Продолжаем знакомится с общественным транспортом Нижнего Новгорода. Сегодня на очереди - трамвай, второй в Российской империи (первый - в Киеве). Его нельзя назвать старейшим, т.к. трамвайная система Калининграда, была открыта еще в немецком Кенигсберге в 1895 году. Но тем не менее история трамвая в России ведется именно с появления этого электрического транспорта в Нижнем Новгороде.
История
Уникальность нижегородского трамвая не только в том, что он один из первых, а в том, что он был открыт в 1896 году, как экспонат выставки. Еще одна особенность в том, что долгое время в городе было 4 несвязанные сети разной колеи, к тому же конка в Нижнем появилась позже электрического трамвая. Но обо всем по порядку.
Трамвайное движение было организованно временно, как часть экспонатов Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года. Представители разных предприятий показывали трамвай, как новое средство транспорта с надеждой на то, что кто-нибудь решиться построить диковинный транспорта в своем городе.
Первой, 8 мая была открыта линия от выставки до плашкоутного моста. Линия принадлежала компании "Сименс и Гальске" и имела колею 1524 мм. 9 июня начала работу линия по территории самой выставки. Ее представляла компания "Подобедов и Ко". Они мела колею 750 мм и нижний токосъем.
В тот же день начали работу еще две линии: из Кремля по Большой Покровской улице до Смирновского сада и от Скобы по Рождественской улицы до моста. Обе лини принадлежали фирме Гартмана и имели колею 1000 мм.
16 июня линия Сименса от выставки была продлена через мост по Набережной до Софроновской площади.
В итоге гартмоновская сеть продолжила работу и после выставки. При этом, в ее состав вошла и линия до выставки. Линия компании Подобедова была закрыта и разобрана. В 1901 году была открыта линия до Новой пл. (до пл. Горького, по ул. Горького и ул. Ильинской) и Острожной пл. (пл. Свободы). В 1908 году город построил муниципальную линию конки по Большой Печерской улице. В 1913 году город выкупил трамвай у Гартмана.
В 1919 году трамвайное движение в Нижнем Новгороде остановилось из-за революции и Первой мировой войны.
Движение было восстановлено только в 1923 году. При этом трамвайная сеть перешивалась на единую колею - 1524 мм, линия конки так же была электрифицирована и соединена с основной сетью. Уже в 1924 году начинается строительство новых линий - в Сормово, Ленгородок, Молитовку, к заводу "Красная Этна", в 1929 году - в Мызу и т.д. В 1933 году построена линия к проходным ГАЗа и заводу "Двигатель революции", в 1936 году строится линия на Соцгород, а в 1938-1939 - в Гнильцы. В 1938 году трамвайная линия с ул. Свердлова (Большая Покровская ул.) перенесена на ул. Добролюбова и Краснофлотскую ул.
После войны трамвай начал утрачивать свои позиции, в первую очередь из-за запуска троллейбуса в 1947 году. Так линия с улицы Полевой была перенесена на ул. Белинского освобождая места "рогатому" транспорту.
В 1955-1957 году построена линия по пр. Жданова, в 1956 году замкнуто Сормовское кольцо, в 1957-1959 годах построена линия в Лапишихе и по ул. Бекетова. В 1959-1964 годах перенесена линия на Мызу, так же уступив место троллейбусу. В 1965 году открыта линия по Молитовскому мосту. В 1970-е годы построена линия по ул. Новикова-Прибоя, что позволило ее объеденить с линией на Этну.
С началом строительства метро развитие трамвая остановилось. В 1978 году была перенесена на внутренние улицы линия в районе Московского вокзала. В том же году была построена линия к парку "Дубки", в том же году открыта линия по ул. Надежды Сусловой и ул. Генерала Ивлева. Количество маршрутов достигло 27.
В 1984 году снята линия по Молодежному пр. В 1986 году построена линия на Соцгород-2, а в 1988 году снята линия по пр. Жданова.
После перестройки развитие трамвая остановилось. В 2004 году снята линия в Чернопрудном пер. В том же году была закрыта линия по пр. Ленина. В 2005 году снята линия с Повалихинского съезда. В 2009 году снята линия с Канавинского моста и Советской улицы.
В 2023 году началась программа реконструкции трамвая по концессионному соглашению.
Описание сети
Сейчас трамвайная сеть нижегородского трамвая работает в урезанном виде. Часть линий закрыто на реконструкцию из-за концессии. В частности не действует большой участок сормовского кольца. Маршрут № 6 укорочен до станции "Варя", маршрут № 7 - отменен. На реконструкции трамвайная линия по проспекту Гагарина на Мызу, маршрут № 5 - отменен. Так же не действует маршрут № 11 по улице Рождественской - он работает только в летний сезон, т.к. нацелен на туристов и отдыхающих.
На данный момент сеть состоит из 10 маршрутов, которые обслуживает 2 трамвайных депо (3-е депо на реконструкции). Длина линий - 186 км. Колея сети - 1524 мм. Перевозчик - ГУП НО «Нижегородэлектротранс».
Грубо говоря сеть состоит из 2 частей: верхней и нижней, соединённых одной линией по Молитовскому мосту. В нижней части, на левом берегу Оки трамвайная сеть представляет из себя линию, ведущую от Московского вокзала в Сормово, где трамвай огибает район по кольцу, здесь до начала реконструкции работали взаимнокольцевые маршруты № 6 и 7.
От Московского вокзала уходит трамвайная линия к ГАЗу и прилегающим к ним микрорайонам Соцгород и 52-ой квартал. Напрямую от вокзала до 52-ого квартала можно добраться на трамвайном маршруте № 417, все остальные маршруты короче и нацелены на подвоз к проходным ГАЗа и станциям метро. От Московского вокзала можно добраться к парку "Дубки" на трамвае 3-его маршрута.
В нижней части города работают 2 кольцевых маршрута: № 2 - городское кольцо и № 18 - вокруг района Лапшиха и его окрестностей. Кроме не работающей из-за реконструкции линии на Мызу, имеется небольшая отворотка к трамвайному депо № 1, куда следуют маршруты № 19 и 27.
Если в нижней части города центром является Московский вокзал, то в верхней части - это конечная Чистый пруд, расположенная недалеко от кремлевских стен.
Оставшиеся 10 маршрутов работают с примерным интервалом от 6 до 13 минут. Самый частоходящий - № 3, соединяющий парк "Дубки" и Московский вокзал работает с интервалом 6 минут, самый редкий - № 22, следует от микрорайона Соцгород до метро "Автозаводская". Он работает с интервалом 13 минут и преимущественно в часы пик.
Трамваи начинают работу в 5:30-6:00 и заканчивают движение в 21:30. Самый долгоработающий маршрут - № 3 - с 4:30 до 22:50, чуть меньше по времени трудится маршрут № 417 - с 4:33 до 21.25.
Подвижной состав
Сейчас в городе трудится 338 вагонов разных моделей.
Нижегородская трамвайная система интересна тем, что она единственная эксплуатирует одновременно продукцию чехословацкого завода "Татра", продукцию Усть-Катавского завода, и ПТМЗ. Причем каждое депо специализируется на своем производителе.
Самая многочисленная группа трамваев - это легендарные, самые массовые в мире трамваи 71-605 от УКВЗ. Они трудятся в трамвайном депо № 3 на автозаводских маршрутах. Их осталось 34 вагона 1981-1989 годов выпуска. За свою жизнь вагоны уже повидали многое и ждут ухода на заслуженный отдых.
В 1990-1992 годах в город поступали вагоны 71-605А - более поздняя модификация 71-605. Сейчас в 3-ем депо трудится 18 вагонов этой модели.
В городе имеется 28 вагонов 71-407 от Уралтрансмаша, построенных в 2012-2014 годах. Они работают во 1-ом и 2-ом депо. Эти полунизкопольные вагоны одни из самых молодых, и пока еще выглядят нечего, но само качества продукции УТМ не блещет, что и сказывается на качестве поездок на 407-х.
В Нижнем имеется 28 вагонов модели 71-619КТ. Они поступали в город в 2005-2009 годах. В 2020 году из Москвы были переданы асинхронные вагоны 71-619А 2007-2009 годов выпуска. Так же в 1-ом депо есть единственный вагон модели 71-619К 2005 года постройки.
Так же на маршрутах 2-ого трамвайного парка работают бывшие московские вагоны МТТЧ - модернизированные в 2004-2009 годах чехословацкие трамваи Tatra T3SU на Московском трамвайно-ремонтном заводе. Часть вагонов так и не введена в эксплуатацию.
Еще одни бывшие московские модернизанты - это вагоны МТТЕ, поступившие из столицы в 2022 году. Все 10 вагонов так же были модернизированы из старых Татр в 2011-2018 годах.
Есть в Нижнем Новгороде и настоящие Tatra T3SU 1979-1987 годов выпуска. Из 22 вагонов на линию выходит не более десятка. Работают на маршрутах 2-ого трамвайного депо.
Часть Tatra T3SU в 2007-2010 годах прошли капитально-восстановительный ремонт на Московском трамвайно-ремонтном заводе. В ходе КВР на вагоны были установлены стеклопластиковые маски. Из 21 вагона сейчас на линию выходит только половина, остальные либо отстранены от эксплуатации, либо были вторыми вагонами в СМЕ и теперь не работают.
В городе так же работают 7 вагонов Tatra T6B5 1988-1989 и 1995 годов выпуска.
В 1996-1997 и 2004 годах в 1-ое трамвайное депо поступали вагоны 71-608КМ. Интересно, что вагоны 2004 года отличаются от более ранних необычным салоном, как на вагонах модели 71-619. Так же осталось 5 вагонов более ранней модификации 71-608К.
В 2020-2021 годах в город поступило 11 вагонов модели 71-415Р, стилизованных под ретротрамваи. Вагоны трудятся исключительно на самом центральном маршруте - № 2.
Имеется так же 10 вагонов модели 71-403 от УТМ. Они 2012 года выпуска и трудятся на маршрутах в верхней части города.
В городе имеется единственный в своем роде вагон 71-409 - первый 100% 3-х секционный низкопольник. Но сейчас он не эксплуатируются из-за реконструкции линии в Сормово.
Готовятся к списанию практически все вагоны ЛМ-2008. Они так же были переданы из Москвы в 2018 году. Из 9 вагонов модификации ЛМ-2008 (71-153.3) только 3 вагона способны к работе. Не лучше ситуация и с более ранней моделью ЛМ-2008 (71-153). Там из 13 вагонов только 4 жизнеспособных.
Полному "зоопарку" вагонов можно добавить и трамвай модели 71-623-00. Вагон поступил в город в 2009 году.
Самые новые трамваи 2022-2023 годов выпуска - БКМ Т811 "МиНиН". Эти вагоны выпускает совместное российско-белорусское предприятие, расположившееся в городе Ворсма Нижегородской области. На данный момент в городе имеется 4 экземпляра.
До конца 2022 года на 6-м и 7-м маршрутах работали поезда из татрообразных сцепленные по СМЕ. Но в связи с началом реконструкции линии в Сормово все поезда были расцеплены, а прицепы остались неудел, так как оказались неспособны самостоятельно передвигаться. Так же общее уменьшение маршрутов привело к переизбытку вагонов, которые оказались не нужны. Так все вагоны 2-ого депо отстранены от эксплуатации и переведены на хранение в 3-е депо в связи с реконструкцией корпусов.
С 2021 года все трамваи не смторя на возраст и модель красятся в стандартную ливрею: темнобордовые вагоны с черной юбкой и песочным верхом. Окраска ужасная: выбраны темные и мрачные тона, кроме того все модели красятся под одну гребенку без индивидуальных особенностей трамваев.
Я успел побывать в Нижнем Новгороде до засилья бордовых, когда трамваи были выкрашены в приятные красно-белые цвета.
***
Вот такая сегодня получилась статья. Судить о трамвайной системе Нижнего Новгорода на данный момент сложно. Часть линий на реконструкции, некоторые маршруты не работают.
Нижегородский трамвай можно отнести к середнечкам. Более менее новый подвижной состав, более менее приличное состояние трамвайных путей, адекватные интервалы и как следствие приличный пассажиропоток. Но всю ситуацию портят совмещенные трамвайные линии в центре города, где трамваи стоят в общем заторе с автомобилями. А так же большой недостаток - несвязность сети. Очень просится к возвращению трамвайная линия на Канавинский мост для быстрой связи Московского вокзала и Черного пруда. Но и вопрос к тому, почему трамвайная линия по Рождественской улице работает только летом? Не проще ли продлить до Скобы один из маршрутов на постоянную основу, а самму линию сделать двухпутной, как это было ранее.
Но с уверенностью можно сказать, что нижегородский трамвай находится на новом этапе своей истории. Через несколько лет его будет не узнать - за место потрепанных б/у трамваев на отремонтированных линиях будут работать современные вагоны. При этом важно, что бы трамвай продолжил свое развитие, что бы строились новые линии, возрождались ранее закрытые маршруты и что бы трамвай вернулся на Канавинский мост - на одну из старейших трамвайных линий России.
На этом, на сегодня все.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайных системах России