Найти тему

Амстердамский трамвай

Оглавление

Продолжаем знакомится с транспортом нидерландской столицы. Сегодня пришла очередь трамвайной системы.

Трамвай Siemens Combino 14-ого маршрута
Трамвай Siemens Combino 14-ого маршрута

История

Предшественником амстердамского трамвая была конка, открытая 3 июня 1875 года. Интересно, что тогдашняя ширина колеи была не стандартной - всего 1422 мм (европейская колея - 1435 мм). Сеть активно развивалась и к 1900 году достигла 15 линий. В 1900 году начался процесс электрификации коночной сети. И к 1906 году практически все линии стали электрическими, последняя конка была перестроена в электрическую линию в 1916 году. При реконструкции была изменена и колея пути - она стала стандартной - 1435 мм. Вплоть до начала 1930-х годов трамвайная сеть росла и достигла 25 маршрутов в 1931 году.

Во время экономической депрессии трамвайная сеть начала сворачиваться. Было закрыто 5 линий, но уже к концу десятилетия стали открываться новые маршруты до городских окраин.

В 1944 году трамвайное движение в Амстердаме было остановлено из-за перебоев с поставками топлива и было восстановлено только на следующий год. В послевоенное время отношение к трамваю изменилось: теперь он считался устаревшим видом транспорта. В этот период массово закрывались линии, которые заменяли на автобусы. Трамвай сохранился в центре города только чудом, во многом благодаря старинным, узким улочкам с трамвайными рельсами, по которым не один автобус просто на просто не пролезал.

В конце 1950-х годов отношение к трамваю меняется в лучшую сторону: открываются новые линии в районы новостроек, закупаются современные 2-х и 3-х секционные вагоны. В 1970-1980-е годы большая часть линий модернизируется: они обособляются и выделяются, благодаря чему трамвай становиться скоростным видом транспорта. В это время трамвайные линии уходят в пригороды Амстердама - в Амстелвен и Димен. Причем, линия в Амстелвен проходит по одним рельсам с вагонами метро. С 2001 года парк начал обновляться на современные низкопольные вагоны, а в 2005 году была построена новая трамвайная линия на намывные территории в глубь залива Эй.

Описание и маршрутная сеть

Трамвайная сеть Амстердама состоит из 15 маршрутов, общая длина линий - 213 км, которые обслуживает 2 трамвайных депо, ширина колеи - стандартная, европейская - 1435 мм. Перевозчик - муниципалльное предприятие GVB.

Схема трамвайных линий на декабрь 2021 года
Схема трамвайных линий на декабрь 2021 года

Схема линий амстердамского трамвая повторяет общую планировку города. Все основные радиальные линии сходятся в центре города и выходят к своеобразному транспортному узлу у Центрального вокзала. Все радиальные линии расходятся в разные районы города. Все радиальные линии полукругом пересекают две линии, по так называемым "рингам" - "кольцам". К Центральному вокзалу из центра Амстердама выходят две линии по параллельным улицам - Рокин (ее продолжение - Дамрак) и Ниеувезийдс Воорбургвал.

Как вы уже поняли из обзорной статьи про общественный транспорт Амстердама большая часть автобусных маршрутов связывает городские окраины со станциями железной дороги, по такому же принципу организованы и трамвайные маршруты. Из 15 маршрутов в центр до Центрального вокзала идут сразу 8 маршрутов. Там у Центрального вокзала построено сразу 2 трамвайных многопутных разворотных кольца, что бы не устраивать "трамвайные заторы". На западном кольце разворачиваются маршруты, следующие с Ниеувезийдс Воорбургвал (№ 2, 12, 13, 17), а на восточном кольце заканчиваются маршруты, следующие с Дамрак (№ 4, 14, 24) и от Ибурга (№ 26).

Центральный вокзал - одно из красивейших зданий Амстердама, при этом это важный транспортный узел, где заканчивается 8 трамвайных маршрутов.
Центральный вокзал - одно из красивейших зданий Амстердама, при этом это важный транспортный узел, где заканчивается 8 трамвайных маршрутов.
Трамвай Siemens Combino, маршрут № 12
Трамвай Siemens Combino, маршрут № 12

Среди маршрутов выделяется - № 3 - он проходит по одному из полуколец, дальнему "рингу" - по Ван Баерлестраат и по факту в центр города не заходит. По более центральному "рингу" - Ветерингсчанс проходят попеременно маршруты № 1 и 5.

ул. Ван Баерлестраат. Трамвай Siemens Combino 3-его маршрута рядом Музеумплейн.
ул. Ван Баерлестраат. Трамвай Siemens Combino 3-его маршрута рядом Музеумплейн.
Вагон BN/Holec 11G поворачивает на ул. Ван Баерлестраат
Вагон BN/Holec 11G поворачивает на ул. Ван Баерлестраат
ул. Ван Баерлестраат. Трамвай Siemens Combino 3-его маршрута следует к Флевопарку
ул. Ван Баерлестраат. Трамвай Siemens Combino 3-его маршрута следует к Флевопарку
ул. Ветерингсчанс, маршрут № 1, трамвай Siemens Combino
ул. Ветерингсчанс, маршрут № 1, трамвай Siemens Combino

Ряд маршрутов отворачивает, чуть не доезжая до центра и уходят к одной из конечной (№ 7, или уже упомянутые № 1 и 5). Надо отметить что ранее они следовали то же к Центральному вокзалу, но были изменены из-за перегрузки двух трамвайных линий, ведущих к вокзалу.

Из общего ряда можно выделить маршрут № 26, который ведет в новые микрорайоны Ибург, расположенные на намывных территориях. Эта линия самая новая, открыта в 2005 году и начинается все от того же Центрального вокзала.

Еще одна примечательная линия ведет в пригородный поселок Амстелвен. Эта линия интересна тем, что с начала 1980-х годов в Амстелвен можно было добраться, как на метро, так и на трамвае по одной линии. Изначально, в 1970-е годы, когда линия проектировась, она должна была быть трамвайной, но в последствии при реализации проекта было решено ее встроить в систему метро. И поэтому по ней одновременно ходили трамваи с верхним токосъемом и вагоны метро с нижним токосъемом. При переходе поезда метро на "трамвайную" часть у него поднимался пантограф и он шел от контактной сети. Трамвайные вагоны то же были интересные - двухсторонние: с дверьми по обоим сторонам и двумя кабинами управления - для разворота в тупиках, вместо привычных колец. С 2020 года линия метро 51 была изменена а вместо поездов метро в глубь Амстелвена пошли трамваи. Так спустя десятилетия все вернулась на круги своя.

В Амстелвен ходит трамвайный маршрут № 25. Он в центр города не заезжает и заканчивается на станции Зуид. В помощь к 25-ому маршруту работает короткая версия - маршрут № 5: он следует от Стадшарт Амстелвен (центр Амстелвена). Если несколько лет назад он ездил к Центральному вокзалу, то сейчас сворачивает и следует до Маринхдаарсстраат. Кстати, эта линия в Амстердаме самая напряженная, маршрут № 5 в сутки перевозит 42 тыс. пассажиров.

Конечная остановка 5-ого маршрута "Стадшарт Амстелвен" устроена в виде тупика. На нем работают 2-х сторонние вагоны, до 2021 года тут так же были и вагоны BN/Holec 11G.
Конечная остановка 5-ого маршрута "Стадшарт Амстелвен" устроена в виде тупика. На нем работают 2-х сторонние вагоны, до 2021 года тут так же были и вагоны BN/Holec 11G.

Совсем недавно в Амстердаме открыт новый маршрут № 27, он соединяет Дикгрфплейн и Суринамаплейн и работает в помощь к следующему в центр 17-ому маршруту. Маршрут работает только в утренние часы "пик".

есть в Амстердаме так же и музейный маршрут, на схеме обозначенный под № 30, но о нем мы поговорим в отдельной статье.

Интересно, что каждый трамвайный маршрут Амстердама имеет свое цветовое изображение в виде фигур разных цветов, расположенных на маршрутных табличках, рядом с номером маршрута.

Даже на старых трамваях BN/Holec 11G применялись электронные табло с цветовым обозначением маршрута в указателе.
Даже на старых трамваях BN/Holec 11G применялись электронные табло с цветовым обозначением маршрута в указателе.

Так как трамвайная сеть в Амстердаме большая, то в связи с ремонтами и реконструкциями часть линий в городе не работает. Так с 2017 года отменен трамвайный маршрут № 16 в связи с реконструкцией линии по Де Лаирессестраат.

Из интересных фактов еще и то, что маршрут № 2 журнал National Geograhic добавил в список самых интересных трамвайных маршрутов мира, благодаря тому, что он проходит через большинство амстердамских достопримечательностей.

ул. Кенингиннвег, маршрут № 2, трамвай Siemens Combino
ул. Кенингиннвег, маршрут № 2, трамвай Siemens Combino

Почти все маршруты работают с 6:00 до 0:00. Средний интервал движения на маршрутах 6-10 минут, но не более 15 минут. Самые частоходящие маршруты № 1 и 17 - с интервалом 6 минут, самый редкий - № 19 - с интервалом 15 минут.

Инфраструктура

Практически все трамвайные линии Амстердама проложены на обособленном полотне, даже в центре города. Это стало возможным благодаря политике ускорения и развития трамвая в 1970-80-е годы. На вылитных скоростных линиях работа трамвая организована таким образом, что вагоны проезжают перекрестки без остановки на светофорах, благодаря своевременной смене сигнала при приближении трамвая.

Выделенная автобусно-трамвайная полоса на Хоббемастраат
Выделенная автобусно-трамвайная полоса на Хоббемастраат
Выделеная бордюрным камнем линия трамвая
Выделеная бордюрным камнем линия трамвая

Интересной особенностью так же является и то, что ряд остановок организована на мостах через каналы что дает возможность пассажирам уезжать с одной остановки с разных берегов канала.

На всех трамвайных остановках имеются павильоны ожидания, схемы проходящих маршрутов и расписания. На наиболее крупных остановочных пунктах - табло, показывающее время прибытия нужного маршрута. Все платформы сделаны в один уровень с полом трамвая, что устаряет посадку пассажиров и удобно для маломобильных граждан.

ул. Ледистраат, остановка на мосту через один из каналов
ул. Ледистраат, остановка на мосту через один из каналов

Интересно уложены пути на одной из центральных улиц - Ледистраат. Вдоль всей улицы устроена однопутная линия в виде сплетения путей с разъездами на мостах, где организованы остановки. Такая система была необходима из-за узости довольно многолюдной улицы, где мосты - самые широкие места на улице.

сплетения путей на ул. Ледистраат
сплетения путей на ул. Ледистраат

Трамвайные маршруты обслуживает 2 трамвайных депо, но они сильно перегружены, поэтому для работы трамвайного маршрута № 26 на его трассе организована специальная площадка для хранения вагонов.

Трамвайное депо "Хавенстраат"
Трамвайное депо "Хавенстраат"
Трамвайное депо "Хавенстраат"
Трамвайное депо "Хавенстраат"

Ну и конечно же главный плюс всей этой инфраструктуры - это ее идеальное состояние: что трамвайных путей, что остановок, что самих вагонов.

Подвижной состав

Парк состоит из 200 вагонов нескользких моделей.

Большая часть парка - это вагоны Siemens Combino, которые поступали в город в 2001 -2005 годах, всего таких вагонов в городе - 155. Большая их часть - стандартные односторонние вагоны, но некоторое количество Комбино, двухсторонние - они работают на маршруте № 5, где нет разворотных колец. Вагоны Siemens Combino 5-и секционные, низкопольные. На маршруте № 26 работают в составе 2-х вагонного поезда. Окрашены в традиционный для Амстердама бело-синий цвет.

пл. Дам, трамвай Siemens Combino
пл. Дам, трамвай Siemens Combino
салон двухстороннего Siemens Combino
салон двухстороннего Siemens Combino

С 2019 года в город поступают вагоны CAF Urbos 100, которые так же двухсторонние и предназначаются для работы на маршрутах № 5 и 25. Вагоны 5-и секцинные, 100% низкопольные. На маршруте № 25 работают так же в формате 2-х вагонного поезда. Так же интересно, что часть поступившей партии CAF Urbos 100 покрашены не в традиционные бело-синий цвет, а в серебристый.

До 2021 года на маршрутах можно было встретить вагоны BN/Holec 11G. Они 3-х секционные, то же двухсторонние. Интересной их особенностью была низкопольная средняя площадка. В этом году были списаны и заменены на CAF Urbos 100, так же работали на маршрутах № 5 и 25.

пл. Дам, вагон BN/Holec 11G
пл. Дам, вагон BN/Holec 11G
салон BN/Holec 11G, в центре - низкопольная средняя секция
салон BN/Holec 11G, в центре - низкопольная средняя секция

***

Трамвай в Амстердаме - безусловно основной вид транспорта в городе. Благодаря целенаправленной политике управляющей компании GVB и администрации нидерландской столицы с 1980-х годов из устаревшего трамвая удалось сделать современный вид транспорта. За это время все трамвайные пути были обособлены, и отделены от проезжей части, проведена работа по ускорению трамвая на перекрестках, полностью обновлён подвижной состав на современные низкозольные вагоны. И результат оправдал все ожидания - трамвай лидирующий вид транспорта, на котором быстро и удобно можно набраться в центр столицы. Счастьем стало и то, что трамвай не пострадал в свое время и все основные трамвайные линии удалось сохранить. Важно, что, после реконструкции на трамвай не забили и содержат всю инфраструктуру в идеальном состоянии и даже строят новые линии и перестраивают линии метро в трамвайные.

Кроме того, мало в каком городе вокруг главного здания страны будут проложены трамвайные пути с регулярным движением трамваев. А в Амстердаме именно так. Со всех сторон Королевского дворца, расположенного на площади Дам проложены трамвайные пути, 2 основные линии следующие к Центральному вокзалу и два пути, соединяющие эти линии между собой. Несколько лет назад вокруг Королевского дверца на регулярной основе по этим соединительным линиям следовали трамваи 14-ого маршрута

Пл. Дам, трамвай Siemens Combino, позади виднеется Кафедральный собор
Пл. Дам, трамвай Siemens Combino, позади виднеется Кафедральный собор
Пл. Дам, трамвай Siemens Combino, позади виднеется Королевский дворец, рядом с  Кафедральным собором
Пл. Дам, трамвай Siemens Combino, позади виднеется Королевский дворец, рядом с Кафедральным собором

Трамвай не мешает автомобилистам и вездесущим велосипедистам. Поездка на трамвае для пассажира комфортна. В салонах вагонов тепло и много места. Трамваи оборудованы всеми новшествами: электронными маршрутоуказателями, электронными табло и мониторами в салоне, работает аудиоинфоратор. Креативные амстердамские вагоновожатые рассказывают о проезжаемых достопримечательностях города и предлагают посетить знаменитые музеи.

Трамвай Siemens Combino на ул. Ван Баерлестраат у здания Городского музея
Трамвай Siemens Combino на ул. Ван Баерлестраат у здания Городского музея

Интересно, что в салоне трамвая можно взять буклет, где дана основная полезная информация о пользовании трамваем, а так же актуальная схема маршрутов - что очень удобно для туристов.

Буклет, который можно взять на стойке кондуктора в трамвае. В нем дается подробная информация о работе транспорта города  и большая схема всех маршрутов.
Буклет, который можно взять на стойке кондуктора в трамвае. В нем дается подробная информация о работе транспорта города и большая схема всех маршрутов.

Что немало важно, все трамваи (ну или почти все) оформлены в едином стиле: бело-синяя окраска стала фирменной, и именно по ее примеру последовали власти Москвы поменяв простой синий цвет московского транспорта на трамваях на бело-синий, как в Амстердаме.

трамвай Siemens Combino в традиционной бело-синей окрасе на конечной остановке "Станция Амстел"
трамвай Siemens Combino в традиционной бело-синей окрасе на конечной остановке "Станция Амстел"
Трамвай BN/Holec 11G на площади Ледисплейн в традиционной бело-синей окраске
Трамвай BN/Holec 11G на площади Ледисплейн в традиционной бело-синей окраске

Ну и тут не все идеально, все же есть бочка дегтя. Это установленные при входе в салон трамвая ворота, которые должны отсеивать недоплативших проезд пассажиров. Из-за этих воротцев замедляется посадка пассажиров особенно на крупных остановках. Так же еще один из минусов - это наличие кондукторов в салонах, хоть они и стоят за специальной стойкой и выглядят как швейцары в дорогих отелях - но это все таки уже прошлый век и от такой системы нужно уходить. Смысл в кондукторе не понятен, как приобрести билет за наличные можно в автомате на останове или у водителя при входе через первую дверь. Все равно ни какой кондуктор не проконтролирует все ли пассажиры оплатили проезд - это не реально. При этом такой проблемы в амстердамском транспорте особо быть не должно - нидерландцы все таки очень культурные и ответственные люди.

Амстердамский трамвай удачно вписался в романтичный образ Амстердама с его старинными домами, каналами, мостами и набережными, став своеобразным образцом каким должен быть трамвай в центре города.

Трамвай Siemens Combino в рекламной окрасе на конечной остановке "Станция Амстел"
Трамвай Siemens Combino в рекламной окрасе на конечной остановке "Станция Амстел"
трамвай Siemens Combino на конечной остановке "Станция Амстел"
трамвай Siemens Combino на конечной остановке "Станция Амстел"
трамвай Siemens Combino 12-ого маршрута прибывает на конечную остановку "Станция Амстел"
трамвай Siemens Combino 12-ого маршрута прибывает на конечную остановку "Станция Амстел"
Трамвай Siemens Combino на Ледисплейн. 11-ый маршрут был отменен с началом пандемии короновируса из-за падения пассажиропотока, так как частично дублировал 1 и 17-ый маршруты.
Трамвай Siemens Combino на Ледисплейн. 11-ый маршрут был отменен с началом пандемии короновируса из-за падения пассажиропотока, так как частично дублировал 1 и 17-ый маршруты.
ул. Овертум, трамвай Siemens Combino, маршрут № 1
ул. Овертум, трамвай Siemens Combino, маршрут № 1
ул. Сингел, за трамваем Siemens Combino знаменитый цветочный рынок
ул. Сингел, за трамваем Siemens Combino знаменитый цветочный рынок
При ремонте трамвайного пути стараются не закрывать трамвайное движение
При ремонте трамвайного пути стараются не закрывать трамвайное движение
Еще один Siemens Combino в рекламной раскраске на пл. Дам
Еще один Siemens Combino в рекламной раскраске на пл. Дам
ул. Ван Баерлестраат. Трамвай Siemens Combino
ул. Ван Баерлестраат. Трамвай Siemens Combino

Ну и напоследок, 2 видео с поездками на трамвае в Амстердаме

Маршрут № 12 (Центральный вокзал - станция "Амстел")

Маршрут № 4 (станция "Амстел" - Центральный вокзал)

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о трамвайных системах:

Пражский трамвай

Трамвай Санкт-Петербурга

Трамваи Вены

Трамваи Минска

Трамваи Мюнхена

Трамваи Братиславы

Трамваи Будапешта

Трамваи Казани

Трамваи Белграда