Продолжаем знакомится с транспортом нидерландской столицы. Сегодня пришла очередь трамвайной системы.
История
Предшественником амстердамского трамвая была конка, открытая 3 июня 1875 года. Интересно, что тогдашняя ширина колеи была не стандартной - всего 1422 мм (европейская колея - 1435 мм). Сеть активно развивалась и к 1900 году достигла 15 линий. В 1900 году начался процесс электрификации коночной сети. И к 1906 году практически все линии стали электрическими, последняя конка была перестроена в электрическую линию в 1916 году. При реконструкции была изменена и колея пути - она стала стандартной - 1435 мм. Вплоть до начала 1930-х годов трамвайная сеть росла и достигла 25 маршрутов в 1931 году.
Во время экономической депрессии трамвайная сеть начала сворачиваться. Было закрыто 5 линий, но уже к концу десятилетия стали открываться новые маршруты до городских окраин.
В 1944 году трамвайное движение в Амстердаме было остановлено из-за перебоев с поставками топлива и было восстановлено только на следующий год. В послевоенное время отношение к трамваю изменилось: теперь он считался устаревшим видом транспорта. В этот период массово закрывались линии, которые заменяли на автобусы. Трамвай сохранился в центре города только чудом, во многом благодаря старинным, узким улочкам с трамвайными рельсами, по которым не один автобус просто на просто не пролезал.
В конце 1950-х годов отношение к трамваю меняется в лучшую сторону: открываются новые линии в районы новостроек, закупаются современные 2-х и 3-х секционные вагоны. В 1970-1980-е годы большая часть линий модернизируется: они обособляются и выделяются, благодаря чему трамвай становиться скоростным видом транспорта. В это время трамвайные линии уходят в пригороды Амстердама - в Амстелвен и Димен. Причем, линия в Амстелвен проходит по одним рельсам с вагонами метро. С 2001 года парк начал обновляться на современные низкопольные вагоны, а в 2005 году была построена новая трамвайная линия на намывные территории в глубь залива Эй.
Описание и маршрутная сеть
Трамвайная сеть Амстердама состоит из 15 маршрутов, общая длина линий - 213 км, которые обслуживает 2 трамвайных депо, ширина колеи - стандартная, европейская - 1435 мм. Перевозчик - муниципалльное предприятие GVB.
Схема линий амстердамского трамвая повторяет общую планировку города. Все основные радиальные линии сходятся в центре города и выходят к своеобразному транспортному узлу у Центрального вокзала. Все радиальные линии расходятся в разные районы города. Все радиальные линии полукругом пересекают две линии, по так называемым "рингам" - "кольцам". К Центральному вокзалу из центра Амстердама выходят две линии по параллельным улицам - Рокин (ее продолжение - Дамрак) и Ниеувезийдс Воорбургвал.
Как вы уже поняли из обзорной статьи про общественный транспорт Амстердама большая часть автобусных маршрутов связывает городские окраины со станциями железной дороги, по такому же принципу организованы и трамвайные маршруты. Из 15 маршрутов в центр до Центрального вокзала идут сразу 8 маршрутов. Там у Центрального вокзала построено сразу 2 трамвайных многопутных разворотных кольца, что бы не устраивать "трамвайные заторы". На западном кольце разворачиваются маршруты, следующие с Ниеувезийдс Воорбургвал (№ 2, 12, 13, 17), а на восточном кольце заканчиваются маршруты, следующие с Дамрак (№ 4, 14, 24) и от Ибурга (№ 26).
Среди маршрутов выделяется - № 3 - он проходит по одному из полуколец, дальнему "рингу" - по Ван Баерлестраат и по факту в центр города не заходит. По более центральному "рингу" - Ветерингсчанс проходят попеременно маршруты № 1 и 5.
Ряд маршрутов отворачивает, чуть не доезжая до центра и уходят к одной из конечной (№ 7, или уже упомянутые № 1 и 5). Надо отметить что ранее они следовали то же к Центральному вокзалу, но были изменены из-за перегрузки двух трамвайных линий, ведущих к вокзалу.
Из общего ряда можно выделить маршрут № 26, который ведет в новые микрорайоны Ибург, расположенные на намывных территориях. Эта линия самая новая, открыта в 2005 году и начинается все от того же Центрального вокзала.
Еще одна примечательная линия ведет в пригородный поселок Амстелвен. Эта линия интересна тем, что с начала 1980-х годов в Амстелвен можно было добраться, как на метро, так и на трамвае по одной линии. Изначально, в 1970-е годы, когда линия проектировась, она должна была быть трамвайной, но в последствии при реализации проекта было решено ее встроить в систему метро. И поэтому по ней одновременно ходили трамваи с верхним токосъемом и вагоны метро с нижним токосъемом. При переходе поезда метро на "трамвайную" часть у него поднимался пантограф и он шел от контактной сети. Трамвайные вагоны то же были интересные - двухсторонние: с дверьми по обоим сторонам и двумя кабинами управления - для разворота в тупиках, вместо привычных колец. С 2020 года линия метро 51 была изменена а вместо поездов метро в глубь Амстелвена пошли трамваи. Так спустя десятилетия все вернулась на круги своя.
В Амстелвен ходит трамвайный маршрут № 25. Он в центр города не заезжает и заканчивается на станции Зуид. В помощь к 25-ому маршруту работает короткая версия - маршрут № 5: он следует от Стадшарт Амстелвен (центр Амстелвена). Если несколько лет назад он ездил к Центральному вокзалу, то сейчас сворачивает и следует до Маринхдаарсстраат. Кстати, эта линия в Амстердаме самая напряженная, маршрут № 5 в сутки перевозит 42 тыс. пассажиров.
Совсем недавно в Амстердаме открыт новый маршрут № 27, он соединяет Дикгрфплейн и Суринамаплейн и работает в помощь к следующему в центр 17-ому маршруту. Маршрут работает только в утренние часы "пик".
есть в Амстердаме так же и музейный маршрут, на схеме обозначенный под № 30, но о нем мы поговорим в отдельной статье.
Интересно, что каждый трамвайный маршрут Амстердама имеет свое цветовое изображение в виде фигур разных цветов, расположенных на маршрутных табличках, рядом с номером маршрута.
Так как трамвайная сеть в Амстердаме большая, то в связи с ремонтами и реконструкциями часть линий в городе не работает. Так с 2017 года отменен трамвайный маршрут № 16 в связи с реконструкцией линии по Де Лаирессестраат.
Из интересных фактов еще и то, что маршрут № 2 журнал National Geograhic добавил в список самых интересных трамвайных маршрутов мира, благодаря тому, что он проходит через большинство амстердамских достопримечательностей.
Почти все маршруты работают с 6:00 до 0:00. Средний интервал движения на маршрутах 6-10 минут, но не более 15 минут. Самые частоходящие маршруты № 1 и 17 - с интервалом 6 минут, самый редкий - № 19 - с интервалом 15 минут.
Инфраструктура
Практически все трамвайные линии Амстердама проложены на обособленном полотне, даже в центре города. Это стало возможным благодаря политике ускорения и развития трамвая в 1970-80-е годы. На вылитных скоростных линиях работа трамвая организована таким образом, что вагоны проезжают перекрестки без остановки на светофорах, благодаря своевременной смене сигнала при приближении трамвая.
Интересной особенностью так же является и то, что ряд остановок организована на мостах через каналы что дает возможность пассажирам уезжать с одной остановки с разных берегов канала.
На всех трамвайных остановках имеются павильоны ожидания, схемы проходящих маршрутов и расписания. На наиболее крупных остановочных пунктах - табло, показывающее время прибытия нужного маршрута. Все платформы сделаны в один уровень с полом трамвая, что устаряет посадку пассажиров и удобно для маломобильных граждан.
Интересно уложены пути на одной из центральных улиц - Ледистраат. Вдоль всей улицы устроена однопутная линия в виде сплетения путей с разъездами на мостах, где организованы остановки. Такая система была необходима из-за узости довольно многолюдной улицы, где мосты - самые широкие места на улице.
Трамвайные маршруты обслуживает 2 трамвайных депо, но они сильно перегружены, поэтому для работы трамвайного маршрута № 26 на его трассе организована специальная площадка для хранения вагонов.
Ну и конечно же главный плюс всей этой инфраструктуры - это ее идеальное состояние: что трамвайных путей, что остановок, что самих вагонов.
Подвижной состав
Парк состоит из 200 вагонов нескользких моделей.
Большая часть парка - это вагоны Siemens Combino, которые поступали в город в 2001 -2005 годах, всего таких вагонов в городе - 155. Большая их часть - стандартные односторонние вагоны, но некоторое количество Комбино, двухсторонние - они работают на маршруте № 5, где нет разворотных колец. Вагоны Siemens Combino 5-и секционные, низкопольные. На маршруте № 26 работают в составе 2-х вагонного поезда. Окрашены в традиционный для Амстердама бело-синий цвет.
С 2019 года в город поступают вагоны CAF Urbos 100, которые так же двухсторонние и предназначаются для работы на маршрутах № 5 и 25. Вагоны 5-и секцинные, 100% низкопольные. На маршруте № 25 работают так же в формате 2-х вагонного поезда. Так же интересно, что часть поступившей партии CAF Urbos 100 покрашены не в традиционные бело-синий цвет, а в серебристый.
До 2021 года на маршрутах можно было встретить вагоны BN/Holec 11G. Они 3-х секционные, то же двухсторонние. Интересной их особенностью была низкопольная средняя площадка. В этом году были списаны и заменены на CAF Urbos 100, так же работали на маршрутах № 5 и 25.
***
Трамвай в Амстердаме - безусловно основной вид транспорта в городе. Благодаря целенаправленной политике управляющей компании GVB и администрации нидерландской столицы с 1980-х годов из устаревшего трамвая удалось сделать современный вид транспорта. За это время все трамвайные пути были обособлены, и отделены от проезжей части, проведена работа по ускорению трамвая на перекрестках, полностью обновлён подвижной состав на современные низкозольные вагоны. И результат оправдал все ожидания - трамвай лидирующий вид транспорта, на котором быстро и удобно можно набраться в центр столицы. Счастьем стало и то, что трамвай не пострадал в свое время и все основные трамвайные линии удалось сохранить. Важно, что, после реконструкции на трамвай не забили и содержат всю инфраструктуру в идеальном состоянии и даже строят новые линии и перестраивают линии метро в трамвайные.
Кроме того, мало в каком городе вокруг главного здания страны будут проложены трамвайные пути с регулярным движением трамваев. А в Амстердаме именно так. Со всех сторон Королевского дворца, расположенного на площади Дам проложены трамвайные пути, 2 основные линии следующие к Центральному вокзалу и два пути, соединяющие эти линии между собой. Несколько лет назад вокруг Королевского дверца на регулярной основе по этим соединительным линиям следовали трамваи 14-ого маршрута
Трамвай не мешает автомобилистам и вездесущим велосипедистам. Поездка на трамвае для пассажира комфортна. В салонах вагонов тепло и много места. Трамваи оборудованы всеми новшествами: электронными маршрутоуказателями, электронными табло и мониторами в салоне, работает аудиоинфоратор. Креативные амстердамские вагоновожатые рассказывают о проезжаемых достопримечательностях города и предлагают посетить знаменитые музеи.
Интересно, что в салоне трамвая можно взять буклет, где дана основная полезная информация о пользовании трамваем, а так же актуальная схема маршрутов - что очень удобно для туристов.
Что немало важно, все трамваи (ну или почти все) оформлены в едином стиле: бело-синяя окраска стала фирменной, и именно по ее примеру последовали власти Москвы поменяв простой синий цвет московского транспорта на трамваях на бело-синий, как в Амстердаме.
Ну и тут не все идеально, все же есть бочка дегтя. Это установленные при входе в салон трамвая ворота, которые должны отсеивать недоплативших проезд пассажиров. Из-за этих воротцев замедляется посадка пассажиров особенно на крупных остановках. Так же еще один из минусов - это наличие кондукторов в салонах, хоть они и стоят за специальной стойкой и выглядят как швейцары в дорогих отелях - но это все таки уже прошлый век и от такой системы нужно уходить. Смысл в кондукторе не понятен, как приобрести билет за наличные можно в автомате на останове или у водителя при входе через первую дверь. Все равно ни какой кондуктор не проконтролирует все ли пассажиры оплатили проезд - это не реально. При этом такой проблемы в амстердамском транспорте особо быть не должно - нидерландцы все таки очень культурные и ответственные люди.
Амстердамский трамвай удачно вписался в романтичный образ Амстердама с его старинными домами, каналами, мостами и набережными, став своеобразным образцом каким должен быть трамвай в центре города.
Ну и напоследок, 2 видео с поездками на трамвае в Амстердаме
Маршрут № 12 (Центральный вокзал - станция "Амстел")
Маршрут № 4 (станция "Амстел" - Центральный вокзал)
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о трамвайных системах: