Найти тему

Трамваи Белграда

Оглавление

Продолжаем знакомиться с общественным транспортом сербской столицы, и сегодня у нас на очереди - трамвайная система.

бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU

История

История трамвая в сербской столице началась в 1892 году, когда была открыта первая линия конно-железных дорог, соединявшая Калемегдан и Славию. Но уже через 2 года, в 1894 году открывается первая электрическая трамвайная линия. Она связала центр города с парком Топчидер. Одновременно продолжались строиться и конные линии, но уже к 1905 году все трамвайные линии были электрифицированы. К 1912 году количество маршрутов достигло 8.

После окончания Первой мировой войны трамвайное хозяйство быстро восстановилось и продолжило свое развитие и уже в 1932 году количество маршрутов достигло 13.

Перед Второй мировой войной была закрыта линия в центре города по улице Теразие, ее заменили на троллейбус. В городе работало 10 маршрутов, а конфигурация сети мало отличалась от современной.

В 1970-е годы в Белграде начинают строить метро, но к началу 1980-х от этой затеи отказываются и начинают развивать трамвайную систему. В частности 2 построенные станции метро станут станциями электрички Беовоз. В 1985 году открывается большая трамвайная линия по левому берегу Савы в Новый Белград, а так же новое трамвайное депо при ней.

И сейчас про трамвай в Белграде не забывают: постоянно ведутся ремонтные работы и модернизация сети, а так же совсем недавно, в 2019 году была открыта новая трамвайная линия по мосту над Адой.

Описание и маршрутная сеть

Современная трамвайная сеть Белграда растянулась на 42 км. Ее обслуживает государственный перевозчик ГСП "Белград". Маршрутная сеть состоит 10 маршрутов. На балансе состоит 204 вагона, которые выходят из ворот 2 трамвайных депо. Ширина колеи - узкая, 1000 мм.

Интересно, что за годы трамвайная сеть практически не изменилась, большая часть линий и маршрутов сохранили свои исторические трассы. При этом закрытых линий так же не много, белградский трамвай пережил "трамвайные погромы", проходившие в Европе в 1960-х годов и в 1990-х годах в России.

Итак, трамвайная сеть представляет собой кольцо вокруг центра города (ул. 27 марта, ул. Вашингтона, ул. Царя Душана, Парижской ул., ул. Караджорджиева, ул. Неминина, Белградской ул.). От этого кольца трамвайные линии расходятся в разные стороны. На восток от площади Вуков Сапоменик уходит линия по ул. Рузвелтова до Олмадинского стадиона (маршрут 12л). От Ташмадан на юго-восток уходит линия по бул. Короля Александра до Устанички (маршруты № 5, 6, 7, 14). От площади Славия на юг уходит линия по Баньицы (маршруты № 9, 10, 14). От Савской пл. на юго-запад уходит линия на Баново Бордо (маршруты № 12 и 13). На Северо-запад через Старый Савский мост уходит длинная линия в Новый Белград на Блок 45 (45-ый квартал по нашему)(маршруты № 7, 9, 11л, 12л, 13). Линии на Блок 45 и Баново Бордо соединяет еще одна линия через мод над Адой.

Сейчас от всей сети не действует одна линия уходящая на запад - в Кнежевац, она закрыта из-за реконструкции, здесь работал маршрут № 3.

Вообще маршрутная сеть состоит из 14 маршрутов, но из-за постоянных ремонтов и реконструкций часть линий и маршрутов не работает: так на сентябрь 2021 года не работают маршруты: 3, 11, 12. Часть маршрутов изменены на время ремонтов они в своем номере носят букву "л".

Система трамвайных маршрутов Белграда. Картооснова - Яндекс. Карты.
Система трамвайных маршрутов Белграда. Картооснова - Яндекс. Карты.

Маршруты четко можно разделить на основные и дополнительные. Основные маршруты как правило связывают разные районы Белграда через его центр, дополнительные же маршруты везут пассажиров только до центра сербской столицы, при этом у них и интервалы больше и время работы меньше.

Например, на Устаничку следуют маршруты № 5, 6, 7 и 14. При этом маршрут № 7 следует через центр на Блок 45, интервал у него - 7 минут. Маршрут № 14 связывает Устаничку и Баньицу минуя центр, и интервал у него поменьше - от 18 минут. Маршрут № 5 следует в самый центр - к крепости Калемегдан, у него интервал - небольшой - 9 минут. Маршрут № 6 так же следует в центр - до Ташмадана, но интервал у него в разы выше - 21 минута.

бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 5, СМЕ из трамваев Tatra KT4YU-М
бул. Короля Александра, маршрут № 5, СМЕ из трамваев Tatra KT4YU-М
бул. Короля Александра, маршрут № 7,поезд из трамваев Duewag GT6 и FFA/SWP B4
бул. Короля Александра, маршрут № 7,поезд из трамваев Duewag GT6 и FFA/SWP B4
бул. Короля Александра, маршрут № 14, трамвай CAF Urbos 3
бул. Короля Александра, маршрут № 14, трамвай CAF Urbos 3

Кроме линии на Устаничку напряженной является линия на уже упоминавшуюся Баньицу, туда следует 3 маршрута: 9, 10, 14. При этом 9-ка и 10-ка частоходящие.

конечная станция "Баньица"
конечная станция "Баньица"

Но всех больше трамваев следует в Новый Белград - до Блока 45: это частоходящие 7, 9, 13 (при этом 13-ый в центр не заезжает, а следует между окраинами, и дополнительный маршрут № 11л от Калемегдан.

Земунский пут, маршрут № 9, СМЕ из трамваев Tatra KT4YU-М
Земунский пут, маршрут № 9, СМЕ из трамваев Tatra KT4YU-М
конечная станция "Блок 45"
конечная станция "Блок 45"

Среди всех маршрутов выделяется легендарный кольцевой маршрут №2, который огибает весь центр города и проходит мимо самых красивых мест Белграда - крепости Калемегдан, набережной Савы, Савской площади, большого фонтана на площади Славия, мимо разрушенного Министерства обороны во время бомбардировки Белграда в 1998 году, мимо красивых парков: Ташмадан, Финансового и Манеж. Толпы пассажиров на "двойке" нет и можно спокойно насладиться поездкой и городом. Этот маршрут обязателен для поездки любого туриста.

ул. Пиарона де Мондезира, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU. Слева - парк с крепостью Калемегдан
ул. Пиарона де Мондезира, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU. Слева - парк с крепостью Калемегдан
ул. Рузвелтова, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU-М
ул. Рузвелтова, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU-М
бул. Короля Александра, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU

Подвижной состав

Основа подвижного состава белградского трамвая - чехословацкие вагоны Tatra KT4YU. Их больше всего в городе - 85 штук. И все они постройки 1980-1990 годов. Вагоны Tatra KT4YU - двухсекционные. На вагонах сохранились пластиковые сиденья. Да и за период эксплуатации вагоны уже изрядно "потрепало жизнью": борта не ровные, краска облупилась, стекла исцарапаны. Хотя, трамваи едут быстро и довольно бодро, но издают лишний грохот и шум. Как правило работают на всех маршрутах.

ул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
ул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
ул. Рузвельтова, трамвай Tatra KT4YU
ул. Рузвельтова, трамвай Tatra KT4YU
ул. Рузвельтова, маршрут № 12л, трамвай Tatra KT4YU
ул. Рузвельтова, маршрут № 12л, трамвай Tatra KT4YU
ул. Короля Александра, маршрут № 14, трамвай Tatra KT4YU
ул. Короля Александра, маршрут № 14, трамвай Tatra KT4YU

салон
салон
бул. Короля Александра, маршрут № 7, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 7, трамвай Tatra KT4YU

В 2002 году пыла проведена модернизация 29 вагонов Tatra KT4YU на сербском заводе "GOŠA" с заменой РКСУ на современную ТрСУ "TV-Progress" от чешской компании Cegelec. Они получили обозначение Tatra KT4YU-М. Кроме того был изменен дизайн передка трамвая, заменены сиденья на более комфортабельные, обновлён салон. Установлена бегущая строка и электронный маршрутоуказатель. Чаще всего такие вагоны работают по СМЕ в составе поезда, например на 7-ом маршруте.

Савская пл., маршрут № 9, СМЕ из трамваев Tatra KT4YU-М.
Савская пл., маршрут № 9, СМЕ из трамваев Tatra KT4YU-М.
ул. Короля Александра, маршрут № 7, СМЕ из трамваев трамвай Tatra KT4YU-М
ул. Короля Александра, маршрут № 7, СМЕ из трамваев трамвай Tatra KT4YU-М
салон
салон

Еще 19 вагонов Tatra KT4YU были модернизированы в 1997 году, получив наименование Tatra KT4YUВ. На них так же был установлен ТрСУ, взамен оригинальной РКСУ. Эта модернизация попроще, кроме электрооборудования не чего не менялось: сохранены оригинальные сиденья и дизайн, отсутствуют электронные указатели и т.п. Как и Tatra KT4YU-М работают в составе двухвагонного поезда. Внешний вид обоих моделей модернизантов оставляет желать лучшего, интенсивная "убиваемая" эксплуатация на белградских маршрутах дает о себе знать.

ул. Рузвельтова, в парк, трамвай Tatra KT4YUВ.
ул. Рузвельтова, в парк, трамвай Tatra KT4YUВ.
ул. Рузвельтова, в парк, трамвай Tatra KT4YUВ.
ул. Рузвельтова, в парк, трамвай Tatra KT4YUВ.

Среди засилья красных "Татр КТ4" на улицах Белграда выделяются зеленые трамваи, подаренные швейцарским Базелем. Это трамваи Duewag GT6, которые работают с прицепами FFA/SWP B4. "Дюваги" с прицепами в Белград поступили в 2001-2003, 2011-2012 и 2016-ом гадах и всего их 38. Прицепов FFA/SWP B4 - 40 штук. "Дюваги", были выпущены в 1967-1972 годах, а вот прицепы намного старше - построены в 1947-1948 годах, а так же в 1961-1968 годах. Так же работают практически на всех маршрутах.

ул. Короля Александра, маршрут № 7, поезд из трамваев Duewag GT6 и FFA/SWP B4
ул. Короля Александра, маршрут № 7, поезд из трамваев Duewag GT6 и FFA/SWP B4
салон
салон

В 2016 году из Базеля в Белград так же поступили желтые вагоны SWS/BBC Be 4/6 «Tram 2000», они 1971-1976 годов выпуска, их всего 13 экземпляров. Они так же работают в паре с прицепами FFA/SWP B4. Так же в парке имеется несколько прицепов FFA/SWP B4N и BVB/SLM B3. Но они практически не отличаются между собой.

ул. Пиарона де Мондезира, маршрут № 11, трамвай SWS/BBC Be 4/6 «Tram 2000»
ул. Пиарона де Мондезира, маршрут № 11, трамвай SWS/BBC Be 4/6 «Tram 2000»

На фоне "убитых" Татр базельские подарки выглядят в разы лучше, не смотря на свой почтенный возраст - мягкий ход, ухоженный внешний вид, коженные сиденья, опрятный салон, автоматически выдвигающие ступеньки при открытии дверей и шипенье пневматики тормозов. Ход у этих трамваев очень мягкий и плавный, шума практически нет, как и в салоне, так и на улице. Видно, что качество содержания техники у швейцарцев в разы лучше, чем у сербов. Ехать на таком трамвае одно удовольствие. Но, и тут руки белградцев дотянулись - попадаются трамваи с разрезанными сиденьями и изрисованными спинками.

Кроме старых трамваев и "секонд хэнда" в Белграде имеется 30 современных 5-и секционных трамваев испанского производства CAF Urbos 3. Они поступали в город в 2011-2013 годах. И это классический европейский современный трамвай - с высокими окнами, антивандальными сиденьями. Они пока не доведены "до ручки", ездят довольно бодро, салон более-менее приемлемый, хотя по уровню шума "Дюваги" явно тише. Еще один явный недостаток CAFов - это полностью обклеенные трамваи в рекламу, в том, числе и окна, из-за чего в них нечего не видно. Можно спокойно проехать свою остановку, т.к. как правило не информатор, не электронное табло в трамваях не работают.

бул. Короля Александра, трамвай CAF Urbos 3.
бул. Короля Александра, трамвай CAF Urbos 3.
бул. Короля Александра, трамвай CAF Urbos 3.
бул. Короля Александра, трамвай CAF Urbos 3.
ул. Рузвельтова, трамвай CAF Urbos 3.
ул. Рузвельтова, трамвай CAF Urbos 3.
салон
салон

Еще одной особенностью эксплуатации CAF Urbos в Белграде является адресное отрывание двери. При выходе из трамвая или при входе в трамвай пассажиру нужно нажать на кнопку на двери, только тогда дверь откроется. Кстати, такая система работает на базельских вагонах.

Инфраструктура

Явным плюсом белградского трамвая является то, что большая часть его линий - это обособленное плотно, кроме разве что ряда линий в центре, например по Белградской улице, или узкой Ресавской улице. Интересно и то, как расположены трамвайные пути. Например, на улице Царя Душана трамвайные пути разнесены по разным сторонам улицы, вдоль тротуара. Это позволяет использовать трамвайную линию, как выделенку для всего общественного транспорта. Трамваи и автобусы здесь останавливаются на общих остановках.

ул. Царя Душана, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
ул. Царя Душана, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU

Но чаще всего пути расположены в середине проезжей части - как это принято в во всем мире. Но, на таких линиях все рельсы обособлены - либо приподняты над проезжей частью, либо отгорожены заборчиком.

бул. Короля Александра, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU. Линия приподнята над проезжей частью.
бул. Короля Александра, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU. Линия приподнята над проезжей частью.

При этом, высадка пассажиров организована на специально отгороженных остановках. Никто пассажиров на проезжую часть не высаживает, как это принято у нас.

При этом, из-за того, что страна не богатая трамвайные пути не в самом лучшем состоянии, во многих местах это чувствуется. Но при всем этом трамваи ездят очень быстро, даже не снижая скорости на стрелках. Благодаря, тому что практически все линии обособлены трамваи ездят очень быстро и не где не застревают. За время поездки по Белграду трамвайных заторов замечено не было.

***

Трамвайная система Белграда не имеет своей уникального запоминающего образа, такого как например, старые желтые трамваи Лиссабона. Трамвай здесь не является туристическим аттракционом - это полноценный транспорт, которым пользуются миллионы пассажиров. При отсутствии метро, трамвай - единственный транспорт способный хоть как выполнить его функции, в первую очередь благодаря обособленным трамвайным линиям, высоким скоростям и большой вместимостью. И трамваем пользуются. В часы пик вагоны идут битком. Даже двухвагонные поезда из 2-х секционных Татр не спасают. При этом в одном направлении трамваи идут практически друг за другом.

Одной из проблем белградского трамвая можно назвать - не согласованность расписания. За частую, с конечной станции вагоны разных маршрутов отправляются одновременно и следуют друг за другом толпой, при этом, расписание, вывешенное на остановке - не соответствует реалиям. Из-за того, что вагоны разных маршрутов уехали "толпой", возникает большой временной разрыв на линии. По моему мнению, это связано с тем, что на большей части конечных один или два трамвайных путей. Второй путь как правило занят вагонами на обеде, или в резерве. А на оставшемся единственном пути стоит вагон, который должен уехать позже, чем тот, что приехал за ним. Такая ситуация возникает, из-за того, что многие вагоновожатые прям "гонят", и догоняют впереди идущий трамвай и приезжают на кольцо не в своё время.

Важно отметить, что трамваи работают долго, заканчивая свою работу ближе к полуночи, а первые рейсы отправлятся от конечных около 4:30-5:00.

Так же на белградских трамваях плохо организована система информирования пассажиров. Остановки чаще всего не объявляются, а если объявляются, то водителем, но не понятно. Даже в новых, современных трамваях, где установлено специальное оборудование в виде автоинформатора - то же нечего не работает.

бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU

Несмотря на важное транспортное значение трамвая, ряд его линий очень живописны, и благодаря тому, что трамвай не закрывался и сохранился в центре города. Ряд же его линий необычны и красивы. На трамвае можно проехать по совмещенному автомобильно-трамвайному Старому Савскому мосту. Трамвайные пути здесь занимают всю ширину моста. Мост построен в 1942 году и выполнен из стали, и выполнен в виде арок. Когда трамвай проезжает по данному мосту об этом слышит вся округа - грохот стоит невозможный. При этом трамвай смотрится на мосту очень впечатляюще.

Старый Савский мост, СМЕ из трамваев трамвай Tatra KT4YU-М.
Старый Савский мост, СМЕ из трамваев трамвай Tatra KT4YU-М.

Среди трамвайных линий можно выделить линию, которая проходит по улице Пиариона Мондезира вдоль стен Белградской крепости Калемегдан. Эта же линия выходит на живописную набережную вдоль реки Савы. Про туристический маршрут № 2, уже писалось выше.

Трамвай забирается по отдельной трассе от конечной "Пристаниште" к линии по улице Пиариона Мондезира вдоль стен Белградской крепости Калемегдан, трамвай Tatra KT4YU
Трамвай забирается по отдельной трассе от конечной "Пристаниште" к линии по улице Пиариона Мондезира вдоль стен Белградской крепости Калемегдан, трамвай Tatra KT4YU

Белградскому трамваю можно поставить оценку "хорошо" с большим минусом. Плюсы трамвайной системы: высокая скорость, выделенные линии, большая маршрутная сеть, маленькие интервалы. Среди минусов - плохое состояние подвижного состава, состояние путей хотелось бы получше, несоблюдение расписания движения, не объявление остановок.

В заключение Белградскому трамваю хочется пожелать новых современных вагонов, новых трамвайных линий и поменьше хулиганов, портящих трамвайные вагоны. А еще, хочется, что бы в ходе эксплуатации базельские вагоны не повторяли судьбу Татр, и продолжали радовать пассажиров своим состоянием.

бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 7, поезд из трамваев Duewag GT6 и FFA/SWP B4
бул. Короля Александра, маршрут № 7, поезд из трамваев Duewag GT6 и FFA/SWP B4
бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 5, трамвай Tatra KT4YU
ул. Неманина, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU. На фоне разрушенного здания министерства обороны в 1999 году, во время бомбондировок НАТО по Сербии
ул. Неманина, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU. На фоне разрушенного здания министерства обороны в 1999 году, во время бомбондировок НАТО по Сербии
бул. Короля Александра, маршрут № 7, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 7, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 2, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 12л, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 12л, трамвай Tatra KT4YU
бул. Короля Александра, маршрут № 14, трамвай CAF Urbos 3
бул. Короля Александра, маршрут № 14, трамвай CAF Urbos 3

И напосоедок, видео. Поездка на трамвайному маршруту № 2, по внешней стороне кольца, от конечной "Пристаниште":

Поездка на трамвайном маршруте № 7 от Блока 45 до Устанички:

Проездка на трамвайном маршруте № 11 от Калемегдан до Блока 45:

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о трамвайных системах:

Пражский трамвай

Трамвай Санкт-Петербурга

Трамваи Вены

Трамваи Минска

Трамваи Мюнхена

Трамваи Братиславы

Трамваи Будапешта

Трамваи Казани