы трамвайное движение в Гааге сворачивается, трамвайные маршруты заменяются на автобусные. Но, уже в 1970-е годы тенденция меняется и трамвай получает принцип "полуметро" с реконструкцией и отделением трамвайных путей от автомобильного потока. Новые линии строятся районы-новостройки.
Большой вехой в истории гаагского трамвая стало строительство трамвайного туннеля в 2004 году в центре города, что позволило разгрузить улицы и ускорить трамвайное движение. А в 2006 году была открыта междугородняя трамвайная линия в Зоетермеер, построенная по принципам легкорельсового транспорта: у нее отсутствуют пересечения с автодорогами.
Описание
Трамвайная сеть длиной 117 км состоит из 10 традиционных маршрутов и 4 маршрутов, соединяющих Гаагу с другими городами, они по современной классификации называются легкорельсовым транспортом. Маршруты обслуживают 3 трамвайных депо. Колея сети стандартная европейская - 1435 мм. Перевозчик - HTM Personenvervoer NV.
Трамвайная сеть традиционно разветвленная и охватывает практически все районы Гааги. Маршруты организованы по принципу 1 линия - 1 маршрут. Они организованы по диаметральному принципу: окраина - центр - окраина, из общего принципа разве что выделяются маршруты № 11 и 12, они заканчивающиеся в центре у вокзала Den Gaag HS, а так же маршруты № 15 и 17, заканчивающиеся у Центрального вокзала.
3 маршрута соединяют Гаагу с другими городами и их линии построены по принципу легкорельсового транспорта. Маршруты № 3 и 4 ведут в город Зоетермеер (маршруты расходятся в разные части города). Причем интересно, что они идут практически через всю Гаагу и по территории города выполняют перевозки пассажиров. Так же в Зоетермеер следует трамвайный маршрут № 34, но он работает по будням в утренний пик.
Трамвай № Е связывает Гаагу и Роттердам. В обоих городах движение начинается от Центральных вокзалов.
Так же в соседний город Делфт ведут трамвайные маршруты № 1 и 19, но они построены по принципу простого трамвая.
Все трамваи Гааги работают с 6:00 до 0:00, с интервалом 7-20 минут. Самые часто ходящие маршруты № 9 и 16 - они следуют с интервалом 7-8 минут. Самый редкий - № 3, у него интервал движения - 20 минут.
Оплата проезда
Система оплаты проезда похожа на амстердамскую. Для того, что бы оплатить проезд нужно приобрести билет в специальном автомате, которые находятся практически на всех крупных остановках. Сами гаагцы пользуются картой OV, по которой стоимость поездки составляет 4 евро и можно пересаживаться между маршрутами трамваев и автобусов в течении 35 минут. Сама карта стоит 7,50 евро и пополняется через автомат, такой налог "Тройки" или "Подорожника".
Имеется 2-х часовая карта с неограниченным количеством пересадок в течении этого времени, она стоит 4 евро. Карта на 1 сутки стоит 7,10 евро, на 3 суток - 18 евро. Туристическая карта на 1 сутки стоит 14,50 евро.
Если вы едете на междугородних маршрутах, то стоимость поездки будет высчитываться из длины поездки. Стоимость проезда 1 км составляет 0,99 евро.
При посадке в трамвай нужно не забывать прикалывать свою карту к валидатору и на экране загорится "check in OK", то же самое нужно проделать и на выходе: на экране загорится надпись "check out OK" и оставшаяся сумма на карте.
Подвижной состав
В отличие от Амстердама здесь более разнообразный подвижной состав трамвая, а фирменная окраска иная - в Гааге не бело-синие трамваи, а разные вариации красного. Всего в городе насчитывается 204 различных вагонов трамвая. Больше всего в Гааге трамваев типа Alstom Citadis Regio - 72 штуки. Они построены в 2006 и 2011 годах. Это низкопольные 3-х секционные трамваи. Они работают на скоростных 3, 4 и 34 маршрутах. Кстати у них окраска отличается от остальных вагонов. Альстомы выкрашены в белый цвет с синей полосой верху и серой юбкой.
В городе так же имеется 70 вагонов Siemens Avenio. Они построены в 2014-2016 и 2019-2020 годах. Они так же 3-х секционные и низкопольные, но их место назначения - чисто городские маршруты. Выкрашены в серо-красную окраску.
Стандартными для Гааги являются красные трамваи BN GTL8-II. 46 экземпляров построены в 1992-1993 годах. Вагоны 3-х секционные, высокопольные. Работают на городских маршрутах, а так же на линии в Делфт.
Оставшиеся 16 вагонов выпущены в 1981-1984 годах и сейчас активно выводятся из эксплуатации. Эта модель имеет обозначение BN GTL8-I. Внешне они не отличимые от своих более поздних сородичей BN GTL8-II. Так же работают на городских маршрутах.
На маршруте Е, который связывает Гаагу с Роттердамом ходят 3-х секционные вагоны Bombardier RSG3, сцепленные в 2-х вагонный поезд. Они построены в 2008 году и формально принадлежат не Гааге, а Роттердаму.
***
Трамвайную систему Гааги можно без преувеличения назвать уникальной. Кроме простых городских маршрутов, вагоны трамвая следуют в другие города не только агломерации, но и другого региона. Причем, если линия в Делфт например, не чем не отличается от обычной, то линия ведущая в Зоетермеер является уже скоростной со всей необходимой инфраструктурой: станциями, туннелями, эстакадами. И совсем другой уровень у трамваев маршрута Е, де-юре являющимися частью метро Роттердама.
Трамвайная система Гааги находится в отличном состоянии: идеальное состояние пути, продуманная маршрутная система, развитая сеть, вагоны в хорошем создании. Все вагоны, даже старые BN оборудованы информационными табло и электронными указателями.
Поражает даже сохранившаяся сеть линий в самом центре Гааги. Это позволяет маршруты из любого конца города провести через самый центр, что дает возможность пересесть с одного маршрута на другой и уехать в нужную сторону.
Трамвай прочно вошел в транспортную структуру не только города но и всей округи, позволяя быстро и удобно добираться на рельсовом электротранспорте до места назначения. С уверенностью можно сказать, что гаагский трамвай занял важную нишу магистрального транспорта, на котором заточена работа других видов транспорта города.
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о трамвайных системах: