Найти в Дзене
Транспортная планета

Трамваи Турина

Оглавление

Продолжаем знакомится с трамвайными системами мира. Сегодня на очереди одна из крупнейших трамвайных сетей Италии - Турина.

г. Турин, Corso Unione Sovietica, маршрут № 4, трамвай Alstom Cityway
г. Турин, Corso Unione Sovietica, маршрут № 4, трамвай Alstom Cityway

Турин - город на севере Италии, административный центр области Пьемонт, первая столица объединенной Италии. Турин - крупнейший промышленный центр, столица итальянского автомобилестроения - здесь расположены заводы Fiat, Iveco и другие. Население города - 4-ое в Италии - 878 тыс. чел., площадь - 130 кв. м.

Город имеет довольно простую прямоугольную планировку, расположен на плоскости. По границе города протекает река По.

Общественный транспорт

Общественный транспорт Турина представлен не только трамваями, о которых более подробно речь пойдет ниже, но и автобусами, электробусами, метро и электропоездами.

Метрополитен в Турине молодой, открыт в 2006 году и состоит из 1 линии, которая проходит с юга на запад через центр. Линия из 23 станций. Метро работает с 4:45 до 0:00 с пиковым интервалом 2 минуты.

В городе работает 80 городских и пригородных автобусных маршрутов, а так же 2 маршрута электробуса. Так же имеется 16 ночных маршрутов с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье.

Оплата проезда

Оплатить проезд в городском транспорте Турина можно смарт-картой. Билет продается в магазинах, а так же в автоматах на остановках. Билет на 1 поездку стоит 1,70 евро и действует в течении 100 минут с возможностью неограчённых пересадок. При этом нужно не забывать прикладывать билет к валидатору при каждой посадке.

Так проезд можно оплатить бесконтактными банковскими картами. Такая услуга доступна только при входе в метро, а так же при поездке на автобусных маршрутах № 8, 55, 56, 58, 68.

Еще один тип карты для оплаты проезда называется "Мултисити", он стоит 10 евро, и включает в себя 6 билетов. Каждый билет так же действует 100 минут.

Имеется так же дневной проездной. Он стоит 3 евро и дает возможность перемещаться без ограничения пересадок в течении 24 часов. Имеется такой же билет, но на 7 дней. Он стоит 17,50 евро. Так же подобные билеты продаются на 48 часов (7,50 евро) и 72 часа (10 евро).

Все эти же билеты можно приобретать и оплачивать проезд через приложение To Move на смартфоне.

Трамвай

История

История общественного транспорта в Турине начинается в 1845 году, когда начали работу 2 линии омнибуса. В 1871 году в городе было открыто движение конки. Конка строилась по концессии, ее владельцем была компания SBT: Бельгийско-Туринское общество трамвайных путей. Благодаря его деятельности сеть достигла 9 линий.

В 1881 году начала работу еще одна компания - STT: Туринское общество трамваев и экономических железных дорог. Эта контора управляла еще 3 новыми линиями.

Электрический трамвай начал работу в 1897 году. Для этого была открыта еще одна компания, работавшая по концессии - SAEAI. После национализации в 1907 году всех предприятий коночные линии были окончательно электрифицированы.

С началом Второй мировой войны трамвайное движение сворачивалось, а полная остановка произошла в 1943 году из-за больших разрушений во время бомбардировок города. После войны трамвайное движение было восстановлено и продолжилось активное развитие сети, что привело к тому, что в 1949 году трамвай достиг своего пика - 23 маршрута.

С 1950-х годов трамвайное движение в городе начинает сворачивается, за несколько лет закрывается 6 маршрутов. Еще 6 маршрутов будет закрыто после транспортной реформы в 1966 году, их количество сократится до 13.

Но уже в 1970-е годы трамвай начинается возрождаться. Строятся новые линии в районы-новостройки. В 1982 году маршрутная сеть была пересмотрена. Вместо традиционных радиальных маршрутов, ведущих в центр города была применена новая: решетчатая. Маршруты стали прямыми. Впрочем такой принцип работает до сих пор.

В 2000-е годы трамвай практически не развивался, а стагнировал. Из-за строительства метро, реконструкции улиц и развязок ряд линий перестали использоваться или были вообще закрыты.

Описание сети

Трамвайная сеть Турина по современным европейским меркам большая и охватывает весь город. Но, есть одно но: большая часть этих линий не используется в движении, либо частично разобрана.

Сейчас длина линий 88,5 км. Работает 7 маршрутов, которые обслуживают 4 трамвайных парка. Колея стандартная европейская - 1435 мм, перевозчик - GTT.

Схема трамвайных линий
Схема трамвайных линий

Фактически трамвайная сеть представляет из себя прямоугольную сеть, по принципу которой и построены маршруты, проходящие по прямой из конца в конец.

Сеть состоит из 7 маршрутов. Самый длинный городской маршрут № 4 построенный в начале 1980-х по принципам ЛРТ (легкорельсового транспорта). Он проходит с севера на юг от viale Falchera до Strada del Drosso.

г. Турин, Corso Unione Sovietica, маршрут № 4, трамвай Alstom Cityway
г. Турин, Corso Unione Sovietica, маршрут № 4, трамвай Alstom Cityway

Из всех других маршрутов выделяется № 16: он кольцевой и огибает по периметру весь исторический центр города. Ряд маршрутов работают только по будням (№ 3, 4, 9, 16), остальные заменяются в выходные на автобусы. Трамваи работают традиционно с 5 утра до 0:00-1:00. Безусловно самый частоходящий маршрут № 4 - у него интервал в часы пик 5 минут. Самый редкий - № 9, он ходит каждые 10 минут. Средний же интервал на трамвайных маршрутах 7-8 минут.

Как уже говорилось ряд линий, причем протяженных не работают. Это большая линия 18-ого маршрута, который ходил с севера на юг. Часть его линий по ул. Via Nizza разобрана из-за строительства метро. Так же не работает большой участок линии 10 маршрута по ул. Via Stadella из-за строительства развязки на piazza Baldissera. Про не эксплотирующиеся более короткие участки я вообще не говорю, их полно. Так же в городе очень много остатков старых закрытых еще в середине 20 века линий, которые местами заасфальтированы, а местами просто торчат из асфальта.

Особенности инфраструктуры

В Туринской трамвайной сети большое количество особенностей путевого развития и принципа прокладки линий, которые так же необходимо упомянуть, так как это своего рода транспортные достопримечательности.

Интересен так же принцип расположения путей на улице. Кроме традиционного и привычного для нас расположения линии по центру проезжей части на совмещенном полотне или выделенке, ограниченной бордюром есть совсем редкий вариант, когда трамвайные пути проложены не по оси улицы, а по его бокам. Кстати, такое расположение путей мы уже видели в Белграде. Оно удобно, тем, что пассажир выходит сразу на тротуар, а не на проезжую часть. В Туринском варианте такие линии еще являются и совместной выделенной полосой с автобусами. Иногда так делают и на выделенке по оси улицы. Автобусы идут вместе с трамваями, как на ул. Corso Giulio Cesare.

Трамвайно-автобусная выделенка на Corso Giulio Cesare. Скриншот Просмотр улиц Google: https://www.google.ru/maps/@45.0949909,7.6954435,3a,75y,184.02h,83.49t/data=!3m6!1e1!3m4!1sNxPk7boZXJjes2UyKL37Sg!2e0!7i16384!8i8192
Трамвайно-автобусная выделенка на Corso Giulio Cesare. Скриншот Просмотр улиц Google: https://www.google.ru/maps/@45.0949909,7.6954435,3a,75y,184.02h,83.49t/data=!3m6!1e1!3m4!1sNxPk7boZXJjes2UyKL37Sg!2e0!7i16384!8i8192

В Турине, особенно много линий на совмещенном полотне в центре города. Но опять же посадка и высадка пассажиров организована на специальных посадочных площадках.

Интересная особенность организации движения на линии по Corso Unione Sovietica (переводится, как проспект Советского Союза!) 4-ого маршрута здесь организовано левостороннее движение трамваев! А на другом конце все той же 4-и разворот вагонов организован в тупиках вместо привычного кольца, совсем как в метро, поэтому здесь работают только двухсторонние вагоны. Впрочем это не удивительно, линия то строилась по принципам ЛРТ.

Подвижной состав

Сейчас парк туринского трамвая насчитывает 183 вагона разных моделей.

Самая многочисленная серия вагонов - 78 экземпляров - так называемая серия 2800. Это вагоны 1958-1960 и 1982-1983 годов выпуска. 2-х секционные сочлененные вагоны строились GTT из старых одиночных вагонов 2100, 2200, 2500 серий (1932-1938 годов выпуска) путем соединения двух вагонов узлом сочленения. Вагоны серии 2800 6-и осные: средняя тележка расположена под узлом сочленения. Чаще всего они окрашены в оранжевый цвет. Традиционно ими закрывается весь выпуск на кольцевом 16-ом маршруте, а так же перепадают на 3, 13 и 15 маршруты.

г. Турин, вагоны 2800-ой серии, Via Po, маршрут № 15
г. Турин, вагоны 2800-ой серии, Via Po, маршрут № 15

Второй по количеству вагонов модель так называемая серия 6000 - это 7-и секционные, сочлененные, двухсторонние, низкопольные вагоны Alstom Cityway. Вагоны строились в 2001-2003 году на заводе в Турине. Они традиционно выкрашены в серо-синюю окраску и работают на 4-ом маршруте - единственном без оборотных колец. Всего в городе 52 вагонов такой модели.

г. Турин, Via Milano, маршртут № 4, Alstom Cityway
г. Турин, Via Milano, маршртут № 4, Alstom Cityway

В 1989-1992 году в город поступила партия вагонов получивших обозначение серия 5000. Это 3-секционные вагоны с переменным уровнем пола: низкопольная площадка в середине вагона. Вагоны имеют 3 тележки и 6 осей. Строились на местном заводе Fiat. В городе 53 вагона такой модели. Традиционно они работают на 3, 9, 10, 13 и 15 маршрутах.

г. Турин, Via Po, маршрут № 13, вагон 5000-ой серии
г. Турин, Via Po, маршрут № 13, вагон 5000-ой серии

Кроме того в парке числится 1 вагон модели SNOS 2700, построенный в 1959 году. Он традиционно работает на туристическом маршруте № 7, который сейчас не работает из-за пандемии коронавируса.

***

Переходим к выводам. Трамвайная система Турина довольно большая, самобытная, но используется далеко не по максимуму. Во первых, как уже говорилось, очень большое количество линий не используется из-за ремонтов и реконструкций годами. Так же ряд маршрутов заменяется по выходным на автобусы, что то же не очень хорошо.

При этом состояние трамваев, инфраструктуры довольно неплохое. Пути, контактная сеть в хорошем состоянии, на остановках имеются остановочные площадки. Вагоны то же в хорошем состоянии. Состояние внешнее и и внутреннее их на очень хорошем уровне. После римских расписанных граффити вагонов туринские явно содержатся на должном уровне. Ход у вагонов то же хороший, лишнего шума не издают. Даже старые трамваи 2800-й серии, по факту построенные еще в 30-е годы по ходовой по сравнению с нашими современными трамваями ездят гораздо тише и быстрее.

В салоне трамвая 5000-ой серии.
В салоне трамвая 5000-ой серии.

Сами трамваи ездят очень быстро - скорости высокие, ходят так же часто. И пассажиропоток на них то же не маленький. Будем надеется, что туринское руководство вернет трамваи на закрытые линии, а так же наконец-то начнет строить новые линии, вместо бесполезного вбухивая денег в строительство метро, которое по факту "возит воздух". с тамошними пассажиропотоками с лихвой бы справился трамвай. Кроме того, что метро построено вдоль закрытых трамвайных линий.

Трамвай 5000-ой серии в самам серце Турина на фоне Палацо Мадама - дворца королевы.
Трамвай 5000-ой серии в самам серце Турина на фоне Палацо Мадама - дворца королевы.
Трамвай 2800-ой серии на фоне Королевского дворца
Трамвай 2800-ой серии на фоне Королевского дворца
трамвайное кольцо "Corso Settembrini", маршрут № 10, Alstom Cityway
трамвайное кольцо "Corso Settembrini", маршрут № 10, Alstom Cityway
Трамваи на кольце ""Corso Settembrini"
Трамваи на кольце ""Corso Settembrini"
Corso Settembrini, маршрут № 10, Alstom Cityway
Corso Settembrini, маршрут № 10, Alstom Cityway
Corso Settembrini, маршрут № 10, вагон 5000-ой серии
Corso Settembrini, маршрут № 10, вагон 5000-ой серии
Corso Settembrini, маршрут № 10, вагон 5000-ой серии
Corso Settembrini, маршрут № 10, вагон 5000-ой серии
трамайное кольцо "Corso Settembrini", маршрут № 10, Alstom Cityway
трамайное кольцо "Corso Settembrini", маршрут № 10, Alstom Cityway

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о трамвайных системах мира: